Кто такие латыши на лепре
Свобода к латышским крестьянам пришла почти на полвека раньше, чем к русским крепостным – указ об отмене крепостного права в Курляндии был подписан еще императором Александром I в 1817 году. 30 августа в Митаве было торжественно объявлено об освобождении крестьян. Спустя два года, в 1819 году, были освобождены и крестьяне Лифляндии. Так латыши получили долгожданную свободу, с чего и началось постепенное формирование уже класса свободных латышских земледельцев. Если бы не воля российского императора, то кто знает, сколько бы еще десятилетий провели бы латыши в состоянии крепостных крестьян своих немецких господ. Невероятная милость, проявленная Александром I по отношению к крестьянам Курляндии и Лифляндии, оказала колоссальное влияние на дальнейшее экономическое развитие этих земель. Кстати, Латгалия не случайно превратилась в самую отсталую в экономическом отношении часть Латвии – к латгальским крестьянам освобождение от крепостного права пришло гораздо позже и это обстоятельство сказалось на развитии сельского хозяйства, торговли. ремесел в регионе.
Освобождение крепостных крестьян Лифляндии и Курляндии позволило им достаточно быстро превратиться в преуспевающих хуторян, живущих намного лучше крестьян Северной и Центральной России. Был дан импульс к дальнейшему экономическому развитию Латвии. Но даже после освобождения крестьян основные ресурсы Лифляндии и Курляндии оставались в руках остзейских немцев, органично вписавшихся в русскую аристократию и купечество. Из среды остзейского дворянства вышло большое количество видных военных и политических деятелей Российской империи – генералов и адмиралов, дипломатов, министров. С другой стороны, положение собственно латышей или эстонцев оставалось приниженным – и отнюдь не из-за русских, которых сейчас обвиняют в оккупации Прибалтики, а из-за остзейского дворянства, эксплуатировавшего население региона.
То есть, фактически именно советские войска спасли латышей от возвращения на положение бесправного большинства при немецких господах. Впрочем, учитывая численность выходцев из республик Прибалтики, служивших в гитлеровской полиции и СС, можно быть уверенным в том, что для многих из них прислуживание оккупантам в качестве коллаборационистов не было существенной проблемой.
Сейчас в странах Прибалтики обеляются полицаи, служившие Гитлеру, при этом замалчиваются и отрицаются заслуги тех латышей, литовцев и эстонцев, кто с оружием в руках встал на путь борьбы с нацизмом, служил в Красной Армии, воевал в составе партизанских отрядов. Забывают современные прибалтийские политики и о том, сколь огромный вклад внесли Россия, а затем и Советский Союз, в развитие культуры, письменности, науки в прибалтийских республиках. В СССР на латышский, литовский, эстонский языки переводилось множество книг, писатели из прибалтийских республик получали возможность публиковать свои произведения, которые затем также переводились на другие языки Советского Союза и печатались огромными тиражами.
Именно в советский период в прибалтийских республиках была создана мощная и развитая система образования – как среднего, так и высшего, причем все латыши, литовцы, эстонцы получали образование на родном языке, пользовались своей письменностью, не испытывая никакой дискриминации при последующем трудоустройстве. Стоит ли говорить о том, что выходцы из республик Прибалтики в Советском Союзе получали возможность для карьерного роста не только в пределах родных регионов, но в пределах всей огромной страны в целом – они становились высокопоставленными партийными деятелями, военачальниками и флотоводцами, делали карьеру от науки, культуры, спорта и т.д. Все это стало возможным благодаря огромному вкладу русского народа в развитие Прибалтики. О том, сколь много русские сделали для Прибалтики, никогда не забывают здравомыслящие эстонцы, латыши и литовцы. Не случайно одной из главных задач современных прибалтийских режимов стало искоренение всякой адекватной информации о жизни прибалтийских республик в советское время. Ведь главная задача - навсегда оторвать Прибалтику от России и русского влияния, воспитать подрастающие поколения латышей, эстонцев и литовцев в духе тотальной русофобии и преклонения перед Западом.
Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
14 апреля 2014 в 12:34
Полный текст рационализации от Йована процитирован ниже.
Дорогой Лепрозорий! У меня впечатление , что мы уже какое-то время будто бы ссоримся и недовольны друг другом , а это реально неприятно и достало. Возможно , чтоб прекратить , нам стоит заключить с тобой договор. Договор же решает все? А мы ни разу ни о чем не договаривались нормально.
Так уж получается , что я и моя небольшая компания супер-людей работаем на тебя. Работаем мы на тебя уже давно , и постепенно это превратилось из веселого хобби в фул-тайм работу , а мы из группы интернет-комиков неудачников превратились в интернет-предпринимателей , которым надо придумывать , как со своей неудачной интернет-комедии зарабатывать деньги.
Кроме того , стоит признать , что никто нас не заставлял , мы все сознательно перестали заниматься чем-то еще , потому что работать на тебя — самое веселое , из всего , что я знаю. И как минимум поэтому мы собираемся продолжать , но мы не хотим больше делать ряд вещей , и я подумал — раз мы работаем на тебя , наверно с тобой надо было поговорить с самого начала. Давай по пунктам.
Мы не хотим продавать приглашения — ни внутри , ни снаружи. Это просто источник дохода для выживания сайта.
Мы не хотим заниматься исключительно прикручиванием робокассы к разным местам , есть много гораздо более веселых вещей , но в последние месяцы вся наша работа — робокассирство.
Мы не хотим размещать рекламу брендов внутри Лепрозория — вигода была не от хорошей жизни , и все новые вигоды , которые так или иначе планируются — это не потому что мы хотели бы продать друзей Скиттлсу или Доритос , правда.
Мы не хотим продавать доли Лепрозория инвесторам , потому что иначе он будет не таким , да и покупать доли Лепрозория у нас никто не хочет — кому нужен сайт , на котором в любой момент может происходить все , что угодно , а все планы по разработке заключаются во все большей потере контроля над ситуацией.
Мы бы хотели дальше развивать магазин и ЛВ , но делать это не как попытку выжать из друзей побольше , а как дешевое веселье , на профит с которого даже птиц не покормишь — как всегда было.
Еще , мы не хотели бы продавать вам сувенирную продукцию Лепрозория , потому что Лепрозорий справляется с этим гораздо лучше нас , а каждому надо заниматься своим делом.
И пару дней назад , пытаясь продать вам футболок и значков , я подумал , что это все полная фигня. Мы же тут в демократию играем , но почему-то гражданами Лепрозория с правом голоса считаются все подряд , хотя налоги в виде про-аккаунтов оплачивает 5% населения. Вместе с донейтами и магазином — наберется десять процентов , наверно , за их счет все и живем. Это богомерзкий социализм , чуваки , а никакая не демократия.
Так вот , у нас новый план. Что если мы отключим продажи инвайтов и внутри , и снаружи — все как было раньше; обещаемся не размещать никакой внешней рекламы и доделать новый Лепрозорий , на котором постепенно всем вообще станет управлять сообщество. В общем , примерно все то , что мы и так до ноября-декабря 2013 делали.
Взамен , мы отменяем про-аккаунты , они будут называться аккаунтами Граждан Лепрозория , а все обычные аккаунты — они не граждане Лепрозория , не могут писать , голосовать и пока они не оплатят аккаунт Гражданина , не могут вообще ничего. Возможно , следует придумать им обидное прозвище , типа хиппи или латыши.
Цены на про-аккаунты останутся такими же , вместе с регистрацией каждый получает бесплатный год Гражданства , все бывшие президенты получают гражданство навсегда , в общем — закрытый , платный сайт с годовой подпиской в 750 рублей.
По моим наивным расчетам нас тут останется совсем немного , но будет закрытое сообщество , которое обеспечивает себя само и нам не надо думать , кому сплавить друзей , и куда еще прикрутить робокассу , а можно просто заниматься своим делом — работой на тебя , дорогой Лепрозорий.
Лучшие комментарии
Добавить 30 комментариев
Не read-only. Не оплатившим доступа вообще нет.
Ха-ха. Лепры нет , это — миф!
Это реклама лепры! Хороший ход Йован
Скорее всего ЛВ просто автоматически преобразовалась в платную подписку. Через год у меня тоже Латвия будет
Вчера за ЛВ обещали продавать , сегодня уже такой возможности нет?
А объясните тем кто ни разу не был на этом сайте что это такое и зачем за это платить?
Роман Петров , да это на голову больные люди , которые считают себя элитой рунета. Не рекомендую вам ввязываться. проплачу на 3 года сразу , лишь бы не дергали лишний раз.
Жду массовой миграции лепрофагов на фишки.нет и джойреактор так как по духу и стилю это одно и то же.
Ну вот и посмотрим на что Лепра больше похожа — на Роемру или на Сноб. А Йовану просто очень денег хочется , вот он и
Простое желание владельца заработать , странно , что многие так неоднозначно восприняли данную затею , когда вокруг всякие ГС приносятпродают за миллионы баксов , то почему бы и не заработать на одном из самых легендарных сайтов рунета , на худой конец сделают откат , а 750р это 15 евро 20 баксов , может отсюда и цифра. А вконтакте.вконтакте всего-лишь инструмент , очень нужны и очень весомый.
GiZmo , вы были бы правы , если бы речь шла не о Йоване)
Я знаю , что это нестандартная личность , который ко всему прочему почему-то ассоциируется у меня только с теплым ламповым олд-скульным инетом 90ых :), Но как говорится жить на что-то надо и на новые проекты деньги тоже нужно откуда-то брать.На рекламе такому проекту далеко не уехать , продажа инвайтов засоряет проект ( имхо), нужна стабильная золотая середина-и волки сыты и овцы целы , которой вполне может стать абонентка.
Заставить производителей контента платить деньги? Отличный план. Отсыпьте.
Да , и еще , надеюсь , господа Эсманов , Синодов , Лихачев и другие понимают , что это хороший момент , чтобы привлечь неплохую аудиторию на свой ресурс. Le roi est mort , vive le roi , и тут вместо восклицания , пожалуй , поставлю ;)
А нахрена нам эта упячка нужна? Мы пишем для тех , кто леперов нанимает , а не кто лепером является.
Юрий Синодов , вот здесь ты не прав. Про аудиторию. Потому что не стоит судить только по глагне , а как же тематичные подлепры…
Насколько тяжела для вас была бы утрата нацинальной идентичности? (не риторический вопрос)
Мне вспонился один фильм, как немка из маленького городка полюбила польского военнопленного. Глава города не желал крови и предложил поляка признать немцем на основании анропологических измерений черепа. Поляк, естественно, отказался и его повесили. Отказались ли бы вы в таком случае и почему?
Я хочу рассказать о некоторых странностях поведения латышей.
При встрече даже самых поверхностных знакомых латыши стараются быть как можно приветлевее и теплее друг к другу. Сухие приветствия очень коробят латышей и они постараются в дальнеййшем избегать ситуации, когда нужно будет здороваться с этим неприятным человеком - они будут искать что-то в сумке, изучать содержимое карманов или доску обьявлений. Вполне допустимым считается не здороваться и не прощаться в больших компаниях - если кто-то громогласно обьявляет о своем прибытии или отбытии, все чувствуют себя неловко.
Наиболее распространенные темы для длительной болтовни (в гостях): родственники должны обговорить всех родственников - это не простое сплетничание; родственные связи латышам очень важны, и если кому-то из родственников не перемыли все косточки, это значит, что он совершил что-то ужасное (Ужасное - это не преступления, описанные в уголовном кодексе, а, например - его дети не говорят по латышски, в общем-то это та вещь, что я упоминала вначале - утеря национальной идентичности). Еще разговоры ведутся о праздниках - кто, где и с кем отмечает; сейчас уже меня распрашивают - что я собираюсь делать на рождественские праздники, я хотя и не знаю пока, но начинаю перечислять варианты. Разговор о празднике не в коем случае не означает, что последует приглашение - рождество проводят исключительно с семьей, новый год чаще всего с коллегами, на пасху посещают родственников, а официальные праздники, как правило, отмечают в местном доме культуры, где по этому случаю происходит концерт, а затем банкет - но не для всех, а для избранных. Только на праздник Лиго (Иванов, Янов день) собираются разнородные компании и, как правило, у каждого есть несколько приглашений от самых разных людей.
Если разговаривают о детях, семье, бытовых вещах или здоровье - принято жаловаться, даже если все благополучно.
Вообще латышам очень важна их связь с деревней, престижно считается иметь не просто дачу, а настоящий дремучий хутор в глубинке; с показным сожалением обычно отказываются от приглашения провести где-то вместе выходные, говоря при этом "Мы должны ехать в свой деревенский дом, там так много работы!". На самом деле сообщение таково "У нас, порядочных латышей, есть свое родовое гнездо, не то что у некоторых, перекати поле!" Хотя это родовое гнездо может быть вовсе не родовым, а купленым совсем недавно. На эту причуду тратятся огромные средства - реставрация старых домов требует вложений, не говоря о транспортных расходах и затраченном времени.
Кстати. У меня в саду есть только газон и несколько деревьев и кустов, нет ни однолетних цветов, ни огорода, так что моя репутация ужасно испорчена. У женщины в саду обязательно должны быть цветы и хотя бы малюсенький огородик с зеленью.
Для латышей-лютеран, религия носит лишь символический характер, они крестят детей, венчаются и хоронятся в церкви, а также посещают церковь, если эти события случаются с кем-то из родственников или друзей. Это делается скорее для порядка, "порядок" - ключевое слово в системе ценностей латыша, но настоящий религиозный экстаз им незнаком. Противоположность им - католики, которые живут в основном в Латгалии. У тех - наоборот, вся жизнь пронизана связью с богом, с девой Марией, полна мистики и чудес.
Дети дожны быть тихими. Это - главное. Они должны тихонько играть где-нибудь в углу. Детей принято обучать в местных школах; если кто-то решит все же своего отпрыска направить в учебное заведение попрестижнее, то будет считаться выскочкой с толстым кошельком (даже если отдает последнее, лишь бы дети получили качественное образование). В общем, в средне зажиточной семье детей не особенно берут в расчет. Хотя есть и другая крайность - в бедной семье все от мала до велика рвут жилы, что выучить одного из всей семьи престижной профессии - врача, юриста, раньше - и учителя, но теперь, как и везде, престиж учительства падает.
Также латыши не церемонятся с домашними животными. В деревнях больше заботятся о коровах, курах и свиньях, а вот собаки на хуторах обычно привязаны цепью, тощие, злые; коты облезлые, с гноящимися глазами. В городах - другое дело, там домашние любимцы получают больше внимания, хотя все равно отношение к ним не такое трепетное, как в других странах.
Латыши любят уговаривать гостя поесть, но сами обычно стойко отказываются от таких предложений. Мне кажется, таким образом утверждается статус (хотя и иллюзорный) - кормит хозяин слугу, вышестоящий нижестоящего, но не наоборот. Так что не попадитесь. Хотя среди молодежи может быть и противоположное поведение - гость сразу соглашается и сьедает-выпивает демонстративно много - таким образом он протестует против старомодных стереотипов поведения.
Латыши, не очень стеснительны в вопросах отправления естественных нужд - очень робкая и стеснительная в других ситуациях девушка все-таки довольно спокойно сообщает окружающим, что ей нужно в туалет. Шутки на тему секса также воспринимаются благожелательно - свежий пример: на работе парень начал жаловаться, что на губах будет герпес, нет ли у кого-нибудь мази? Одна девушка дала ему свою -у нее тоже герпес. Коллега многозначительно сказал : "О, как много у вас общего, с чего бы это?" намекая на возможные интимные отношения, раз у них одновременно выскочили болячки на губах, и все весело смеялись.
С другой стороны черезмерно заботиться о здоровье, по крайней мере заговаривать на эту тему - посещение спортзала, преимущества турецкой или финской бань, духовные практики - это можно обсуждать только с очень близкими друзьями или наоборот через дискуссию в женском журнале, например. Но на работе я стесняюсь сказать начальнице, что тороплюсь в спортзал, вместо этого говорю "у меня встреча". Хотя о своем здоровье, среднего поколения женщины во всяком случае, очень заботятся, только не принято об этом говорить, а то прослывешь "странной". В спортазале тоже все как бы сами по себе, нет никакого общения, как бы не ваше дело, чем я здесь занимаюсь.
Латыши ужасно любят театр, но это не связано с любовьью к искусству вообще. Иностранец может и не понять, отчего так много народу собралось на премьеру местного любительского театра пьесы позапрошлого века одного из латышских классиков. (Чуть не написала слово "классиков" в кавычках :) Для многих быть в курсе абсолютно всех театральных событий - вопрос престижа, но новая мода - выбрать из всего происходящего любимый коллектив, или режиссера, или драматурга и не интересоваться прочим.
Конечно же латыши любят петь. Они поют в хоре, они поют шлягеры за столом, они поют на конкурсах, которых проводится множество в самых разных песенных жанрах - от местных домов культуры, до международных, они поют с детства - шепелявыми писклявыми голосами, до глубокой старости (детьми обычно громко восхищаются, дают им сладости, стариков - вежливо слушают и по возможности - подпевают). Недаром "Праздник песни", который происходит раз в четыре года - одно из самых грандиозных событий, и на его проведение средств не жалеют.
Одна из страннейших вещей - долгие прощания. Вы можете в прихожей простоять минут сорок, пока вас отпустят. Они вдруг вспомнят что-то важное, или начнут расспрашивать о каком-то роственнике, пойдут за записной книжкой, чтобы записать чей-то номер телефона или чтобы ты его записала, а пока что тебе поднесут еще рюмочку и закуски, завернут тебе остатков еды для собаки или кусочек торта для детей, но любое неосторожное слово может стать причиной задержки еще минут на десять-пятнадцать.
На юго-востоке Латвии находится область Латгалия, где практически не осталось коренного этноса. Латгальцы либо ассимилировались, либо покинули родной край из-за депрессивного состояния экономики и жесткой националистической политики. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, как социально-экономический кризис в Латгалии связан с культурно-историческим развитием региона и при чем здесь национальная политика.
Ни для кого не секрет, что Латгалия уже многие годы является лидером по уровню безработицы. На 2010 год самый низкий уровень безработицы в Риге составлял 11%. Самый высокий — в латгальской Резекне, где нетрудоустроенной числилась четверть населения. В столичном Даугавпилсе без работы оставалось 14% жителей. По Латгалии в целом — 22%.
В свою очередь, в Земгале уровень безработицы составляет 5%, в Видземе — 6% и в Курземе — 7%. Самый низкий уровень безработицы зарегистрирован в Рижском регионе — 4%.
Более того, по данным Государственного агентства занятости, жители Латгалии имеют низкую мотивацию искать работу. Дело в том, что нормальной работы в Латгалии нет. А на тех позициях, что предлагаются соискателям, зарплаты в два раза меньше, чем на аналогичных должностях в Риге.
Карта Латвии с указанным по регионам и центральным городам уровнем безработицы в 2015 году. В Латгалии он самый высокий по стране — 18,3% / Фото: gorod.lv
Если на начало 1990-х в Даугавпилсе проживало около 130 тысяч человек, то согласно данным Управления по делам гражданства и миграции, в 2018 году в Даугавпилсе осталось 90 тысяч жителей. Но пустые улочки живого в прошлом города свидетельствуют о том, что даже эта цифра завышена по крайней мере тысяч на двадцать.
Еще десять лет назад в Латвии было 7,7 тысячи деревень. Каждый год их становится на полторы сотни меньше. Латгалия пустеет стремительнее остальных регионов. Как пример: в волости Вецуму Вилякского края за последние годы вымерло девять деревень, еще в девяти осталось по одному хозяйству.
Железнодорожный вокзал в Даугавпилсе / Фото: Delfi
Кстати сказать, парадоксальная ситуация: бегство латвийцев за лучшей долей за рубеж привело к острой нехватке специалистов как в Латвии в целом, так и в Латгалии (не то чтобы их нужно очень много, но их нет).
Правительству нет дела до умирающего края. Создание в Латгалии специальных экономических индустриальных зон с поощряющими налоговыми льготами, по сути дела, фикция.
Для инвесторов вкладывать деньги в умирающий регион, из которого бегут лучшие кадры, бесперспективно. Что закрепилось во времена СССР, то еще работает: металлообработка, машиностроение, деревообработка, текстиль. Только на заводе химволокна в Даугавпилсе в свое работало почти 7 тысяч человек — больше, чем сегодня во всей латвийской промышленности.
На карте отдельно показан флаг Латгалии / Фото: atrizno - LiveJournal
Отсюда важный для понимания особый латгальский менталитет, свой уникальный язык (который до недавнего времени никакого отношения к латышскому не имел). До 1772 года Латгалия была польской, в то время как остальная территория современной Латвии — провинцией Швеции.
На жизненный уклад региона влияли не только соседи, но и религия: латгальцы были католиками, латыши — протестантами. Права голоса же не имели ни те, ни другие, управляла в обеих провинциях немецкая аристократия, под началом которой лютеранским священством был введен единый литературный латышский язык. Католической же Латгалии это веяние не коснулось.
В XVIII веке территория нынешней Латвии вошла в состав Российской империи. В XX веке прошел процесс колонизации бывших польских губерний православными поселенцами. И поскольку в Латгалии царское правительство давало на льготных условиях землю, бывшие латгальцы-католики стали превращаться в православных латышей.
В 1921 году Учредительное собрание (первый парламент Латвийской Республики) на 27% состояло из латгальцев. До переворота Карлиса Ульманиса в Риге был даже пост министра по делам Латгалии.
В Резекне 26–27 апреля (9–10 мая по новому стилю) 1917 года проходил Конгресс латышей Латгалии, который принял решение о присоединении Латгалии к другим частям Латвии / Фото: grani.lv
Демонстративно подчеркивать свою латгальскую принадлежность сегодня не просто не модно — в провинции от специфического акцента родители избавляют детей с детства. Школ с латгальским языком обучения не существует, латгальской прессы нет, язык тихо умирает.
Ведь если в Риге или Видземе, Курземе, Земгале в обиходе латышский язык, в Латгалии язык общения — русский. При том, что нынешняя молодежь учит латышский и знает его.
Русский язык, русская ментальность — два столпа, которые снятся по ночам латышской этнократии; два столпа — основа латгальской ментальности. Этнический состав населения по данным переписи 2011 года по Латгалии: латыши (преимущественно латгальцы) — 45%, русские — 40%, далее — поляки, белорусы, украинцы, литовцы, евреи.
Читайте также: