Наркотики и есть чума
Профессиональный лицей № 10
Реферат по предмету Основы безопасности жизнедеятельности
Тема реферата: наркотики? или Жизнь?
Составил: учащийся группы № 126 ПЛ № 10 Ферофонтов Антон Андреевич
Проверил: Преподаватель ПЛ № 10 Бей Юрий Павлович
Наркомания ставит крест на обучение!
Наркомания это ложное представление о свободе. Наркотики делают человека слабым и безвольным, а наркомания заганяет его в рабство.
Люди допускают ошибки в трёх случаях: им дали неверные данные; им предоставили неполные данные и если есть подавление. У всех, кого затронула наркомания, присутствовал один из этих пунктов. Наркомания заставляет людей совершать ошибки.
Морфинизм, героинизм, кодеинизм, гашишемания, гашишизм, кокаинизм, алкоголизм – всё это наркомания с определённым уклоном.
Обычно по мере ослабления "кайфа" наркоман в поисках эйфории начинает добавлять другой наркотик. Результат постоянного приёма наркотиков это отравление и расстройство деятельности многих органов и систем организма, и наркомания. Таким образом, при регулярном приеме дозы наркотика, больной наркоманией, со временем становится неработоспособным, и его состояние лишь лучше, в сравнении с абстинентным синдромом (абстиненция – особое физическое и психическое состояние, появляющееся у наркоманов после внезапного и полного прекращения употребления наркотиков). Наркомания приводит к зависимости и изменяет сознание людей.
Как действуют наркотики?
Наркотики - это, по сути своей, яды. Влияние наркотиков и их действие зависит от величины дозы. Небольшое количество действует возбуждающе (усиливает активность). Большее количество действует успокаивающе (подавляет активность). Еще большее количество наркотиков действует как яд и может убить. Влияние наркотиков на человека, можно обнаружить во многих сферах деятельности.
Это справедливо для любого наркотика. Просто у каждого своя доза, будь то кофе, мышьяк или метамфетамин. Влияние наркотиков на человека многогранно.
Наркотики блокируют все ощущения, как приятные, так и нежелательные. И, хотя наркотики могут иметь кратковременный желаемый результат в случаях, когда нужно справиться с болью, они уничтожают способности и живость ума и затуманивают мысли. Так действуют наркотики.
Влияние наркотиков происходит по определённому сценарию, но у каждого человека есть выбор: быть мертвым с наркотиками или остаться в живых без них.
Влияние наркотиков на разум
Когда человек о чем-то думает, он мысленно видит картинку этого. Эти мысленные образы-картинки легко увидеть. Закройте глаза и подумайте о кошке, и вы увидите кошку. Каждую секунду человеческий разум "фотографирует" множество таких картинок и хранит их для того, чтобы решать разнообразные проблемы в жизни. Любое количество наркотиков оказывает влияние на разум и способности.
Обычно, когда человек что-то вспоминает, его разум работает очень быстро, и информация незамедлительно поступает к нему из мысленных образов-картинок. Но наркотики делают эти мысленные образы мутными и неясными и создают пробелы или провалы. Когда человек пытается извлечь информацию из этой каши, он просто не может этого сделать. Наркотики, оказывают влияние и заставляют человека воспринимать все медленно или чувствовать себя тупым и приводят к тому, что он терпит в жизни неудачи. Когда неудач становится все больше и жизнь становится все труднее, человек стремится принимать еще больше наркотиков в попытке справиться со своей проблемой.
Это может привести к тому, что наркоман будет искаженно воспринимать происходящее вокруг него. В результате человек может начать вести себя очень странно и неразумно. Он даже может начать буйствовать. Вот каково влияние наркотиков.
Влияние наркотиков на способности
Один из мифов о наркотиках гласит, что наркотики стимулируют творческие способности. Однако, истина прямо противоположна.
Наркотики разрушают творческие способности
Человек испытывает различные эмоциональные состояния. Существует целая шкала таких состояний, на верхушке которой энтузиазм, а в самом низу - апатия. На протяжении всей своей жизни люди двигаются то вверх, то вниз по этой шкале. Влияние наркотиков оказывает воздействие на настроение человека.
Тот, кому грустно, может принимать наркотики, чтобы получить кажущееся ощущение счастья. Однако такой способ не работает. Кокаин дает человеку фальшивое ощущение радости. Но когда действие наркотика прекращается, человек стремительно падает еще ниже, чем был прежде. И с каждым разом это эмоциональное падение все ниже и ниже. В конце концов, наркотики окончательно разрушат все творческие способности человека.
Остатки наркотиков скапливаются в жировой ткани тела и оказывают влияние на человека
Одно из открытий Л. Рона Хаббарда, которое было подтверждено в ходе научных исследований, состоит в том, что остатки наркотиков и других ядов застревают в жировой ткани тела и сохраняются там даже спустя много лет с момента их приема. Эти остатки могут продолжать оказывать отрицательное воздействие на человека спустя долгое время после того, как действие наркотика прекратилось.
Эти отложения наркотических веществ могут снижать восприятия, вызывать усталость, спутанность мыслей и другие реакции. Все это мешает человеку достичь духовного просветления и увеличить свои способности. Влияние наркотиков на разум и тело, происходит внутри человека, независимо от внешних факторов.
Разработанная для устранения биохимических препятствий на пути к духовному улучшению, Программа "Очищение" представляет собой тщательно рассчитанную систему, включающую в себя физические упражнения, полноценное питание и посещение сауны. Эта система позволяет вытеснить остатки наркотиков и других ядовитых веществ из жировой ткани, что делает возможным удаление их из организма. За человеком, проходящим эту программу, тщательно следит специально обученный персонал, а также врачи, что обеспечивает точное прохождение программы во всех ее аспектах и достижение желаемого благоприятного результата. Влияние наркотков на человека сводится к нулю. Эта программа описана в книге Л. Рона Хаббарда "Чистое тело, ясный ум".
"Я начала употреблять наркотики из-за неспособности посмотреть в лицо своим проблемам и общаться с теми, кто меня окружал. Именно так все и было, и чувствовала я себя именно так. Я также считала, что наркотики не могут навредить мне, и что я могу обуздать себя в любой момент. Но это было не так. Влияние наркотиков усиливалось с каждым днем. Для закоренелой наркоманки с 12-летним стажем, которая могла манипулировать чем и кем угодно, было просто чудом найти решение. С тех пор прошло около пяти лет. Я вышла замуж и помогаю другим людям освободиться от зависимости. И я повстречала так много замечательных и заботливых людей, что каждое утро я испытываю невероятную радость оттого, что могу сказать себе: я свободна от наркотиков". - Франческа.
"Пока я употреблял наркотики, я все время думал, что у меня все под контролем, а жизнь прекрасна. Но оказалось, что я разрушил все, что построил в своей жизни и за что я боролся. Я порвал со всеми своими друзьями, не употреблявшими наркотики, отстранился от семьи. Так что среди моих друзей остались только те, кто употреблял. Каждый новый день моей жизни был посвящен только одному: я думал, как раздобыть денег на очередную дозу. Влияние наркотиков становилось невыносимым. Я делал все возможное, чтобы дорваться до амфетаминов - больше в моей жизни ничего не существовало". - Паскаль.
Каково бы ни было влияние наркотиков, прежде всего, они остаются наркотиками и негативно влияют на жизнь человека.
Наркотики это не выход!
Избавьтесь от влияния наркотиков и живите свободной жизнью!
Лечение наркомании и лечение наркоманов
Что такое лечение наркомании? Лечение наркомании – означает применять меры к прекращению наркомании.
Лечение наркомании достаточно древний предмет, и можно даже сказать, что именно лечение наркомании привело к тому, что у нас в обществе так много наркотиков. К сожалению, наблюдения множества учённых подтвердили то факт, что лечение наркомании проводилось не всегда правильно, а иногда даже ухудшало состояние человека. Лечение наркомании это актуальная тема нашего времени.
Мы провели исследования, чтобы выяснить: чем является лечение наркомании, какие методики существуют, как проводится лечение наркомании, а так же, чтобы понять какое лечение наркомании более эффективное.
Лечение наркомании и история:
Самое ужасное, что наркомания шагает по миру все более и более широкими шагами. Если раньше наркотики употребляли единицы, и многие из них могли жить с этой привычкой довольно долго (вспомним того же Шерлока Холмса и то, что любил побаловаться опиумом), то сейчас наркомания становится массовой. А с распространением огромного количества синтетических наркотиков, которые очень доступны и популярны у молодежи, это зло стало покушаться на самую большую ценность человечества - детей и молодых людей, то есть на наше будущее.
Редакция районной газеты выбрала ряд вопросов, которые волнуют наших читателей, ответы специалистов на которые мы и предлагаем Вашему вниманию.
Чем являются наркотики - бедой человечества, которую следует полностью и напрочь запретить, или просто веществами, употребляемыми неправильным образом, но в целом имеющими и полезное действие?
Список веществ, способных вызвать наркоманию, очень велик и расширяется по мере синтеза новых средств. В мире распространено употребление наркотиков на основе конопли (гашиш, марихуана), мака (опий, морфин, героин), коки (кокаин) и многих других, включая современные синтезированные наркотики, например, ЛСД, амфетамины и экстази.
Потребление наркотических средств аналогично потреблению алкоголя и табака. Наркотики - это сильнодействующие вещества, не участвующие в естественных обменных процессах организма и вводимые в организм для стимуляции и получения приятных ощущений. Наркотики вызывают привыкание и разрушают организм, являясь чрезвычайно вредными для его клеток.
Во всех наркотических веществах содержатся соединения, аналогичные гормонам нашего
Состояние, при котором человек испытывает потребность в регулярном использовании наркотиков, называют наркоманией.
Почему сейчас проблема наркомании стала так актуальна?
Потому, что сегодня эта проблема стала глобальной для всего мира, и потому что именно в этот момент, в настоящую минуту сотни тысяч людей во всем мире употребляют наркотик. Не столь важно слабый он или сильный, особой разницы нет. Наркомания - это болезнь, прежде всего, это болезнь мозга и разума.
Каковы основные факторы, определяющие появление наркомании?
Этих факторов множество. Можно выделить следующие:
- Культивирование на всей территории страны растений, служащих сырьем для производства наркотиков - опийного мака и конопли.
- Рост миграции населения.
- Социально-экономическая ситуация — безработица среди молодежи, бедность и социальное неравенство.
- Отсутствие присмотра за детьми родителями, уезжающими за границу в поисках лучшей жизни, и соответственно, снижение важности воспитания в семье,
а напротив — ростом влияния улицы и приятелей.
- Недостаточное проведение эффективных профилактических мероприятий для предотвращения распространения наркотиков.
- Генетическая предрасположенность к употреблению наркотиков и т.д.
От чего умирают наркоманы?
В случае, если смерть действительно наступает от передозировки чистого вещества, все зависит от того, какие функции организма оно в первую очередь угнетает. Например, при передозировке героина причиной смерти является остановка дыхания за счет перевозбуждения и последующего ступора дыхательного центра головного мозга.
А как лечат наркоманов?
Наркомания - это тяжелая психическая и физическая зависимость, которая обычно трудноизлечима. Лечение наркомании требует большого напряжения сил со стороны медиков, а также родных и близких больного. Но самое главное - лечение наркомании невозможно без искреннего желания самого пациента.
Наркомания - крайне опасное заболевание. Человек, страдающий этим недугом, быстро утрачивает социальную адаптацию, а затем и человеческий облик. Особенно стремительно опасные симптомы нарастают в случае морфиновой (например, героиновой) наркомании. Если не начать лечение наркомана уже на ран
ней стадии, то вскоре главным смыслом его жизни становится поиск новой дозы наркотика. При этом размер дозы от раза к разу увеличивается, и однажды наступает гибель от передозировки или от других причин, таких как:
Гепатит В,С, ВИЧ-инфекция, истощение, сепсис, сердечная недостаточность, тромбофлебиты и т.д.
Признаки наркомании:
- Резкие и частые перепады настроения, не обусловленные ситуацией.
- Сильное возбуждение, двигательная активность, говорливость.
- Нарушение ритма сна и бодрствования.
- Апатия, вялость, заторможенность.
- Потеря интереса к жизни учебного или рабочего коллектива.
- Потеря интереса к внутрисемейной жизни.
- Появление новых подозрительных друзей.
- Нарастающая потребность в деньгах.
- Пропажа из дома денег или вещей.
- Присутствие среди личных вещей успокаивающих и снотворных таблеток, болеутоляющих средств, химикатов, закопченных ложек, шприцов, и др.
- Не зависящее от освещения изменение размера зрачков.
- Несвязная речь, заговаривание.
- Нарушение координации движений.
Действительно, проблема наркомании с каждым годом становится все острее. Не позавидуешь тому, в чьей семье прописалось это горе.
Только сильнейшая пропаганда и разъяснения о вреде наркотиков могут спасти нашу молодежь.
Меценаты на героине
Искусство и наркотики пересекаются в поле нашего зрения регулярно: 22 июня 2018 года художник Доминик Эспосито и галерист Фернандо Альварес установили 800-килограммовую героиновую ложку у штаба фармацевтов Purdue в США.
Акция Эспосито и Альвареса — вовсе не шок-реклама их выставки Opioid: Express Yourself. Огромная копия ложки, в которой наркозависимые подогревают дозу, чтобы осадить примеси, — политический жест.
Американские врачи выписывают обезболивающие к месту и не к месту: боль часто становится поводом сменить врача или страховую компанию, а это — потеря денег. Самый известный анальгетик — оксиконтин, который и выпускает Purdue Pharma. С легального обезболивания люди пересаживаются на уличные наркотики, уже десяток лет владельцам Purdue выписывают штрафы за фальсификацию в рекламе и на публичных лекциях, даже за подкупы врачей. Но Эспосито и Альварес выступали за тюремное заключение владельцев компании — семьи Сэклеров.
Sackler Center for Arts Education в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке
Sackler Courtyard в Victoria & Albert Museum в Лондоне
Лотофаги, этномикологи и нейроученые
Глубина проникновения Сэклеров в мир совриска шокирует. Но наркозависимость искусства началась гораздо раньше — тысяч эдак на десять лет.
На границе XIX и XX веков западные ученые заинтересовались шаманскими ритуалами в своих колониях. Они проводили месяцы и годы внутри племенных сообществ, чтобы описать их социальную структуру и быт. Но одно было ясно сразу: мистические просветления приходили не только благодаря техникам или особым навыкам жрецов. Важнее были психоактивные вещества.
Арун Мирза. Lamp for Williamsii, часть саунд-инсталляции “äää”. 2016
Мирза вывел электрический сигнал, который обеспечивает идеальные световые условия для роста трех пейотлей в центре скульптуры, на динамик. Аналогичные скульптуры он построил вокруг красного мухомора, который распространен среди сибирских шаманов, псилоцибе кубинской и прочих энтеогенов. Подробнее о работе Мирзы можно прочитать здесь: об инсталляции “äää”, о выставке Entheogens.
Самое древнее из этих изображений создано между VI и IX тысячелетием до н. э. Оно представляет собой некую кентаврическую сущность: к очертаниям гриба добавлены пчелиный хобот и оленьи рога. Стойка и вовсе напоминает человеческую. На другой скале изображен танец таких же человекоподобных грибов, на третьей гриб выступает в роли жертвоприношения.
Наскальная живопись на плато Тассилин-Адджер в Алжире
Однако чаще таких галлюциногенных рисунков в первобытном искусстве встречаются абстрактные паттерны. На скалах по всему миру ученые обнаруживают спирали, узоры из точек и линий, концентрические круги — что-то, напоминающее психоделический арт.
Цепочка токийской мысли начинается с так называемых нестабильностей Тьюринга.
Одно из главных биооткрытий Тьюринга — механизм, в соответствии с которым формируются рисунки на шкурах животных. Ученый представил математическое описание системы из двух химических реагентов — двух цветов, например черного и белого. Из его уравнений следовало, что вывод системы из равновесия ведет к ее поляризации. Цвета не смешиваются в серый окрас, а формируют узоры.
В 1970-е ученые Уилсон и Коуэн применили эту модель к человеческому мозгу. По их теории, появление наркотика выводит систему возбуждающих и подавляющих нейронов из равновесия и поляризует ее. Формируются паттерны из нейронов, которые затем проецируются в визуальную кору.
Но почему первобытным людям было так важно зарисовать эти паттерны? Почему именно эти? Токийцы предлагают два объяснения.
В первую очередь, эти паттерны химически устойчивы. Они сохраняются на нейронном уровне, даже когда наркотик уже выведен из системы. Стимулы из внешнего мира не могут давать такой эффект. Во-вторых, употребление веществ чаще всего было частью шаманских ритуалов. Принадлежность к сакральной сфере, вероятно, увеличивала культурную значимость наркотических видений.
Постколониалисты против ориенталистов
Токийская версия пока остается только гипотезой. Однако шаманские церемонии все чаще проникают в мир современного искусства — со всем причитающимся наркотическим содержанием.
Одни художники только изображают шаманизм — как, например, Лиза Рейхана из народа маори (Новая Зеландия). В видеоинсталляции In Pursuit of Venus она собрала несколько важнейших полинезийских традиций, в том числе и церемонию кава.
Другие действуют смелее. Бразилец Эрнесто Нето привез в Шаманский павильон на 57-й Венецианской биеннале целую делегацию от народности хуни куин. Они совершали над посетителями целительные обряды, используя аяуаску — растительный сбор, который легален в Южной Америке и притягивает все больше туристов (но уже стала причиной обвинительного приговора в отношении российского туриста, решившего привезти бутылочку напитка с аяуаской на родину).
Эжен Делакруа. Women of Algiers. 1834
Британцы между тем засматривались на азиатов, а не на африканцев. В Индии, которая к XVIII веку окончательно превратилась в британскую колонию, расцветала опиумная культура. Ее и заимствовали английские художники — даже раньше, чем французы оценили каннабис.
В 1820-е годы в Британии формировался романтизм, одна из первых реакций на все возраставшую рассудочность западного общества. Опиум казался неплохим способом освободиться от культурных стереотипов. Вместе с тем чудовищные последствия его употребления помогали создать идеальный образ мрачного героя-одиночки.
Андре Массон. The Sea Withdraws. 1941
В визуальное искусство опиум проник чуть позже, в начале XX века. Зато по-настоящему глубоко.
Пикассо, как пишут биографы, наркотик помогал расслабиться, но работал он в трезвом состоянии. Модильяни, напротив, редко мог писать без помощи опиума. Для сюрреалистов, в чей салон у Андре Массона перетекли эти сходки к 1920-м годам, наркотический транс был способом освободить бессознательное и практиковать автоматическое письмо.
Босх и хиппи
Неоновые фракталы, цветы причудливых форм и калейдоскопические узоры не просто знакомили публику с видениями под ЛСД. Они также оказались привлекательной альтернативой официальным черно-белым медиа. Не только политическая повестка и музыкальные новации, но и яркая реклама притягивала толпы на психоделические фестивали.
Мати Клярвайн (Энди Уорхол называл его своим любимым художником). Обложка альбома “Abraxas” группы Santana. 1970
К 1970-м годам обнаружилось, что ЛСД-эстетика оказалась даже слишком привлекательной. Психоделия утекла из контркультуры в мейнстрим: на футболки и сувениры, заставки рабочих столов и таблоиды, в музыкальные клипы и ироничный поп-арт Энди Уорхола.
Психоделическая эстетика повлияла и на галерейное искусство. Узнаваемый визуальный передоз можно обнаружить в современных инсталляциях — от комнат-мухоморов Яёи Кусамы до томных световых шоу Пьера Хюи, которые одними художественными средствами погружают зрителя в транс.
Оп-арт в те же 1960-е исследовал оптические иллюзии с помощью ярких геометричных композиций. Одного расположения цветов хватало, чтобы произвести похожий на фестивальный постер эффект.
В Европе того времени кроме бубонной чумы бушевал эрготизм. Эпидемия, которая получила название по латинскому обозначению спорыньи (ergot), вспыхивала как минимум 40 раз между IX и XVI веками и каждый раз уносила десятки тысяч жизней.
Первым описанием эрготических симптомов считается фрагмент из жития святого Антония:
…И когда не могут обольстить сеpдце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова [демоны] нападают иным обpазом и стаpаются уже устpашить мечтательными пpивидениями, пpетвоpяясь в pазные виды и пpинимая на себя подобия женщин, звеpей, пpесмыкающихся, великанов, множества воинов.
Эти видения явно напоминают картины Иеронима Босха. Самого святого Антония, именем которого также называют чуму, он изображал больше двадцати раз, даже посвятил ему отдельный триптих. Больше того, искусствоведка Лоринда Диксон по особым печным трубам опознала на картинах Босха аптеки, в которых готовили лекарство от эрготизма. Она указала и на другие символы чумы: ампутированные ноги на тряпках, языки огня на фоне.
Мюлрэт также обнаруживает эрготические видения на картинах голландского художника Яна Мандейна, у одного из последователей Питера Брейгеля-старшего. А самым выразительным примером становится работа германского мастера Николаса из Хагенау.
В XV веке братство святого Антония заказало Николасу и его коллеге Матиасу Грюневальду алтарь для монастыря в Изенгейме. Недалеко находился госпиталь антонианцев, куда приезжали лечиться от эрготизма. Основным лекарством считались мощи самого Антония, но на помощь было призвано и искусство: на алтаре изображено восстановление от девяти симптомов чумы.
Николас из Хагенау и Матиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Начало XVI века
Постчеловек или животное
Известны случаи чудесного излечения от эрготизма после поездки в антонианский монастырь. Корень мандрагоры, из которого варили лекарство в аптеках с картин Босха, иногда тоже помогал. И все же средневековые художники манифестировали эпидемию как божественное предупреждение о надвигающемся конце времен.
Все эти изобретения, говорит он, подрывают биологическое единство человека. Искусство, созданное под влиянием веществ, выражает одновременно и человеческую субъектность, и нечеловеческую технологию.
Марина Абрамович. Кадр из фильма The Space in Between. 2016
Сами художники, однако, чаще стремились с помощью наркотиков дойти до природного нуля, а не превратиться в машину. Их интересовали животные проявления человека, полное подчинение инстинктам и религиозно-оккультистские откровения.
Явная агрессия перформансов Лебеля и Абрамович противоречила послевоенным декларациям о любви и мировой гармонии. Под веществами человеческая личность временно распадается, подчеркивает Ларсен, единственный среди не подверженных истерической наркофобии исследователей, который одновременно и не романтизирует психоделики. Он признает, что вещества были не только способом перенестись в светлую альтернативную реальность, но и опасным, часто мучительным опытом — достаточно почитать воспоминания о бэд-трипах.
Комиксы про баронов
На художественном уровне защита от абсурда часто выражается в подчеркнуто детской, наивно-обаятельной эстетике комиксов. В США она тоже зарождалась в 1960-е и тоже под влиянием ЛСД.
Другой пример травмированно-инфантильного искусства, связанного с веществами, — картины колумбийского художника Камило Рестрепо. Но для него наркотики стали источником жизненного абсурда, а не помогали справиться с ним.
С начала 1970-х южноамериканские страны превратились в наркоколонии США. Меньше чем за 10 лет выходцы из маргинальных слоев общества сделали на экспорте кокаина мультимиллионные состояния. Они эксплуатировали менее предприимчивых местных жителей и держали в страхе представителей власти.
Хотя, помня о собственном происхождении, наркобароны выполняли за государство социальную работу — строили дороги, инфраструктуру, даже школы, уровень повседневной агрессии был запредельным.
Не менее агрессивной кажется и эстетика, сформированная в наркосреде.
Липосакция, имплантаты, коррекция носа — все это стало частью огромной индустрии по производству утрированной сексуальности.
Нарковерсия Девы Марии в клубе города Медельина, где умер Пабло Эскобар. Изображение — часть фотоэссе Мануэлы Энео о колумбийской наркоэстетике
Хотя с конца прошлого века Колумбия и другие экспортеры наркотиков позиционируют себя как безопасные и привлекательные места для туризма, наркоэстетика по-прежнему остается ядром если не повседневности, то культурной памяти. Художники используют знакомые образы баронов и их подруг, чтобы вскрыть общие больные места и помочь осмыслить их.
Другие работают более сдержанно. Хосе Игнасио Гарсиа, например, создал серию Narco Nation, в которой комментировал неоколониальную зависимость Южной Америки от США. Хотя формально страны не подчиняются Штатам, их экономика по-прежнему зависит от поставок наркотиков в приграничные зоны. Поэтому Гарсиа изменил флаги четырех штатов — Техаса, Калифорнии, Аризоны и Нью-Мексико, сконструировав новое государство — Narco States of America.
Dead Druglords. 2009. Фотодокументация
Хосе Игнасио Гарсиа. Narco States of America. Около 2011
Провокаторы и лаборанты
В 1998 году художник Роб Прюитт представил на открытии небольшой галереи работу Cocaine Buffett — 50-метровую кокаиновую дорожку. Спустя несколько дней на полу ничего не осталось: посетители вступили в контакт с арт-объектом — вполне в духе модной тогда реляционной эстетики.
Роб Прюитт. Cocaine Buffet. 1998. Деталь
Кроме провокативных работ разной степени тонкости встречаются и исследования самих механизмов наркоторговли.
Многие художники заворожены эстетикой таблеток, которые в рекламных целях часто выпускают в форме символов из массовой культуры. Например, Zeus в серии Love is a Drug создал увеличенные копии дизайнерского экстази — с логотипами Apple, PlayBoy, Chanel или в форме Гомера Симпсона.
Тогда за Random Darknet Shopper’ом приехала немецкая полиция. Кажется, этот шаг к постгуманизму даже посерьезнее, чем эксперименты с ЛСД.
Художники продолжают исследовать и внутренние реакции на наркотики. К слову, первым, для кого искусство стало почти научной лабораторией, был французский поэт середины века Анри Мишо.
Мишо начал принимать мескалин после трагической смерти жены, когда ему было уже 55 лет. Удивительно, но попытки справиться с депрессивным состоянием переросли в масштабный эстетический проект. В нем художник развивал давний интерес к сюрреализму и поэтическую внимательность к ритму формальных микроэлементов.
Анри Мишо. Untitled Chinese Ink Drawing. 1961
Картины Мишо сейчас хранятся в МоМА и Музее Гуггенхайма. Для более поздних художников, которые открыто признают наркотический опыт своей темой, но работают именно с живописью, такое почти невозможно. Зато их подход стал еще более научным.
Например, Брайан Льюис Сондерс написал серию автопортретов, в названии каждого из которых указал принятое перед работой вещество и его дозу. Эти изображения интересно изучать не только с биологической точки зрения, но и на предмет влияния культурных стереотипов о наркотике на стиль Сондерса. А химик Келси Брукс выпустил книгу “Psychedelic Space”, каждая из глав в которой начиналась с карандашного эскиза молекулярной структуры ЛСД, мескалина, экстази, даже оксиконтина. Правда, потом художник развивал набросок интуитивно. Так что увидеть за ним химическую реальность уже сложно — скорее, опять же, культурный стереотип о том или ином веществе.
Околонаучный подход развивается и в видеоарте. Джереми Шоу крупным планом снял лица своих друзей, которые незадолго до съемок приняли DMT. Он также оттитровал все их реплики и собрал словесные воспоминания о галлюцинациях. Выставленные в галерее и эстетически стерильные, снятые на фоне выстиранной простыни или белого куба, эти видео предлагали непривычно внимательный взгляд со стороны на сам процесс трипа.
Брайн Льюис Сондерс. Marijuana (G13)
Читайте также: