Как строили чум ханты
Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).
Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.
Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.
В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.
Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].
Соотнесение модели мира с домом
"Мировоззрение народа… в чем оно проявляется? Каковы его составляющие? Мифология, обрядность, атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе… все эти аспекты бытия реализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях" [Гемуев И.Н., 1990: 3].
Мифология обской ветви финно-угорских народов определяет не только картину мира, мировоззрение и социальную структуру хантов и манси, но и "Космос" внутри жилого пространства. В религиозно-мифологических представлениях манси космос включает три сферы (вертикальное строение): верхний мир, средний и земной.
Небесный, верхний мир - сфера обитания бога демиурга Нуми-Торума (хант. Торыма), по воле которого была создана земля. Судя по основному космогоническому мифу, гагара, посланная Нуми-Торумом, достала со дна океана комок ила, который затем увеличился до размеров Земли [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 18]. Бог демиург создал богатырей первой генерации, но позже за неподобающее поведение уничтожил. Богатыри второй генерации превратились в духов-покровителей сообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. Далее Нуми-Торум создал лесных великанов, животных, и, наконец, людей, после чего удалился от дел и передал правление одному из сыновей.
Мир-сусне-хум "объезжающий на коне свои угодья", младший из сыновей верховного бога, управляет жизнью людей, и обитает на втором, земном уровне, а также еще множество локальных божеств живут в среднем мире. В подземном царстве живет бог болезней и смерти - Куль-отыр и подчиненные ему существа [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 21].
Под землей жили плохие и вредные духи, на верху обитали верховные боги, но "членение жилища на три сферы отчетливо соотносится со спецификой пребывания в нем человека" [Гемуев И.Н., 1991: 26]. Мужчина вхож на чистую территорию богов, в то время, как женщина имела право находится в жилом пространстве, но лишь тогда, когда она почти была равна чистому человеку, то есть, когда она не рожает и не менструирует. В эти же периоды ей надлежит обитать в специальных маленьких домиках (мань-кол), которые ассоциируются с неким преддверием нижнего мира.
Зонирование жилища манси в горизонтальной плоскости целесообразно начать с южной (противоположной входу) святой стены (мул). Это место отождествляется с верхней частью чума, там хранятся семейные фетиши и другие святыни: пубы, иттерма, талисманы. Пространство у мула с внутренней и наружной стороны запретно для женщины. Снаружи перед мулом непременно вкопан столб для привязывания жертвенного животного (анквыл). Обычно у мула ставятся угощения для Мир-сусне-хума и домашних, совершаются кровавые жертвоприношения. Очевидно, что мул сильно задействован в сакральной практике.
С другой стороны от мула находилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился в правом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стеной находилось изображение Самсай-ойки - духа нижнего мира, функцией которого была охрана входа, порога.
Далее шло разделение пространства по социальному признаку. Как правило, оно олицетворяет половозрастную иерархию. Наиболее почетным местом (мули палом), предназначенным для гостей (мужчин), был пал (нары) у мула, находившийся в близости от угловых нар хозяев. Дальше к двери (открывающейся части чума) размещались члены семьи и родственник, причем, мужское население размещалось ближе к чувалу, а женское - к выходу.
Выше приведенными примерами, И.Н. Гемуев доказывает, что ханты-мансийский дом в миниатюре повторяет образ Вселенной в том виде, в котором он существует в традиционном мировоззрении. Исследователь очень четко распределил самые священные центры, которые представляют собой полярные зоны: синтез верхних полок и мула, и соединение подземного мира с порогом и входом в жилище. Недаром, при строительстве нового дома, принесение кровавой жертвы или закапывание останков жертвенного животного под порогом, наблюдается практически у всех народов России, ведущих традиционный образ жизни.
"Приобщение к космосу, космизация личности, что в традиционном обществе прямо соответствует ее становлению, переходу от бесхитростно-детского к взрослому, "ответственному перед богом и людьми" состоянию напрямую связано у манси с созданием собственной семьи, дома. В этом смысле дом, который сам по себе является слепком Космоса, объективно основан на его принципах" [Гемуев И.Н., 1990: 219]. Человек пытается создать гармонинию своего мира, посредством упорядоточения и наложения своего видения картины мира на структуру своего дома.
У народов ханты и манси мифология практически одинаковая. Разница заключается в некоторых названиях богов и в том, что у хантов существует представление, о подобии всех трех миров, то есть они считали, что на небесном и подземном уровнях существует такая же деятельность, как и на среднем, отличие состоит только в том, что в поземном мире все происходит наоборот (у лошади шкура вывернута мясом наружу, а мехом вниз).
Трехэтажное строение вселенной и ее проекция на жилище однотипна, однако, это не единственное членение пространства дома у хантов. Имеют место еще воззрения о горизонтальном (линейном) делении, согласно которому верхний мир - это южная часть, куда впадает Обь. Одновременно нижний мир - это часть, где-то на северо-западе, близь моря, именно оттуда к людям приходят духи, приносящие болезнь.
Рассмотрим подробней распределение мест в жилище хантов. В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. За очагом - наклонный шест (сымзы), к нему от входа идут над кострищем два горизонтальных шеста, на них поперечный стержень, продеваемый в отверстия крюка для подвешивания котла. "Слева и справа от разделительной полосы - съемные доски пола, далее по бокам - подстилки из циновок и оленьих шкур. Участок около входа - для дров, напротив входа - священный, на разделительной полосе - кухонный, на досках - обеденный, на подстилках - спальный" [Хомич Л.В., 1995: 124].
Как отмечает Л.В. Хомич, наиболее почетное место - в середине левой половины, там находятся супруги-хозяева, затем - в середине правой половины, где размещают гостей. Зона, длящаяся от середины к сымзы - место неженатых мужчин или стариков-родителей, ближе к входу, как у манси, - незамужних женщин. Очевидно одинаковое отношение у всех народов Сибири к женщине, ее определенная роль и месторасположение в жилом пространстве дома. В этом заключается проекция социальной сферы на план жилища в традиционной культуре.
Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Они не считали себя умнее животного, единственное различие человека и зверя было в неравных физических возможностях того или иного. Перед тем как срубить дерево, люди долго извинялись пере ним. Срубали же лишь сухие деревья.
Считалось, что у дерева была живая, но беспомощная душа, более того, дерево являлось связующим звеном с небесным миром, так как макушка дерева застревала в облаках, а корни уходили глубоко в землю. Поэтому именно древесина является главным строительным материалом, символизируя место, определенное для человека в космосе.
Обские угры, выбрав главным образом себе в качестве жилья коническую конструкцию, старались, с помощью архитектурных принципов, упорядочить свою модель мира. Жилище было связано со всеми тремя мирами и имело свое четкое расположение в космическом представлении вселенной. Эти основные положения космогонической модели мира народов ханты и манси, переносятся на модель жилого дома.
Коренные народы Севера в современном мире
В конце 19 века У.Т. Сирелиус описал около 30 типов жилых построек хантов и
манси. А ведь нужны
еще и хозяйственные сооружения: для хранения продуктов и вещей, для
приготовления пищи, для животных. Их можно насчитать более 20 разновидностей. С
добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков,
домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда,
многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее
разнообразие их удивительно.
Заслоны
как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два
дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два
стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо
шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву. Если остановка
длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми
сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы
тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.
Следующий шаг к усовершенствованию — установка заслонов вплотную друг к другу и
вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине,
но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на
лучших промысловых угодьях строят более прочным — из бревен и досок, чтобы он
служил несколько лет.
Более
капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или
выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы
таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты — еще эпохи неолита
(4—5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые
сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея
разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество
столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на
невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными
или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были
различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков
получался тот или иной тип жилища.
Идея такой
землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее
строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние —
эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке — нивхи и даже индейцы
Северо-Западной Америки.
На первоначальных этапах своей истории ханты, как и
многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки
с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища —
дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по
мировоззрению ханты, дом — это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты
рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами. Собственно
технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы.
Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты
заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум —
переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен
ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи,
и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа,
выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и
бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.
В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и
брезентом.
Для хранения домашней утвари и одежды устраивали
полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился
на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.
Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары — дощатые или бревенчатые,
навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.
Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для
лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали
столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.
Выбранный для просмотра документ Традиционное переносное жилище хантов -чум.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Работу выполнил: Прасин Тимофей, ученик 8класса
Руководитель: Плотникова Клавдия Николаевна, педагог ДО
Консультант: Прасина Светлана Федоровна, учитель родного языка
Цель : 1. Познакомить учащихся с бытом народа ханты, типами жилищ.
2. Воспитывать уважение к культуре коренных жителей тайги, уважение к предкам .
Одна хантыйская легенда рассказывает о далеких временах, когда на земле появились люди. Стал Нум-Торэм думать, чем кормиться они будут, чем от холода свои тела прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болото оленей выпустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают остов жилища, накроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает легенда, ханты промышляют оленями, лесными зверями, а живут в чумах…
- Сегодня мы с вами поговорим о традиционном жилище ханты
Обские Угры за свою историю создали десятки типов жилых построек разнообразных по конструкции и назначению. Есть жилище конусообразной формы, лучше которого для севе рян до сих пор не было создано это – чум.
Чум – традиционное жилище народа ханты (фото1,2), проживающего на территории Ханты-мансийского Автономного округа - Югры. Используется при кочевом образе жизни. В чуме живут и летом, и зимой. Он сделан из жердей в виде конуса и рассчитан на несколько человек. Последовательность установки чума традиционна: сначала выбирают площадку, размечают места для постелей и очага. Место для чума должно быть чистым и удалено от наклонных деревьев.
Главный элемент чума – шест (фото 3) На постройку уходит от 20 до 30 жердей. Заготовку подбирают из тонкоствольной ели или сосны с утолщением в середине. Такой шест не прогибается под тяжестью покрытия и снега. Главных шестов у чума два. Они связаны между собой в вершине и как бы держат всю конструкцию. Дверь располагается по направлению восхода солнца или обращена к реке. После того, как установлены шесты в виде конуса, натягивается покрытие чума. Покрытие заходит один за другой, сверху их обвязывают веревками. Чтобы попасть в чум необходимо откинуть дверь. В зависимости от времени года чум покрывают: летом и осенью берестяным полотном, зимой - полотном, сшитым из оленьих шкур. Сейчас и то и другое заменяется брезентом .
- Зачем ты меня так изрубил? Больше ты нигде не разведешь огонь, пока не отдашь мне свою дочь.
У них была дочь, в дневной люльке сидела. Мать заплакала и не хочет отдавать дочь, а муж, раз уж он изрубил огонь, должен был рассчитаться. Поставил люльку с ребенком на костер. Костер сразу же разгорелся. Эта поучительная сказка учит бережному отношению к святому огню.
Как в конструкции чума, так и в распределении жилой площади нет мелочей.
Справа и слева от очага, находятся так называемые спальные места. Справа посредине место хозяина и хозяйки. В дальнем правом углу место для маленьких детей до 6 лет. Справа, ближе к двери, место для стариков. Левая половина чума предназначена для остальных членов семьи и гостей. В центральной части размещаются более маленькие дети, причем девочкам отведена левая сторона, а мальчикам – правая. Место для старшей девочки крайнее слева, ближе к очагу. При необходимости она заменяет мать по хозяйству, разжигая огонь, готовя еду, не беспокоя остальных членов семьи. Старший мальчик находится в дальнем левом углу, там же размещают и гостей.
В чуме хозяйкой является женщина. Она содержит чум в чистоте и порядке. Чум поделен на хозяйственную часть и спальную, в переднем углу чума стоит сундучок с фигурками домашних духов. Летом в чуме расстилают свежескошенную траву, зимой покрывают лапником - хвойными ветками.
В чуме живет иногда две семьи, что при ограниченной площади жилища, казалось бы, осложняло межличностные отношения. Однако этого не происходит. Внутренняя сдержанность, невмешательство в дела другой семьи отличают характер северян. Отношения нормализуются и тем, что люди много времени проводят на улице.
2. Какова последовательность его установки?
Введение
Современная Россия - это полиэтническое государство, где условиях урбанизированной цивилизации сохраняются очаги традиционных культур и этнокультурные традиции населяющих ее народов. В основном консервация традиций происходила на северо-востоке и северо-западе, в отдаленных от центра местах страны. К таким ареалам, в частности, относятся финно-угорские, чукотские и тюркские этнические ареалы. Вплоть до сегодняшнего дня традиционные культуры некоторых народов сохранили свою первозданность на обширных территориях Сибири и Кольского полуострова.
Традиция (от лат. traditio - передача, предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и так далее [РЭС, 2000: 1876]. Традиционная культура сохранила многие элементы культуры древнего наследия, поэтому следует обратить внимание на прошлое человечества.
Изначально любое сооружение для жилья являлось материальным отражением инстинкта самосохранения человека и предназначалось для защиты его от враждебного окружения. В нем выражены стремления человека к переустройству окружающей среды, желание повысить комфортабельность своего существования; оно защищает человека от воздействия ветра и холода. Впоследствии само жилище и связанные с ним постройки становятся основным элементом материальной и духовной культуры человека. Дом связывал человека с миром, упорядочивал личное пространство, создавал гармонию в жизни.
Актуальность темы. В России проживают множество народов и племен со своим языком, традициями и культурой. Многие из этих этнических характеристик находятся на грани исчезновения. На данный момент изучение традиционных культур на территории современной России очень важно для общества потому, что бесценные знания народной культуры могут исчезнуть в недалеком будущем.
На сегодняшний день практически забыта идея о том, что дом является "Космосом". Люди не задумываются о первоначальном значении жилища, о его сакральном экосе и о своем месте в нем.
В основе любой культуры лежит некий семиотический код, который и определяет духовные и материальные аспекты бытовой традиции. В традиционной культуре как нигде больше отражена эта особенность. П.Г. Богатырев пришел к заключению, что любая вещь обладает не одной функцией, а целым набором, "пучком функций", среди которых есть и практические, и символические [Хомич Л.В., 1999: 44]. "Возьмем, например, деревенские постройки, наряду с практическими функциями, которыми обладает деревенский дом и его детали, мы обнаружим здесь и ряд других функций - эстетическую, магическую, функцию региональной и сословнойпринадлежности и другие" [Богатырев П.Г., 1999: 54].
Относя жилище только к сфере материальной культуры, мы тем самым приписываем ему постоянный низкий семиотический статус, так как само по себе разделение объективированных явлений на элементы материальной или духовной культуры можно рассматривать как оценку их семиотичности [Байбурин А.К., 2005: 16].
С появлением жилища мир приобрел те черты пространственной организации, которые на бытовом уровне остаются актуальными и в наше время. Прежде всего, появилась универсальная точка отсчета в пространстве, "мировая гора" или "мировое дерево" [Флиер А.Я., 2002: 354], причем важно подчеркнуть, что пространство вне дома стало оцениваться как упорядоченное благодаря существованию дома "Космос палеолитического человека по существу и ограничивался собственной общиной; вне ее был враждебный Хаос" [Флиер А.Я., 2002: 355]. Иными словами, дом придал миру пространственный смысл, укрепив тем самым свой статус наиболее организованной его части.
Изученность проблемы. До 1990-х годов была проделана огромная работа по изучению традиционных культур России в целом, народов Севера, в частности хантов, манси, хакасов и других. В основном, автор использовал работы русских ученых в области материальной и духовной культуры (З.П. Соколовой, В.Г. Рыженко, Н.В. Лукиной, М.М. Громыко, И.Е. Ромбандеевой, И.Н. Гемуева, Н.Н. Харузина, Р.Ф. Тароевой, Т.В. Лукьянченко, В.В. Пименова, А.К. Байбурина, М.С. Муканова и других). Эти работы обладают эмпирическими данными, так как были созданы на основе полевых исследований ученых. Особенно хочется отметить таких авторов как Соколова З.П., Гемуев Н.Н., Лукина Н.В., которые подробнейшим образом описывают предмет своего исследования, дают типологию жилища, связывают архитектурную форму постройки с мировоззрением и мифологией народов Сибири. Следует выделить также Харузина Н.Н. и Харузину В.Н., исследователей народов финно-угорской группы - саамов, во всех аспектах жизнедеятельности данного этноса.
Объектом исследования курсовой работы является традиционная культура народов Сибири и Кольского полуострова.
Предмет исследования: дом как модель мира традиционных культур.
Цель курсовой работы: посредством изучения духовной и материальной культуры традиционных народов получить представление о связи картины мира с архитектурной моделью дома.
Познакомиться с источниками по теме исследования.
Рассмотреть связь архитектурной формы с экосом культуры.
Дать характеристику традиционных типов построек.
Проследить взаимосвязь формы жилища с мировоззренческими представлениями народа.
Чум
Сибирь - огромный регион нашей страны. "Географы различают собственно Сибирь и Дальний Восток. На территории собственно Сибири выделяются регионы: Западная (бассейн реки Обь, между Уралом и Енисеем), Южная (Алтай, Саян, Тува, Бурятия), Восточная (Якутия), иногда и Средняя (бассейн Енисея) Сибирь. Сибирь, площадь которой составляет свыше двух третей всей России, включает все географические зоны - арктическую пустыню, тундру с лесотундрой, лесную (или таежную), степную с лесостепной подзоной" [Соколова З.П., 1998: 5].
На территории Сибири живут многочисленные коренные народы, которые с древних времен сохранили традиции своих предков. Однако, следует заметить, что на данный момент Сибирь является полиэтническим регионом страны. На протяжении последних нескольких веков идет активное заселение данной территории русскими, украинцами, немцами и многими другими народностями. З.П. Соколова отмечает, что в числе десяти миллионов всего населения Сибири коренные народы, происхождение которых связано с этой территорией, составляют чуть более двух миллионов человек [Соколова З.П., 1998: 7].
Экос Западной Сибири
Экос - это экологическая ниша, вмещающая в себя ландшафтные, природные, климатические особенности места обитания этноса, от которых зависит вся жизнь людей: хозяйство, типы построек, одежда, пища, а также социальные и духовные аспекты жизни. Культура формируется под влиянием многих факторов окружающей среды.
Западная Сибирь представляет собой территорию, простирающуюся от Северного Ледовитого океана до сухих степей Казахстана и от гор Урала до Енисея. Почти вся площадь Западной Сибири расположена в пределах Западно-Сибирской равнины, которая состоит из двух плоских, сильно заболоченных впадин, что обуславливает нищету этого района в прочном строительном материале.
В Западной Сибири живут обские угры - ханты и манси, народы финно-угорской языковой группы. Эти народы занимают территорию в бассейне рек Оби и Иртыша. "Ханты расселились в основном по Оби (от Обской губы вверх до Александровского, выше устья реки Вах) и ее притокам (Сыня, Куноват, Войкар, Лямин, Пим, Тромъеган, Аган, Большой и Малый Юган, Вах, Васюкан), а также в низовьях Иртыша и по его притокам (Конда, Демьянка - нижнее течение), на территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов Тюменской и Томской областей" [Соколова З.П., 1987: 118].
Западная Сибирь находится почти на одинаковом расстоянии, как от Атлантического океана, так и от центра континентальности Евразии, поэтому ее климат носит умеренно континентальный характер. Зимой и в летнее время, когда поступление атлантического воздуха ослабевает, в Западную Сибирь поступает арктический воздух. Глубокому проникновению арктических воздушных масс способствует равнинность местности и открытость ее к северу.
Лесную зону Западно-Сибирской равнины подразделяют на подзоны северной, средней, южной тайги и березово-осиновых лесов. Основным типом лесов этой местности являются темнохвойные леса с преобладанием ели сибирской, пихты сибирской и сосны сибирской (кедра). Темнохвойные леса встречаются почти всегда лентами по долинам рек, где они находят условия необходимого для них дренажа. На водоразделах они приурочены только к холмистым, возвышенным местам, а плоские территории заняты преимущественно болотами [Трофимова В.Т., 1983: 15].
Важнейший элемент ландшафтов тайги - болота низинного, переходного и верхового типа. Лесистость Западной Сибири составляет всего одну треть всей площади. Западно-Сибирская равнина характеризуется исключительной заболоченностью, ее средняя и северная части относятся к одним из самых влажных пространств на земной поверхности.
Столь редкое распространение леса не дает возможности обитающим народам, строить себе жилище только из дерева, поэтому наблюдается преобладание легких построек, с минимальным использованием древесины (у хантов).
Образ жизни народов ханты и манси определен климатическими и природными условиями. Многие народы Сибири сохранили в своей традиционной культуре архаические черты, типичные для первобытного общества: охота на дикого зверя, ручная обработка оленей кожи [Гемуев И.Н., Соколова З.П., 2005: 166-304].
Еще до недавнего времени обские угры не ведали про жизнь в урбанистических городах, про техническую революцию, про тот образ жизни, где можно выжить без своего скота, без семьи (актуальность брака в современном обществе сегодня стоит под вопросом).
Прожить всю жизнь без таких необходимых вещей, как обрядовое праздничное покрывало с вышивкой изображения Мир-сусне-хум (манс), семейные пубы и иттерма. Однако, ориентируясь на исследования прошлых лет, можно утверждать, что оленеводство в большинстве случаев присуще хантам, а сезонное рыболовство и охота на дикого зверя - основные виды деятельности манси.
Манси (вогулы) живут на территории в северо-западной части Сибири по левым притокам Оби в пределах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Несколько десятков семей живет в Свердловской области. В Пермской же области в верховьях Вишеры сохранились лишь потомки манси, которые говорят по-русски, но называют себя до сих пор вогулами [Ромбандеева Е.И., 1993: 6].
По восточным склонам Урала, в верховьях реки Северная Сосьва, на Лозьве, где население манси вело полуоседлый образ жизни, занимаясь оленеводством, охотой, а также рыболовством, существовали небольшие постоянные зимние поселения, расположенные вблизи рек.
Ханты-мансийское традиционное жилище
Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).
Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.
Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].
Очаг (чувал) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.
В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.
Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].
Читайте также: