Михаи л васи льевич голубо вич
Михаил Голубович – известный советский актер. Яркий общественный деятель. В 1977 году удостоен звания "Народный артист Украинской ССР".
Биография актера
Михаил Голубович родился в Черкасской области в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Он появился на свет в небольшом городке Золотоноша с населением менее 30 тысяч жителей.
В артисты пошел не сразу. Трудовую карьеру начал на металлургическом заводе. Работал сначала помощником заливщика, потом молотобойцем и вагранщиком.
Высшее образование получил в Киевском театральном институте имени И. К. Карпенко-Карого. Занимался в творческой мастерской народного артиста Украинской ССР Василия Харченко.
В 1967 году Михаил Голубович стал актером Луганского академического украинского музыкально-драматического театра, а в 1987 занял должность художественного руководителя этого учреждения культуры. Появляется на большом экране с 1967 года.
В чиновничьих кабинетах
В 90-х занимался общественной и политической деятельностью. С 1995 года до середины 2000-х руководил управлением культуры Луганской областной администрации. В 2002 году победил на выборах депутатов Луганского областного совета.
В 2004 году, во время так называемой "оранжевой революции", высказался в поддержку Виктора Януковича, из-за чего позже был снят со своего поста.
После того как ушел с чиновничьих должностей, сконцентрировался на педагогической работе. Преподает актерское мастерство в Луганском институте культуры и искусств. В 2010 году снова прошел в областной совет от Партии регионов.
В настоящее время живет в Луганске. Ему 73 года.
Дебют в кино
Впервые на большом экране Михаил Голубович появился в 1967 году в короткометражном фильме "Согласен навек".
Первая заметная роль досталась молодому актеру в 1970 году. В двухсерийном фильме Юрия Лысенко "Узники Бомона" он сыграл Василия Порика.
Картина рассказывает о концентрационном лагере "Бомон". На дворе лето 1942 года. Фильм начинается с того, что в лагерь прибывает новый начальник. В это время в бараках продолжает свои зверства привилегированный заключенный концлагеря, экс-советский офицер в исполнении Голубовича. Его ценит администрация лагеря, даже не подозревая, что все это он делает только с одной целью – помогать другим заключенным. Он выявляет среди узников реальных предателей, а также тех, кто готов к побегу и участию в Сопротивлении.
Лагерь перебрасывают на угольные шахты во Франции. Тут Порик предлагает администрации неожиданный ход. Он уверяет, что для повышения производительности труда необходимо строго наказывать лентяев, а вот исполнительных работников, наоборот, поощрять, например, отпускать на прогулки в соседний город.
В результате вскоре на улицах французских городков появляется таинственный отряд Сопротивления, который действует только в дневное время. Он совершает дерзкие выпады и набеги, но с наступлением сумерек как будто растворяется. Членами этого отряда оказываются узники концлагеря.
Только спустя продолжительное время схему раскрывают. Порику с товарищами удается бежать. Гибель настигает Василия летом 1944 года.
У Порика был реальный прототип, которого так же и звали. Его судьба показана в фильме максимально приближенно к реальности.
"Как закалялась сталь"
В 1975 году Михаил Голубович, биография которого навек была связана с кино, сыграл в драме Николая Мащенко "Как закалялась сталь".
Это шестисерийный художественный фильм, в котором главную роль Павла Корчагина исполнил Владимир Конкин. Картина стала одной из самых успешных экранизаций знаменитого одноименного романа Островского. В нем повествуется о жизненном пути юного революционера начиная с 10-х годов XX века до Гражданской войны и последовавших за ней событий.
Актер Михаил Голубович играет брата главного героя по имени Артем. Фильм имел огромный успех в советском прокате. Его регулярно повторяли по советскому телевидению.
"Кортик"
В 1973 году еще одну яркую роль исполнил Михаил Голубович. Фильмы с этим актером часто связаны с революцией и Гражданской войной. Не стала исключением и приключенческая картина Николая Калинина "Кортик".
В центре повествования Гражданская война в России. 1921 год. Главные герои – дети. Миша Поляков (его играет Сергей Шевкуненко) гостит у своих бабушки и дедушки в городке Ревске. В руки его новому другу Генке Петрову (эта роль досталась Владимиру Дичковскому) попадает уникальный кортик. Друзья выясняют, что он принадлежал офицеру царской армии, служившему на линкоре "Императрица Мария".
С этим оружием связана неизвестная тайна. Его разыскивают бандиты. Помогает ребятам во всем разобраться командир Красной армии, комиссар Сергей Иванович Полевой. Его как раз и играет Голубович. С его помощью они раскрывают самые удивительные тайны кортика.
Фильмы в 90-е годы
Михаил Голубович, фото которого регулярно встречались в советских киножурналах, не пропал с экранов и в 90-е годы.
Он играет в драме Павла Лунгина "Луна-парк", драме Томаша Тота "Дети чугунных богов", историческом фильме Сергея Омельчука "Дорога на Сечь", мелодраме Олега Бийма "Остров любви", историческом фильме Юрия Ильенко "Молитва о гетмане Мазепе", многосерийной драме Сергея Бондарчука по одноименному роману Михаила Шолохова "Тихий дон", драме Евгения Березняка и Петра Пинчука "Дума о Тарасе Бульбе", трагикомедии Валерия Ямбургского "День побежденных", трагикомедии Александра Гордона "Огни притона".
Его последней ролью на большом экране стал образ крымского хана Ислама Гирея в фильме "Гетман".
У Голубовича был сын Владимир. Он также стал актером. Трагически погиб во время съемок в 1994 году. Ему было всего 28 лет.
СПИД (AIDS) – это состояние, которое провоцирует ВИЧ-инфекция и характеризуется тяжёлыми расстройствами иммунитета. Оно проявляется опухолевыми и инфекционными заболеваниями, длительными повторными инфекциями. Из-за того, что вирус имеет склонность к мутации, СПИД развивается, даже если принимаются антиретровирусные препараты.
СПИД – причины
СПИД вызывается ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека), поражающим CD4-лимфоциты, то есть клетки, которые разрушают возбудителей заболеваний и инфекционных агентов. При снижении количества CD4-лимфоцитов, происходит почти непоправимый сбой в работе защитных систем организма и у больного начинают развиваться злокачественные опухоли и определённые инфекционные процессы. При уменьшении числа CD4-лимфоцитов в крови больного до 200 – можно утверждать, что у него СПИД. Эффективность выполняемых функций иммунной системой значительно снижается.
От того момента, когда человек заразился ВИЧ и до развития СПИДа может пройти более десяти лет. Развёрнутую стадию СПИДа расценивают как неизлечимую, она приводит к смертельному исходу. В среднем через пять лет умирают больные, у которых установили СПИД в развёрнутой стадии. ВИЧ обнаруживается по анализу крови на наличие антител к вирусу. Сразу после заражения, данный анализ может показывать ложные результаты, так как необходимо некоторое время, чтобы выработались к данному вирусу антитела (обычно 6-12 недель). В некоторых случаях положительный анализ на ВИЧ можно получить лишь через шесть месяцев после заражения.
СПИД — симптомы
К ранним симптомам ВИЧ относят: гриппоподобные заболевания (с температурой, кашлем, слабостью, усталостью, ломотой в теле, потерей аппетита) и увеличенные лимфатические узлы. Носитель ВИЧ отличается особой заразностью, даже если при этом у нет никаких признаков заражения.
К поздним симптомам ВИЧ (через годы после заражения) относятся: хроническая усталость, постоянные подъёмы температуры и ночные поты, необъяснимая потеря аппетита и веса, увеличенные лимфатические узлы, затяжная диарея. Также к ним относятся: частые респираторные инфекции, сухой кашель или поверхностное дыхание, тёмно-бордовые опухолевидные образования в полости носа, рта и на коже.
СПИД — диагностика
Диагностическими признаками, которые наводят врача на мысль, что у больного СПИД, являются: пневмоцистная пневмония, длительная немотивированная лихорадка, не поддающаяся лечению диарея на протяжении более двух месяцев, длительная кожная сыпь, часто изменяющая свой вид, лимфаденопатия, появление саркомы Капоши у молодых людей, которая локализуется на голове, лице, туловище и имеет злокачественное агрессивное течение и другие симптомы. Также берётся во внимание на первый взгляд не поддающееся объяснению снижение массы тела более чем на 10%, лимфомы ЦНС, цитомегаловирусная инфекция, лимфопения неясной этиологии и частые заболевания простейшими, патогенными и условно патогенными микроорганизмами, грибами и особенно микст-инфекциями.
Лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции основывают на том, что обнаруживается возбудитель СПИДа или специфические к нему антитела. С помощью иммунофлуоресцентного, иммуноферментного и радиоиммунного методов обнаруживают специфические антитела к вирусу СПИД. При получении положительных результатов на антитела, повторно проводят постановку серологических реакций, используя дополнительные диагностикумы, в частности, применяют иммуног доттинг.
СПИД – лечение и профилактика
На сегодня СПИД является болезнью, не поддающейся лечению, но при своевременной терапии современными лекарственными препаратами, можно существенно продлить жизнь человеку. Поэтому очень важно проводить своевременную диагностику ВИЧ-инфекции. Классы препаратов, которые используются для поддерживающего лечения, всё время дополняются и улучшаются, и поэтому на сегодняшний день считается, что ВИЧ-инфицированный на такой терапии имеет возможность прожить от нескольких десятилетий до всей полноценной жизни.
Самое главное в борьбе со СПИДом – проводить профилактические меры, которые, в первую очередь, предполагают широкое ознакомление населения со всеми возможными путями передачи инфекции и пропагандой сурового соблюдения правил поведения.
1969 Начало неведомого века
1969 Комиссары
1970 Узники Бомона
1970 И был вечер, и было утро.
1971 Красная метель
1972 Пропавшая грамота
1972 Последний гайдук
1973 Свадьба (СССР, Югославия)
1973 Кортик
1973 Как закалялась сталь
1973-1976 Дума о Ковпаке
1974 Юркины рассветы
1974 Хождение по мукам
1974 Гуси-лебеди летят
1975 На край света.
1975 Мустанг-иноходец
1976 Театр неизвестного актера
1976 Всего одна ночь
1977 Враги
1977 Бирюк
1978 Путь к Софии (СССР, Болгария)
1978 Море
1978 Молодость - киноальманах выпуск 1-й
1979 Поезд чрезвычайного назначения
1979 Ждите связного
1979 Гонка с преследованием
1980 Мужество
1980 "Мерседес" уходит от погони
1981 Родник
1981 Ночь коротка
1981 Колесо истории
1981 Долгий путь в лабиринте
1981 Высокий перевал
1982 Преодоление
1983 Легенда о княгине Ольге
1983 Берег (СССР, ФРГ)
1984 Тихие воды глубоки
1985 П о зову сердца
1985 На крутизне
1985 Легенда о бессмертии
1985 Диктатура - фильм-спектакль
1986 Обида
1986 Мама, родная, любимая.
1986 Где-то гремит война
1987 Соломенные колокола
1987 Прощай, шпана замоскворецкая.
1987 Пока есть время
1987 Акселератка
1988 Штормовое предупреждение
1988 Дубровский
1989 Наваждение
1990 Под северным сиянием (СССР, Япония)
1990 Буйная
1991 Казаки идут
1992 Луна-парк (Россия, Франция)
1992 Ехать - значит ехать. (Украина)
1992 Вишнёвые ночи (Украина)
1992, 2006 Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия)
1993 Заложники страха (Украина)
1993 Дети чугунных богов
1994 Дорога на Сечь (Украина)
1995 Остров любви (Украина)
2001 Молитва о гетмане Мазепе (Украина)
2003 Роксолана 3. Владычица империи (Украина)
2009 Дума о Тарасе Бульбе (Украина)
2009 День побеждённых (Украина)
2011 Огни притона
2011 Люблю и точка (Украина)
2015 Последний янычар (Россия, Украина)
ГОЛУБОВИЧ
Михаил Васильевич
Родился 21.11.1943, Золотоноша, Черкасская обл.
Михаил Голубович родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша Черкасской области. В детские годы Михаил активно занимался спортом, со временем став мастером спорта по самбо. А ещё он принимал участие в самодеятельности, что и подтолкнуло его после окончания школы связать свою дальнейшую жизнь с актёрской профессией. Однако поступить театральный институт оказалось непросто. Несколько раз его постигали неудачи, но юноша не терял надежды. Работая на металлургическом заводе (молотобойцем, вагранщиком, помощником заливщика), он верил, что удача ему улыбнётся, и, в конце концов, поступил в Киевский государственный институт театрального искусства им. И. К. Карпенко-Карого.
В 1967 году Михаил Голубович окончил институт и получил направление в Ворошиловград (ныне – Луганск) в местный музыкально-драматический театр, куда получил назначение по окончании Киевского института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Его сцене он остался верен на всю жизнь, а с 1987 года стал его художественным руководителем.
С 2000 года Михаил Голубович занимается преподавательской деятельностью - ведёт актёрский курс в Луганском институте культуры и искусств.
За годы работы в Ворошиловграде-Луганске Михаил Голубович завоевал любовь и уважение жителей, став настоящей легендой города.
Кино советского периода
В 1995 году Михаил Васильевич Голубович возглавил управление культуры Луганской облгосадминистрации и проработал в этой должности до 2005 года. В 2002 - 2006 годах являлся депутатом Луганского областного Совета. 31 октября 2010 года был избран депутатом Луганского областного Совета по списку Партии регионов. Кроме того Михаил Васильевич возглавлял областную организацию Республиканской партии Украины.
Кино 90-х и нового века
Государственный переворот на Украине, и последующая за ним гражданская война, раскололи общество. Коснулось это и артистов. Некоторые из актёров Луганского музыкально-драматического театра предпочли выехать с территории образовавшейся Луганской Народной Республики, однако большая часть труппы осталась. Остался и Михаил Голубович. Друзья из Москвы предлагали ему перебраться в российскую столицу, подальше от боевых действий, но Михаил Васильевич заявил, что не может оставить город, ставший ему родным, и коллектив театра.
Голубович Михаил Васильевич
Биография
Голубович Михаил Васильевич родился 21 ноября 1943 года в городе Золотоноша. Его большая семья, а был он одиннадцатым ребенком в семье, жила издавна на Черкасщине. Трагический след оставила в семье война, на которой погибли братья и сестра Михаила. Видимо поэтому, тема войны станет потом одной из главных в его творчестве. С детства Михаил участвовал в самодеятельности, занимался спортом. Первую роль сыграл на школьной сцене в спектакле по роману А. Гончара "Знаменосцы". После окончания школы, был рабочим - работал слесарем-монтажником.
В 1967 году окончил Киевский институт театрального искусства имени. Карпенко-Карого (курс. Харченко). С того же времени работает в Луганском музыкально-драматическом театре.
Навсегда душой и сердцем прикипел к Луганской земле. Здесь встретил свою любовь, здесь родились его сыновья.
С 1987 года возглавлял украинскую труппу, реорганизованную в 1990 году в Украинский музыкально-драматический театр. Сыграл роли в 150 спектаклях.
Творческий путь мастера отметился созданием ярких сценических образов, с присущей для актера масштабностью мышления, с глубоким психологическим проникновением в тайны человеческой души. Это - Спартак, Пархоменко, Диоген, Платон, Антоний, Варавва.
В кино Михаил Голубович работает с 70-х годов, когда в украинской кинематограф пришло новое поколение режиссеров, актеров, операторов. Он привлек к себе сразу же. Его яркая внешность, внутренняя глубина и сила характера были созданы для воспроизведения на экране сильного человека. Поэтому эта тема становится ведущей в его творчестве.
В течение всего времени вниманием кинематографа Михаил Голубович не обойден. Он снялся более чем в 70 фильмах. В 70-80-е годы был одним из самых востребованных актеров украинского кино, снимался на разных киностудиях - в Москве, Ленинграде, Свердловске, Минске, Киеве и на киностудиях Европы.
Но, как говорит сам актер: "Главное не число, а работа с мастерами кино на различных студиях. Это и школа, и институт, и академия живительный кислород творчества и небывалый стимул".
Одна из причин популярности Михаила Голубович - весьма представительная внешность. На съемках фильмов, в частности актерского дара, ему пригодились и его спортивные качества: он мастер спорта по самбо, альпинист, хорошо плавает, ездит верхом, мастерски владеет саблей и всегда работает без каскадеров. Как писали кинокритики: "Высокого роста, крепкого телосложения, с суровыми чертами лица, актер очень хорошо вписывался в психологические драмы из народной жизни, и в исторические и приключенческие ленты".
Фильмы с его участием - "Комиссары", "Был вечер, и было утро", "Дума о ковпаке", "Берег" по роману Бондарева, "Бирюк", трехсерийный "Кортик", "Как закалялась сталь", "Юрку рассветы" пользуются и сейчас любовью зрителей.
С 1996 года Михаил Васильевич Голубович, начальник управления культуры и искусств облгосадминистрации. Он отдает этому делу много энергии, помогает выжить в нелегких экономических условиях отечественной культуры, которую очень ценит и любит.
Михаил Васильевич много сделал и делает для развития культуры области. То что Украинский музыкально-драматический театр в честь своего 60-летия Указом Президента получил звание Академического - значительная заслуга Голубович.
Михаил Голубович яркий и на сцене, и на экране, и в жизни. Умеет создать атмосферу искреннего общения. Все кто общается с Михаилом Васильевичем знают, что это - преданная своей профессии, сильная, смелая, надежный человек.
Голубович Михаил Васильевич принадлежит к тем личностям, которые составляют национальную гордость Украины. Его имя занесено в "Золотую книгу Украины 2000".
Народный артист Украины с 1977 года.
Библиография
- Луганщина в лицах II . - Михаил Голубович. Кондратий Булавин . Диск №2. - Луганск:РТС, [2011]. - 1 электрон. опт. диск (DVD)
- Народный артист Михаил Голубович в роли Тараса Бульбы. 2007: [Изобразительный материал] - Луганск : Максим, 2008. - С. 77.
- Народные артисты Украины О. Сумская и М. Голубович в телевизионном фильме "Роксолана" : [Изобразительный материал] // Луганщина в лицах и событиях. - Луганск : Шико, Виртуальная реальность, 2008. - 351.
- Берег наш Луганский [Текст] . - Киев, 1998 . - 256 с.
- Кошелева Л. Ю. Михаил Голубович [Текст] / Л. Ю. Кошелева. - Минводы : Кавказская здравница, 1987 . - 31 с.
- Скоркин К. Наш Бульба [Текст] / К. Скоркин // РЕАЛЬНАЯ ГАЗЕТА ИЖИЦА . - 2009 . - 20-26 апреля (№ 15). - С. 1, 6.
- Велимчаниця А. Херсон театральный [Текст] / А. Велимчаниця // КИНО-ТЕАТР . - 2009 . - № 4. - С. 10-14.
- Слезки, А. Есть еще порох в пороховницах! [Текст] / А. Слезко // УКРАИНСКИЙ ТЕАТР . - 2009 . - № 2/4. - С. 36-37.
- Доленко В. Михаил Голубович: "Люди устали от бездуховности. " [Текст] / В. Доленко // КИНО-ТЕАТР . - 2010.- № 2. - С. 6-7.
- Михаил Голубович [Текст] // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА . - 2010 . - 25-31 окт. - С. 6.
- Пронина Т. Михаил Голубович: "Я горжусь, что работаю здесь" [Текст] / Т. Пронина // ЭКСПРЕСС-НОВОСТИ.- 2010 . - 25-31 окт. - С. 2.
- Шматченко, Ю. Луганский рыцарь Дикого Поля [Текст] / Ю. Шматченко // ГОЛОС ДОНБАССА . - 2010 . - 29 ноя.-5 дек.- С. 15.
- Машковская Л. Михаил Голубович: нельзя касаться святого [Текст] / Л. Машковская // УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА . - 2008 . - № 1. - С. 28-29.
- Спектор В. Михаил Голубович: "И Гоголь был бы удивлен" [Текст] / В. Спектор // НАШЕ ЗАВТРА . - 2008 . - № 4.- С. 6.
- Среди почетных - достойные люди [Текст] // ВЕСТИ РЕГИОНА . - 2008 . - 4 июня (№ 23). - С. 1.
- Михаил Голубович стал почетным гражданином [Текст] // ЭКСПРЕСС-НОВОСТИ . - 2008 . - 22-28 сент. - С. 1.
- Машковская Л. Две дороги - две судьбы [Текст] / Л. Машковская // ЭКСПРЕСС-КЛУБ . - 2008 . - 24-30 ноя. - С. 37.
- Дорофеева А. А. "Главная роль - человеком быть": штрихи к портрету Михаила Голубовича [Текст]/ А. А. Дорофеева // ЖИЗНЬ ЛУГАНСКА . - 2008 . - 24-30 ноя. - С. 7.
- Хроника культурной жизни Украины [Текст] // ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ . - 2008 . - № 10. - С.1.
- Михаил Голубович стал почетным гражданином // Экспресс-клуб. - 2008. - 24 сент. - № 39. - С. 1, фот
- Ромашко В. Актерская судьба [Текст] / В. Ромашко // Уездный город. - 2007 . - 30 июл.-5 авг. - № 10 . - С. 1, 2.
- Маврина А. Казак луганский Михаил Голубович [Текст] / А. Маврина // Экспресс-клуб. - 2006 . - № 43 . - С. 5.
- Алябьева Л. Голубович носит "оселедець" [Текст] / Л. Алябьева // Городской курьер . - 2006 . - № 42 . - С. 4.
- Голубович М. Когда компас - предмет ненужный [Текст] / М. Голубович // XXI ВЕК . - 2005 . - 13 июл. - С. 8.
- Кобельнюк А. . И вечное открытие себя [Текст] / А. Кобельнюк//РАКУРС-плюс . - 2005 . - 6 авг. - С. 1, 6.
- Киртока В. Народный артист Украины Михаил Голубович. [Текст] / В. Киртока // Факты и комментарии. - 2005 . - 29 сент. -С. 14.
- Сын щедрой земли [Текст] // Известия Луганщины. - 2004 . - 26 Жовт. - С.4.
Делимся с друзьями .
Голубович Михаил ВасильевичРодился 21 ноября 1943 года в г.Золотоноша Черкасской области. Начал трудовую жизнь на металлургическом заводе: молотобойцем, огранщиком. Народный артист Украинской ССР (1977). роли в кино Советский актер Михаил Голубович вошел в наше детство комиссаром Полевым из фильма Н. Калинина "Кортик" (1973 год). Как завороженная, смотрела я на доброго, сильного человека в фуражке с красной звездочкой. Хотелось перенестись в героические двадцатые, чтобы рядом с ним сражаться за Советскую власть. Кто бы мог тогда подумать, что наша встреча с Михаилом Голубовичем действительно произойдет во время гражданской войны. Но совсем другой - в Донбассе. СУДЬБА СВEЛА нас в Ставрополе, где в начале марта проходил IX Международный славянский форум искусств "Золотой витязь". Перед жителями края выступали известные деятели культуры из России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Сербии. Художественный руководитель Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович был единственным, кто представлял на этом форуме Украину. Ту, живую, не пораженную нацизмом Украину, которая сегодня поддерживает истекающий кровью Донбасс. Это невероятно, но Михаил Васильевич оказался моим земляком. Он появился на свет 21 ноября 1942 года в селе Гришковка под Золотоношей тогдашней Полтавской (ныне Черкасской) области во время гитлеровской оккупации. В ту осень мой двоюродный дед Яков в мешке из-под муки вывез из Золотоноши еврейского малыша Оську, спасая его от расстрела. - Наша хата стояла на берегу реки Золотоношка, на месте бывшей пристани. Я - одиннадцатый ребенок в семье. Отец, Василий Харитонович, был на фронте связистом. Зимой 1943 года, выходя из окружения, он забежал на минутку домой, а сосед-полицай выдал его немцам. Отца они не успели задержать, но на маминых глазах бросили в полынью двух моих братиков. Меня, грудного, спасла пятилетняя сестра Катруся: спрятала в лежанке, в баке, где оставалось немного теплой воды. Поэтому я не заплакал. Голос у Михаила Васильевича глубокий, как летний вечер на Украине. Он рассказывает о своем детстве, и я вижу далекое лето 1947 года. После победы над Японией возвращаются домой советские воины. Пятилетний Мишка, поправляя сползающую пилотку, стоит у железнодорожной насыпи и жестами просит у них закурить. Выглядит это комично, но солдаты почему-то плачут. Они бросают ему куски синего искрящегося сахара, галеты, консервы. И даже не подозревают, что спустя годы этот сельский мальчонка увековечит их на киноэкране: то в образе разведчика Васи Головина (фильм режиссера Ю. Ляшенко "Мерседес" уходит от погони"), то в роли старшего сержанта Федора Карпенко ("Дума о Ковпаке" Т. Левчука). Советские воины-победители возвращаются домой. И все они похожи на Мишкиных старших братьев. Вот если бы и братья ехали в этих вагонах, а потом взяли да и спрыгнули к нему, Мишке! Все шестеро. Пусть без сахара, только бы спрыгнули. Но победные поезда мчатся мимо малыша в пилотке, не останавливаясь. - Шестеро моих братьев погибли во время Великой Отечественной войны, - не пряча слез, говорит Михаил Васильевич. - Коля, Володя, Манило, Петя, Федя, Алеша. В детстве я подолгу рассматривал их на снимках: красивые, статные, а форма какая! Вот и пошел в школьную самодеятельность ради этой военной формы. Где же еще ее можно было надеть? Участие в школьной самодеятельности, серьезное занятие спортом (Мишка избрал для себя самбо) заронили мечту стать актером. - Киевский театральный институт я штурмовал несколько раз. После каждой неудачной попытки возвращался домой и работал на металлургическом заводе. Кем только не был: вагранщиком, шихтовщиком, помощником заливщика, даже молотобойцем. Потом уже стыдно стало возвращаться - поехал в Одессу и поступил на филфак. Но, проучившись полгода, бросил. А на следующий год стал студентом Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. На радостях дал домой телеграмму: "Буду артистом!" Приехал - и сразу к деду, Харитону Степановичу, который жил отдельно от нас. Стучусь к нему, он спрашивает: "Кто там?" "Я!" - отвечаю звенящим от счастья голосом. "А, это ты, Миша. - разочарованно тянет дед. - Думал, кто-то стоящий пришел, а оно - артист. " ТEАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Михаил Голубович окончил в 1967 году. Eго первая роль в кино - старшина в новелле "Мотря" киноальманаха Г. Габая "Начало неведомого века" - стала единственной комедийной. - У Габая меня увидел режиссер Николай Мащенко и пригласил в свой фильм "Комиссары". Параллельно я снимался в роли советского героя французского Сопротивления Василия Порика в картине Ю. Лысенко "Узники Бомона". Затем была "Красная метель" в "Молдова-фильме" режиссера В. Паскару - о событиях 1917 года в Бессарабии, где я сыграл главного положительного героя Козму Калмацуя. Роль Артема в фильме Н. Мащенко "Как закалялась сталь", детская приключенческая лента "Кортик", в которой я снимался вместе с Леонидом Кмитом - Петькой из знаменитого "Чапаева" братьев Васильевых. Был Иваном Хмелем в "Юркиных рассветах" Н. Ильинского, добром фильме о жизни сельской молодежи 1970-х. Да много чего было. Я ведь снялся почти в сотне фильмов. - Михаил Васильевич, ваш типаж в кино - положительный герой: комиссар, советский командарм, партизан. В то же время вы очень убедительно сыграли черносотенца, полицая, верховода УПА. В чем секрет? - Гениальнее Станиславского на этот вопрос никто не ответил: "Я в предлагаемых обстоятельствах". Просто ставил себя на место того или иного персонажа, учитывая исторические реалии. Иначе говоря, все пропускал через себя. Помню съемки картины А. Салтыкова "И был вечер, и было утро" на "Мосфильме" в 1970 году. Я играл там главную роль, матроса Годуна. И когда в меня стреляли, настолько реально это почувствовал, что под левой лопаткой возникла дикая боль. - Как вы попали в Луганск? - В 1967 году меня пригласил работать в тогдашний Ворошиловградский областной драматический театр его руководитель народный артист УССР Петр Исидорович Ветров. Проезжая город металлургов Коммунарск, я увидел разноцветный дым, которого у нас на Черкасщине никогда не было, и ужаснулся: "Куда же меня занесло?" Прибыл в Ворошиловград, а театр гастролирует по области. Догнав своих коллег на "кукурузнике", начал с ними работать. Театр тогда состоял из двух трупп: русской и украинской. Двадцать лет спустя я стал его художественным руководителем. В 1990 году украинская труппа превратилась в Луганский областной украинский музыкально-драматический театр, получивший отдельное помещение на улице Оборонной, которым я нынче руковожу. - Слышала, что у вас работает талантливая молодежь. Как вы ее готовите? - В 1996 году мне поступило неожиданное предложение возглавить управление культуры и искусств Луганской области. Вначале отказался, но услышал: "Eсли вам все равно, что будет у нас с культурой, уходите!" И я остался почти на 10 лет: именно столько проработал во главе управления. За это время мы объединили наши училища - культпросветное, художественное и музыкальное имени Прокофьева в Северодонецке - в колледж. Я набрал в нем первый актерский курс и почти всех выпускников взял к себе в театр. В 2002 году нам удалось добиться открытия Луганской государственной академии культуры и искусств. - В ленте О. Коберидзе "Ждите связного", снятой в 1979 году на Киевской киностудии им. А. Довженко, вы создали образ иуды-полицая Дмитра. Комиссара партизанского отряда Беляева сыграл тогда Владимир Талашко. Но слово "роль" означает не только художественный образ, создаваемый актером, это еще и форма поведения человека в какой-либо ситуации. В 2014 году, когда на Украине произошел нацистский переворот, Талашко снялся в рекламной роли советского ветерана, благословляющего внука в так называемой АТО расстреливать Донбасс. Вы же по-прежнему остались работать в Луганске - под обстрелами "воинов" АТО. Для человека из украинской творческой среды подобный шаг - большая редкость. - Национализм - это не мое. Я не могу принять данную идеологию. Не могу! Вот и все. Никогда не брошу родной Луганск, моих студентов, которые иногда играют без хлеба, воды и тепла. С 2014 года название "Театр на Оборонной" имеет для нас особый смысл. Театр-то наш был создан 15 августа 1941 года и сразу же поехал на фронт! В 2017-м мы поставили рок-оперу "Распятая юность", посвященную 75-летию подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия", с которой стали лауреатами XV Международного театрального форума "Золотой витязь". - Михаил Васильевич, вы удивительно похожи на украинского писателя Григора Тютюнника. Не только внешне, внутренне, но и жизненными обстоятельствами. Он тоже родился на Полтавщине, потом жил на Луганщине, много о ней писал. - Так мы же дружили с Григором! Он частенько приходил в наше студенческое общежитие. Шебутной был хлопец, но настолько честный, искренний. - И очень талантливый! Как и его старший брат Григорий Тютюнник, автор лучшего романа о коллективизации на Украине "Вир" ("Водоворот"). Как актер и режиссер Леонид Быков. Все они трепетно любили Украину, но были напрочь лишены национализма! Это помогло им создать пронзительно чистые и нужные людям произведения. Даже маленькая националистическая червоточинка способна разрастись и поглотить самый большой талант. В истории Украины подобных примеров не счесть. А тот же Григор Тютюнник боролся не с мифическим "ворогом нации", а с конкретным украинским обывателем и наивысшей мудростью считал доброту. - Совершенно с ним согласен! Помню, как в детстве наша бабушка Соня посадит, бывало, нас с Катей себе на колени и щипнет легонько. "Что, - спрашивает, - больно?" Вот так же и каждому человеку больно. Eсли научитесь понимать людей через эту боль, то и люди вас всегда понимать будут. - Сестру давно видели? - Давно. Я же на Украину не въездной, поскольку занесен на известный сайт "Миротворец" с формулировкой: "Сепаратист, пособник террористов". Черкасские СМИ пишут: "Уроженец казацкой Золотоноши Голубович верно служит самопровозглашенной ЛНР!" Да, у меня действительно казацкие корни: имею выписку из реестровой книги, в которой значится атаман 10-го Золотоношского полка казачьего Онисько Голубович. И в фильмах я играл казаков, даже Тараса Бульбу на острове Хортица в ландшафтном спектакле Eвгения Головатюка. Но разве я должен из-за этого предавать Луганск, где творчески состоялся и прожил более полувека?! - Одна из черкасских газет поместила снимок вашего киногероя Васи Головина в немецкой форме и подписала: "Михаил Голубович уже в молодости сыграл гитлеровца". Тот, кто это сделал, никогда не видел фильм "Мерседес" уходит от погони", где переодетые в немцев советские разведчики орудуют во вражеском тылу. Жители нынешней Украины отлучены от искусства кино. Местные киностудии разгромлены и разграблены, советские киноленты запрещены. А из невежества как раз и произрастает эта дикость - национализм. - Но на Украине и в творческой среде есть люди, понимающие правду о происходящем. Один мой коллега, известный актер, узнав, что я остался в Луганске, позвонил и сказал: "Пышаюся (то есть горжусь) тобою!" Поэтому я верю: здравый смысл на Украине все-таки победит. В СТАВРОПОЛЬ, на IX Международный славянский форум искусств "Золотой витязь", луганские артисты привезли лирическую концертную программу. Михаил Васильевич с отеческой любовью следил за их выступлением из зрительного зала. А я смотрела на него и думала: этот человек вошел в историю не только самобытным артистом, но и истинным гражданином, не допустившим, чтобы его родную Украину считали нацистским государством. В фильме "Обыкновенный фашизм" Михаил Ромм утверждал: "Но были и другие немцы". И на экране появлялись одухотворенные лица немецких антифашистов. "Но есть и другие украинцы!" - заявляет миру народный артист УССР и ЛНР Михаил Васильевич Голубович, не бросивший Луганск, которому сегодня, как говорила его бабушка Соня, "больно". Юноши в костюмах советских летчиков и девушки в ситцевых платьях, танцуя, запускали в зрительный зал бумажные самолетики. Один спланировал возле меня, и я взяла его себе на память. Он сделан из программки Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, написанной на украинском языке. Читайте также:
|