Девушка чума а парень
Многие россияне перевелись на дистанционную работу, а некоторым приходится самоизолироваться на карантин. Если до последней недели открытыми к посещению оставались кинотеатры, музеи и фитнес-центры, то с каждым днём развлечений становится всё меньше. Зато в Интернете пользователи стали активно шутить про коронавирус и самые злободневные темы, которые он спровоцировал.
Остыли реки и земля остыла,
И чуть нахохлились дома.
Это в городе коронавирус,
Это в городе коронавирус,
А за городом чума, чума, чума
Мужчина закашлялся в автобусе. Весь автобус на него смотрит. Кондуктор:
— У вас коронавирус?
— Да нет, вы что! У меня туберкулёз!
Пришли мои посылки из Китая . Все в принципе хорошо, но коронавирус не положили
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Врач "коронавирусной бригады" скорой: Больные скрывают, что прилетели из-за границы - и медиков отправляют на карантин
КСТАТИ
Атлант затарил гречи: вкусные рецепты из гречневой крупы
Одно из отличных блюд, кстати, можно приготовить с помощью мультиварки (подробности)
Понравился материал?
Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФC77-50166 от 15 июня 2012. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Лайф выяснил, чем "утешали" себя люди во время эпидемий в древности.
Коронавирус не первая страшная болезнь, с которой пришлось столкнуться человечеству. Оспа, бубонная чума, корь или холера — эпидемии этих болезней унесли миллионы жизней в истории человечества. Они сметали с лица земли целые города, влияли на геополитику, экономику и общество. Но тяга к сексу была неподвластна даже им. Посещение бань, борделей люди почему-то не откладывали, к этому прибавляли секс на кладбищах.
Привычка сходить в баню, а заодно и помыться была главной прерогативой жителей Римской империи. Даже несмотря на страшную Юстинианову чуму, которая бушевала в мире целых два столетия (с 541 по 750 год до н.э.), бани в Риме почти не закрывались. Римские термы были местом, где всегда были горячая и холодная вода и мыло, а их посещение считалось обязательным для больного человека. Якобы это способствовало скорейшему выздоровлению больного.
Однако за культом "чистоты" стояла не только гигиена. В термы приходили поболтать и расслабиться. А желание провести время в одиночестве и вовсе воспринималось как признак не только невоспитанности, но и злого умысла. Релаксации при этом способствовала и обычная проституция.
Вступать в интимную близость практически с кем попало считалось таким же нормальным явлением, как для современного человека почистить зубы. Да и от пола такие отношения не зависели. Для патрициев и свободных граждан Рима главным было сохранение своего социального статуса. Опозориться можно было весьма просто — вступить в связь с женщиной своего же социального класса. Для сексуальных утех годились девушки или юноши более низкого сословия. Как правило, в этой роли выступали рабы или проститутки.
Массовые оргии в честь богов
Однако куда более популярной забавой древних римлян были массовые оргии. Они устраивались в честь богини Венеры. Несмотря на крайнюю раскрепощённость римского общества, проводить их вне стен храмов было запрещено. Но "что позволено Юпитеру, не позволено быку", а потому некоторые правители делали для себя исключения. Самый знаменитый из них — Гай Юлий Цезарь Август Германик. Его поражающие воображение "развлечения" хорошо известны по знаменитому фильму "Калигула" Тинто Брасса.
Секс на кладбище
Женщины, да и мужчины лёгкого поведения обслуживали граждан Рима не только в публичных местах. Самая низшая каста обслуживала "клиентов" даже на кладбищах. Таких проституток называли бустуариями (от лат. busta — гробница), и найти их не составляло труда. Большинство римских "работников секс-индустрии" носили сандалии с вырезанной на подошве фразой Sequere me (лат. — следуй за мной). Проходя по песчаным улицам, они специально оставляли "рекламные послания" для своих клиентов.
Мода на "кладбищенские оргии" возродилась в Европе много столетий спустя, во время Чёрной чумы, которая накрыла Европу в XIV веке. Очумевшие в прямом и переносном смысле люди пытались найти спасение во всём. Кто-то на фоне католической пропаганды присоединялся к церковной инквизиции, которая жгла и пытала "порочных женщин" как ведьм. А кто-то находил утешение в их компании прямо на кладбищах. Столь необычное место служило проституткам и "отверженным" в качестве убежища. Недаром глоссарий историка-медиевиста Шарля Дюканжа даёт трактовку латинского слова cimeterium, перешедшего во французский язык в значении "кладбища как "убежища вокруг церкви".
Вдохновлённые языческими культами люди совокуплялись прямо возле выкопанных могил. Этими странными обрядами они пытались победить смерть.
Нью-йоркская адаптация секса во время чумы
"Сам себе партнёр" — такую рекламу запустил во время вспышки коронавируса Департамент здравоохранения Нью-Йорка.
Власти города рассказали, что "вы — ваш самый надёжный сексуальный партнёр". По их мнению, "мастурбация" не способствует распространению CoViD-19, особенно если "вы моете свои руки (и любые секс-игрушки) с мылом и водой по крайней мере на протяжении 20 секунд до и после секса".
Для тех же, кто живёт один или предпочитает онлайн-знакомства, у американских медиков тоже нашёлся совет: "Видеосвидания, интимные СМС (англ. — sexting) или свидания в секс-чатах могут стать подходящим вариантом".
Жанры
Авторы
Книги
В продаже
Серии
Форум
Ермаков Виктор Иванович
Книга "Танчами. Сказки народов севера"
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
Приезжает, в чум со сватами заходит, говорит:
— Я хочу жениться на твоей работнице!
Хозяин-оленевод говорит ему:
— Спрашивай у нее. Она не хочет выходить. Ждет сына Солнца.
Хозяин свою работницу в чум позвал.
Сваты богатыря Ондокита говорят ей:
— Наш парень жениться хочет. Выходи за него.
Девушка Ангадякан со сватами даже говорить не стала. А богатырю Ондокиту сказала:
— Я здесь самая красивая. На земле никто не достоин быть моим мужем. Только сын Солнца может быть мне мужем. Его жду!
Богатырь Ондокит от такой обиды очень рассердился и начал про сына Солнца плохие слова говорить, ругать его ни за что.
Это услышал добрый дух Хэвэки, пришел к ним:
— Девушка Ангадякан и парень Ондокит, вы самые плохие люди на земле. Вы и другим людям спокойно жить не дадите, поэтому превращаю вас в каменные горы, — сказал.
И в две горы парня и девушку превратил.
Возле поселка Чиринда стоят две горы: Ангадякан — одна гора, другая — Ондокит. Гора Ондокит от поселка далеко стоит, но друг друга горы Ангадякан и Ондокит всегда видят. Эвенки жалеют богатыря и к горе Ондокит всегда подарки всякие приносят.
Жила в тайге одна красивая девушка. Никакой родни она не имела — одна жила в своем чуме.
Эта девушка была сильная и смелая охотница, и мастерица была искусная, умела шить унты и парки с красивыми узорами.
Однажды она во сне увидела: где-то далеко-далеко, на высокой горе живет парень-богатырь. Этот парень — брат Ветра. Проснулась девушка, думала-думала про этого парня-богатыря и решила найти его и с ним умением и силой помериться, а кто победит, тот и скажет, как дальше им жить: вдвоем или порознь…
Утром она собралась и пошла парня искать.
Шла, шла она и вот увидела высокую гору с одиноким чумом.
Подошла ближе и начала гору приподнимать и трясти, чтобы чум сбросить. Трясет-трясет эту гору, а чум никак сбросить не может, только парня разбудила.
Так подумал и засвистел в сторону горы, где его брат жил.
Проснулся брат-Ветер, поднялся и на девушку так подул, что деревья согнулись и камни полетели. Но девушка крепко схватилась за скалу, и Ветер никак не мог ее оторвать от горы.
Дул он, дул, устал и снова улегся спать.
А девушка поднялась на гору, подошла к чуму парня-богатыря и сбросила на землю ровдугу — покрытие чума. И обратно пошла, даже не взглянув на парня.
Рассердился парень-богатырь и выпустил стрелу в девушку, поранил ей руку. Девушка потерла рану лоскутком с красивым узором. Рана сразу зажила, и девушка дальше пошла.
Мать парня-богатыря увидела этот лоскуток и говорит сыну:
— Останови ее. Это непростая девушка.
Парень еще одну стрелу выпустил. Стрела упала возле ног девушки, но она переступила стрелу, будто не увидела ее.
Парень бросил ей вслед пальму. И так метко бросил, что пальма[37] перелетела и перед уходящей девушкой упала.
Девушка хотела и через пальму переступить, но парень-богатырь закричал ей вслед:
— Не переступи пальму, не позорь меня! Вернись ко мне!
Девушка остановилась, не переступив пальму, а потом к чуму парня вернулась.
Парень-богатырь и девушка-мастерица поженились, жили дружно и сытно, детей и внуков имели.
Сила материнского молока
Давно это было. Жил один очень сильный и богатый парень, вдоль одной речки кочевал-охотился. Тогда эвенки по всей тайге кочевали, в одиночку и семьями жили.
Вот однажды этот парень трех девушек-сестер в лесу встретил. И как только он их увидел, сразу решил на какой-то жениться.
Старшую девушку спрашивает:
— Ты что делать умеешь?
— Из оленьего мяса разную еду умею делать, — говорит она.
Потом Среднюю девушку-сестру спрашивает:
— Ты что делать умеешь?
— Унты и парку сразу пошить могу, — говорит эта девушка.
Вот он их Младшую сестру спрашивает:
— А ты что делать умеешь?
Младшая девушка-сестра говорит ему:
— Трех сыновей рожу. Кормить только своим молоком буду. Сильными богатырями вырастут.
На этой девушке парень решил жениться: ему очень хотелось трех сыновей иметь.
Вот они поженились и какое-то время вдвоем в отдельном чуме живут, хорошо живут, дружно. Парень на охоту ходит, а жена дома обед варит, одежду шьет. Пришла пора ребенка рожать. В эти дни мужчине нельзя в стойбище оставаться. Он уехал на охоту. К жене принимать роды старуху позвали. Ребенок очень хороший родился. Сестры в своем чуме соседями жили. Они тоже пришли, взяли этого мальчика и богатому человеку отдали, а на его место в постель щенка положили.
Муж пришел с охоты, спрашивает:
— Жена кого родила?
Сестры показали ему щенка.
Он рассердился, взял этого щенка и оторвал ему голову.
Вдвоем парень с женой еще какое-то время живут. Вот пришла пора второго сына рожать. Муж опять на охоту уехал. Принимать роды сестры позвали старуху. Когда женщина родила сына, сестры опять отдали его богатому человеку, а возле матери щенка положили. Вернулся муж с охоты, увидел щенка, еще больше рассердился и убил его.
Еще вдвоем живут муж с женой. Вот пришло время рожать третьего сына. Муж уехал на охоту, а когда вернулся, женщин спрашивает:
— Жена ребенка родила?
— Теперь человек родился. Только очень слабый.
Рассердился парень и решил избавиться от жены и нездорового ребенка. Он поймал самого большого быка-оленя, зарезал, освежевал, из шкуры этого быка мешок пошил, посадил в него жену с ребенком, зашил мешок и бросил в большое озеро. Муж думал, что они утонут, а мешок по воде поплыл.
Плывут и плывут они в мешке. Мать кормит сына своим молоком, и парень по часам растет. Растет и растет, и пока к другому берегу доплыли, парень совсем вырос. Как только этот мешок волна к берегу прибила, он взял у матери нож, разрезал мешок, и они на берег вышли.
На берегу мать нашла высокую траву, из нее связала сыну шапку и одежду.
Парень оделся в эту одежду, а как только шапку надел, к ним откуда-то старый человек пришел, травяную шапку у парня просит. Он отдал ему травяную шапку. Мужчина за это дал ему Топор, Железную палку и Мешок, сказал парню:
— Топор тебе чум построит, Железная палка защитой будет, а в Мешке ты еду найдешь.
И научил парня, когда надо секретные слова говорить Топору, Железной палке и Мешку, чтобы они ожили и помогли ему.
Когда Старик ушел, парень сказал:
— Мой Топор, построй мне просторный чум на этой земле!
Топор быстро построил большой и красивый чум.
Парень с матерью поселились в этом чуме. Из Мешка они достали оленье мясо и всякую другую еду, начали есть.
Так они стали жить на другом берегу.
Вот прошло какое-то время, и однажды утром они увидели: к их чуму идет человек, а с ним много лучников. Оказывается, это был тот богач, которому сестры ее сыновей отдали. Он со своими людьми шел убить женщину с сыном.
Парень своей Железной палке сказал:
— Моя Железная палка, покажи свою силу!
Железная палка выскочила из чума, полетела и перебила всех воинов-лучников и их хозяина-богача. После этого Железная палка вернулась в чум и легла возле парня.
Пальма — длинный нож с односторонним широким лезвием и острым концом, прикрепленный к длинному древку.
С того момента, как новая болезнь вспыхнула в провинции Хубэй до настоящего времени, когда коронавирус охватил все страны мира, мемы на эту тему претерпели определенное развитие. Вначале пользователи (не пренебрегая расизмом) высмеивали вирус, как новую проблему несчастных китайцев, воспринимая его как сугубо национальную проблему. Постепенно темой для шуток стали исключительная заразность заболевания, его смертельная опасность, лихорадочные закупки в супермаркетах и карантин. Юмор становится все более черным, а за показным цинизмом хорошо угадывается паника.
Так, буквально вчера экс-продюсер и любовница певицы Светланы Лободы опозорилась, пошутив сразу на две несмешные темы: дефицит продуктов и мальчик из Омска, которого отчим пытал стоянием на гречке.
Фото: Instagram
А мы пока вспомним, с чего все начиналось. Ведь все помнят о возможном происхождении коронавируса?
Фото: соцсети
Теперь, увы, за коронавирусом в Китай ехать уже небязательно.
Вначале необходимость носить медицинские маски казалось забавной.
Фото: соцсети
Позже маски исчезли из аптек и магазинов.
Фото: соцсети
Впрочем, дизайнеры и предприимчивые звезды нашли способ нажиться.
Фото: соцсети
Дивный новый мир.
В соцсетях высмеивают паранойю в отношении COVID-19 (однако беспечно относиться к вирусу - куда опаснее).
Фото: соцсети
Излишние меры предосторожности сейчас не помешают.
Фото: соцсети
Вот так делать не нужно.
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Похоже, определилось самое надоевшее слово в медиапространстве.
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Шарлатанский подход к лечению и профилактике коронавируса нельзя оставлять без внимания.
Постапокалиптическую тематику не вспомнил только ленивый.
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Самоизоляция стала отдельной темой.
Как и всеобщий ажиотаж вокруг гречки с туалетной бумагой.
Фото: соцсети
Фото: соцсети
Привет из 2009-го.
Фото: соцсети
"Отдых на круизном лайнере: оплати одну неделю, две получи в подарок. Промокод: корона"
И под занавес - анекдоты про коронавирус.
- Сценарий для зомби-апокалипсиса: главные герои шарятся по заброшенным домам в поисках еды и медикаментов, но находят везде только туалетную бумагу.
- СРОЧНО! Мужчина с запасом гречки и макарон, познакомится с женщиной, с запасом сахара и туалетной бумаги
- Почему сметают с полок туалетную бумагу? Потому что на каждого чихнувшего тут же сто обделавшихся.
- По нынешним временам, выражение "Чихал я на ваш референдум!" квалифицируется, как угроза террористической атаки.
- Открыл соцсети, удивился: откуда у меня в друзьях появилось столько вирусологов? Нормальные же политологи были.
- Друзья, в эти непростые дни мы должны быть как можно дальше друг от друга.
- Появилась информация, что изначально из-за коронавируса голосование за поправки к Конституции планировали провести по смс. Но возник риск, что опять победит дочь Алсу.
Сами видите, как легко сегодня можно раздуть панику мировых масштабов буквально на пустом месте. Вокруг коронавируса уже успели нагородить тысячу и одну теорию заговора, а последователи бабы Ванги тычут перстом в небо и пророчат всем смерть. Но все это детский лепет по сравнению с действительно страшной эпидемией, которая в свое время тоже пришла из Азии. Вот только она на самом деле изменила планету, попутно уничтожив половину жителей Европы. Вспоминаем историю черной смерти — пандемии чумы, бушевавшей в середине XIV века.
Предвестники беды
Средние века в целом сложно назвать комфортным временем жизни для большинства населения. Дело не в отсутствии коворкингов и смузи с круассанами только по праздникам вроде дня рождения местного пэра. На протяжении всего (как правило, непродолжительного) жизненного пути условного Петера или Жана сопровождали голод, болезни и войны.
Но в середине XIV века произошло нечто настолько ужасное даже для тогдашних закаленных Петеров и Жанов, что в итоге это отложилось в генетической памяти их потомков и наших современников. Невообразимый ужас и смерть, шагавшие рука об руку, внушили людям: вот он, ниспосланный богом за все человеческие прегрешения конец света — дальше ничего не будет.
Началось все… впрочем, до сих пор никто толком не знает, что стало причиной масштабного бедствия. Сама чума, точнее вызывающая болезнь бактерия Yersinia pestis, появилась на свет задолго до человека и даже его предков. Вот только на протяжении миллионов лет чумой болели многочисленные грызуны — от сусликов до крыс. По мере расселения людей болезнь настигла и наше племя. Считается, что завуалированные свидетельства о бушующих чумных эпидемиях можно найти в Библии.
Первая по-настоящему масштабная и исторически зафиксированная пандемия чумы захлестнула человеческую цивилизацию в Византийской империи в середине VI века, во времена правления императора Юстиниана. Она бушевала полстолетия и порой буквально опустошала целые города, а Византийскую империю поставила на край гибели.
Но люди склонны забывать обо всех неприятностях, тем более если они были давно и черт знает где. К XIV веку о Юстиниановой чуме знали в основном лишь по страшилкам и сказкам. Но в начале 1340-х годов поползли тревожные слухи с Востока: там то ли жабы падают прямо с неба, то ли небесный огонь поразил города — в общем, точно творится что-то неладное.
Интернета тогда не было, а потому вести о беде где-то в Азии доходили в виде обрывков, да и то годы спустя. Разумеется, загодя закрывать порты и сухопутные пути никому в голову не приходило. Мало ли что разносит простой люд. Меж тем надвигалась большая беда. Совсем скоро Европа лишится половины населения.
Заражение
Но почему этот в целом нормальный для природы процесс активизировался именно в середине XIV столетия? Ученые говорят о комплексе взаимосвязанных причин. Среди них, например, климат, который в первой половине столетия был не только холоднее обычного, но и куда более влажным. Несколько лет Европу обильно засыпало снегом и поливало дождем. Сотни затопленных городов, неурожай, нашествие саранчи, голод — и, как следствие, ослабленный иммунитет. Не стоит забывать и об антисанитарии, царившей в средневековых городах. Все это привело к пробуждению оспы, которая считается предвестницей чумы.
Опять же время было такое. Вся Европа погрязла в войнах и стычках разных масштабов. При этом континент уже был крепко опутан торговыми маршрутами. Шелка и специи, новые технологии и драгоценные металлы, оружие и пушнина — то была эпоха, когда купцы несказанно богатели и начинали оказывать серьезное влияние на политику мировых держав.
Считается, что сначала чума свирепствовала в Китае в 1320—1330-е годы. В некоторых районах осталось не более 10% населения. Самолетов, поездов, пароходов и вездеходов не было, поэтому распространялась эпидемия медленно, годами. После Китая настала очередь Индии, Золотой Орды и, наконец, Европы.
Долгое время историки винили во всем хана Джанибека, в 1346 году осадившего генуэзскую крепость в Крыму. Мол, когда в его войске началась эпидемия, он приказал забрасывать в крепость зараженные тела с помощью катапульт. В итоге армию хана покосила болезнь, а купеческие корабли разнесли заразу по средиземноморским портам.
Сегодня эту версию всерьез не рассматривают и вообще сомневаются в самом факте осады. Но в любом случае остается факт: в 1346-м черная смерть накрыла итальянские города, а в следующие два года — всю Западную Европу.
Обычно от появления первых признаков заражения до смерти проходило от нескольких часов до пяти дней. Уровень смертности — почти стопроцентный, выздоравливали единицы. Трупы умерших от бубонной чумы почти мгновенно чернели, чем вызывали ужас еще живых соплеменников. Именно из-за этой особенности поведения мертвых тел болезнь и получила свое название.
Черная смерть не щадила никого. Мостовые городов были переполнены разлагавшимися трупами, которые некому было хоронить. Миллионы горожан в панике бежали из городов, но это мало помогало: среди беженцев обычно находился хоть один больной чумой, чего было достаточно для заражения всех окружающих. Говорят, в Париже после пандемии из 300 тыс. человек осталось менее 3 тыс. Умирали горожане и крестьяне, бедные и богатые, рабы и короли. Умирали все.
На опустевших улицах городов, помимо ужаса и болезни, промышляли насильники, грабители и мародеры, которые решили, что им нечего терять. Неминуемость смерти и уверенность в наступившем конце света со многих сорвала и так не слишком устойчивые моральные скрепы.
Худшим местом во время пандемии был, как ни странно, лазарет (от венецианского острова Лазаретто, где хоронили умерших от чумы больных). Туда волокли всех, у кого было хоть малейшее подозрение на заболевание. А иногда банды грабителей насильно приводили в лазарет богатых горожан, чтобы беспрепятственно хозяйничать у них дома. Лазареты превратились в лагеря смерти, откуда не было дороги обратно ни для больного человека, ни для здорового. Фактически это были места изоляции больных, где их не столько лечили, сколько оставляли умирать подальше от остальных.
Сложно сказать, сколько человек погибло от черной смерти и сопутствовавших ей явлений. Многие города полностью опустели, при этом в сельской местности обстановка была чуть лучше. По оценкам историков, от бубонной чумы погибло не менее 25 млн европейцев. Вымерло от 30 до 70% жителей Западной Европы. Ни до, ни после в истории человечества не было столь масштабного вымирания. Пожалуй, перед нами тот случай, когда известная нам цивилизация действительно стояла на пороге полного уничтожения.
Чума дошла и до ВКЛ, и до Руси. Вот только достоверных сведений о том, как болезнь повлияла на эти территории, очень мало. Сохранились отдельные свидетельства о разгуле хвори в таких городах, как Смоленск, Псков и Новгород, то есть там, где существовали более-менее прочные торговые связи с западными соседями. Там тоже были смерть, ужас и прочие неприятности. Но все же размах бедствия по каким-то причинам был куда меньше, чем в Западной Европе. Пандемия начала сходить на нет, когда добралась до Польши.
Молитва и молоко — лучшее лекарство
И все-таки люди выжили, а черная смерть отступила. Все благодаря медицине и своевременному лечению? А вот и нет.
Впрочем, сопротивляться заражению все же пытались. Действенным способом борьбы с заразой было сжигание умерших, а также их вещей и жилья. Проблема в том, что сжечь такое количество трупов крайне затруднительно.
Уже заболевшим тоже было из чего выбрать. Например, в яички нужно воткнуть иголки. Если не повезло и яичек нет, стоит попробовать компресс из смеси слив, яблок, жемчуга, красного сандала и кораллов. Снова не повезло и нет жемчуга с кораллами? Тогда берем пиявок, ящериц и высушенных жаб, накрываем ими бубоны и ждем, пока все это добро высосет чумной яд.
В открытые раны можно положить масло и сало, а избавиться от лихорадки наверняка поможет свежая кровь только что убитых щенков и голубей. Действенным считалось вскрытие бубонов и прижигание раскаленной кочергой. Способ на самом деле иногда помогал, вот только был очень высокий риск смерти от сердечного приступа и болевого шока.
Но, конечно, самый топ среди всех методов — молитва. Ежедневно по городам ходили толпы босоногих священников и прихожан, которые истово часами напролет читали молитвы и бичевали себя.
Последствия
Пандемия хоть и исчезла спустя пять лет, однако отдельные эпидемические вспышки чумы еще долго сотрясали весь мир. Но именно черная смерть оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть.
Выжившим достались полностью разрушенные экономика и торговые связи — как местные, так и международные. Нужно было отстраивать все заново. Зато небывалый расцвет ждал опустевшие города, которые так нуждались в рабочих руках. Из-за их недостатка образовались предпосылки для последующего создания мануфактур, механизации производства и промышленной революции. Простые жители городов и рабочие становятся реальной силой. Видя это, в города бегут крестьяне, подрывая основы феодальной системы.
Разгул болезни подкосил авторитет церкви и вывел на первый план авторитет светских властей, которые хотя бы пытались принимать какие-то меры по сдерживанию пандемии. Зародились новые религиозные течения, которые полтора столетия спустя вылились в Реформацию и протестантизм.
Чума подкосила основную угрозу для Европы — Золотую Орду, которая в итоге распалась на несколько ханств, а вскоре и вовсе прекратила свое существование. В городах начали пытаться поддерживать подобие гигиены, время от времени очищая улицы от нечистот. Сильнейший толчок для развития получила медицина. Обычным явлением стало ранее запрещенное церковью вскрытие трупов на медицинских факультетах, повсеместно распространялись трактаты о профилактике болезней.
И конечно, искусство. Черная смерть породила целый жанр так называемого чумного искусства. Трактаты, стихи, гравюры и картины — на протяжении столетий писатели и художники находили особую красоту в смертельной хвори и ретранслировали ее через свои работы.
До сегодняшнего дня риск очередной эпидемии чумы не исчез окончательно. Однако он как никогда близок к нулю благодаря развитию медицины и устойчивости человечества к подобным заболеваниям, приобретенной за сотни лет ужаса и страданий.
Читайте также: