Евге ний льво вич хавта н
Евгений Хавтан
Евгений Хавтан родился 16 октября 1961 года в Москве в еврейской семье.
Отец - Лев Наумович Хавтан (1931-2002), инженер.
Мать - Этя Мееровна Хавтан (урождённая Спектор), преподавательница английского и немецкого языков, во время войны была с семьей в Шаргородском гетто в Транснистрии, о своих злоключениях написала книгу мемуаров.
Младшая сестра - Маргарита Львовна Винер (род. 19 августа 1969).
В подростковом возрасте начал играть на гитаре. Видя увлечение сына, родители подарили ему гитару, которая на всю жизнь стала для него самой дорогой. "Но самая для меня дорогая и любимая - моя первая классическая гитара, купленная родителями. На ней я учился играть", - говорил он.
Окончил музыкальную школу по классу классической шестиструнной гитары. Его учителем была Светлана Анатольевна Дегтева, одна из лучших отечественных преподавательниц и музыкантов того времени.
Евгений Хавтан в детстве
После окончания школы вслед за двоюродным братом поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. Хотя учился Евгений не очень хорошо, но сама студенческая атмосфера ему нравилась. В институте проучился с перерывами 10 лет. Он пояснял: "Все опять же из-за проблем, связанных с Петровкой, 38, с государственными органами. Меня неоднократно отчисляли, я восстанавливался. Такая долгая, моторошная история! Но, в конце концов, я окончил институт. И горжусь тем, что имею корочку о высшем образовании".
"В 20 лет мы стали суперзвездами в стране, где ничего не позволялось. При том, что сегодня рок-звездами, как правило, становятся люди после 25-ти. А мы были совсем зелеными. Здорово, когда ты молод и собираешь стадионы! Очень кайфовое ощущение", - вспоминал Хавтан.
По словам Хавтана, ему было сложно уживаться с Жанной Агузаровой: "Жанна - мастер эпатажного жанра. И в жизни она приблизительно такая же. Жанну ни в чем нельзя было переубедить, между нами происходила масса конфликтов. Тем не менее мы все равно находили компромиссы. Путем обмана и подлога. То, как мне удавалось уживаться с Жанной, - тема моей диссертации".
Евгений Хавтан и Валерий Сюткин
В октябре 1992 года вышел первый полноценный альбом группы, явившийся результатом двухлетней работы. Все композиции на нём были написаны в тандеме композитора Евгения Хавтана и автора текстов Валерия Сюткина.
В 1996 году на место Сюткина пришел Роберт Ленц.
Браво - Этот город
В 2013 году на выборах мэра Москвы поддерживал Алексея Навального.
Рост Евгения Хавтана: 175 сантиметров.
Личная жизнь Евгения Хавтана:
Жена - Марина Борисовна Хавтан (род. 13.10.1960), инженер-экономист по образованию. Познакомились при забавных обстоятельствах: Евгений продавал вельветовые брюки, которые ему бабушка привезла из США. Ему брюки не подошли по размеру, а институтский приятель Хавтана предложил музыканту продать их своей девушке Марине. Позже Евгений отбил девушку у приятеля. Поженились в 1983 году.
14 октября 1993 года у пары родилась дочь Полина Хавтан, в 2016 году окончила ВГИК, факультет киноведения.
Евгений Хавтан и жена Марина с дочерью
Дискография Евгения Хавтана:
Фестиваль Кубана 2011/Fhoto: bigpicture.ru
В 1961 году в Москве на XXII съезде КПСС был принят "Моральный кодекс строителя коммунизма", на Байконуре стартовал корабль "Восток-1" с Юрием Гагариным на борту, в Ливерпуле началось восхождение группы Beatles, а Чак Берри попал в тюрьму за "перевоз несовершеннолетней девушки через границу штата в аморальных целях". Так что я появился на свет в нужное и правильное время.
Это произошло 16 октября в роддоме московского района Калошино (Гольяново) в семье учительницы английского языка и инженера. Первые музыкальные воспоминания (мне было года 3-4) связаны со звуковоспроизводящей системой, на которой можно было слушать радио и грампластинки и которую включали во время процесса моего кормления. И если пластинка заканчивалась, я начинал дико орать "не крутится, не крутится!" Пластинку быстро меняли, и я продолжал есть. До 5 лет ел я только таким способом. Соответственно, тогда и произошло моё первое знакомство с миром музыки.
В далёкие 60-е годы, в отличие от сегодняшнего времени, во время дней рождения и юбилеев не было принято напиваться за первые полчаса. Люди умели "правильно отдыхать", в нашем доме было пианино, на котором обязательно кто-то играл. Друзья и родственники, приходящие к нам в дом, пели и веселились. Иногда праздники справляли в кафе или ресторане, где обязательно присутствовал "живой" ансамбль музыкантов (две гитары, орган и ударные). Я ходил на эти банкеты с особой радостью, только для того, чтобы послушать эти группы. И даже несмотря на то, что в конце праздника кто-то из музыкантов обязательно напивался, эти люди казались мне инопланетянами.
В 1966 году наш дом в Калошино расселили, и мы переехали в другой район Москвы, в Кузьминки, где получили новую квартиру. Через некоторое время я пошёл в среднюю школу номер 623. Это был далеко не лучший день в моей жизни, так как один из моих одноклассников слопал мою кашу, которую я поставил на подоконник остывать. Этот парень впоследствии стал моим лучшим другом и соратником по школьной группе. В школе мои успехи были весьма скромными, так как мне нравились лишь несколько предметов: история, литература и музыка (да-да, раньше в школах был такой предмет!) Досуг детей, родившихся в начале 60-х в СССР, не отличался особенным разнообразием. Это были велосипеды, мотоциклы, футбол, духовые самопальные винтовки и плавка свинца на свалке у гаражей.
В какой-то момент я понял, что самообразования мне недостаточно, и в седьмом классе сам пошёл и поступил в музыкальную школу по классу классической шестиструнной гитары. Улица тут же перестала для меня существовать, а музыкальное образование очень сильно пригодилось потом. Через год занятий я уже неплохо играл как классику, так и многое другое. В восьмой класс я перешёл в другую школу и там познакомился с парнем, которого многие преподаватели считали "не совсем психически здоровым". Он был замкнут и неразговорчив, а его папка для тетрадей и учебников была исписана незнакомыми мне доселе английскими названиями. Однажды он пригласил меня к себе домой, чтобы кое-что поставить послушать. Записью оказался концерт группы "Deep Purple" "Made in Japan". На записи, очень плохого качества, рёв зрителей заглушал саму группу, а энергия группы била через край. Прослушанный концерт произвёл на меня совершенно неизгладимое впечатление. Это была абсолютно другая планета, не имевшая ничего общего с тем, что я видел по телевизору и слушал по радио до этого. Домой я вернулся другим человеком. За месяц-два я проглотил почти все записи рока, которые можно было достать у знакомых и друзей. Я решил во что бы то ни стало научиться играть на гитаре как Ричи Блэкмор и создать свою группу. Магнитофон "Нота-М" позволял прослушивать гитарные соло на замедленной скорости, и я тут же бросился снимать их.
Первая группа, в которой я стал играть, была создана в пионерлагере из моих ровесников. На органе и бас-гитаре играли девушки. Поскольку это было им не очень интересно, группа после двух-трех репетиций распалась, и я напросился в ансамбль, который играл у нас на в пионерлагере на танцах и состоял из студентов музыкальных училищ, в качестве басиста (гитарист у них уже был). Кроме музыкальной практики, я научился у этих ребят всему, что должен знать и уметь начинающий музыкант — то есть тому, от чего меня постоянно предостерегали мои родители. Слово музыкант тогда считалось синонимом слов "пьяница", "дебошир" и так далее. Также считалось, что у музыкантов никогда нет стабильности в жизни, нет денег, а соответственно, и не может быть нормальной семьи. И естественно, родители очень недоверчиво относились к этому моему новому увлечению. Однако я уговорил родителей купить мне первую электрогитару. И этот момент в своей жизни я помню до сих пор. Это было зимой, вечером, после работы мы с отцом поехали в магазин "немецких" товаров "Лейпциг", который находился тогда в конце Ленинского проспекта. Нормальные гитары, естественно, были дефицитом, поэтому пришлось купить то,что оказалось на витрине — полуакустическую ГДРовскую электрогитару "Musima". Гитара стоила 200 рублей, и это была целиком месячная зарплата отца. Я ему за это очень благодарен. К окончанию школы мы организовали группу из трёх человек, в которую входили два моих школьных друга. Выступить нам удалось лишь на выпускном вечере, уговорив музыкантов, играющих на нём, дать нам сыграть пару-тройку песен. Одна из них была "Солнечный остров" "Машины Времени". До сих пор мне не очень понятна фраза одного из музыкантов, давших нам выступить: "Вам не крутовато браться за такие сложные композиции?"
Особенно мне понравился барабанщик Павел Кузин. Спустя годы выяснилось, что они меня взяли в группу только из-за "классного усилителя и примочек", которые я привёз на прослушивание. Солистом этой группы был Гарик Сукачёв. Мы играли его песни плюс кое-что из Smokie, из Creedence Clearwater Revival и ещё много всякого другого. Выступления проходили на выпускных вечерах школ и на праздниках предприятия "Мосэнерготехпром", в чьём Доме Культуры мы базировались. В 1982 году "новая волна" и панк-рок заявили о себе в полный рост, и в какой-то момент мне показалось полным абсурдом исполнять всё то, что мы играли. В результате я привёл в группу своего бас-гитариста, и мы попытались безуспешно изменить звук всей команды. А чуть позже мы расстались и с Гариком. Группа осталась без фронтмена, и я срочно кинулся на его поиски. Как потом оказалось - не его, а ее. Мои знакомые — арт-группа "Мухоморы", с которыми я общался по поводу написания текстов к моим музыкальным наброскам, сказали, что у них есть потрясающая поющая девушка, которая ищет группу. Собственно, они и дали мой номер телефона Ивонне Андерс (впоследствии оказавшейся Жанной Агузаровой). Эта встреча сильно изменила мою последующую жизнь.
За несколько недель я сочинил музыку к нашему первому магнитоальбому, и именно эти песни стали золотой классикой 80-х, а группа "Браво" – "бомбой" московской андеграундной сцены. Мой отец, побывав на одном из первых наших концертов, был очень удивлён увиденным и пожал мне руку. Дальше было много всего, что должно произойти у "настоящей группы" – уход солистов, смена музыкантов, удачные и неудачные альбомы — прочитать об этом можно здесь Сейчас для меня это уже не имеет значения.
Самое главное — несмотря ни на что, сегодня группа продолжает активно выступать и записываться. И самое интересное, что многие наши сегодняшние поклонники ещё не родились, когда "Браво" в первый раз вышли на сцену зимой 1983-го. Что, несомненно, вселяет большой оптимизм!
Наш альбом "Мода", вышедший в 2011 году, стал "альбомом года" по версии "Нашего Радио" и получил весьма неплохую критику. За последние несколько лет мне как музыканту, помимо "Браво", стали интересны коллаборации с теми, кто играет в других стилях. Например, с панк-группой "Тараканы" или сёрф-командой "Том и Фантомы". А еще я занимаюсь записью своего сольного альбома, часть композиций которого можно найти на этом сайте. И, конечно, я по-прежнему нахожусь в ожидании группы, которая "зацепит" меня настолько, что мне захочется им помочь в записи и продюсировании их первого альбома. Пусть они взорвут сегодняшнюю музыкальную сцену так же, как мы сделали это много лет назад!
Аллилуйя! Би-боп-э-лула! Тумба-румба-кукарача-голубое серебро.
20.09.2007
Редактировать статью
— В ы относите себя к поколению стиляг? Сохранилась ли с тех времен какая-то вещица, которой Вы дорожите?
— Как раз поколение стиляг это не мое поколение. Поколение стиляг — это те, чья юность пришлась на 60-е годы: 61-й, 67-й, вплоть до 70-х годов. Я только родился в 61-м и был совсем маленьким, поэтому стиляга я условный. О том времени я знаю только по фильмам и по рассказам. Каких-то специальных вещей, сохранившихся с того времени у меня нет.
— Как-то Вы проговорились, что у вас много всякой оригинальной одежды и целая коллекция обуви, около ста пар. Она разве не относится к моде стиляг?
— Безусловно, относится. Таких вещей у меня навалом, поскольку я люблю всякие стильные вещи, особенно времён 60-х. Тем более что сейчас это опять модно. Я постоянно езжу за границу, чтобы подкупить что-то новое.
— С чего началась эта коллекционерская страсть?
— Мне нравится это время. Я считаю, что начало 60-х – это самый интересный период в истории, в искусстве, в музыке, в науке. Оно очень стильное и гармоничное. Это было открытое время, время определенных надежд, которые, правда, не оправдались в следующих поколениях.
— Вы неровно дышите к гитарам. Расскажите про Вашу коллекцию.
— У меня порядка сорока электрических гитар 60-х годов. Это мое маленькое безумие. Подрыв семейного бюджета (смеется) . Я очень хорошо в них разбираюсь. Я их не просто собираю, я их использую на концертах, играю на них в студии. На наших пластинках можно услышать их звучание.
— Несколько лет назад на закрытом аукционе был продана одна из гитар Джимми Хендрикса, больше чем за полмиллиона долларов. У меня, к сожалению, не оказалось таких средств.
— Какой из гитар Вы особенно дорожите?
— Нет, конечно, нет. Это была просто шутка. Для меня он жив, но это зависит от личного восприятия каждого отдельного человека. Мое поколение в общей массе считает, что рок-н-ролл сейчас мертв, что он был именно в их время. Молодежь считает, что рок-н-ролл — это то, что слушают они сегодня.
Рок-н-ролл жив, но дух его уже давно не такой, каким он был в 60-е, 70-е годы, когда это была музыка протеста, бунтарская музыка. Современные рокеры просто смешны по сравнению с теми, кто был тогда. Они игрушечные, карманные такие, потому что все они зависят от выпускающих компаний звукозаписи. Все акции, которые они устраивают, нацелены лишь на одно — продавать пластинки. В 60-е, 70-е музыканты жили и думали с целью протеста.
— Вы назвали Шевчука единственной отечественной рок-легендой…
— Он даже скорее не рок-легенда, а совесть отечественной музыки. Он музыкант, который записывает пластинки, когда он хочет, выступает, где он хочет, и говорит, что он хочет. Большинство музыкантов никогда не рискнут этого сделать, потому что, сказав определенные слова, ты неминуемо подпадаешь под корпоративные интересы того или иного телевизионного канала или радиостанции. Ведь все они принадлежат крупным корпорациям…
— За историю группы сменилось несколько вокалистов: Агузарова, Сюткин… Это всегда трудный период. Были моменты, когда жизнь коллектива просто висела на волоске?
— Звездной болезни не было, а был ли страх в 84-м году, когда Жанну арестовали? ( В 1984 году Агузарову арестовали за несоблюдение паспортного режима. Тогда наряд милиции появился прямо во время концерта и вывел ее из зала. Хавтана выгнали из института).
— Как родители восприняли Ваше увлечение музыкой?
— Они считали, что музыкант — человек глубоко ненадежный, особенно в семейной жизни: всегда пьян, меняет жен, вечно без денег. Поэтому родители сначала восприняли мою деятельность в штыки. Но они видели, что мне нравится заниматься музыкой и не мешали. Советов о том, как продолжать и что делать дальше, все равно никто дать не мог.
— Как они отнеслись к Вашему творчеству?
— До этого я учился игре на классической гитаре в музыкальной школе. Вот это нравилось и маме, и папе. Но когда я взялся за электрогитару, начал выступать в группах, давать вечерние, ночные концерты, положительного отношения от родителей к этому я не дождался. Дела обстояли так до тех пор, пока они не попали на наш первый концерт с Жанной Агузаровой. Мы собрали полный зал в Химках, практически не прибегая к помощи рекламы. А на следующий день я уже получил диплом, и, когда отправился на гастроли, уже по праву мог считать себя профессиональным музыкантом и стал, наконец-то, зарабатывать деньги. Вот тогда отношение сильно изменилось.
— Ваша группа не отличается скандальной репутацией в отличие от Жанны Агузаровой. С ней было тяжело работать? Как Вы с ней уживались?
— Кто все-таки был лидером?
— У нас не было на тот момент ярко выраженного лидера. Жанна пела, я занимался аранжировками. Руководителем был я, а она – солисткой.
— Это была истерика, это были слезы, это были нервы. Сцена была расколота. Для нас вся эта история стала громадным стрессом. Все эти переодевания начались прямо перед выступлением. Алла Борисовна принесла свой жуткий пластмассовый кулон в форме сердца и кошмарную юбку и заявила, что либо Жанна будет выступать так, либо никак. А для нас эта съемка была очень важна, потому что нас тогда не было ни на телевидении, ни на радио. Жанна понимала совершенно четко, что если она не наденет это платье и это сердце… Я думаю, что это был один из немногих компромиссов в ее жизни, и он был сделан ради большого дела. После этого к нам стали совершенно по-другому относиться: мы получили доступ на телевидение и на радио.
— Может быть, откроете магазин музыкальных инструментов?
— Мой бас-гитарист как раз вчера ходил на его концерт. Он тоже поражает и вдохновляет. А вот в нашей стране все выглядит немножко по-другому. Музыкант должен стать либо гуру, либо записывать по три альбома в год и снисходительно разговаривать с каждым встречным. Вот этого я как раз очень хочу избежать и надеюсь, что так и получится. Надеюсь, что мы останемся группой, у которой есть чувство юмора и которая постоянно смотрит на себя со стороны.
— Сейчас наступают еврейские праздники…
— Да, сегодня как раз еврейский Новый год. И я поздравляю ваших читателей. Что можно пожелать на Новый год? Счастья, здоровья, сладкого Нового года!
— Специально отмечать я не собираюсь, но моя жена знает все эти премудрости. Она приготовила фаршированную рыбу, поэтому вечером отметим. Не могу сказать, что я в этом хорошо разбираюсь. А вот моя мама все это знает очень хорошо.
— Она Вас не учила еврейским традициям?
— Нет. Но я понимаю, когда говорят на идише, поскольку на этом языке в семье разговаривали, когда я был маленьким. Я знаю, когда какие праздники, и моя дочь тоже.
— Не хотите приобщить ее к еврейским традициям?
Я, может быть, отправлю ее в Израиль, чтобы она поехала и посмотрела с группой святые места. Специально учить ее я не буду, но, если она сама захочет, время еще есть.
- История группы
- Состав
- Видео группы
- Фотографии
- Пресса
- Для прессы
- Магазин
- Форум
- Творчество
- Голосование
Если вашу творческую жизнь разделить на этапы, можно их привязать к алкогольным напиткам?
Евгений Хавтан: Я по этой части не самый большой специалист, алкоголь никогда не был нашей темой, это нечто сопутствующее. Когда только начинали, году этак в 83-м, пили портвейн.
Странно, все же знают, что творческие люди…
Евгений Хавтан: Бухают, да? Ну, у всех по-разному. Меня-то никогда не тянуло набухаться. Я не рокер, мы всегда были далеки от этой тусовки. Российский идеал рокера-алкоголика мне вообще совершенно не симпатичен. Это в журналах иногда прикольно читать, как человек опрокинул вазу, разнес на куски телевизор, а когда ты рядом с этим находишься, это абсолютно не прикольно.
Евгений Хавтан: Там пьянства не было. Ну, выпивали мы после школьных вечеринок, где играли с Гариком Сукачевым на танцах. Приходилось выпивать. Там же как на заводе: если не пьешь, ты чужой.
То есть вы пили в целях социализации?
А что они делали?
Евгений Хавтан: Они ездили на мотороллерах, слушали хорошую музыку и жрали пачками экстази.
А у вас какая была замена алкоголю?
Евгений Хавтан: Мы курили траву — это разве стимулятор? В восьмидесятые это было общим местом. Был у меня приятель из станицы Каневская, в Краснодаре, мы познакомились, по-моему, в Анапе. Он был курьером, возил траву в Москву. И вот привез трехлитровую банку анаши, а это было в день того знаменитого концерта в 84-м, когда нас арестовали. Он попросил меня подержать банку у себя недели две, так что она стояла у нас на базе. Когда нас арестовали, я боялся не за то, что опечатали наши инструменты, аппаратуру, а вот за ту банку. Как только нас отпустили, я первый, кажется, побежал за ней. Ведь если бы ее нашли, это был бы настоящий состав преступления.
(Приносят три разных цветных коктейля с соломинками, все принимаются за них.)
Мне всегда было интересно, что пила Жанна Агузарова?
Евгений Хавтан: То же самое, что и мы: водку, портвейн. Но я очень строго следил, чтобы артисты были трезвыми на сцене.
Штрафовали?
Евгений Хавтан: Нет, эта система не действует.
А сейчас чем вы водку заменяете?
Евгений Хавтан: Йогой.
Медитируете?
Евгений Хавтан: Нет, йога и медитация — разные вещи.
Вы занимались сегодня йогой?
Евгений Хавтан: Да, слегка перед интервью.
Какая у вас любимая поза?
Евгений Хавтан: Шавасана. Это последняя, когда в конце уже ложишься и спишь. Релакс. Вы, кстати, знаете, как Мику Джаггеру до сих пор удается отрабатывать полноценные концерты по два часа? Мне рассказывали, что когда роллинги в Москву приезжали, он привез с собой беговую дорожку. За час до концерта он на ней бегает. И все они занимаются йогой.
У меня ощущение, что мы делаем интервью для журнала Men’s Health. Ваше здоровье!
(Все, кроме Хавтана, допивают коктейли и заказывают кальвадос.)
Вы производите впечатление очень скромного человека. Не испытывали головокружения от успехов?
Евгений Хавтан: Нет, разве что Жанна захотела отдельную машину. Это было правильно, ведь она всегда опаздывала. Нам всем это помогло сохранить нервные клетки.
Вы переехали из Москвы в Подмосковье. Из-за того, что в Москве периодически происходит что-то неприятное?
Я читал смешную новость о том, что вы поспорили с какими-то строителями. Чем закончилась тяжба?
Евгений Хавтан: В поселке, в котором я живу, идет непрерывная стройка.
Кажется, я скоро выучу узбекский и таджикский. В какой-то момент меня окончательно достало, что в три часа ночи или в шесть утра под моим окном снова проезжает очередная бетономешалка. Я просто поехал и заявил в милицию. Через два дня весь Интернет пестрел информацией.
Впервые о вас заговорили не как о музыканте, а как о социально-активном элементе.
Евгений Хавтан: Да, а то, что у нас выходит пластинка — нафиг никому не интересно.
Хавтан закуривает. Йоги курят?
Евгений Хавтан: Когда я выпью, я всегда курю.
Когда вы напивались в последний раз?
Евгений Хавтан: В самолете по дороге в Екатеринбург, пили коньяк. Я даже когда напиваюсь сильно, всегда помню все.
Евгений, у Чарльза Буковски есть фраза о том, что некоторые люди никогда не сходят с ума. Вот вы производите впечатление человека…
Евгений Хавтан: Скучного?
Ну, который не хватает лишку, не перегибает палку.
Евгений Хавтан: Мне нормально в этом состоянии находиться.
Ну да, на вас все-таки большая ответственность, коллектив.
Евгений Хавтан: Ну, в коллективе кто-то один должен же быть в уме.
Евгений, а как вы отдыхаете? Не ходите, например, в клубы, как ваш бывший коллега Дмитрий Ашман?
Евгений Хавтан: Клубная история — не моя тема вообще. Я не понимаю, что там делать трезвому человеку.
Окей, вы не пойдете в клуб, а куда?
Евгений Хавтан: А зачем куда-то идти? Я на ночную рыбалку собираюсь уже несколько лет съездить, который год мечтаю. Не знаю, как можно кучу вещей совмещать. Если ты занимаешься музыкой, как можно заниматься тем, другим?
У вас такие светлые, позитивные песни. Ни за что не подумаешь, что вы и в жизни такой же позитивный и спокойный человек. Откуда это берется?
Евгений Хавтан: Не могу объяснить. Не обязательно же, если ты пишешь такие песни, ты должен быть таким же сам. Если бы это была только работа, а не самовыражение, она закончилась бы еще лет десять назад. Я просто получаю удовольствие. Мне нравится этот процесс.
Я почему-то вспомнил про Довлатова. Когда прочитал его впервые, подумал, что это потрясающе смешно и правдиво. Когда подсунул книжку отцу, он сказал, что у него такое ощущение, будто сидит в комнате неулыбчивый дядька и строчит.
Евгений Хавтан: Все разные, это абсолютно нормально.
Вот вы ездите каждый год на всяческие мероприятия, связанные с русским роком.
Евгений Хавтан: Нет, мы там не бываем.
Понятно, фестивали не дают вам особой пищи для дикости. Может, вы вспомните дикую историю из жизни? Вы же созерцатель.
Евгений Хавтан: Меня ничего сегодня не удивляет абсолютно. Только разница в том, что в восьмидесятые годы все скандалы, которые происходили в рок-музыке, были не запланированны. Сейчас девяносто процентов этих историй — просто пиар. Это все я видел, все это скучно. Артист X набил морду артисту Y — удивительно? Это скучно.
А вы участвовали в побоях?
А я слышал про какого-то директора кладбища, который вам песню написал. Кстати, давайте за поэзию.
Интервьюеры: Дмитрий Быков, Андрей Золотов.
Музыканту удалось объединить два противоположных мира: сумасшедший рок-н-ролльный и уютный семейный. Супругу Евгений в шутку называет женой декабриста — и не так уж преувеличивает
ДУБЛЕНКИ В ЖЕРТВУ МУЗЫКЕ
- Евгений, родственникам просто угодить вам, например, с подарком?
Самые бестолковые вещи — это как раз презенты к юбилею, которыми ты все равно никогда не будешь пользоваться. Что я хочу, так это купить мотороллер и ездить на нем по своей деревне. Думаю сделать это в ближайшее время или действительно намекну родным и друзьям, чтобы они все скинулись к какому-нибудь празднику. Правда, могут ведь не ту модель купить, а я хочу Lambretta.
- С этим ясно. Теперь давайте отмотаем назад и попробуем разобраться, почему делом вашей жизни стала музыка.
Мой дед был очень музыкальным. Мама хорошо поет, папа разбирался в классической музыке и вообще обладал отменным вкусом, что не могло не отобразиться и на мне, потому что в доме все время звучали пластинки.
Да и потом в то время — середина 60-х — было принято собираться большими компаниями родственников, друзей и музицировать. В нашей квартире в Сокольниках стояло пианино (тогда оно было обязательным атрибутом почти в каждой семье, это потом уж не знали, как избавиться от инструмента), и тетя — родная сестра отца — прекрасно на нем играла.
Он был замечательный портной. Все брюки и костюмы шил и подшивал мне исключительно он. От него-то мне передался еще один ген — любовь к хорошей стильной одежде. Ведь первые британские модники в Лондоне 60-х, например, были детьми портных, которые могли сшить хорошие костюмы по итальянским лекалам. При этом дед в качестве хобби неплохо играл на скрипке.
- Почему вы выбрали гитару?
Это был модный инструмент, коим остается и по сей день. Скрипка отпала, когда я увидел, как мучаются некоторые мои друзья. А гитара мне сразу понравилась. И я пошел в музыкальную школу, причем в довольно-таки позднем возрасте. Был одним из самых старших учеников, потому как учился уже в седьмом классе. Но мне очень хотелось — это было осознанное желание.
- Кстати, раз уж заговорили про слабый пол. Вы ведь рано женились?
Да, в 83-м, будучи студентом первого курса. Со свадьбой, кстати, связана одна любопытная история, о которой стоит упомянуть. Первая хорошая электрогитара у меня появилась как раз после свадьбы. Мы ее купили на те деньги, которые нам подарили родственники. Она мне действительно была нужна, и мы приняли с Мариной это решение. Но при условии, что я буду хорошо учиться в институте… Откуда меня благополучно отчислили через пару месяцев.
За то, что мы давали подпольные концерты. И, чтобы восстановиться, мне требовалась практика и рекомендательное письмо. Поэтому тесть — Борис Григорьевич — устроил меня на стройку. Но, похоже, судьба была против того, чтобы я стал инженером. Да и сам я с ужасом представлял такое будущее. А после того как на стройке, где я был ответственным за технику безопасности, сгорела бытовка, в которой хранились дубленки Внешпосылторга, меня уволили. Могли вообще посадить, потому что там дубленок этих было на какую-то колоссальную сумму. Потом я некоторое время проработал в конструкторском бюро, куда меня опять-таки взял тесть, надеясь, что из меня хоть что-нибудь да получится. В то время я ничего собой не представлял — просто студент, который даже не получает стипендию и живет у тещи с тестем. Единственное, что меня действительно тогда интересовало, — музыка.
Нет, никто не пилил. У меня замечательные родственники! Если бы все тести и тещи были такими, как у меня, то гораздо меньше распалось бы семей в первые три года совместной жизни. За все это время меня никто ни разу не упрекнул.
- Марина разделяла ваше всепоглощающее увлечение музыкой?
Она мне не мешала, и это было самым важным. Как любая женщина, Марина хотела, чтобы была семья, чтобы я собой что-то представлял. Но что такое карьера музыканта, особенно в 70-80-е годы? Пьянство и беспорядочные связи — такое существовало клише. И хотя ко мне это никоим образом не относилось, мои родственники все равно думали, что меня ждет именно такая судьба. Смотрели с большим подозрением. Мечтать о профессиональной карьере было бы странно — кто бы нас взял! И в принципе, я не рвался в филармонию. Я не думал вообще о том, что хочу быть музыкантом. Мне хотелось просто играть на гитаре. А на что жить — я не представлял. Для меня этот вопрос был нерешенным. Я думал, что каким-то образом это само собой решится.
ЖЕНА ДЕКАБРИСТА
- Марине льстило, что ее муж — рок-звезда?
- По крайней мере, это ее не отпугнуло…
Да, она типичная жена декабриста, и мы уже вместе двадцать семь лет. Если бы не она, то, наверное, многие вещи в жизни произошли бы по-другому и моя карьера сложилась бы иначе. Спасибо Марине, она всегда понимала: я люблю музыку, и это невозможно изменить — все равно буду этим заниматься. Я, в принципе, очень упрямый и настырный и если чего-то хочу, то обязательно этого добьюсь. Любыми путями. Ее не отпугнуло и то, что тогда не было никаких заработков. Они начались значительно позже — в 86-м году. Как только я все-таки окончил институт и получил диплом, на следующий день уехал на гастроли. Вот тогда-то и начал зарабатывать, причем больше, чем мои родители. А Марина уволилась и больше не работала.
- Рок-н-ролльный образ жизни вас не сильно коснулся? Лозунг Sex, drugs, rock-n-roll — не ваш девиз?
Как-то да, в основном это все мимо меня прошло. Я попробовал и сигареты, и алкоголь еще в классе седьмом. Потому что у меня были очень прогрессивные друзья. Мне не понравилось ни то ни другое, но это было модно. Когда поехали на первые гастроли, мы выпивали и курили траву—так было принято в 80-е. Но это никоим образом меня не вдохновляло и не впечатляло. Не мое. И конечно же, вокруг нас всегда куча девушек крутилась во всех городах. Но всем этим я пресытился в первые три-четыре года и стал думать о том, что делать дальше, когда вся эта круговерть закончится. Мы собирали огромные стадионы, давали по три-четыре концерта в каждом городе. Это была дикая проверка на прочность. Я приезжал домой, менял вещи и через два дня опять куда-то уезжал. Марина иногда ездила со мной. Но ей это быстро надоело.
Я приезжал домой, менял вещи и через два дня опять куда-то уезжал
- То есть она была спокойна, мол, пускай муж едет, у него все равно одна музыка в голове?
Да нет, конечно! Какая женщина может быть спокойной в такой ситуации? Чушь! Она не была спокойна, и у нас случались разные истории за годы семейной жизни. Бывало всякое…
Если хочешь ездить на гастроли без жены— найди хорошего адвоката по бракоразводным процессам! Вот мой совет начинающим звездам.
- А кто у вас первым сглаживает конфликты?
С каждым годом конфликтов в нашей семье все меньше и меньше. Не знаю, с чем это связано. А последние лет пятнадцать у нас их практически нет. Тем более из-за какой-нибудь ерунды.
- То есть вы счастливый человек?
Не люблю это произносить вслух, но, наверное, так и есть.
- Это правда, что в начале ваших отношений вам пришлось драться за нее?
Драться не пришлось — не успел, скорее, я просто получил. От своего институтского приятеля Сергея, который начистил мне физиономию. Марина была его девушкой, а стала моей женой. И я его хорошо понимаю, сам бы поступил точно так же.
Кстати, он сейчас работает техником в нашей группе. Жизнь — очень непредсказуемая штука. С кем ты из людей расстанешься и где потом встретишься — ни в одном романе не прочитаешь. Вот и здесь — через какое-то время мы вновь пересеклись, и я предложил ему работать у нас. Он очень квалифицированный и профессиональный работник, самый близкий мне человек на концерте, потому что отвечает за гитары.
- То есть обиду на вас он не затаил?
Не знаю, может, когда-нибудь перестроит гитару специально — отомстит. Но пока нет симптомов. (Смеется.)
- Кроме драк, еще подвиги приходилось совершать ради любви?
Самый большой подвиг и самый экстремальный поступок — это женитьба. Когда ты прыгаешь со скалы в воду, ты примерно оцениваешь шансы разбиться или выжить. По крайней мере, все риски ты знаешь. А когда ты женишься, ты не представляешь, что ждет тебя через год. Лотерея! И это покруче любого экстрима, потому что это твоя дальнейшая жизнь.
СТРОГИЙ КРИТИК
- Вы прислушиваетесь к мнению жены?
Да, она одна из немногих, чье мнение мне важно. Это касается всего, в том числе и музыки, потому что она постоянно находится рядом и слышит все песни. Мы репетируем в гараже в моем загородном доме, где я обустроил студию. Так что все слышно. И Марина — единственный человек, который может в открытую мне сказать, что ей какая-то композиция не нравится. В принципе, меня это иногда обижает, но я смирился. Плюс благодаря тому, что она долгое время находится со мной, слушает много музыки, жена научилась хорошо в ней разбираться. В общем, приобрела профессию звукорежиссера за годы семейной жизни.
- Так, и если песня ей не нравится?
Ну что… я переживаю страшно, но все равно ставлю в альбом, потому что она уже сделана. Я считаю это нормальным: ну кто еще тебе скажет? Либо ты прочитаешь это в Интернете, где ты не видишь лица собеседника и не дотянешься до него кулаком, либо узнаешь от близкого человека. (Смеется.) Потому что я же на нее не затаю обиды, если она скажет плохо.
Относительно да. Всему свое время. Дело в том, что с 86-го по 90-е меня просто невозможно было застать дома. Это были сплошные гастроли. А гастроли в те годы — это жуткий дискомфорт. Мне это безумно, кстати, нравилось, но это отнимало очень много времени и нервных клеток.
НА КОНЦЕРТ ЗА БУТЕРБРОДЫ
- Чем занимается ваша дочь? Она пошла по вашим стопам?
- Вы хотите, чтобы она жила и работала дома, в России?
Сердцем я хочу, чтобы она жила здесь, а умом понимаю, что, может, там и лучше. Впрочем, некоторое время назад мы отправляли ее в Лондон, где она училась на курсах языка. Но ей там не понравилось. У нее здесь друзья. Это ее мнение, и я его уважаю. Так же как с выбором вуза. И заталкивать своего ребенка насильно куда-нибудь в Швейцарию или Англию не буду.
- Полина ходит на ваши концерты?
- Вы переехали за город, потому что там можно репетировать?
Да, это основная причина. Мы долго не могли закончить пластинку, так как скитались по разным базам. Поездки по Москве на репетиции занимали кучу времени, и я понимал, что таким образом мы вряд ли что-то сделаем. И только переезд за город дал возможность сосредоточиться и начать что-то делать. Но есть и вторая причина. Я коренной москвич, но устал от этого города. Это уже не та Москва, которую я люблю. Это совершенно чужой мне город. Эта безумная застройка, которая убила Москву, бестолковые развязки, светофоры и так далее…
- Насколько хорошо себя чувствуете в качестве сельского жителя?
Отлично! Мне очень нравится. Правда, я не люблю копаться в земле, хотя у нас есть огород и там даже что-то растет. Какие-то красивые цветы — но это заслуга Марины. Я наблюдатель: мне нравится выйти на крыльцо и посмотреть, но не более того. А потом за городом можно ездить на велосипеде. Я всегда об этом мечтал, но в Москве это нереально: куча машин, которые неизвестно откуда могут выскочить в следующий миг. Ужасно устаю от вождения, дорог, и велосипед — это шикарное средство релаксации. Иногда мы вместе с дочерью катаемся.
Дочь занималась гитарой и делела успехи. А потом сказала: не интересно
- Сами гвоздь забить можете?
НЕЗАБЫВАЕМЫЕ СОЛИСТЫ
О какой славе можно было мечтать, если музыка, которую мы играли, была, как нам казалось, никому не нужна? Мы не предполагали, что в дальнейшем станем играть концерты и продавать пластинки
Читайте также:
- Токсоплазмоз и сифилис что общего
- Что делать после лечения трихомониаза
- При вич ттг что покажет
- Могут свиньи болеть сифилисом
- Репродуктивные технологии при вич