Памятники в честь победы над чумой в вене
На центральных площадях многих европейских городов стоят похожие памятники: колонны, увенчанные статуей Девы Марии. Иногда такие памятники посвящены военным победам, но чаще они знаменуют победу над "черной смертью", как называли чуму. Болезнь косила людей тысячами, вымирали деревни и города.
Когда в 1679-м чума добралась до Вены, императорская семья покинула город, а император Леопольд I пообещал возвести колону в благодарность за избавление от эпидемии.
Над возведением Венской Чумной колонны работало много скульпторов, в том числе Штрудель и Раухмиллер. Строительство длилось долго, а дизайн памятника часто подвергался изменениям. Окончательным стал проект Людовика Бурначини в стиле барокко. Открытие выполненной Чумной колонны состоялось в 1693-м году.
Несмотря на длительный период строительства, частые изменения дизайна и большое количество принимавших участие скульпторов, памятник выглядит вполне однородным. Во время создания облик памятника трансформировался от простой колонны до причудливой сцены, которая будто рассказывает историю в театрализованной форме.
Обычно чумные столбы посвящали Деве Марии. Венский Pestsäule был посвящён Святой Троице.
(фото увеличивается по клику)
Рассматривать колонну интереснее, если понимать, что символизируют разные фигуры. Легче всего истолковать верхнюю часть памятника – покрытое золотом изображение Святой Троицы.
Под ней, среди облаков, расположены фигуры девяти ангелов, по числу ангельских чинов. На скульптурах, изображающих ангелов, золотом выделены некоторые элементы – корона, труба, орудия Страстей Христовых.
Еще ниже помещена фигура коленопреклоненного императора Леопольда I, в золоченой короне и с церемониальным имперским мечом. Глаза его возведены к небу в знак того, что он просит Бога о спасении венцев от чумы.
А под этой скульптурой находится еще одна выразительная группа: женщина с крестом в руках, повергающая безобразную иссохшую старуху. Это символизирует Веру, сбрасывающую с пьедестала чуму.
(фото увеличивается по клику)
Западное крыло посвящено Богу Отцу. В центре — большой императорский герб в виде двуглавого орла. По краям изображены другие австрийские гербы.
Но у горожан есть и другая версия победы над чумой. И это вовсе не молитва императора.
Жил в Вене певец, любимец публики Августин, но был у него один недостаток — любил выпить.
Случалось пел за стаканчик выпивки и считал свою жизнь вполне благополучной. С приходом чумы в ранее веселой и жизнерадостной Вене людей на улицах стало меньше, веселье сошло на нет и Августин коротал время в любимой таверне, опрокидывая стаканчик за стаканчиком и прощаясь с жизнью. Однажды, сильно напившись, по пути домой Августин не удержался на ногах, упал и заснул прямо на улице. Мимо проезжала повозка, собирающая трупы. Она и прихватила почти бездыханное от пьянства тело Августина и отвезла вместе с остальными в чумную яму. Очнувшись поутру, Августин не смог выбраться из ямы и затянул свою песню “Ах, мой милый Августин”. Кто-то из горожан услышал знакомый голос и поспешил за подмогой. Венцы не бросили в беде любимого певца и вытащили его из ямы. Ко всеобщему удивлению Августин был не только жив, но и здоров.
И тогда он понял, что провидение дало ему в руки средство от чумы. Правда, он не был уверен, что помогло ему справиться с чумой — то ли беспробудное пьянство, то ли сочиненная им песенка. Поэтому он поделился с венцами обоими своими открытиями. Благодарное население Вены тут же принялось пьянствовать и распевать: "Ах мой милый Августин. " И чума в ужасе отступила.
А вот и слова песенки спасшей Вену от чумы.
Оригинальный текст O, du lieber Augustin, | Литературный перевод Т. Лопатиной
Чумная колонна (Колонна Святой Троице) или Чумной столб в Вене является религиозным памятником, напоминающем об эпидемиях чумы в Европе в XVII веке. Построенный после эпидемии Великой бубонной чумы 1679-го года, этот мемориал в стиле барокко, возвышающийся в центре городской площади, является одним из самых известных и выдающихся скульптурных произведений в городе. Его называют одним из самых амбициозных и инновационных скульптурных ансамблей, созданных где-либо в Европе. Венская колонна, в отличии от многих других подобных архитектурных памятников, чествующих Деву Марию, посвящена Святой Троице и Девяти хорам ангелов. Она выполнена в виде 18-метровой пирамиды мраморных облаков на треугольном постаменте с фигурами ангелов и святых, вершина которой увенчана скульптурой Троицы. Адрес Чумной колонны в ВенеВенская знаменитая достопримечательность — Чумная колонна — находится на пешеходной улице Грабен (Graben), в самом центре города Вена. Между магазинами уютно располагаются кофейни и рестораны, в особенности на прилегающих боковых улицах: кофейня Hawelka, известная как венское заведение с 1939 года, где иногда можно встретить выдающихся художников в необычной атмосфере, кафе Юлиуса Майнла с видом на бульвар, полюбившееся гурманам из-за богатого разнообразия изысканной австрийской и интернациональной кухни, в подвале которого находится хорошо укомплектованный винный погреб с баром, а также многие другие туристические места. История Чумной колонны в ВенеЧто могли сделать люди в европейских городах в XVII веке, когда чума распространялась по всей Европе, в отсутствие антибиотиков? Только возводить статуи и верить в провидение на случай, если им понадобится божественная помощь, когда любой следующий гость может принести с собой бактерию, погубившую сотни тысяч человек. Именно поэтому в 1693 году в центре Вены была построена Чумная колонна, так подробно украшенная барельефами, что из-за них даже с трудом можно разглядеть сам столб. В 1679 году Вену посетила одна из последних крупных эпидемий чумы. Спасая город, император Леопольд I поклялся установить колонну милосердия, если эпидемия закончится. В том же году, прямо во время ещё бушевавшей в городе эпидемии чумы, была открыта временная деревянная статуя, сделанная Иоганном Фрювиртом, на которой была изображена Святая Троица на коринфской колонне вместе с девятью скульптурами ангелов. В 1683 году Матиасу Раухмиллеру было поручено создать общий дизайн, а также несколько скульптур, для новой Чумной колонны. Раухмиллер умер в 1686 году, но его основную концепцию и три его фигуры ангела все еще можно увидеть на современном памятнике. За этим последовало несколько новых проектов, в том числе Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах разработал скульптуры у основания колонны. Наконец, проектирование было поручено Полу Штруделю, который основывал свою работу на концепции инженера Людовика Бурначини. Ниже фигуры Троицы Бурначини представлял облачную пирамиду с фигурами ангелов, а также стоящего на коленях императора Леопольда, молящегося скульптуре. Также в создании колонны участвовали скульпторы Тобиас Кракер и Иоганн Бендель. Готовая колонна была официально открыта в 1694 году. Несмотря на длительный период строительства, частые изменения дизайна и большое количество скульпторов, памятник выглядит довольно однородным. В течение периода проектирования внешний вид столба изменился от консервативной мемориальной колонны до стиля высокого барокко, повествующего историю чумы в театральной форме. Памятник относится к переходному периоду эпохи барокко в Вене. СкульптураКолонна имеет сложную иконографию, основная идея которой заключается в том, что чума и Османская осада Вены в 1683 году, были своеобразными наказаниями за грехи, которые были побеждены благочестием и ходатайством императора Леопольда I. Столб, таким образом, представляет собой победный памятник этому императору. Чумную колонну можно условно разделить на три связанных элемента. Фундамент памятника включает в себя несколько статуй и двенадцать мраморных барельефов и надписей. Каждое крыло трехстороннего постамента в форме пирамиды посвящено одному из трех божественных личностей: Богу-Отцу, Христу-Искупителю и Святому Духу. На каждой из сторон пьедестала спереди изображен герб и ангел. Латинская молитва написана позолоченными буквами на затемненных листах меди и разделена на три предложения, расположенные в центральных частях между тремя сторонами пирамиды. Леопольд I читает эту молитву, текст которой был написан им собственноручно. Ниже Императора находится сцена, где Вера изгоняет чуму, представленную как слегка сумасшедший персонаж с безумными волосами и сухой грудью. Центральная часть Чумного столба представлена в виде обелиска с облаками, на которых находятся девять больших ангелов, некоторые из которых сидят, некоторые стоят на облаках и держат в своих руках следующие атрибуты: трубу, книгу, лютню, копье, меч и щит, дубинку, факел, герцогскую корону, императорскую корону и скипетр. Позолоченная медная скульптурная группа изображает Бога-отца как старика, делающего благословляющий жест правой рукой и кладущего левую руку на шар, Сына с крестом и Святым Духом, сидящими на облаке в окружении херувимов и ангелов. Чумная колонна в Вене на google-панорамах Как добраться до Чумной колонныПрактически каждый турист во время своей прогулки по Вене так или иначе оказывается в центре города на пешеходной улице Грабен (Graben). Чумная колонна находится примерно посередине этой улицы, поэтому пройти мимо нее будет очень сложно. Также можно доехать до Чумной колонны в Вене на такси: в городе функционирует сервис заказа такси Uber, но можно воспользоваться и услугами местных перевозчиков — 3M Taxi, Taxi 40100, Taxi radio center, GmbH CC Taxi Center, Taxi 31300, Taxi-in-wien (русскоязычная служба такси в Вене), CoolCab Flughafentaxi Wien, Vienna Callas Taxi, Fixpreis taxi, Willtaxi, Taxi Royal, Wien Jupiter, Total taxi, Taxi 8130100 и многими другими. Видео про Венский чумной столб Одной из самых известных улиц Вены является расположенная во Внутреннем городе улица Грабен (Graben). Она начинается на площади Шток-им-Айзен и ведет от собора Святого Стефана к Хофбургу, зимней императорской резиденции Габсбургов. Установленная на улице Грабен колонна Святой Троицы, или Чумная колонна, является одной из самых известных скульптур Вены. Сметавшая на своем пути целые поселения, чума была самой страшной бедой средневековой Европы. В результате прокатившейся в период с 1348-й по 1352-й годы эпидемии погибло треть европейского населения. Произошедшая в 1679-м в Вене эпидемия чумы сократила население города на треть. В знак благодарности за избавление от чумы на городских площадях стран Центральной Европы начали устанавливать Чумные столбы, которые так же известны под названием Мариинские столбы. Прообразом для них стала колонна базилики Константина, на вершине которой находится статуя Девы Марии. Подобные колоны устанавливались в честь победы на войне или в качестве благодарности за прекращение тяжких бедствий. Когда в 1679-м чума добралась до Вены, императорская семья покинула город, а император Леопольд I пообещал возвести колону в благодарность за избавление от эпидемии. На тот момент в Вене уже была установлена деревянная колонна Иоганна Фрюверта. Под руководством Фишера фон Эрлаха в 1683-м году началось строительство новой Чумной колонны, которую сейчас можно видеть на улице Грабен. Над возведением Венской Чумной колонны работало много скульпторов, в том числе Штрудель и Раухмиллер. Строительство длилось долго, а дизайн памятника часто подвергался изменениям. Окончательным стал проект Людовика Бурначини в стиле барокко. Открытие выполненной Чумной колонны состоялось в 1693-м году. Колонна Святой Троицы в Вене представляет собой иконографическую композицию, основой для которой стала идея победы над чумой через молитву императора. Под Святой Троицей были установлены статуи ангелов и Веры, перед которой в молитве замер коленопреклоненный император Леопольд I. В сложной скульптурной композиции фигура императора появляется целых три раза. Еще одним подобным образцом Чумной колонны является Колонна Пресвятой Троицы в чешском городе Оломоуце. Последние дни весь мир следит за новостями о коронавирусе. В связи с эпидемией новой болезни в Китае закрыли несколько городов, а в Ухане, где вспыхнул вирус, началось срочное строительство больниц. Strelka Mag рассказывает, какие ещё сооружения появлялись в разные эпохи в связи со случаями эпидемий и пандемий. 24 января 2020 года мир облетели кадры из закрытого китайского города Уханя, который признан очагом распространения коронавируса. В видеоролике десятки бульдозеров ровняют почву перед строительством новой больницы, которую обещают открыть в первых числах февраля. 25 января стало известно, что таких больниц в Ухане будет две. Карантин на острове Лазаретто в Венеции, XV векВ средневековую эпоху эпидемий болезни чаще всего приходили в Европу с торговыми караванами и судами. Города пытались защитить себя от возможной угрозы, строго проверяя товары и прибывающих людей. В XV веке больных матросов и заразившихся чумой горожан начали отправлять на небольшой остров Лазаретто. К тому времени на острове уже обитали монахи, которые заботились о больных людях. Постепенно их поселение превратилось в большой изоляционно-лечебный комплекс, который сохранился до наших дней. Здесь же хоронили погибших от чумы. Чуть позже функцию лазаретов взяли на себя ещё два острова венецианской лагуны: Лазаретто Нуово и Повелья. Там тоже появились хозяйственные постройки, жилые помещения и госпитали. Сейчас Венеция занимается их возрождением, поскольку часть зданий была заброшена. В частности, на островах проводились археологические раскопки, во время которых историки обнаружили на Лазаретто могилу с останками полутора тысяч человек. Лазарет в Дубровнике, 1590 годПрактически одновременно с Венецией карантинные зоны и лазареты стали появляться в других портовых городах Европы, в том числе в итальянской Анконе, в норвежском Кристиансанне, на Крите и на Мальте. Первые карантинные меры город (в те времена — столица Дубровницкой республики) начал принимать в XIV веке. Современный комплекс лазаретов появился в 1590 году. Лазареты находятся за пределами старого города в паре сотен метров от оборонительных стен. Как и в случае со многими похожими сооружениями, лазареты Дубровника часто использовались в военных целях, в том числе при обороне города во время осад. Сейчас лазарет — туристическая достопримечательность. Комплекс отреставрирован, а в некоторых его строениях расположены творческие и культурные пространства, в том числе театральная студия и арт-мастерские. Чумной столб в Вене, 1683 годМногие архитектурные и скульптурные сооружения Европы были возведены не для борьбы с эпидемиями, а в честь избавления от них. В 1679 году Великая эпидемия чумы в Вене унесла жизни 70 тысяч горожан. Когда эпидемия завершилась, император Священной Римской империи Леопольд I распорядился установить в Вене памятную колонну в честь победы над болезнью. В том же году на улице Грабен появился деревянный столб, а к 1683 году его заменили барочным мраморным столбом, также известным как Колонна пресвятой Троицы. На вершине колонны расположен скульптурный ансамбль самой Троицы. На пирамиде в основании колонны установлена скульптура императора, молящегося об избавлении города от чумы, над его головой — фигуры девяти ангелов. Этот памятник считается одним из самых первых чумных столбов, которые позже появлялись во многих городах Центральной Европы. Чаще всего их вершину украшает скульптура девы Марии. Несмотря на впечатляющую красоту колонны, она не спасла город от новых вспышек чумы. Победу над одной из них город вновь отметил строительством: в 1716–1737 годах в Вене появился собор Карлскирхе, украшенный двумя чумными столбами. Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции, 1687 годСанта-Мария-делла-Салюте в Венеции — ещё один собор, возведённый в честь избавления от чумы. Его строили на протяжении полувека, с 1631 по 1687 год, и открыли уже после смерти его архитектора Бальдассаре Лонгена. Собор стоит на входе в Гранд-канал, на противоположном берегу от Дворца дожей и площади Святого Марка. Каждый год в Санта-Мария-делла-Салюте проходит служба в честь избавления Венеции от чумы, этот праздник отмечается 21 ноября. Чумная стена в Провансе, 1721 годВ ста километрах от Марселя находится город Авиньон — в те времена он был резиденцией римского папы. В связи с эпидемией чумы Святой Престол принял решение построить каменную стену с охраной и отгородиться от заражённой области. Строительство стены завершилось в июле 1721 года. Её длина составила 27 километров, высота — 2 метра. Она простиралась от берега реки Дюранс до горы Мон-Ванту. В августе эпидемия всё же проникла в Авиньон. По иронии судьбы теперь стена защищала от Авиньона те города, которые ещё недавно были во власти чумы и успели её победить. Уже с 1723 года стена была заброшена и превратилась в россыпь камней. В 1980-х годах волонтёры решили восстановить фрагменты исторического сооружения. Работы завершились в 1992 году, и теперь каменная Чумная стена представляет собой достопримечательность на прогулочных маршрутах Прованса. Лазарет в Филадельфии, 1799 годВ 1793 году американский город Филадельфия поразила эпидемия жёлтой лихорадки. Она унесла жизни приблизительно пяти тысяч человек — десятую часть населения города. Филадельфия в те годы была столицей США, и из соображений безопасности правительству пришлось временно покинуть город. Вскоре в Филадельфии был создан Совет по здравоохранению. По его распоряжению в 1799 году в соседнем городе Тиникум Тауншип на берегу реки Делавер появился лазарет общей площадью 40 тысяч квадратных метров — с доком для кораблей и госпиталем. В те годы в штате Пенсильвания было построено несколько лазаретов, но сохранился только Филадельфийский лазарет, и именно его считают первым подобным учреждением в США. В 1895-м госпиталь закрылся, и здание бывшего лазарета регулярно меняло своё предназначение. Сначала в нём располагался центр для содержания иммигрантов, потом спортивный клуб, ещё позже — военная база. В 1972 году лазарет попал в национальный реестр исторических мест США. Некоторое время здание находилось в частной собственности американской компании, но в 2005 году его выкупили власти Тиникум Тауншипа. В последние годы активно обсуждается повторное открытие здания, в том числе в качестве сити-холла, пространства для выставок и пансиона для иммигрантов. Лепрозорий на Канарских островах, 1940-е годыНа протяжении веков проказа, или лепра, считалась неизлечимой болезнью. Прокажённые были изгоями — их исключали из общин и не пускали в города, а наличие болезни у супруга было достаточным поводом для развода. Для изоляции людей с этой болезнью и для попыток их лечения в разных странах мира создавались закрытые колонии — лепрозории. Возводить одну из таких колоний начали в 1940-х годах на Канарах. Незадолго до этого на островах случилась эпидемия проказы, и испанские власти решили построить для умирающих отдельный город — Абадес. По проектам архитектора Хосе Энрике Марреро Регаладо на юге острова Тенерифе были возведены католический храм, жилые корпуса, больница и крематорий. Однако строительство так и не было завершено: к середине XX века появились действенные способы лечения проказы, и нужды в подобном изоляционном лагере больше не было. Сейчас рядом с заброшенными зданиями Абадеса находится обитаемый посёлок и курортный пляж. В начале 2000-х бизнесмен Альберто Джакомини за 17 миллионов евро выкупил территорию бывшего лепрозория, чтобы построить там туристический комплекс с полем для гольфа. Джакомини не повезло: вскоре после сделки на Канарах вступил в силу мораторий на строительство туристических объектов. Абадес по-прежнему остаётся мрачной заброшенной достопримечательностью и памятником архитектуры эпохи Франсиско Франко. Центр для заражённых Эболой в столице Либерии, 2014 годВ 2014–2015 годах мир боролся с вирусом Эбола. Очаг его распространения находился в Либерии. При поддержке ООН и ВОЗ в Западной Африке открывались карантинные и лечебные центры. Великобритания строила их в Сьерра-Леоне и ДР Конго, Россия — в Гвинее, США — в самой Либерии. Подобные центры — это временные постройки и палаточные лагеря, которые имеют отдалённое отношение к полноценному строительству. Настоящим архитектурным символом борьбы с Эболой стало недостроенное здание министерства обороны Либерии в столице Монровии. Этим проектом в 1982–1985 годах занимались израильские архитекторы, но завершить его не получилось. В 2014-м в Монровии открылся очередной карантинный и лечебный центр на 200 мест, а фотографии модернистского бетонного недостроя на его фоне получили вирусную популярность в интернете. Кид резюмеВсе экскурсии в Вене начинаются в Старом городе. И среди главных его достопримечательностей – Ратуши, Хофбурга, собора святого Стефана – вы обязательно заметите мраморный бело-золотой памятник. Он выглядит нарядно и торжественно издалека, но если рассматривать его вблизи, можно увидеть изображение страданий и скорби. Противоречия здесь нет: памятник посвящен избавлению Вены от чумы и всем тем, чьи жизни унесла эта страшная болезнь. Чумную колонну в Вене называют уникальным скульптурным ансамблем, подлинным произведением искусства – уже поэтому рядом с ней можно задержаться подольше. А чтобы разобраться, что изображено на памятнике, предлагаем немного углубиться в историю. История чумыОчередная эпидемия чумы пришла в Европу в середине XVII века. Страшные симптомы болезни уже были хорошо известны, было понятно и то, что болезнь очень заразна и передается от человека к человеку. Поэтому, узнав о появлении чумы в соседних городах, объявляли карантин, иногда таким образом удавалось избежать напасти. Вот только карантин не мешал странствовать крысам – а именно они были переносчиками чумы. Если вы посетите в Вене с ребенком 5D-аттракцион Time Travel, то увидите полчища крыс и страшных чумных докторов. Арсенал методов лечения был скромен: чумные бубоны, то есть воспалившиеся лимфатические узлы, прижигали или вырезали; прописывали лекарства из диковинных ингредиентов; использовали кровопускание; рекомендовали сажать на бубоны лягушек. Но чаще чумному доктору приходилось носить трупы, потому что болезнь распространялась стремительно и убивала в считанные дни и часы. Кстати, прорицателю Нострадамусу в XVI веке тоже приходилось надевать маску и плащ чумного доктора.
|