Что такое тиф в баскетболе
Изначальные правила игры в баскетбол сформулированые Джеймсом Нейсмитом, состоявшие лишь из 13 пунктов с течением времени изменились. Первые международные правила игры были приняты в 1932 году на первом конгрессе ФИБА, после этого они многократно корректировались и изменялись, последние значительные изменения были внесены в 1998 и 2004 годах.
В баскетбол играют две команды, обычно по двенадцать человек, от каждой из которых на площадке одновременно присутствует пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину своей команды.
Мячом играют только руками. Бежать с мячом не ударяя им в пол, преднамеренно бить по нему ногой, блокировать любой частью ноги или бить по нему кулаком является нарушением. Случайное же соприкосновение или касание мяча стопой или ногой не является нарушением.
Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков. При равном счёте по окончании основного времени матча назначается овертайм (обычно пять минут дополнительного времени), в случае, если и по его окончании счёт будет равен, назначается второй, третий и т. д. овертайм, до тех пор пока не будет выявлен победитель матча.
За одно попадание мяча в кольцо может быть засчитано разное количество очков:
-1 очко — за каждый точный бросок со штрафной линии
-2 очка — бросок со средней или близкой дистанции (ближе трёхочковой линии)
-3 очка — бросок из-за трёхочковой линии на расстоянии 6м 75см (7 метров в Национальной баскетбольной ассоциации)
Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих. Матч состоит из четырёх периодов по десять минут (двенадцать минут в Национальной баскетбольной ассоциации) с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между второй и третьей четвертями игры — пятнадцать минут. После большого перерыва команды должны поменяться корзинами.
Игра может идти на открытой площадке и в зале высотой не менее 7 м. Размер поля — 28х15 м. Щит размером 180х105 см от стойки. От нижнего края щита до пола или грунта должно быть 275 см. Корзина представляет собой металлическое кольцо, обтянутое сеткой без дна. Она крепится на расстоянии 0,31 м от нижнего обреза щита. Окружность мяча для игры в баскетбол — 75-80 см, масса — 600—650 г.
Нарушения
-аут — мяч уходит за пределы игровой площадки;
-нарушение ведения мяча, включающее в себя пронос мяча, двойное ведение;
-три секунды — игрок нападения находится в зоне штрафного броска более трех секунд в то время, когда его команда владеет мячом в зоне нападения;
-восемь секунд — команда, владеющая мячом из зоны защиты не вывела его в зону нападения за восемь секунд;
-24 секунды — команда владела мячом более 24 секунд и не произвела точного броска по кольцу. Команда получает право на новое 24 секундное владение, если мяч, брошенный по кольцу коснулся дужки кольца либо щита, а также в случае получения фола защищающейся командой.
-плотноопекаемый игрок — игрок держит мяч более пяти секунд, в то время как соперник его плотно опекает;
-нарушения возвращения мяча в зону защиты — команда, владеющая мячом в зоне нападения перевела его в зону защиты.
Фолы
Фол — это несоблюдение правил, вызванное персональным контактом или неспортивным поведением. Виды фолов:
Игрок, получивший 5 фолов (6 фолов в НБА) в матче должен покинуть игровую площадку и не может принимать участие в матче (но при этом ему разрешается остаться на скамейке запасных). Игрок, получивший дисквалифицирующий фол должен покинуть место проведения матча (игроку не разрешается остаться на скамейке запасных).
Тренер дисквалифицируется, если:
-он совершит 2 технических фола;
-официальное лицо команды или запасной игрок совершат 3 технических фола;
-тренер совершит 1 технический фол и официальное лицо команды или запасной игрок совершат 2 технических фола.
Каждый фол идет в счет командных фолов, за исключением технического фола, полученного тренером, официальным лицом команды или игроком на скамейке запасных.
Персональный фол — фол, вследствие персонального контакта.
Наказание:
Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то:
-если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание;
-в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных;
Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то:
-если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной;
-если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным.
Неспортивный фол — фол, совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил.
Наказание:
Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован.
Дисквалифицирующий фол — это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды.
Наказание:
Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу.
Технический фол — фол, не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера.
Наказание:
Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу.
A
air ball - неудачный бросок, при котором мяч не задел кольцо или щит
alley oop - парашютик, принятие паса и бросок в одном прыжке, часто сверху
and one - удачный бросок с фолом
arc - трёхочковая линия
assist - предшествующий удачному броску, аналогично футбольной "голевой передаче"
B
backboard - доска, на которой закреплено кольцо
backcourt - 1) своя половина, половина поля с кольцом команды в контексте; 2) игроки, играющие защитников в команде
backdoor - за спиной у соперника, буквально: "через заднюю дверь"
ball - мяч
baller - баскетболист, обычно любитель
ballgame - 1) матч, игра (определённая); 2) игра выйграна, обычно произносится в конце матча
bank I - совершить бросок от щита, т.е. чтоб мяч отскочил от щита
bank II - от щита, с отскоком мяча от щита
baseline - граница поля за щитом
basket - корзина
basketball - 1) баскетбол; 2) баскетбольный мяч
bench - скамейка запасных
block I - 1) блок, касание мяча после или во время броска с целью предотвратить попадение мяча в корзину; 2) фол в защите заключающийся в силовом контакте движущегося защитника с игроком владеющим мячом
block II - накрыть, поставить блок, коснуться мяча с целью предотвратить его попадение в корзину
block out - см. box out
bounce pass - пас с отскоком мяча от пола
box out - заграждать путь соперника к кольцу с целью выигрыша подбора
brick - кирпич, неудачный бросок
bury - совершить удачный, часто трудный, бросок, букв "похоронить"
buzzer - звуковой сигнал озвещающий о конце какого-либо временного интервала в игре (времени на бросок, половины игры, и т.п.)
C
center - центровой, обычно самый большой и высокий игрок в команде, играющий близко к кольцу
centercourt - центр поля
charge I - фол в нападении заключающийся в силовом контакте игрока с неподвижным защитником
charge II - совершить силовой контакт с неподвижным защитником
coast-to-coast - от одного конца поля до другого, буквально: "от побережья до побережья"
court - поле для игры
crossover - прием в нападении, заключающийся в движении в одну сторону от защитника, увлекая его за собой, и быстрой смене направления в другую сторону
cut I - быстрый рывок от защитника с целью получить пас
cut II - совершить быстрый рывок от защитника с целью получить пас
cylinder - воображаемый вертикальный цилиндр над кольцом
D
d - сокращённо от defense
dead ball - ситуация, при которой время остановлено, часто используется как dead ball foul, фол вне игры
defense - защита
defensive rebound - подбор в зашите, подбор со своего щита
dish I - пас
dish II - отдать пас
dribble I - ведение мяча
dribble II - вести мяч
double - двушка, два очка
double digits - десять, буквально: "две цифры"
double double - десять в двух статистических категориях, например 10 очков и 10 подборов
double dribble - двойное ведение, нарушение правил, при котором игрок после ведения касается мяча двумя руками и продолжает ведение
double team - прием в защите, заключающийся в обороне нападающего игрока сразу двумя защитниками
downtown - далеко от корзины, обычно за трёхочковой линией
dunk - бросок сверху
F
fake - финт, обманное движение
fallaway - бросок с отклонением от кольца
fast break - игра на бегу от одного кольца до другого
field goal - любой бросок кроме штрафного
finger roll - бросок близко к кольцу, при котором мяч находится на ладони вытянутой руки
finish I - завершение (удачной комбинации), удачный бросок
finish II - завершить комбинацию, забросить мяч в корзину
flagrant foul - жёсткий фол, за который даётся более строгое наказание, чем за обычный
flush I - бросок сверху
flush II - забросить мяч сверху
forward - нападающий
foul I - фол, нарушение правил одним игроком, обычно по отношению к игроку другой команды
foul II - сфолить, нарушить правила, обычно по отношению к игроку другой команды
free throw - штрафной бросок
frontcourt - 1) половина поля с кольцом другой команды; 2) нападающие и центровой в команде
G
garbage time - время, оставшееся в уже явно решенной игре
give-and-go - популярная комбинация, при которой один игрок даёт пас другому, прорывается под кольцо, получает мяч обратно и совершает близкий к кольцу бросок
glass - щит, буквально: "стекло"
goaltending - нарушение правил, заключающееся в касании мяча имеющего шанс попасть в корзину и летящего по нисходящей части своей траектории; см. также offensive goaltending
guard I - защитник
guard II - охранять, играть в защите против игрока в контексте
H
hand checking - нарушение правил, заключающееся в задержке нападающего игрока руками
handle - навык ведения мяча
hang time - время, которое игрок проводит в воздухе при прыжке
high post - пространство около штрафной линии
hole - кольцо, корзина
hook - крюк, бросок, при котором нападающий игрок использует для броска дальнюю от кольца руку
hoop - кольцо
hoops - баскетбол
hops - умение прыгать
J
j - сокращённо от jumper
jab step - приём в нападении, заключающийся в быстром перемещении ноги, заставляющим защитника сместиться в попытке защитить путь к кольцу
jam I - бросок сверху
jam II - забросить мяч сверху
jump ball - спорный бросок; подбрасывание судьёй мяча между двумя игроками, пытающимися отбить его своим игрокам
jumper - бросок в прыжке
jumpstop - прыжок с двух ног с целью броска, совершаемый после ведения мяча
K
key - трапеция (в мировом баскетболе), окрашенная часть поля, простирающаяся от границы поля под кольцом до штрафной линии
kiss off the glass - совершить бросок от щита
L
lay - совершить близкий к кольцу бросок
layin - близкий к кольцу бросок
layup - близкий к кольцу бросок
lane - трапеция (в мировом баскетболе), окрашенная часть поля, простирающаяся от границы поля под кольцом до штрафной линии
loose ball - ситуация во время игры, при которой ни одна команда не владеет мячом
low post - идиом самое близкое к кольцу пространство
M
man to man - тип защиты, при котором в любой момент времени каждый игрок защищающейся команды охраняет одного игрока нападающей команды
N
net - сетка
no look - не глядя
nothing but net - точный бросок, при котором мяч не задевает кольца, буквально: "ничего кроме сетки"
O
offense - нападение
offensive rebound - подбор у чужого кольца
old fashioned three point play - удачный бросок с фолом, если игрок забивает штрафной; ссылается на баскетбол до введения трёхочкового броска
open - открытый (никем не защищённый)
outlet pass - пас после подбора
overtime - овертайм, дополнительный период игры на случай равного счёта по окончании основного времени (или предыдущего овертайма)
P
paint - трапеция (в мировом баскетболе), окрашенная часть поля простирающаяся от границы поля под кольцом до штрафной линии
palm - подставлять руку под мяч при ведении, обычно считается проносом
pass I - пас
pass II - отдать пас
pick - заслон, использование своего тела одним игроком нападающей команды как преграду на пути игрока другой команды
pick and roll - популярная комбинация, при которой один игрок нападающей команды ставит заслон для игрока с мячом и, после того как оба их защитника перемещаются в сторону последнего, получает пас на открытый бросок
pivot - владея мячом совершать любые движения, при которых одна нога остаётся на одном месте
pivot foot - нога, которую игрок не может переместить не совершая пробежки
point - 1) очко; 2) позиция распасовщика
point guard - распасовщик
position - позиция, роль игрока на поле
possession - владение мячом (может относиться ко всей команде, или одному игроку)
post I - пространство, наиболее близкое к кольцу
post II - приём в нападении, при котором игрок с мячом продвигается к кольцу спиной к защитнику
power forward - мощный нападающий, высокий и сильный, но подвижный игрок
prayer - трудный бросок, часто на последних секундах, буквально: "молитва"
press - прессинг, тип защиты, при котором игроки защищающейся команды находятся очень близко к игрокам другой команды и интенсивно перекрывают возможность паса
pull up - 1) резкий прыжок вверх для броска; 2) резко прыгнуть вверх для броска
pump - приподнять мяч, как будто для броска, чтобы заставить защитника подпрыгнуть (обманное движение)
R
rainbow shot - бросок, при котором мяч летит по высокой траектории
range - дистанция от кольца внутри, которой игрок в контексте может регулярно забрасывать мяч в корзину
rebound - подбор
regulation - всё обычное время игры, без овертаймов
reject - накрыть
rim - кольцо
rip - перехватить мяч, обычно прямо из под рук у игрока, буквально "оторвать"
rock - мяч, буквально: "камень"
runner - бросок с бега
S
school - совершить потрясающе эффективный приём в нападении и забросить мяч, буквально: "научить"
screen - заслон
shake - совершить любое обманное движение, в результате которого обманутый защитник передвигается в противоположную от игрока сторону
second chance - второй шанс на атаку, возникающий после подбора в нападении
shoot - совершить бросок
shooting guard - подвижный защитник, умеющий пройти под кольцо или бросить издалека
shot - бросок
shot clock - 1) время, отведённоё на атаку; 2) циферблат, показывающий оставшееся время на атаку
skywalk - перемещаться горизонтально при прыжке
slam I - бросок сверху
slam II - забросить сверху
slam dunk - бросок сверху
small forward - малый нападающий, достаточно высокий игрок, умеющий пройти под кольцо или бросить издалека
square up - повернуться к кольцу так, чтобы ноги и плечи были симметричны относительно линии от кольца до игрока; считается правильной позицией перед броском
steal - перехватить мяч, буквально: "украсть"
swingman - игрок, умеющий играть как защитника, так и нападающего
switch - переключиться с защиты одного игрока на другого, обычно из-за заслона
T
t - сокращённо от technical foul
take I - проход под кольцо
take II - пройти под кольцо
technical - технический, связанный с неспортивным аспектом игры
technical foul - технический фол
three - три очка, трёхочковый бросок
three-point shot - трёхочковый бросок
throw - бросить из т
Баскетбол — зрелищная и очень популярная спортивная игра, известная по всему миру.
Чтобы играть в любительский баскетбол, достаточно иметь команду, мяч и два кольца (корзины), установленных на возвышении.
Правила игры достаточно просты. Но, если всерьез заниматься данным видом спорта и участвовать в турнирах, без знаний специальной баскетбольной терминологии попросту не обойтись. А терминов в данной игре достаточно!
Основные термины и их определения, связанные с баскетболом
Перед тем как начинать играть в баскетбол необходимо выучить его терминологию.
Так называется один из самых зрелищных баскетбольных бросков. Те, кто любит смотреть баскетбольные матчи или фильмы про баскетболистов, конечно, видели данный бросок.
Он производится двумя игроками одной команды, владеющей мячом. Аллей-уп является результатом их взаимодействия, так как один игрок отдает навесную передачу в сторону корзины, а другой совершает прыжок и, не приземляясь, отправляет этот мяч в корзину броском сверху.
Изобрел данный оригинальный элемент Эл Такер — американский профессиональный баскетболист. Для того чтобы совершить эффектный аллей-уп, игрокам нужно быть не только хорошо натренированными, рослыми, но и являться частью сплоченной команды.
Справка. Среди профессиональных баскетболистов авторами самых зрелищных аллей-упов является пара Саши Кауна и Милоша Теодосича.
Положение игрока или мяча вне баскетбольной площадки называется аут. Игрок находится вне игровой зоны (в ауте), если соприкасается:
- с любым объектом, который находится за пределами площадки (исключение — другие игроки);
- с полом за границами игровой зоны (полностью или частично).
Метательный снаряд находится в ауте, если соприкасается:
- с полом за границами игровой зоны;
- с поверхностью щита (задней);
- с любым объектом, который расположен над баскетбольной площадкой;
- с игроком, который находится в ауте.
Внимание! Мяч считается ушедшим в аут от того игрока, который коснулся метательного снаряда либо был задет им последним до того момента, как судьей был зафиксирован аут, или который прикоснулся к мячу, находясь в ауте. После этого право на владение мячом переходит к команде-сопернику.
Специальная игровая зона прямоугольной формы с твёрдой поверхностью. Официальные соревнования почти всегда проводятся на крытых площадках 28х15 метров. На игровом поле есть разметка, установлено два щита с корзинами.
Для любительского баскетбола размеры площадок варьируются. Разрешаются площадки 18х12 или 30х18 м. Высота потолков в зале не должна быть меньше 7 метров, но на официальных соревнованиях стандарт — 12 метров или выше.
Очень важно освещение игрового поля. Люминесценция не должен мешать игрокам во время матча.
Фото 1. Схема баскетбольной площадки с размерами 28 на 15 метров. На чертеже обозначены зоны игровой площади.
Мяч для игры в баскетбол легко узнаваем: он оранжевый с черными полосами. Как правило, выделяют два вида игровых снарядов: indoor и outdoor. Первый вид используется для игр в зале и для официальных соревнований. Поверхность таких изделий изготовлена из натуральной или искусственной кожи с добавлением синтетики. Второй вид используется как в зале, так и на улице. Мячи для улиц могут быть изготовлены из резины.
Справка. Ни один мяч для зала не может быть изготовлен из резины!
У каждого мяча есть маркировка, указывающая, для игры на каком типе покрытия он предназначен и номер. Для мужских баскетбольных соревнований выбираются изделия № 7 (длина окружности 749—780 мм, вес 567—650 г), для женских № 6 (длина окружности 724—737 мм, вес 510—567 г). Для мини-баскетбола, в который играют дети, используется мяч № 5 (длина окружности 690—710 мм, вес 470—500 г).
Фото 2. Мяч для игры в баскетбол. Снаряд оранжевого цвета с черными полосами, обладает шероховатой поверхностью.
Не так давно "СЭ" сталкивал лбами два баскетбольных мира по обе стороны Атлантики. Но имеет ли смысл проводить между Европой и НБА параллели или искать отличия, пока "мы" и "они" играем по разным правилам, порой - диаметрально противоположным? В проблеме разбираются обозреватель "СЭ" Владимир Можайцев и легендарный в прошлом арбитр, один из самых авторитетных членов технической комиссии ФИБА Михаил Давыдов.
Можайцев : - Тенденция к сближению правил ФИБА и НБА очевидна. В Старом Свете все больше задумываются о важности коммерческой составляющей баскетбола. Лучшего образца для подражания, чем НБА, не найти. В Америке правила максимально содействуют увеличению числа зрелищных эпизодов. И Европа, в первую очередь ее главный клубный турнир - Евролига, старается двигаться тем же путем, лоббируя заокеанскую трактовку основных баскетбольных законов. Хотя различий все равно хватает…
Давыдов : - Хотел бы напомнить, что одной из основных целей создания ФИБА и было желание унифицировать регламент международных соревнований. В 30-х годах прошлого века существовали правила американские, английские, французские, советские… А главным вдохновителем "объединения" выступил будущий первый генеральный секретарь ФИБА Ренато Уильям Джонс, который отстаивал эту идею вплоть до своей смерти в 1981 году.
Ситуация сильно изменилась в 1992-м, когда ФИБА впервые допустила к своим соревнованиям профессионалов. До этого момента многие болельщики и не подозревали, что НБА живет совсем по другим законам. Но после Барселоны-92 ФИБА сама начала предпринимать активные усилия по сближению с сильнейшей лигой мира.
В чем основная проблема? ФИБА курирует баскетбол на пяти континентах в 217 странах. Проводит турниры среди женщин, студентов, детей, ветеранов, любителей. Ну и мужчин-профессионалов, разумеется. Придумать правила, которые подходили бы для всех этих категорий - задача архисложная. При этом основных критериев здесь всего два. Первый - зрелищность, второй - равные возможности для нападения и защиты.
В НБА наблюдается явный перекос в сторону первого критерия. Тем не менее ФИБА не боится заимствовать у американцев многие вещи. Правда, на последнем заседании технической комиссии генеральная линия была следующей: революционные изменения категорически не нужны, каждое новшество надо принимать очень осторожно и взвешенно.
1. ТРЕХОЧКОВАЯ ДУГА
Можайцев : - Именно разница в радиусе трехочковой дуги (до недавних пор она составляла 98 см!) долгие годы делала баскетбол в НБА и остальном мире разными видами спорта. Логика простая: чем дальше от кольца дуга - тем разреженнее защита и больше возможностей обыграть оппонента один на один. Вот почему за океаном так много красивых слэм-данков, а в Европе команды нередко выполняют за матч больше трехочковых бросков, чем двухочковых. Ведь забить со "фибовской" дистанции куда легче, чем с 7 метров 23 сантиметров.
Это неоднократно доказывали американские профессионалы, которые, приезжая на турниры ФИБА, штампуют дальние попадания пачками. Самым показательным в этом плане стал чемпионат мира-2010 в Турции, после которого радиус "фибовской" дуги и вырос на полметра (до 6.75). Тогда Кевин Дюрант и К о , как казалось со стороны, были попросту не способны промахнуться издали!
Давыдов: - Полностью согласен: именно это отличие в правилах - ключевое. Трехочковая линия во многом определяет тактику и стратегию игры, а ее дальнейшее перемещение может в ближайшем будущем изменить размеры "фибовских" площадок и сделать их точно такими же, как в НБА.
За океаном, кстати, дуга тоже периодически двигалась. Причем в разных направлениях. С 1994 по 1997 год она отстояла от кольца на 6 метров 71 сантиметр, после чего ее опять вернули на прежний уровень - 7.23. А вот прямой зависимости между количеством дальних бросков и радиусом трехочковой на самом деле нет. Исследования показали: от того, что ФИБА отодвинула линию на 50 см, европейские снайперы не стали атаковать намного реже.
Если в НБА доля трехочковых попыток составляет 20 - 22 процента, то в международном баскетболе из-за дуги по-прежнему производится примерно треть бросков. Кто знает, может, ситуация кардинально поменяется, когда радиус окончательно станет "энбэашным". А испанская лига АСВ, между прочим, намерена его даже перекрыть, установив линию на 7 метрах 25 сантиметрах. Порой раздаются голоса и в пользу семи с половиной метров! Но в обозримом будущем "фибовская" дуга, скорее всего, остановится на 7.15.
При этом может измениться и формат игрового поля. В углах расстояние от трехочковой линии до боковой слишком мало - из-за этого снайперы часто заступают пяткой в аут. Наряду с расширением площадки - есть вариант 17,5 метра вместо нынешних 15 - предлагается и ее удлинение с 28 метров до 30. Самая же большая "новая площадка" среди поступивших в техническую комиссию предложений - 30х20 м!
2. ТРЕХСЕКУНДНАЯ ЗОНА
Можайцев : - Недавние изменения размеров трехсекундной зоны имели целью облегчить жизнь центровым. Чего греха таить: в мире все реже встречаются классические пятые "номера" - мастера продавливать оппонента спиной и исполнять "крюки". Зрителям же всегда импонировала игра "а-ля Шакил О’Нил". Так что ждать обратного превращения "окрашенного прямоугольника" в трапецию в Европе вряд ли стоит.
Давыдов : - В правилах ФИБА 2010 года были изменены границы трехсекундной - с многолетней трапециевидной формы на прямоугольную, как в НБА. Это быстро сказалось на характере игры центровых. Сегодня в "низкой" позиции европейские пятые "номера" прибавили в активности, во многом копируя коллег из НБА, хотя раньше комфортнее чувствовали себя в районе линии штрафного броска - а то и дальше.
Александр Белов, Арвидас Сабонис, Дирк Новицки - все они не стеснялись атаковать с 5 - 7-метровой дистанции. Сейчас же вырос спрос на высоких и мощных нападающих, владеющих искусством ведения мяча именно спиной к корзине. В свою очередь, защищающиеся энергичнее борются с "продавливаниями" - и, как следствие, европейский баскетбол становится более контактным.
3. ТРИ СЕКУНДЫ В НАПАДЕНИИ И ЗАЩИТЕ
Можайцев : - Многие ошибочно полагают, что в НБА запрещена зонная защита. Это не совсем так. За океаном игроку нельзя "терять" своего оппонента и идти на подстраховку, если этот процесс занимает более 3 секунд. Иначе - технический фол. Понятное дело, это направлено на повышение зрелищности, ведь при европейской "зоне", когда центровой не отходит от кольца, забить сверху во много раз сложнее… Впрочем, на мой взгляд, данное ограничение коренным образом противоречит духу игры. Другое дело - три секунды в нападении. Это правило должно существовать, пока существует сам баскетбол!
Давыдов : - "Три секунды в атаке" появились, когда под кольцами царили такие гиганты, как Увайс Ахтаев (рост - 236 см. - Прим. "СЭ"), Янис Круминьш (218), Ульяна Семенова (210). Такие же великаны доминировали и во Франции, и в Америке. Что-то противопоставить им было невозможно. Поэтому-то время их нахождения в непосредственной близости от кольца и было ограничено.
А вот американское правило, не позволяющее "терять" в защите оппонента более чем на 3 секунды, действительно направлено исключительно на повышение зрелищности, рост числа слэм-данков. Поэтому-то ФИБА вряд ли возьмет его на вооружение. Как я уже говорил, один из фундаментальных принципов - защита и нападение должны быть в равных условиях. А в данном случае, по сути, запрещается подстраховка…
Некоторые предлагают сделать игру в трехсекундной зоне менее регламентированной. Например, разрешить игроку без мяча находиться там до пяти секунд. Или заступать туда на любой промежуток времени одной ногой. Возможно, в будущем этот "баскетбольный офсайд" действительно претерпит изменения. Но вряд ли это произойдет скоро.
4. МЯЧ В ЦИЛИНДРЕ
Можайцев : Я - однозначно за американскую трактовку, при которой мяч, находящийся в воображаемом цилиндре над кольцом или на дужке, трогать нельзя.
Давыдов : - Это правило применимо только к соревнованиям мужчин. Дети и девушки смахивать мяч с дужки в принципе не могут. Ну разве что та американка, которая недавно в своем первом матче в НБА дважды забила сверху (речь - о 22-летней центровой "Финикса" Бритни Грайнер. - Прим. "СЭ")…
Но в идеале равные шансы должны быть у всех. Если игроки какой-нибудь невысокой азиатской команды производят хорошие броски, а их гигантские оппоненты постоянно смахивают мяч с дужек, - это несправедливо. Так что теоретически сближение ФИБА и НБА здесь возможно.
5. СПОРНЫЙ ИЛИ СТРЕЛКА?
Можайцев : - А вот здесь гораздо более справедливой мне кажется "фибовская" версия правил. Постоянные спорные, во-первых, тормозят игру, а во-вторых, более высокорослая команда получает заведомый перевес. Например, в матче НБА какой-нибудь "малыш" вцепился в мяч, находящийся в руках Дуайта Ховарда. Вроде бы молодец, отлично отработал эпизод. Но никакой пользы его команде этот мини-подвиг не принесет, потому что выиграть спорный у оппонента, который выше тебя на две головы, нереально.
Давыдов : - Споры о "правиле стрелки" не утихают. Его противники, среди которых ряд специалистов Евролиги, считают, что чередовать владение мячом при спорных - несправедливо. Звучат предложения ограничивать действие стрелки 38 минутами. И у такого подхода есть свой резон. Ведь принципиальное значение владение приобретает именно в концовке.
6. 14 СЕКУНД ИЛИ 24?
Можайцев : - Сокращение времени на атаку с 30 до 24 секунд пошло на благо европейскому баскетболу. Равно как и последующая модификация этого правила, согласно которой при фоле и игре ногой защищающейся команды время на атаку либо не обнуляется, либо устанавливается на отметке 14 секунд. Кажется логичным пойти еще дальше - и после подбора в нападении давать на атаку те же 14 секунд, а не 24.
Давыдов : - Логичным это кажется не только вам. Техническая комиссия ФИБА уже приняла решение рекомендовать внести в правила соответствующее изменение.
Время, отводимое командам на владение до броска, в течение многих лет является одной из важных особенностей баскетбола. История помнит 45-секундный лимит времени. В NCAA и сегодня играют с правилом "30 секунд". ФИБА уже давно перешла на 24, а неугомонные сторонники возрастания темпа игры ходатайствуют о новых сокращениях лимита до 22 и даже 20 секунд!
7. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕТВЕРТЕЙ
Можайцев : - Вот здесь менять ничего не надо. Понятно, что американцам необходимо больше игрового времени (и чистого, и грязного) для роста прибыли. А в остальном мире увеличивать продолжительность поединков нецелесообразно. Во-первых, перестроиться на другой игровой ритм будет непросто - и это наверняка приведет к эпидемии травм. Во-вторых - официальные соревнования ФИБА придется значительно растянуть по времени. А календарь и так перегружен.
Давыдов : - Идея увеличить продолжительность каждого периода до 12 минут - как в НБА, для Европы традиционна и озвучивается регулярно. При этом очевидно, что временной формат матча (40 и 48 минут) влияет на замены, игровые усилия, число персональных нарушений, которые может получить баскетболист.
К слову, есть предложение добавить еще один основной период. Но самыми "внушительными" следует считать пожелания играть пять периодов по 12 минут, либо 4 - по 15. Обоснование? За 40 минут "чистого времени" болельщики, мол, не успевают насладиться матчем…
Одним словом: сколько людей - столько мнений. Но пока ФИБА будет придерживаться существующего формата: четыре четверти по десять минут.
Можайцев : - С НБА все понятно: чем больше пауз в игре, тем больше доход от рекламы, тем больше попкорна съедят болельщики. А вот в Европе сейчас с количеством тайм-аутов - явный перебор. Бесконечные остановки сушат баскетбол, разбивают игру на фрагменты. На мой взгляд, оптимальное количество тайм-аутов для соревнований ФИБА - один в первой половине и два во второй.
Ну а правило, согласно которому в НБА игрок может попросить тайм-аут во время игры, - нонсенс. Более чем в 90 процентах случаев пауза берется в ситуации, когда владеющий мячом игрок оказывается в ловушке прессинга. Какой тогда вообще тренерам смысл что-то изобретать?
Давыдов : - Изначально это правило придумали не в НБА, а в NCAA . Моя дочь Марита сейчас играет за команду американского университета - так она мне рассказывала: "Папа, я за сезон взяла 15 тайм-аутов…" Вы правы - подобное допущение не слишком справедливо, поскольку создает неравные условия для защиты и нападения.
9. УКРАДЕННЫЕ СЕКУНДЫ
Можайцев : - В НБА ценность каждой секунды очевидна. В Европе же было бы разумным отсчитывать "чистое" время на последней минуте первой, второй и третьей четвертей. Ведь очень часто, пропустив мяч секунд за 30 до окончания периода, защищавшаяся команда вводит его в игру не сразу, "съедая" несколько мгновений. И, таким образом, "ворует" у соперников атаку.
Давыдов : - В Америке трансляция каждого матча занимает больше трех часов, в Европе - телевидение на такие "жертвы" не пойдет. Поэтому техническая комиссия рекомендует судьям ФИБА поддерживать максимальную динамичность игры. Скажем, чтобы тайм-ауты длились строго одну минуту, а не полторы… Бесконечные паузы, которые в Америке нужны рекламодателям, зрителей раздражают.
10. ТРАКТОВКА ПРОБЕЖКИ И КОНТАКТА
Можайцев : - Сами баскетболисты часто говорят, что только по ходу матча выясняют "планку допустимой жесткости", которую задают арбитры. И вряд ли с этим что-то сделаешь. Один и тот же контакт может оцениваться совершенно по-разному. Единственно разумная мера - проводить как можно больше совместных семинаров судей, игроков и тренеров, разбирая все тончайшие нюансы. Но и это, конечно, не панацея.
Давыдов : - Тут сложность вот в чем. В Европе всю жизнь, еще со времен Джонса, было понятие "двух шагов". Но потом из США пришло понятие опорной ноги. То есть если игрок не получил мяч в прыжке и не приземлился на обе ступни, то фактически у него остается всего один шаг, а не два. Это в корне меняет все! Игрокам стало трудно - но судьям-то еще сложнее. Иногда, честно скажу, даже опытные арбитры эти нюансы упускают и пробежку не фиксируют - хотя формально последняя имела место.
Еще один сложнейший для трактовки момент - когда игрок стартует с места и первый шаг делает раньше, чем ударяет мячом в пол. Казалось бы, пробежка, чего тут спорить. Но в НБА Майкл Джордан этим "приемом" регулярно пользовался, обыгрывал соперника, взлетал над кольцом - и вколачивал мячи в корзину. Попробуй-ка, судья, не засчитай 2 очка… В Америке зрители платят по 500 долларов за билет, чтобы посмотреть именно на такие полеты, а не на то, как педантично арбитр зафиксировал техническую ошибку. И главное, сами рефери это прекрасно понимают - и потому иногда закрывают глаза на нарушения.
Ну а контакты… Постепенно силовая борьба стала такой же неотъемлемой частью баскетбола, как драки - в хоккее. Вопреки принципам, заложенным в XIX веке Джеймсом Нейсмитом, который определял баскетбол как бесконтактный вид спорта. Хорошо это или плохо? У каждого свое мнение. Лично мое - ничего хорошего в этом нет. Мне наблюдать за гениальными пасами Сабониса куда приятнее, чем за демонстрацией мощи Шакила. Но тут уж - на вкус и цвет товарищей нет.
На судейских семинарах все эти новые контакты, которых раньше не было, - в игре центровых, при заслонах, разбираются постоянно. И в Европе, и в НБА. Но прийти к общему знаменателю крайне тяжело. Почти утопия.
Можайцев : - Прийти к какому-то единообразию трактовок и здесь невозможно. Все решает профессионализм конкретного судьи. Равно как и артистизм игрока.
Давыдов : - На одном из семинаров ФИБА я спросил Папалукаса: почему в принципе игроки падают при контакте? И можно ли вообще бороться с симуляцией? Он ответил: "Меня мой тренер в детстве учил, что как бы тебя ни били - ты должен устоять на ногах. Но вы же, дорогие арбитры, никогда не дадите атакующему игроку фол в нападении, если после контакта я останусь стоять… Даже если меня откровенно бьют, но я все еще на ногах - никто не свистнет". По обе стороны океана проблема одинаково актуальна.
12. РАЗГОВОРЫ С АРБИТРАМИ
Можайцев : - На мой взгляд, диалоги игроков с арбитрами - неотъемлемая часть баскетбола. Жаль только, что обычно их слышат только сидящие в первых рядах журналисты и болельщики…
Свежий пример. Последний матч финальной серии Единой лиги ВТБ, Воронцевич бросает трехочковый, мажет - и скамейке "Локомотива" выписывают технический. Я был уверен: железнодорожников наказали за то, что кто-то из их запасных крикнул и помешал форварду армейцев. А оказывается, во время броска главный тренер хозяев Евгений Пашутин… коснулся Воронцевича. Тут вопросов быть не может - технический. Но если бы арбитр мог объяснить зрителям свое решение - накал страстей сразу бы спал.
Давыдов : - Раньше в НБА игроки спорили с арбитрами гораздо чаще и на гораздо более высоких тонах, чем это, - причем зачастую безнаказанно - делают в Европе. Но в какой-то момент Дэвид Стерн принялся жестко карать "говорунов" долларом. Высказался - заплати штраф. Еще раз - заплати снова, и уже побольше. И очень быстро это принесло плоды. Но я не представляю, как во всем мире ввести одинаковую систему штрафных санкций.
13. ДУГА, ЗА КОТОРОЙ НЕ ФИКСИРУЕТСЯ ФОЛ В НАПАДЕНИИ
Можайцев : - Надуманное правило. Иногда сами европейские игроки толком не понимают, зачем эта дуга нужна. И продолжают подставляться под соперников даже в непосредственной близости от кольца. В том же самом четвертом матче ЦСКА и "Локо" был такой эпизод…
Давыдов : - Это - один из самых ярких примеров постепенного сближения правил НБА и ФИБА. Для соревнований 95 категорий баскетболистов это правило вообще не нужно. Более того, даже в Евролиге (эта организация активно ратовала за внедрение американского нововведения) подобное случается один раз на 25 матчей. Так что, на самом деле многие новые правила не слишком влияют на игру. Или - вообще не влияют.
Выделите ошибку в тексте
и нажмите ctrl + enter
Читайте также: