Элементы коми орнамента солнце чум оленьи рога человек
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Конспект открытого занятия
Медведникова Инга Николаевна, педагог дополнительного образования
г. Емва 2013 год
Цель: Дать представление о коми орнаменте и его элементах
-познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.
-развитие зрительной памяти, наблюдательности , воображения, творческих способностей.
-формирование эстетического вкуса, уважения к родному краю, быту народов севера и его творчеству, умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Словесные: вступительное слово, объяснения педагога.
Наглядные: показ образцов(шаблонов)
Практические: выполнение практического задание(составить орнамент)
Оборудование: карандаш, шаблон.
2.Основное содержание занятия
Педагог: Здравствуйте ребята.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент?(отвечают дети, предполагаемые ответы: украшение, рисунок, узор)
Педагог: Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент?(отвечают дети, предполагаемые :ответы для красоты).
Педагог: Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют, предполагаемые ответы: посуду, одежду и т.п.).(Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом(полотенце, шкатулку и т.п.)
Педагог: Из чего состоит орнамент(отвечают дети, предполагаемые ответы :из рисунков и т.п.).
Педагог : Из отдельных элементов.
В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.
Если вы увидите орнамент ,который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент? (дети отвечают).Правильно, это орнамент северных народов. А почему?(дети отвечают)Потому что у нас водятся в лесах лоси, в тундре олени, а на наших болотах растет морошка.
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадав их познакомитесь с некоторыми элементами нашего коми орнамента.
1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.
Пасется весь день. Кто это? (олень)
Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)
Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте. К доске крепится элемент олень.
2.Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
К доске крепится элемент лось.
3.Живет в лесу, ухает как разбойник.
Люди его боятся, а он людей боится.(филин)
К доске крепится элемент филин.
4.Голубой платок красный колобок,
По платку катается людям улыбается(солнце)
К доске крепится элемент солнце.
5.Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (корова)
К доске крепится элемент корова.
6.Любит моря и речки, хороший летун
Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле.(чайка)
К доске крепится элемент чайка.
7.И в тайге ,и в океане он отыщет путь любой-
Умещается в кармане ,а ведет нас за собой (компас)
8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)
9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.
Он работает лопатой. Кто же это подскажи.(мужчина)
10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.
Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)
11.По горам ,по долам ходит шуба да кафтан (баран)
Посмотрите на нашу доску и скажите с какими элементами мы с вами познакомились.
(дети вместе с педагогом повторяют элементы).
Физминут (игра, найди правильно название элемента: дети делятся на две команды. Какая команда быстрее и правильно подберет к элементам его название)
Педагог: А сейчас представьте, что вам надо украсить орнаментом например полотенце. Перед вами на столах лежат карандаши и бумага. Попробуйте сами нарисовать орнамент, из одного элемента или из нескольких, какие вам понравились больше.(дети рисуют на бумаге орнамент).Давайте посмотрим что у вас получилось.(идет обсуждение кто что нарисовал)
-что такое орнамент?
-для чего используется орнамент?
-из чего состоит орнамент?
-с какими элементами мы познакомились сегодня?
На следующих занятиях я научу вас эти элементы плести из бересты. Сейчас убираем за собой рабочие места. До свидания.
Цель: Дать представление о коми орнаменте и его элементах
-познакомить детей с элементами коми орнамента и традиционным использованием их в быту.
-развитие зрительной памяти, наблюдательности ,воображения, творческих способностей.
-формирование эстетического вкуса, уважения к родному краю, быту народов севера и его творчеству, умение работать в коллективе.
Методы и приемы:
Словесные: вступительное слово, объяснения педагога.
Наглядные: показ образцов(шаблонов)
Практические: выполнение практического задание(составить орнамент)
Оборудование: карандаш, шаблон.
2.Основное содержание занятия
Педагог: Здравствуйте ребята.
Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с некоторыми элементами коми орнамента. Кто из вас знает, что такое орнамент?(отвечают дети, предполагаемые ответы: украшение, рисунок, узор) Педагог: Правильно, орнамент-это узор. Для чего люди используют орнамент?(отвечают дети, предполагаемые :ответы для красоты).
Педагог: Для украшения изделий. Какие изделия или предметы можно украшать орнаментом (дети перечисляют, предполагаемые ответы: посуду, одежду и т.п.).(Педагог показывает несколько предметов украшенных орнаментом(полотенце, шкатулку и т.п.)
Педагог: Из чего состоит орнамент(отвечают дети, предполагаемые ответы :из рисунков и т.п.).
Педагог :Из отдельных элементов.
В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. И по нему можно определить время и страну, где была создана та или иная вещь.
Если вы увидите орнамент ,который состоит из фигурок оленей, лосей, морошки, сможете определить где был нарисован орнамент? (дети отвечают).Правильно, это орнамент северных народов. А почему?(дети отвечают)Потому что у нас водятся в лесах лоси, в тундре олени, а на наших болотах растет морошка.
Сейчас я вам загадаю загадки, а вы угадав их познакомитесь с некоторыми элементами нашего коми орнамента.
1.Стройный, быстрый, рога ветвистые.
Пасется весь день. Кто это? (олень)
Кто по снегу, по траве носит лес на голове (олень)
Посмотрите, как выглядит олень в орнаменте. К доске крепится элемент олень.
2.Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко (лось)
К доске крепится элемент лось.
3.Живет в лесу, ухает как разбойник.
Люди его боятся, а он людей боится.(филин)
К доске крепится элемент филин.
4.Голубой платок красный колобок,
По платку катается людям улыбается(солнце)
К доске крепится элемент солнце.
5.Голодная мычит, сытая жует,
Всем ребятам молоко дает. (корова)
К доске крепится элемент корова.
6.Любит моря и речки, хороший летун
Прекрасный пловец. Спит на воде ходит по земле.(чайка)
К доске крепится элемент чайка.
7.И в тайге ,и в океане он отыщет путь любой-
Умещается в кармане ,а ведет нас за собой (компас)
8.В воде она живет. Нет клюва, а она клюёт(рыба)
9.Носит брюки и рубахи, шляпу, бороду усы.
Он работает лопатой. Кто же это подскажи.(мужчина)
10.На далеком севере живет, где бегают красивые олени.
Он никогда почти не устает. Он никогда не знает лени (оленевод)
11.По горам ,по долам ходит шуба да кафтан (баран)
Посмотрите на нашу доску и скажите с какими элементами мы с вами познакомились.
(дети вместе с педагогом повторяют элементы).
Физминут (игра, найди правильно название элемента: дети делятся на две команды. Какая команда быстрее правильно подберет к элементам его название)
Педагог: А сейчас представьте, что вам надо украсить орнаментом например полотенце. Перед вами на столах лежат карандаши и бумага. Попробуйте сами нарисовать орнамент, из одного элемента или из нескольких, какие вам понравились больше.(дети рисуют на бумаге орнамент).Давайте посмотрим что у вас получилось.(идет обсуждение кто что нарисовал)
-что такое орнамент?
-для чего используется орнамент?
-из чего состоит орнамент?
-с какими элементами мы познакомились сегодня?
На следующих занятиях я научу вас элементы плести из бересты. Сейчас убираем за собой рабочие места. До свидания.
Каждый народ имеет свои своеобразные черты, которые считаются визиткой его самобытной культуры. Из истории северных коренных малочисленных народов (ханты и манси) известно о хантыйских узорах и орнаментах. Картинки нашей статьи дадут вам некоторое представление об особенностях и символичности таких мотивов. Ведь это не просто рисунки, в них закодирована информация о культуре народа, ее развитии. Эти узоры северный народ использовал для вышивки, резьбы по дереву и кости, украшения бисером. Картинки хантыйских орнаментов и узоров оживляют любую вещь, делают ее заметной, красивой и оригинальной. Сибирская земля богата трудолюбивыми мастерами, которые с помощью узоров смогли передать красочность природы своей земли, богатый духовный мир ее жителей. Предлагаем вам познакомиться с хантыйскими орнаментами и их значениями.
Немного из истории коренных народов Севера
Новгородские летописи, созданные задолго до присоединения сибирских земель к России, повествуют о племенах северной Азии, которые были предками нынешних народов Сибири – ханты, манси, ненцы. Этнической общностью ханты стали в 1 тыс. н. э., когда слились южные угорские племена и племена рыболовов и охотников таежного Зауралья. Литература говорит о некоторых особенностях культуры и языка разных групп ханты. Южные и северные ханты – так поделили их специалисты.
На севере основным занятием жителей ханты считается рыболовство, оленеводство, охота. Они строят деревянные домики и чумы. Рыболовы и охотники могут иметь несколько жилищ в разных местах. Оленеводы имеют обычай ставить чум там, где остановятся. Любая постройка у них именуется хот. Они бывают берестяные, земляные, дощатые.
Хантыйские мужчины и женщины разделяют между собой быт. Мужчины занимаются изделиями из дерева, кости и кожи, а женщины мастерят меховую одежду, ткут сукно, украшают наряды бисером. До наших дней дошли своеобразные элементы языческой культуры – узоры и хантыйские орнаменты. Картинки этих мотивов доказывают своеобразное видение мира северных народов. Эти орнаментальные композиции имеют свои художественные принципы. Народ ханты ими выражал свои нравственные и эстетические идеалы. Ведь нужно быть мужественным, чтобы жить на этой земле, нужно обладать щедрым сердцем, чтобы любить суровый север. Коренным жителям нравятся его неяркие краски, скупая весна и белое лето.
Чем был орнамент для народов ханты и манси?
Художественный язык народа ханты отличается многообразностью. Само слово "орнамент" имеет значение – "украшение". Орнамент был элементом художественного стиля для зодчества, ваяния, живописи, графики. Узоры для народов Севера не были самоцелью, они создавали их, чтобы что-то украшать. Применяли они их довольно широко – от рисунков на наружных и внутренних стенах зданий – до посуды. Их использовали для декорации тканей, вышивок, кружев, металлических изделий, отделки одежды. Орнаменты давали новую жизнь обыденным предметам, выражали отношение ко всему окружающему, создавали особый художественный мир.
Хантыйские узоры и их названия подтверждают то, что их использовали в аппликации, окаймовке вещей. С их помощью делали параллельные ряды, вертикальные и наклонные полоски. Весомость и полноту этим рисункам придают оконтуренные мотивы. Важно отметить, что, как и все орнаменты, хантыйские мотивы также состоят из раппортов, постоянно повторяющихся частей.
Основа орнаментальной системы хантов
Основными элементами орнамента коренных народов Севера были треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, крест. Все эти элементы соединяли в результате долгого наблюдения за окружающим миром. Многих интересуют хантыйские орнаменты с названиями, которые давали по сходству и подобию с предметами, растениями, животными, явлениями природы. Такие узоры оживляли вещи, делали их более заметными, добавляли красоты и оригинальности.
Чаще всего орнаментика включала в себя символическое изображение представителей фауны и флоры. Оттенки характеризовались яркостью и контрастностью цветов.
Главной темой узоров является солнце, ведь в тех краях каждый его луч на вес золота. Вторым по значимости идет образ оленя или его рогов. Ведь для северных народов олень считается лучшим другом, кормильцем, извозчиком, спасителем. Из него берут кости для изготовления оружия и жил для шитья.
Самые распространенные узоры хантов
Строгий порядок присущ геометрическому хантыйскому орнаменту. В его основе лежит строгое геометрическое чередование. После геометрического узора следует растительный мотив. Его чаще всего используют в резьбе по дереву.
А теперь более подробно о геометрическом узоре. Очень часто у хантов использовался крест. С его помощью они старались оградиться от боли и укрыться от болезни. Крест несет охранительную функцию, это граница между мирами. Встречается косой крест под названием "собачья лапа", ограничивающий людей от враждебных существ в этом мире.
Особое место ханты уделяли ромбу, его называли "сердца углублением". Поверх него нельзя больше наносить узор, чтобы не испортить судьбу человеку. Встречается ромб с пустотой внутри или в виде лягушки, которая почиталась северным народом. Ее ассоциировали с "прыгающей женщиной", способной дарить счастье.
Часто в полосках орнаментов встречаются прямые линии и зигзаги. Прямая линия считается простейшим геометрическим орнаментом, но довольно часто встречающимся элементом украшения одежды у хантов. Для берестяных изделий, а также аппликаций тканью по ткани использовались зигзаги. Извилистую линию в центре орнамента считали олицетворением жизни и живого существа. С зигзагом связано все живое, одушевленное. Часто именно им украшали берестяные колыбельки для детишек или спинки и бортики люлек.
Некоторые мотивы узоров связаны с треугольником. Именно на него похож топор, с которым у хантов много связано. Топор применяли во многих свадебных, похоронных обрядах, медвежьих игрищах. У топора очистительная функция. Чтобы очиститься, через топор должна была перешагнуть каждая женщина. Также треугольник использовался для орнаментов "утиный выводок", "щучьи зубы", "кедровая шишка".
Хантыйские орнаменты и их значение
Узоры для народа ханты – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти. Интересны и хантыйские узоры, и их названия, которые имеют все мотивы. Эти названия говорят, откуда прибыл обладатель, есть ли у него богатство, о масти его оленя, о рукодельнице-жене. Мастерицы с помощью берестяного трафарета вырезали узоры из камуса (шкуры, которую снимали с ноги оленя). Камус подбирали по оттенку и длине ворса. Затем с помощью оленьих сухожилий детали сшивались, а швы отделывались вставками из цветного сукна. Предлагаем вам познакомиться поближе с некоторыми узорами:
- "Заячьи ушки". Применяется для украшения детских вещей и связан с плодородием.
- "Глухарь". Эта птица считается хранительницей сна ребенка и его здоровья.
- "Выводок утят".
- "Лапа лисы".
- "Малая рябь воды".
- "Крыло гуся".
- "Заячьи уши".
- "След белки".
- "Выдра".
- "Человек на лошади".
- "Кедровая шишка".
- "Лягушка".
- "Жук".
- "Рога оленя".
- "Березовая ветвь".
- "Медвежий след".
- "Цветущий куст".
- "Накаты волн".
С ромбом у хантов связаны узоры "жук", "мужика половина", дровяная поленница", "ель", "мышь". К жукам у народов Севера особое отношение, в них они видят своих бабушек и дедушек. Они считают, что после смерти души превращаются в маленьких жучков. Ель считается священным деревом. В самой ели и ее корнях ханты видели соединение верхнего и нижнего миров. С мышью связано уничтожение всех враждебных существ нижнего мира. Как вы уже заметили, названия узорам давались по сходству и подобию с предметом.
Кроме вышеперечисленных символов, на орнаментах можно было увидеть мифического мамонта, соболя, кедр. С оленем связана победа добра над злом, с пчелой – трудолюбие, с крыльями – движение.
Из зверей в узорах встречается змея, ползучая змея, соболь. На тему птиц можно увидеть хвост тетерева, крылья чайки, шею утки. Тему растений представляют шишки, верхушки еловых веточек, обломанные ветки березы. О явлениях природы напоминают накаты волн, рябь воды. Все эти узоры бывают либо линейного, либо розеточного типа.
А теперь представим вам названия орнаментов на языке северного народа:
- полоска (тун пант);
- треугольник (пав);
- ромб (тун пант);
- крест (перна);
- волна (зигзаг);
- хантыйский орнамент "головка" (кит пис пуххопи).
Применение узоров для вышивания
Существует три способа хантыйской вышивки: "керем-ханч", ектем-ханч", "севем-ханч". Первые две похожи на русскую двустороннюю вышивку. А последняя, позаимствованная коренным населением у переселенцев, выполняется крестом и считается одной из последних техник южно-хантыйской вышивки. с помощью восстановленных узоров и техник вышивания и сейчас мастерицами создаются национальные костюмы, украшенные колоритными орнаментами. Такой вышивкой современные мастерицы украшают сумки, кошельки, головные уборы, пояса.
Главная особенной вышивки таких узоров в том, что они строго геометричны и состоят из прямоугольников, углов, ромбов, зигзагов. В этих вышитых полосках закодирована информация народов ханты.
Бисерные работы
Декоративное искусство народов ханты пронизано большой ролью в нем женщины. Одним из самых интересных видов женского творчества считается изготовление украшений из бисера по местным узорам. Когда-то бисер доставлялся на север англичанами в обмен на пушнину. Купцы покупали бисер и продавали его ханты. В Тобольске находился целый склад бисера. У северных хантов бисер имел название "сак" и "сек", что означало "камень". В XX веке был популярным фарфоровый бисер.
Женщины украшают бисерными орнаментами рукава, подолы, полы и груди летних нарядов. Для молодых девушек и девочек в изделиях используется оранжевый, зеленый, голубой, красный цвет. Практикуется не только вышивание бисером, но и плетение ажурных цепочек, мозаичных изделий. Очень часто бисерные работы с хантыйскими орнаментами представлены на различных выставках декоративно-прикладного искусства. Очень эффектно смотрятся подвески из бисера к головным уборам, салфеточки, пояса, браслеты и кошелечки.
Шерстяные изделия с узорами
Одним из немногих женских занятий хантов, которые сохранились до сих пор, является узорное вязание на шерсти. В основном, вяжут только теплые варежки. Хантыйские орнаменты для них очень подходят. Каждой мастерице с детства знакомы основные рисунки, которые она сама корректирует во время вязания. Мотивы на варежках имеют столь же много значений, как и в других видах рукоделия.
Иногда узоры также используются для вязания носков. Мастерицы знают, что важно при вязании не оставить орнамент неоконченным. Иногда рисунок одной варежки продолжается на второй или на ладошке. За многие годы узорное вязание хантов почти не изменилось, менялся лишь состав пряжи и палитра оттенков. Когда-то использовалась для вязания только черная, белая и серая гамма, затем подключился синий и зеленый цвет. Шерсть ханты покупали, но потом сами ее красили.
Украшение орнаментами одежды
Северные народы по-своему представляли красоту. По-настоящему красивая женщина должна быть рукодельницей, ведь именно она считается носительницей орнаментальных традиций. С помощью узоров на одежде ханты отражали родоплеменные особенности. На меховых женских шубах орнаменты располагают по краям изделий. На рукавицах часто изображали медвежий след, что предрекало успех будущему охотнику.
На демисезонной женской одежде часто делали узорную аппликацию. Меховую мозаику делали на детских шубках. Хантыйские узоры украшают различные сахи, бурки, платья.
Основным материалом для теплой одежды хантов служили оленьи шкуры. Такая женская шуба называется "сах". У нее впереди находятся завязки, внутренняя подкладка также меховая. Иногда верх может выполняться из яркого прочного сукна. В тех районах, где обитало мало оленей, мастерицы сшивали множество маленьких лапок и шкурок в одно большое полотнище. Такой сах расшивали различными орнаментами по краям.
У женщин хантов было специальное приспособление – тутчан, который передавали от матери к дочери. Это специальная берестяная коробочка для хранения приспособлений для рукоделия. Иголки хранились в специальных игольницах. Женщины работали целый день, не жалели ни глаз, ни рук. Некоторые сложные работы выполнялись годами. Северными узорами украшались платки, косынки, штаны, варежки. Также узоры использовали для аппликаций на мужских рубахах, халатах, подушках, покрывалах для оленей, сумках.
Сегодня фигурные мотивы можно сделать дерева, пластика, картона, кожи. Высочайшая точность нужна для вырубки хантыйского орнамента из фанеры. Это можно использовать для изготовления фоторамок. В учебных заведениях сегодня на уроках труда продумано выполнение поделок для младших школьников с хантыйским орнаментом.
Священные свойства узоров, защитные и тотемные функции
Узоры хантов были не только украшением одежды, но и считались священными символами. Такие священные орнаменты применяли для изготовления ритуальных поясов, варежек, шапок. Предметы с их изображением предназначались для духов-охранителей. В священных узорах таится некая сила, заряд энергии для очищения предмета, на котором они изображены. Среди священных узоров излюбленным считается медвежья тема. Медведю ханты приписывали небесное происхождение и считали его сыном Торума. Есть верование в то, что у медведя несколько душ, способных все видеть, понимать и чувствовать. Узор "след медведя" применялся для того, чтобы стать удачливым охотником.
Часто встречаются узоры, связанные с оленем. Они тоже священны, символизируют землю, где живут стада этих животных. Хантыйский орнамент "солнце" связан с дарительницей силы, энергии для поддержания земной жизни, которую называли "найматерь" (солнце). Штрихи возле солнца символизируют семена жизни, из которых родятся не только люди, но и животные, растения.
Важно отметить, что синий цвет в орнаментах хантов символизирует реки и озера края, белый цвет связан со снегом, зеленый – с тайгой. А вот "рога оленя" считаются национальным орнаментов северного народа, своеобразным оберегом. Часто эти узоры красуются на подвесках медальонов.
Тайны коми орнамента: природа в узорах
Я строго и чётко скажу вам, друзья,
Что наших истоков забыть нам нельзя.
В народном костюме, как кажется нам,
Мы вновь прикоснулись к своим родникам!
Вдоль живописных склонов Северного и Полярного Урала на бескрайних просторах северной тайги живет трудолюбивый народ коми. Яркой страницей его национальной культуры является самобытное народное искусство. Оно отражает богатый духовный мир народа коми, его тесную связь с окружающей природой.
В каждом из нас существует память рода или генетическая память, которая хранит всё, что окружало наших предков. Пробудить эту спящую в нас память нам помогает многоцветье орнаментов. Каждая эпоха, каждая культура вырабатывали свою систему орнаментов.
Орнамент для коми – своеобразная знаковая система, отчасти заменяющая письменность и сопровождающая каждого человека на всём его жизненном пути. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы - листочки, цветы, насекомых, птиц с достаточно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные формы - прямоугольники, треугольники, круги, ромбы. Орнамент–это основное композиционное начало украшения предметов. Назначение орнамента - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
В традиционном быту у коми орнаментом украшалась деревянная утварь, орудия труда, мебель, постройки, одежда. Орнамент коми чрезвычайно разнообразен по техническому воплощению: вязание, ткачество, тиснение на ткани, бересте, глине, коже, резьба по дереву и кости, роспись по дереву.
В далекие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными - дождь, точками и галочками - семена и всходы растений. Так он выражал свою надежду на дождь, на хороший урожай.
Охота была главным занятием первобытных людей, основным источником их существования. Первобытные охотники хорошо знали повадки зверей и умели их прекрасно изображать. Образцы животных и птиц, появившись в искусстве коми в каменном веке, сохранялись в течение тысячелетий, что объясняется важной ролью промыслов в жизни таежного населения.
Со временем получает развитие орнамент на глиняной посуде в виде простейших геометрических узоров, а также стилизованных изображений животных и птиц. В жилище древнего поселения обнаружены фрагменты культового сосуда с изображением водоплавающих птиц, фигурки уток, выполненных при помощи зубчатого штампа. Кроме утиных фигур в состав композиции входят изображения других птиц, вероятно, гусей. С культом водоплавающей птицы связаны узоры в виде трехпалых следов птичьей лапы, встречаемые на сосудах.
В орнаменте получают отражения национальные мотивы, особенности растительного и животного мира. Так, в орнаментах коми встречаются хвоя, еловые шишки, фигуры оленей. Растительные мотивы и изображения птиц встречаются в вышивке на одежде, полотенцах у ижемских, верхневычегодских, вымских и удорских коми.
По содержанию выделяют следующие виды орнаментов:
Растительный – это элементы из мира живой природы. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов украшают произведения ювелирного искусства, входят в рисунок кружева, деревянной резьбы, керамики. Низ фартуков, покрывал и концы полотенец нередко украшались кружевами с растительным цветочным орнаментом.
Зооморфный орнамент образует изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц, или отдельных частей их фигур (конских голов, отдельных рогов), известный в народном ткачестве и вязании.
Основываясь на народной терминологии различных элементов коми орнамента, некоторые диагонально-геометрические мотивы рассматриваются как стилизованные изображения реальной действительности. Выделяют несколько основных групп названий орнамента коми, которые соотносятся
с представителями животного мира (сюр сер-рог,кöр сюр - олений рог, вöв юр - лошадиная голова, мöс син - коровий глаз, черань - паук и др.).
Названия других связаны с различными растениями (коз сер - елочный узор, дзоридз - цветок, пыш тусь - конопляное зернышко).
Сегодня украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: на зданиях театров, вокзалов, клубов, в интерьерах помещений, на предметах быта (мебели, шкатулках, книгах, изделиях из фарфора, на одежде).
В современной одежде тоже часто используют элементы орнамента коми народного костюма. В холодное время года трудно представить себя без теплых вязаных вещей. Теплые и стильные – они не только здорово смотрятся с юбками и джинсами, но и отлично согревают!
Мир северной природы проступает сквозь затейливые узоры, и, пройдя через тысячелетия, коми орнамент продолжает раскрывать нам свои тайны!
Народное изобразительное искусство: живые вещи
До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.
Фото Евгении Козмодемьяновой
Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.
Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.
Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.
Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.
В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.
Фото Владислава Грасса
Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.
Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.
Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.
Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина
Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.
Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.
Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.
Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.
Народный костюм: и коты, и сороки
Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.
У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) — из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.
Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.
Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.
Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.
Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)
Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости
Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.
Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки
Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.
Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.
Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.
Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.
Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.
Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.
В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.
Читайте также: