Роль христианства в распространении чумы
^
637. Древние христиане во время чумы
Давно это было: 1660 лет назад; далеко это происходило, на северных берегах Африки, в славных тогда городах Александрии и Карфагене. Но что происходило так давно и так далеко, очень поучительно для нас и для нашего времени. В Александрии в то время святительствовал священномученик Дионисий; в Карфагене — тоже священномученик, Киприан. В тогдашней столице всего мира — Риме царствовал языческий император Галл. Страшное бедствие постигло тогда всю Римскую империю: то была чума. Прежде всего она появилась в Аравии, оттуда была завезена в Египет, затем проникла в в северную Африку и наконец, ужасно свирепствуя, буквально уничтожая целые города и деревни, перешла в западные пределы империи.
Люди страдали страшным расстройством желудка; внутренний жар сожигал горло, покрывавшееся язвами и нарывами, воспалял глаза, наливавшиеся кровью, и разъедал все тело человека раком. Походка становилась нетвердою; слух притуплялся, зрение ослабевало и больной умирал ужасною смертью. Страшное зрелище представлял тогда Карфаген! Воздух был душен; ни малейшего движения ветра; нестерпимый африканский зной расслаблял и душу и тело. На улицах царила мертвая тишина. Дома были наглухо заколочены. В некоторых из них томились покинутые родными и друзьями несчастные, подвергшиеся заразе. По улицам и закоулкам там и сям валялись выброшенные трупы умерших и, распространяя нестерпимое зловоние, заражали воздух. Но, что всего ужаснее, между трупами шевелились и живые: это отцы выбросили своих заболевших детей, дети — родителей, мужья — жен. По временам слышался предсмертный стон, а жадность, не боясь заразы, спешила воспользоваться беспомощным положением умирающих и грабила их.
Вот в одном из просторных зданий, на окраине Карфагена, собралось общество Христиан. Видно, тяжело у всех на душе: немое молчание сковало уста; вид у всех такой мрачный, пугливый, подавленный. Но вот, вдруг все оживились; взоры всех направились в одну сторону: явился святитель Киприан, любимый пастырь, отец верующих. Его взор светится милосердием и святостью. Его лицо открыто; его осанка важна и величава. Строгий, но без суровости, кроткий и милостивый, но без излишней слабости, он внушает к себе любовь и общее уважение. Одно появление, один взгляд его производит, видимо, сильное впечатление. И понятно: все хорошо знали, что сей святитель преисполнен горячей заботливости о каждом страждущем, не щадил средств для помощи нуждающимся, готов был разделить скорбь каждого. Он и теперь созвал верующих для того, чтобы поддержать своим словом благодатным малодушествующих, ободрить смущающихся близкою опасностью смерти, укрепить всех в тяжкую годину испытания. Речь его дышит необыкновенною силою убеждения, проникнута крепкой верой, непоколебимой надеждой на Бога. "Что представляет нам мир? — говорит святитель. — Каждый день борьба против диавола, каждый час — война против его стрел! Бедное сердце человека! Осаждаемое со всех сторон от диавола, оно с трудом защищается, едва успевая приготовить надлежащий отпор. Только что оттеснит корыстолюбие, как поднимается сладострастие; подавит сладострастие — на его место является тотчас честолюбие; удалится честолюбие — воспламеняется гнев, поднимает голову гордость, высокомерие, зависть. Вот сколько бурь должен выдержать наш дух ежедневно; вот как много опасностей угрожают сердцу! И находят же люди удовольствие и счастие в этом положении, когда приходится стоять под мечами врага. Таков настоящий мир. Как не похож на него тот — загробный мир! Там избавление от всех зол этого мира. Чего же бояться смерти? Многие из наших умерли от заразы: это значит, что они избавились от бедствий этого света. Только там, в будущей жизни, истинный мир, невозмутимый покой, вечная безопасность, если только ты загладишь свои грехи покаянием. Там наша родина. А кто, странствуя на чужбине, не спешит возвратиться на милую родину? Наше отечество — рай; наши прародители — патриархи. К чему же медлить, если Бог зовет нас узреть свое отечество, приветствовать там своих родителей? Та
Об эпидемиях, происходивших в России, а также связанных с ними карантинных мерах, распространявших свое действие на Русскую Православную Церковь.
В связи с распространением в 2020 г. коронавирусной инфекции Священноначалием Русской Православной Церкви был введен ряд мер по противодействию угрозе заражения населения, а также озвучен призыв Святейшего Патриарха к верующим временно воздержаться от посещения храмов. Данные меры могут показаться новыми для современного человека из развитой страны, привыкшего к тому, что большинство заразных болезней находится под контролем системы здравоохранения. Однако для наших предков на Руси и в Российской империи эпидемии были достаточно регулярной и по-настоящему страшной напастью, что постепенно привело к развитию как эпидемиологической науки, так и карантинных мер, многие из которых, пусть и в несколько изменившейся форме, остаются актуальными по сей день. Меры эти не могли обойти и порядок церковной жизни, сопряженной с присутствием в пространстве храма большого числа людей, а также личного взаимодействия, производящегося между пастырем и духовным чадом. В данной статье, которая является лишь кратким очерком по истории вопроса, мы попробуем обратить внимание на конкретные события прошлого, когда церковное и гражданское руководство совместно пытались остановить распространение опасных заболеваний.
Допетровская Русь
Чума в Москве 1770-1772 гг.
Чума в Тифлисе 1811 г.
В 1811 г. чума появилась в Тифлисе, куда, скорее всего, была занесена возвращавшимися из-под Ахалциха солдатами. На Кавказе при появлении опасных заболеваний традиционным было оставление городов и уход в окрестные местности или на возвышенности, что и было сделано приблизительно 10 тысячами человек. Практически все общественные заведения города были закрыты, а церкви превращены в склады для домашнего имущества и товаров ушедших из города людей.
Чума в Одессе 1812 г.
В следующим году чума пришла в Одессу. Градоначальником в городе то время был герцог Арман Эммануэль дю Плесси Ришелье – француз на службе российской короны. При распространении болезни Ришелье создал специальный Комитет, в который вошли как члены администрации, так и представители граждан для того, чтобы совместными усилиями противостоять болезни. Одновременно Совет одесских врачей предписал закрыть все места собраний людей, включая церкви.
Холера 1830-1833 гг.
О холере, постигшей Россию в 1830-1833 гг. и той роли, которую сыграла в борьбе с ней Русская Церковь, достаточно много известно по деяниям московского митрополита и святителя Филарета (Дроздова). Потому, в данном очерке будет сделана попытка обратить внимание на иные аспекты вопроса.
Изначально хотелось бы отметить, что холера была для Российской империи новой болезнью. Первые десятилетия после начала холерных эпидемий в России, пять из которых в XIX в. охватили всю страну, происходило много споров о заразности этого заболевания. Во всяком случае, на первом этапе холера считалась незаразной, что привело к значительным человеческим жертвам.
В августе 1829 г. после прибытия в Оренбург каравана бухарских купцов началась вторая масштабная эпидемия холеры. Преосвященный Аркадий в связи с распространением болезни прекратил занятия в Оренбургской семинарии и работу духовной консистории (епархиальное управление). Одновременно владыка привлек духовенство для просвещения прихожан и населения края о необходимости соблюдения санитарных мер. Также священнослужители должны были докладывать о местах обнаружения эпидемий. Когда холера распространилась в Уфе, епископ Аркадий распорядился, чтобы в городской больнице поселились иеромонах Левкий с причетником Алексеевым, которые ежедневно совершали богослужение, ходили по палатам, поддерживали духовно больных.
Чума в Одессе 1837 г.
Богослужение было возобновлено два месяца спустя, 9 декабря того же года, и только в неоцепленных церквах, т.е. в тех храмах, где не было обнаружено чумного заболевания. Однако по приказу городского и церковного руководства были введены меры предосторожности:
- Предварительно выверено пространство и вместимость храмов.
- Полиция в соответствии с п. 1 впускала в храмы только определенное количество молящихся.
- Слушать Литургию можно было только не прикасаясь друг к другу.
- Священник благословлял народ издалека и не допускал целования креста и Евангелия.
- На время отменялся колокольный звон.
Чума в Ахалцихе 1838 г.
Как было показано выше Русская Православная Церковь постепенно включалась в общие карантинные меры по мере развития эпидемиологической науки и убеждения в том, что болезни несут инфекционный характер и могут нанести серьезный вред населению России.
Тем не менее, Священноначалие Русской Православной Церкви и ее духовенство повсеместно играли важнейшую роль в медицинском и эпидемиологическом просвещении простого народа, что спасало тысячи человеческих жизней, хотя и сталкивалось периодически с сопротивлением, причиной которого была не столько злонамеренность, а, скорее, слабая образованность и распространение в крестьянской среде суеверных представлений. Несмотря на все трудности, Русская Церковь разделяла со своей паствой выпадавшие на ее долю испытания, старалась облегчить страдания заболевших и поддержать меры, применяемые для победы над страшными эпидемиями.
Епископ-вирусолог отвечает на возмущенные комментарии про коронавирус
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр
Нет, не всегда. Говорящие так недостаточно знакомы с историей, в том числе церковной. В прошлом тоже были изоляции и карантины — не надо думать, что это новая, придуманная мера. Конечно, уровень знаний о причинах и течении эпидемий был совершенно иной, чем сейчас. Тем не менее люди знали, что остановить чуму, холеру и оспу можно только карантином. И во многих случаях береглись и читали молитвы из дома.
Сейчас много говорят о подвиге святителя Филарета, который ободрял москвичей и собирал на молитву, но это подвиг исключительный. Могу напомнить, что нареченный тем же именем святитель Филарет — но не Московский, а Черниговский, совершая такой же подвиг во время холеры, заразился, и врачи не смогли его спасти. Это было в 1866 году.
Если мы говорим о заразных болезнях, то главный подвиг духовенства чаще заключался в посещении больниц или временных бараков, наполненных заболевшими людьми. Это было и остается огромным риском — свидетельством подвига истинных пастырей. Но от людей часто требовалось иное. Заболевших старались причащать либо отдельно от тех, кого считали тогда здоровыми (поймите, тогда не было современных знаний о передаче вируса), либо на дому или в больницах.
Со времен апостолов нам даны слова о послушании властям. В отличии от гонений на христиан, карантинные меры Церковь воспринимала с пониманием, и никого не смущало, что в законах и установлениях Российской Империи в том числе были предусмотрены и ситуации с временным закрытием храмов на время эпидемий. Нет, это не вероотступничество. Мы с вами почитаем святого праведного Федора Ушакова. А знаете ли Вы, что ему удалось спасти свой флотский экипаж и весь город Херсон во время эпидемии чумы? Причем там был введен жесточайший карантин и были запрещены публичные богослужения.
Житийная икона праведного Федора Ушакова Адмирал Ушаков ставил патрули на въездах и выездах, всем приказывал оставаться дома, а всех больных изолировал. Болезнь была побеждена, а адмирал награжден орденом Святого Владимира. И мы с вами видим не просто понимание со стороны Церкви его действий как руководителя. Этот глубоко верующий человек стал святым молитвенником за нас у престола Божия!
Многие помнят одного из православных патриархов советского времени — патриарха Пимена (Извекова), и очень его почитают. А знаете ли вы, что в бытность его местоблюстителем патриаршего престола, примерно за год до избрания патриархом, он участвовал в борьбе со вспышкой холеры в южных районах Советского союза? Охвачены болезнью были Кавказ, Астраханский край, Одесса — и беда грозила всей стране.
И тогда был подписан указ, согласно которому категорически запрещалось прикладываться к иконам, а причастие мирян благословлялось исключительно на дому в случае немощи или болезни. Никаких перемен в отношении к патриарху Пимену в церковном сообществе это не вызвало, а совместные действия властей и Церкви позволили победить опаснейшую болезнь быстро и с минимальным числом потерь.
Очень важно понимать, что богослужения в нашей Церкви продолжают совершаться. Наша страна знала намного более страшные времена с точки зрения возможностей приобщиться к церковным Таинствам и получить пастырское окормление. Мы не должны забыть о временах, когда на территории нашей родины почти все храмы были уничтожены или закрыты, а священнослужителей ждали аресты, а часто и мученическая кончина. Но молитва звучала и тогда, а верующие во всем стремились поддержать своих архипастырей и пастырей, молились тайно, тайно передавали в тюрьмы и ссылки Святые Дары — и это было смертельно опасно.
А сейчас служатся литургии, богослужения транслируются для верующих в прямом эфире, совершаются крестные ходы, священники ходят к старикам и причащают их на дому. Давайте сопоставим нынешнюю ситуацию и то, что мы пережили в 20 веке.
У прихожан есть благословение Патриарха оставаться дома. Это церковный ответ, это помощь нашим властям, нашим врачам и добровольцам, которые борются сейчас с эпидемией. Никто не покушается на нашу веру, единство Церкви проверяется в другом — в осознании, что где бы мы ни молились, на богослужении в храме или у себя дома, келейно, Христос посреди нас. Мы внешне разобщены карантином, но мы можем молиться и быть вместе духовно. Не надо бояться — нас соединяет сам Господь.
Люди, которые так говорят, не владеют полной информацией. Они, в основном, верят тому, что пишется в Интернете. Они сравнивают цифры смертности от разных болезней в момент, когда во многих странах коронавирусная инфекция еще только набирает силу. Серьёзные специалисты не могут сейчас оценить всех последствий происходящего, но им совершенно ясно, что такой эпидемии не было уже давно — это новый неизученный вирус: очень прилипчивый, очень заразный, так как передается воздушно-капельным путем.
Такие драконовские меры предосторожности нельзя объяснить чьей-то выгодой, каким-то мифическим заговором чиновников — все страны мира понесут огромный урон от карантина. Для риска благосостоянием миллиардов людей может быть только одна причина — объективная опасность коронавируса.
От него пока нет лекарства, от него нет вакцины, от него заразились и умерли многие врачи, несмотря на то, что они старались соблюдать все меры безопасности. Врачи сейчас жертвуют собой ради наших жизней и здоровья.
Это очень опасная болезнь и, если мы не будем реагировать на предписанные меры осторожности, будет еще хуже, чем в Италии. Неужели вы считаете, что 10% смертности — это просто шутка?!
Поверьте, это не просто ОРВИ: по статистике, больной ОРВИ или гриппом человек заражает вокруг себя меньше людей, чем тот, кто болен коронавирусом. Возможно, кто-то пропустил информацию из Южной Кореи о так называемом пациенте 31. Этим 31-ым пациентом с диагнозом коронавирус стала прихожанка Церкви Иисуса культа Синчхончжи, которая не подозревала о своей болезни и успела за три дня посетить несколько общественных мест, инфицировав сотни людей. Среди инфицированных — 544 заболевших, остальные 9000 — помещены в карантин.
Фото: USAG- Humphreys/Flickr/CC BY 2.0
Так, всего от одного человека пострадало несколько сотен людей. Все дело в том, что некоторые люди распространяют вирусы более интенсивно. Ученые не знают, почему так происходит — они еще изучают этот вопрос, как и сам вирус — он везде ведет себя по-разному, видимо, быстро изменяется и мутирует.
Я вирусолог, и когда работал по специальности, должен был исследовать новые вспышки болезней и подбирать к ним эпидемиологические меры — это то, что сейчас делает государство. Так вот — у меня сейчас нет никаких оснований государству не доверять.
Повторю вслед за специалистами: сейчас, когда у нас нет вакцины, только карантин может остановить сейчас передачу вируса. Этот вирус паразитирует в основном на людях — и живет пока передается. Некоторые люди не осознают, что могут быть носителями, либо болеть без симптомов (это две разные вещи). Все они будут способствовать передаче вируса. Эта передача может быть остановлена тремя способами: либо человек выздоровел, либо умер, либо находится в затворе, на том самом карантине. При карантине путь распространения вируса останавливается. Не нужно быть специалистом в вопросе, чтобы понять: нам нельзя быть сухой соломой на сеновале. Это, между прочим, и вопрос о нашей ответственности перед ближними, которых мы можем невольно подвергнуть опасности.
По-существу такой вопрос могли бы задать и евангельские фарисеи, требующие у Иисуса Христа знамений или чудес. И Спаситель совершал чудеса, но не ради требующих знамений, а ради веры просящих милосердия. В Его отечестве последних было мало, и чудес там было мало. В любом чуде, совершаемом Богом обязательно участвуют, по крайней мере, двое, — Сам Творец и тот (или те), ради которого чудо совершается. В совершившемся чуде обязательно встречаются всемогущая любовь Божия и пусть самая маленькая, но искренняя и смиренная, основанная на любви вера человеческая. Любовь Божия пребудет с нами до скончания века.
По-существу мы все, все человечество, несмотря на всю нашу греховность, до сих пор буквально погружены в океан Божественной любви. Но если нет встречной любви человеческой, то нет и веры, а значит, тщетна наша молитва, и благодать Божия не коснется нашей жизни.
Исцеление сына царедворца, Паоло Веронезе
Вспомним апостола Павла, который просил у Господа исцеление от своей болезни? Павел правильно понял волю Божью и смирился, когда не получил исцеления. Он и в последствии с заботой и тревогой писал ученикам и просил беречь свое здоровье. Такие же слова мы можем найти у святителя Иоана Златоуста, который сам тяжело страдал от болезней и прибегал к помощи врачей и советовал другим беречься.
Критики предохранительных мер наверное не понимают серьёзности нынешней ситуации. В момент, когда мы беседуем с вами, в Церкви трудится специальная рабочая группа по коронавирусу. В первую очередь, конечно, стоит вопрос о всесторонней помощи людям: тут и доставка продуктов, лекарств, сборы пожертвований, где позволяет квалификация — помощь в больнице, но параллельно в группу стекается информация, что у нескольких священников болезнь уже подтвердилась, у нескольких выявлены симптомы, а часть, к сожалению, находится в тяжелом состоянии. И мы молимся о них.
Их болезнь — не свидетельство маловерия. В каком-то случае это недостаточная осторожность, но в целом — это одна из причин, почему священнослужение называется именно служением. И это путь за Христом, а Великий пост нам напоминает о Его страданиях и смерти на кресте. Церковь, святыни, Таинства — все это спасительно, но многие люди, к сожалению, до сих пор не хотят услышать, что речь идет о спасении не ради благополучия в этом мире. Спасение — не в избавлении от болезни и смерти, спасение — в соединении с Богом и следовании Ему уже в этой жизни, попытка войти в вечную жизнь, в Царствие нашего Отца, избежать духовной гибели. Вот ради чего святыни и Таинства.
Требуется мужество признать, что от болезней наша вера сама по себе никого не страхует. Более того, Христос предлагает нам понести по силам свой крест ради нашей вечной жизни.
А отношение к Церкви как к барокамере с особым микроклиматом и обеззараживанием чревато искушениями — такая вера может оказаться очень шаткой. болезнь забирает молодых и старых, врачей и ученых, православных и католиков, мусульман и атеистов. Человек может прийти в храм уже больным, но не подозревать об этом. Вот только он заразит большинство тех, кто находился рядом с ним.В храм часто заходят люди невоцерковленные, которые просто ставят свечки и уходят. Они не знают, что такое духовная общность, что такое молитва и Таинства Церкви. Каждый пришедший в храм может быть потенциальным носителем вируса.
Чума, бушевавшая в Европе, многим казалась гневом божьим и началом Апокалипсиса. Церковь легко нашла объяснение болезни и даже воспользовалась ситуацией.
Европа XIV века: приход чумы
Прибыв с Востока, чума, которую прозвали черной смертью, застала Европу не в самом крепком состоянии. Старый Свет всё ещё пребывал в состоянии феодальной раздробленности, что подразумевало бесконечные распри, интриги и непрекращающиеся войны.
Сама же папская власть всё более стала походить на монархию. Епископы и аббаты больше не избирались местным духовенством, они назначались сверху. Церковь постепенно обрастала необходимыми каждому государству институтами, а бюрократическое влияние папства было таково, что папы контролировали все сферы жизни церкви. Из-за возросших доходов пришлось создать центральный финансовый орган папской администрации, одними из методов пополнения казны которого стала продажа индульгенций, торговля церковными должностями, сборы крестоносной десятины, а также налог, под который попадали лица, имеющие право на получение дохода с церковной должности. И значительная, если не большая, часть этих доходов шла на содержание папского дворца.
Тяжелая ноша быть папой в столь непростое время выпала Клименту VI, человеку, оставившему о себе крайне противоречивые воспоминания.
Климент VI
Климент VI (в миру Пьер Роже) был избран папой в 1342 году. Период его правления связан со временем сильного влияния французов на папскую власть. Большинство кардиналов, а зачастую и сами папы, были французами. Практически все духовные должности приближенных папы были отданы его родственникам. Конечно же, политика папского государства в этой ситуации естественным образом была направлена в пользу Франции.
Папа Климент VI остался в истории как покровитель искусств, страстный любитель музыки. Он старался сделать Авиньон столицей искусств, обогатить его культурное наследие.
Холокост евреев
Чума вызвала панику. Люди не знали, как бороться с напастью, не знали даже природы болезни. Не было научных обоснований недуга, но активно распространялись мистические версии. Доходило до жутких крайностей: люди, веря, что от чумы можно избавиться посредством передачи её другому, приходили на многолюдные рынки и пытались подловить случайных прохожих.
В поисках виновных во всех бедах общественность обрушила свой гнев на евреев, которых называли проклятым народом за убийство Христа. К сожалению, такая точка зрения была крайне удобна всем, и вскоре во многих европейских городах зажглись костры. Имущество евреев разграбляли, а их самих убивали. Только за год чумы в Италии и Германии было уничтожено около 350 еврейских общин.
Флагеллантство
Сторонники движения полагали, что люди заслужили гнев божий как кару за разврат и коррумпированность церкви. Спасение было в отречении от бренного мира и ежедневных молитвах с самобичеванием. Флагелланты верили, что намеренное причинение себе боли разжалобит бога и, увидев их страдания, он оградит их от болезни или поможет излечиться.
Церковь поначалу терпеливо относилась к флагеллантам, но после быстрого распространения нового учения по всей Европе начала активную борьбу с её адептами. Климент VI выпустил буллу, клеймившую всех последователей флагеллантства распространителями ереси.
Юбилей Рождества Христова
В 1350 году Климент объявил юбилей церкви, который раньше праздновался раз в сто лет. Определенные причины, в том числе и экономические (недостаток денег в казне) вынудили Климента VI принять решение о праздновании этого юбилея раз в 50 лет. Вместе с юбилеем понтифик объявил, что каждый, кто умрет от чумы в паломничестве на пути в Рим или возвращаясь домой, обязательно попадет в рай. Это вызвало ажиотаж, и на Рождество Христово в Риме собралось около 1.5 млн человек, к которым позже на Святую Троицу добавился ещё миллион.
Люди шли в Рим в наивной надежде обрести спасение души или хотя бы защиту от чумы. Улицы города в святой праздник омрачились ужасающей картиной: сотни, чуть ли не тысячи трупов, больных, ищущих спасения у папы людей.
Папы Климента VI в этот момент и близко не было в Риме. Он ещё в начале эпидемии по совету своих врачей заперся в Авиньонском дворце, окруженный факелами. Позже, правда, Папа скептически отнесется к последней практике (хотя тепло от факелов отпугивало вшей, что не давало активно распространяться чуме). Несмотря на то, что Климент VI был человеком образованным и имел высший духовный сан, он отдавал должное и языческим поверьям: на руке он носил особый изумруд, который, будучи повернутым к югу, якобы ослаблял действие чумного яда, а будучи повернутым к востоку, уменьшал опасность заражения.
А Рим, между тем, переполнялся трупами и… деньгами. В церковь поступили немыслимые по тем временам пожертвования. Люди ради спасения жизни отдавали всё, что было. Церкви удалось собрать 17 млн флоринов (для сравнения: Климент VI полностью выкупил Авиньон всего за 80 тыс. флоринов).
Справедливости ради необходимо отметить, что в Авиньоне Климент VI серьёзно занимался проблемой чумы, пытался найти лекарство, помогал больным, курировал их лечение. Однажды ему даже пришлось освятить реку, в которую позже начали сбрасывать трупы.
В 1350-е чума постепенно начала уходить из Европы. Вскоре за ней последовал и Климент VI. В 1352 году он скончался от многочисленных болезней: от камней в почках до опухоли, которая переросла в абсцесс с лихорадкой. После себя он оставил церковь в не самом лучшем положении, хотя последней ещё только предстояло пережить свои главные потрясения.
Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.
- Стандартное промо
- 3 000 промо-показов 49 KР
- 5 000 промо-показов 65 KР
- 30 000 промо-показов 299 KР
- Выделить фоном 49 KР
Статистика по промо-позициям отражена в платежах.
Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.
Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.
Мировые религии могли возникнуть в том числе и как ответ человеческого общества на эпидемии . Такую гипотезу продвигает биолог Дэвид Хьюджс из университета Пенсильвании.
Сразу отметим, что американский специалист, о работе которого рассказывается в недавнем сообщении журнала Science, - не единственный биолог, проявляющий интерес к религии. Несмотря на то что среди биологов высока доля атеистов или, как минимум, агностиков, сам феномен веры человека в вездесущую и всемогущую сущность привлекает внимание исследователей в силу своего влияния на судьбу человеческой цивилизации. Религия являет собой специфически человеческое явление , и у нее, вне зависимости от истинности конкретных священных текстов, должен быть какой-то смысл. Поняв, почему люди верят в богов, можно лучше разобраться в эволюции нашей психики и нашего мозга, а заодно и в ходе эволюции сложных социальных сообществ.
Хьюджс на 13-м конгрессе Европейского общества эволюционной биологии представил доклад, в котором говорилось о небезынтересном факте - возникновение мировых религий примерно совпадает по времени с появлением крупных городов, ставших рассадниками эпидемий . Объединив усилия с демографом и специалистом по истории религий, ученый, который до этого специализировался на феномене паразитизма у насекомых, показал конкретные примеры: например, появление христианства пришлось на эпоху массовых вспышек оспы, кори и полиомиелита . Религия, которая предписывала заботу о больных, могла помочь населению если не справиться с распространением инфекции, то существенно смягчить последствия эпидемий, что в свою очередь способствовало дальнейшему распространению христианства среди тех, кому оказали помощь его адепты.
И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.
И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.
(Евангелие от Матфея, 4, 23-24)
Исцеление прокаженного (Масляная живопись по сухой штукатурке) Исаакиевский собор
Отметим, что группа Хьюджса не ограничилась историческими зарисовками - они нашли способ проверить свои соображения на практике! Нет, естественно, никого не заражали даже в рамках ролевой игры - вместо этого исследователи собрали статистику по Малави, государству в южной части африканского материка. Малави является страной, где каждый 14-й житель заражен ВИЧ-инфекцией и где в силу экономических причин охват противовирусными препаратами более чем неудовлетворителен. Демограф Дженни Тринитаполи участвовала в проекте Malawi Religion Project, в рамках которого опросили 3000 человек в 1000 разных населенных пунктов по всей стране, и эти данные показали, что значительная часть респондентов (около 400 человек!) перешла к пятидесятникам или к иным протестантским конфессиям . Если учесть, что именно христиане в Малави составляют меньшинство, но меньшинство на порядок чаще проявляющее заботу о ВИЧ-инфицированных, теория Хьюджса приобретает дополнительную убедительность.
Вопросы и ответы:
- Так что, в итоге религия стала просто удобным способом уменьшить урон от эпидемий?
- Нет. Религия оказалась таким способом, но это не означает того, что она возникла именно из-за эпидемий. Пример из совершенно иной области - интернет создавали вовсе не для блогов и новостных сайтов, однако он стал популярен в том числе благодаря сайтам вроде Facebook и трансляции новостей из бумажных изданий. Крах СССР был обусловлен в том числе национальными конфликтами в регионах, однако это не единственная причина, равно как и дефицит продовольственных товаров. Любое социальное явление имеет множество причин, выделить которые и требуется ученым.
- Бог существует? Или все в итоге сводится к нейрохимии и эволюционной биологии?
- Наука не располагает доказательствами существования бога (вне зависимости от того, о какой именно религии идет речь; потому с маленькой буквы), однако в данном случае это не столь уж и важно. Вряд ли верующие христиане станут отрицать то, что милосердие по отношению к больным есть добродетель, которая найдет понимание и среди атеистов! Пожалуй, это редкий пример новости, которая может удовлетворить и священников, и воинствующих безбожников, ведь сам автор гипотезы говорит про то, что существование сверхсилы в данном случае не важно, важно лишь то, верят ли люди в сверхъестественную сущность.
- В наши дни есть и нерелигиозная благотворительность, а во времена античности, вероятно, проще было измениться религии, чем возникнуть светскому институту взаимопомощи.
- А как быть с тем, что возникшая в христианской Европе антисанитария способствовала эпидемиям чумы? Или с тем, что церковь запрещала вскрытия, без которых невозможно появление научной медицины?
- Этот период учеными не рассматривается в силу того, что Европа к этому моменту была практически полностью христианским регионом. И то, что какие-то аспекты религии стали оказывать негативное влияние на общество, уже не играло большой роли - никакой альтернативы в Средневековье для европейцев попросту не существовало. Кроме того, еще раз подчеркнем - учеными описан фактор, способствовавший распространению христианства, а не фактор, который целиком и полностью объясняет его превращение в мировую религию!
Читайте также: