Концепция православной церкви по вич спиду
Концепция Русской Православной Церкви по ВИЧ/СПИДу (часть 3)
Роль и задачи пастыря
а) Строение Тайн Божиих
Священническое служение - это прежде всего строение Таин Христовых, то есть постоянное созидание и укрепление Церкви посредством богоустановленных Таинств и иных священнодействий. Сама Церковь есть таинство в глубочайшем и всеобъемлющем смысле слова, и центром ее сакраментальной жизни является Святейшая Евхаристия. Служение слова и пастырская забота о прихожанах имеют целью достойное участие верных в Евхаристии, через которую они вступают в общение с Богом, "составляя одно тело во Христе" (Рим. 12. 5).
Тем, кто уверовал во Христа и очищен Таинством Покаяния, не может быть возбранен вход в Царство; в том числе и ВИЧ-инфицированный не может быть отлучаем от участия в Таинстве Евхаристии.
Это же касается и других Таинств. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, которые во дни своей болезни открывают свое сердце вере во Христа и, если не крещены, искренне желают принять Таинство Крещения, должны быть с любовью принимаемы в церковное общение, равно как и те, кто, будучи крещены, не жили прежде церковной жизнью, но желают, принеся покаяние Богу, воссоединиться с Церковью.
Важной задачей пастыря является содействие включению людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, в приходскую жизнь, которое должно начинаться с их вхождения в молитвенный и литургический ритм прихода. При решении вопроса о безопасности для других членов общины участия в церковных Таинствах людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, следует руководствоваться следующим.
С медицинской точки зрения (при условии отсутствия у больного открытых кровоточащих ран) нет препятствий для совершения Таинства Крещения над ВИЧ-инфицированным в приходском баптистерии. Также нет препятствий для совершения над такими больными Таинств Миропомазания и Елеосвящения. То же самое справедливо относительно причащения ВИЧ-инфицированных, а также целования ими икон и иных святынь.
С уважением относясь к медицинским рекомендациям, верующие помнят, что Крещение - это не "прием общей ванны", но церковное Таинство, и вода для его совершения освящается. То же касается и прикосновения верующих к святыням, и прежде всего приобщения высочайшей святыни - Тела и Крови Христовых. По глубочайшему убеждению многих поколений верующих, передача инфекции через лжицу, погружаемую в истинную Кровь Христову, невозможна.
Одной из форм духовной помощи членам прихода, живущим с ВИЧ/СПИДом, могут стать особые молебны об их здравии, а также включение особых прошений о них в сугубую ектению. В ряде приходов Русской Православной Церкви уже в течение ряда лет существует традиция совершения специальных ежемесячных молебнов о здравии людей, живущих с ВИЧ/СПИДом.
б) Церковная проповедь
При рукоположении в священный сан пастырю подается дар свидетельствовать от полноты церковного Предания. Священник призван к постоянной проповеди Слова Божия и истолкованию Евангелия в применении к жизни общины и каждого христианина. Церковная проповедь должна быть обращена к нуждам и проблемам сегодняшнего мира и человека, разрешать которые следует в свете Божественного Откровения и учения Церкви.
Ситуация с эпидемией ВИЧ/СПИДа, причины ее распространения, а также отношение общества к больным ВИЧ/СПИДом должны побуждать священнослужителей чаще обращаться к данной теме на проповеди. При этом, всемерно обличая грех и бездуховность, являющиеся подлинным источником распространения эпидемии, одновременно следует настаивать на святоотеческом принципе "ненавидь грех, но люби грешника", обличая фарисейство и греховный навык осуждения других.
Непременным элементом проповеди священника должно быть обращение к верующим призыва Спасителя о деятельной любви к ближним, в первую очередь к больным, нуждающимся, заключенным, отверженным.
в) Пастырское душепопечение о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом
Важнейшим основанием и принципом пастырского душепопечения является сострадательная, жертвенная любовь пастыря к своим пасомым. При этом излюбленным святоотеческим образом пастырства является деятельность врача (см. Св. Григорий Богослов, III Слово). "Врачевание" души должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей тех, кто нуждается в таком врачевании.
Следует помнить, что существует большое разнообразие способов заражения и ситуаций, в которых обратившийся к священнику человек с ВИЧ/СПИДом мог заразиться. ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником. Священник должен относиться к ВИЧ-инфицированному как к любому другому человеку, страдающему каким-либо серьезным заболеванием.
Человек, живущий с ВИЧ, испытывает чрезвычайную психологическую нагрузку, особенно трудно переносимую в первое время после получения известия о своем положительном ВИЧ-статусе. Это психологическое бремя усиливается рядом иных обстоятельств - отвержением со стороны общества, утратой смысла жизни, чувством страха. Пастырь должен проявлять максимальное внимание к обратившемуся человеку с ВИЧ/СПИДом. Прежде всего важно помочь ему преодолеть отчаяние и обрести надежду. Главная же задача пастыря при общении с ВИЧ-инфицированным - дать ему возможность обрести подлинный смысл жизни, встретиться со Христом.
Священник должен призывать человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, ответственно относиться к самому себе и к своим близким. В отношении самого себя больному следует заниматься лечением и вести здоровый образ жизни, в отношении близких - делать все возможное для предотвращения их заражения. Больной также может принести пользу обществу, в частности, помогая тем ВИЧ-инфицированным, которые нуждаются в поддержке, чтобы справиться с психологической нагрузкой и отчаянием.
Для священника, окормляющего людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, будет полезным знание особенностей протекания болезни, специфики лечения и его доступности, методов преодоления трудностей, связанных с социальной адаптацией.
г) Пастырское попечение вне прихода
Священнику следует уделять внимание посещению ВИЧ-инфицированных на дому, в больнице, в хосписе - особенно больных, находящихся в терминальной стадии. Большое значение будет иметь наличие у священника опыта пастырской заботы об умирающих, особенно недостаточно воцерковленных. В силу особенностей распространения ВИЧ/СПИДа в России, в терминальной стадии могут находиться люди молодого возраста, многие с опытом употребления наркотических веществ.
В случае инфицирования и смерти обоих супругов может возникнуть вопрос о дальнейшей судьбе детей и близких, находящихся на их иждивении, что может потребовать той или иной помощи со стороны прихода.
Важна пастырская работа священника с ВИЧ-инфицированными в тюрьмах. В связи с высокой степенью распространенности наркозависимости и ВИЧ-инфекции среди заключенных, большое значение приобретает подготовленность священника для работы с данной категорией лиц.
д) Вопросы семейной этики в пастырском попечении о лицах, живущих с ВИЧ/СПИДом
Факт обнаружения ВИЧ-инфекции у одного или обоих супругов, как правило, оказывается серьезным испытанием для семьи. Такие случаи требуют особого пастырского внимания и такта.
Особый случай - вопрос о вступлении в брак лиц, из которых одно ВИЧ-инфицировано, а другое об этом информировано и желает вступления в такой брак. Оба будущих супруга, в случае решимости вступить в брак, должны ясно понимать, что существует риск заражения супруга (супруги) и будущих детей. Пастырю в этой ситуации следует сделать все возможное, чтобы такое решение не было лишь результатом временной эмоциональной реакции: оно должно быть взвешенным, ответственным, духовно и нравственно мотивированным.
Вместе с тем современные профилактические и терапевтические методы снижают риск передачи ВИЧ-инфекции от матери ребенку, что открывает возможность рождения здоровых детей в семьях, где один или оба супруга ВИЧ-инфицированы. В таких ситуациях следует рекомендовать супругам обязательное наблюдение у врача.
Диаконическая (церковно-социальная) работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом Там, где это необходимо и возможно, на приходах следует создавать службы оказания духовной и психологической помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, и их близким. В работе этих служб должны участвовать специально обученные миряне и священнослужители. В приходах могут быть созданы телефоны доверия для оказания духовной и психологической поддержки специалистами из числа мирян и священнослужителей.
Приходские патронажные службы, окормляющие больных и престарелых в больницах и на дому, могут осуществлять уход и за ВИЧ-инфицированными. Сестры милосердия и иные специалисты, работающие в хосписах, также могут оказывать помощь людям, живущим с ВИЧ/СПИДом. Миряне, участвующие в тюремном служении, могут оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-инфицированным, находящимся в местах лишения свободы. Важным направлением работы является реабилитация ВИЧ-инфицированных наркозависимых. Для этого могут создаваться специальные реабилитационные программы и центры, действующие при приходах и монастырях.
Все эти виды служения в отношении людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, и их близких требуют специальной подготовки и обучения. Важное значение в приходской диаконии имеет вовлечение ВИЧ-инфицированных в активную социальную и иную приходскую работу, включение их в жизнь прихода.
В соцсетях активно обсуждают ролик, где священник Димитрий Смирнов говорит, что ВИЧ не существует. По его словам, он побывал на конференции, куда "с четырёх континентов приехали врачи". Речь шла о том, что "ВИЧа нет", "нет на свете ни одного человека, который бы видел вирус иммунодефицита".
— Если у человека обнаружат маркер этого псевдо-ВИЧ, то ему предлагают лечение, — говорит священник. — Лечение такими препаратами, которые окончательно убивают его иммунную систему, а в результате этого лечения человек может заболеть СПИДом. Поэтому самый простой способ — это вообще об этом забыть и никогда не сдавать на ВИЧ и СПИД анализы.
Это интервью было показано на телеканале "Спас" ещё в 2008 году. Но запись нашла, посмотрела и разместила у себя на странице в социальной сети жительница Тюмени, трёхлетняя дочь которой имеет ВИЧ-положительный статус. Мать решила отказаться от лечения дочери. В результате девочка с тяжелейшими осложнениями сейчас находится на грани смерти от СПИДа. Об этом ранее рассказывал Лайф.
За ребёнка уже вступились общественные активисты. Чтобы спасти девочку, фонд "СПИД. Центр" направил обращение уполномоченному по правам ребёнка в России Анне Кузнецовой. Но, успеет ли прийти помощь, пока не известно.
Лайф запросил официальную позицию Церкви по вопросу ВИЧ.
— Церковь признаёт существование ВИЧ/СПИДа, — сказал Лайфу Василий Рулинский, пресс-секретарь отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. — В 2009 году была принята Концепция участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. В мае 2016 года Святейший Патриарх Кирилл выступил со специальным посланием по случаю Дня памяти людей, умерших от СПИДа. В этом послании Святейший Патриарх призвал не осуждать людей, живущих с ВИЧ.
Он также уточнил, что на сегодняшний день действует более 70 церковных центров реабилитации, где получают помощь более 100 ВИЧ-инфицированных.
Позицию Дмитрия Смирнова по вопросу ВИЧ в РПЦ комментировать не стали.
"Презерватив — это мужской аборт!"
Священники, да и просто верующие, по другим вопросам, связанным с медициной и здоровьем, также порой высказываются резко.
В ноябре 2016 года российская компания "Бергус", которая производит презервативы Torex и "Гладиатор", заявила о расширении производства. Новый завод планировалось разместить на базе бывшего кирпичного завода в посёлке Боголюбово во Владимирской области. Кроме презервативов там должны были производиться детские подгузники, лейкопластыри и резиновые перчатки.
Но такая идея не понравилась прихожанам женского монастыря, расположенного в Боголюбове. Они назвали планы компании "позорным начинанием", а сами презервативы — средством для мужского аборта. Верующие написали письмо патриарху Кириллу, губернатору Владимирской области Светлане Орловой, генеральному прокурору с требованием остановить строительство.
Мнение по поводу конфликта выразили и представители Церкви. В частности, духовник общественного движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), как сообщают СМИ, заявил, что фабрики по производству "таких специфических предметов размещать вблизи каких-то храмовых или монастырских объектов, мягко говоря, очень неуместно".
Протесты верующих сыграли свою роль. Производственная линия презервативов из Боголюбова будет переведена во Владимир к 2018 году. Впрочем, в компании "Бергус" никто не чувствует себя в проигрыше. Как сказал представитель компании Павел Спичаков, протесты верующих оказались отличной рекламой.
Протоиерей Всеволод Чаплин, который ранее был председателем Синодального совета по взаимоотношениям Церкви и общества, так высказался об официальной позиции РПЦ по поводу презервативов.
— К использованию презервативов Церковь относится более мягко, чем к абортивным контрацептивам, которые разрушают уже зачатый эмбрион, но тем не менее их использование не приветствуется, даже супругами, — сказал он. — В любом случае отказ супругов от зачатия детей воспринимается как явление печальное. Презерватив очень часто воспринимается в обществе как символ разврата и нежелания иметь детей и заключать брак. Конечно, верующие воспринимают презервативы и сам их вид как нечто противоречащее идеалу крепкой семьи. Общим лекарством от венерических болезней является целомудрие и верность.
Директор федерального центра СПИД Вадим Покровский считает такую позицию опасной для здоровья.
— Конечно, мы приветствуем культ моногамной семьи и отсутствие добрачных связей как один из методов профилактики ВИЧ-инфекции, но, к сожалению, он далёк от реальности, — сказал он. — Здесь сталкиваются догматические и гуманистические понятия. Есть много женщин, которые заражаются ВИЧ от своего мужа, первого партнёра, в том числе если они венчаны в церкви. К сожалению, сложно узнать, какой образ жизни человек вёл до тех пор, пока не пришёл к Богу.
Дети из пробирки — это не Божий промысел
Представители Церкви негативно высказываются и по поводу ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).
— Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить её своим эгоистическим желаниям: если хочу ребёнка, то пойду на всё — на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу — сделаю, чтоб ребёнка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке и он узнаётся из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам даёт, — говорил ранее епископ Пантелеимон.
По мнению епископа, если Бог не послал женщине детей, то можно усыновить сироту и окружить его любовью.
Как пояснил Всеволод Чаплин, официальная позиция РПЦ мягче, чем мнение эпископа. ЭКО считается приемлемым, если используются половые клетки мужа, а не неизвестного донора спермы. И если при этом не заготавливаются избыточные эмбрионы, которые потом уничтожаются.
Вскрытие не под запретом
Как рассказывал Лайф, многие верующие, если умирает близкий человек, отказываются дать согласие на вскрытие тела — и потом не могут даже получить свидетельство о смерти, потому что в медицине свои правила и вскрытие в некоторых случаях является обязательным.
— К вскрытию Церковь относится достаточно спокойно, — сказал Всеволод Чаплин. — Есть религии, где вскрытие не допускается в принципе. В православии такого запрета нет. Особенно если это важно для установления правды в сложных случаях, когда есть подозрения на неестественную смерть или врачебную ошибку.
Он уточнил, что производиться вскрытие должно так, чтобы врачи с почтением относились к телу усопшего, которое является "объектом благоговейного отношения в православной традиции".
Социологи считают, что большинство россиян не слишком внимательно прислушиваются к словам церковных деятелей.
— У нас вера очень слабая на Руси, — говорит старший научный сотрудник Института социологии Р АН Леонтий Бызов. — В основном люди обращаются в церковь для совершения ритуала, то есть потому что так принято. Им кажется, что они сделали какое-то важное для себя дело. Они не слишком прислушиваются к тому, что говорит священник. И в принципе им всё равно — один священник, другой священник. Исключения составляют приходы, где постоянные прихожане, особенно в маленьких городах по углам нашей страны. Батюшка пользуется авторитетом, он в центре общества, вокруг него собираются люди.
Впрочем, врачей настораживают любые противоречащие науке высказывания по поводу их дела.
— Я, к счастью, не встречала таких пациентов, которые были бы так подвержены влиянию Церкви. И вообще, такие люди в принципе редко обращаются к врачу. Но если бы я столкнулась с отказом от лечения по каким-то религиозным соображениям, то я бы постаралась максимально подробно объяснить, какие могут быть последствия. Те священники, которые делают какие-то заявления относительно болезней, тем более ВИЧ, они далеки и от медицины, и от народа. ВИЧ — давно доказанное заболевание, и люди, которые принимают лечение, могут жить долго и успешно. Убеждать людей отказываться от лечения и не сдавать анализы — это просто преступление.
Недавно целый ряд волгоградских СМИ опубликовал новость о "чудесном" исцелении годовалого ребёнка от ВИЧ молитвой. Осведомлённость о ВИЧ-инфекции в России настолько невелика, что очень многие, включая журналистов, не понимают различия между отсутствием вируса в крови и тем состоянием, когда вирус не выявляется из-за применения антиретровирусной терапии. Последним и объясняется "чудо", случившееся в Волгограде.
Как сообщили врачи областного СПИД-центра, девочка принимала терапию, и постепенно врачам удалось добиться снижения вирусной нагрузки. Так что "после акафиста и молитв" никак не означает "вследствие них".
"Одной из семей, в которой ВИЧ-инфицированы оба родителя и младший ребенок — годовалая [имя девочки], мы помогли снять квартиру. По правилам центра люди с ВИЧ, туберкулёзом, сифилисом не могут проживать вместе с другими постояльцами".
Отказ людям, живущим с ВИЧ, в предоставлении приюта означает, что руководители православного социального центра либо не знают, каким образом передаётся вирус, либо разделяют представления Русской православной церкви о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
О таких причинах заявил на заседании правительственной комиссии 23 октября 2015 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
"Мы все с вами понимаем, что эта болезнь, как, может быть, никакая другая болезнь, имеет социальные и нравственные, вернее, безнравственные причины, и поэтому, конечно же, роль традиционных религий в нашей стране в борьбе с этим недугом очень и очень важна".
При этом епископ Пантелеимон добавил: "Особое внимание мы уделяли и уделяем противодействию стигматизации ВИЧ-инфицированных людей", очевидно не заметив собственного стигматизирующего высказывания тремя секундами ранее. Пантелеимон порадовался тому, что в России не принимаются программы снижения вреда — "бесплатной раздачи контрацептивов, замены метадоном наркотиков", и предложил утверждать в обществе и детях понятие целомудрия. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр здравоохранения Вероника Скворцова, участвовавшие в заседании правительственной комиссии, никак не отреагировали на высказывание епископа о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
Ни власть, ни церковь не понимают, что любой разговор о ВИЧ/СПИДе в контексте "духовных и моральных ценностей" стигматизирует людей, живущих с ВИЧ, и способствует тому, что подавляющее большинство скрывает свой ВИЧ-статус от окружающих, часто — даже от родственников.
Русская православная церковь ещё в 2005 году опубликовала концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Во введении к концепции утверждается, что подлинной первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является "достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров".
Однако далее признаётся, что "ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником", подчёркивается роль лечения, современных профилактических и терапевтических методов, рекомендуется наблюдение у врача супругам с ВИЧ, которые хотят родить ребёнка.
Отношение к сексуальному образованию сформулировано в концепции сдержанно: "Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа".
За время, прошедшее с 2005 года, когда РПЦ опубликовала эту концепцию, число выявленных случаев ВИЧ среди граждан России возросло почти на миллион — с 300 тысяч до 1 272 403 случаев (к 30 июня 2018 г.). С 2016 года это число ежегодно возрастает более чем на 100 тысяч. В первом полугодии 2018 г. территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51 744 новых случаях ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан. Либо грех и бездуховность продолжают стремительно умножаться, несмотря на все усилия церкви, либо риторика традиционных ценностей и упование на целомудрие не могут остановить эпидемию.
Если в середине нулевых можно было говорить, что позиция РПЦ не помогает остановить эпидемию ВИЧ, то в настоящее время она способствует распространению вируса. На круглом столе "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом", который состоялся в Отделе внешних церковных связей РПЦ в январе 2018 года, сообщалось: "благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций".
Некоторые представители РПЦ — такие, как председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов — клеймят НКО, пытающиеся заниматься профилактикой ВИЧ в школах, и говорят о целомудрии, не видя разницы между ВИЧ и СПИДом: "Чтобы не заболеть СПИДом, нужно вести целомудренную жизнь".
Неудивительно, что православный социальный центр отказывает в приюте людям, живущим с ВИЧ.
В других обществах, столкнувшихся с эпидемией ВИЧ, её удалось остановить благодаря тем мерам, действенность которых отрицается РПЦ и российскими властями — обмену шприцев, заместительной терапии, распространению использования презервативов, сексуальному образованию в школах. Каких масштабов должна достичь эпидемия в России, чтобы власти и церковь отказались от "особого пути" в борьбе с ВИЧ/СПИДом? Двух миллионов зарегистрированных случаев ВИЧ в стране? Судя по официальной статистике, действиям властей и РПЦ, это число может быть достигнуто в 2025 году.
Круглый стол был организован и проведен Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата/Российским Круглым Столом. В заседании Круглого стола приняли участие около 70 человек — священнослужители и миряне, представители церковных организаций, братств и сестричеств, сотрудники российских и международных НПО, работающих в области профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом, государственных организаций. Участники Круглого стола представляли различные регионы России и стран ближнего зарубежья: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининград и область, Архангельск, Киев, Брянская область, Омская область, Тюменская область, Рязань, Минск и область, Светлогорск, Витебск и другие города и области.
О нынешнем состоянии эпидемии ВИЧ/СПИДа в России позволяют судить цифры, представленные участникам семинара представителем Минздрава РФ, главным специалистом отдела профилактики ВИЧ/СПИДа Л.А. Дементьевой: на 01.01.2003 в нашей стране зарегистрировано 228.545 ВИЧ-инфицированных, из них детей 4.775; больных СПИДом 777, из них детей 183; умерло от СПИДа 578 человек, из них 122 ребенка. Это только официально зарегистрированные случаи, реальные же цифры в несколько раз выше. В последнее время наблюдается тенденция стремительного увеличения числа больных СПИДом, и возрастает их смертность.
Наиболее сильно затронуты эпидемией следующие регионы: Москва и Московская обл., Санкт-Петербург, Самарская обл., Свердловская обл., Иркутская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Оренбургская обл., Тюменская обл.
Увеличилось число ВИЧ-инфицированных детей, в том числе детей-сирот. Начиная с 1995 г., от ВИЧ-инфицированных матерей родилось 4.422 ребенка, из них 2.516 — в 2002 г.; 40% матерей либо не обращаются к врачам для профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, либо обращаются слишком поздно.
Хотя по-прежнему доминирующим способом передачи является употребление внутривенных наркотиков, доля инфицированных гетеросексуальным путем значительно увеличилась (в 2001 году — 6%, в 2002 году — 15%); это означает, что ВИЧ начинает все активнее выходить за пределы традиционных групп риска, распространяясь на самые широкие слои населения.
В ходе заседаний Круглого стола состоялось активное обсуждение вопроса о роли Русской Православной Церкви в профилактике ВИЧ/СПИДа, методов работы с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими, с наркозависимыми. Участники Круглого стола поделились имеющимся опытом работы в этих областях.
Программа РПЦ по профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа
О программе Русской Православной Церкви по профилактике и борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа участникам Круглого стола рассказала сотрудница ОВЦС МП М.Б.Нелюбова. Эта программа началась в 2001 году и имеет два основных направления — первичная профилактика среди детей и молодежи и работа с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом, и их близкими.
Одной из составляющих программы является проведение обучающих семинаров для священнослужителей и студентов духовных школ по проблемам духовного окормления ВИЧ-инфицированных и семинаров для церковных работников по подготовке специалистов для работы на телефонах доверия по вопросам ВИЧ/СПИДа, организации консультирования для ВИЧ-инфицированных и их близких, проведения многоаспектной профилактической работы среди детей и молодежи. Осуществляется подготовка и публикация методических пособий для работы в этой области.
Близится к завершению также разработка обучающего курса и методического пособия по подготовке сестер милосердия для ухода и патронажа за больными СПИДом.
Важной частью программы является совершение молебнов о здравии людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД, и их близких. Такие молебны совершаются ежемесячно в ряде храмов в различных городах России и стран ближнего зарубежья.
В рамках реализации программы регулярно проходят встречи специалистов государственных и общественных организаций и церковных работников для выработки механизмов сотрудничества и консолидации усилий в области профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Важным событием стала встреча Святейшего Патриарха Алексия II с исполнительным директором Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) Питером Пиотом, которая состоялась 26 марта 2002 г. На встрече было отмечено, что позиции ООН и Русской Православной Церкви по вопросам профилактики и борьбы с распространением эпидемии ВИЧ/СПИДа в значительной степени совпадают. Позже состоялся ряд рабочих встреч руководства РПЦ с руководством и сотрудниками ЮНЭЙДС.
Окормление ВИЧ-инфицированных детей-сирот
Особое внимание на Круглом столе было уделено проблеме ВИЧ-инфицированных детей, особенно сирот. Директор Региональной Клинической Инфекционной больницы в Усть-Ижоре Е.Е.Воронин подробно рассказал о работе своего отделения для ВИЧ-инфицированных беременных женщин, где процент рождения здоровых детей от ВИЧ-инфицированных матерей при применении специальной терапии доходит до 99%. К сожалению, весьма остро стоит проблема стигматизации и дискриминации обществом ВИЧ-инфицированных детей и их родителей. Отметив положительный опыт работы с ВИЧ-положительными матерями и детьми в Усть-Ижоре, а также опыт сотрудничества администрации больницы с Церковью, участники Круглого стола подчеркнули по-прежнему существующую в других городах острую потребность в духовном окормлении таких детей. Было отмечено, что нет необходимости в специализированных детских домах для детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, необходимо включать их в обычную систему социальной опеки и вести работу по поиску семей для усыновления.
Пастырское окормление ВИЧ-инфицированных заключенных в местах лишения свободы
Об интересном опыте работы в колониях и изоляторах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где на сегодняшний день находится около 3 000 ВИЧ-инфицированных заключенных, рассказала представительница Христианского Межцерковного Диаконического Совета Санкт-Петербурга (ХМДС) Татьяна Котова. В этих колониях, как и во многих других местах лишения свободы, ВИЧ-инфицированные заключенные содержатся в спецотрядах и отдельных изолированных помещениях, что делает невозможным их общение с другими заключенными. Отсутствие информации о течении, побочных действиях болезни и путях распространения вируса порождает невероятные слухи и является причиной стигматизации для самих ВИЧ-инфицированных и страха для персонала тюрем.
ВИЧ-инфицированным заключенным запрещено работать на существующих при многих колониях производствах, т.к. считается, что в случае производственной травмы или пореза они могут заразить окружающих. По той же причине они не могут учиться в тюремных учебных заведениях. Учителя специализированных общеобразовательных школ при колониях из страха заразиться отказываются приходить на занятия в спецотряды.
О своем опыте оказания комплексной помощи ВИЧ-инфицированным женщинам, вышедшим из мест лишения свободы, рассказала представительница Круглого стола по межцерковной помощи в Республике Беларусь Елена Григорьева. В настоящее время такая работа ведется в Минской и Гомельской обл., планируется ее расширение.
Работа с этими женщинами начинается в колонии и продолжается после их освобождения. В женской колонии проводятся специализированные тренинги по ВИЧ проблематике для заключенных и сотрудников колонии. После освобождения осуществляется социальное сопровождение бывших заключенных — содействие в поиске жилья и трудоустройстве. Бывшие заключенные получают юридическое консультирование, медицинскую помощь и духовное окормление, организуется их досуг.
Профилактическая анти-СПИД работа среди детей и подростков
Профилактическая работа среди детей и молодежи рассматривается как одно из важнейших направлений анти-СПИД деятельности как в государственных, так и в церковных организациях.
Чтобы решить данную проблему, проводятся федеральные конкурсы для выявления качественных технологий первичной профилактики среди подростков. В этом году на этот конкурс было подано 170 заявок на поддержку и финансирование из федерального бюджета. К сожалению, только одна из них была представлена православной организацией.
Еще одна профилактическая программа разрабатывается сейчас в ХМДС. Программа включает в себя комплексную профилактическую работу среди учителей, психологов, учащихся и их родителей. Базовыми площадками для реализации этой программы станут несколько школ С.-Петербурга.
Церковные реабилитационные центры
Об опыте работы церковного реабилитационного центра рассказал иеромонах Диомид, насельник Казанской Богородицкой Площанской Пустыни. На территории этой обители уже более 6 лет действует реабилитационная программа для наркозависимых, а 3 последних года — и для ВИЧ-инфицированных.
Сама атмосфера монашеской жизни, дух послушания, молитвы и доброделания очень благотворно воздействует на всех, попадающих в обитель, поэтому и реабилитация проходит наиболее успешно именно в монастыре. Реабилитацию наркозависимых в монастыре понимают не просто как возвращение в жизнь общества, но, прежде всего, как восстановление образа Божия в человеке.
ВИЧ-инфицированных ребят не выделяют в отдельные группы — все всегда живут вместе. ВИЧ-положительные реабилитанты, в отличие от других, исполнены решимости изменить себя, поэтому все процессы восстановления идут живее, сказывается влияние психотравмы, нанесенной смертельным диагнозом.
Одновременно на реабилитации в обители находятся 10-15 человек — с разными сроками зависимости и разными личностными особенностями. ВИЧ-инфицированных из них около 20-30%. Год — обычный срок для реабилитантов в этом монастыре. За это время человек успевает измениться в лучшую сторону. Всего реабилитационную программу в монастыре прошли около 100 человек.
Положительный опыт работы с наркозависимыми и ВИЧ-инфицированными существует и в других монастырях. Существуют также православные реабилитационные общины, находящиеся под духовным окормлением священников и обычно расположенные за городом, где реабилитанты живут в течение определенного времени — от 3 месяцев до 1 года, иногда дольше.
Работа церковных реабилитационных центров является весьма результативной: процент ремиссии в них в несколько раз выше, чем в обычных светских реабилитационных центрах.
Деятельность церковной анти-СПИД сети
Церковная анти-СПИД сеть объединяет 4 Круглых стола, которые осуществляют анти-СПИД программы на территории России и СНГ:
- Российский круглый стол/Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата
- Круглый стол по межцерковной помощи в Республике Беларусь
- Христианский межцерковный диаконический совет Санкт-Петербурга
- Координационный комитет по межцерковной помощи на Украине
Каждый Круглый Стол согласует программу своей деятельности со своим церковным священноначалием, в подчинении которого он находится, и осуществляет проекты в своем регионе (соответственно на Украине, в Беларуси, на северо-западе РФ — ХМДС, остальная территория РФ — РКС). Сотрудничество в рамках этой сети имеет своей целью практическую координацию работы в целях повышения ее эффективности и во избежание дублирования, а также совместную разработку тем, представляющих общий интерес (например, паллиативный уход, программы для подростков, работа с ВИЧ-инфицированными заключенными в местах лишения свободы, проекты с ВИЧ-инфицированными детьми, обучающие семинары для студентов духовных школ, разработка и публикация материалов по данной проблематике и т.д.).
Ежеквартально проходят встречи участников сети, посвященные различным вопросам церковной работы в области профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Возможности сотрудничества Русской Православной Церкви и светских организаций, работающих в этой области
В ходе встречи широко обсуждались перспективы сотрудничества Церкви с государственными (такими как Министерство Здравоохранения, Министерство Образования и др.) и общественными организациями, работающими в области профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом.
Все участники Круглого стола подчеркнули важность и необходимость продолжения работы Русской Православной Церкви по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом и наркоманией. Большую заинтересованность в этом высказали и все представители светских организаций.
Читайте также: