Удлинение костной проводимости. Положительный и отрицательный Ринне

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 21.12.2024

Методика: звучащий низкочастотный (С 128) камертон приставляют ножкой к сосцевидному отростку. Когда звук от него перестает восприни­маться исследуемым, камертон подносят к наружному слуховому проходу.

При нормальном слухе и поражении звуковоспринимающего аппарата камертон будет слышен еще в течение некоторого времени (положительный опыт Ринне). При поражении звукопроводящего аппарата бывает наоборот (отрицательный опыт Ринне).

Опыт определения латерализации звука (опыт Вебера)

Методика: ножку звучащего басового (с 128) камертона приставляют к

При нормальном слухе звучание камертона определяется посередине головы или в обоих ушах. При одностороннем заболевании звукопроводяще­го аппарата или различной выраженности тугоухости на оба уха звук вос­принимается больным или хуже слышащим ухом — латерализация слуха в больное ухо. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата наблюда­ется латерализация звука в здоровое (лучше слышащее) ухо.

Опыт определения костной проводимости (опыт Шваба-

Методика: ножка звучащего камертона ставится на середину темени или сосцевидный отросток.

Суть опыта в сравнении длительности восприятия звучащего низкочас­тотного (с 1.28) камертона при костном проведении звука у больного и здо­рового человека («паспорт» камертона).

Костная проводимость удлиняется при заболеваниях звукопроводящего аппарата и укорачивается при заболевания звуковоспринимающего аппарата.

на экзаменационные вопросы

10. Слуховой паспорт, его дифференциально-диагностические возможности

Исследование слуховой функции проводится не только с целью опреде­ления остроты слуха, но, главным образом, для уточнения топической диаг­ностики заболевания.

Исследование слуха начинается по определенному плану (слуховой пас­порт).

• Сначала необходимо выяснить наличие субъективного ушного шума у больного и его характер.

• Далее проводится речевое исследование — шепотной (на резерв­ном воздухе) и разговорной речью.

• Проводится исследование криком с использованием трещотки Барани для заглушения здорового уха при определении полной односто­ронней глухоты.

• Проводится камертональное исследование воздушной проводи­мости с использованием двух камертонов: басового и дискантного. Ис­следование костной проводимости проводится с помощью басового ка­мертона.

• Проводятся опыты Швабаха. Вебера, Ринне.

В топической диагностике нарушений слухового анализатора необходи­мо основываться на следующих показателях камертоналыюго исследования:

1. Сравнении времени восприятия высокочастотного и низкочастотного камертонов при исследовании воздушной проводимости.

2. Сравнении длительности восприятия низкочастотного камертона при воздушной и костной проводимости.

3. По характеру костной латерализации.

4. По изменению длительности восприятия по кости по отношению к норме.

В качестве дополнительных тестов камертонального исследования, ис­пользуемых в топической диагностике, проводятся опыт Бинта, а также опыт Желле, с помощью которого определяется подвижность стремени в овальном окне.

Проводится опыт Кутурското. основанный на резком нарушении функ­ции ототопики, который позволяет диагностировать полную одностороннюю глухоту (выключение слуха на одно ухо).

Слуховой паспорт при поражении звукопроводящего аппарата

Камертональное исследование

Камертональное исследование проводится с целью дифференциальной диагностики кондуктивной и перцепивной тугоухости.

3.00 (Проголосовало: 2)

Камертональное исследование слуха основано на применении разночастотных камертонов. В начале 18 столетия они были придуманы и использовались как музыкальные инструменты.

Сегодня же набор камертонов, представляющих собой источник низкого или высокого тона, является обязательным оснащением кабинета лор-врача. Низкочастотные камертоны используют для анализа и воздушной, и костной проводимости, а высокочастотные используют только при воздушном проведении звука.

Принципы работы

Основные принципы работы с камертонами:

  • при выполнении теста камертон нужно держать исключительно за ножку, не касаясь при этом бранш; при этом бранши не должны дотрагиваться до ушной раковины и волос пациента;
  • если нужно исследовать костную проводимость, то ножка камертона должна быть установлена на лоб по средней линии или на сосцевидный отросток (в зависимости от того, что требуется определить — феномен литерации звука или время звучания самого прибора), но не прижата слишком сильно (это может спровоцировать болезненные ощущения, которые будут отвлекать пациента от сути исследования).

Камертоны также позволяют провести аудиометрические тесты, помогающие дифференцировать тугоухость нейросенсорного типа от кондуктивного. Для записи результатов заводят слуховой паспорт.

О процедуре

Камертональное исследование проводится следующим образом. Прибор подносится к уху. Расстояние от бранши до наружного слухового прохода составляет не более 1 см. Чтобы привести его в движение, врач совершает легкий удар о бранши. Длительность звучания указывается в паспорте камертона, с данными которого врач уже соотносит полученные в ходе исследования показатели.

Воздушная проводимость

Кондуктивная тугоухость диагностируется при снижении продолжительности восприятия звука прибора с низкой частотой, но с нормальным или околонормальным восприятием камертона с высокой. Перцептивная тугоухость имеет противоположную картину.

Костная проводимость

Снижение слуха по кондуктивному типу диагностируется только при помощи низкочастотного камертона. При этом продолжительность восприятия звука может быть от нормальной до увеличенной. Дискантовая тугоухость характеризуется снижением продолжительности звуковосприятия.

Виды исследований

Опыт Ринне позволяет сравнить показатели воздушной и тканевой проводимости. За основу берется тот факт, что человек слышит через воздух приблизительно в два раза лучше, чем через кость. В таком случае говорят о положительном опыте Ринне. Если же время восприятия через воздух уменьшено, при увеличении или сохранении восприятия через кость, тогда речь идет о поражении звукопроводящего аппарата, то есть опыт расценивается как отрицательный. Когда поражен звуковоспринимающий аппарат, сокращается продолжительность и костного, и воздушного проведения. Опыт Ринне также фиксируется как положительный.


Опыт Ринне

а - опыт Ринне положительный, воздушная проводимость больше костной;
б - опыт Ринне отрицательный, костная проводимость больше воздушной

Опыт Вебера направлен на определение латерализации звука. Камертон при этом устанавливают на теменную область. В случае поражения звукопроводящего аппарата звук воспринимается лучше на стороне поражения, при нарушении звуковосприятия латерализация происходит на стороне здорового уха.


Опыт Вебера

Опыт Желле помогает установить, насколько подвижно стремя в окне преддверия. Для проведения камертонального исследования ножку камертона устанавливают на сосцевидный отросток, а после, используя специальный резиновый баллон, сгущают и разрежают воздух в наружном слуховом проходе. Маркером того, что подвижность стремени сохранена, служит изменение звуковосприятия.

Также при помощи камертонов проводится тональная пороговая аудиометрия.

Своевременное обращение к врачу поможет сохранить Ваше здоровье.
Не откладывайте лечение, звоните прямо сейчас. Мы работаем круглосуточно в Москве.

Камертоны C-128 и С-2048. ЛОР исследования.

Полное и точное исследование слуха восемью камертонами отнимает около часа. Оно может быть проведено только при специальных условиях. Это исследование проводится с целью дифференциальной диагностики тугоухости.

Исследование воздушной проводимости

1. Возьмите набор камертонов С128 (128 колебаний в секунду - низкочастотный) и камертон С2048 (высокочастотный). Исследование начинают с С128. Камертон С128 приводится в колебание ударом о тенар ладони. Камертон С2048 приводится в колебание щипком браншей двумя пальцами или ударом-щелчком ногтя.

Камертоны С 128 С 2048

2. Звучащий камертон, удерживая за ножку двумя пальцами, поднесите к наружному слуховому проходу обследуемого на расстоянии 1,0-1,5 см., секундомером измерьте время, втечение которого обследуемый слышит звучание этого камертона. Отсчет времени начинается с момента возбуждения камертона. После того, как пациент перестанет слышать, нужно камертон отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после отдаления от уха пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента – «не слышу».

Исследование костной проводимости

1. Костная проводимость исследуется камертоном С128, так как вибрация камертонов с более высокой частотой прослушивается через воздух другим ухом. Звучащий камертон С128 поставьте перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка.

2. Продолжительность восприятия измерьте также секундомером, ведя отсчет времени от момента удара камертона о тенор ладони до фразы пациента «не слышу».

Опыты с камертоном

Опыт Вебера

Тест Вебера


Оценка латерализации звука. Камертон С128 приставляют к темени пациента ножкой точно посередине головы и просят его сказать, каким ухом он лучше слышит звук. Бранши камертона должны совершать колебания во фронтальной плоскости, т.е. от правого уха к левому. В норме обследуемый слышит звук в середине головы или одинаково в обоих ушах. При одностороннем поражении звукопроводящего аппарата (серная пробка в слуховом проходе, воспаление среднего уха, перфорация барабанной перепонки и др.) наблюдается латерализация звука в больное ухо; при двустороннем поражении - в сторону хуже слышащего уха. Нарушение звуковосприятия приводит к латерализации звука в здоровое или лучше слышащее ухо.

Опыт Ринне


Сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости. Звучащий низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток обследуемого уха. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дольше слышит камертон по воздуху (опыт Ринне положительный).

Тест Ренне 2


При нарушении звуковосприятия пропорционально ухудшается костная и воздушная проводимость, поэтому опыт Ринне остается положительным. Если же страдает звукопроведение, то звук по кости воспринимается дольше, чем по воздуху (отрицательный опыт Ринне). Можно сравнить данные восприятия воздушной и костной проводимости в секундах полученные вначале.

Опыт Швабаха

Измерение длительности восприятия звука через кость. Звуча­щий камертон поставьте на сосцевидный отросток обследуемого и держите его до тех пор, пока последний перестанет слышать его. Затем исследователь (с нормальным слухом) ставит камертон себе на сосцевидный отросток, если он продолжает слышать камертон, то у исследуемого опыт Швабаха укорочен, если так же не слышит, то опыт Швабаха у обследуемого нормален. Можно сравнить длительность восприятия у обследуемого с паспортными данными камертона. Тоже проведите на другое ухо. Укорочение опыта Швабаха наблюдается при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата, удлинение – при нарушении звукопроведения.

Опыт Федеричи

Сравнение длительности восприятия костнотканевой проводимости с сосцевидного отростка и проводимости с козелка. Проводится опыт аналогично опыту Ринне: после прекращения звучания камертона на сосцевидном отростке он ставится ножкой на козелок. В норме и при нарушении звуковосприятия опыт Федеричи положительный, т.е. звучание камертона с козелка воспринимается дольше, а при нарушении звукопроведения - отрицательный.

Опыт Бинга

Сравнение интенсивности восприятия костно-тканевой проводимости с сосцевидного отростка при открытом наружном слуховом проходе и закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. В норме, при хорошей подвижности цепи слуховых косточек, выключение воздушного звукопроведения (закрытый слуховой проход) удлиняет восприятие через кость. При нарушении звукопроведения костная проводимость остается одинаковой при открытом и закрытом слуховом проходе.

Опыт Желле


Определение подвижности подножной пластинки стремени в овальном окне – специальный опыт для диагностики отосклероза. Наружный слуховой проход плотно обтурируется оливой баллона Политцера, и с его помощью периодически увеличивается и уменьшается давление воздуха на барабанную перепонку, слуховые косточки, можно периодически открывать и закрывать слуховой проход, прижимая и отпуская козелок, т.е. закрывая и открывая слуховой проход несколько раз. Максимально звучащий низкочастотный камертон устанавливается на сосцевидный отток. При неподвижности стремени в овальном окне громкость звука от изменения давления в наружном слуховом проходе не меняется (опыт Желле отрицательный), в то время как в норме при повышении давления звук воспринимается более тихим (опыт Желле положительный).

Результаты исследования слуха шепотной и разговорной речью, а также камертонами вносят в слуховой паспорт:

Удлинение костной проводимости. Положительный и отрицательный Ринне

Удлинение костной проводимости. Положительный и отрицательный Ринне

При заболеваниях среднего и наружного уха это рассеивание не имеет места и потому слышимость при костной проводимости удлиняется. Этим и обусловливаются удлиненный Швабах и латерализация Вебера в больное ухо. При поражениях внутреннего уха и более центральных образований слухового пути, последний, естественно, не восприимчив к слабым слуховым раздражителям, независимо от воздушного или костного пути их проведения.

Имеется, правда, и другое объяснение удлинения костной звукопроводимости при поражениях среднего уха. Г. Г. Куликовский полагает, что при исследовании слуха в обычной довольно шумной обстановке наружные шумы значительно поднимают порот слышимости звуков, приходящих к внутреннему уху через костную проводимость. Закрытие же наружного слухового прохода или, заболевание среднего уха выключает эти наружные шумы, и поэтому восприятие звука, приходящего через кость, удлиняется. Если исследовать слух в звуконепроницаемой комнате, то костная звукопроводимость не изменяется при поражениях среднего уха.

Как известно, превалирование воздушной над костной звукопроводимостью—положительный Ринне, — обычно хорошо выраженное при нормальном слухе, наблюдается также и при заболеваниях звуковоспринимающего аппарата. Но это будет патологически положительный Ринне, так как в этом случае обе звукопроводимости и воздушная и костная укорачиваются, причем костная проводимость страдает в большей степени при травмах черепа с поражением внутреннего уха и при сифилисе (поражение корешка слухового нерва).

проба ринне

Отрицательный же Ринне, т. е. превалирование костной над воздушной проводимостью, обычно наблюдаемое при заболеваниях звукопроводящего аппарата, может также иметь место и при сильных поражениях внутреннего уха в виде так называемого бесконечно отрицательного Ринне. В этом случае воздушная звукопроводимость уже выпала, но через кость звукопроводимость еще сохранилась, хотя и весьма укороченная. Таким образом, высокая степень поражения внутреннего уха также дает отрицательный Ринне. Впрочем надо в этом случае считаться с костной звукопроводимостью в другое, лучше слышащее ухо.

При исследовании костной звукопроводимости следует считаться с явлением утомления слуха. Поэтому при опыте Швабаха следует после прекращения слышимости поставленного на темя или сосцевидный отросток камертона снять его на несколько секунд и затем снова приставить.

Кроме опытов Ринне, Швабаха и Вебера пользуются опытом Желе для выявления анкилоза стремячка. Сильно звучащий камертон среднего регистра ставится на темя. Одновременно давят пальцем на козелок ушной раковины, сжимая тем воздух в наружном слуховом проходе. Если стремячко подвижно, опыт дает положительный результат, т. е. звучание камертона слабеет, при анкилозе же стремячка звучание остается неизмененным.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Исследование слуха камертонами

Камерто́н — инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом «камертон».

В практике ЛОР-врача камертональное исследование позволяет определить:

-Преимущественное поражение звукопроводящего или звуковоспринимающего аппаратов

-Степень восприятия низких, средних и высоких частот каждым ухом по воздушному и костному проведению

Исследование камертонами можно проводить у детей старше 7 лет.

В зависимости от целей исследования проводят тестирование различными камертонами с частотами от самой низкой- 32 Гц до самой высокой-4096 Гц, но чаще всего в условиях поликлиники ограничиваются двумя камертонами-с частотой 128 Гц (С 128) и 2048 Гц (С 2048).


Оценка результатов исследования слуха камертонами сводится к определению времени (в секундах), в течение которого максимально раздраженный камертон воспринимается обследуемым через воздух и через кость.

Каждый камертон имеет «паспорт», то есть данные о времени в секундах, в течение которого его звучание воспринимается здоровыми людьми.

После проведения речевого и камертонального исследования данные регистрируют в слуховом паспорте пациента.

Проанализировав полученные данные, в конце слухового паспорта делают заключение, в котором отмечают, по какому типу у исследуемого понижен слух- по типу нарушения звукопроведения (кондуктивная тугоухость), или звуковосприятия (сенсоневральная/нейросенсорная тугоухость), или по смешанному типу.

Пример слухового паспорта. Условные обозначения: СШ – субьективный ушной шум (+ имеется, 0 нет); ШР – шепотная речь; РР – разговорная речь; «↔» или «↓» - при отсутствии латерализации звука, либо «←» или «→» при наличии (в указанную сторону).

Общие правила пользования камертонами

Исследование следует проводить в тихом помещении.

Для исследования воздушной проводимости используют камертоны С 128 и С 2048, начиная с камертона с более низкой частотой- С 128.

Камертон С128 держат за ножку правой рукой и приводят в колебание ударом браншей о тенор левой руки. С 2048 приводится в активное состояние отрывистым сдавливанием браншей двумя пальцами или щелчком первого или второго пальца (но не ударом о другой предмет).

Звучащий камертон удерживают за ножку двумя пальцами, подносят к наружному слуховому проходу исследуемого на расстояние 0.5 см. Секундомером измеряют время, в течение которого исследуемый слышит звучание данного камертона, отсчет времени идет с момента возбуждения камертона. После того, как пациент перестает слышать звук, камертон можно отдалить от уха и вновь сейчас же его приблизить (не возбуждая его повторно). Как правило, после такого отдаления от уха камертона пациент еще несколько секунд слышит звук. Окончательное время отмечается по последнему ответу пациента.

Исследование костной проводимости осуществляется камертоном С128. Звучащий камертон ставят ножкой перпендикулярно на площадку сосцевидного отростка. Продолжительность восприятия измеряют секундомером, ведя отсчет времени от момента возбуждения камертона.

Опыты с камертонами

Для начала разберемся с понятием «латерализация звука».

Если звук одинаковой громкости доставляется в оба уха, то его источник не латерализуется; если же громкость звука, доставляемого в одно ухо, даже незначительно больше, чем громкость, доставляемая в другое ухо, то источник звука латерализуется в это ухо (то, где звук воспринимается лучше). Физически звук достигает и другого уха, но субъективно он не воспринимается.

Латерализация звука в сторону больного уха при кондуктивной тугоухости объясняется тем, что в больном ухе имеются лучшие условия для резонанса, оттуда труднее происходит отток звуковых волн, наконец, звуки извне притекают туда меньше и тем самым не мешают восприятию звука, доставляемого через кости черепа.

Латерализация звука в одно ухо не исключает возможного поражения другого уха. При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.

Латерализация звука идет либо в сторону нарушения звукопроведения (кондуктивная тугоухость), либо в сторону, противоположную нарушению звуковосприятия (нейросенсорная тугоухость).

Опыт Вебера (W)


Как проводится опыт Вебера? Ножку камертона С128 ставят на середину темени. Если на голове длинные волосы, камертон можно поставить на переносицу или на середину подбородка. Распространение звука по черепу обычно происходит одинаково в обе стороны, а при одинаковом слухе на оба уха нет разницы в громкости восприятия и поэтому звук проецируется на середину головы или одинаково в оба уха.

Если же закрыть одно ухо пальцем или заткнуть его ватой, т.е. создать искусственное препятствие для воздушного звукопроведения, то звук им воспринимается (латерализация звука). Такое же положение имеется при одностороннем заболевании среднего уха, при серной пробке в наружном слуховом проходе и при других нарушениях воздушного звукопроведения (кондуктивная тугоухость); в этих случаях при опыте Вебера имеется латерализация звука в больное ухо. При двустороннем поражении звукопроводящего аппарата латерализация звука происходит в хуже слышащее ухо.

При одностороннем заболевании внутреннего уха или слухового нерва (нейросенсорная тугоухость) звук при опыте Вебера латерализуется в здоровое ухо. В этом случае условия маскировки, резонанса в обоих ушах одинаковы, доставка звука тоже одинакова, латерализация в лучше слышащем ухе объясняется тем, что звук этим ухом воспринимается громче.

Результаты опыта отмечаются сокращенно таким образом: Вебер вправо, влево, посредине или стрелками.

Надо, однако, иметь в виду, что на латерализацию звука может влиять наличие экссудата в придаточных пазухах носа одной стороны.

Опыт Вебера может быть произведен и с помощью костного телефона аудиометра. Это дает некоторые преимущества, так как в отличие от камертонов, колебания которых быстро затухают, звук сохраняет громкость и больной может лучше разобраться в латерализации звука.

Возможные ошибки при опыте Вебера.

Лица с резкой формой односторонней тугоухости и даже с глухотой иногда не латерализуют звук при опыте Вебера. Некоторые больные дают сбивчивые и путанные ответы. Из практики известно, что если заткнуть, например, правое ухо у больного, то на вопрос, в какое ухо направлен звук, он тут же отвечает: «конечно, в левое». Такой же ответ иногда получают при одностороннем гнойном среднем отите («конечно, в здоровое»). При некоторых формах поражения звуковоспринимающего аппарата опыт Вебера при максимальном звучании камертона бывает посредине, а затем по мере уменьшения громкости латерализуется в здоровое или лучше слышащее ухо. Это связано с феноменом рекутирования.

Читайте также: