Джек лондон о чем рассказ алая чума
Алая чума
The Scarlet Plague
Другие названия: Багровая чума; Пурпурная смерть; Пунцовая смерть
Повесть, 1912 год
Язык написания: английский
Перевод на русский: Г. Злобин (Алая чума), 1961 — 15 изд. Е. Ланн (Алая чума), 1998 — 1 изд. В. Азов (Алая чума), 2011 — 2 изд.
- Жанры/поджанры: Фантастика( Постапокалиптика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)( Америка( Северная ) )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
По пустынному берегу бредут юноша и старик. В отдалении юноша замечает ветхие руины, и старик начинает долгий рассказ о величественном городе, чьи башни некогда высились на этом берегу, о могучей цивилизации и о событиях, которые привели мир к падению.
Издания на иностранных языках:
Доступность в электронном виде:
На мой взгляд гениальное произведение для того времени :appl:, оно и сей час читается на ура. Джек Лондон наверное один из первых писателей, кто написал постапокалиптический рассказ. Старик рассказывает своим внукам — дикарям, которые не знают цивилизованной жизни, как люди жили до. До того как мир поразила болезнь — алая чума. Как люди вели себя до катастрофы, что делали, как вели себя во время эпидемии, кто то помогал людям, кто то зверел, в общим показывали свою сущность. Как люди скатились чуть ли не до дикарей, после катастрофы. В общим читайте этот рассказ, один из родоначальников этого жанра, читайте и вы поймете откуда черпали идеи другие авторы для своих книг.
Джек Лондон написал фантастический рассказ. Постапокалиптику. Написал так, как мог это сделать только он.
Старик и внуки. Два разных поколения. Старик, он видел то, чего его внукам и во снах не привидится. Он видел могущественную, технологически развитую (в представлениях Лондона) цивилизацию. А внуки ему не верят. Так как не видели. Зато могут рассказать, кто их знакомых может с первого раза попасть в зайца, и кто из них самых сильный. Потому что видели.
Но Старик видел еще и крах этой цивилизации. Видел как чудовищная болезнь, названная алой чумой, убивает людей с невероятной скоростью. Как верный спутник любой катастрофы, паника, усугубляет положение. Как выжившие скатываются из цивилизованных людей в безумных дикарей.
И как все вновь постепенно, подобно Фениксу из пепла, возрождается.
Самого же автора явно интересовал больше всего не сценарий эпидемии, хотя он отработан на совесть, а социальный аспект происходящего. Корень зла, по его мнению, в господстве капиталистов-олигархов. Именно это ускорило, если не предопределило гибель цивилизации. Система власти, созданная олигархами, мгновенно рухнула, начиная с верхних этажей. Та же олигархия разрушила в своё время основы гражданского общества, и оно не смогло заменить власть в момент катастрофы. А миллионы людей, опущенные ниже уровня нормального человеческого существования, немедленно принялись грабить, жечь и убивать. Кровавая анархия идёт даже не следом за чумой, а впереди неё и уничтожает последние шансы остановить эпидемию. А потом умирают все — честные и бесчестные, сильные и слабые, разбойники и жертвы. Немногие уцелевшие возвращаются к первобытному существованию. Можно оспорить и социальный прогноз, и сценарий катастрофы, и, особенно, картину мира после апокалипсиса. Можно, но не хочется. Слишком сильное впечатление оставляет эта небольшая повесть.
Земля наконец-то смогла вздохнуть спокойно — одна зараза пожрала другую. Человечество, которое расползлось по лику планеты, как громадная раковая опухоль, в 2013-ом году практически прекратило своё существование благодаря чудовищной по своей силе пандемии новой болезни, названной алой чумой. Она, как и её исторические тезки терзавшие Европу в Средние века, прошлась частым гребнем по городам и селам неся смерть всякому, кого она коснется. Смертность от алой чумы была практически стопроцентной, а средств лечения найдено так и не было. От первичных проявлений в виде алой сыпи на коже до смерти проходило едва ли пара часов — увидев на лице и теле зловещие высыпания, человек мог не сомневаться в своей скорой гибели. После непродолжительных судорог онемение начинало быстро распространяться по телу, начиная с ног, пока не достигала области сердца, от остановки которого и погибал несчастный больной. Цивилизация угасла в одночасье, словно свеча на ветру. По прошествии шестидесяти лет люди благополучно забыли о своём былом величии и опустились в пучину варварства, лишь слепой старик, чудом доживший до преклоннных годов бережно хранит в своей памяти воспоминания о блеске и великолепии расцвета человеческой цивилизации и тех страшных событиях, приведших к её краху. Но это, по большому счету, уже никого не интересует — только трое мальчишек-козопасов, любопытных как все мальчишки, решают у вечернего костра послушать его рассказ.
Написанная аж в 1912-ом году повесть Лондона, в отличии от многих фантастических произведений того времени, до сих пор читается весьма увлекательно и не производит архаичного впечатления. Дело в том, что автор, описывая мир будущего не стал заострять внимание на каких-то технических новинках или радикальных социальных преобразованиях, коснувшись всего этого вскользь, в дозах, необходимых лишь для придания тексту глубины. Он сосредоточился на людях и их судьбах, на том хаосе, который охватил мир во время эпидемии алой чумы. Поэтому в повести довольно мало анахронизмов — в глаза бросаются разве что частные дирижабли, так и не прижившиеся в нашей реальности, да пришедшие к власти в Соединенных Штатах представители, так сказать, крупного капитала, то есть привычные нам олигархи. Зато большая часть текста отводится под рассказ о ужасах всемирной катастрофы, вызванной эпидемией. Люди, отчаявшись или почувствовав вседозволенность, стали стремительно превращаться в кровожадных зверей, которые с бешеным остервенением обреченных грабили, жгли, разрушали и убивали. Немногие незаразившиеся должны были ещё и элементарно выжить в этой кровавой бане.
Перед нами ни много, ни мало один из первых рассказов в жанре постапокалипсиса. Не берусь утверждать, но возможно даже предтеча всего этого жанра. Джек Лондон мастерски рисует картину того, что, на его взгляд, может случиться, если погибнет цивилизация, как быстро немногочисленные выжившие забудут, кем они были и спустятся обратно к каменному веку, как быстро отвергнут все человеческое, и уподобятся жестоким и невежественным дикарям…
В центре рассказа старик и его внуки, которым он повествует о том, каким было общество до того, как его изувечила ужасная алая чума, пошагово описывает, как болезнь ворвалась в мир, как день за днем пожирала человеческие жизни, каким ужасом отдавалась в его сердце…
Но внуки ничего не хотят слышать. Они считают россказни деда враньем, ничего не знают и не хотят знать! А еще в них нет и грамма уважения к мудрости своего деда, нет даже жалости. Они издеваются над ним, грубят и хохочут. Они уже стали настоящими дикарями. Новым поколением. А их дед, возможно последний на Земле интеллигент ничего не может с этим сделать. Может лишь смириться. Но не может смириться. Вот такой своеобразный конфликт поколений. О многом задумываешься, читая этот рассказ, и временами становится очень грустно…
Интересное и для Д.Лондона — не типичное пост-апокалиптическое произведение. Кроме интересного текста заложена и философская мысль о неизбежности и предначертанности круговорота бытия:
– Снова изобретут порох. Это неизбежно: история повторяется. Люди будут плодиться и воевать. С помощью пороха они начнут убивать миллионы себе подобных, и только так, из огня и крови, когда-нибудь в далеком будущем, возникнет новая цивилизация. Но что толку? Как погибла прежняя цивилизация, так погибнет и будущая. Потребуется, может быть, пятьсот тысяч лет, чтобы построить ее, но так или иначе она погибнет. Все погибает и проходит. Не исчезнут только космическая сила и материя – они вечно движутся, взаимодействуют и создают три непреходящих типа: священника, солдата и правителя. Устами младенцев глаголет истина веков. Одни будут сражаться, другие – молиться, третьи – править, а остальные – большинство
По всей видимости, это первое произведение о гибели человечества и о последних людях на Земле. Сегодня, конечно, уже много похожих произведений. Повторюсь, похожих, ибо, как мне кажется, они не смогли превзойти эту повесть в литературном и сюжетном отношении. Спустя столько лет, а читается с неподдельным интересом, герои очень характерные, а рассказчик вообще будет долго вспоминаться. И никакого героизма и суперменства, рельное, очень реальное описание мира, которое ждёт и нас. Время пришло. На часах без двух минут двенадцать. Но все с радостью ждут, когда ударят пушки.
Апокалипсис, который должен был случиться в 2013 году
Не знаю, как так вышло, но, несмотря на увлечение в юношеские годы прозой Лондона, эта повесть прошла мимо меня.
Наверное, это научная фантастика. Хотя по современному считая — постапокалипсис. Мир, так сказать, После.
А если смастерить из текста книги видеоряд (неважно, в виде игрового или мультяшно-компьютерного зрелища), то и вполне приличное ужастическое кино могло бы получиться, с многочисленными картинами стремительно мрущих от Алой смерти людей и душещипательными сценами расставания с близкими и знакомыми. Ну, и величественные картины опустевшей (а может освободившейся!) без людей природы, разваливающийся урбанистический мир, первобытные нравы и сцены дичания людей и животных — в общем, разгуляться было бы где.
Хотя по структуре произведение очень простое: дед рассказывает мальчишкам историю, но драматичности и уровню сопереживания эта история даст фору кровавым зомби-выживастикам современности. Ведь именно простота образа и сюжета позволяет читателю погрузится в мир не наступившего завтра.
Оценка: Читать всем любителям жанра ретро фантастики и постапокалипсиса.
Я поставила книге 7 баллов, хотя по современным меркам это слабое произведение.
Сюжет повести рассказывает о старике и его 3 внуках. Старый Грэнсэр застал еще прежний мир до жуткой эпидемии алой чумы, уничтожившей более 90% населения всего мира и цивилизацию заодно. Он рассказывает о последних днях мира старого и о том, как сформировался новый мир, в котором родились трое его внуков, описывая свои злоключения. Но его рассказ беземоционален, многие события выглядят нелогичными или притянтыми за уши. Образы персонажей довольно схематичны. Упор делается на такие аспекты социальной жизни, которые в наше время уже не актуальны — вроде утонченной леди Весты, вынужденной стать женой лентяя и садиста Шофера, который — о Боже. — необразованный слуга.
Вряд ли когда-то перечитаю. Нудновато.
Шикарная повесть. Постапокалиптика у многих ассоциируется с дешевой литератоурой и фильмами категории В. А тут в числе отцов-основателей сам Джек Лондон.
Ярко, мощно, возможно, даже жестоко. Чтобы рухнула цивилизация, понадобилось совсем немного.
Прошло 60 лет со времени катастрофы и стареющий бывший профессор рассказывает своим одичавшим внукам какой была земная цивилизация, и пытается понять, почему ее так быстро не стало
Джек Лондон хорошо предвидел количество людей на Земле, почти детально, а некоторые люди так вообще недавно грезили о пришествии Алой чумы и что это вирус Эбола в своем зародыше был. У него вышла, на мой взгляд, очень посредственная и средняя постапокалиптическая повесть, даже призывы к убийствам докторов, знахарей и шаманов не спасли ситуацию для передачи всеобщей разрухи мира.
В принципе, вышло вполне ожидаемо и, несмотря на низкую оценку, я не разочарована. Дело в том, что я люблю вернуться к истокам жанров, которые мне по душе, и почитать то, с чего все начиналось, но понимание, что это первоисточник и был он написан за много-много лет до тех книг, которые меня покорили и поразили в данном жанре, не может повлиять на интерес к самой рассказываемой истории. Ну, то есть я читала того же Берроуза или Уэллса и действительно увлекательно было вернуться к истокам научной фантастики и понять, откуда растут ноги у того или иного современного бестселлера или даже уже ставшего классикой жанра маст рида, но вот сами истории нууу такое, скучновато, если честно. Так что, берясь за, наверное, одно из первых произведений в жанре апокалипсиса/постапокалипсиса, я не ожидала ни экшена, ни запоминающихся героев, за которых я буду переживать, ни каких-то откровений. Так и вышло, простовато, где-то наивно и будь объем побольше даже скучновато. Все это я уже видела и читала в гораздо более интересных декорациях, пусть произведения эти и были созданы гораздо позже.
В 2013 году (еще один несостоявшийся апокалипсис мне в копилочку) человечество практически вымерло из-за разразившейся болезни, которую прозвали алой чумой. От появления первых признаков заражения до смертельного исхода проходило всего несколько часов, лекарства найти не удалось, так как ученые и медики гибли с той же скоростью, что и остальные. Плюс ко всему, как только начинает рушиться цивилизация, с людей тут же слетает весь ее налет, в ход идут уже зубы и когти, мораль и законы позабыты и прав тот, у кого сила. Одним из выживших в то страшное время оказался молодой профессор университета Джемс Говард Смит, спустя 60 лет он рассказывает о конце света своим троим внукам, в которых черты первобытных дикарей уже гораздо четче черт современного цивилизованного человека. И вот тут чувствуется, что книга написана давно, многие моменты уже кажутся глупыми или надуманными, если ориентироваться на наших современников, слишком сильнО в начале 20 века еще было классовое неравенство. Да, и сейчас хватает и богатых, и бедных, и пропасть между ними огромна, но согласитесь, мужчина 27 лет, который ни разу в жизни самостоятельно не готовил себе пищу вызывает недоумение. Да и стенания его о том, что в новом мире старая система социальных классов утратила свою суть, выглядят как минимум странно. Грубый неотесанный шофер взял в жены девушку, которая была дочерью и женой миллиардеров, и вот больше всего Джемса возмущает, что он заставил ее нежные ручки покрыться мозолями и жутко унижает, заставляя снимать с него обувь, а то, что он ее по сути насилует все эти годы, че-то его особо не смущает. И вот такого плана моменты уже режут глаз, отвлекая от происходящего.
Да и вообще уж больно все пессимистично. Ну, то есть я верю, что если, не дай Бог, случится конец света, сценарий будет разворачиваться по принципам долой цивилизацию и своя шкура дороже, но все же это в первые годы, а вот сценарий уже более позднего постапокалипсиса у Лондона для меня вышел недостоверным. Со временем часть новых сильных мира перебьет друг друга и другим придется строить новую цивилизацию, чтобы выжить и уж тут даже самый тупоумный вожак поймет, что ему нужны чужие мозги, с помощью которых можно снова получить то же электричество, нормальный урожай итд, но вот в американских сценариях все выжившие вечно как стадо баранов спустя и пять, и десять лет все еще усиленно ищут консервы по супермаркетам, собственно из-за этого бросила смотреть Ходячих. То что казалось относительно нормальным в первые годы падения цивилизации со временем выглядит очень тупо и нелогично. В общем, либо люди совсем идиоты и вымрут за 10-15 лет полностью, либо все же они не совсем еще сидиясамоткрою и смогут хоть как-то начать возрождать цивилизацию, но и в том, и в другом случае отсутствует вот эта вот показанная Лондоном деградация до чуть ли ни пещерных людей буквально за 60 лет, внуки гг не умеют считать больше 10, не обучены читать, да и речь их уже непонятна современному человеку, на что не раз указывает автор. В общем, в его апокалипсис я верю, в его постапокалипсис нет.
В целом, могу посоветовать либо тем поклонникам жанра, кто хочет ознакомиться с тем как выглядел грядущий апокалипсис в самом начале 20 века, либо же тем, кто вообще от жанра далек, тогда можно будет и ужаснуться, и удивиться, да и вообще история не пустая, тут есть о чем подумать, некоторые мысли понравились даже мне, встречавшей их уже в разных вариациях не раз и не два.
Довольно необычная для своего времени книга. Этот постапокалипсис, написанный в 1912 году, в первую очередь привлек моё внимание тем, что Джек Лондон ранее не был мне известен в качестве автора фантастических произведений. Что ж, многие писатели рано или поздно пробуют свои силы в нехарактерных для себя жанрах. И можно сказать, что Лондону этот его эксперимент определенно удался.
Мир, описываемый в романе, предстаёт перед нами во всей своей девственной красе. Тут нигде не услышишь шум городов, и воздушные корабли больше не плывут по небу. Поля густо заросли травой, а морские львы без опаски выходят погреться на обезлюдевшие пляжи. Техника исчезла, и пространства снова стали непреодолимо огромными. И обломкам человечества остаётся лишь догадываться, какой цифрой теперь измеряется население планеты. А счёт действительно идет на единицы. Не выжил почти никто, а оставшиеся скатились практически в каменный век, и отныне заново начинают свой путь к цивилизованному обществу. И вот старый профессор, единственный, кто ещё помнит жизнь до эпидемии, пытается рассказать молодому поколению печальную историю катастрофы.
Всегда интересно взглянуть на своё время глазами человека, жившего 100 лет назад. Так каким Джек Лондон представлял наш мир? Да, в общем-то, почти таким, каким он и стал. И даже с населением в 8 миллиардов оказался удивительно близок к истине. Хотя конечно, развитие технического прогресса писатель предугадать не мог, и в его будущем, к примеру, в небесах по-прежнему царят дирижабли. Чуть преувеличил он, пожалуй, и классовое разделение общества. Но во всем остальном - вот она наша современность, добро пожаловать домой.
Печальная и простая действительность этого небольшого, но очень ёмкого рассказа в том, что люди не меняются. Гениальные ученые или же обычные мальчишки, не знающие алфавит, они всегда будут стремиться к созиданию ради разрушения. Они построят свой мир, великий и прекрасный. Они научатся читать и станут поклоняться старой лжи. Они покорят небо и создадут оружие массового поражения. Они будут тысячи лет идти вперёд, чтобы потом за считанные мгновения вернуться к началу пути. А потом это повторится снова, и снова, и снова.
Мир опрокинулся вверх дном.
Цивилизацию сметали языки пламени и дыхание смерти.
Над Сан-Франциско проплывал последний дирижабль.
Город стоял сожжённый, разрушенный и покинутый.
Надежда на спасение почти оставила обезумевших и несчастных людей.
Шёл 2013 год.
Это очень странное чувство, когда читаешь книгу о нашем времени, но написанную сто лет назад. Вот такое Джек Лондон представил будущее, такой 2013-й год и такой исход для человечества. Поразительно, что не так уж плохо и представил.
По сюжету, профессор университета в этом самом 2013-м году, в возрасте 27 лет застал, так сказать, массовую зачистку планеты путем алой чумы, неведомой хвори, от которой люди штабелями укладывались и погибали, очень быстро, без возможности излечиться или выжить. Уцелело буквально несколько десятков человек, среди которых сам профессор. И вот 60 лет спустя, когда человечество потихоньку восстанавливается и численность его увеличивается, этот человек - уже старик - рассказывает историю спасения жизни своим внукам. Внуки же, маленькие мальчонки, совсем дикие, поведение инстинктивное, животное. Какое там считать-читать, они даже изъясняются на самом бытовом уровне, потому что приоритеты у нового населения планеты совсем другие: найти пропитание и выжить.
Впечатления от произведения двоякие. С одной стороны, автор поднимает актуальную во все времена тему цивилизованного человека. Что стоит наша культура, наши технологии, науки? Как быстро все это рушится, слетает с нас и открывается дикая сторона человека. Как мало мы можем наедине с природой и ее сюрпризами один на один. Для своего времени эта повесть сногсшибаемая. В контексте тех социальных, политических, медицинских обстоятельств, сюжет пугает и берет за живое. Но читать ее в наше время уже не производит того же эффекта (хотя, конечно, от всяческих эпидемий и по сей день никто не застрахован), возможно дело в чрезмерной краткости, возможно в множестве других более цепляющих книг с похожей тематикой.
А в 2013 случится катастрофа, которая сотрёт почти всё человечество с лица Земли, все достижения, строения, наработки, навыки. Цивилизации не станет. Мир опять будет словно первозданным. Не скажу что это красиво, уж небезопасно, это точно. Но очень-очень страшно.
И для Джека Лондона, написавшего свою апокалипсическую повесть, это было очень далёкое будущее. Для нас- не такое уж далёко прошлое.
Мы знаем, что ничего такого не было. А всё же страшно. Уж нам ли не знать, на какой мы грани! До чего довели планету, природу, да и вообще… самих себя.
Джек Лондон беспощаден. Прошло шестьдесят лет после пандемии Алой чумы, и он оставил в живых каких-то несколько сотен человек. И всё они теперь, дикари, и цель у них одна- выжить и добыть пропитание. Изменилась речь, никакого образования. Грубые, дикие, опасные словно звери.
Джон Смит, бывший профессор помнит другие времена, он пытается рассказать о них своим внукам. Но те считают деда немного сдвинутыми верить ему не хотят. Да и кто поверит то в машин, летающих, словно птицы, странные предметы, которые умеют творить словами, и прочую фантастическую чушь. Ведь до новой цивилизации ещё много-много лет. Всё повторится опять, Смит в это верит. Неужели и очередной апокалипсис тоже?
Сильное произведение. Цепляющее. После него жутковато на душе, горько.
Говорите, что нету пророка в отечестве своём? Неправда. Взять вот хоть того же нашего великого Тараса Шевченко. Да он практически рассказал события 2014 и последующих годов. Как? Откуда всё знал? Бр… Мурашки.
Мне бы вполне хватило философизма и образности на твердые 5 звезд из 5, но чуть-чуть не дотянул финал.
Очень легкое и простое произведение в плане обьема и восприятия.
Сюжет повествует нам о далеком будущем (для автора), и недалеком прошлом (для читателя)
2013 год. После повальной эпидемии загадочной болезни, под названием "Алая чума" вымерло почти все население планеты, осталась лишь ничтожно малая часть. Автор близко знакомит нас с небольшим семейством, состоящим из трех мальчиков-внуков, принадлежащих уже к новому поколению, и старика-дедушки, который еще помнит те золотые деньки, что были до Чумы. Дети просят дедушку рассказать, как это было. Он с удовольствием им рассказывает. Только в силу того, что молодое поколение слишком примитивно, ибо им неведома ни логика, ни этика, ни мораль, отношение к дедушке - соответствующее. А дедушка бывший профессор университета (кажется лингвист или филолог, я уж точно не помню). Потому, он во время рассказа часто переходит на литературную речь, а юным и дерзким он не понятен, и звучит какой-то тарабарщиной, и они часто подшучивают над ним за это. Их, конечно же нельзя винить, ибо они не виноваты в своей необразованности и жестокости, но мне это било по нервам наотмашь.
Рассказ бывшего профессора был очень увлекателен и интересен. Рассуждения глубокие и образные. Автор как бы намекает, что если будет продолжаться в том же духе, с этого ничего хорошего не получится. Все будет двигаться по кругу, как легендарный змей Уроборос стремится к кончику своего хвоста, так и человечество стремится к трем ипостасям и трем проявлениям. И пока они есть, не бывать просветлению, не суждено нам ступить на новую ступень эволюции. В этом, именно для меня, и проявилась схожесть с 451℉.
Произведение очень мне понравилось, и сюжет, и развязка, и завязка, и герои - все яркое, живое и четкое. Советую к прочтению всем желающим, для интересного времяпровождения, для всеобщего развития, для раздумий и философского настроя.) После прочтения данного произведения, хочется дать себе пендаль и начать что-то делать, менять к лучшему, и начать с себя.
Я премного благодарна клубу "Читаем классику вместе!" за то, что я прочла эту книгу.)
Всем ярких эмоций и отличного настроения!)
Книги о будущем всегда интересно читать, чтобы поразмыслить о том, что может нас ждать, если мы не предпримем определённые действия. Обычно мы представляем, что через много лет наука и технологии выйдут на новый уровень, люди будут становиться всё более развитыми и физически и умственно, но Джек Лондон в своём романе показывает совершенно другой мир, в котором отсутствует наука, медицина заменена знахарством, а люди становятся всё хуже и хуже, постепенно опускаясь в нравственном отношении. Издевательство и насмешки над кем-либо — теперь для них нормальное развлечение, их словарный запас сильно ограничен, а знания скудны.
Но в то же время мы можем стать слушателями рассказа профессора английской литературы, в котором он говорит о том, как жили люди, пока на землю не пришла Алая чума, поражающая всё вокруг, убивающая почти мгновенно и не оставляющая шансов на выживание. Это было замечательное время, неудивительно, что у старика наворачивались слёзы, когда он вспоминал о временах своей молодости.
Очень сильный роман, показывающий мрачные перспективы жизни без науки, медицины, знаний, культуры. Читаешь и осознаёшь, что ни в коем разе не хотелось бы жить в таком обществе, где людьми движут лишь инстинкты, где совершенно не ценится доброта, а в приоритете лишь физическая сила. Поэтому, можно сказать, "Алая чума" — книга о том, как жить не надо.
Удивительно, но написанный в 1912 году Джеком Лондоном рассказ - чистый, 100% постапокалипсис! Мне кажется или это один из первых представителей этого жанра?
Все в рассказе Лондона встречается и в более современных книгах, но акценты им расставлены так, что некоторые черты характеров, моменты трагедии раскрываются совершенно по-новому. Это потрясающе, правда.
Джек Лондон из своего далекого 1912 года пишет о примерно 1940, 1980, 2012 и 2070 годах и как-то уж очень близко к истине пишет. А еще он немало рассказывает о микробиологии, неужели это наш с детства известный Джек Лондон?
В 2012 году по Земле прокатилась волна эпидемии, так называемая Алая чума, инфицированный умирал в течении нескольких часов. Спустя 60 лет один из выживших, дед, бывший преподаватель гуманитарных наук, повествует своим дикарям-внучатам как все это было. А они не верят. Потому что уже - почти как зверята, не верят в то, что невозможно увидеть, не понимают большую часть слов, сами обходятся небольшим набором слов и звуков. Но первое, что меня резануло в их поведении, - это удовольствие от насмешек над дедом. При чем оно не злое, в том смысле, что у них этого самого понятия добра-зла, по-видимому, уже нет.
Несмотря на мою нелюбовь к подобному жанру (просто потому, что и так все понятно - нечто случилось совсем плохое и миру, каким мы его знали, пришел конец, а дальше каждый выживал как мог), этот рассказ зацепил и увлек, читался с интересом, некоторые эпизоды заставляли задумываться, и я считаю, что он превосходит большинство современных постапокалипсисов.
В принципе, вышло вполне ожидаемо и, несмотря на низкую оценку, я не разочарована. Дело в том, что я люблю вернуться к истокам жанров, которые мне по душе, и почитать то, с чего все начиналось, но понимание, что это первоисточник и был он написан за много-много лет до тех книг, которые меня покорили и поразили в данном жанре, не может повлиять на интерес к самой рассказываемой истории. Ну, то есть я читала того же Берроуза или Уэллса и действительно увлекательно было вернуться к истокам научной фантастики и понять, откуда растут ноги у того или иного современного бестселлера или даже уже ставшего классикой жанра маст рида, но вот сами истории нууу такое, скучновато, если честно. Так что, берясь за, наверное, одно из первых произведений в жанре апокалипсиса/постапокалипсиса, я не ожидала ни экшена, ни запоминающихся героев, за которых я буду переживать, ни каких-то откровений. Так и вышло, простовато, где-то наивно и будь объем побольше даже скучновато. Все это я уже видела и читала в гораздо более интересных декорациях, пусть произведения эти и были созданы гораздо позже.
В 2013 году (еще один несостоявшийся апокалипсис мне в копилочку) человечество практически вымерло из-за разразившейся болезни, которую прозвали алой чумой. От появления первых признаков заражения до смертельного исхода проходило всего несколько часов, лекарства найти не удалось, так как ученые и медики гибли с той же скоростью, что и остальные. Плюс ко всему, как только начинает рушиться цивилизация, с людей тут же слетает весь ее налет, в ход идут уже зубы и когти, мораль и законы позабыты и прав тот, у кого сила. Одним из выживших в то страшное время оказался молодой профессор университета Джемс Говард Смит, спустя 60 лет он рассказывает о конце света своим троим внукам, в которых черты первобытных дикарей уже гораздо четче черт современного цивилизованного человека. И вот тут чувствуется, что книга написана давно, многие моменты уже кажутся глупыми или надуманными, если ориентироваться на наших современников, слишком сильнО в начале 20 века еще было классовое неравенство. Да, и сейчас хватает и богатых, и бедных, и пропасть между ними огромна, но согласитесь, мужчина 27 лет, который ни разу в жизни самостоятельно не готовил себе пищу вызывает недоумение. Да и стенания его о том, что в новом мире старая система социальных классов утратила свою суть, выглядят как минимум странно. Грубый неотесанный шофер взял в жены девушку, которая была дочерью и женой миллиардеров, и вот больше всего Джемса возмущает, что он заставил ее нежные ручки покрыться мозолями и жутко унижает, заставляя снимать с него обувь, а то, что он ее по сути насилует все эти годы, че-то его особо не смущает. И вот такого плана моменты уже режут глаз, отвлекая от происходящего.
Да и вообще уж больно все пессимистично. Ну, то есть я верю, что если, не дай Бог, случится конец света, сценарий будет разворачиваться по принципам долой цивилизацию и своя шкура дороже, но все же это в первые годы, а вот сценарий уже более позднего постапокалипсиса у Лондона для меня вышел недостоверным. Со временем часть новых сильных мира перебьет друг друга и другим придется строить новую цивилизацию, чтобы выжить и уж тут даже самый тупоумный вожак поймет, что ему нужны чужие мозги, с помощью которых можно снова получить то же электричество, нормальный урожай итд, но вот в американских сценариях все выжившие вечно как стадо баранов спустя и пять, и десять лет все еще усиленно ищут консервы по супермаркетам, собственно из-за этого бросила смотреть Ходячих. То что казалось относительно нормальным в первые годы падения цивилизации со временем выглядит очень тупо и нелогично. В общем, либо люди совсем идиоты и вымрут за 10-15 лет полностью, либо все же они не совсем еще сидиясамоткрою и смогут хоть как-то начать возрождать цивилизацию, но и в том, и в другом случае отсутствует вот эта вот показанная Лондоном деградация до чуть ли ни пещерных людей буквально за 60 лет, внуки гг не умеют считать больше 10, не обучены читать, да и речь их уже непонятна современному человеку, на что не раз указывает автор. В общем, в его апокалипсис я верю, в его постапокалипсис нет.
В целом, могу посоветовать либо тем поклонникам жанра, кто хочет ознакомиться с тем как выглядел грядущий апокалипсис в самом начале 20 века, либо же тем, кто вообще от жанра далек, тогда можно будет и ужаснуться, и удивиться, да и вообще история не пустая, тут есть о чем подумать, некоторые мысли понравились даже мне, встречавшей их уже в разных вариациях не раз и не два.
Довольно необычная для своего времени книга. Этот постапокалипсис, написанный в 1912 году, в первую очередь привлек моё внимание тем, что Джек Лондон ранее не был мне известен в качестве автора фантастических произведений. Что ж, многие писатели рано или поздно пробуют свои силы в нехарактерных для себя жанрах. И можно сказать, что Лондону этот его эксперимент определенно удался.
Мир, описываемый в романе, предстаёт перед нами во всей своей девственной красе. Тут нигде не услышишь шум городов, и воздушные корабли больше не плывут по небу. Поля густо заросли травой, а морские львы без опаски выходят погреться на обезлюдевшие пляжи. Техника исчезла, и пространства снова стали непреодолимо огромными. И обломкам человечества остаётся лишь догадываться, какой цифрой теперь измеряется население планеты. А счёт действительно идет на единицы. Не выжил почти никто, а оставшиеся скатились практически в каменный век, и отныне заново начинают свой путь к цивилизованному обществу. И вот старый профессор, единственный, кто ещё помнит жизнь до эпидемии, пытается рассказать молодому поколению печальную историю катастрофы.
Всегда интересно взглянуть на своё время глазами человека, жившего 100 лет назад. Так каким Джек Лондон представлял наш мир? Да, в общем-то, почти таким, каким он и стал. И даже с населением в 8 миллиардов оказался удивительно близок к истине. Хотя конечно, развитие технического прогресса писатель предугадать не мог, и в его будущем, к примеру, в небесах по-прежнему царят дирижабли. Чуть преувеличил он, пожалуй, и классовое разделение общества. Но во всем остальном - вот она наша современность, добро пожаловать домой.
Печальная и простая действительность этого небольшого, но очень ёмкого рассказа в том, что люди не меняются. Гениальные ученые или же обычные мальчишки, не знающие алфавит, они всегда будут стремиться к созиданию ради разрушения. Они построят свой мир, великий и прекрасный. Они научатся читать и станут поклоняться старой лжи. Они покорят небо и создадут оружие массового поражения. Они будут тысячи лет идти вперёд, чтобы потом за считанные мгновения вернуться к началу пути. А потом это повторится снова, и снова, и снова.
Мир опрокинулся вверх дном.
Цивилизацию сметали языки пламени и дыхание смерти.
Над Сан-Франциско проплывал последний дирижабль.
Город стоял сожжённый, разрушенный и покинутый.
Надежда на спасение почти оставила обезумевших и несчастных людей.
Шёл 2013 год.
Это очень странное чувство, когда читаешь книгу о нашем времени, но написанную сто лет назад. Вот такое Джек Лондон представил будущее, такой 2013-й год и такой исход для человечества. Поразительно, что не так уж плохо и представил.
По сюжету, профессор университета в этом самом 2013-м году, в возрасте 27 лет застал, так сказать, массовую зачистку планеты путем алой чумы, неведомой хвори, от которой люди штабелями укладывались и погибали, очень быстро, без возможности излечиться или выжить. Уцелело буквально несколько десятков человек, среди которых сам профессор. И вот 60 лет спустя, когда человечество потихоньку восстанавливается и численность его увеличивается, этот человек - уже старик - рассказывает историю спасения жизни своим внукам. Внуки же, маленькие мальчонки, совсем дикие, поведение инстинктивное, животное. Какое там считать-читать, они даже изъясняются на самом бытовом уровне, потому что приоритеты у нового населения планеты совсем другие: найти пропитание и выжить.
Впечатления от произведения двоякие. С одной стороны, автор поднимает актуальную во все времена тему цивилизованного человека. Что стоит наша культура, наши технологии, науки? Как быстро все это рушится, слетает с нас и открывается дикая сторона человека. Как мало мы можем наедине с природой и ее сюрпризами один на один. Для своего времени эта повесть сногсшибаемая. В контексте тех социальных, политических, медицинских обстоятельств, сюжет пугает и берет за живое. Но читать ее в наше время уже не производит того же эффекта (хотя, конечно, от всяческих эпидемий и по сей день никто не застрахован), возможно дело в чрезмерной краткости, возможно в множестве других более цепляющих книг с похожей тематикой.
А в 2013 случится катастрофа, которая сотрёт почти всё человечество с лица Земли, все достижения, строения, наработки, навыки. Цивилизации не станет. Мир опять будет словно первозданным. Не скажу что это красиво, уж небезопасно, это точно. Но очень-очень страшно.
И для Джека Лондона, написавшего свою апокалипсическую повесть, это было очень далёкое будущее. Для нас- не такое уж далёко прошлое.
Мы знаем, что ничего такого не было. А всё же страшно. Уж нам ли не знать, на какой мы грани! До чего довели планету, природу, да и вообще… самих себя.
Джек Лондон беспощаден. Прошло шестьдесят лет после пандемии Алой чумы, и он оставил в живых каких-то несколько сотен человек. И всё они теперь, дикари, и цель у них одна- выжить и добыть пропитание. Изменилась речь, никакого образования. Грубые, дикие, опасные словно звери.
Джон Смит, бывший профессор помнит другие времена, он пытается рассказать о них своим внукам. Но те считают деда немного сдвинутыми верить ему не хотят. Да и кто поверит то в машин, летающих, словно птицы, странные предметы, которые умеют творить словами, и прочую фантастическую чушь. Ведь до новой цивилизации ещё много-много лет. Всё повторится опять, Смит в это верит. Неужели и очередной апокалипсис тоже?
Сильное произведение. Цепляющее. После него жутковато на душе, горько.
Говорите, что нету пророка в отечестве своём? Неправда. Взять вот хоть того же нашего великого Тараса Шевченко. Да он практически рассказал события 2014 и последующих годов. Как? Откуда всё знал? Бр… Мурашки.
Мне бы вполне хватило философизма и образности на твердые 5 звезд из 5, но чуть-чуть не дотянул финал.
Очень легкое и простое произведение в плане обьема и восприятия.
Сюжет повествует нам о далеком будущем (для автора), и недалеком прошлом (для читателя)
2013 год. После повальной эпидемии загадочной болезни, под названием "Алая чума" вымерло почти все население планеты, осталась лишь ничтожно малая часть. Автор близко знакомит нас с небольшим семейством, состоящим из трех мальчиков-внуков, принадлежащих уже к новому поколению, и старика-дедушки, который еще помнит те золотые деньки, что были до Чумы. Дети просят дедушку рассказать, как это было. Он с удовольствием им рассказывает. Только в силу того, что молодое поколение слишком примитивно, ибо им неведома ни логика, ни этика, ни мораль, отношение к дедушке - соответствующее. А дедушка бывший профессор университета (кажется лингвист или филолог, я уж точно не помню). Потому, он во время рассказа часто переходит на литературную речь, а юным и дерзким он не понятен, и звучит какой-то тарабарщиной, и они часто подшучивают над ним за это. Их, конечно же нельзя винить, ибо они не виноваты в своей необразованности и жестокости, но мне это било по нервам наотмашь.
Рассказ бывшего профессора был очень увлекателен и интересен. Рассуждения глубокие и образные. Автор как бы намекает, что если будет продолжаться в том же духе, с этого ничего хорошего не получится. Все будет двигаться по кругу, как легендарный змей Уроборос стремится к кончику своего хвоста, так и человечество стремится к трем ипостасям и трем проявлениям. И пока они есть, не бывать просветлению, не суждено нам ступить на новую ступень эволюции. В этом, именно для меня, и проявилась схожесть с 451℉.
Произведение очень мне понравилось, и сюжет, и развязка, и завязка, и герои - все яркое, живое и четкое. Советую к прочтению всем желающим, для интересного времяпровождения, для всеобщего развития, для раздумий и философского настроя.) После прочтения данного произведения, хочется дать себе пендаль и начать что-то делать, менять к лучшему, и начать с себя.
Я премного благодарна клубу "Читаем классику вместе!" за то, что я прочла эту книгу.)
Всем ярких эмоций и отличного настроения!)
Книги о будущем всегда интересно читать, чтобы поразмыслить о том, что может нас ждать, если мы не предпримем определённые действия. Обычно мы представляем, что через много лет наука и технологии выйдут на новый уровень, люди будут становиться всё более развитыми и физически и умственно, но Джек Лондон в своём романе показывает совершенно другой мир, в котором отсутствует наука, медицина заменена знахарством, а люди становятся всё хуже и хуже, постепенно опускаясь в нравственном отношении. Издевательство и насмешки над кем-либо — теперь для них нормальное развлечение, их словарный запас сильно ограничен, а знания скудны.
Но в то же время мы можем стать слушателями рассказа профессора английской литературы, в котором он говорит о том, как жили люди, пока на землю не пришла Алая чума, поражающая всё вокруг, убивающая почти мгновенно и не оставляющая шансов на выживание. Это было замечательное время, неудивительно, что у старика наворачивались слёзы, когда он вспоминал о временах своей молодости.
Очень сильный роман, показывающий мрачные перспективы жизни без науки, медицины, знаний, культуры. Читаешь и осознаёшь, что ни в коем разе не хотелось бы жить в таком обществе, где людьми движут лишь инстинкты, где совершенно не ценится доброта, а в приоритете лишь физическая сила. Поэтому, можно сказать, "Алая чума" — книга о том, как жить не надо.
Удивительно, но написанный в 1912 году Джеком Лондоном рассказ - чистый, 100% постапокалипсис! Мне кажется или это один из первых представителей этого жанра?
Все в рассказе Лондона встречается и в более современных книгах, но акценты им расставлены так, что некоторые черты характеров, моменты трагедии раскрываются совершенно по-новому. Это потрясающе, правда.
Джек Лондон из своего далекого 1912 года пишет о примерно 1940, 1980, 2012 и 2070 годах и как-то уж очень близко к истине пишет. А еще он немало рассказывает о микробиологии, неужели это наш с детства известный Джек Лондон?
В 2012 году по Земле прокатилась волна эпидемии, так называемая Алая чума, инфицированный умирал в течении нескольких часов. Спустя 60 лет один из выживших, дед, бывший преподаватель гуманитарных наук, повествует своим дикарям-внучатам как все это было. А они не верят. Потому что уже - почти как зверята, не верят в то, что невозможно увидеть, не понимают большую часть слов, сами обходятся небольшим набором слов и звуков. Но первое, что меня резануло в их поведении, - это удовольствие от насмешек над дедом. При чем оно не злое, в том смысле, что у них этого самого понятия добра-зла, по-видимому, уже нет.
Несмотря на мою нелюбовь к подобному жанру (просто потому, что и так все понятно - нечто случилось совсем плохое и миру, каким мы его знали, пришел конец, а дальше каждый выживал как мог), этот рассказ зацепил и увлек, читался с интересом, некоторые эпизоды заставляли задумываться, и я считаю, что он превосходит большинство современных постапокалипсисов.
Читайте также: