Кто напал на англию во время чумы
Черная смерть не распространилась дальше маленького английского поселения, жители которого пожертвовали собой, дабы остановить заразу.
Великая чума
Европа неоднократно страдала от яростных вспышек чумных заболеваний, и каждый раз зараза распространялась стремительно на обширных территориях и уносила тысячи жизней. Очередная эпидемия бубонной чумы разгорелась в Англии в 1665 году и свирепствовала почти 2 года. Все началось с Лондона, где болезнь подкосила значительный процент населения (там от нее погибал практически каждый четвертый), а затем она пошла гулять по стране. По приблизительным подсчетам, чума 1665−1666-х убила около 100 тыс. человек только в столице. В числе прочих населенных пунктов эпидемия поразила небольшую деревушку Иэм в графстве Дербишир на севере Англии в районе Пик-Дистрикт.
В Иэм чума пришла в сентябре 1665-го. Местный портной Александр Хедфилд получил ткань из Лондона, которая, как выяснилось впоследствии, была заражена и содержала в себе чумных блох. Его подмастерье Джордж Виккарс расправил материю перед очагом, чтобы просушить ее, но не заметил свитого блохами гнезда внутри. Уже через пару дней Виккарс слег и скончался в течение недели. Это положило начало эпидемии, сразившей в итоге больше половины населения деревушки, где на тот момент проживало около 350 человек.
К концу 1665 года 40 жителей скончались от чумы, однако с приходом зимы эпидемия заметно спала, и в деревне лелеяли надежду, что на этом пандемия остановится вовсе. Но, увы, вместе с потеплением вернулась и зараза. К началу лета 1666-го эпидемия развернулась, несмотря на все соблюдаемые предосторожности.
Богоугодное дело
Когда стало ясно, что чума и не думала уходить из Иэма, напуганные обитатели собирались покинуть деревню, но в дело вмешались местные служители церкви. Пасторы Уильям Момпессон и Томас Стэнли своими проповедями убедили жителей не выезжать за пределы Иэма, дабы не переносить заразу в соседние деревни. Церковники укрепили прихожан в мысли, что прекратить дальнейшее распространение заболевания было единственно правильным решением и делом богоугодным. При содействии священников обитатели Иэма согласились на добровольный карантин не только домов зараженных, но и вообще всей деревни. Формально вход и выход из Иэма были закрыты. Новость об этом достигла, разумеется, и жителей близлежащих поселений.
24 июня 1666 года обитатели деревни приняли судьбоносное решение ни в коем случае не покидать пределов Иэма, иными словами, верную смерть, ведь ее обитатели лишились практически всякой надежды пережить эту пандемию. Это был трудный выбор, и многие ему противились, однако авторитет церкви в лице пасторов сыграл свою роль. Кое-кто все же не прислушался к воззваниям священнослужителей, несколько семей выехали за территорию Иэма, но большинство так и осталось в деревне. Кстати, тот самый пастор, Момпессон, все же отправил своих собственных детей в Шеффилд, а супруга его отказалась уезжать.
Провизия поступала из Чатсуорта от графа Девонширского, который согласился обеспечивать карантинную деревню при условии, что она таковой и останется до полного исчезновения симптомов чумы. К югу от деревни выстроили нечто вроде заграждения — разложили межевые камни, у которых посыльные из Чатсуорта оставляли товары. Чтобы избежать всяческого контакта со здоровыми, жители Иэма не обменивались с ними деньгами напрямую. Они оставляли монеты в специальных углублениях в этих камнях, при этом, каждую монетку заранее вымачивали в уксусе для обеззараживания.
Конец эпидемии
Немногие пережившие эпидемию позже рассказывали о тех, кому пришлось хоронить своих родных целыми семьями. Так, например, Элизабет Хэнкок самолично выкопала могилы и похоронила мужа и шестерых детей. Все они скончались в течение 8 дней. Маршал Хоув тоже пережил пандемию, хотя заразился в начале эпидемии. Ему пришлось похоронить всю свою семью, включая детей. Он также участвовал в погребении многих односельчан, помогая другим копать могильные ямы.
В августа 1666-го умерла и жена Момпессона Кэтрин. Сам же он выжил. Всего за 14 месяцев эпидемии в Иэме скончались 260 человек. После смерти местного каменщика жителям пришлось самостоятельно гравировать имена на могильных камнях. Дела в деревне пришли в запустение: работа в полях остановилась, простаивали и ремесленные мастерские.
В современном Иэме по-прежнему бережно хранят память о событиях тех страшных лет: в деревне действует музей, где посетители могут ознакомиться с документами и свидетельствами той эпохи, а также получить подробную информацию о судьбах тех, кто жил и скончался тут в период чумной эпидемии.
Улица Лондона / Concept of Thames Street by Luc Fontenoy. Source
Лондон в то время представлял собой поселение в 448 гектаров, окруженных городской стеной. В стене имелись ворота Людгейт, Ньюгейт, Олдерсгейт, Крипплгейт, Мургейт и Бишопгейт, а с юга протекала Темза, которую можно было пересечь по Лондонскому мосту. По оценкам численность населения составляла около полмиллиона жителей.
Зимой 1664 года в небе над Лондоном была видна яркая комета, и горожане опасались, что она предвещает ужасные события. Так и случилось: вначале Великая чума, потом Великий пожар.
Благодаря великолепной студенческой работе каждый желающий за 3 минуты может прогуляться по допожарному Лондону 17 века.
Оригинал видео: Pudding Lane Productions, Crytek Off The Map youtube.com
2.
Чумная улица / Concept of Botolph Lane by Dan Peacock, showing the griminess and plague ridden street. Source
Возбудителем заболевания является бактерия Yersinia pestis /чумная палочка, переносимая блохами, паразитирующими на крысах.
3.
Кадр из проекта Off The Map.
4.
Кадр из проекта Off The Map.
Было предпринято несколько попыток создать систему мер общественного здравоохранения для эффективной борьбы с эпидемией. Городские власти наняли врачей и организовали тщательное захоронение жертв, однако из-за распространившейся по городу паники, люди, боясь заражения, хоронили трупы поспешно. Причина болезни была неизвестна, но многие считали, что ее переносили животные, и, поэтому, Лондонская Корпорация приказала убивать кошек и собак. Вполне возможно, что это решение удлинило эпидемию, поскольку животные контролировали численность крыс, которые переносили блох. Власти также распорядились о том, чтобы огонь постоянно горел, и днем и ночью, в надежде на то, что он очистит воздух. Для того, чтобы отогнать инфекцию, жгли разные вещества, распространяющие сильные запахи, такие как перец, хмель и ладан. Жителей Лондона насильно заставляли курить табак.
5.
Лондон перед Великим пожаром 1666 года
В Лондон чума пришла в июле 1665 года. Король Англии Карл II вместе со своей семьей и свитой покинул столицу и уехал в Оксфордшир. По документам установлено, что смертность в Лондоне доходила до 1 000 человек в неделю, затем — до 2 000 человек в неделю, и уже к сентябрю 1665 года достигла 7 000 человек в неделю.
К концу осени смертность начала снижаться, и в феврале 1666 года сочли безопасным возвращение в город короля и его окружения.
Случаи возникновения очагов заболевания продолжались до сентября 1666 года, но уже значительно более медленными темпами. Великий пожар, который случился в Лондоне в начале сентября 1666 года, уничтожил дома в большинстве густонаселенных районов.
Примерно в это же время вспышки чумы прекратились, вероятно, вследствие того, что инфицированные блохи погибали во время пожара вместе с крысами, которые их переносили.
6.
Лондон перед Великим пожаром 1666 года
Великий пожар в Лондоне /Great Fire of London охватил центральные районы Лондона с воскресенья, 2 сентября по среду, 5 сентября, 1666 года. Огню подверглась территория лондонского Сити внутри древней римской городской стены. В пожаре сгорело 13500 домов, 87 приходских церквей, Собор святого Павла, большая часть правительственных зданий. Считается, что пожар лишил крова 70 тысяч человек, при тогдашнем населении центральной части Лондона в 80 тысяч. В литературе приводятся и другие цифры потерявших жилье. Точно неизвестно, сколько людей погибло при пожаре, есть сведения всего лишь о нескольких жертвах, но множество жертв осталось не зафиксированными.
Пожар начался в пекарне Томаса Фарринера на улочке Паддинг-лейн, вскоре после полуночи в воскресенье, 2 сентября. Огонь стал быстро распространяться по сити в западном направлении. Пожарные того времени, как правило, применяли метод разрушения зданий вокруг возгорания для того, чтобы огонь не распространялся. Это не сделали только потому, что лорд-мэр, г-н Томас Бладворт, не был уверен в целесообразности этих мер. К тому времени, когда он приказал разрушить здания, было слишком поздно.
В понедельник пожар продолжил распространяться на север, к центру Лондона. Во вторник пожар распространился на большей части города, разрушив Собор святого Павла, и перешел на противоположный берег реки Флит. Попытка потушить огонь, как полагают, увенчалась успехом из-за того, что стих восточный ветер, и гарнизону Тауэра с помощью пороха удалось создать противопожарные разрывы между зданиями для предотвращения дальнейшего распространения на восток.
Несмотря на многочисленные радикальные предложения, Лондон был восстановлен по тому же плану, что и до пожара.
9.
Замысел: предварительные наброски. Source
Работа британских студентов над реконструкцией Лондона 17 века шла тщательно и не быстро.
10.
Результат: кадр из видеореконструкции
Во время великой чумы в XIV веке всего за несколько лет от Чёрной смерти погибла значительная часть сельского населения южной Англии. Это совпадает с наиболее пессимистичными оценками масштабов пандемии, унёсшей многие десятки миллионов жертв.
Каренца Льюис (Carenza Lewis) из Линкольнского университета (Великобритания) попыталась установить достоверное число погибших от Великой чумы XIV века с помощью археологических методов. Согласно её данным, более 45% жителей сельской местности в Англии умерло от эпидемии, которая длилась несколько лет. Соответствующая статья опубликована в журнале Antiquity.
Исследование обобщает результаты анализа двух тысяч раскопов, проведённых в 55 английских деревнях, достоверно существовавших в 1349—1361 годах, когда Великая чума достигла Британских островов. К сожалению, радиоуглеродное датирование не позволяет с точностью до нескольких лет определить возраст находок того времени. Поэтому, чтобы выяснить масштаб катастрофы, археолог сравнивала число глиняных черепков начала XIV века с числом таких же черепков, но уже конца того же столетия. Это не совсем точный способ выяснить истинный масштаб падения численности населения в 1349—1361 годах, поскольку вне контекста эпидемий население Европы в ту пору росло довольно высокими темпами.
Даже несмотря на то что такой рост несомненно смягчил масштабы эпидемии середины века, данные Льюис остаются весьма впечатляющими. Количество черепков за этот период в 90% раскопов снизилось на 45%. В оставшихся 10% раскопов падение численности черепков также было довольно большим, но менее единообразным, местами падая до 70%. Всего число черепков за столетие сократилось примерно вдвое.
Поскольку глиняная посуда тогда была безальтернативным выбором сельского населения (кроме высших классов), количество черепков должно прямо указывать на количество лиц, пользовавшихся посудой. Маловероятно и то, что экономический кризис после чумы мог привести к сокращению доступности такой утвари. Во-первых, кризис в силу дефицита рабочих рук после эпидемии привёл к росту цен на продукцию сельского хозяйства и фактически дал крестьянам доступ к высоким заработкам. Во-вторых, самые бедные слои английского крестьянства той эпохи всё ещё делали довольно грубую глиняную посуду сами.
Всё это означает, что данные Льюис сравнительно точны и имеют большое значение для давно идущей дискуссии о реальных масштабах Чёрной смерти, как европейские хроники называют крупнейшую из известных пандемий чумы. Дело в том, что средневековые источники настаивают, что от неё погибло не менее половины населения Западной Европы того времени. Доступные документы по налогообложению в крупных городах (например, Париже) вроде бы подтверждают эту точку зрения. Тот же Париж восстановил численность населения первой половины XIV века лишь глубоко в Новое время, то есть через столетия после эпидемии.
Однако многие историки ставили эту точку зрения под сомнение. Они ссылаются на то, что история не знает других примеров коротких эпидемий, уносивших такое количество жизней на столь больших пространствах. Слишком велики, по их мнению, и абсолютные цифры погибших: подсчёты, экстраполирующие данные источников, говорят о 70 миллионах жертв по всей Евразии, что больше, чем погибло во всех мировых войнах. Не совсем понятно, как средневековое общество могло адаптироваться к катастрофе таких масштабов без исчезновения ряда ремёсел и длительной остановки в развитии. Наконец, указывали они, в городах эпидемия происходила особенно интенсивно за счет скученного проживания людей. Таким образом, в сельской местности масштаб ущерба мог быть существенно меньше, а данные средневековых летописей о колоссальном снижении численности населения — завышены.
Работа Льюис противоречит такой точке зрения, указывая на огромные демографические проблемы в южной Англии даже через многие десятилетия после Чёрной смерти. Однако, по всей видимости, средневековое европейское общество смогло избежать значительного технического и культурного регресса даже после потери половины населения, что говорит о его высокой устойчивости.
Великая эпидемия чумы в Лондоне опустошила многие регионы Англии, но одна небольшая деревушка Эям в Дербишире останется в истории за героическую жертву местных жителей, которые пытались остановить распространение инфекции.
Черная болезнь
С тех пор, как болезнь впервые приняла масштабы эпидемии между 1346 и 1353 годами, умерло около 100 млн людей или почти четверть населения земного шара. В 1665-1666 годах бубонная чума снова обрушилась на Лондон, в этот раз потери были гораздо меньше по сравнению с 14 столетием, однако, она унесла жизнь 100 тыс. лондонцев.
Инфекция в Эям
В деревню Эям, расположенной в 56 км от Манчестера, чума добралась в 1665 году, когда лондонские торговцы отправили местному портному Александру Хэдфилду ткань, кишащую инфицированными блохами. Его ассистент вскрыл посылку и повесил промокшую ткань просушиться у очага, выпустив зараженных насекомых. Через несколько дней ассистент умер, а вскоре заболел остальные жители дома и умерли.
Нелегкое решение
Болезнь распространилась по всему поселку и началась паника. Некоторые жители предложили покинуть деревню, чтобы избежать смерть. Тогда выступил приходской священник Вильям Момпессон (William Mompesson) и убедил жителей не покидать Эям, чтобы не подвергать риску соседние населенные пункты.
Это решение было не из легких, но, в конце концов, жители согласились со священников и решили изолировать всю деревню на карантин. Они понимали, что многим это грозит смертью, но другого выхода не было.
Изоляция деревни
По всему периметру деревни были установлены большие валуны и каждый житель – здоровый и больной – поклялся не выходить за их пределы, пока болезнь не отступит. Соседние поселения оставляли у пограничных валунов мясо, крупы и другие необходимые вещи. В благодарность, жители Эяма оставляли деньги в поилке для скота, которая была наполнена уксусом, который, как они верили, дезинфицирует монеты. Валуны до сегодняшнего дня находятся на своем месте. А поилка, в которой оставляли деньги, сейчас называется колодец Момпессон.
Помимо основного карантина, жители предпринимали попытки удержать инфекцию от распространения внутри деревни. Церковь перенесли в другое место, чтобы отдалить ее от кладбища, где хоронили умерших от чумы.
Кроме того, жители были обязаны сами погребать своих родственников. Многим приходилось хоронить всех членов семьи. Иногда тела перемещали по улицам с помощью веревки, привязанной к ноге, чтобы минимизировать контакт с зараженным телом.
Окончание карантина
После 14 месяцев болезнь отступила так же внезапно, как и появилась. К тому времени деревня, численностью 350 человек, потеряла, как минимум, 260 жителей. Многие смогли спастись, покинув деревню, но этот самоотверженный поступок не был напрасным, так как он остановил распространение болезни на север Англии, сохранив тысячи жизней.
Сегодня по всей деревне стоят памятники, мемориалы, различные таблички с надписями. В последнее воскресенье августа, которое носит название Чумное воскресенье, в деревне Эям проходит мемориальная служба. Люди до сих пор чтят героический поступок людей, живших здесь, и бросают монетки в колодец в память о них.
Сами видите, как легко сегодня можно раздуть панику мировых масштабов буквально на пустом месте. Вокруг коронавируса уже успели нагородить тысячу и одну теорию заговора, а последователи бабы Ванги тычут перстом в небо и пророчат всем смерть. Но все это детский лепет по сравнению с действительно страшной эпидемией, которая в свое время тоже пришла из Азии. Вот только она на самом деле изменила планету, попутно уничтожив половину жителей Европы. Вспоминаем историю черной смерти — пандемии чумы, бушевавшей в середине XIV века.
Предвестники беды
Средние века в целом сложно назвать комфортным временем жизни для большинства населения. Дело не в отсутствии коворкингов и смузи с круассанами только по праздникам вроде дня рождения местного пэра. На протяжении всего (как правило, непродолжительного) жизненного пути условного Петера или Жана сопровождали голод, болезни и войны.
Но в середине XIV века произошло нечто настолько ужасное даже для тогдашних закаленных Петеров и Жанов, что в итоге это отложилось в генетической памяти их потомков и наших современников. Невообразимый ужас и смерть, шагавшие рука об руку, внушили людям: вот он, ниспосланный богом за все человеческие прегрешения конец света — дальше ничего не будет.
Началось все… впрочем, до сих пор никто толком не знает, что стало причиной масштабного бедствия. Сама чума, точнее вызывающая болезнь бактерия Yersinia pestis, появилась на свет задолго до человека и даже его предков. Вот только на протяжении миллионов лет чумой болели многочисленные грызуны — от сусликов до крыс. По мере расселения людей болезнь настигла и наше племя. Считается, что завуалированные свидетельства о бушующих чумных эпидемиях можно найти в Библии.
Первая по-настоящему масштабная и исторически зафиксированная пандемия чумы захлестнула человеческую цивилизацию в Византийской империи в середине VI века, во времена правления императора Юстиниана. Она бушевала полстолетия и порой буквально опустошала целые города, а Византийскую империю поставила на край гибели.
Но люди склонны забывать обо всех неприятностях, тем более если они были давно и черт знает где. К XIV веку о Юстиниановой чуме знали в основном лишь по страшилкам и сказкам. Но в начале 1340-х годов поползли тревожные слухи с Востока: там то ли жабы падают прямо с неба, то ли небесный огонь поразил города — в общем, точно творится что-то неладное.
Интернета тогда не было, а потому вести о беде где-то в Азии доходили в виде обрывков, да и то годы спустя. Разумеется, загодя закрывать порты и сухопутные пути никому в голову не приходило. Мало ли что разносит простой люд. Меж тем надвигалась большая беда. Совсем скоро Европа лишится половины населения.
Заражение
Но почему этот в целом нормальный для природы процесс активизировался именно в середине XIV столетия? Ученые говорят о комплексе взаимосвязанных причин. Среди них, например, климат, который в первой половине столетия был не только холоднее обычного, но и куда более влажным. Несколько лет Европу обильно засыпало снегом и поливало дождем. Сотни затопленных городов, неурожай, нашествие саранчи, голод — и, как следствие, ослабленный иммунитет. Не стоит забывать и об антисанитарии, царившей в средневековых городах. Все это привело к пробуждению оспы, которая считается предвестницей чумы.
Опять же время было такое. Вся Европа погрязла в войнах и стычках разных масштабов. При этом континент уже был крепко опутан торговыми маршрутами. Шелка и специи, новые технологии и драгоценные металлы, оружие и пушнина — то была эпоха, когда купцы несказанно богатели и начинали оказывать серьезное влияние на политику мировых держав.
Считается, что сначала чума свирепствовала в Китае в 1320—1330-е годы. В некоторых районах осталось не более 10% населения. Самолетов, поездов, пароходов и вездеходов не было, поэтому распространялась эпидемия медленно, годами. После Китая настала очередь Индии, Золотой Орды и, наконец, Европы.
Долгое время историки винили во всем хана Джанибека, в 1346 году осадившего генуэзскую крепость в Крыму. Мол, когда в его войске началась эпидемия, он приказал забрасывать в крепость зараженные тела с помощью катапульт. В итоге армию хана покосила болезнь, а купеческие корабли разнесли заразу по средиземноморским портам.
Сегодня эту версию всерьез не рассматривают и вообще сомневаются в самом факте осады. Но в любом случае остается факт: в 1346-м черная смерть накрыла итальянские города, а в следующие два года — всю Западную Европу.
Обычно от появления первых признаков заражения до смерти проходило от нескольких часов до пяти дней. Уровень смертности — почти стопроцентный, выздоравливали единицы. Трупы умерших от бубонной чумы почти мгновенно чернели, чем вызывали ужас еще живых соплеменников. Именно из-за этой особенности поведения мертвых тел болезнь и получила свое название.
Черная смерть не щадила никого. Мостовые городов были переполнены разлагавшимися трупами, которые некому было хоронить. Миллионы горожан в панике бежали из городов, но это мало помогало: среди беженцев обычно находился хоть один больной чумой, чего было достаточно для заражения всех окружающих. Говорят, в Париже после пандемии из 300 тыс. человек осталось менее 3 тыс. Умирали горожане и крестьяне, бедные и богатые, рабы и короли. Умирали все.
На опустевших улицах городов, помимо ужаса и болезни, промышляли насильники, грабители и мародеры, которые решили, что им нечего терять. Неминуемость смерти и уверенность в наступившем конце света со многих сорвала и так не слишком устойчивые моральные скрепы.
Худшим местом во время пандемии был, как ни странно, лазарет (от венецианского острова Лазаретто, где хоронили умерших от чумы больных). Туда волокли всех, у кого было хоть малейшее подозрение на заболевание. А иногда банды грабителей насильно приводили в лазарет богатых горожан, чтобы беспрепятственно хозяйничать у них дома. Лазареты превратились в лагеря смерти, откуда не было дороги обратно ни для больного человека, ни для здорового. Фактически это были места изоляции больных, где их не столько лечили, сколько оставляли умирать подальше от остальных.
Сложно сказать, сколько человек погибло от черной смерти и сопутствовавших ей явлений. Многие города полностью опустели, при этом в сельской местности обстановка была чуть лучше. По оценкам историков, от бубонной чумы погибло не менее 25 млн европейцев. Вымерло от 30 до 70% жителей Западной Европы. Ни до, ни после в истории человечества не было столь масштабного вымирания. Пожалуй, перед нами тот случай, когда известная нам цивилизация действительно стояла на пороге полного уничтожения.
Чума дошла и до ВКЛ, и до Руси. Вот только достоверных сведений о том, как болезнь повлияла на эти территории, очень мало. Сохранились отдельные свидетельства о разгуле хвори в таких городах, как Смоленск, Псков и Новгород, то есть там, где существовали более-менее прочные торговые связи с западными соседями. Там тоже были смерть, ужас и прочие неприятности. Но все же размах бедствия по каким-то причинам был куда меньше, чем в Западной Европе. Пандемия начала сходить на нет, когда добралась до Польши.
Молитва и молоко — лучшее лекарство
И все-таки люди выжили, а черная смерть отступила. Все благодаря медицине и своевременному лечению? А вот и нет.
Впрочем, сопротивляться заражению все же пытались. Действенным способом борьбы с заразой было сжигание умерших, а также их вещей и жилья. Проблема в том, что сжечь такое количество трупов крайне затруднительно.
Уже заболевшим тоже было из чего выбрать. Например, в яички нужно воткнуть иголки. Если не повезло и яичек нет, стоит попробовать компресс из смеси слив, яблок, жемчуга, красного сандала и кораллов. Снова не повезло и нет жемчуга с кораллами? Тогда берем пиявок, ящериц и высушенных жаб, накрываем ими бубоны и ждем, пока все это добро высосет чумной яд.
В открытые раны можно положить масло и сало, а избавиться от лихорадки наверняка поможет свежая кровь только что убитых щенков и голубей. Действенным считалось вскрытие бубонов и прижигание раскаленной кочергой. Способ на самом деле иногда помогал, вот только был очень высокий риск смерти от сердечного приступа и болевого шока.
Но, конечно, самый топ среди всех методов — молитва. Ежедневно по городам ходили толпы босоногих священников и прихожан, которые истово часами напролет читали молитвы и бичевали себя.
Последствия
Пандемия хоть и исчезла спустя пять лет, однако отдельные эпидемические вспышки чумы еще долго сотрясали весь мир. Но именно черная смерть оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть.
Выжившим достались полностью разрушенные экономика и торговые связи — как местные, так и международные. Нужно было отстраивать все заново. Зато небывалый расцвет ждал опустевшие города, которые так нуждались в рабочих руках. Из-за их недостатка образовались предпосылки для последующего создания мануфактур, механизации производства и промышленной революции. Простые жители городов и рабочие становятся реальной силой. Видя это, в города бегут крестьяне, подрывая основы феодальной системы.
Разгул болезни подкосил авторитет церкви и вывел на первый план авторитет светских властей, которые хотя бы пытались принимать какие-то меры по сдерживанию пандемии. Зародились новые религиозные течения, которые полтора столетия спустя вылились в Реформацию и протестантизм.
Чума подкосила основную угрозу для Европы — Золотую Орду, которая в итоге распалась на несколько ханств, а вскоре и вовсе прекратила свое существование. В городах начали пытаться поддерживать подобие гигиены, время от времени очищая улицы от нечистот. Сильнейший толчок для развития получила медицина. Обычным явлением стало ранее запрещенное церковью вскрытие трупов на медицинских факультетах, повсеместно распространялись трактаты о профилактике болезней.
И конечно, искусство. Черная смерть породила целый жанр так называемого чумного искусства. Трактаты, стихи, гравюры и картины — на протяжении столетий писатели и художники находили особую красоту в смертельной хвори и ретранслировали ее через свои работы.
До сегодняшнего дня риск очередной эпидемии чумы не исчез окончательно. Однако он как никогда близок к нулю благодаря развитию медицины и устойчивости человечества к подобным заболеваниям, приобретенной за сотни лет ужаса и страданий.
Читайте также: