Наполеон посещает больных чумой в яффе картина
Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Бонапарт посещает чумной барак в Джаффе".
Гро , ученик Давида, был представлен Наполеону во время итальянской кампании. Он был назначен комиссаром, отвечавшим за реквизицию произведений искусств. С тех пор он становится одним из официальных художников режима.
Что ясно следует из названия, "Бонапарт посещает чумной барак в Джаффе" изображает визит Бонапарта к своим солдатам, зараженным чумой, в Джаффе. Этот драматический эпизод - один из самых горьких эпизодов сирийской кампании, которая последовала за египетской кампанией.
7 марта 1799 г. французские войска разрушают и грабят город. Именно здесь они заражаются чумой. Тем не менее, поход к Акру продолжается. Через два месяца бесполезной осады приходит очередь отступления: армия, большей частью состоящая из больных и раненых, возвращается в Джаффу и ее лазарет.
Несмотря на тот факт, что он считался официальным художником, Гро у не позволили принять участие в египетской экспедиции. Чтобы нарисовать "Чумной барак", он, таким образом, был вынужден довериться документам, за сбор которых при каждом передвижении армии отвечал Виван-Денон.
Изображение четко разделено на две плоскости, внутри и снаружи; лазарет и высоты Джаффы разделены и соединены колоннадой. Сквозь Муришскую арку проникает свет, тяжелый, гнетущий, как пыль в мире смерти, но который все же позволяет нарядам выделяться посреди чиароскуро. Но, кроме всего прочего, этот фон является историческим символом сообщения о надежде, которую приносит Бонапарт больным.
Линии внутреннего двора открыты, амбразуры дворца выделяются на фоне неба, освещенные белизной верхней части города. Два элемента ясно видны на фоне этого светящегося неба, где все еще витают клубы дыма от пожаров. Минарет предполагает духовность: его вертикальная форма - обещание подъема. Кроме этого, на верхушке холма, очерченный центральной аркой, развевается французский трехцветный флаг. Тела явно слабы и ничтожны, но армия побеждает и герой - велик.
Сила экспрессии картины основана на двойном контрасте, усиливающем противоречия и придающем жесту Бонапарта еще большее значение. Первый контраст касается постановки и нарядов. Архитектурное величие колоннад и окна-витражи противоречат земле, покрытой матами и соломой, на которых беспорядочно лежат умирающие. Почти голые больные тела, едва прикрытые тряпками, контрастируют с блестящими униформами и роскошными восточными одеяниями. Люди, подкошенные чумой, изображены с болезненным реализмом, и из-за своей худобы, и из-за покинутости: положение коленопреклоненной фигуры справа, язвы которого лечит сирийский врач, очень напоминает снятие с креста.
Второй контраст заключается в световых эффектах. Утопив болезненный передний план в темноте, художник подчеркивает три группы с живой яркостью. Тень там, где поселилась смерть. Три центральных персонажа, полуобнаженные, лежат навзничь. Если человек слева все еще находит в себе достаточно сил, чтобы подняться на запястьях и посмотреть лихорадочным взглядом на Бонапарта, то тот, который в центре, прячет голову в руках, а тот, что справа, покоится на руках другого солдата, странного персонажа почти ангельской красоты, все еще одетого в свою униформу.
Слева - еще один любопытный персонаж: сидящий лицом к зрителю человек, с головой, покоящейся на руках, пусто взирающий из-под опущенных век, кажется, медитирует и не проявляет интереса к сцене, происходящей за его спиной. Еще один, смотрящий наружу, прячется под одеялом и выглядит испуганным. Персонажи на коленях с вытянутыми руками, в левом углу картины, просящие хлеба, также кажутся равнодушными.
Небезразличная жизнь собрана вокруг центральной сцены, изображающей выживших и медленную агонию, и растянутой за счет исчезающей точки, которая выполнена галерей слева. Колоннады на заднем плане предполагают, что умирающие разбросаны по всему двору. Гро много внимания уделяет деталям. На этой аллее - человек, вероятно, умирающий, мы можем только увидеть две его руки, в отчаянии тянущиеся к светлым лучам, падающим от полуневидимых витражей.
Но есть и другой, более жесткий свет, имеющий желтоватый тон и придающий сцене еще более драматичный вид. Три группы выделяются на этом ужасном переднем плане, как три символических уровня борьбы с чумой.
- Прежде всего, слева, богато одетый сириец раздает хлеб, который несет слуга в корзине. За ним, возле колонн, два черных слуги повернулись спиной к сцене, наблюдая суету на внутреннем дворе.
- Справа, сирийский врач лечит язвы истощенного больного, которого поддерживает другой сириец. Хирургическая точность жеста отражается сосредоточенным выражением его лица.
- И, наконец, в центре, группа, окружающая Бонапарта. Потерявшись среди столь большого множества различных персонажей, он, тем не менее, привлекает внимание: внимание больного на переднем плане, который с болью пытается повернуться, внимание жертв чумы, которых лечат и чьи безжизненные взгляды устремлены на сцену, или внимание носильщика хлеба, который забыл о своей задаче, позволив своему взгляду скользнуть с тех, кого он кормит, на того, кто пытается их спасти. Что-то должно произойти, это читается на всех лицах. То же ожидание читается и во взгляде коленопреклоненного возле Бонапарта персонажа, который, на этот раз, выглядит не генералом-героем, а точкой контакта между пальцем и раной, как будто ожидая чуда.
Здесь Бонапарт действительно изображен как спаситель. Его жест одновременно определяет преданного солдата и благодарит его за жертву. Но этот жест сам по себе героичен: в то время, как врач, сознавая опасность своего занятия, обворачивает свою руку платочком, Бонапарт протягивает открытую руку.
Спонтанно и осознанно, что доказывает перчатка в правой руке. Эта безвозмездная храбрость, кажется, пренебрегает болезнью, ее цель - дать солдатам надежду; и кроме этого, предполагает иммунитет Бонапарта к чуме. Загадочный слепой персонаж, на правом краю картины, весь одетый в черное, кажется, на ощупь движется к группе, как будто чудесная слава о ней уже распространилась, как будто Бонапарт после зараженного чумой собирается излечить слепого.
Гро подчеркнул контраст между тремя военными. Слева от Бонапарта, стоя немного сзади, Бессьер (на которого Гро имел зуб) прикрывает свой нос, в горько-комическом противопоставлении образу Бонапарта. За ним - доктор Деженетт пытается удержать Императора от контакта с заразным больным, что усиливает драматизм сцены. Руки, таким образом, выполняют странный балет, внося жизнь в центр картины, их белизна выделяется на темном фоне униформ.
Жест Бессьера, рука в перчатке Бонапарта, поднятая рука больного формируют первый треугольник, раму, растянутую вдоль трех исчезающих точек. Слегка правее этой первой фокальной точки - еще три руки, Деженетт а, который защищает Бонапарта, самого Бонапарта, который лечит, и больного.
"Эта картина - истинный шедевр", - воскликнет Виван-Денон, который вместе со старыми друзьями из студии Давида увенчал пальмовой веткой славы картину и окутал в лавровые листья раму. На салоне 1804 г. "Чумной барак в Джаффе" пользуется потрясающим успехом, и у публики, и у художников. В честь художника организован величественный банкет. На нем присутствовали Давид, Виван-Денон, Вьен, а также Жироде , который продекламировал эти строки:
"О Гро , где ты нашел столь яркий оттенок, который предлагает твоя пламенная палитра нашим околдованным взорам?"
Именно резкость цвета делает работу столь выразительной и становится истинной ее сущностью, - провозглашают Делакруа и Жерико, которыми Гро сильно восхищался. Делакруа даже признается Дюма, разговаривая о своей картине "Резня": "Именно когда я смотрел на "Чумной барак в Джаффе", у меня впервые возникла идея моей "Резни". Я не совсем верно подобрал палитру Гро а, но вы об этом не рассказывайте".
Тогда как же можно объяснить замечание Гро а о картине Делакруа: "Это резня картин"? В свои последние годы он таким образом осудит новую школу изобразительного искусства, которая, тем не менее, считает, что черпает вдохновение от него: возможно, ворчание человека, который напрасно пытался заполучить Делакруа в свои ученики. Инноватор, предтеча романтического искусства, Гро , тем не менее, останется учеником тираноподобного Давида на протяжении всей его жизни. Разрываясь между тем, чему его учили, и собственным гением, между обременительным хозяином и учениками, которые бегут от него, он замыкается в шедеврах своей молодости, ограничивает себя устаревшим стилем, и, переходя от неудач к разочарованию, медленно бредет по дороге к самоубийству
Гро
ЧУМНОЙ БАРАК В ДЖАФФЕ
Gros: Pestiférés de Jaffa
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Карьера вопреки Революции
На момент смерти ему было 64 года. Жизненный путь Антуана-Жана Гро пришелся на драматичные и трудные для Франции времена. Он достиг в своей профессии многого – оказаться в милости у одного из величайших европейских правителей, заручиться его доверием и создавать на протяжении десятков лет его образ для современников и потомков, образ героический и идеализированный - все это нельзя было не считать настоящим успехом.
Родился Антуан-Жан 16 марта 1771 года в Париже в семье художника-миниатюриста. Это были времена абсолютной монархии, а в искусстве царил стиль рококо, и младшему Гро жизнь готовила поначалу то же будущее, что и его отцу. Гро-старший первым дал Антуану навыки рисования и живописи, а уже в этот способный и трудолюбивый мальчишка оказался в обучении у Жака-Луи Давида – будущего художника Революции, а пока – педагога и члена главной французской художественной академии. Антуан-Жан Гро стал любимым учеником мастера.
В шестнадцать Антуан-Жан поступил в школу при Королевской академии живописи и скульптуры, где проучился до 1792 года, когда Франция была уже три года как была охвачена революционными волнениями. Оставаться в стране дальше было опасно, и в 1793 году с помощью Жака-Луи Давида молодой художник смог отправиться в Италию, где заодно выполнял обязательную для выпускников Академии программу по изучению искусства итальянского Возрождения. Гро посетил Геную, Милан, Флоренцию, посещал музеи, выполнял зарисовки с шедевров живописи и античных статуй, а помимо этого – писал и свои произведения, в том числе и портреты, которые быстро принесли ему славу. В Генуе художнику посчастливилось познакомиться с Жозефиной Богарне, женой Наполеона. Она пожелала, чтобы Гро сопровождал ее в поездках по Италии, и представила живописца своему мужу.
Служба Наполеону Бонапарту
После этого Гро получил офицерское звание и был принят на службу к корсиканцу, помимо основной своей работы – создания живописных изображений Наполеона – выполняя и другие его поручения. Художник был назначен членом комиссии, которая отбирала трофеи - шедевры итальянского искусства для их переправки во Францию.
В 1800 году Гро вернулся в Париж, где принял участие в Салоне, самой престижной французской художественной выставке Его произведения одно за другим завоевывали признание. Гро было доверено изобразить на своих холстах такого Наполеона, который бы воплощал отвагу, решительность, и у художника это получалось: ведь и сам он был вдохновлен личностью Бонапарта. К тому же, Гро был из тех немногих, кто имел возможность писать портреты правителя с натуры; он сопровождал полководца и в его военных походах, и это увлечение личностью Наполеона в сочетании с талантом и мастерством художника позволяло создавать действительно значимые произведения.
Кроме Наполеона, на картинах Гро появлялись и другие персонажи – члены семьи императора и его полководцы. За выполнение заказов на портреты художник получал щедрые гонорары, а однажды император снял с себя Орден Почетного легиона и собственноручно вручил его Гро.
В 1811 году Антуану-Жану была поручена роспись купола Пантеона – гигантский плафон следовало, по задумке императора, украсить изображениями великих франкских и французских правителей: Хлодвига, Карла Великого, Людовика Святого и, разумеется, самого Бонапарта. Однако закончить работу при жизни Наполеона Гро не успел.
Реставрация и упадок
Реставрация Бурбонов, начавшись в 1815 году, изменила судьбу Гро – в каком-то смысле роковым образом. Жак-Луи Давид навсегда покинул Париж, спасаясь от возмездия за свое содействие Революции, а Антуан-Жан Гро принял от него мастерскую и учеников. От романтизма в искусстве он отошел, вернувшись к академизму. Новые картины, теперь уже написанные в стиле неоклассицизма, отличались теперь сухостью и сдержанностью. Портреты перестали привлекать новых заказчиков.
Роспись купола Наполеона была завершена в 1824 году, спустя тринадцать лет после получения заказа. Образ Наполеона был заменен фигурой Людовика XVIII Бурбона, и за такой вот отказ от прежних убеждений Гро получил от короля баронский титул.
Творчество Гро уже не получало тех восторженных отзывов, что сопровождали его карьеру в молодости. Утрата идеалов, измена своим профессиональным принципам сказались и на работе, и на жизни художника. Постепенно спрос на его картины сошел на нет, заказов на портреты больше не поступало.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
- Авиация (132)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (11)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (75)
- Вопрос-Ответ (2000)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (108)
- Дальние страны (915)
- ДИНАСТИИ (34)
- Дорога - это жизнь (39)
- Животные (508)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (782)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (254)
- Земля (137)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (572)
- Истории любви (155)
- ИСТОРИЯ (1768)
- История одного стихотворения (2034)
- История одной картины (1073)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (220)
- Легенды и мифы (144)
- ЛИТЕРАТУРА (203)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (159)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (145)
- ЛЮДИ (417)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (25)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (24)
- МИКРОмир (16)
- Мода (43)
- Москва (71)
- Музеи (119)
- Наполеон Бонапарт (58)
- Насекомые (95)
- НАУКА (443)
- Облака (13)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (232)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (181)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (733)
- Праздники (37)
- Притчи (34)
- Проза (447)
- Прошлое и настоящее Ташкента (196)
- Психология (79)
- Птицы (208)
- Растения (85)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (99)
- Россия (1009)
- Сады и парки (34)
- Самарканд - столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (107)
- Символы (144)
- Скульпторы (34)
- СЛОВАРЬ (35)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1342)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (326)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (206)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- Фотографии (438)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (185)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (747)
- ЦВЕТЫ (40)
- ЧАЙ (21)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (42)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (694)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (287)
- ЭПОХА СССР (220)
- ЮСУПОВЫ (21)
Антуан-Жан Гро
Яффа
Один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Именно сюда приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. В настоящее время объединена с Тель-Авивом в единый город Тель-Авив — Яффа.
Чума
Острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса. Заболевание характеризуется высокой летальностью и крайне высокой заразностью.
Возбудителем является чумная палочка (лат. Yersinia pestis), открытая в июне 1894 года французом Александром Йерсеном и японцем Китасато Сибасабуро.
Инкубационный период - не более 3 дней. Наиболее распространённые формы чумы — бубонная и лёгочная. Раньше смертность при бубонной форме чумы достигала 95%, при лёгочной — 98—99%. В настоящее время при правильном лечении смертность составляет 5—10%.
Известные пандемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории всего человечества.
Наполеон I Бонапарт
Император французов в 1804—1815 годах, великий полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.
Наполеоне Буонапарте (так его имя произносилось на Корсике) свою профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии; выдвинулся в период Великой французской революции, достигнув чина бригадного генерала (после взятия Тулона 18 декабря 1793 года, назначение произошло 22 декабря 1793 года). При Директории добился чина дивизионного генерала и должности командующего военными силами тыла (после разгрома мятежа 13 вандемьера 1795 года), а затем должности командующего Итальянской армией (назначение произошло 2 марта 1796 года). В 1798—1799 годах возглавлял военную экспедицию в Египет.
В ноябре 1799 года совершил государственный переворот (18 брюмера), в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. Установил диктаторский режим. Провёл ряд реформ (основание Французского банка (1800), принятие гражданского кодекса (1804) и другие).
Вновь занял французский престол в марте 1815 года (Сто дней). После поражения при Ватерлоо вторично отрёкся от престола (22 июня 1815).
Последние годы жизни провёл на острове Святой Елены пленником англичан. Его прах с 1840 года находится в Доме инвалидов в Париже.
Египетский поход
1 июля войска Наполеона начали высадку около Александрии, и уже на следующий день город был захвачен. Армия двинулась на Каир. 21 июля французские войска встретились с собранным предводителями мамелюков Мурад-беем и Ибрагим-беем войском, произошла Битва у пирамид. Благодаря огромному преимуществу в тактике и военной подготовке, французы с незначительными потерями наголову разгромили войска мамелюков.
После захвата Каира Наполеон отправил отряд из 3 тыс. человек под руководством Дезе и Даву на завоевание Верхнего Египта, а сам тем временем начал активные и много в чём успешные мероприятия по подчинению себе страны и привлечению симпатий влиятельных слоев местного населения. Наполеон пытался найти взаимопонимание с исламским духовенством, но тем не менее в ночь на 21 октября против французов в Каире вспыхнуло восстание: погибли около 300 французов, более 2 500 мятежников были убиты при подавлении восстания и казнены после его завершения. К концу ноября в Каире установилось спокойствие; открывая 30 ноября парк развлечений, Наполеон познакомился с Полин Фуре, двадцатилетней женой офицера, которого Наполеон тут же отправил с поручением во Францию.
Всем вам конечно же известна личность одного из лучших полководцев истории, первого консула, а затем императора Франции Наполеона Бонапарта.
Однако фигура Бонапарта может быть интересна и как пример грамотно выстроенной политики PR и пропаганды, приведшей в конечном счете к формированию настоящего культа личности одиозного французского императора. Этим он занимался до конца своих дней, вплоть до последнего дня жизни на острове Святой Елены, где он писал свои мемуары, явно носящие пропагандистский характер.
Можно выделить основные направления воздействия Наполеона на массы:
- Легитимация нового режима личной власти Наполеона Бонапарта.
- Поднятие духа армии и создание идеологической платформы для оправдания войн.
- Создание культа личности императора Бонапарта
Зачем мне ваши лейблы, мы строим империю с нуля
Наполеон Бонапарт был популярен у французов как человек, вышедший из низов. Настоящий пример DIY.
Началом блистательной карьеры Наполеона можно считать знаменитую Итальянскую кампанию 1796-1797 годов. И именно в этот период начинает формироваться образ Бонапарта как национального героя. Характерным примером имиджмейкинга юного военачальника является картина Антуана Гро “Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту”, написанная сразу после знаменитой битвы. На этом полотне изображен изображен молодой генерал, настоящий герой-победитель с национальным знаменем в руках. Стремительный и амбициозный Бонапарт на этом явно пропагандистском полотне отражает идеи свободы, родины и нации.
Наполеон продолжил создание своего публичного образа: на деньги, добытые во время победоносной Итальянской кампании, начинают издаваться газеты “Курьер Итальянской армии” и “Франция глазами армий”. Эти издания распространялись бесплатно среди солдат и горожан, формируя образ неприхотливого генерала, безжалостного к своим врагам, но заботящегося о судьбе нации. Не зря, уже будучи императором, Бонапарт скажет:
“Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия”.
На словах ты Македонский, а на деле Бонапарт
Следующей карьерной ступенью будущего императора стал Египетский поход 1798-1801 годов, который, хоть и завершился поражением, принес Наполеону славу полководца, повторившего путь Александра Македонского. Бонапарт, как и в предыдущей кампании, основал еще одну газету “Египетский курьер”, а в самой французской армии по его приказу стали распространяться военно-политические бюллетени.
Однако это еще не все - уже известный нам художник Антуан Гро создал картину “Наполеон навещает больных чумой в Яффе”. На полотне благородный генерал без всякого страха не только находится среди своих заразившихся солдат, но и трогает чумные бубоны, будто показывая, что сама смерть над ним не властна. В реальной же истории, Наполеон, отступая, бросил своих больных солдат, которых впоследствии подобрали англичане.
Являясь уже императором, Наполеон не только сосредоточил в своих руках все СМИ, но и продолжил формирование образа “народного” правителя своими действиями. Известна история, когда Бонапарт, осматривая ночью военный лагерь, заметил солдата, заснувшего на посту. Однако император не разбудил караульного, а, взяв его ружье, заступил на пост вместо него.
Определенно, вышеперечисленные действия Бонапарта не могли не способствовать укреплению позиций Наполеона в народном сознании, оставив его в сердцах французской нации и до наших дней.
Вспомнить, подумать.
Гро Антуан Жан (Gros Antoine-Jean) (1771–1835)
Антуан-Жан Гро Antoine-Jean Gros Портрет кисти барона Жерара
Французский художник-академист, мастер исторической живописи и портретист. Антуан Жан Гро родился 16 марта 1771 года в Париже. Обучался живописи Гро первоначально у своего отца, художника-миниатюриста, затем с 1785 у Жака Луи Давида, а с 1787 года в парижской Королевской академии живописи и скульптуры. С 1793 по 1801 год Гро работал в Италии, затем в Париже.
В 1800-е годы Гро становится официальным живописцем батальных сцен при Наполеоне I. Он создает овеянных духом патетической героики картины, посвященные походам и битвам французской армии (“Бонапарт на Аркольском мосту”, 1796, “Наполеон в госпитале чумных в Яффе”, 1803–1804, “Битва при Эйлау”, 1808, – все в Лувре), пишет представительные парадные портреты (князь Юсупов в татарском костюме, 1809, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; полковник Фурнье-Сарловез, 1812, Лувр).
Наполеон на поле битвы при Прейсш-Эйлау. Фрагмент
В картинах Антуана Гро острота сюжетов, драматические контрасты и живописные эффекты разрушали каноны батального жанра эпохи классицизма; заключенные в них тенденции предромантизма оказали влияние на творчество Теодора Жерико и Эжена Делакруа.
Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. 1808. Лувр. Париж
Гро, живописец наполеоновских баталий, имел единственную модель — самого генерала Бонапарта, и у него никогда не было времени слишком долго заниматься проблемой колорита, подбирая цвета. Только однажды Гро не спешил — когда в Милане в конце 1796 года в присутствии Жозефины, гражданки Бонапарте, увековечивал ее мужа в самый напряженный момент боя на Аркольском мосту, закончившегося блестящей победой генерала Бонапарта. Генерал хватает флаг и под градом картечи устремляется вперед (с ледяным взором оглядываясь на войска позади), чтобы поднять дух у своих гренадеров. Это наиболее динамичное из всех изображений Бонапарта.
Наполеон у чумных больных в Яффе
Отдельные военные действия в Италии Гро довелось наблюдать, но в основном он был занят писанием портретов — в Неаполе, во Флоренции, в Женеве. Художник произвел благоприятное впечатление на генерала и был назначен членом комитета по отбору произведений, конфисковавшихся из итальянских галерей. Гро стал официальным художником Бонапарта, но в египетскую военную кампанию его не включили. Вместо этого ему предлагалось довольствоваться набросками и информацией Виван-Денона, документировавшего каждую военную операцию, чему Бонапарт обычно противился и на что следовал классический ответ: "Если Вы перестанете одерживать победы, Виван-Денон перестанет их документировать".
Битва при Назарете
В конкурсе на картину о битве под Назаретом победил Хеннекен, соперник Гро, замысел которого сочли более героическим. Гро получил распоряжение воплотить сюжет посещения Бонапартом чумного лазарета в Яффе. Этой картине предназначалось стать напоминанием о божественно-магической силе Бонапарта, которой, как считалось, он обладал. Полководец изображен прикасающимся к больному чумой жестом, напоминающим жесты врачующего Христа и неверящего Фомы, в окружении несчастных, ютящихся под высокими арками; вдали открывается пейзаж, который Гро позаимствовал из двух разных гравюр, соединив виды города и его дальних окрестностей в несочетаемое целое. В действительности, как известно, Бонапарт быстро прошел через лазарет, успокаивая его обитателей и говоря, что они больны не чумой, и уехал; взятие Яффы сопровождалось всеми ужасами войны. Картина вызывает ощущение причудливое и волнующее, ее образный строй наложил заметный отпечаток на искусство романтизма.
Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту, 1796, Эрмитаж, Россия
Картина Гро "Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту". Непобедимый Наполеон наносит поражение итальянской армии в Аркольской битве в 1796 году. Решительное выражение лица Бонапарта, вероятно, было взято с натуры, что придает картине большую достоверность. Это не столько обобщенное изображение победы, сколько изображение определенного события современной истории. Пройдя обучение у своего близкого друга Жака Луи Давида, работавшего в стиле неоклассицизма, Гро, вопреки этому, возглавил движение реализма и романтизма, зародившееся во французской живописи в конце XVIII века. Его сумрачный колорит и натуралистически трактованные картины были своеобразной реакцией на яркий цвет и условно- театрализованные композиции неоклассицистов. При Наполеоне Гро был назначен придворным баталистом и прекрасно передал дух своего времени. Однако в 1820-е годы он попытался вернуться к неоклассицизму, и популярность художника упала. Искусство Гро было предано полному забвению и 26 июня 1835 года в Медоне Гро покончил с собой.
Мадам Пастер, 1795-1796 Музей Лувр, Париж
Герцогиня Ангулемская отплывает из Пойяка, 1819, Музей Бордо
Паулина де Оур, 1793 Художественный музей, Ренн
Читайте также: