Сказка на тему чума
Жил когда-то в деревне Тоносиромура, что на острове Иси-гаки, добрый рыбак. Стояла та деревня на самом берегу моря. Каждый вечер, когда над берегом появлялась Небесная река, отправлялись рыбаки на лов.
Случилась как-то темная безлунная ночь. Мало кто решился отправиться в море. Рыбаку же захотелось счастья попытать. Далеко от берега отплыл рыбак, сеть закинул и стал ждать.
Вдруг откуда ни возьмись налетел ветер, и раздался из темноты страшный голос:
— Устал я, притомился. Все в жизни — тщета. А что это там впереди? Никак остров? — снова заговорил сам с собой неведомый голос. Страшным он был, громким, будто ударял невидимый великан кувалдой о прибрежные скалы.— Да, этот островок— именно то, что мне нужно. — продолжал голос и вдруг как закричит: — А это что еще за человечишко здесь плавает?!
А потом вдруг все стихло, спокойным стало море, будто и не было волны, да и никакого голоса не было. Смотрит рыбак — плывет ему навстречу большое бревно. Ухватился рыбак за него, дух перевел и воскликнул:
— Не знаю, кто ты, мой спаситель, но благодарю тебя за то, что не дал мне погибнуть в пучине вод. Покажись мне, кто ты, человек ли, дух ли?
Поднялся тут легкий ветерок, и предстал перед рыбаком его спаситель. Глянул рыбак, да чуть было бревно от страха из рук и не выпустил. Было у него лицо черное-пречерное, круглое, как большой шар, а на лице том ни глаз, ни носа, ни рта не было. Понял рыбак, что не человек его спас, а оборотень.
— Кто ты и откуда взялся? — прошептал еле слышно рыбак.
— Не человек я, а Дух чумы,— гордо ответил оборотень.— Приказал мне Главный Дух болезней, тот самый, чей голос слышал ты над морем, заразить этот остров чумой.
— Что ты, что ты,— взмолился рыбак,— умоляю тебя, не посылай на наш остров дурных болезней!
Приблизил тогда оборотень к рыбаку свое страшное лицо и говорит:
— Ты, я вижу, человек добрый, потому не постигнет тебя небесная кара, не пошлю я на твою семью чуму — только ты один на всем острове и спасешься. Запомни мои слова! Сегодня вечером, как только стемнеет, появится над вашей деревней большая ночная птица — она-то и принесет на остров болезнь. Выходи тогда скорее во двор, да выноси ступку-крупорушку. Как только птицу увидишь — начинай пестом ударять, будто рис толчешь. От этого звука злые чары и рассеются.
— Прошу тебя, придумай, как нам всю деревню спасти?— взмолился рыбак.
— Рад бы я помочь твоей деревне,— ответил Дух чумы,— да не смею приказа ослушаться. Прощай и не забудь мои слова! — крикнул он и исчез в темноте.
Добрался рыбак до берега и сразу к дому старейшины побежал. Рассказал ему обо всем, стали они вместе думать, как остров от беды спасти. Думали-думали, да так ничего и не решили. Тогда рыбак и говорит:
— Надо народ собрать да все людям рассказать. Пусть вечером во двор выходят, ступки-крупорушки выносят. Как появится ночная птица, начнем дружно пестами ударять. Подумает птица, что это звук из моего двора доносится, покружит-покружит и улетит.
На том и порешили. Велел старейшина в гонг ударить, да так, чтобы на самых дальних полях услыхали. Собрались крестьяне, рассказал им старейшина о беде, что над их островом нависла.
Вернулись люди домой, вынесли ступки-крупорушки и ждать стали, когда ночная птица прилетит. Долго ждали, пока совсем не стемнело.
Тут откуда ни возьмись появилась в небе большая птица. Как увидели ее крестьяне, принялись изо всех сил пестами ударять, будто рис в ступке толкут. Спустилась птица пониже, облетела остров раз, облетела другой, а потом взмыла в небо и исчезла.
Спас рыбак деревню от чумы. Стали люди его благодарить за то, что помог всем от беды избавиться.
Но самое чудесное потом началось: урожаи на острове небывалые родятся, рыбы невиданные ловятся — будто все горные и морские божества крестьянам помогать решили.
Много лет прошло с той поры. Состарился рыбак и умер. А жители деревни стали почитать то место в море, где спас рыбака Дух чумы, святым. Отправлялись они туда помолиться богам о добром улове и богатом урожае. Назвали то место Амагаваго-такэ, что
На лесной поляне стоял чум. В чуме жили лисица, корова и ястреб. На краю леса другой стоял чум. Жили в нём медведь, росомаха и волк.
В одном чуме корова хозяйничала: огонь разводила, еду готовила. Лиса и ястреб на охоту ходили. Вечером вернутся, корова их встречает. В чуме чисто прибрано, еда вкусная в котле кипит.
В другом чуме волк хозяйничал. Росомаха с медведем охотились. Волк еду варит, да всё пробует - вкусно ли? Пока сварит, половину съест. Придут росомаха с медведем, есть почти нечего. Так ни сытые, ни голодные спать ложатся.
Зима пришла. Малые звери по норам попрятались. Плохая настала охота.
Лисица с ястребом поменьше добудут, корова их молоком покормит. Вот все и сыты.
Медведь с росомахой поменьше из лесу принесут, волк побольше съест. Совсем голодно в чуме.
Однажды повстречались лиса с медведем. Медведь спрашивает:
- Как живёшь, лиса?
Лиса отвечает:
- Хорошо живу!
- А корова не отощала? Нет, не отощала.
Разошлись медведь с лисицей в разные стороны. Лиса думает: "Зачем это медведь про корову спрашивал? К добру ли?"
Вечером пришла лиса в свой чум и сказала ястребу:
- Слетай в другой чум. Послушай, о чём они говорят.
Ястреб полетел. Сел на конец шеста, слушает через дымовое отверстие.
В чуме медведь говорит:
- Еды у нас не стало. А между тем еда под боком ходит. В чуме на поляне корова жирная, большая. До будем корову, мяса надолго хватит.
Росомаха говорит медведю:
- Завтра, пока мы с тобой охотимся, пусть волк убьёт корову.
Волк отвечает:
- Вот и ладно. Хорошо, сытно поедим.
Слушает ястреб, а у самого по обе стороны крючковатого носа слёзы капают. Жалко ястребу корову. Замолчали звери. Ястреб в свой чум полетел. Лисица у него спрашивает:
- О чём соседи говорили?
Ястреб отвечает:
- Разве скажут они хорошее слово? Так говорят - у нашей коровы мяса много, мясо жирное. Хотят съесть нашу коробу.
- Му-му-му! - заплакала корова. - Теперь мне конец пришёл.
- Погоди слёзы лить, - говорит лисица, - до завтра ещё далеко, а сейчас есть хочется. Накорми нас.
Поели, спать легли. Ястреб заснул, и корова заснула. А лисица встала, тихонько вышла из чума. Побежала к стойбищу, где люди жили. Украла у них волчью шкуру и принесла к себе в чум. Потом тоже спать легла.
Утром проснулась, смотрит - корова для всех еду готовит, а в котел слёзы её так и капают.
- Эй, корова, - говорит лисица, - как бы от твоих слёз еда слишком солёной не стала. Лучше послушай, что я тебе скажу. Видишь эту волчью шкуру? Мы с ястребом на охоту пойдём, а ты вынеси шкуру на снег, выбивай её да приговаривай: "Одного волка поймала и другого поймаю. Из двух шкур сошью себе тёплую одежду на зиму".
Ястреб с лисицей отправились на охоту, а корова, как ей велено было, так и сделала. Топчет волчью шкуру копытами, рогами её вверх подбрасывает и приговаривает:
- Что же второй волк не идёт? Из одной шкуры одежду не сошьёшь.
А волк как раз к чуму подбирался. Увидел волчью шкуру на снегу, услышал, что корова говорит,-испугался и побежал от того страшного места подальше.
Вечером лисица опять к соседнему чуму ястреба подослала. Сел ястреб на шест, слушает. Медведь и росомаха только с охоты пришли.
Медведь спрашивает:
- Волк, еда сварилась?
- А что варить-то было? - отвечает волк.
- Как что, - говорит росомаха,- мясо коровье.
- Эта корова уже одного волка поймала, теперь до моей шкуры добирается, - отвечает волк. - Пойди сама, попробуй одолеть корову.
- И попробую, - сказала росомаха, - не испугаюсь.
Прилетел ястреб в свой чум, рассказал всё, что слышал. Только корова собралась заплакать, лисица ей говорит:
- Там, где я волчью шкуру достала, там и росомашья шкура есть.
Все опять легли, а лисица побежала и притащила шкуру росомахи. Утром корова накормила друзей, проводила их на охоту. Потом вынесла росомашью шкуру на снег и давай её выбивать да приговаривать:
- Одну росомаху рогами забодала. Теперь бы вторую забодать - хорошая одёжка получится.
А росомаха как раз к чуму подкралась. Увидела на снегу росомашью шкуру, услыхала, что корова говорит, - испугалась. Не помнит, как до своего чума добежала.
Вечером ястреб снова полетел к соседнему чуму. Послушал, послушал и назад прилетел.
- Что делать будем, - говорит, - завтра сам медведь в наш чум собирается.
Тут лисица задумалась. Долго думала, нос к земле опустила. Наконец подняла голову, сказала:
- Теперь и в самом деле пропадёт наша корова. Придётся уходить отсюда.
Так и сделали. Не дожидаясь утра, ушли и чум со всем добром бросили. Ястреб летит впереди, лисица за ним бежит, корова за лисицей бредёт, по самое брюхо в снег проваливается.
Всю ночь так шли, весь день так шли. Только смеркаться стало, ястреб вдруг закричал сверху:
- Что делать будем, медведь и росомаха по нашим следам идут. Вот-вот нас нагонят.
Лисица подбежала к толстому сучковатому дереву и говорит:
- Заберёмся на дерево, они нас не найдут.
Ястреб на самую вершину сел, лисица до середины дерева добралась. А корове на дерево никак не залезть. Передние ноги на ветку поставила, а задние не поднять.
Лисица опять на землю спрыгнула. Попробовала носом подтолкнуть корову, та - ни с места. Тогда лисица куснула острыми зубами корову за ногу.
- Ой! - крикнула корова.
- Молчи, медведь услышит, - сказала лисица и куснула её за вторую ногу. Да так больно, что корова подпрыгнула и сразу на ветке очутилась. Правда, невысоко, на самой нижней ветке. И лисица опять на дерево забралась. Посмотрела вниз, а волк, медведь и росомаха уже совсем близко. Слышит, медведь говорит:
- Совсем стемнело, следов не видно. Давайте под этим деревом переночуем. Завтра их догоним.
Улеглись они под деревом, заснули. Среди ночи корова шепчет лисице:
- Не могу больше держаться, сейчас упаду.
- Держись, держись,- отвечает лисица.
Корова ещё немного продержалась. Потом разъехались у неё копыта, соскользнули с ветки. Свалилась корова с дерева, прямо медведю на спину.
Медведь заревел спросонья и бросился бежать, волк в другую сторону помчался, росомаха - в третью. А друзья, только рассвело, дальше пошли. Ястреб летит впереди, лисица за ним бежит, корова за лисицей бредёт. Шаг сделает, застонет:
- Му-му-му, не могу больше идти.
- Не годишься ты для лесной жизни, - говорит лисица, - что с тобой делать, не знаю.
Вот до речки дошли. У речки домик стоял. Жили в доме старик и старуха.
Лисица постучалась хвостом в окошко. Старик и старуха выглянули, лисица и говорит:
- Дедушка, бабушка, не возьмёте ли к себе корову? Она вас молоком будет кормить.
- Что ж, пусть у нас живёт,-отвечают старик и старуха. - Мы для неё отдельный домик построим.
Осталась корова у стариков. С тех пор все коровы около людей живут.
Литература: Медведь и заяц Тэваси. Ненецкие сказки. Издательство "Малыш", Москва, 1984
Изначально геймеры сильно сомневались в качестве A Plague Tale: Innocence, так как разработчики, мягко скажем, доверия не внушали. За создание столь трогательной и душевной игры отвечает студия Asobo Studio, которая ранее выпускала проекты вроде Zoo Tycoon или Monopoly Plus. Единственной достойной игрой в арсенале этой команды можно считать The Crew, но и там сюжета особо не наблюдалось. Получится ли у столь неопытной в данном жанре студии выдать нечто достойное? Давайте вместе пройдёмся по виртуальному миру, посмотрим на здешние ужасы и постараемся ответить на этот вопрос.
Только не пугайтесь
Крупные студии обычно отказываются от чрезмерной жестокости в кадре, даже если это необходимо или просто уместно. Посмотрите на современные шутеры — рядом с виртуальным солдатом может взорваться снаряд, а ему даже ногу не оторвёт. Вероятно, так создатели игр оберегают нашу психику от ненужных травм. С A Plague Tale: Innocence всё немного иначе — авторы проекта совершенно не стесняются показывать жестокую реальность во всей красе. Здесь вы повидаете и повешенных персонажей, и обугленные тела, и останки съеденных крысами солдат. Пошли мурашки по коже?
Ужасов в данной игре предостаточно, но разработчики не переходят грань и не превращают проект в хоррор. Всё представлено именно так, как было в реальной жизни. На поле боя вы увидите сотни убитых солдат и даже пройдётесь по ним, ведь другого пути просто нет, а в подвалах то и дело замечаешь останки тех, кто не смог спастись от полчища чумных крыс или просто повесился от безысходности. Мир в этой игре никто не приукрашивал — он жестокий, пугающий и максимально приближён к реальности. Конечно, такие откровения понравятся далеко не всем, но авторы хотели, чтобы вы прониклись атмосферой страха. И у них отлично получилось.
Бей или беги
Фанатам скрытного прохождения эта игра точно понравится — большую часть времени наши главные герои будут прятаться и бросаться снарядами в разного рода цели. Собственно, в этом нет ничего удивительного — мы управляем детьми, которые ведут борьбу за выживание против целой орды крыс и Инквизиции. Приготовьтесь искать уютные укрытия, пробираться сквозь тёмные коридоры и отвлекать внимание солдат бросками камней. В любой другой игре эти механики вам очень быстро надоели бы, но здесь, в атмосфере постоянного страха, играть в режиме невидимки очень даже увлекательно. Да и трудности на пути вызывают лишь интерес и желание их преодолеть.
С другой стороны, если вы хотите казнить врагов и воевать более открыто, то стоит просто немного подождать. Амиция только в начале сюжетной линии кажется хрупкой и беззащитной, но уже в середине кампании она вполне может сносить врагам головы — не зря же её в детстве учили метко метать снаряды из пращи. Вы можете потушить огонь в руках солдата и его съедят крысы, либо снять врагу шлем, а потом пробить голову камнем. Не сказать, что геймплей очень уж многогранный, но разработчики вносят некое разнообразие, чтобы игрок немного взбодрился.
Урок о том, как испортить крутой сюжет
О сюжетной линии сложилось двоякое впечатление. Точнее, примерно первые две трети истории кажутся интересными и аутентичными, а потом рассказ превращается в нечто непонятное. Начинается наша история с довольно трогательной сцены — Амиция вместе с отцом отправляется на прогулку. Героиня жалуется, что родители не уделяют ей внимания и сбивает яблоки на скорость. Это выглядит максимально мило и спокойно. Дальше идёт череда менее приятных событий — вместо яркой листвы и солнечных окрестностей поместья мы наблюдаем лишь темноту, смерть и грязь. Контраст достаточно серьёзный и вы его отлично прочувствуете.
В ходе сюжета, если читать субтитры, удаётся узнать много нового о взаимоотношениях Гуго и Амиции. Мальчик болеет и не покидал комнаты, так что брат с сестрой общались очень мало и им сложно наладить коммуникацию. Может это не такая грандиозная история, как многим хотелось бы, но рассказана она очень классно и трогает за душу. Под конец, правда, начинается какая-то хиромантия, которая всё портит. Все эти магические элементы делают историю хуже и это сильно огорчает — сценаристы явно могли закончить свой рассказ на одном дыхании, но они, почему-то, решили поиграть в многогранность.
Крысы на пять с плюсом
Важнейшим элементом игрового процесса является поведение крыс, ведь именно на их особенностях построена добрая половина геймплея. К счастью, разработчикам удалось создать максимально реалистичных грызунов, которые ведут себя вполне естественно и наводят ужас даже на самого опытного геймера. Например, стая крыс легко сжирает солдата Инквизиции, если тот неожиданно остался без источника света. Они даже могут рушить небольшие заграждения и сотрясать землю, ведь иногда количество вредителей достигает совершенно невероятных значений. Это всё выгодно играет на атмосферу, ведь игрок постоянно ощущает угрозу и беззащитность.
Также стоит похвалить тех людей, которые отвечают за взаимоотношения мелких монстров с огнём и светом. Очень круто выглядят сцены, когда вы с факелом в руках проходите по подвалу и видите, как грызуны расступаются при виде огня. Довольно часто в процессе прохождения ловишь себя на мысли, что крыс рисовали с отдельной любовью и трепетом — большая часть локаций продумана даже немного хуже, чем поведение чумных вредителей. И, конечно, если бы не столь интересный искусственный интеллект, управляющий грызунами, игра была бы в разы скучнее.
Слабые места
Стоит сразу отметить, что в техническом плане A Plague Tale: Innocence очень порадовала — оптимизация не подвела, картинка не дёргается и выглядит очень красиво. Но, некоторые претензии к игре всё же есть. Во-первых, проект озвучен исключительно на английском, французском и немецком языках. Если вы не владеете иностранным языком на достаточно высоком уровне, то проходить сюжет нужно будет с субтитрами на русском, а это жутко бесит. Вместо того, чтобы осматривать красоты окружающего мира, нужно постоянно опускать глаза вниз и читать текст, ведь герои практически постоянно что-то обсуждают. В других играх, где диалогов не так много, субтитры не кажутся большой проблемой, но здесь ситуация совсем другая.
О проблемах с переводом тоже стоит сказать. В английской озвучке главную героиню называют Амисия, а не Амиция, тогда как младшего брата в оригинале вовсе зовут Хьюго, а не Гуго. Кроме того, не очень понравилась система крафта — мы постоянно ищем ресурсы, чтобы сделать специальные снаряды и как-то легче пройти то или иное задание. Данный элемент ролевой игры немного не вписывается в общую концепцию и вынуждает притормозить, хотя хочется бежать по сюжету и узнавать новые детали. С другой стороны, очень круто, что это единственные недостатки игры — они не столь серьёзны, чтобы проект можно было сильно раскритиковать.
Итог: 6/10
Можно смело сказать, что A Plague Tale: Innocence пусть и не идеальная игра, но очень достойная и интересная. Сюжетная линия получилась максимально эмоциональной, атмосфера тоже передана на пять с плюсом, а взаимоотношения главных героев достойны отдельной похвалы. Да, есть мелкие недочёты и далеко не всем понравится постоянный режим стелса, но это такие мелочи, на которые даже не хочется обращать внимание. Игра позволяет вам пережить очень классную душевную историю, перенестись в другую эпоху и посмотреть на мир под совершенно другим углом, а это дорогого стоит.
- неплохой сюжет (первая половина);
- трогательное общение героев;
- атмосфера ужаса и страха;
- сложные головоломки;
- реалистичные крысы;
- шикарный подбор голосов.
Может не понравиться:
- нет русской локализации (озвучки);
- нужно постоянно читать субтитры;
- вторая половина сюжета — отстой;
- очень много стелса;
- скромный набор игровых механик.
Сами видите, как легко сегодня можно раздуть панику мировых масштабов буквально на пустом месте. Вокруг коронавируса уже успели нагородить тысячу и одну теорию заговора, а последователи бабы Ванги тычут перстом в небо и пророчат всем смерть. Но все это детский лепет по сравнению с действительно страшной эпидемией, которая в свое время тоже пришла из Азии. Вот только она на самом деле изменила планету, попутно уничтожив половину жителей Европы. Вспоминаем историю черной смерти — пандемии чумы, бушевавшей в середине XIV века.
Предвестники беды
Средние века в целом сложно назвать комфортным временем жизни для большинства населения. Дело не в отсутствии коворкингов и смузи с круассанами только по праздникам вроде дня рождения местного пэра. На протяжении всего (как правило, непродолжительного) жизненного пути условного Петера или Жана сопровождали голод, болезни и войны.
Но в середине XIV века произошло нечто настолько ужасное даже для тогдашних закаленных Петеров и Жанов, что в итоге это отложилось в генетической памяти их потомков и наших современников. Невообразимый ужас и смерть, шагавшие рука об руку, внушили людям: вот он, ниспосланный богом за все человеческие прегрешения конец света — дальше ничего не будет.
Началось все… впрочем, до сих пор никто толком не знает, что стало причиной масштабного бедствия. Сама чума, точнее вызывающая болезнь бактерия Yersinia pestis, появилась на свет задолго до человека и даже его предков. Вот только на протяжении миллионов лет чумой болели многочисленные грызуны — от сусликов до крыс. По мере расселения людей болезнь настигла и наше племя. Считается, что завуалированные свидетельства о бушующих чумных эпидемиях можно найти в Библии.
Первая по-настоящему масштабная и исторически зафиксированная пандемия чумы захлестнула человеческую цивилизацию в Византийской империи в середине VI века, во времена правления императора Юстиниана. Она бушевала полстолетия и порой буквально опустошала целые города, а Византийскую империю поставила на край гибели.
Но люди склонны забывать обо всех неприятностях, тем более если они были давно и черт знает где. К XIV веку о Юстиниановой чуме знали в основном лишь по страшилкам и сказкам. Но в начале 1340-х годов поползли тревожные слухи с Востока: там то ли жабы падают прямо с неба, то ли небесный огонь поразил города — в общем, точно творится что-то неладное.
Интернета тогда не было, а потому вести о беде где-то в Азии доходили в виде обрывков, да и то годы спустя. Разумеется, загодя закрывать порты и сухопутные пути никому в голову не приходило. Мало ли что разносит простой люд. Меж тем надвигалась большая беда. Совсем скоро Европа лишится половины населения.
Заражение
Но почему этот в целом нормальный для природы процесс активизировался именно в середине XIV столетия? Ученые говорят о комплексе взаимосвязанных причин. Среди них, например, климат, который в первой половине столетия был не только холоднее обычного, но и куда более влажным. Несколько лет Европу обильно засыпало снегом и поливало дождем. Сотни затопленных городов, неурожай, нашествие саранчи, голод — и, как следствие, ослабленный иммунитет. Не стоит забывать и об антисанитарии, царившей в средневековых городах. Все это привело к пробуждению оспы, которая считается предвестницей чумы.
Опять же время было такое. Вся Европа погрязла в войнах и стычках разных масштабов. При этом континент уже был крепко опутан торговыми маршрутами. Шелка и специи, новые технологии и драгоценные металлы, оружие и пушнина — то была эпоха, когда купцы несказанно богатели и начинали оказывать серьезное влияние на политику мировых держав.
Считается, что сначала чума свирепствовала в Китае в 1320—1330-е годы. В некоторых районах осталось не более 10% населения. Самолетов, поездов, пароходов и вездеходов не было, поэтому распространялась эпидемия медленно, годами. После Китая настала очередь Индии, Золотой Орды и, наконец, Европы.
Долгое время историки винили во всем хана Джанибека, в 1346 году осадившего генуэзскую крепость в Крыму. Мол, когда в его войске началась эпидемия, он приказал забрасывать в крепость зараженные тела с помощью катапульт. В итоге армию хана покосила болезнь, а купеческие корабли разнесли заразу по средиземноморским портам.
Сегодня эту версию всерьез не рассматривают и вообще сомневаются в самом факте осады. Но в любом случае остается факт: в 1346-м черная смерть накрыла итальянские города, а в следующие два года — всю Западную Европу.
Обычно от появления первых признаков заражения до смерти проходило от нескольких часов до пяти дней. Уровень смертности — почти стопроцентный, выздоравливали единицы. Трупы умерших от бубонной чумы почти мгновенно чернели, чем вызывали ужас еще живых соплеменников. Именно из-за этой особенности поведения мертвых тел болезнь и получила свое название.
Черная смерть не щадила никого. Мостовые городов были переполнены разлагавшимися трупами, которые некому было хоронить. Миллионы горожан в панике бежали из городов, но это мало помогало: среди беженцев обычно находился хоть один больной чумой, чего было достаточно для заражения всех окружающих. Говорят, в Париже после пандемии из 300 тыс. человек осталось менее 3 тыс. Умирали горожане и крестьяне, бедные и богатые, рабы и короли. Умирали все.
На опустевших улицах городов, помимо ужаса и болезни, промышляли насильники, грабители и мародеры, которые решили, что им нечего терять. Неминуемость смерти и уверенность в наступившем конце света со многих сорвала и так не слишком устойчивые моральные скрепы.
Худшим местом во время пандемии был, как ни странно, лазарет (от венецианского острова Лазаретто, где хоронили умерших от чумы больных). Туда волокли всех, у кого было хоть малейшее подозрение на заболевание. А иногда банды грабителей насильно приводили в лазарет богатых горожан, чтобы беспрепятственно хозяйничать у них дома. Лазареты превратились в лагеря смерти, откуда не было дороги обратно ни для больного человека, ни для здорового. Фактически это были места изоляции больных, где их не столько лечили, сколько оставляли умирать подальше от остальных.
Сложно сказать, сколько человек погибло от черной смерти и сопутствовавших ей явлений. Многие города полностью опустели, при этом в сельской местности обстановка была чуть лучше. По оценкам историков, от бубонной чумы погибло не менее 25 млн европейцев. Вымерло от 30 до 70% жителей Западной Европы. Ни до, ни после в истории человечества не было столь масштабного вымирания. Пожалуй, перед нами тот случай, когда известная нам цивилизация действительно стояла на пороге полного уничтожения.
Чума дошла и до ВКЛ, и до Руси. Вот только достоверных сведений о том, как болезнь повлияла на эти территории, очень мало. Сохранились отдельные свидетельства о разгуле хвори в таких городах, как Смоленск, Псков и Новгород, то есть там, где существовали более-менее прочные торговые связи с западными соседями. Там тоже были смерть, ужас и прочие неприятности. Но все же размах бедствия по каким-то причинам был куда меньше, чем в Западной Европе. Пандемия начала сходить на нет, когда добралась до Польши.
Молитва и молоко — лучшее лекарство
И все-таки люди выжили, а черная смерть отступила. Все благодаря медицине и своевременному лечению? А вот и нет.
Впрочем, сопротивляться заражению все же пытались. Действенным способом борьбы с заразой было сжигание умерших, а также их вещей и жилья. Проблема в том, что сжечь такое количество трупов крайне затруднительно.
Уже заболевшим тоже было из чего выбрать. Например, в яички нужно воткнуть иголки. Если не повезло и яичек нет, стоит попробовать компресс из смеси слив, яблок, жемчуга, красного сандала и кораллов. Снова не повезло и нет жемчуга с кораллами? Тогда берем пиявок, ящериц и высушенных жаб, накрываем ими бубоны и ждем, пока все это добро высосет чумной яд.
В открытые раны можно положить масло и сало, а избавиться от лихорадки наверняка поможет свежая кровь только что убитых щенков и голубей. Действенным считалось вскрытие бубонов и прижигание раскаленной кочергой. Способ на самом деле иногда помогал, вот только был очень высокий риск смерти от сердечного приступа и болевого шока.
Но, конечно, самый топ среди всех методов — молитва. Ежедневно по городам ходили толпы босоногих священников и прихожан, которые истово часами напролет читали молитвы и бичевали себя.
Последствия
Пандемия хоть и исчезла спустя пять лет, однако отдельные эпидемические вспышки чумы еще долго сотрясали весь мир. Но именно черная смерть оказала огромное влияние на всю европейскую цивилизацию, подтолкнув ее к коренным преобразованиям. Во многом благодаря чуме Западная Европа сегодня именно такая, какая есть.
Выжившим достались полностью разрушенные экономика и торговые связи — как местные, так и международные. Нужно было отстраивать все заново. Зато небывалый расцвет ждал опустевшие города, которые так нуждались в рабочих руках. Из-за их недостатка образовались предпосылки для последующего создания мануфактур, механизации производства и промышленной революции. Простые жители городов и рабочие становятся реальной силой. Видя это, в города бегут крестьяне, подрывая основы феодальной системы.
Разгул болезни подкосил авторитет церкви и вывел на первый план авторитет светских властей, которые хотя бы пытались принимать какие-то меры по сдерживанию пандемии. Зародились новые религиозные течения, которые полтора столетия спустя вылились в Реформацию и протестантизм.
Чума подкосила основную угрозу для Европы — Золотую Орду, которая в итоге распалась на несколько ханств, а вскоре и вовсе прекратила свое существование. В городах начали пытаться поддерживать подобие гигиены, время от времени очищая улицы от нечистот. Сильнейший толчок для развития получила медицина. Обычным явлением стало ранее запрещенное церковью вскрытие трупов на медицинских факультетах, повсеместно распространялись трактаты о профилактике болезней.
И конечно, искусство. Черная смерть породила целый жанр так называемого чумного искусства. Трактаты, стихи, гравюры и картины — на протяжении столетий писатели и художники находили особую красоту в смертельной хвори и ретранслировали ее через свои работы.
До сегодняшнего дня риск очередной эпидемии чумы не исчез окончательно. Однако он как никогда близок к нулю благодаря развитию медицины и устойчивости человечества к подобным заболеваниям, приобретенной за сотни лет ужаса и страданий.
Читайте также: