Кружево плетенное на коклюшах
Виды кружевных изделий
Кружева могут быть или мерными, или штучными.
Первые из них измеряются в метрах. Они бывают узкими (1-3 см), средними (до 6 см), широкими (более 6 см). Кроме этого, мерное кружево различают по форме:
- Прошва имеет с обеих сторон узкий край.
- Аграмант с обоих краёв зубчатый.
- Край с одной стороны зубчатый, а с другой - ровный.
Штучное кружево представляет собой законченное, целое изделие: скатерть, занавесь, накидку, жакет, жилет, боа, шарф, воротник, манжеты, салфетку и т. п.
Техническое оснащение
Плетение на коклюшках начинается с подготовки инструментов и приспособлений. Их не так уж и много:
Нити. Они могут быть разной толщины. Лучше всего использовать льняные или шёлковые, они дают минимальную усадку после стирки изделия. В период обучения можно использовать и хлопчатобумажные.
Намотка нитей на коклюшки
Терпение – вот чего требует плетение на коклюшках. Для начинающих самое первое действие - намотка нитей. Она и станет тренировкой этого качества характера.
Коклюшки используются в кружевоплетении только парами, одну нить наматывают на две коклюшки. Это делается так:
- Нужно взять одну из коклюшек правой рукой, а нить - левой. Пальцем нужно прижать конец нитки к шейке коклюшки, а левой рукой сделать несколько оборотов вокруг нее, чтобы закрепить нить.
- Когда она закреплена, вращают коклюшку, наматывая нить на шейку. Левой рукой необходимо ее придерживать, регулируя равномерность распределения по всей длине шейки коклюшки.
- После того как намотано 2-3 метра, ее закрепляют петлей. Коклюшка после этого должна висеть на нитке и не разматываться.
- Затем, не отрывая, отматывают от мотка ещё 2-3 м и лишь потом отрезают. Свободный конец наматывается на вторую коклюшку и тоже закрепляется петлей. При этом межу коклюшками должно остаться 20 см нити.
Замена нити в ходе плетения
Если при плетении кончается нитка, то нужно выполнить следующее:
- Размотать ее, освободив коклюшку, и оставить конец длиной 20 см.
- Накрутить на свободное место новую.
- Конец закрепить узлом на булавке, которую воткнуть выше места плетения на 5 см.
- Оставленный конец старой нитки соединить с новой. Двойную нить намотать на коклюшку и закрепить петлёй.
- Плетение продолжить двойной нитью.
- После того как новая нить достаточно закрепится, старую можно будет обрезать и плести дальше одной.
Плетение на коклюшках: обучение азам
При плетении в обеих руках находится по паре коклюшке. Все переплетения производятся двумя способами перемещения инструмента в руках:
- Перевить – значит поменять их местами в одной руке. Это делается большим пальцем так, чтобы правая коклюшка перекинулась через левую.
- Сплести – значит, переложить по одной коклюшке из руки в руку. При этом правая коклюшка из левой руки должна перекинуться через левую коклюшку в правой руке.
Плетение на коклюшках бывает трёх видов:
- Сплести в ползаплёта: перевить - сплести.
- Сплести в полный заплёт: перевить - сплести - перевить.
- Сплести полотнянкой: сплести - перевить - сплести.
Элементы кружевоплетения
Существует 4 главных элемента кружевоплетения: плетешок, полотнянка без перевива пар, полотнянка с перевивом всех пар и полотнянка с перевивом крайних пар.
Плетешок выполняется в ползаплёта (перевить - сплести), после каждого приёма нити утягиваются, для чего коклюшки разводятся в стороны.
Полотнянка без перевива пар плетётся на нескольких парах коклюшек. Тут нужен будет сколок. Для плетения изделий на нескольких парах он необходим. Ширина его составляет 12 мм, расстояние между точками – 6 мм. Взять нужно не менее 7 пар коклюшек.
Далее плетётся по инструкции:
- Над сколком устанавливается 6 булавок, на каждую навешивается пара коклюшек. Все они называются долевыми, во время плетения не меняют своего направления.
- Слева от первой пары навешивается ходовая пара. Она перемещается слева направо и справа налево.
- Плетение начинается с левой стороны. В левую руку берётся ходовая пара, а в правую - первая долевая пара. Пары сплетаются полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
- Ходовая пара по очереди переплетается с каждой долевой.
- В переплетение последней долевой и ходовой (между ними) ставят булавку. Заплетают её так: ходовую перевить один раз, долевую не перевивать, а сплести полотнянкой (сплести - перевить - сплести).
- После этого ходовая пара перекладывается в правую руку, и плетение продолжается в левую сторону.
Полотнянка с перевивом всех пар делается по тому же сколку, что и полотнянка без перевива пар:
- В процессе работы ходовая пара сплетается в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
- Под переплетение ходовой пары с последней долевой ставится булавка. Заплетается в перевив: ходовую пару два раза перевить, долевую один раз перевить и сплести - перевить - сплести.
Полотнянка с перевивом крайних пар плетётся тоже по тому же сколку:
- Это плетение на коклюшках начинается, как и плетение полотнянки с перевивом всех пар.
- Вторую и последующие (до предпоследней) плетут, как полотнянку без перевива пар.
- Предпоследнюю долевую плетут в полный заплёт (перевить - сплести - перевить - сплести).
- Последнюю заплетают в перевив, как для полотнянки с перевивом всех пар.
Скань
Для скани применяется более толстая нить, чем при основном плетении. Для этого можно сложить имеющуюся в два раза. В середине между булавками с долевыми нитями втыкается булавка для навешивания коклюшек со сканью.
Плетение до коклюшки со сканью производится обычным способом:
Техника сцепного кружева
Сцепное плетение кружева на коклюшках для начинающих мастериц – это выполнение вилюшки. Так называется основной элемент названного кружева. Она плетётся полотнянкой, часто украшается сканью. А места стыковки здесь соединяют сцепы, которые выполняются вязальным крючком.
Плетение коклюшками: мастер-класс вилюшки
Штучные изделия часто выполняются из одной только вилюшки, которая образует разнообразные узоры. Овладение навыком её выплетания является основой обучения кружевоплетению.
- Подготовливаем сколок для плетения на коклюшках.
- Навешиваем коклюшки на булавки.
- Плетем простую полотнянку до поворота.
- Поворот при этом начинают выполнять, оставляя ходовую пару, превращая крайнюю долевую в ходовую.
- Возвращаясь, бывшая крайняя долевая проплетает бывшую ходовую и, в свою очередь, оставляется в покое, а старая ходовая отправляется переплетать долевые.
- Попеременно крайняя долевая становится ходовой, пока не закончится поворот. В месте поворота булавки не втыкаются.
- Сцепка выполняется на месте стыковки вилюшки после поворта. Для этого вынимают булавку, вязальный крючок вставляют в петельку сверху, зацепляют нитку и вытягивают её.
В образовавшуюся большую петлю продевают коклюшку, нитку затягивают. Плетение продолжается той ходовой парой, которая участвовала в сцепке.
- Далее нужно плести по сколку.
Надеемся, пошаговая инструкция, предложенная в статье, поможет начинающим кружевницам сделать свои первые нарядные изделия.
Большинство людей тянет к прекрасному. Так было всегда, поэтому многие народные художественные прикладные промыслы зародились очень давно. Не исключение плетение на коклюшках. В Россию оно пришло из Европы и получило широкое распространение по необъятным просторам Российского государства. Сегодня многие пользуются кружевами и делают их своими руками. Любой желающий, проявив усидчивость и старание, может освоить азы этого прекрасного искусства.
Оборудование для кружевоплетения
Чтобы начать обучение плетению кружев на коклюшках, для начинающих важным шагом является тщательная подготовка. Несмотря на то что оборудование для этих работ очень простое, его необходимо подготовить заранее. Вот что понадобится для таких работ:
Коклюшки. Главный инструмент для кружевоплетения — это деревянные палочки цилиндрической формы с небольшим утолщением на конце. Под утолщением находится шейка для натягивания и намотки ниток. Этот инструмент всегда парный, поэтому в наборе должно быть чётное число коклюшек. Современные инструменты делают не только из дерева, но и из других материалов.- Нитки. Для кружев используют разные нитки. Первое время обычно учатся на дешёвых хлопчатобумажных, а потом переходят на более прочные и более ценные. Очень популярны шёлковые и шерстяные кружева. Цвет, толщина и качество определяют по тому, что решают сплести.
- Валик. Или подушка для подложки на рабочем столе. Без этого оборудования невозможно нормально работать. Изготовляют такую подушку из плотного материала, в середину обычно зашивают твёрдую сердцевину, которую обматывают достаточным слоем поролона, чтобы булавки не доставали до сердцевины.
- Подставка. Приспособление в виде козлов для удержания валика в неподвижном состоянии. Роль такой подставки может выполнять простой фанерный ящик или другое приспособление, обеспечивающее надёжную устойчивость подушки.
Булавки. Для плетения чаще всего используют декоративные булавки с цветными шариками на конце. Кто-то пользуется канцелярскими булавками. Однако их предварительно готовят для работ, заливая эпоксидной смолой или другим клеем верхние колечки, чтобы не цеплять нитку во время плетения.- Крючок. Обыкновенный вязальный крючок нулевого номера используют при работах с коклюшками.
- Сколок. По сути, это рисунок будущего узора. Он выполняется на плотной бумаге в виде основных точек, где вставляют булавки для плетения кружева. Под него обычно подкладывают плотный картон. Чтобы сколок служил дольше, его некоторые запаивают в целлофан. Однако в век цифровых технологий легче всего распечатать новый сколок на принтере, чем думать о том, как сохранить старый рисунок для нового кружева.
Подготовившись к работе, начинающий мастер спешит попробовать сплести первый узор собственноручно. Однако спешка вряд ли будет способствовать качеству работ, поэтому искушённые в освоении чего-то нового стараются узнать побольше о предстоящем деле.
Основные приёмы плетения
Кружева, выполненные в этой технике плетения, делятся на две основные группы: мерные, которые вяжутся в длину и измеряются в метрах и штучные, которые представляют законченную композицию в единичном экземпляре. Поэтому плетение на коклюшках для начинающих начинается с основ.
Мерные кружева делят ещё на три группы:
- Аграмант. Это кружево с двумя непохожими друг на друга краями.
- Прошва. Это когда края симметричны друг другу.
- Краюшка. Название говорит само за себя, кружево только с одного края полосы.
Само вязание на коклюшках для начинающих начинается с умения держать их в руках и освоения двух основных приёмов:
- Перевить. Это когда две коклюшки в одной руке меняются местами, а нить перекидывается через другую. Такая операция может повторяться до трёх раз.
- Сплести. Похожая операция на первую, только перевиваются нити с коклюшками из другой руки, то есть одна или обе коклюшки из левой руки переходит в правую, а из правой в левую.
Комбинируя эти несложные операции, настоящий мастер творит небывалые по красоте и сложности узоры. Существует четыре основных комбинации, на которых построены практически все узоры:
Плетешок. Плетётся двумя парами тугой шнурок в ползаплёта, после каждого сплетения нити затягивают. Применяется во всех видах кружев.- Полотнянка без перевива пар. Этот способ применяют используя не менее семи пар коклюшек. Для получения элемента одна пара, называемая ходовой, переплетается с остальными парами по очереди слева направо, потом наоборот, так до завершения узора. Схема: сплести, перевить, сплести.
- Полотнянка с перевивом всех пар. Всё делается так же, как в предыдущем варианте, только схема другая: перевить, сплести, перевить, сплести до полного завершения узора.
- Полотнянка с перевивом крайних пар. Комбинированный вариант двух предыдущих. Средние пары сплетаются по варианту без перевива, а крайние с перевивом.
Освоив основные элементы плетения, начинающие мастера могут выполнить практически любое коклюшечное кружево. Схемы и сколки найти сегодня не составляет особого труда. Мастера стараются создавать личные библиотеки наиболее востребованных узоров и охотно делятся своими наработками с другими.
Схема изготовления кружев
Для того чтобы выполнить простой узор, готовят сколок. Для этого необязательно пересматривать все схемы сколок для кружевоплетения на коклюшках, любой может просто начертить простейший узор на бумаге и приступить к вязанию. Сама схема выполнения работ однообразна для любого плетёного узора:
Изготовить сколок. Вариантов много: купить готовый, найти подходящий вариант и распечатать, придумать и начертить самому.- Прикрепить сколок к подушке. Здесь главное — ровная поверхность и надёжность крепления. Следят за тем, чтобы булавки не торчали из подушки по сторонам.
- Наматывают нити на коклюшки. Готовят нужное количество пар и наматывают на них нити нужного цвета и размера. Если нить заканчивается, её заранее добавляют.
- Крепят нити к булавкам на сколоке.
- Используя схему плетения или пользуясь подсказками мастер-класса из видеоурока, плетут узор. Здесь уже нужны только терпение и сноровка, которая приходит со временем.
- После завершения работ изделие отправляют в стирку. Затем протирают или моют все колышки, используемые в плетении.
Научится плести кружева может любой желающий, если у него есть терпение и усидчивость. Освоив это мастерство, вновь испечённые мастера вносят свой вклад в кружевоплетение, изобретая всё новые и новые сказочные узоры и орнаменты.
Плетение кружева — древний и востребованный вид рукоделия. До сих пор неизвестно, где и когда оно появилось. Самые древние ажурные ткани были найдены при раскопках захоронений Египта. Считается, что это искусство попало в Европу с Ближнего Востока и развивалось в разных направлениях. Сейчас наиболее известны кружева в технике плетения на коклюшках, фриволите, вязание.
История бобинного кружева
Родиной коклюшечного или, как его ещё называют, бобинного кружева, по праву считается историческая область Европы под названием Фландрия. Именно здесь в эпоху Возрождения появился этот вид ремесла и был доведён до совершенства. Географические открытия и налаживание торговых связей с далёкими и не очень странами разнообразили моду роскошными тканями и фасонами.
Кружевная отделка стоила неимоверно дорого, считалась признаком богатства и высокого социального положения. С её помощью любая одежда выглядела роскошно. Такие детали можно было отпороть и применить в другом туалете. Даже среди королевских особ кружево передавалось по наследству и считалось ценным свадебным подарком даже в XX веке.
Знаменитое подвенечное платье первой супруги принца Чарльза Дианы было украшено винтажным кружевом, полученным королевой Елизаветой II от её бабушки Марии Текской, жены короля Великобритании Георга V. О предшествующей судьбе этого произведения рукодельного искусства неизвестно.
Это старинный город находится в тихом уголке современной Бельгии. Раньше в здесь пересекались основные торговые пути, стекались и уходили караваны, связывавшие Европу, Азию, страны Востока и Африку. Коммерция шла настолько бойко, разнообразные ремесленные производства росли и ширились.
Здесь сформировалась и к середине XVIII века окончательно оформилась не только бобинная техника кружевоплетения, но и целая отрасль со своими школами, мастерскими и дистрибьюцией. Немалую роль она сыграла и в социальной сфере общества. В школы при монастырях на полный пансион принимали сирот, давая не только профессию, но и начальное образование.
Упадок произошёл в XIX веке в связи с бурным развитием капитализма и, как следствие, внедрением машинных способов производства в текстильной промышленности. Активное строительство железных дорог способствовало изменению логистики грузоперевозок, и Брюгге оказался на периферии торговых маршрутов. Цена на кружево упала.
Все эти перипетии изменили не только подход к производству, но и структуру потребления. То, что раньше могли позволить себе только состоятельные граждане, стало доступно широким слоям населения. Это способствовало небывалому всплеску моды на кружевную отделку. Более того, появился спрос не только на готовые изделия, но и на обучение технике плетения.
Отношение к одежде и аксессуарам резко изменила Первая мировая война, ставшая катастрофой для всей Европы. Уровень жизни резко упал. Работающая женщина перестала быть исключением. Изысканные наряды сменились удобной и нетребовательной в уходе одеждой, а рукоделие ограничилось освоением самых простых приёмов.
Но брюггским мастерам удалось сохранить своё искусство. Этому способствовало бурное развитие туризма. Прекрасный старинный город, улочки которого сохранили вид и запах позднего Средневековья, как магнитом тянет путешественников со всего мира. Товары маленьких магазинчиков разлетаются как горячие пирожки. В них широко представлен текстиль с мелкой кружевной отделкой. Однако приобрести сложное изделие можно только по предварительному заказу и за внушительную сумму.
В городе работает профильный музей, в котором представлены прекрасные образцы, сколки для кружевоплетения на коклюшках, все схемы знаменитых узоров. Также проводятся ярмарки и мастер-классы вязания на коклюшках для начинающих.
Производство бобинного кружева появилось в северо-западных регионах России на рубеже XVI — XVII веков. Этому способствовали торговые связи с Европой ещё со времён Ганзейского союза. Сохранившиеся образцы старинной женской одежды часто имеют кружевную отделку. Однако, в то время подобное ремесло не носило массового характера.
Этот вид рукоделия перестал быть точечным и перешёл в разряд промысла только в XIX веке. Тогда же сформировались известные до сих пор традиционные центры кружевоплетения в следующих городах:
Центрами ремесла в те времена были мастерские при помещичьих усадьбах. Их продукция пользовалась огромным спросом в обеих столицах и других крупных городах. Крепостные мастерицы в основном копировали европейские плетёные узоры. После отмены крепостного права рукоделие широко распространилось среди крестьянского сословия и стало народным искусством.
В XVIII веке в Петербурге была создана Мариинская школа кружевниц, художницы которой много сделали для создания русского стиля. По имеющимся данным, с 1880 по 1912 год количество вязальщиц в Вологодской губернии с 4 000 увеличилось до 40 000. В советское время традиции были поддержаны и преумножены. Для рукодельниц открылись профессионально-технические училища, работавшие на базе производственно — художественных объединений.
Материалы для изготовления
Процесс плетения сложен, требует внимания, терпения и некоторых затрат на средства производства, которые можно приобрести в магазинах для рукодельниц. Перечень невелик:
Сколок — технический рисунок с нанесёнными линиями узора, в точки пересечения которых втыкаются булавки.- Портняжные булавки.
- Валик (бобина) — подушечка круглая, плоская или вытянутая в зависимости от традиции или формы изделия.
- Подставка под валик.
- Коклюшки — деревянные палочки в виде колышков, на которые наматываются нитки.
- Нитки.
- Крючок.
Благодаря множеству книг любой желающий может научиться плести кружево. Увлечение может стать не только приятным, но и полезным — этот вид рукоделия по-прежнему пользуется спросом и хорошо оплачивается. Интернет открывает доступ к секретам коклюшечного кружева, схемам и сколкам, раньше доступным только в крупных центрах производства.
Всемирная паутина открыла возможность виртуально посещать курсы плетения на коклюшках для начинающих и стать настоящим мастером не выходя из дома.
Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!
Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.
Содержание:
История
Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.
Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.
Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!
Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.
История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.
В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.
Мотивы и символы
Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.
Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.
Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.
Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.
Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.
Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.
Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.
Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.
Инструменты и материалы
Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.
Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.
Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.
Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.
Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.
О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!
Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?
Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!
Как вы стали этим увлекаться?
Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.
В чем главное преимущество этого вида рукоделия?
Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.
Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?
На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.
Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?
Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.
Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?
Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…
Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?
Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.
Немного о процессе
Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.
Читайте также: