Как горит огонь в чуме
Предания многих северных народов гласят о том, что человек и чум появились в один момент. И это утверждение совсем недалеко от истины. Все дело в том, что данное традиционное жилье использовалось людьми с самой зари своего становления. Оно всегда было универсальным для кочевых народов Севера, занимающихся животноводством (оленеводством). Живут в чумах ненцы, ханты, коми и энцы.
По своей сути, чум – это переносная палатка конусообразной формы. Она отлично приспособлена к местным условиям. Во-первых, его форма делает его очень устойчивым к ветрам и метелям. Во-вторых, благодаря такой форме, снег всегда скатывается вниз, и снять чум для переезда не составляет труда.
Существует летний и зимний вариант чума. Так, летом он накрывается мешковиной или корой. Вход при этом завешивают грубой тканью. Зимой же, используются исключительно шкуры оленей, сшитые в единое полотно. Вход при этом защищают отдельной шкурой. Для того чтобы ветер не продувал чум, его основание присыпают снегом.
В центре любого чума всегда стоит печь. Она – источник тепла и места приготовления пищи. Теплый воздух также не дает любым осадкам попадать внутрь жилища. Все они испаряются еще на подлете из-за горячего воздуха.
Как правило, чум делают из 20-40 шестов. При переездах они укладываются на специальные нарты. Размеры жилища определяются длиной шестов. Чем больше количество шестов и чем больше их длинна, тем вместительнее будет чум.
На самом деле именно яранга является национальным жилищем народов Чукотки. Данный тип жилища очень часто путают с чумом, и это не удивительно, ведь между ними есть определенное внешнее сходство. Тем не менее, яранга имеет крупный план и мощный деревянный каркас. Покрывают жилище шкурами оленей, моржей, китов. Такой дом состоит всегда из двух половин: полога и чоттагина.
Полог – это непосредственно жилое помещение. Здесь спят, едят и сушат одежду в зимнее время. Топится полог жирником или керосинкой. Открывать ночью полог нельзя, поэтому малая нужда справляется в нем же. Для этого предусмотрена специальная емкость. Соответственно чоттагин – холодная хозяйственная часть яранга. Зимой температура в нем такая же, как на улице, разве что ветра нет.
В одном яранге может быть несколько пологов. На одну семью приходится один полог в яранге. Однако, это временная мера. Очень скоро, молодая семья получит собственное жилище, а не отдельное помещение.
Абсолютно в каждом яранге есть верхние и боковые жерди, которые используются для мяса и рыбы. Они висят в дыму, который поднимается от очага в центре жилища. К слову, дым выступает неплохим консервантом. Не трудно догадаться, что в тундре проблемы с деревьями. Поэтому топят огонь преимущественно кустарниками, которые растут, как правило, у рек. Очаг, который стоит в чоттагине используется исключительно для приготовления еды, а не для обогрева.
Каждый ребенок знает эту куполообразную постройку из снежных блоков, диаметром 3-4 метра и высотой около 2 метров. Когда снег неглубокий, вход в иглу делается прямо в стене. К ней в таком случае пристраивают небольшой коридор из тех же снежных блоков. Если же снег глубокий, то вход в жилище будет прямо в полу, через тоннель. Жизненно важно, чтобы вход находился ниже уровня пола. Это позволяет обеспечить приток кислорода и отток углекислого газа, а также позволяет сохранять тепло.
Сегодня иглу чаще всего используется туристами в качестве аварийного жилья, на случай проблем с палатками или резкого и значительного ухудшения погоды. При подготовке к длинным лыжным переходам, инструкторы всегда рассказывают и тренируют людей троить иглу.
Несмотря на всю свою простоту, возвести иглу не так уж просто человеку неподготовленному. Ярким примером тому служит судьба первых полярников, которые долго не могли постичь секрет строительства. Местные же возводят иглу за 1-2 часа. Секрет строительства иглу заключается в использовании снежных плит разной формы для разных частей конструкции, которые складывают по специальной методике. Жилище имеет форму сужающейся раковины. Внутри дома не будет слышно даже самой сильной пурги.
Внутренние стены иглу оплавляются. Любопытно, что чем сильнее мороз на улице, тем больший нагрев может выдержать иглу внутри. Если вход в такое жилище сделан правильно, то с воздухом для дыхания никаких проблем не будет. Для легкости дыхания в своде также пробивают вентиляционное отверстие. Свет в иглу поступает прямо через его ледяные стены.
Чукча в чуме дождался рассвета.
послал жену набрать воды для чая.
фото Алексей Сулоев
Северяне
Ямальская ночная сказка.
Закат на стойбище оленеводов
Полуостров Ямал, март 2016
EXIF: Canon 5D Mark 3 + Canon EF 80-200 f/2.8 L, ISO 160, f/5, выдержка 1/800, ФР 200mm
Автор фото: Камиль Нуреев
ЧУМовое детство!
Полуостров Ямал, февраль 2016
EXIF: Canon 5D Mark 3 + Canon EF 24 mm f/1.4 L II, ISO 100, f/5.6, выдержка 1/1000
Автор фото: Камиль Нуреев
Жизнь и быт в вечной мерзлоте Ямала
Как живут современные ненцы-тундровики.
Олень в тундре — настоящее и будущее
— А у тебя сколько оленей?
— У меня нет оленей.
— Как нет? Ты, значит, совсем бедная?
В конце учебного года мальчик упрашивал свою семью подарить Татьяне хотя бы одного оленя, ведь без них жить нельзя. Олень — это жизнь.
Олень для коренного жителя — это еда, одежда, транспорт и деньги:
Дети кочующих ненцев учатся в интернатах. От стойбища до стойбища десятки, а то и сотни километров, организовать школу в тундре невозможно. Поэтому в начале сентября вертолет облетает стойбища и забирает детей в школу.
Татьяна Рочева работает поваром в школе-интернате и рассказывает о своей профессиональной боли: накормить детей коренных ненцев поначалу очень тяжело — из дома они привозят сырое мясо, а когда оно заканчивается, едят только хлеб и чай. Спят, не раздеваясь и не расправляя кровать, как дома. А для одной ученицы пришлось освободить… шкаф, в котором она сидела часами — замкнутое пространство напоминало девочке родной чум.
Полуостров Ямал из окна вертолета:
Чай и 100 грамм
Без чая здесь дела не делаются, и разговоры не ведутся. Крепкий, душистый чай в тундре — атрибут уюта и знак гостеприимства, серьезные разговоры начинаются после второй чашки.
Ненка разводит огонь в чуме, чтобы вскипятить чай:
Ягель, или олений мох, — это красивый белый лишайник, которым олени питаются зимой. Восстанавливается такое пастбище медленно, поэтому ненцам нужны большие ненарушенные промышленными объектами чистые территории, по которым можно перемещаться со стадом, кочевать.
Состояние рек и количество рыбы очень важны для ненцев, живущих за счет рыбалки:
Ненцы — люди очень широкой души
В их простоте есть и сила, и наивность. Наверное поэтому как-то по-особенному тоскливо слушать, как природа вокруг них умирает, и чувствовать беспомощность, которую чувствуют они перед неумолимо наступающей на оленьи пастбища индустриализацией Ямала. Индустриализацией, которая в то же время принесла квартиры и снегоходы, возможность лечить и учить детей, продавать оленей.
Ненецкие женщины шьют национальные одежды своими руками из оленьих шкур:
Команда Гринпис России отправилась на Ямал, чтобы расспросить коренных ненцев о произошедшем, но столкнулась с серьезным противодействием. А также узнала и о других язвах Ямала. Почитать об этом можно тут.
06.04.2018 в 19:16, просмотров: 329060
Схождение благодатного огня — большое пасхальное чудо. В этом году 7 апреля его появления, как всегда, в храме Воскресения Христова будут ждать тысячи паломников. Однако многие годы скептики спорят: действительно ли огонь имеет божественное происхождение, или же это дело рук человеческих? Последний скандал, связанный с разоблачением этого чуда, произошел почти за месяц до Пасхи: представитель Армянской патриархии Самуил Агоян заявил, что патриархи сами зажигают восковые свечи от масляной лампады.
Сразу отметим: мы не хотим этим текстом оскорбить ничьих чувств и не ставим себе цели опровергнуть божественное происхождение огня. Если с помощью фокуса или эксперимента можно имитировать некое явление, это не значит, что само явление — фокус. Мы показываем, что с помощью простых химических манипуляций можно воспроизвести нечто подобное, получить огонь. А вот чудо ли сам благодатный огонь или результат химической реакции — каждый решает сам. В конце концов, каждому будет дано по его вере.
Что мы знаем об обстановке, в которой сходит огонь? Известно, что это закрытое явление — в часовню над Гробом Господним заходит всего один человек, патриарх Иерусалимской греческой православной церкви. Происходящее внутри не могут увидеть даже те, кто стоит непосредственно у стен кувуклии. Известно также, что патриарха, перед тем как он зайдет внутрь для молитвы о схождении огня, обыскивают: при нем не должно быть ни спичек, ни зажигалок.
Огонь — обычный, человеческий — можно получить разными способами. Механическим: например трением, или с помощью лупы, очков или бинокля, или даже сделав линзу изо льда. Однако вряд ли священник сможет пронести с собой некое приспособление — тогда уж проще действительно спрятать зажигалку. Лучше всего сымитировать внезапно самовозгорание свечи можно химическими способами.
Есть классический способ, который использовали фокусники еще в XIX веке. Кусочек белого фосфора растворяют в четыреххлористом углероде — летучей ядовитой жидкости. В раствор макают фитилек. После того как тетрахлорметан испарится, фосфор загорается сам и зажигает свечу. Удобно, что самовозгорание происходит не сразу — времени как раз достаточно, чтобы перенести свечку или лампаду в нужное место.
Белый фосфор или другие самовоспламеняющиеся вещества просто так в магазине не купишь. Мы выбрали самый простой и относительно безопасный способ получения огня — смешивание глицерина и перманганата калия, известного как марганцовка. Предупреждаем: не надо повторять этот опыт дома. Делать это следует только в специально предназначенных для этого помещениях (например, в химических лабораториях) и только с огнетушителем наготове.
Марганцовка — сильный окислитель. При реакции он разлагается до атомарного кислорода, который окисляет глицерин. Реакция экзотермическая, то есть сопровождается сильным выделением тепла и воспламенением суспензии.
Простой глицерин из аптеки не подойдет. По сути, это даже не глицерин, а глицерол — 85%-ный раствор. Такой концентрации действующего вещества не хватит: раствор кипит, но не горит. Поэтому в специализированном химическом магазине мы купили 99,5%-ный раствор глицерина. Марганцовка же, в свою очередь, просто не продается в аптеке — только по рецепту. Ее мы достали из старых собственных запасов.
Понятно, что никакую стеклянную посуду в кувуклию проносить не будут, да и вряд ли члены духовенства втихую химичат в уголке. Но существует похожий метод, где вместо глицерина берут концентрированную серную кислоту. Из компонентов, взятых в определенном соотношении, делают кашицу. Ее небольшое количество — буквально спичечная головка или меньше — наносят на фитиль свечи, который через какое-то время загорается. Для верности на фитиль можно прикрепить крошечный кусочек бумаги. Увы, у нас при опыте с глицерином нужен был довольно большой объем марганцовки, который нанести на свечку незаметно точно не получится.
Есть еще одно свойство благодатного огня — в первые минуты он не обжигает, а паломники могут даже умываться им. Аналогичное явление химической природы используют в своей работе иллюзионисты.
— Берется специальный состав из сухой борной кислоты, этилового спирта и серной или соляной кислоты, — рассказал анонимно один из фокусников. — Перемешивается и слегка подогревается. Можно свернуть шарик из ниток и пропитать его этим составом, а уже потом поджигать.
Выделяется эфир борной кислоты, который и горит слегка зеленоватым пламенем. Он не обжигает и даже не греет. Однако как только весь эфир выгорает, гореть начинает спирт. И вот его пламя действительно обжигает.
ЭЛЕКТРОРАЗРЯД НА ПАСХУ
Сегодня у православных начался Великий пост. Через 48 дней, 19 апреля, наступит Пасха. И, как всегда, по телевизору пройдет трансляция схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме . И снова сойдутся в словесных битвах люди верующие и скептики: откуда он берется, Благодатный огонь? Чудо это или обман?
В этом году у спорщиков появится новый аргумент. Причем в своих целях им могут пользоваться и те, и другие. Российский физик Андрей Волков побывал на церемонии схождения Огня в прошлом году и тайно произвел некие измерения. А в феврале года нынешнего обнародовал их на Рождественских чтениях, устраиваемых Русской православной церковью.
ЧИСТОЕ ЛЮБОПЫТСТВО
- Андрей Александрович, как вам вообще удалось пронести в храм аппаратуру и провести эксперимент? Разрешение церковных властей получили?
- Оно не потребовалось. Я числился ассистентом одной из съемочных бригад, которые получили разрешение на работу внутри храма. Моя аппаратура - обыкновенный цифровой осциллограф размером с ладонь, присоединенный к ноутбуку с соответствующим программным обеспечением. Официально я как бы следил за качеством звука, записываемого видеокамерой, но на самом деле фиксировал спектр электромагнитного излучения на определенных частотах.
- Как быть с этикой? Все-таки проводить измерения в такой день, в таком месте.
- У меня не было умысла обидеть верующих. Мы просто проводили те же измерения, что, например, Ломоносов во время грозы при ударах молнии. Это любопытство, чистая наука. Мы не затрагиваем причин появления Огня и не оспариваем источник его происхождения.
- Вы уже второй раз упоминаете о молнии. Случайно или есть какая-то связь?
- Первоначально эксперимент задумывался как фрагмент документального фильма, рассказывающего о роли чудес в религии. Схождение Благодатного огня - одно из величайших таких явлений. Поэтому требовалось провести возможные физические измерения, чтобы хоть как-то понять его природу.
Первоначально мы знали немногое. Во-первых, уже почти тысячу лет очевидцы говорят о неких всполохах, пробегающих по стенам храма перед схождением Огня - сейчас они не видны из-за фотовспышек тысяч камер людей в храме. Это редкое явление известно давно и имеет электрическую природу. Правда, возникает вопрос: почему оно ежегодно происходит именно здесь, да еще и в определенный момент?
Во-вторых, известно, что в течение первых нескольких минут Благодатный огонь не обжигает. Точно таким же свойством обладает низкотемпературная плазма. Это опять же электрическое явление.
В-третьих, возникновение огня - почти всегда следствие электрического разряда. Пример - та же молния.
И последнее. Есть легенда, что в конце XVI века, когда Иерусалимом владели турки, на православную Пасху верующих в храм не пустили. Люди стали молиться у входа, и вскоре в одну из колонн перед воротами ударила молния. Колонна раскололась, и сошел Благодатный огонь. Кстати, колонна** сохранилась до наших дней, и, по оценкам экспертов, трещина возникла действительно не от механического повреждения.
ЭКСПЕРИМЕНТ НУЖНО ПОВТОРИТЬ
- Как все происходило?
- 26 апреля прошлого года я со своей съемочной группой попал в храм около 9 часов утра. Пользуясь правом телевизионщиков, я расположился примерно в десяти метрах от Кувуклии. На таком расстоянии прибор мог засечь происходящее внутри нее. Постепенно храм заполнялся народом. Спектр то и дело менялся - добавлялись импульсы от включенных видеокамер, плееров, часов. Но эти всплески были определенных частот, заранее нам известных - до этого мы несколько месяцев составляли таблицу, как излучает тот или иной прибор. К тому же всплески периодически повторялись. Нам же нужен был одиночный импульс неизвестного происхождения. Кстати, работали мы в храме и за день до Пасхи - так что общий электромагнитный фон нам был уже известен.
- И что теперь вы намерены делать дальше?
- Ничего. С научной точки зрения это измерение недостоверно, поскольку оно - единственное, нужна целая серия экспериментов.
- Но у вас сложилось на этот счет определенное мнение?
- Нет. Повторю, по одному опыту выводов делать нельзя. Странный электроимпульс мог быть вызван действиями человека, находящегося в Кувуклии. Или снаружи. А могло получиться и так, что мы засекли причину, предществующую появлению подлинного божественного Благодатного огня. Почему бы ему не проявиться перед нами таким электроразрядом? Впрочем, для неверующего это никакое не доказательство, а христианам и вовсе доказательства не требуются.
* Кувуклия - часовня в центре храма Гроба Господня. Считается, что она стоит как раз на месте пещеры, где было укрыто тело Иисуса Христа после казни. По традиции на православную Пасху туда входит Иерусалимский патриарх (перед этим его тщательно обыскивают, дабы он не пронес спички, зажигалку. ). Что происходит внутри, никому не известно, но потом церковный иерарх выходит оттуда с горящей свечой.
** По другой версии, колонна треснула из-за пожара в храме, случившегося в 1808 году.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
первые вопросы: есть ли крепление в верхней части конуса между клапанами? если есть, то как его крепить на высоте?
кто какую печку, очаг или рефлектор для огня использует?
sirius_x |
Шкура должна быть непродуваемая и непромокаемая. есть масса современных "плащёвок", Имхо, изолон и банер - излишни. Тепло в чуме только пока горит огонь, из чего бы он не шился. |
Константин12 |
Верно, у меня "бомжатник"из ткани "оксфорд",снаружи обшит ПВХ-пленкой, изнутри-картон (брал новые коробки возле магазина).Не помогает-пока печку не раскочегарю-дубняк. |
sirius_x |
А как же Ненцы у них вроде в тундре топить особо нечем, а жили в чумах. |
brigant |
Они наверняка уже с печками экономками живут и с закрытыми клапанами. Ночевал в чуме при минусовой ? |
brigant |
Выше я писал, что печи не отменяют открытого огня - одно дополняет другое. И про ночёвки тоже писал. |
sirius_x |
Кто что думает по поводу современного не тяжелого материала для зимнего чума? Так сказать современного теплозащитного заменителя 4 слоев оленьих шкур. |
Gav |
на 21,22 и 23 февраля собираюсь в лес с типи. Если кому интересно что-то конкретное пишити, сфоткаю и выложу. Ну а отчётик по любому сделаю. |
sirius_x |
Судя по погоде у Вас обещают до -10. Для меня как раз та температура которая может быть в начале октябре в ХМАО-Югре. С удовольствие бы в живую посмотрел, попробовал бы поставить, переночевать, разобрать. Интересует как шесты ставить будете и какие? Интересует задымленность, какой костер используете? Ну и для зимы, наверное, самое интересное устройство полога. С нетерпением жду отчет. |
nik ol |
Очень опасная вещь! два года назад полыхнула, бытовка выгорела в пять минут! хорошо в это время (вечер, протапливали поздней осенью на ночь) ужинали на улице. |
Константин12 |
От примусов не видели, как палатки полыхают?Поучительное зрелище. А от дровяных печей угорают насмерть-фактов сотни. А у телевизора можно косточкой от маслины подавиться)) |
nik ol |
У этой печки, в жеклёре, через который топливо подаётся, есть какаято пласмассовая деталь. Вот она от температуры расплавилась, жиклёр выпал и керосин полился на горелку. Т.е. перед употреблением данной печки надо заменить все пласмаски. Тогда будет нормально. От дровяных угорают если заслонку рано закроют. |
Константин12 |
Насколько я представляю-там не может керосин политься на горелку, потому,что горелка выше находится и в ней обычный фитиль круговой, который пропитывается керосином и горит. По крайней мере-в паспорте на изделие именно так написано. У моих знакомых рыбаков и у меня такая печка служит, все гут. Если краник боковый лишку открыть-пламя будет см на 10 выше печки подниматься, было и не раз-ничего страшного. Вобщем-читайте инструкцию и будет вам счастье!) |
CROWMAN |
Лондон в то время представлял собой поселение в 448 гектаров, окруженных городской стеной. В стене имелись ворота Людгейт, Ньюгейт, Олдерсгейт, Крипплгейт, Мургейт и Бишопгейт, а с юга протекала Темза, которую можно было пересечь по Лондонскому мосту. По оценкам численность населения составляла около полмиллиона жителей. Зимой 1664 года в небе над Лондоном была видна яркая комета, и горожане опасались, что она предвещает ужасные события. Так и случилось: вначале Великая чума, потом Великий пожар. Благодаря великолепной студенческой работе каждый желающий за 3 минуты может прогуляться по допожарному Лондону 17 века. Оригинал видео: Pudding Lane Productions, Crytek Off The Map youtube.com 2. Возбудителем заболевания является бактерия Yersinia pestis /чумная палочка, переносимая блохами, паразитирующими на крысах. 3. 4. Было предпринято несколько попыток создать систему мер общественного здравоохранения для эффективной борьбы с эпидемией. Городские власти наняли врачей и организовали тщательное захоронение жертв, однако из-за распространившейся по городу паники, люди, боясь заражения, хоронили трупы поспешно. Причина болезни была неизвестна, но многие считали, что ее переносили животные, и, поэтому, Лондонская Корпорация приказала убивать кошек и собак. Вполне возможно, что это решение удлинило эпидемию, поскольку животные контролировали численность крыс, которые переносили блох. Власти также распорядились о том, чтобы огонь постоянно горел, и днем и ночью, в надежде на то, что он очистит воздух. Для того, чтобы отогнать инфекцию, жгли разные вещества, распространяющие сильные запахи, такие как перец, хмель и ладан. Жителей Лондона насильно заставляли курить табак. 5. В Лондон чума пришла в июле 1665 года. Король Англии Карл II вместе со своей семьей и свитой покинул столицу и уехал в Оксфордшир. По документам установлено, что смертность в Лондоне доходила до 1 000 человек в неделю, затем — до 2 000 человек в неделю, и уже к сентябрю 1665 года достигла 7 000 человек в неделю. К концу осени смертность начала снижаться, и в феврале 1666 года сочли безопасным возвращение в город короля и его окружения. Случаи возникновения очагов заболевания продолжались до сентября 1666 года, но уже значительно более медленными темпами. Великий пожар, который случился в Лондоне в начале сентября 1666 года, уничтожил дома в большинстве густонаселенных районов. Примерно в это же время вспышки чумы прекратились, вероятно, вследствие того, что инфицированные блохи погибали во время пожара вместе с крысами, которые их переносили. 6. Великий пожар в Лондоне /Great Fire of London охватил центральные районы Лондона с воскресенья, 2 сентября по среду, 5 сентября, 1666 года. Огню подверглась территория лондонского Сити внутри древней римской городской стены. В пожаре сгорело 13500 домов, 87 приходских церквей, Собор святого Павла, большая часть правительственных зданий. Считается, что пожар лишил крова 70 тысяч человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона в 80 тысяч. В литературе приводятся и другие цифры потерявших жилье. Точно неизвестно, сколько людей погибло при пожаре, есть сведения всего лишь о нескольких жертвах, но множество жертв осталось не зафиксированными. Пожар начался в пекарне Томаса Фарринера на улочке Паддинг-лейн, вскоре после полуночи в воскресенье, 2 сентября. Огонь стал быстро распространяться по сити в западном направлении. Пожарные того времени, как правило, применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Это не сделали только потому, что лорд-мэр, г-н Томас Бладворт, не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно. В понедельник пожар продолжил распространяться на север, к центру Лондона. Во вторник пожар распространился на большей части города, разрушив Собор святого Павла, и перешел на противоположный берег реки Флит. Попытка потушить огонь, как полагают, увенчалась успехом из-за того, что стих восточный ветер, и гарнизону Тауэра с помощью пороха удалось создать противопожарные разрывы между зданиями для предотвращения дальнейшего распространения на восток. Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был восстановлен по тому же плану, что и до пожара. 9. Работа британских студентов над реконструкцией Лондона 17 века шла тщательно и не быстро. 10. Читайте также:
|