Говорят мы в чумах жили
Путешествие в Югру (слайд 1)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по удивительному богатому краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами. Это Югорский край.
Звучит песня “Ханты-Мансийский округ” в исполнении Г. Яковчук, А. Ладыга, музыка Г. Яковчук, слова О. Бельтюкова, О. Соляр
Посмотрите на карту России. (слайд 2) В самом центре ее, за Уральским хребтом расположен Ханты Мансийский автономный округ – Югра. Территория его свыше 523 тыс кв. метров.
Герб (слайд 4) Герб Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ "Кат ухуп вой" (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом
Флаг (слайд 5) Флаг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя - сине-голубая, нижняя - зеленая), завершенное по вертикали прямоугольной полосой белого цвета.
В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Синий цвет на символах округа обозначает цвет воды, зелёный – лесов, белый – снега, золотой – символ славного прошлого, красный – цвет жизни.
Гимн (запись) ТЕКСТ
гимна Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (слова )
Наш округ - седой богатырь
Свой дух возродил величаво,
Опора России - Урал и Сибирь!
Гордимся Югрою по праву!
Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Под небом сибирской земли
Богатства от края до края,
И крылья надежды мы здесь обрели,
Югру на века прославляя!
Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Югра - ты прекрасный наш дом,
Здесь ценят всегда человека,
И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!
Югра многоликая,
Делами великая
Идет вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!
Историческое название Ханты-Мансийского автономного округа - Югра. Первое письменное сообщение о народе, обитающем "на полунощных странах", было записано в "Повести временных лет" в 1096 году. Летопись рассказывает о неизвестном народе угры - (остяки (ханты), вогулы (манси) - с которым столкнулись русские первопроходцы. В рассказе впервые упоминаются и соседи югричей – самоядь (ненцы).
Югорский край – заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
- Давным-давно это было, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Случилось это в нашем таежном крае, в крае рек и озер. Только старые поросшие мхом кедры помнят те времена. Солнце было тогда маленьким, как желтый утенок с неокрепшими крыльями, но светило ярко. Пришли в этот старинный край ханты и манси очень давно: может, с тех пор прошло сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Суровым был тогда наш край. Леса непроходимые, болота топкие да горы высокие, покрытые мхом – лишайником. Только ветер-разбойник и хозяйничал в необъятных просторах. Хоть и суров был край, но богат очень: кедра было видимо-невидимо. В те древние времена в нашем крае столько водилось всякой птицы, что только шум да свист стоял от ее полета. В лесах зверья всякого полным-полно. И людям здесь тоже жилось привольно. Охотились, рыбачили. Полюбится им место – чум поставят.
Говорят мы в чумах жили,
Что мышиных нор грязнее,
Рыбью кровь со смаком пили
И не знали явств вкуснее.
Где туман, как привиденье,
Над болотной бродит гнилью,
Комары с противным пеньем
Будто нас заворожили.
Ой, легенды, что вы врете
Вы давно уже не правы,
О моем лесном народе
Столько нынче песен славы!
И тайга полна молвою,
Что лесного меда слаще
Загорелось в избах счастье.
Я – поющий песню эту
В лад с таежными ветрами,
Разве мог бы стать поэтом,
Если б вырос с дикарями?
Если б солнечную ласку
Я в глазах людей не встретил,
Где бы взял я светлой краски,
Чтоб писать стихи вот эти?
Словно люльку дверь тяжелую качни –
Обогрейся, покалякай, отдохни.
Если я убил оленя, вдоволь ешь.
Мяса нету – посмотри как окунь свеж.
Ну а нету даже рыбы у меня –
Мы вкусим тепло домашнего огня.
Гость высокий, слушаю я речь твою
И в ответ всё, что имею, отдаю.
Необычным является у хантов обряд принятия гостей. Какие бы гости не пришли, по древним обычаям народа, надо встретить их добром и теплом. Первыми гостя встречают дети, чтобы узнать, кто и откуда приехал. Гостю всегда полагается почетное место на нарах, застеленных новой шкурой оленя. Если гость поле и больше не хочет, то он кладет пустую кружку на блюдце боком. Если кружка не перевернута, то хозяйка подливает чай, не спрашивая.
- А мы сейчас с вами будем пить морс из ягод, собранных на нашей Югорской земле. Пить морс будет тот, кто угадает сорт ягодного морса.
( Завязать глаза – определить сорт ягодного морса).
У огня дети всегда играли в загадки (слайд 7).
l Зимнее стекло весною потекло. (лёд)
l Не живое, а на всех языках говорит. (эхо)
l Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
l Летом греет, зимой холодит. (солнце)
l Не огонь, а жжётся. (мороз)
l Не вода и не суша,
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. (болото)
l Гуляет в поле, да не конь;
Летает на воле, да не птица. (вьюга)
l Жевать – не жую,
А всё пожираю. (огонь)
l Вьётся, взвивается,
В небо устремляется. (дым)
Дерево погнул. (ветер)
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Закончи примету. (слайд 8)
¡ Собаки воют – волки … (близко)
¡ Солнце к вечеру краснеет – день настанет … (ветреный, холодный)
¡ Около луны звезда народилась - … (потеплеет)
¡ Звёзды сильно заблестят - … (к теплу)
¡ Собаки катаются - … (к пурге)
¡ Если северное сияние полыхает, движется - … (к пурге)
(слайд 9) - Сидя у огня, женщины всегда занимались своими домашними делами. У хантов существует много запретов, связанных с одеждой: изношенную одежду ханты развешивают на деревьях. Они говорят, что одежду нельзя бросать на землю. Человек может остаться без души. Есть у хантов запреты, связанные с огнем: огонь из одного дома в другой нельзя переносить, это все равно, что красть огонь. Хозяин, у которого украли огонь, несчастным будет: дети будут болеть, несчастье в промысле будет. Кроме запретов у хантов много примет, которые передаются из поколения в поколение. Вот слова хантыйской песни, переведенной на русский язык.
Если солнце, как брусника,
Станет красным на закате –
Утром ветер заиграет,
Тучи в небе закачает.
Так говорят люди, совсем старые люди.
Если солнце желтым маслом
Обольет закат свой зимний –
Быть тогда морозу утром.
Так говорят люди, совсем старые люди.
С давних времён возник интерес к особенностям жизни народов Сибири. Ещё в летописях Новгорода описывается край Югорский.
Большая группа самобытных, интересных авторов, которые пишут на хантыйском, мансийском, ненецком, русском языках – это литературная Югра сегодня. Они, каждый по-своему, в традициях своей национальной культуры и эстетически пытаются осмыслить своеобразие современного мира на языке народа ханты: Еремей Айпин, Мария Вагатова, Владимир Волдин, на языке народа манси: Юван Шесталов и Мария Конькова. Источником творчества для писателей Югры, кто пишет на языках народов Севера служит богатейший пласт народных преданий, сказок, легегд и песен северных народов.
Каждый находит привлекательную, волнующую тему и воплощает её в своём творчестве, щедро делясь со зрителями своими впечатлениями и талантом.
(слайд 10) писатели, поэты
родился 13 октября 1936 года в д. Аманья Кондинского района Тюменской области. Окончил Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена (1961). Высшие курсы сценаристов и режиссёров при Союзе кинематографистов СССР (1967) и Высшие литературные курсы Союза писателей России при Литературном институте им. (1993). Его стихи печатались в еженедельнике “Литературная Россия”, журналах “Дальний Восток”, “Полярная звезда”, “Север”, “Урал”, “Югра”; в коллективных сборниках и альманахах “Сибирские просторы”, “Под северным солнцем”, “Эринтур” и многих других. Андрей Тарханов автор многих сборников и стихов, в их числе “Первая завязь”, “Зелёный дождь”, Утренний лыжник”, “Плач неба”. Стихи этого автора переводились на болгарский, венгерский, чешский, финский языки. Член Союза писателей с 1994 года. Стихи переводились на болгарский, венгерский, чешский, финский языки. Член Союза писателей России с 1994 года. Живет в Ханты-Мансийске.
Настоящий поэт не просто описывает природу, он живет и творит по законам природы, он — ее голос. И это свойство — родовое свойство классической поэзии — у Тарханова есть.
День рождения Андрея Тарханова совпадает с одним из главных православных праздников — Покровом Святой Богородицы. И поэт в этом совпадении видит особый знак для себя, данный ему свыше:
Я родился под Покров,
В листопад венчальный.
И на свадьбы — для стихов
Я душевно званный.
Пойте, люди, от небес,
Знать, мой день рожденья.
За луною — звездный крест,
Знак для вознесенья.
Да продлятся дни мои
По веленью Бога,
Чтобы людям от любви
На юбилейном вечере Еремей Айпин, писатель и общественный деятель Югры, очень емко и точно высказался о творчестве своего коллеги:
— У Андрея Семеновича понятия Родина и Русь едины. Уроженец Кондинского района, всю жизнь проживший в Югре, он своими стихами воспевает российскую историю, российскую природу, не разделяя ее по национальным признакам.
Андрей Тарханов за свое творчество удостоен многочисленных лауреатских премий и наград, он почетный гражданин Ханты-Мансийска, желанный гость в школах и библиотеках на творческих встречах. И нет сомнений, что еще не раз порадует читателей и любителей поэзии своими новыми талантливыми произведениями.
“Берёзонька”
Кружат вьюги синие
Над моей берёзонькой.
Полушалок в инее,
Полушалок тоненький.
В нём тебе не зябко ли,
Белая красавица?
Просят солнца зяблики,
Для тебя стараются.
И уж ветры званые
За Весной отправлены.
Для тебя сияние
Яркое, полярное.
Еремей Айпин (слайд 12)
родился 27 июня 1948 года в п. Варьеган Сургутского (ныне – Нижневартовского района). Окончил Ханты-Мансийское педагогическое училище (1971) и Литературный институт им. (1976). Рассказы и повести печатались в еженедельнике “Литературная Россия”; журналах “Мир Севера”, “Наш современник”, “Октябрь”, “Сибирские огни”, “Стерх”, коллективных сборниках и альманахах “Близок Крайний Север”, “Тепло чужого очага”, “Эринтур” и многих других. Автор многих книг повестей и рассказов, в их числе “В ожидании первого снега”, “В тени старого кедра”, роман “Ханты, или Звезда Утренней Зари”, сборник публицистики “Обречённые на гибель”. йпина переводились на английский, венгерский, испанский, итальянский, немецкий и другие языки. Первый лауреат премии депутатской Ассамблеи малочисленных народов Севера, Сибири и дальнего Востока в области литературы. Член Союза писателей с 1981 года. Живет в Ханты-Мансийске.
- Геннадий Андреевич, у некоторой части общества уже в традицию вошло – накануне дня рождения Ленина требовать выноса его тела из Мавзолея.
- Те, кому так неймется – просто провокаторы и негодяи, если поднимают руку на собственную историю. Ленинский период – огромный, выдающийся этап в жизни нашей страны, который невозможно стереть из памяти.
- Как вы считаете - Ленин жив?
- Не просто жив. А как никогда актуален. Против нас воюют: и вирус, и санкции. Надо учиться всем у Ленина , как противостоять и выстоять.
Стран, которые имеют тысячелетнюю историю, всего с десяток. Но, к сожалению, нашу державу спалили в первой мировой войне, куда ее втащили за деньги Лондона , Парижа , Нью- Йорка . Никакого смысла не было лезть в эту мясорубку. Так вот, Ленин спас нашу государственность. В новой форме собрал ее, не на основе имперских амбиций или национализма, а на основе труда, справедливости, высокой духовности. И возродилась страна как Союз Советских Социалистических Республик.
- На ваш взгляд, это был успешный проект?
- Если посмотреть за тысячу лет, мы во времена ленинско-сталинской модернизации были самые гениальные, самые победные, самые умные, самые успешные, самые космические, самые уважаемые. Поэтому мы должны не только вспомнить (вождя пролетариата) в этот день, но и поблагодарить его.
Погодой коммуниста не напугаешь Фото: Михаил ФРОЛОВ
- Но сначала, мне кажется, наломал дров…
- Ленин был гениальным политиком. За пять лет – четыре варианта (строительства страны, ее развития). Попробовал военный коммунизм – тяжело.
А потом от продразверстки отказались, ввели продналог (крестьянам установили норму сдачи хлеба – все, что производили сверх нормы, могли оставлять себе, это стимулировало производство. - А.Г.) Стало легче.
Новая экономическая политика – и полумертвая страна стала оживать. Все основные идеи - от плана ГОЭЛРО и индустриализации до культурной революции – это идеи Ленина. Они были блестяще реализованы в советской стране.
- Геннадий Андреевич, но какими жесткими методами действовали! То красный террор, то сталинские репрессии…
- А сегодня все говорят об усилении государства. А Ленин с первого же дня говорил: без сильного государства невозможно вылезти из кризиса. Без умной социальной политики нельзя иметь образованное население и современную науку.
Геннадий Зюганов: Вирус вирусом, а к Ленину все равно идем Фото: Михаил ФРОЛОВ
- А потом приходит какой-то мелкий коронавирус и все – насмарку.
- А ведь это ленинская программа по развитию здравоохранения, воплощенная вместе с наркомом Семашко , сегодня нас спасает и держит (в условиях эпидемии коронавируса). Слава Богу, сохранили науку еще в этом отношении. А в советской стране были побеждены все болезни. Мы чуму первые победили в 1934 году, открыли вакцину. Затем победили тиф, малярию. Мы даже оспу извели на всей планете, наши ученые сначала победили ее в СССР , а потом предложили ВОЗ, и они согласились. Избавили Азию и Африку от черной оспы.
Ну и сегодня, если хотите победить эту болезнь (коронавирус) и вылезти из кризиса тяжелого, руководствуйтесь советами Ленина, и все будет в порядке.
К Мавзолею – в масках
-Геннадий Андреевич, вы вместе с однопартийцами обычно в день рожденья Ленина приходите на Красную площадь, к его Мавзолею. Но сейчас – режим самоизоляции, группами собираться нельзя.
- Мы будем возлагать венки на Красной площади (фоторепортаж смотрите здесь). Несмотря на ситуацию, нам разрешили. С соблюдением, конечно, всевозможных медицинских норм, но поклонимся вождю. И по всей стране произойдет то же самое. У нас, кстати, состоится всесоюзное торжественное интернет-собрание. Участники - по всей планете.
- С соблюдением санитарной дистанции. Наблюдайте и радуйтесь.
- В этом году у Ленина грандиозная дата – 150-летие со дня рождения. В иное время были бы такие пышные празднества, а нынче – так скромно…
- Словом, не перевелись еще люди коммунистической закалки! Геннадий Андреевич, берегите себя! Будет у генерального секретаря здоровье – будет и у партии.
- Хоть кто-то о моем здоровье заботится.
Культ Ильичности: жив ли сегодня товарищ Ленин?
Данная статья составляет золотой фонд нашего сайта. Она пользуется неизменно высокой популярностью у посетителей из всех когда-либо опубликованных у нас статей.
Чум – жилище северных оленеводов
Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям.
Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью (например, той же мешковиной). Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума – они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег.
Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище.
С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы (верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь) и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины. На ночь хозяйка расстилает постель, а днем прячет спальные принадлежности подальше от посторонних глаз.
Яранга – национальное жилище народов Чукотки
Как мы уже говорили, яранга имеет некоторое сходство с чумом и представляет собой переносное жилище кочевых коряков, чукчей, юкагиров и эвенков. Яранга обладает круглым планом и вертикальным деревянным каркасом, который сооружен из шестов и увенчан коническим куполом. Снаружи шесты покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга состоит из 2-х половин: полога и чоттагина. Полог имеет вид теплого шатра, сшитого из шкур, отапливаемого и освещаемого при помощи жировой лампы (например, полоски меха, опущенной в жир и пропитанной им). Полог является спальным помещением. Чоттагин – отдельное помещение, внешний вид которого несколько напоминает сени. Это самая холодная часть жилища. Обычно в чоттагине хранятся ящики с одеждой, выделанные шкуры, бочки с квашениями и другие вещи.
В наше время яранга является многовековым символом народов Чукотки, который используют при проведении многих зимних и летних праздников. Причем яранги устанавливаются не только на площадях, но и в клубных фойе. В таких ярангах женщины готовят традиционные блюда народов Севера – чай, оленину и угощают ими гостей. Более того, в форме яранги сегодня на Чукотке строят парники, теплицы и некоторые другие сооружения. Например, в центре Анадыря можно увидеть ярангу – овощную палатку, выполненную из прозрачного пластика. Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах.
Иглу – эскимосское жилище из снега и льда
Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены – полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой.
Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий. Иногда при подготовке к длительным лыжным походам инструкторы в целях безопасности проводят занятия по строительству иглу.
Казалось бы, что мешает этим людям строить обычные дома? Думаю, что тут есть несколько ключевых факторов. Многие народы севера живут как кочевые племена, и в активный и короткий период северного лета пасут олений перегоняя их по пастбищам, что делает не возможным для них постройку капитального жилья в определенном месте. А чум или юрта достаточно мобильное жилище и возводиться меньше чем за сутки, К тому же, в условиях, особенно крайнего севера, обычные строительные материалы, такие как камень и дерево очень дороги, и не каждая семья может позволить купить себе дрова, не говоря уже о целом доме… И в третьих, жизнь, в таких домах это важный элемент национальной, этнической культуры целых этносов населяющих как север России так и другие северные территории земного шара.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ксения Явтысая встречает нас у чумов Центра арктического туризма на седьмом километре Лая-Вожской дороги. Внутри национального жилища ненцев уже горит огонь. Летом обогревать чум не нужно, но над очагом висит чайник, а главное — вблизи пламени нет комаров, которые особенно активны в тундре в середине лета. Поэтому огонь здесь нужен всегда.
Артистка, санитарка, бухгалтер.
"Родилась я в 1947 году, в Малоземельской тундре, где испокон веку жили мои предки. Родители у меня были, естественно, оленеводы, — рассказывает Ксения Филипповна. — Жила я в чуме с рождения, потом нас переселили в поселок Нельмин-Нос. Первое время домов не было, тоже жили в чуме, а потом стали строить жилье. Но было так: стоит дом, а рядом чум. Ведь мы, особенно родители наши, привыкли в нем жить, не умели жить в доме. Потом нам дали всем команду: "Хорош, надо учиться жить культурно", — и сказали сносить чумы".
В 1953 году Ксения Филипповна пошла в школу-интернат, отучилась 11 лет. Затем работала — там, где была нужна: специалистом в Доме культуры, санитаркой в медпункте, кассиром в сельсовете, бухгалтером в колхозе. Потом вместе с мужем уехала в Нарьян-Мар, вышла на пенсию.
"Мы с мужем ходили в театральную группу при этнокультурном центре — у нас был национальный театр. И муж как-то говорит: давай поставим свой чум. Мы тогда жили в Нарьян-Маре. Поставили чум на озере, километров десять от города", — вспоминает она.
Сначала семейный чум был вроде дачи. Но потом там стали появляться гости.
"Люди, проезжая, стали интересоваться: ведь обычно оленеводы на лето уходят к морю и здесь, в лесотундре, их не бывает. А тут чум стоит, люди видят, подходят. Мы зазываем, варим бульончик, ставим чайничек, усаживаем их за стол и начинаем рассказывать про ненцев, про их традиции, обычаи, как они живут", — говорит Явтысая.
В это же время свои чумы поставили еще несколько энтузиастов, интересующихся традиционной ненецкой культурой. Как вспоминает Ксения Филипповна, тогда никакой конкуренции между владельцами гостевых чумов не было, даже когда в гости все чаще стали заглядывать туристы и командировочные и их прием стал приносить небольшой доход. В какой-то момент у Явтысая было пять чумов, но потом один пришлось отдать родственникам-оленеводам, затем скончался супруг Ксении Филипповны, и ее наладившееся было дело постепенно заглохло.
Центр арктического туризма
Когда недалеко от столицы Ненецкого автономного округа Нарьян-Мара был построен Центр арктического туризма, Ксения Филипповна решила вернуться к полюбившемуся ремеслу — знакомить гостей тундры с обычаями ее коренных жителей. Так она стала культурологом-аниматором: водит туристов, рассказывает, как устроен чум, чем отличаются мужские нарты от женских, как ненцы принимают гостей.
"Чум начинается с выбора места: оно должно быть ровное, там кладут латы, то есть доски, важно, чтобы они не "ходили", не "плясали", — раскрывает часть секретов Явтысая. — Дальше выбирается место для очага. Раньше очаг был открытый, просто огонь. После этого ставят три шеста, причем нужно, чтобы они были абсолютно одинаковой длины, потому что если один будет хоть немного короче, в сильный ветер чум будет качаться и может даже упасть. Дальше укладывают остальные шесты, поднимают поднючье (материал из оленьей шкуры, на который кладется нюк — покрытие чума — прим. ТАСС)".
Вообще чум на удивление более вместителен и просторен, чем может показаться снаружи. Внутри хватает места для двух столов, стульев, очага, нескольких спальных мест.
За год ненцы собирают и разбирают свои жилища десятки раз, кочуя с места на место. Для них в отличие от крестьян-земледельцев домом является не участок, а вся тундра. Именно поэтому сам чум должен быстро собираться и разбираться.
"Зимой установка чума занимает около часа — хочется в тепло, холод подгоняет. Летом — еще меньше, потому, что, когда кочуют к морю, берут минимум вещей, да еще и комары… Чум разбирается и укладывается на сани, у чума может быть пять-шесть саней с одной стороны и столько же с другой. Все, что есть в чуме, складывается в эти сани, у каждых саней есть свое предназначение", — поясняет Явтысая.
Даже места для сна в чуме строго распределены — у входа спят самые старшие, а дети дальше от входа. В качестве простыней используют оленьи шкуры. Те, что с более коротким мехом, кладут днем, их легче чистить, а теплые шкуры с длинным мехом играют роль ночных простыней.
Ненецкое гостеприимство
Рассказы о жизни ненцев Ксении Филипповне нигде искать не надо: она хорошо помнит собственное детство.
Но привлекает она гостей не только этим: Явтысая организует поездки туристов непосредственно в тундру, к настоящим оленеводам. Хотя сначала сами ненцы в тундре с сомнением отнеслись к этой идее.
"Потому что им казалось, что туристы их будут отрывать от дел. Мне говорили: надо рассказывать о ненцах приезжим, ну так и рассказывайте сами. Потом отношение стало меняться: меня спрашивают, а почему не едут туристы, где же туристы. Это говорит о том, что есть интерес, что они поняли, где выгода", — рассказывает Явтысая.
Весь мир — в тундру
Сегодня в тундре бывают туристы не только из России, но и из Норвегии, Германии, Швеции, США, Мексики, Чехии — и это далеко не полный перечень. Так же широк и список профессий: Ксении Филипповне приходилось быть проводником в тундре для орнитологов и этнографов, журналистов и простых отдыхающих.
"Ненцы — народ гостеприимный. У чума стенки тонкие, все слышно. И если хозяйка слышит, что кто-то приехал, даже если она только убрала стол, она сразу накрывает его снова. Угощают обычно супом, дают жаркое, рыбу отварную. Летом добавляются ягоды. А вот грибы ненцы не очень любят, потому что это деликатес, в поисках которого разбредаются олени. Оленеводу надо собирать стадо обратно, поэтому мы грибы не очень любим", — рассказывает Явтысая.
У центра имеется три оленя, так что у гостей есть возможность прокатиться на оленьей упряжке и понять, что для ненца олень — не только еда, транспорт, жилище, но еще и друг. Ксения Филипповна говорит, что сможет узнать этих троих даже в большом стаде. Это же сможет и каждый оленевод. А олени знают путь к дому.
"Двоюродный брат моего мужа как-то попал в переплет — метель, пурга, ничего не видно. Говорит, что собирался в кропачьем чуме спать. Это когда зарываешься в снег, упряжка с тобой рядом, сани боком ставятся, тебя заносит снегом. Потом почувствовал, что олени-то идут и идут, и положился на них, вожжу ослабил, и они вывели к чуму", — вспоминает она.
Сегодня Ксения Филипповна работает над новыми проектами — разрабатывает с коллегами новые программы для праздников.
"Солнце нового года — 7 января. С каждым годом это мероприятие получает интерес, к нам стали приезжать, в журнале отзывов есть надпись на английском языке. В январе после полярной ночи в пасмурный день мы разводим большой костер, встаем вокруг него, и этот круг олицетворяет солнце. А по кругу передаем маленький огонек — свечу. Это символизирует, что мы все должны жить в дружбе и согласии", — говорит она.
Константин Крылов
Читайте также:
- Когда пришла чума василий сахаров когда пришла чума кубанская конфедерация
- Морфотипы строгих анаэробных бактерий сходные с бактероидами пептострептококками и превотеллами
- Бета-гемолиз стрептококков проявляет себя на кровяном агаре в виде
- Согласие на прививку от столбняка
- Клещи могут быть переносчиками чумы