Презентация про дом чум
Презентация красочно показывает значение, необходимость северного жзилища (чум).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chum_-zhilishche_nashikh_predkov_ezangi_ulyana1.pptx | 1.62 МБ |
Подписи к слайдам:
Актуальность : мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта. Чум стал меньше использоваться. Цели исследования : выявление значения чума для ненцев; изучение его строения; сравнение зимнего и летнего чума.
Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о том, что чум был идеально приспособлен к открытым пространствам тундры, что древний человек, не зная законов физики и астрономии, смог создать уникальное жилище, форма которого придает ему устойчивость, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала. Задачи: изучить научно-популярную литературу по данной проблеме; описать построение чума; дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.
Традиционное жилище – конический чум от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоит из жердей и покрыт нюками (покрытие чума).
Устанавливают чум у ненцев женщины. Им помогают девочки-подростки. Делают они это быстро, по строго установленным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Каркас современного чума составляют из шестиметровых шестов от 25 до 40 штук. Установка чума
На равном расстоянии от очага устанавливают два основных шеста (макода). Их нижние концы втыкают в землю примерно под углом 45 градусов, а верхние связывают гибкой петлей. Определяют центр жилища. Здесь сооружают очаг . По обе стороны от него укладывали доски пола и плетеные циновки.
Перпендикулярно центральному внутреннему шесту ( симзы ) располагались две горизонтальные жерди ( ти ), на которых укладывали железный стержень с крючком для котла. По окружности размещали остальные шесты.
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум.
Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытие ` нюк `. Два человека специальными шестами поднимают ` нюки ` за кармашки вверх.
Две других женщины держат за боковые края и одновременно по команде покрытие поднимается на чум. А потом расправляются, натягиваются края, которые завязываются веревками к шестам.
В старину летний чум покрывали берестяными покрышками. В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке.
Зимний чум - сырей мя. Он покрывается нюками из оленьих шкур. Летний чум – тангы мя. Покрытием для него служит брезент. Раньше покрывали вываренной берестой . Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.
После установки чума, женщины застилают постели внутри . Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания шестов складывают малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины.
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, родным языком, происхождением своего народа, историей своего края, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.
Суров мой С евер лишь на первый взгляд. Пусть ветры завывают за стеною, Здесь каждый будет вас увидеть рад И обогреть душевной теплотою!
Дом - жилище человека
В древности человек, конечно, уподоблялся им. Так же, как и животные, выкапывал землянки, укрывался от ненастья в пещерах и дуплах, или из веток и листьев сооружал шалаши
Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, скорее всего — убежищем.
Украшал же свое жилище человек, видимо, всегда — еще с тех пор, как стал покрывать стены пещер первыми наскальными рисунками.
Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй. Землянка — один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья известна с эпохи неолита.
Впервые жилые дома начинают возводить в Древнем Риме.
В крупных городах Рима начали возводить и первые многоэтажные дома – инсулы.
Инсула (лат. Insula — буквально переводится как остров) — в Древнеримской культуре— многоэтажный жилой дом с комнатами и квартирами, предназначенными для сдачи внаём. Появились не ранее III века до н. э. Имели обычно от четырёх до семи этажей,
У большинства народов мира сложились свои определённые традиции создания жилища.Есть они и у русского народа. С X века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, -то есть срубленный дом.
Россия – страна лесная, а поэтому именно из дерева крестьянин рубил себе дом и мастерил всё, что необходимо было ему для жизни: от сохи до ложки.
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок связанных вместе и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым.
С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.
С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Что касается деревень, то курные избы, отапливаемые по-чёрному, стояли и в XIX веке.
Избы строились 4-стенные с сенями и без сеней, 5-стенные и 6-стенные. Шестистенная изба называлась изба-связь: две избы связывались в середине сенями.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым . Неудачными для строительства было место, где прежде захоранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня.
Схема устройства кровли:1 - желоб,2 - охлупень,3 - стамик,4 - слега,5 - огниво,6 - князевая слега (" кнес"),7 - повальная слега,8 - самец,9 - повал,10 - причелина,11 - курица,12 - пропуск,13 - бык,14 - гнет.
Кровля у белых изб двускатная из тёса или дранки. Двускатные кровли самцовые с фронтонами из брёвен-самцов. На вершину кровли укладывали охлупень. Кровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки.
Внутренние стены белили, обшивались тёсом, или липовыми досками. Вдоль стен стояли лавки и сундуки. Спали на лавках, или на полу. Ещё в XIX веке в не богатых домах кровать играла декоративную роль — хозяева продолжали спать на полу.
Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Брусья потолка укладывали на массивную балку — матицу. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю. В матицу вкручивали кольцо для очепа. К очепу подвешивали колыбель.
Печь обогревала избу, служила для приготовления пищи, сохраняла ее горячей. На ней сушили продукты, мокрую одежду, обувь, а в печурках-носки и рукавицы. Печь, как и баня, была испытанным средством от простуды и других болезней.
Во внешнем декоре проявился талант народных зодчих. Резные ажурные наличники, сказочные крылечки, кружевные деревянные украшения. Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров – умельцев!
Век избы недолог: отапливаемое жилище редко может простоять более 100 лет. Жилые постройки быстро ветшают, в них активнее идет процесс гниения древесины, поэтому в основном самые старые избы относятся к XIX веку.
Характер жилищ определяют географическое положение, условия и образ жизни народа. В Гренландии, на Аляске и в Арктике до сих пор люди живут в снежном доме – иглу. Иглу представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из уплотнённых ветром снежных или ледяных блоков.
Свет в иглу проникает прямо через снежные стены. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения используются плошки-жирники.
Яранга — переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами. В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур.
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.
Юрта — переносное жилище у кочевников. Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа.
Юрта легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом.
Африканские народы живут в круглых, как шар, глиняных домах (хижинах) без окон. На крыще оставляют вентиляционные отверстия. Хижины возводят без дерева, основной материал – глина, перемешанная с соломой.
Конструкция традиционного японского дома сложилась к 17-18 в. Он представляет собой деревянный каркас с тремя подвижными стенами и одной неподвижной. Стены не несут функций опоры, поэтому они могут раздвигаться или даже сниматься, служить одновременно и окном. В тёплый сезон стены представляли собой решётчатую конструкцию, оклеенную полупрозрачной бумагой, пропускавшей свет, а в холодное и дождливое время их прикрывали или заменяли деревянными панелями
При большой влажности японского климата дом необходимо проветривать снизу. Поэтому он приподнят над уровнем земли приблизительно на 60 см. Кровля, черепичная или тростниковая, имела большие навесы, которые предохраняли
Естественным продолжением японского дома является сад.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Гипотеза: Возможно ли выполнить макет чума с использованием традиционных материалов и технологии? Актуальность: Проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.
Цель: Изучение и сохранение жизненного уклада моих предков со стороны отца Задачи: 1. Сбор информации для практической и теоретической базы 2. На основании собранного и проанализированного материала собрать макет чума. Методы исследования: Интервью Личные наблюдения Практический метод
Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м
Технология сборки чума
Выводы В быстром и скоротечном ритме нашей жизни, всё эволюционирует, изменяется, не всегда в лучшую сторону, забываются традиции, национальные праздники, игры, традиционный жизненный уклад. Поэтому важно знать, помнить, ценить прошлое, и передавать информацию из поколения в поколение.
Благодарю за внимание!
Выберите книгу со скидкой:
ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 242.00 руб.
Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты.KUMON
350 руб. 541.00 руб.
Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 222.00 руб.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.
350 руб. 963.00 руб.
Краткий справочник по биологии
350 руб. 162.00 руб.
Прописи. Комплект из 3-х частей
350 руб. 195.00 руб.
ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ
350 руб. 205.00 руб.
ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 171.00 руб.
Рисуем по клеточкам и точкам
350 руб. 248.00 руб.
ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
350 руб. 163.00 руб.
350 руб. 114.00 руб.
350 руб. 114.00 руб.
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Исследовательская часть.
Из интервью с Барановым Ермилом Николаевичем я узнала, что снятая береста очищалась от наростов, сворачивалась в рулоны и варилась в
В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке. Материалы для изготовления чума являются удобными при частых переездах, служат для защиты от внешнего воздействия. Зимние шалаши строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги.
Из интервью с Барановым Константином Ермиловичем- он эвенк, охотник. Мне стало известно, что остов шалашей при перекочевках, перевозился эвенками с одного места на другое. Эвенкийский шалаш строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диаметре 2м, в высоту 2-3м. Остов переносного шалаша покрывался сверху специальными покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались тисками, сшитые же из оленьих шкур, ровдуги — нюками. В прошлом внутри шалашей устраивали очаг. В конце XIX и начале XX вв. устанавливали железную печь, для дымоходной трубы с левой стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие.
Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. (Историко-этнографический атлас Сибири, М.-Л.1961.с.138,140,142,144, 145.)
В настоящее время большинство эвенков живет в современных типовых срубных домах. Традиционные жилища используются только на промыслах. Итог : проблема сохранения традиционного уклада жизни эвенков.
Снаружи — минус пятьдесят, а внутри — тепло…
Чум — это, по сути, палатка, которая легко ставится и так же легко переносится с места на место. У чума конусообразная форма. Это для того, чтобы на нем не скапливался снег, и чум под его тяжестью не проседал. Без снега на крыше чум легко разбирается и переносится на другое место. Кроме того, конусообразная крыша лучше противостоит ветрам, которые в тундре частые гости.
Летом чум обычно покрывают корой или грубой тканью. Вход также завешивают тканью.
Зимой для утепления его отделывают шкурами животных, которые сшиваются в одно целое полотнище.
Вход также завешивают шкурой. Никаких дверей не предусмотрено.
Ставится чум просто. На специальные шесты (их обычно от 20 до 40) натягиваются шкуры. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум.
Внутренний интерьер чума прост и бесхитростен. В центре обязательна печь. Она дает тепло, и на ней готовят еду. Снег, попадающий в чум, тает от тепла печи. Влажность внутри чума сравнительно высокая, но зато — тепло, не меньше 15-20 градусов.
После установки чума женщины благоустраивают его интерьер. Пол внутри застилается зимой оленьими шкурами, а летом циновками. У основания шестов, поддерживающих чум, кладут верхнюю одежду (никаких вешалок в чуме не предусмотрено).
Спят обитатели чума на шкурах, перинах, подушках или в спальных мешках. На ночь они расстилаются, а днем — убираются. Никаких других дизайнерских украшений и особенностей в чуме обычно не бывает.
Равно как нет почти никакой мебели. Есть лишь посуда для приготовления еды. Едят обитатели чума, сидя на полу. Или — за маленьким столиком.
Яранга
Яранга — традиционное жилище народов, обитающих на Чукотке: чукчей, коряков, эвенков, юкагиров.
В принципе яранга похожа на чум, однако ее дизайне несколько иной. Это куполообразное округлое строение, более приземистое по сравнению с чумом. Возводится яранга также несколько иначе. Из шестов делается округлый каркас, который затем покрывается китовыми, тюленьими или оленьими шкурами. Округлый — по той же самой причине, что и конусообразный в чуме. То есть, чтобы наверху не скапливался снег.
Вход в ярангу занавешивается шкурами или специальным пологом.
Внутри яранга также отличается от чума. Обычно она состоит из двух частей — чоттагина и полога. Чоттагин — это нечто вроде переднего помещения. Там гораздо холоднее, поэтому в нем могут храниться выделанные шкуры, запасы еды, одежда.
Из чоттагина можно попасть в полог — жилое помещение, которое устилается шкурами (можно коврами). Здесь жильцы проводят свободное время, здесь обедают и спят. Отапливается она и освещается жировым светильником. Он хоть и мал, но, тем не менее, дает достаточно тепла. Впрочем, внутри многих яранг имеется печь или очаг. На них готовится еда.
Никакой мебели в традиционной яранге обычно не бывает. Во-первых, она занимает лишнее место. Во-вторых, в ней никогда не было необходимости. Спали всегда жильцы яранги на полу на шкурах, там же и обедали.
В настоящее время, помимо традиционной яранги, во многих северных городах строят и другого вида яранги — со всевозможными удобствами: мебелью, электричеством, канализацией. В них время от времени живут ностальгирующие потомки древних чукчей, там же проводятся всяческие национальные фестивали.
Современные стилизованные яранги стали заметной архитектурной особенностью многих северных городов, к примеру, Анадыря.
Иглу — жилище куда более суровое, чем чумы и яранги. Это — традиционное жилье эскимосов, у которых нет возможности построить, например, чум. Почему нет? Потому что никакого другого строительного материала, кроме льда и снега, у эскимосов обычно под рукой нет. К тому же, иглу — это традиция. От традиций отказаться непросто. Да и зачем отказываться, если в иглу тепло в самые лютые морозы?
Поэтому иглу строились изо льда и снега. Это — куполообразные сооружения высотой около 2 м и диаметром около 4 м.
Вход в иглу располагается ниже уровня пола: это позволяет кислороду поступать внутрь, а также выводить наружу углекислый газ.
Освещаются иглу сквозь ледяные стены.
Внутри помещение застилается шкурами. Иногда частично шкуры могут висеть и на стенах — для тепла.
Обогревались иглу с помощью плошек с жиром. Примечательно, что такого скудного обогрева вполне хватало. Из-за тепла ледяные стены обычно подтаивают, но полностью никогда не тают, так как снег удаляет избыток тепла наружу помещения. Кроме того, стены впитывают влагу, поэтому в иглу всегда сухо.
При кажущейся простоте, возвести иглу довольно сложно. Это испытали на себе многие полярники, оставшиеся без крова. Как они ни старались, построить иглу у них не получалось. А все дело в том, что иглу строят из ледяных блоков особенной формы, причем, для каждой части сооружения используются блоки разной формы. К тому же, существует специальная методика их укладки, которой полярники, конечно же, не знали.
Внутри иглу никаких интерьерных и дизайнерских изысков нет. Какие могут быть изыски в ледяной избушке? Да они эскимосам никогда не были и нужны…
Иглу строятся и сейчас. В основном — для лыжников-туристов, любителей всяческой экзотики, а также как аварийное жилье. А вдруг начнется метель, и у туристов унесет ветром палатку? Тогда они могут укрыться в иглу.
Читайте также: