Ива н петро вич дми триев
Иван Дмитриев
Родился Иван Дмитриев в городе Вышний Волочек. Семья жила небогато, как впрочем и большинство соседей. Маленький Ваня уже с детства участвовал в самодеятельности, затем в школе руководил местным драмкружком. Затем осуществилась его давняя мечта - он поехал в Ленинград. Планы у него были грандиозные - будущий актер изначально хотел стать циркачом. Но не получилось. Ноги сами привели его в театральный техникум. Студент учился на курсе Надежды Комаровской, по окончании был принят в труппу Театра Комедии.
Затем его на долгие 10 лет принял к себе Драмтеатр Балтийского флота. Иван Дмитриев прошел всю Войну, имеет множество наград, в том числе Орден Красной Звезды и Медаль "За оборону Ленинграда".
"Потом я поступил в Театр имени Комиссаржевской, и мне показалось, что это мой театр, что я нашел свой дом. Я сыграл там множество замечательных ролей и в "Детях Ванюшина", и в "Преступлении и наказании", и в "Бесприданнице". В общем, можно сказать, что я был ведущим артистом этого театра в то время".
Кадр из фильма "За витриной универмага"
Об этом актере нельзя однозначно сказать, где он был более востребованным. В театрах неизменно ему доставались центральные роли: он сыграл и Остапа Бендера, также публика прекрасно приняла его Сатина в спектакле "На дне". Сам актер Иван Дмитриев, видя современные постановки, много раз сокрушался:
"Страшно, что ушло мое поколение. А на смену не пришло ничего по-настоящему значительного. Я все-таки верю, что придет время и опомнятся режиссеры, перестанут "выкомариваться", выдумывать - ведь что может быть интереснее, человека, его судьбы? Что может волновать больше, чем загадки человеческой души, жизни, поступков. Именно эти размышления делали нас лучше. А в теперешних спектаклях я вижу только пустоту. "
Кадр из фильма "Полосатый рейс"
И все-таки известно массовую артисту принесло кино. И хотя свою первую роль он сыграл до 25 лет, в фильме "Четвертый перископ", более значительные образы актеру стали предлагать, когда ему было уже сильно за 30 лет. А успех и популярность пришли после 40 лет. Речь идет о фильме "За витриной универмага". Его герой Михаил Крылов, завотделом, будучи несправедливо оклеветанным, в итоге выпутывается из сложившейся ситуации плюс ко всему находит настоящую любовь.
Но по-настоящему "звездной" для Ивана Дмитриева считается роль старшего помощника Олега Петровича в фильме "Полосатый рейс". Кстати, этот проект стал знаковым и для другого артиста. У Евгения Леонова, также снимавшегося в одной из главных ролей, во время съемок родился сын - будущая звезда ситкома "Папины дочки" Андрей Леонов.
70-80-е годы - конечно уже не лучшее время для актера Ивана Дмитриева, но он продолжает быть востребованным и в театре и в кино. Его последняя роль в кинематографе - в фильме "Время любить".
Многие коллеги ни раз сетовали на то, что артист не занимался преподавательской деятельностью, но сам Иван Дмитриев объяснял это тем, что высокая занятость не позволила бы ему дать все те знания и опыт, который пригодился бы его студентам.
В личной жизни актера было два брака. Первые отношения с Александрой Дэльвин подкосила Война. Их четырехмесячная дочка умерла в этот период. Правда после Войны у них родился вторая дочь Ксения, но это не спасло их от разрыва.
Кадр из фильма "Ноль три"
Второй брак с женой Галиной длился около полувека, в этом союзе родился сын Антон.
Будучи уже в довольном преклонном возрасте (Ивану Дмитриеву было 85 лет), на него в один момент обрушились сразу два несчастья. Сначала умирает супруга, а буквально через две недели - сын. Мужчина просто заснул в кресле и не проснулся.
В результате этих событий у актера стала развиваться онкология, которая привела к печальному исходу - через 3 года артиста Ивана Петровича Дмитриева не стало. Его могила находится на Литераторских мостках Волковского кладбища.
( " Полосатый рейс" 1961 г. Реж. В. Фетин ).
" Красивые глаза" - так в первую очередь характеризовали актера Ивана Дмитриева поклонницы.
Его герои - это образчик советского гражданина.
Положительные, вдумчивые, работящие, честные. А Иван Петрович смог создать образ романтического персонажа советских лет, придать лиричность и тонкость.
Иван Петрович Дмитриев родился 30 июля в 1915 года в Вышнем Волочке, но вся жизнь актера будет связана с Ленинградом.
Не все факты биографии будущего актера известны, скорее всего, поначалу его жизненный путь мало отличался от жизни его современников - школа, армия.
Но молодой человек грезил театром, кино, и с 1936 года Иван Дмитриев, бывший студент Ленинградского театрального института им. А.Н. Островского, вошел в состав труппы Ленинградского театра Комедии, в котором прослужил до 1940 года.
С 40-хх гг. Иван Дмитриев в составе труппы театра Краснознаменного Балтфлота, в котором работал несколько лет, и в 1948 году перешел в Ленинградский Драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской.
( Кадр из фильма " Русский лес" 1963 г. Реж. В. Петров ).
В 1939 году роль в фильме " Четвертый перископ" режиссера В. Эйсымонта, принесла успех, на молодого актера стали обращать внимание кинорежиссеры.
Но слава и больший успех пришли в 1955 году, после выхода фильма " За витриной универмага", где Дмитриев сыграл роль положительного и честного труженика товарища Крылова, ставшего жертвой мошенников, но зато нашедшего свою любовь.
( " За витриной универмага" 1955 г. Реж. С. Самсонов ).
Наталья Медведева, Олег Анофриев, Микаэла Дроздовская, Светлана Дружинина, Георгий Георгиу. целая плеяда прославленных и обожаемых артистов.
Иван Дмитриев " звезда" советского кино!
А потом были фильмы " Крутые Горки", " Неповторимая весна", " Ваня", " Братья".
Дмитриеву пишут, узнают на улице, он герой женских сердец.
( Кадр из фильма " Ваня" 1958 г. Реж. А. Дудоров, А. Шульман ).
В 1961 году на экраны вышел искрометный фильм В. Фетина " Полосатый рейс", где Дмитриев сыграл вместе со знаменитыми Маргаритой Назаровой, Константином Константиновским, Евгением Леоновым, Владимиром Белокуровым.
Комедийная роль влюбленного старпома принесла громадный успех, а фильм понравился и в зарубежном прокате.
У Дмитриева большинство ролей полковников, милиционеров, директоров, моряков, а если простой обыватель, то непременно особенный и серьезный.
В 1968 году вышел фильм " Армия " Трясогузки" снова в бою", где Дмитриев сыграл бравого Свиридова.
Успех в который раз был ошеломляющий.
( " Армия " Трясогузки" снова в бою ".1968 г. Реж. А. Лейманис ).
С 1973 года Иван Петрович в труппе Академического театра драмы им. А.С. Пушкина (Александринки).
В 1980 году актеру присвоено звание Народного артиста СССР.
( Кадр из фильма " Море нашей надежды" 1971 г. Реж. Г. Овчаренко ).
На экраны в 70-80-хх.гг. выходят фильмы " Пуск", " Мой друг дядя Ваня", " Нина", " Взрыв замедленного действия", " Ювелирное дело".
Последним фильмом актера стал фильм " Шурочка" (1983 г), где Иван Петрович сыграл полкового командира Шульговича.
Ролей в кино стало меньше, но поклонников не убавилось, его по прежнему узнают, помнят, любят и ценят.
Артист награжден Орденом " За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Иван Дмитриев умер 23 октября 2003 года в Санкт-Петербурге, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Самый знаменитый старпом советского кино, ставший популярным сразу после премьеры "Полосатого рейса", культового комедийного фильма. Иван Дмитриев сыграл много других ролей, но многим так и запомнился молодым моряком в форменной морской фуражке.
Ранние годы
Родился Иван Петрович Дмитриев 30 июля 1915 года в Вышнем Волочке Тверской губернии Российской империи. По другой версии - в Грозном, но семилетнюю школу точно окончил в Вышнем Волочке. В этом же городе началась трудовая биография Ивана Дмитриева. Он начал работать в местном театре сначала во вспомогательном составе труппы, потом суфлером и помощником режиссера.
Дмитриев решает связать свою жизнь с театральным искусством и переезжает в Ленинград. С 1932 по 1936 учился актерскому мастерству в классе Ю.М. Юрьева в Ленинградском техникуме сценических искусств, сейчас это Российский государственный институт сценических искусств. После его окончания, Ивану тогда исполнился 21 год, он проработал два года в Ленинградском театре комедии. Дебютные годы ознаменовались для актера первым успехом, зрители и критики тепло приняли его роли. В 1938 году его призвали на военную службу.
Военные годы
Ивана отправили в драматический театр Балтийского флота. С 1938 по 1946 год он служил в военно-морском флоте. Иван Петрович позже вспоминал, что уже знал, что такое успех, и пришел во флотский театр уже уверенным в себе актером. В 1939 году состоялся и дебют в кино, в фильме "Четвертый перископ" он сыграл небольшую роль командира водолазной команды.
Все военные годы актер Иван Дмитриев провел, гастролируя с фронтовой бригадой по самым опасным участкам фронта, давая представления в самых тяжелых условиях и поднимая боевой дух советских солдат. Он принял участие в тяжелейших боях на полуострове Ханко. В 1942 году его наградили орденом Красной Звезды, а позже и другими боевыми наградами.
С этого времени у Ивана Дмитриева появилась привычка профессионально носить военную морскую форму и почти не расставаться с тельняшкой. Демобилизовался он в 1946 году, но еще два года он служил во флотском театре, только уже гражданским актером.
Театр
В 1948 году Ивана Дмитриева вместе с супругой пригласили в труппу Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, в котором он проработал четверть века. Сам актер вспоминал, что почувствовал, что попал в родной дом, нашел свой театр. Он стал ведущим актером театра, сыграл главные роли во многих спектаклях, в том числе в "Детях Ванюшина", "Преступлении и наказании" и в "Бесприданнице".
В 1973 году уже популярного актера пригласили в академический театр драмы им. А. С. Пушкина. На сцене знаменитого Александринского театра Иван Дмитриев выступал в студенческие годы, но, посчитав себя недостойным, пошел служить в другой театр. Режиссер Игорь Горбачев очень хотел, чтобы актер сыграл Сатина в пьесе Горького "На дне". Не любивший перемен, актер согласился и прослужил в Александринке 30 лет.
Карьера в кино
Первая главная роль, по сути - настоящий кинодебют, состоялся в 1949 году в картине "Академик Иван Павлов". В 50-е годы он очень много снимался, правда, роли были хотя и запоминающимися, но второплановыми: наиболее известная - роль Михаила Крылова, заведующего секцией и бывшего майора, в комедии "За витриной универмага". До этого были роли в серьезных картинах "Мусоргский" (1950) и "Белинский" (1951).
Но для всех советских зрителей Иван Дмитриев останется старшим помощником капитана Олегом Петровичем из "Полосатого рейса", сделавшего его звездой экрана. За долгую карьеру в кино он сыграл более чем в 60 фильмах, многие образы, созданные актером, запомнились зрителям, в том числе Дыбенко из "Залпа "Авроры" (1965), Блинов из "Сибириады" (1978). Последняя роль актера была в 2002 году в фильме "Время любить", где он сыграл священника отца Дмитрия.
Личная жизнь: первый брак
Семья в личной жизни актера Ивана Дмитриева появилась в 1940 году, он женился на Александре Владимировне Дэльвин, актрисе драматического театра Балтийского флота. Познакомились они годом ранее, когда его призвали служить на флот в труппу театра. Супругу он всегда ласково звал "моя Аллочка". Семейному счастью сильно помешала война: в первые месяцы у пары родилась дочь Наташа, которая прожила всего четыре месяца. Всю войну супруги вместе с труппой ездили со спектаклями по военным частям.
В блокадные годы супружеская пара усыновила мальчика. Они подобрали на улице голодного, грязного, одетого в обноски ребенка, которому шел тогда четвертый год. Иван Дмитриев дал Коле свою фамилию. Мальчик прожил у них почти четыре года. Потом Колю разыскали родственники и увезли его в Ташкент. Иван Петрович полюбил ребенка и очень скучал по нему.
Личная жизнь: второй брак
В 1957 году появилась новая супруга Галина Григорьевна в личной жизни актера Ивана Дмитриева. Семья и дети (Антон и Ксения) всегда имели для него важное значение. Как вспоминали его друзья и родственники, как и многие мужчины, он любил рыбалку, футбол, собирать грибы. Позже к этим увлечениям прибавился и хоккей. Он очень хотел познакомиться с выдающимся советским вратарем Владиславом Третьяком, когда дальняя родственница его дочки Ксении вышла замуж за хоккеиста. Почти до конца жизни актер сожалел, что ему не удалось пообщаться с легендарным спортсменом.
В 2000 году умерла жена, с которой он прожил 50 лет, а через 13 дней скоропостижно скончался сын, которому было всего 43 года. Антон заснул в кресле и не проснулся. Трагедия сильно ударила по актеру, у него обострилась болезнь - раковая опухоль в легком. Если бы он вовремя начал лечение, то, возможно, ему удалось бы победить болезнь. В 2003 году у Ивана Дмитриева случился инфаркт, его положили в больницу, где он и скончался.
Детство юного актера
Актер Иван Дмитриев родился в городе Вышний Волочок 30 июля 1915 года.
Первые признания
Зрители всегда провожали его аплодисментами. Придя за кулисы, юный актер Иван Дмитриев ощущал на своей голове теплые ладошки коллег, его хвалили и засовывали конфеты в кармашки кофточки, все женщины труппы постоянно его зацеловывали. Ванечка приходил от этого в восторг.
Уже многим позже, учась в пятом классе общеобразовательной школы, он был руководителем драматического кружка в родном городе. Периодически друмкружок выступал на городской сцене. Они зарабатывали таким образом деньги на осуществление своей мечты — посмотреть Ленинград.
Отрочество и юность
На протяжении трех лет актер Иван Дмитриев, личная жизнь которого после одной роли в кино стала интересовать огромное число почитателей его таланта, проработал в театре города Вышневолоцка. Он был помощником режиссера, бутафором, суфлером, даже выступал на сцене во вспомогательном составе. Ему очень хотелось стать циркачом. Настоящим. По приезде в Ленинград, устроившись в цирк униформистом, будущий актер Иван Дмитриев узнает, что все артисты цирка уходят на пенсию в 30 лет. Но это не входило в его планы.
Однажды, прогуливаясь по городу, он шагал по Моховой улице. Увидев находящийся там театральный техникум и послушав свой внутренний голос, решил поступать именно туда. Учился он до 1937 года на курсе Надежды Комаровской (она была заслуженной артисткой). Получив диплом, Дмитриев устраивается на работу в Театр Комедии.
Проходит совсем немного времени, и Ивана Петровича пригласили на киносъемки. Его нынешний руководитель не одобрял такие мезальянсы, потому что был уверен в том, что киноиндустрия не предназначена для театральных актеров. Дмитриев стоял перед нелегким в его жизни выбором. Но съемочный процесс сорвался, а вернуться в театр он уже не имел возможности.
Дорога на большой экран
Заканчиваются тридцатые годы двадцатого столетия. За спиной Ивана Дмитриева уже есть несколько небольших киношных ролей.
Этот фильм собрал команду знаменитых и любимых народом актеров: Олег Анофриев, Микаэла Дроздовская, Георгий Георгиу, Наталья Медведева, Светлана Дружинина.
Комедийная роль влюбленного старпома стала успехом в фильмографии Дмитриева. А картина получила обожание и признание даже в зарубежном прокате.
История проста и незамысловата. На корабль под видом ветеринара поднимается персонаж Леонова, и с этого момента все только начинается. Он не знает, как обращаться с хищниками, которых загрузили вместе с ним на судно. И теперь ему надо не ударить в грязь лицом перед командой, чтобы они ни на мгновение не почувствовали его панического страха перед львами и тиграми. А параллельно с этой историей на корабле разворачиваются свои страсти — товарищ буфетчица и старпом постоянно выясняют отношения.
Театральные работы
Война окончилась. Иван Дмитриев получает приглашение работать в Театре Комиссаржевской. Согласился он сразу, потому что просто бредил этой возможностью. Актер стремился играть труды классиков как зарубежных, так и русских.
Придя в труппу театра, Дмитриев вскоре понял, насколько он оказался прав. Действительно, он не прогадал, ведь на этих подмостках он стал ведущим актером. А роли были те, о которых можно только мечтать: Паратов, Остап Бендер, Шуйский.
Страшное время
Семья актера Ивана Дмитриева была очень счастливой и дружной. Это был как бы пример того, какими должны быть взаимоотношения между родными людьми. Но високосный 2000 год стал для Ивана Петровича очень тяжелым: тихо ушла из жизни его любимая женщина - супруга Галина Григорьевна. Их крепкий союз длился почти полвека. Он еще не успел осознать обрушившееся на него горе, как спустя всего 13 дней не стало сына Антона. Он заснул в кресле и не проснулся. Было ему всего 43 года.
Даже крепкому, пышущему здоровьем человеку, очень трудно пережить такой стресс. Дмитриеву уже исполнилось 84 года.
Это было началом конца великого артиста: из-за этого горя у него начала развиваться раковая опухоль в легком. Возможно, при другом стечении обстоятельств и при своевременном обращении к докторам можно было бы как-то исправить ситуацию. Но случилось то, что случилось. Прошло всего три года, и Иван Дмитриев воссоединился со своей семьей в лучшем из миров.
Такой он был, Иван Дмитриев, актер. Личная жизнь, семья спустя 12 лет после его смерти интересуют поклонников таланта этого великого человека. И до сих пор, вспоминая о нем, все говорят только теплые, добрые слова восхищения. Он сумел создать на экране и на театральных подмостках образ романтического персонажа советских лет, смог раскрасить его лиричными тонкими нотками.
Признаться, подойдя к этой могиле, я не поняла, кто здесь похоронен. Имя и фамилия ни о чём не говорили, а портрет на надгробии показался совсем незнакомым. Сфотографировала на всякий случай, а дома полезла в интернет за информацией.
И - надо же! Это же мой любимчик старпом из "Полосатого рейса"! Одна из первых, детских ещё, любовей.
Видела его во многих фильмах, таяла и млела, и при этом не знала, как зовут этого актёра. Старпом и старпом.
На мой взгляд - шикарный мужчина, красавец. Истинно голливудская внешность.
С Маргаритой Назаровой в фильме "Полосатый рейс", 1961 год.
С Евгенией Козыревой в фильме "Неповторимая весна", 1957 год.
Актриса театра им. Комиссаржевской Александра Дэльвин.
А вот о второй супруге Ивана Петровича мне никакой информации найти не удалось. Как-то не принято было у актёров того поколения афишировать свою личную жизнь.
Умер Иван Дмитриев в Санкт-Петребурге, 23 октября 2003 года, в возрасте 88 лет. Похоронен на Литераторских мостах Волковского кладбища.
Пётр Вельяминов.
Народный артист РСФСР, лауреат государственной премии СССР, Пётр Сергеевич Вельяминов родился 7 декабря 1926 года в Москве, в семье потомственного военного.
Основателем рода Вельяминовых был племянник норвежского конунга - короля Хакона II, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. А в 1613 году Вельяминовы были в числе претендентов на русский престол наряду с Романовыми.
Двоюродный дед Петра Сергеевича - генерал, член Военного совета при Александре I, Иван Александрович Вельяминов.
Кадр из фильма "Тени исчезают в полдень", 1971 год.
Кадр из фильма "Ермак" (1996 год).
В 1953 году первая жена, Людмила Нюхалова, родила ему дочь Екатерину, которая впоследствии стала актрисой Омского ТЮЗа.
Во втором браке, с Галиной Гришиной, родились сын Сергей (1964) и дочь Ирина (1968). Сергей пошёл по стопам отца , закончил школу-студию МХАТ, снялся в нескольких фильмах. Судьба Ирины, увы, сложилась печально .
В 1992 году Пётр Сергеевич женился в третий раз. Со своей супругой Татьяной Танаковой он прожил до конца своих дней.
Пётр Вельяминов на концерте своей ученицы Елены Ваенги.
Скончался Пёрт Вельяминов 14 июня 2009 года в Санкт-Петербурге от пневмании в возрасте 82 лет. Похоронен на Литераторских мостах Волковского кладбища.
Елена Юнгер.
Народная артистка РСФСР Елена Владимировна Юнгер родилась 3 мая 1910 года в Санкт-Петербурге, в семье художника и поэта Владимира Юнгера.
В 1927 году поступила в Школу русской драмы на улице Росси. Работала в Свердловском ТЮЗе, в московских и петербургских театрах. В 1936 году вошлав труппу театра Комедии, возглавляемого Николаем Акимовым. Этому театру она и посвятила всю свою жизнь.
Думаю, большинство из вас сейчас впервые услышали её фамилию и недоумённо пожали плечами: кто такая эта Юнгер, чем она знаменита?
Она действительно не так уж известна широкому кругу зрителей. Елена Юнгер, прежде всего - актриса театральная, в её послужном списке всего шесть киноролей. Но вы узнаете её моментально, посмотрев на следующую фотографию.
Елена Юнгер в фильме "Золушка", 1947 год.
Да-да, это та самая вредная Анна - сводная сестрица Золушки, которую великолепно сыграла Янина Жеймо, и дочь злой мачехи, блестяще сыгранной Фаиной Раневской.
Рассказывают, что Елена Владимировна была необыкновенно элегантна, женственна. Красивые наряды, облако дорогих духов. А её тонкие изящные пальцы всегда украшали бирюзовые кольца, сделанные индейцами, верившими, что бирюза - это кости умерших от любви.
Елена Юнгер в главной роли в фильме "Софья Ковалевская", 1956 год.
Елена Юнгер была второй женой великого режиссёра Николая Павловича Акимова, создателя театра Комедии. Люди, хорошо знавшие их семью, рассказывали, что в ее отношениях с мужем было что-то забытое, прекрасное. Она неизменно называла Акимова на Вы, и обязательно Николай Павлович. Они жили каждый своей жизнью, но при этом были необыкновенно близки друг другу.
Помимо актёрской деятельности, Елена Владимировна занималась переводами. Ею переведены несколько пьес, а так же книга Эдит Пиаф "Моя жизнь". Кроме того, она издала две книги мемуаров ( "Всё это было, было, было" и "Друзей прекрасные черты") и сборник "Северные руны" куда вошли очерки самой Елены Юнгер и стихи ее отца Владимира Юнгера.
Елена Владимировна Юнгер умерла в Петербурге, 4 августа 1999 года, в возрасте 89 лет. Похоронена на Литераторских мостах Волковского кладбища.
и
Пожалуй, на сегодня достаточно. Но мы ещё вернёмся на Волковское кладбище, ибо там похоронены действительно интереснейшие люди, и о каждом хочется вспомнить и хотя бы немного рассказать.
Иван Петрович Дмитриев
Ива́н Петро́вич Дми́триев (1915—2003) — советский российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1980).
Содержание
Биография
Родился 30 июля 1915 года в Вышнем Волочке (ныне Тверская область) (по другим источникам — в Грозном [1] ).
В 1930 году окончил школу-семилетку в Вышнем Волочке. В 1929—1931 годах — артист вспомогательного состава, суфлёр, помощник режиссёра Вышневолоцкого городского театра [2] .
В 1932—1936 годах учился в Ленинградском техникуме сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств) (класс Ю. М. Юрьева)
В 1938—1946 годах служил в ВМФ СССР в качестве актёра Драматического театра Балтийского флота. Участник войны. Принимал участие в боях на полуострове Ханко. Артист фронтовой бригады.
В 1946—1948 годах — актёр Драматического театра Балтийского флота, с 1948 — Ленинградского драматического театра им. В. Ф. Комиссаржевской, с 1973 — Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Сыграл на театральных подмостках около 200 ролей.
- Первая жена — Александра Владимировна Дэльвин (1915—2009), актриса, заслуженная артистка РФ (1994).
- Дочь — Наталья (умерла во время блокады Ленинграда)
- В блокадном Ленинграде подобрал на улице мальчика-сироту Колю, которого они с супругой усыновили.
- Вторая жена — Галина Григорьевна (умерла в 2000)
- Сын — Антон (умер в 2000 в возрасте 43 года)
- Дочь — Ксения [3] .
Награды и звания
Творчество
- 1939 — Четвёртый перископ — командир эпроновцев
- 1944 — Морской батальон — эпизод
- 1949 — Академик Иван Павлов — академик Иван Павлов
- 1950 — Мусоргский — певец Мариинки
- 1951 — Белинский — Григорович
Напишите отзыв о статье "Дмитриев, Иван Петрович"
Примечания
Отрывок, характеризующий Дмитриев, Иван Петрович
Ожидая уведомления о зачислении его в члены комитета, князь Андрей возобновил старые знакомства особенно с теми лицами, которые, он знал, были в силе и могли быть нужны ему. Он испытывал теперь в Петербурге чувство, подобное тому, какое он испытывал накануне сражения, когда его томило беспокойное любопытство и непреодолимо тянуло в высшие сферы, туда, где готовилось будущее, от которого зависели судьбы миллионов. Он чувствовал по озлоблению стариков, по любопытству непосвященных, по сдержанности посвященных, по торопливости, озабоченности всех, по бесчисленному количеству комитетов, комиссий, о существовании которых он вновь узнавал каждый день, что теперь, в 1809 м году, готовилось здесь, в Петербурге, какое то огромное гражданское сражение, которого главнокомандующим было неизвестное ему, таинственное и представлявшееся ему гениальным, лицо – Сперанский. И самое ему смутно известное дело преобразования, и Сперанский – главный деятель, начинали так страстно интересовать его, что дело воинского устава очень скоро стало переходить в сознании его на второстепенное место.
Князь Андрей находился в одном из самых выгодных положений для того, чтобы быть хорошо принятым во все самые разнообразные и высшие круги тогдашнего петербургского общества. Партия преобразователей радушно принимала и заманивала его, во первых потому, что он имел репутацию ума и большой начитанности, во вторых потому, что он своим отпущением крестьян на волю сделал уже себе репутацию либерала. Партия стариков недовольных, прямо как к сыну своего отца, обращалась к нему за сочувствием, осуждая преобразования. Женское общество, свет , радушно принимали его, потому что он был жених, богатый и знатный, и почти новое лицо с ореолом романической истории о его мнимой смерти и трагической кончине жены. Кроме того, общий голос о нем всех, которые знали его прежде, был тот, что он много переменился к лучшему в эти пять лет, смягчился и возмужал, что не было в нем прежнего притворства, гордости и насмешливости, и было то спокойствие, которое приобретается годами. О нем заговорили, им интересовались и все желали его видеть.
На другой день после посещения графа Аракчеева князь Андрей был вечером у графа Кочубея. Он рассказал графу свое свидание с Силой Андреичем (Кочубей так называл Аракчеева с той же неопределенной над чем то насмешкой, которую заметил князь Андрей в приемной военного министра).
– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C'est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d'etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l'honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l'honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l'honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Читайте также: