В рпц предложили бороться с вич
В соцсетях активно обсуждают ролик, где священник Димитрий Смирнов говорит, что ВИЧ не существует. По его словам, он побывал на конференции, куда "с четырёх континентов приехали врачи". Речь шла о том, что "ВИЧа нет", "нет на свете ни одного человека, который бы видел вирус иммунодефицита".
— Если у человека обнаружат маркер этого псевдо-ВИЧ, то ему предлагают лечение, — говорит священник. — Лечение такими препаратами, которые окончательно убивают его иммунную систему, а в результате этого лечения человек может заболеть СПИДом. Поэтому самый простой способ — это вообще об этом забыть и никогда не сдавать на ВИЧ и СПИД анализы.
Это интервью было показано на телеканале "Спас" ещё в 2008 году. Но запись нашла, посмотрела и разместила у себя на странице в социальной сети жительница Тюмени, трёхлетняя дочь которой имеет ВИЧ-положительный статус. Мать решила отказаться от лечения дочери. В результате девочка с тяжелейшими осложнениями сейчас находится на грани смерти от СПИДа. Об этом ранее рассказывал Лайф.
За ребёнка уже вступились общественные активисты. Чтобы спасти девочку, фонд "СПИД. Центр" направил обращение уполномоченному по правам ребёнка в России Анне Кузнецовой. Но, успеет ли прийти помощь, пока не известно.
Лайф запросил официальную позицию Церкви по вопросу ВИЧ.
— Церковь признаёт существование ВИЧ/СПИДа, — сказал Лайфу Василий Рулинский, пресс-секретарь отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ. — В 2009 году была принята Концепция участия Русской православной церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. В мае 2016 года Святейший Патриарх Кирилл выступил со специальным посланием по случаю Дня памяти людей, умерших от СПИДа. В этом послании Святейший Патриарх призвал не осуждать людей, живущих с ВИЧ.
Он также уточнил, что на сегодняшний день действует более 70 церковных центров реабилитации, где получают помощь более 100 ВИЧ-инфицированных.
Позицию Дмитрия Смирнова по вопросу ВИЧ в РПЦ комментировать не стали.
"Презерватив — это мужской аборт!"
Священники, да и просто верующие, по другим вопросам, связанным с медициной и здоровьем, также порой высказываются резко.
В ноябре 2016 года российская компания "Бергус", которая производит презервативы Torex и "Гладиатор", заявила о расширении производства. Новый завод планировалось разместить на базе бывшего кирпичного завода в посёлке Боголюбово во Владимирской области. Кроме презервативов там должны были производиться детские подгузники, лейкопластыри и резиновые перчатки.
Но такая идея не понравилась прихожанам женского монастыря, расположенного в Боголюбове. Они назвали планы компании "позорным начинанием", а сами презервативы — средством для мужского аборта. Верующие написали письмо патриарху Кириллу, губернатору Владимирской области Светлане Орловой, генеральному прокурору с требованием остановить строительство.
Мнение по поводу конфликта выразили и представители Церкви. В частности, духовник общественного движения "За веру и Отечество" иеромонах Никон (Левачев-Белавенец), как сообщают СМИ, заявил, что фабрики по производству "таких специфических предметов размещать вблизи каких-то храмовых или монастырских объектов, мягко говоря, очень неуместно".
Протесты верующих сыграли свою роль. Производственная линия презервативов из Боголюбова будет переведена во Владимир к 2018 году. Впрочем, в компании "Бергус" никто не чувствует себя в проигрыше. Как сказал представитель компании Павел Спичаков, протесты верующих оказались отличной рекламой.
Протоиерей Всеволод Чаплин, который ранее был председателем Синодального совета по взаимоотношениям Церкви и общества, так высказался об официальной позиции РПЦ по поводу презервативов.
— К использованию презервативов Церковь относится более мягко, чем к абортивным контрацептивам, которые разрушают уже зачатый эмбрион, но тем не менее их использование не приветствуется, даже супругами, — сказал он. — В любом случае отказ супругов от зачатия детей воспринимается как явление печальное. Презерватив очень часто воспринимается в обществе как символ разврата и нежелания иметь детей и заключать брак. Конечно, верующие воспринимают презервативы и сам их вид как нечто противоречащее идеалу крепкой семьи. Общим лекарством от венерических болезней является целомудрие и верность.
Директор федерального центра СПИД Вадим Покровский считает такую позицию опасной для здоровья.
— Конечно, мы приветствуем культ моногамной семьи и отсутствие добрачных связей как один из методов профилактики ВИЧ-инфекции, но, к сожалению, он далёк от реальности, — сказал он. — Здесь сталкиваются догматические и гуманистические понятия. Есть много женщин, которые заражаются ВИЧ от своего мужа, первого партнёра, в том числе если они венчаны в церкви. К сожалению, сложно узнать, какой образ жизни человек вёл до тех пор, пока не пришёл к Богу.
Дети из пробирки — это не Божий промысел
Представители Церкви негативно высказываются и по поводу ЭКО (экстракорпорального оплодотворения).
— Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить её своим эгоистическим желаниям: если хочу ребёнка, то пойду на всё — на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу — сделаю, чтоб ребёнка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта. Но ведь ясно, что есть некий Божий промысел о человеке и он узнаётся из обстоятельств нашей жизни. Нужно быть самим собой и принимать тот крест, который Бог нам даёт, — говорил ранее епископ Пантелеимон.
По мнению епископа, если Бог не послал женщине детей, то можно усыновить сироту и окружить его любовью.
Как пояснил Всеволод Чаплин, официальная позиция РПЦ мягче, чем мнение эпископа. ЭКО считается приемлемым, если используются половые клетки мужа, а не неизвестного донора спермы. И если при этом не заготавливаются избыточные эмбрионы, которые потом уничтожаются.
Вскрытие не под запретом
Как рассказывал Лайф, многие верующие, если умирает близкий человек, отказываются дать согласие на вскрытие тела — и потом не могут даже получить свидетельство о смерти, потому что в медицине свои правила и вскрытие в некоторых случаях является обязательным.
— К вскрытию Церковь относится достаточно спокойно, — сказал Всеволод Чаплин. — Есть религии, где вскрытие не допускается в принципе. В православии такого запрета нет. Особенно если это важно для установления правды в сложных случаях, когда есть подозрения на неестественную смерть или врачебную ошибку.
Он уточнил, что производиться вскрытие должно так, чтобы врачи с почтением относились к телу усопшего, которое является "объектом благоговейного отношения в православной традиции".
Социологи считают, что большинство россиян не слишком внимательно прислушиваются к словам церковных деятелей.
— У нас вера очень слабая на Руси, — говорит старший научный сотрудник Института социологии Р АН Леонтий Бызов. — В основном люди обращаются в церковь для совершения ритуала, то есть потому что так принято. Им кажется, что они сделали какое-то важное для себя дело. Они не слишком прислушиваются к тому, что говорит священник. И в принципе им всё равно — один священник, другой священник. Исключения составляют приходы, где постоянные прихожане, особенно в маленьких городах по углам нашей страны. Батюшка пользуется авторитетом, он в центре общества, вокруг него собираются люди.
Впрочем, врачей настораживают любые противоречащие науке высказывания по поводу их дела.
— Я, к счастью, не встречала таких пациентов, которые были бы так подвержены влиянию Церкви. И вообще, такие люди в принципе редко обращаются к врачу. Но если бы я столкнулась с отказом от лечения по каким-то религиозным соображениям, то я бы постаралась максимально подробно объяснить, какие могут быть последствия. Те священники, которые делают какие-то заявления относительно болезней, тем более ВИЧ, они далеки и от медицины, и от народа. ВИЧ — давно доказанное заболевание, и люди, которые принимают лечение, могут жить долго и успешно. Убеждать людей отказываться от лечения и не сдавать анализы — это просто преступление.
Недавно целый ряд волгоградских СМИ опубликовал новость о "чудесном" исцелении годовалого ребёнка от ВИЧ молитвой. Осведомлённость о ВИЧ-инфекции в России настолько невелика, что очень многие, включая журналистов, не понимают различия между отсутствием вируса в крови и тем состоянием, когда вирус не выявляется из-за применения антиретровирусной терапии. Последним и объясняется "чудо", случившееся в Волгограде.
Как сообщили врачи областного СПИД-центра, девочка принимала терапию, и постепенно врачам удалось добиться снижения вирусной нагрузки. Так что "после акафиста и молитв" никак не означает "вследствие них".
"Одной из семей, в которой ВИЧ-инфицированы оба родителя и младший ребенок — годовалая [имя девочки], мы помогли снять квартиру. По правилам центра люди с ВИЧ, туберкулёзом, сифилисом не могут проживать вместе с другими постояльцами".
Отказ людям, живущим с ВИЧ, в предоставлении приюта означает, что руководители православного социального центра либо не знают, каким образом передаётся вирус, либо разделяют представления Русской православной церкви о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
О таких причинах заявил на заседании правительственной комиссии 23 октября 2015 года епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению:
"Мы все с вами понимаем, что эта болезнь, как, может быть, никакая другая болезнь, имеет социальные и нравственные, вернее, безнравственные причины, и поэтому, конечно же, роль традиционных религий в нашей стране в борьбе с этим недугом очень и очень важна".
При этом епископ Пантелеимон добавил: "Особое внимание мы уделяли и уделяем противодействию стигматизации ВИЧ-инфицированных людей", очевидно не заметив собственного стигматизирующего высказывания тремя секундами ранее. Пантелеимон порадовался тому, что в России не принимаются программы снижения вреда — "бесплатной раздачи контрацептивов, замены метадоном наркотиков", и предложил утверждать в обществе и детях понятие целомудрия. Премьер-министр Дмитрий Медведев и министр здравоохранения Вероника Скворцова, участвовавшие в заседании правительственной комиссии, никак не отреагировали на высказывание епископа о "безнравственных причинах" ВИЧ-инфекции.
Ни власть, ни церковь не понимают, что любой разговор о ВИЧ/СПИДе в контексте "духовных и моральных ценностей" стигматизирует людей, живущих с ВИЧ, и способствует тому, что подавляющее большинство скрывает свой ВИЧ-статус от окружающих, часто — даже от родственников.
Русская православная церковь ещё в 2005 году опубликовала концепцию участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Во введении к концепции утверждается, что подлинной первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является "достигшее невиданных прежде размеров умножение греха и беззакония, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров".
Однако далее признаётся, что "ВИЧ-инфицированный может оказаться вовсе не закоренелым грешником", подчёркивается роль лечения, современных профилактических и терапевтических методов, рекомендуется наблюдение у врача супругам с ВИЧ, которые хотят родить ребёнка.
Отношение к сексуальному образованию сформулировано в концепции сдержанно: "Русская Православная Церковь считает необходимым выступать против упрощенческих схем, когда так называемое сексуальное просвещение воспринимается как панацея от всех бед, единственное средство воспитания и образования молодежи в вопросах профилактики СПИДа".
За время, прошедшее с 2005 года, когда РПЦ опубликовала эту концепцию, число выявленных случаев ВИЧ среди граждан России возросло почти на миллион — с 300 тысяч до 1 272 403 случаев (к 30 июня 2018 г.). С 2016 года это число ежегодно возрастает более чем на 100 тысяч. В первом полугодии 2018 г. территориальные центры по профилактике и борьбе со СПИДом сообщили о 51 744 новых случаях ВИЧ-инфекции, исключая выявленных анонимно и иностранных граждан. Либо грех и бездуховность продолжают стремительно умножаться, несмотря на все усилия церкви, либо риторика традиционных ценностей и упование на целомудрие не могут остановить эпидемию.
Если в середине нулевых можно было говорить, что позиция РПЦ не помогает остановить эпидемию ВИЧ, то в настоящее время она способствует распространению вируса. На круглом столе "Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом", который состоялся в Отделе внешних церковных связей РПЦ в январе 2018 года, сообщалось: "благодаря сотрудничеству с Церковью фокус рекламных профилактических кампаний госучреждений сместился с рекламы технических средств защиты от заражения ВИЧ на пропаганду нравственных ценностей; происходит воцерковление сотрудников социальных служб государственных организаций".
Некоторые представители РПЦ — такие, как председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов — клеймят НКО, пытающиеся заниматься профилактикой ВИЧ в школах, и говорят о целомудрии, не видя разницы между ВИЧ и СПИДом: "Чтобы не заболеть СПИДом, нужно вести целомудренную жизнь".
Неудивительно, что православный социальный центр отказывает в приюте людям, живущим с ВИЧ.
В других обществах, столкнувшихся с эпидемией ВИЧ, её удалось остановить благодаря тем мерам, действенность которых отрицается РПЦ и российскими властями — обмену шприцев, заместительной терапии, распространению использования презервативов, сексуальному образованию в школах. Каких масштабов должна достичь эпидемия в России, чтобы власти и церковь отказались от "особого пути" в борьбе с ВИЧ/СПИДом? Двух миллионов зарегистрированных случаев ВИЧ в стране? Судя по официальной статистике, действиям властей и РПЦ, это число может быть достигнуто в 2025 году.
На круглом столе было заслушано шесть докладов и обсуждались вопросы, связанные с современным состоянием эпидемии ВИЧ/СПИДа в России и в мире; взаимодействие государственных и религиозных организаций в области ВИЧ/СПИДа; первичная профилактика заболевания среди детей и молодежи; паллиативный уход за ВИЧ-инфицированными с участием сестер милосердия и волонтеров и др.
Специалист по эпидемиологическим вопросам Центрального научно-исследовательского института эпидемиологии Роспотребнадзора Л.А. Дементьева рассказала об эпидемиологической ситуация по ВИЧ-инфекции и о мерах, предпринимаемых в России по предупреждению распространения этого заболевания.
Она отметила, что по данным ЮНЭЙДС, за три с половиной десятилетия, прошедших с момента открытия ВИЧ, во всем мире было инфицировано более 78 млн. человек. К 2017 г. от ВИЧ-инфекции погибло 39 млн. человек, число живущих с ВИЧ на сегодня составляет 36,9 млн. По данным ВОЗ, в Европейском регионе регистрируется рост новых случаев ВИЧ на 18 %, снижение числа случаев смерти на 7 % по отношению к 2010 году.
Проблема распространения ВИЧ продолжает оставаться крайне актуальной во всем мире, несмотря на успехи науки в области лечения, например, появлению новой терапии, способной привести к длительной ремиссии.
В Российской Федерации на конец 2019 года проживало более 1 млн. россиян с диагнозом ВИЧ-инфекция, было зарегистрировано 80.118 новых случаев ВИЧ-инфекции, что на 7,5% ниже, чем в 2018 г. В 2019 году на диспансерном учете в специализированных медицинских организациях состояло 760.306 ВИЧ-инфицированных (66,9% от числа, живущих с диагнозом ВИЧ-инфекция). Доля заразившихся ВИЧ при гетеросексуальных контактах составила 58,9%, при употреблении наркотиков – снизалась до 37,4% Преимущественно в 2019 году ВИЧ-инфекция диагностировалась у россиян в возрасте 30-49 лет (71,5% новых случаев).
Среди положительных тенденций в развитии эпидситуации докладчица отметила следующие:
— снижение темпов прироста заболеваемости: в 2011-2015 гг. он в среднем составлял – 10%, в 2016 г. – 5,3%, в 2017г. — 0,9%.
— увеличение числа обследований на ВИЧ (в 2019 г. – 40,8 млн, что на 6,3% больше, чем в 2018 г.).
— снижение темпов роста заболеваемости ВИЧ-инфекцией в стране (в 2019 г. на 7,5% меньше, чем в 2018 г.; в 2018 г. – снижение на 2 %).
— увеличение охвата лечением больных ВИЧ-инфекцией, состоящих на диспансерном учете, с 37% (2015 г.) до 68,8% в 2019 г.
— снижение среди впервые выявленных случаев ВИЧ-инфекции доли подростков и молодежи в возрасте 15-20 лет с 1,6% (2012 г.) до 0,8%, доли молодежи в возрасте 20-30 лет с 35,3% до (2012 г.) до 20% в 2019 г.
— снижение заболеваемости туберкулезом (впервые выявленным) на 7,9%, ХВГВ-на 6,4%, ХВГС – на 5,8% по сравнению с 2018 г.
К числу негативных тенденций Л.А.Дементьева отнесла следующие:
— увеличение числа регионов с высокой распространенностью ВИЧ-инфекции более 0,5% от численности населения (до 36 в 2019 г.), где проживает более 59,6% населения страны.
— рост удельного веса ВИЧ-инфицированных среди беременных женщин (в 2018 г. – 0,99%).
— сохранение тенденции заражения ВИЧ населения наиболее активного трудоспособного возраста.
— регистрируется рост больных ВИЧ-инфекцией, клинически проявляющейся в виде злокачественных новообразований (в 2018 г. в 4,5 раза больше по сравнению с 2010 г.). Растет доля больных ВИЧ-инфекцией, умерших от онкозаболеваний: среди всех умерших в 2018 году они составили 6%, в 2017 году – 5%, а среди причин, не связанных с ВИЧ-инфекцией, 7% и 6% соответственно.
Выступающая отметила, что в России с 1987 года умерло более 355.000 инфицированных ВИЧ, в т.ч. 33.577 человека за 2019 год. Это на 9,0% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (36.868 чел.) и больше по сравнению с предыдущими годами (2017 г. – 31.898, 2016 г. – 30.550, 2015 г. – 27.564). Наиболее вероятной причиной высокой смертности, связанной с ВИЧ-инфекцией, является позднее начало лечения ВИЧ-инфекции и низкая доля больных с подавленной вирусной нагрузкой. Ведущей причиной летальных исходов среди инфицированных ВИЧ остается туберкулез. В 2019 г. было зарегистрировано 48.892 пациентов с активным туберкулезом в сочетании с ВИЧ-инфекцией.
Л.А. Дементьева рассказала о задачах Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также о мероприятиях, проводимых в рамках ее реализации. Она особенно остановилась на опыте общественных и благотворительных организаций, работающих в области профилактики ВИЧ в разных регионах России.
В заключение своего вступления Л. А. Дементьева выразила надежду на продолжение взаимополезного сотрудничества между государственными и религиозными организациями в профилактике ВИЧ-инфекции и помощи людям, затронутым этим заболеванием.
В 2019-2020 учебном году партнерами проекта являются 6 общеобразовательных школ города, 11 детских садов, Уральский технологический колледж и Белоярский многопрофильный техникум. В программах проекта участвуют 1637 школьников, 600 студентов колледжа и техникума, 536 дошкольников, 950 родителей учащихся и 118 педагогов.
Основными направлениями деятельности на будущее руководители проекта считают работу с подрастающим поколением по духовно-нравственному воспитанию в духе традиционных семейных ценностей; работу с педагогами, родителями и с семьями.
Читайте также: