Как называется индейский чум
Если спросить среднего человека, в чём живёт индеец, ну или жил, от ответит - вигвам. Уж так повелось, да ещё и пёс Шарик из мультика сильно "поднабросил". :)
Не деле индейцы - они все очень и очень разные. Если говорить именно за Северо Американских, в дальнейшем буду обозначать их СА, то у них градация очень запутанная.
Есть племена оседлые, есть кочевые, есть смешанного типа. Южные, Северные, лесные, степные..
И жилища у всех очень разные. Однако когда мы вспоминаем конусообразные, большие "палатки", из фильмов или с этнических фестивалей, мы вспоминаем не вигвамы, нет. Это - типи. А вигвам, это штамп от европейцев.
Ну так вот. Типичный вигвам, это для начала жилище Лесных индейцев Севера и Северо Востока США. Скажем, к этим индейцам относятся микмаки.
Это и есть типичный вигвам. Его главная особенность, касаемая всех вигвамов - он чисто утилитарен. Никаких изысков, простейший каркас, который можно собрать именно из тех лесных веток и палок, которые найдёшь на новом месте, только шкуры и ткань забираешь с собой. С украшением оных жилищ никто не загонялся. Это если что именно вигвам Микмаков.
Вигвам племён Оджибве. Карта расселения и ниже - сам вигвам.
Общая суть - материал для каркаса всегда под рукой у тех индейцев, кто жил в этих краях, включая и Северо Восток. Плюс важная пометка - вигвамы иногда делались очень большими.
На 25 - 30 человек. Это как бы и вариант увеличиваемого по площади, простого и удобного в возведении жилья. Но без какой либо искры знаете ли. вигвам, он и есть вигвам. Пожил, а коли надо уйти, каркас бросил и не жалко. У вигвама, кроме размеров по сути нету "лица".
Тот или иной тип шалаша, сколь либо дельно сделанный, уже по сути вигвам - если есть каркас и покрытие от дождя, которое не сдувается ветром, вы "вигвамник". :) Ну это я шучу конечно, но по сути верно.
Ооо, это детище, идея индейцев Великих Равнин. Он и вошло в символ жилища индейцев и скажу вам - не зря. Правда стоит учитывать исторический факт - именно переносное жильё, вот что это такое. когда индейцы оставались надолго или вообще оседали на одном месте, они либо строили вигвам, либо вообще комбинированные типы жилищ - порой это были полуземлянки с травяной или кожаной крышей, порой полу-домики. Но об этом в другой раз.
Для начала вот что это такое - на карте, Великие Равнины это одновременно и Север, Северо Запад и Юг США и Центральная часть заодно.
Племена которые использовали типи, либо постоянно, либо периодически кочевали. Основу питания этих племён составляла охота на бизонов, плюс у многих, как дополнение к пропитанию - земледелие. Но в итоге племена часто находились в тех местах, где сразу не найти материал для жилища, степь есть степь. Обычная высотка - 6 - 7 метров, до 8. Диаметр - 3 - 6 метров.
Покрышка - до прихода Европейцев, делалась из бизоньих кож, до 40 штук уходило, либо, реже, из оленьих. Затем стали использовать и парусину и комбинирование материалов.
Вообще , если технически, это конечно палатка. Даже если взять самый первичный вариант, из бизоньих уникальных кож, всё равно. Но ниже, я покажу, что это всё таки круче любой палатки. В нём сокрыта целая культура многих народов-племён.
Типи в первую очередь - строго индивидуальное жильё, личный маркер хозяина, показатель его аккуратности, статуса, воображения и чувства красоты. Его аккуратно складывали и перевозили с собой в другие места. А когда ты кочуешь, ты встречаешься с бОльшим количеством людей и потому не ударить в грязь лицом было очень важно. Индейцы вообще очень гордые оп природе своей. Для них что охота, что война, были не просто занятиями для выживания и пропитания, а именно способом подтверждать статус. И типи быстро становилось ещё одним маркером достатка.
В них жили многие знаменитые племена, вошедшие так сказать в анналы истории.
Черноногие, к примеру.
Вот оно, классическое и прекрасное.
Хозяин каждого типи считал важным, помимо раскрашивания и разных узоров, помещать на типи амулеты, украшения в виде вырезанных вещей. Особенно рядом со входом, для защиты от плохих взглядов и духов. Бисер, рисунки, плюс трофеи добытые на охоте.
Покрышка - то что мы и видим, когда смотрим на типи - это покрышки индейцев кайова.
Зона расселения Кайова.
Шайенны. С ними интересно то, что изначально они жили в Миннесотте. Вот здесь и здесь, две карты.. Жили оседло и занимались земледелием.
Но когда получили от европейцев лошадей, поменяли свою жизнь и переместились на Великие Равнины. И заодно стали жить в типи.
Команчи - как же без них.
Само собой бывали и упрощённые, совсем походного типа вещи. Всё зависело от ситуации, племени и нужды.
Кто то был менее удачлив и поводов в племени, ставить красивое жильё, было мало. Отсюда и различия в убранстве. Индейцы были не просто горды, у них не забалуешь. Коли ты мало себя проявил, роскошествовать ни в чём не получится. За этим они всегда ревностно следили.
Типи располагался всегда так, что бы стена покрышки, в которой вход проделан, была повёрнута на безветренную сторону. Достигалось таким образом две вещи. Сохранить тепло и что бы ветер не унёс к чертям всё жилище.
Так же в типи очень интересный подход к костру и управлению дымом. выход дыма регулируется двумя подвижными клапанами. Они фиксируются в нужном положении с помощью жердей. И отрегулировать их по уму, целая наука. У опытного хозяина в типи можно почти в рост стоять и не будешь глотать дым, только лёгкий, приятный аромат костра будет вокруг. У того кто не разбирается - кумар, зловоние и бегство из типи.
Внутри схематично это выглядит так. И самая загвоздка для новичка, правильно вот те две палки, у верхушки конуса, верно поставить по высоте.
раскрашивание - цвета и рисунки, всё имело смысл и отражало реалии того места и племени, в котором стояло типи.
Красный - цвет Земли и Огня. Это самый священный цвет, почитаемый не только у индейцев, но и у многих других народов, которые связывали свою жизнь с землей.
Желтый - это цвет Камня, а также Молнии, которая по многим повериям имеет связь с камнями, землей и огнем.
Белый и голубой - цвета Воды или пустого пространства - Воздуха, прозрачного как вода.
Черный и синий цвета - это Небо, бездонность.
Изображений всех не описать. Общий принцип такой. Треугольники - они означают горы и, соответственно, землю. Маленькие круги в сочетании с ними - это камни. Широко распространенным символом, который вводил в ступор христианских миссионеров, был крест, означающий четыре священных направления, четыре стороны света или небесные светила.
Учитываем, что все древние народы, так или иначе проходили период пентаграмм, на пути к полноценному языку и письменности,
Если добавить за Россию, у нас идея типи очень даже прижилась и заняла свою уверенную нишу. "Индеанисты" вполне себе есть и умеют создавать красивые изделия, правда с современными поправками на материал. Так что ни в мире, ни у нас, этот необычный стиль и не подумал вымирать.
Шарик рисовал "фигвам". Он конструктивно на типи похож. Типа фигвам.
А еще индейцы в таких домах жили.
Так вот кто шезлонги придумал!
P.s. стоячая люлька - жестоко, больше похржа на камеру для пыток.
Вы в пожизненной ипотеке? Не знали про такое "доступное жильё"? )
Ой, как здорово, в сообществе История быта и искусств новый пост. Очень хочу почитать что-то познавательное. Удастся ли?
>>Не деле индейцы - они все очень и очень разные.
Ура, автор употребил тире правильно. Вот только оставлять следовало всего одно подлежащее, либо "индейцы" либо "они". Иначе масло масляное получается.
>>Если говорить именно за Северо Американских, в дальнейшем буду обозначать их СА, то у них градация очень запутанная.
Автор, нельзя говорить "за что-то" если мы берем литературный русский. Можно говорить "за(вместо) кого-то". Остальное это говорить ПРО.
Впрочем, есть же суржик и прочие южные наречия. Вы не из Ростова?
>>Есть племена оседлые, есть кочевые, есть смешанного типа. Южные, Северные, лесные, степные..
>>И жилища у всех очень разные.
Очевидно, это должно было относиться к предыдущему абзацу. Мол "они такие разные, и жилища у них тоже разные. Однако, автор по какой-то нелепой причине пихает это предложение, которое даже по смыслу лучше бы оставить раньше, сюда. Зачем?
>>Однако(тут должна быть запятая) когда мы вспоминаем конусообразные,
(а тут ее не должно быть. Запятая в русском языке ставится при перечислении однородных предметов или свойств например: "большой круглый шар", но "большая, рослая тётя")
>> большие "палатки",(опять лишняя запятая, зачем она?) из фильмов или с этнических фестивалей, мы вспоминаем не вигвамы, нет. Это - типи. А вигвам, это штамп от европейцев.(вигвам это не штамп, вигвам -это, простите, жилище. Штамп - представление о чем-то. Например, грамотно звучала бы фраза: "Такой штамп - наследие европейцев".
Хотя с европейцами вообще получается не очень понятно. Технически, русские - европейцы тоже, поскольку часть их живет в части света с названием Европа. Однако, тут имеются какие-то другие европейцы, а вот какие именно я не поняла. Увы.
>>Ну так вот. Типичный вигвам,(тут должно быть тире. Просто обязано. Меня учительница стращала: тире ставится там, где есть слово "это" или оно предполагается. Так вот тут оно есть. Тире нужно. Вместо него очень странно расположенная запятая) это( тут должна быть запятая) для начала(и тут тоже, закрывающая выделение) жилище Лесных индейцев Севера и Северо Востока США. Скажем, к этим индейцам относятся микмаки.
Это и есть типичный вигвам. Его главная особенность, касаемая всех вигвамов(тут должна быть запятая, закрывающая выделение) - он(опять два подлежащих. Зачем вы делаете это, мистер Сквозьмир?) чисто утилитарен. Никаких изысков, (вот тут хорошо бы тире, все-таки перечисление особенностей, двоечие, может быть. Однако, опять запятая) простейший каркас, который можно собрать именно из тех лесных веток и палок, которые(который который который который который это я помогаю разнообразить предложение. Первое, что надо делать с текстом - вычеркивать местоимения и которые. Это писательская вежливость, если угодно) найдёшь на новом месте, только шкуры и ткань забираешь с собой. С украшением оных жилищ никто не загонялся. Это(тут должна быть запятая) если что(вторая, закрывающая) именно вигвам Микмаков.
>>Вигвам племён Оджибве. Карта расселения и(запятая) ниже(запятая) - сам вигвам.
Серьезно. Я ничего против тебя не имею, что бы ты там не думал. Но попробуй, хотя бы, вычитывать текст перед тем, как постишь. Если не хватает грамотности- заведи редактора. Дело не в логике повествования даже. Ты хочешь свой авторский стиль - пожалуйста, но нужно к нему труд прикладывать, а не "хуяк хуяк и в продакшен". Чем более грамотно составлен текст, тем интереснее его читать.
Читайте также: