Захоронение умерших от холеры
Фото Алмаза Толеке
Сколько вирус живёт в теле человека после его смерти, как будут хоронить умерших в Казахстане и как прощаются с заражёнными Covid-19 в других странах – в материале Informburo.kz.
"Вирус умирает в теле через два-три часа после смерти человека"
Количество инфицированных коронавирусом в мире приближается к одному миллиону человек. Несмотря на то что новая инфекция появилась в конце 2019 года в Китае, наибольшее число смертей – в Европе. На 2 апреля лидером по летальным исходам стала Италия – 13 155 человек, за ней Испания и Франция.
В Казахстане в конце марта скончалась первая жертва коронавируса – через 13 дней после выявления первых фактов заражения. На 2 апреля зафиксировано три смерти:
- 26 марта в Нур-Султане скончалась женщина 64 лет;
- 31 марта в Нур-Султане умер мужчина 50 лет;
- 1 апреля в Караганде скончался мужчина 62 лет.
Предыдущие эпидемии от коронавирусов SARS-CoV (атипичная пневмония) в 2002-2003 годах и MERS-CoV в 2012 году казахстанцев не затронули. Пандемия Covid-19 – первое глобальное ЧП в современной истории Казахстана.
"Самое страшное не само тело, а воздух, остающийся в лёгких. Вирус умирает в теле через два-три часа после смерти человека. Но воздух в альвеолах лёгких, скорее всего, остаётся длительное время. Никто ещё углублённо этот вопрос не изучал. Поэтому мы предпринимаем упреждающие меры", – говорит эпидемиолог Айнагуль Куатбаева.
Учитывая, что количество заразившихся растёт каждый день и, по логике, будет расти число умерших, появилась необходимость в создании алгоритма захоронения умерших от заразной болезни.
Как будут хоронить умерших с подтверждённым диагнозом Covid-19
28 марта главный санитарный врач Казахстана подписал постановление, регламентирующее правила захоронения людей, умерших от заражения Covid-19. Отдельного кладбища для таких не будет, говорится в документе.
Правила обращения с телом до захоронения:
- Тело умершего не подвергается вскрытию и не выдаётся родственникам при лабораторном подтверждении диагноза.
- Тело умершего с подозрением на Covid-19 до получения результатов лабораторного исследования родственникам не выдаётся.
Чтобы воздух из лёгких умершего не попал в окружающую среду, перед омовением тела на лицо кладут обильно смоченную в антибактериальном растворе маску или салфетку. Если тело приходится хранить, его полностью оборачивают простыней, смоченной в таком средстве, и помещают в специально выделенную холодильную камеру.
При погребении по мусульманским обычаям без гроба омовение тела проводят патологоанатомы больницы. Участвует не более трёх человек в защитных костюмах. Моют тело дезинфицирующим раствором и заворачивают в ткань (саван, кебін), которая пропитывается бактерицидным раствором.
Запрещено раскрывать саван и показывать лицо умершего. Разрешается выдача тела для проведения религиозных ритуалов (жаназа, отпевание и др.). Родственники могут попрощаться с покойным на расстоянии не менее трёх метров. При этом в помещении нельзя находиться больше одного часа. Священнослужители могут присутствовать.
ДУМК: Умерший должен быть захоронен по месту смерти
Духовное управление мусульман издало фетву о правилах захоронения мусульман, умерших от заражения коронавирусом. Священнослужители поддерживают постановление главного санврача, указывая, что хоронить покойных нужно по месту смерти, транспортировка в другие города не разрешается из-за эпидемиологической ситуации.
При захоронении в гробу тело умершего заворачивают в ткань, пропитанную дезинфицирующим раствором, затем – в полиэтиленовую плёнку и повторно – в плотную ткань.
Во время похорон гроб должен быть закрыт крышкой. К церемонии допускаются близкие родственники в ограниченном количестве и священнослужители, которые должны держаться на установленном расстоянии.
На кладбище хоронящих должны сопровождать специалисты СЭС или противочумных учреждений. После погребения инструменты, защитная одежда обеззараживаются на месте захоронения на краю могилы. Транспорт тщательно дезинфицируют.
Родные и близкие после похорон должны быть под медицинским наблюдением в течение 14 дней.
Как должны хоронить тех, у кого диагноз не подтвердился
Если диагноз вызывает сомнение:
- если нет условий для изолированного хранения тела или возникла чрезвычайная ситуация, хоронят по правилам противоэпидемического режима, не дожидаясь результатов теста;
- если есть условия для полной изоляции и сохранности тела, то похороны могут отсрочить до получения результатов теста;
- если тест оказался отрицательным, тело выдают родственникам для обычного погребения.
Как хоронят жертв коронавируса в других странах
Италия занимает второе место по количеству заражённых (цифра перевалила за сто тысяч) и первое место по количеству смертей – более 13 тысяч. В католической стране запрещены похоронные церемонии. На погребении могут присутствовать один-два человека. Из-за большого количества умерших прощание проходит за минуты, потом ритуальные службы едут к следующей жертве. Морги, крематории и кладбища на севере страны переполнены. В области Бергамо военным приказали вывозить умерших в другие районы для кремации.
Жертвы коронавируса в Италии умирают в отдельных боксах, без родных и друзей. Переодеть покойного невозможно из-за мер безопасности, поэтому хоронят в больничных робах. В последний путь умерших провожают бригады ритуальных услуг, так как родственники больных обычно на карантине.
Из мусульманских стран наибольшее количество умерших в Иране – более трёх тысяч. Похороны проходят быстро, без религиозных обрядов. При этом темпы настолько высоки, что новые кладбища видны со спутников.
В Южной Корее в условиях карантина нет возможности проводить трёхдневные траурные церемонии по усопшему. Власти призывают родственников согласиться сначала кремировать тело, а только потом начинать церемонию. Число участников похоронных процессий сократилось на 90%. Вместо традиционной раздачи денег семье покойного перечисляют пожертвования банковским переводом.
США заняли первую строчку по количеству заражённых коронавирусом – 216 тысяч. Факты инфицирования зафиксированы во всех штатах. Умерших чуть больше 5 тысяч, но власти Нью-Йорка готовятся к резкому росту из-за распространения коронавируса. На улицах города впервые со времени теракта 11 сентября 2001 года появились мобильные морги, в которых хранят тела до захоронения.
Похороны жертв коронавируса не отличаются от погребений при других инфекциях, за исключением сибирской язвы. Её споры в гробу или в земле живут не менее 100 лет. И если могилу разрывают, что случается, то это одна из причин новых заражений.
Корь и другие инфекционные вирусы довольно быстро погибают после смерти человека. Поэтому и отдельных кладбищ не нужно. Но как долго сохраняется новый вирус в лёгких умершего, пока неизвестно.
"Ранее человечество не сталкивалось с этим вирусом. Когда результаты анализа будут накоплены, можно будет сказать, какова жизнеспособность вируса в лёгких умершего", – говорит микробиолог Борис Каральник.
По его словам, рано или поздно наступит время, когда новый вирус и человек начнут более мирно (с меньшим уроном для людей) сосуществовать. Например, как с обычным гриппом.
Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook
Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram
Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Город Брно, второй по величине город Чешской республики достоин отдельного рассказа и мы в нему обязательно вернемся, а пока поговорим лишь про его мрачную "кладбищенскую" историю. В историческом центре порядка четырех точек входа в катакомбы, мы зашли через тот вход, что рядом со стенами вот этого замечательного Кафедрального собора Святого Якуба (Якова) -
Место не для слабонервных, сразу предупреждаю, равно как и не для тех, кто верит в мистику, или убежден, что 500 лет спустя после того, как эти люди умерли, они способны разносить заразу. Следите за мной, если я вдруг завтра подавлюсь булочкой, то знайте, что шляясь по мрачным подземельям, таки схватил бациллу. Шучу!
Вначале вы идете в полумраке по тоннелю, при этом ваши шаги эхом разносятся по этому царству мертвых -
Куда дальше? Да куда угодно, конец у всех у нас один -
Надо сказать, что средневековые могильщики не совсем уж сбрасывали останки в ямы, а складировали их друг на дружку, еще и разбирая по частям и раскладывая черепушки отдельно, а коленные чашечки отдельно.
Интересно, что у тех черепов, где сохранились зубы, то эти зубы в идеальном состоянии, без малейшего намека на кариес. И это несмотря на отсутствие какой-либо медицины. Просто, ели люди простые и здоровые вещи, а не ту химию, что мы забрасываем в себя сегодня. Разумеется, что речь идет о тех, кто мог позволить себе есть хоть что-то. Но с другой стороны совсем уж нищих на приличном кладбище и не хоронили, ибо смерть это тоже бизнес. Те, что лежат здесь это средний класс, если так можно выразиться и выше. Так и в нашу эпоху, дослужился какой-нибудь колхозник до пожизненного президента, руками размахивал, судьбы вершил. А потом, столетия спустя, его поблекшую черепушку выкинет в мусор кладбищенский смотритель, а чего хранить треснувший в трех местах черепок, когда вон есть покрепче от другого государственного деятеля такого же небольшого царства, пусть и с дыркой во лбу от собственного визиря. Все тлен, дамы и господа!
Вообще-то, пыли многовато, я раз чихнул не успев как следует отвернуться, так там облако пыли материализовалось.
Пару деятелей разместили в гробах, но это скорее всего новодел. А может быть и нет -
Закаляйся, если хочешь быть здоров!
Постарайся, позабыть про докторов (с)
А мы едем дальше, в Братиславу, столицу соседней Словацкой республики. Между прочим, такую машину как у меня пока еще редко где встретишь. По крайней мере, за две недели в Европе не встретил ни разу. Ждем тут, понимаешь ли, когда нам парковку откроют в отеле :)
Захоронение умерших, санитарно-гигиенические аспекты (син.: погребение, похороны),— удаление трупов или праха умерших в предназначенные для этого места (кладбища). Незахороненные или неправильно захороненные трупы умерших представляют опасность, т. к. загрязняют воздух, воду и почву газообразными, жидкими и твердыми продуктами разложения, а также патогенными микробами (в случае смерти от некоторых инфекционных заболеваний).
При захоронении в землю тело умершего должно быть положено в гроб, изготовленный из легких пород дерева. Перевозка трупа к месту погребения ж.-д. или авиационным транспортом разрешается только в оцинкованном, герметично запаянном гробу, заполненном веществом, впитывающим влагу. Металлический гроб помещается в деревянный, плотно сколоченный ящик и транспортируется в багажном отделении. Для перевозки необходимо специальное разрешение местной СЭС (по месту смерти) и соответствующего транспортного ведомства. Трупы умерших от особо опасных инфекций требуют специальной дезинфекции (см.). Порядок погребения умерших от особо опасных инфекций определяется специальными правилами М3 СССР.
Захоронение умерших осуществляется на специально отведенных для этого земельных участках — кладбищах. Сан. правилами предусмотрено размещение кладбищ на расстоянии не менее 300 м от жилых построек. Для кладбища выбирается незатапливаемая паводками местность с сухой рыхлой почвой, с наклоном в противоположную сторону от населенного пункта и водоема, с хорошим проветриванием, инсоляцией и уровнем грунтовых вод не менее 0,5 м ниже дна могилы (при более высоком уровне грунтовых вод участок дренируется). Кладбище должно иметь удобные подъездные пути, быть огорожено и распланировано на отдельные участки с проездами и дорогами. На благоустроенном кладбище имеются специальное помещение с моргом и траурным залом, контора, сторожка, водопровод, цветочный магазин, общественные туалеты. Зеленые насаждения (полосы, групповые и единичные посадки деревьев, зеленые изгороди) должны занимать не менее 20% площади кладбища и располагаться таким образом, чтобы обеспечить достаточное проветривание и инсоляцию территории. Правильно устроенное кладбище не представляет опасности в эпидемиологическом отношении. Территория кладбища, его благоустройство должны удовлетворять эстетическим требованиям.
Использование территории бывшего кладбища для строительства объектов с глубоким нарушением земельного покрова может быть разрешено СЭС. При этом после последнего захоронения должен быть выдержан законодательно установленный в нашей стране так наз. кладбищенский период длительностью в 20 лет. Однако и до истечения этого срока территория закрытого кладбища после снятия могильных холмов и надгробий может быть использована для устройства парков, скверов, зеленых массивов.
Сжигание трупов умерших (кремация) осуществляется в специально оборудованных зданиях — крематориях. Такой способ предпочтителен в гиг. и эпидемиол, отношении, т. к. при этом быстро и полностью погибают патогенные (в т. ч. споровые) бактерии, а также исключается дальнейшее загрязнение почвы и воды. В кремационных печах труп сжигается в струе раскаленных газов или воздуха при t° до 1000°. В течение 1 — 1,5 час. происходит полное разрушение органической массы и превращение кремируемого тела в пепел. При работе кремационных печей должна быть обеспечена охрана атмосферного воздуха от загрязнения и запахов. После сжигания трупа пепел (обычно 2—2,5 кг) помещают в капсулу (урну). Урны либо зарывают в землю на кладбище, либо замуровывают в специальные ниши в колумбариях (место для хранения урн).
Захоронение умерших в братские могилы допускается, как правило, в военное время на полях сражений и иногда при стихийных бедствиях. Для братских могил выбираются участки, удовлетворяющие общим требованиям, предъявляемым к местам 3. у. Могилы павших за Родину воинов устраиваются, как правило, в живописной, удобной для подъезда местности. После войны они становятся местами посещения и отдания гражданских почестей.
Площадь могилы рассчитывается с учетом того, что на каждый труп требуется не менее 1,2 м 2 (0,6 X 2 м), при размещении их в 2 яруса и захоронении не более 100 трупов в одной могиле. Глубина могилы и уровень грунтовых вод должны быть такими же, как при одиночном захоронении. При двухъярусном размещении трупов высота земельного пласта между ярусами должна быть не менее 0,5 м, а расстояние от верхнего яруса до поверхности земли — не менее 1 м. На могильном холме устанавливается доска (камень и т. п.) с надписью номера могилы.
Для ускорения процесса минерализации трупов на дне могилы устраивают дренаж в виде круговой канавки шириной и глубиной в 30 см с наклоном в сторону фильтрационного колодца, который делается размером до 1 м3 с таким расчетом, чтобы обеспечить сток в него жидкости. Канавки в колодец заполняются дренирующим материалом (щебень, камни, гравий, хворост и т. п.). Процессу минерализации способствует также аэрация могилы, к-рую обеспечивают две вентиляционные трубы из досок или связанных жердей, выведенных на высоту 1—1,5 м над могильным холмом. Дно могилы выстилают ветками, соломой, камышом и другими материалами. Во избежание затруднения минерализации производить дезинфекцию могилы и трупов, за исключением специальных случаев, не рекомендуется. Опыт использования и исследования грунта кладбищ показал, что, несмотря на нек-рую перегрузку почвы органическими веществами, групповое захоронение не представляет для населения сан.-эпид, опасности. Погребение производится специальными командами. Старшие команд обязаны выяснять и регистрировать в специальной книге личность погибших и точно указывать в ней координаты могилы. Перед погребением трупы освобождают от шинелей, полушубков и другой теплой одежды и по возможности помещают в плотные бумажные мешки.
Поддержание порядка и оформление братских могил возлагается на местные Советы народных депутатов и общественные организации близлежащих населенных пунктов.
Библиография: Беньямовский Д. Н. Новый крематорий, Городское хозяйство Москвы, № 11, с. 41, 1966; Беньямовский Д. Н. и Григорьева T.B. Очистка отходящих газов после кремации, Науч. труды Акад. ком. хозяйства им. К. Д. Памфилова, в. 67, с. 109, М., 1970; Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., т. 33, с. 266, М., 1955; Руководство по коммунальной гигиене, под ред. Ф. Г. Кроткова, т. 1, с. 591, М., 1961; Тавровский А. Л. О некоторых вопросах организации похоронного обслуживания, Здравоохр. Рос. Федерации, № 4, с. 36, 1974.
М. Г. Шандала; Н. Ф. Кошелев (воен.).
1 апреля стало известно о гибели третьего зараженного коронавирусом казахстанца
Постановлением главного государственного санитарного врача Казахстана утверждены правила захоронения людей, умерших от COVID-19, передает Almaty.tv.
При выявлении случая смерти человека от COVID-19, немедленно проводят эпидемиологическое обследование и другие мероприятия с соблюдением требований противоэпидемического режима.
Тело умершего от коронавируса не подвергается вскрытию и не выдается родственникам. А в случае отрицательного результата исследования на COVID-19 и на другие особо опасные инфекции - труп выдается родственникам для обычного захоронения.
Как правильно обработать труп перед захоронением?
1. Перед проведением омовения тела умершего от COVID-19, необходимо на его лицо (дыхательные пути) положить обильно смоченную в вирулицидном (бактерицидном) средстве маску (салфетку).
2. Труп умершего необходимо обернуть в обильно смоченной в дезинфицирующем средстве простыней, затем поместить в специально выделенную промаркированную кассетную холодильную камеру (при необходимости хранения).
3. При захоронении без гроба (по национальным обычаям) омовение трупа больного, умершего от COVID-19, проводится в прозектуре.
Затем тело оборачивается полиэтиленовой пленкой и заворачивается в плотную ткань.
При погребении запрещается раскрытие савана и открывание лица умершего.
Каким образом разрешено проведение ритуальных мероприятий похорон умершего от коронавируса?
1. Разрешается выдача трупа для проведения ритуального мероприятия (жаназа, отпевание и др.).
2. Прощание с родственниками на расстоянии не менее 3 метров: при этом, труп не должен находится на месте прощания более 1 часа.
3. Допускается участие в ритуальном обряде только одного священослужителя.
При этом, священнослужитель и родственники не контактируют с телом умершего.
1. При захоронении с гробом (по национальным обычаям) тело умершего заворачивают в ткань, которая пропитывается соответствующим вирулицидным (бактерицидным) дезинфицирующим раствором в концентрации согласно инструкции используемого препарата.
2. Тело оборачивается полиэтиленовой пленкой и повторно заворачивается в плотную ткань. Тело умершего от COVID-19 к месту погребения перевозится в металлическом или плотно закрытом деревянном гробу.
3. Во время похоронной церемонии тело должно быть закрытым, гроб так же должен быть закрыт крышкой.
К похоронной церемонии допускаются только близкие родственники.
Какие меры биобезопасности при перевозке и погребении необходимо осуществить?
1. Комплектовать группу захоронения, включающую не менее 5-7 человек, которых должны сопровождать специалисты территориальных подразделений ведомства санитарно-эпидемиологической службы или противочумных учреждений.
2. Транспортировку тел (останков) умерших к месту погребения осуществить специальным транспортом организаций здравоохранения, местного исполнительного органа.
Группа обеспечивается специальными средствами индивидуальной защиты: защитными костюмами, перчатками, масками, обувью, лопатами, веревками, гидропультом, ведрами, канистрами или флягами с водой, дезинфицирующими растворами.
По окончании погребения инструменты, защитная одежда, транспорт обеззараживаются непосредственно в месте захоронения на краю могилы дезинфицирующими средствами соответствующей концентрации и экспозиции.
Транспорт, использовавшийся для перевозки трупа к месту захоронения, обеззараживают путем тщательного мытья или интенсивного орошения из гидропульта дезинфицирующими средствами соответствующей концентрации, согласно инструкции.
Лицам, проводящим дезинфекцию (мойку) транспорта, необходимо использовать средства индивидуальной защиты (защитный халат, перчатки, маски).
Не допускается дезинфекция транспорта в других местах и вывоз с места захоронения не обеззараженных инструментов, использованной защитной одежды и других предметов, использованных в транспортировке и захоронении трупа.
Лица, принимавшие участие на похоронной церемонии и в захоронении, подлежат медицинскому наблюдению в течение срока инкубационного периода (14 дней).
Транспортировка умершего в другие города и местности разрешается по согласованию с территориальными Департаментами комитета контроля качества товаров и услуг.
Подчеркнем, что все лица, действия которых связаны с осмотром, транспортировкой, работой и обслуживанием трупов больных (с подозрением на) COVID-19, используют средства индивидуальной защиты (перчатки, экраны для защиты лица, а также маски или респираторы высокой степени защиты (не менее 2 класса защиты или FPP2), чистый, нестерильный, водостойкий халат с длинными рукавами (или водостойки одноразовый костюм, или водостойки комбинезон), резиновые сапоги или высокие прорезиненные бахилы), далее – СИЗ).
Ниже горпарка располагалось данное кладбище.
Там хоронили до середины 19 века, во время эпидемии холеры кладбище переполнилось и было решено открыть новое - Воскресенское.
В одной из тем форума приведены карты-планы Саратова начала 20 века.
например план 1910 года
и план 1925 года
В 1925 году кладбище все еще отмечено.
Вопрос, в каком году кладбище разровняли и на его месте построили дома?
Сказали "Спасибо!"
Комментарии
По-моему, в Саратове разровняли только одно кладбище - Немецкое (в районе "Стрелки"), после начала войны. В остальных случаях - кладбища застраивались постепенно. Про кладбище "Красного креста" в конце XIX века сообщалось: "Так как оно не было огорожено, то хоронили иногда на тех местах, которые назначены под постройки (напр. на Дягтярной площади)" . В 1848 году кладбище у Красного креста было упразднено . ". То есть в 1925 году, скорее всего кладбища уже как такого не было, а были отдельные могилы рядом с Иоанно-Предтеченской церковью. Храм, вместе с могильными памятниками, был разрушен , надо полагать, во второй половине 1930-х годов.
После выселения немцев происходило разграбление
Немецкого кладбища при попустительстве властей. Уже
позже, все порушенное, оно было ликвидировано.
Кажется, кладбище при Спасо - Преображенском монастыре тоже разровняли.
Спасибо, всегда было интересно, ведь по сути кладбище сейчас практически в центре города. Где-то читал, что до сих пор осталось пару надгробий, хочу пройтись там в частном секторе, возможно что-то и оталось.
Городское хозяйство: от Петра Первого до наших дней
Часть седьмая. В упокоении вечном
Хоронить умерших в старину было принято при церквах. И кладбища церковные такие назывались погостами. На погостах хоронили в селах. Если позволяло место, то и в городах старались соблюдать эту традицию.
Самой первой церковью в Саратове была Казанская. Стояла она на пересечении улиц Покровской и Валовой, у старых Казанских (Кабацких) ворот. При ней же было и самое первое кладбище, где предавали земле купцов, служилых и посадских людей, детей боярских.
Когда в 1860-х годах Саратовский городской голова и купец Василий Викулович Гудков взялся строить дамбу через Глебучев овраг, то землю брал с окрестных дворов и неподалеку от Казанской церкви, натыкаясь всюду на насыпной грунт и находя во множестве человеческие кости. А богатых людей раньше и хоронили богато. Священнику, например, под руки клали Евангелие в среброзлащенном окладе, а на шею одевали золотой или серебряный крест. На погосте Казанской церкви, в частности, был захоронен Петр Ульянович Беляков, бывший Саратовским губернатором в начале XIX века.
Старожилы этих мест и сейчас еще вспоминают, как в 1937 г. ломали Казанскую церковь, разоряли старинные склепы, перекапывали землю, выбрасывали черепа на дорогу. Добавляли шепотом: кто Бога не боялся, тот и озолотился. В 1960 году, когда строили дом и прокладывали теплотрассу, повторилась та же история.
Со временем в Саратове образовались кладбища в районе Московских ворот. Более раннее из них, по-видимому, располагалось внутри городской стены. Когда в конце 1840-х гг. здесь строили Вознесенско-Горянскую (Михайло-Архангельскую) церковь, то снова нашли много человеческих костей. Очевидно, что со временем кладбище на этом месте было закрыто и перенесено в поле, за Московские ворота, т.е. в район пересечения теперешних улиц Октябрьской и Челюскинцев. Одно время тут была часовня. В 1762 г. место это, кладбище и часовня, были еще в лесу, за городским валом.
Тут же, на перекрестке нынешних улиц Московской и Соляной, неизвестно в какое время (видимо, в XVIII в.) была построена Спасо-Преображенская церковь. В начале XX века стояла при ней часовня, и был небольшой скверик, как видно, бывший погост. Еще в 1920-х годах здесь кое-где торчали из земли остатки крестов и оград. Когда около 1960 г. сносили часовню и с помощью бульдозера вели "планировку" места под сквер, то повторилась характерная картина: нож бульдозера выгребал из земли груды костей, черепа выкатывались на дорогу, прямо под колеса проходивших мимо троллейбусов.
Был погост и при Свято-Троицком соборе, на котором еще в 1938 году сохранялись 6 или 7 оскверненных надгробий. Когда прошел слух о золоте в склепах Казанской церкви, то и могилы эти моментально исчезли.
В 1680 году уже существовал недалеко от берега Волги Крестовоздвиженский женский монастырь с небольшим погостом, где в 1744 году был погребен бывший комендант Саратова В.П. Беклемищев, встречавший Петра I в 1722 году. Здесь же в 1791 году похоронен И.К. Бошняк, командовавший саратовским гарнизоном во время осады города Пугачевым. Склепы с захоронениями умерших священников и именитых людей - благодетелей храмов - находили также при сносе церкви Рождества Богородицы, Александро-Невского собора и других храмов. * * *
В 1721 году вышел Указ: "не хоронить умерших при них [церквах] внутри города, кроме знатных персон", но выполнялся он не очень строго. А потому в 1772 году, после "Чумного бунта" 1771 года в Москве, вышел второй Указ: "не хоронить при церквах внутри города, а только на особых кладбищах".
Видимо, к этому сроку надо отнести и образование нового общегородского кладбища на южной окраине Саратова, за Белоглинским оврагом. Когда в 1818 году там построили Ильинскую церковь, то и кладбище с прилегающей площадью стали носить такое же название.
Из различных источников можно понять, что кладбище это включало несколько отдельных участков, в том числе и по северную сторону Белоглинского оврага. В то время в Саратове уже проживало много немцев; поэтому один из участков, где их хоронили, назывался Немецким кладбищем. При Ильинской церкви была еще и часовня, где отпевали умерших. Посреди кладбища стояла и другая часовня-памятник, в которой был похоронен бывший Саратовский губернатор А.Д. Панчулидзев.
В августе 1830 года в Саратове разразилась эпидемия холеры, от которой умирало до 200 человек в день. Для захоронения умерших была выделена отдаленная от жилых кварталов территория между двух оврагов на берегу Волги. Здесь был установлен большой деревянный крест, выкрашенный красной краской, отчего и само кладбище в народе получило название "Красный Крест". Так же прозвали и построенную здесь Иоанно-Предтеченскую церковь с часовней. В последующие годы на этом кладбище стали хоронить и обычных покойников.
В 1847 и 1848 гг. в Саратове вновь разразилась эпидемия холеры. Всех умерших похоронили на кладбище "Красный Крест", после чего его закрыли, так как стоки поверхностных вод попадали в Волгу, да и само кладбище уже было близко от города. А близлежащую улицу, по которой везли умерших, прозвали сначала Печальной, а потом Печальным переездом (когда пересекла ее линия железной дороги).
В том же 1848 году было закрыто и Ильинское кладбище. Правда, захоронения на нем изредка продолжались вплоть до 1855 года. В годы Советской власти от Ильинского кладбища не осталось и следа. Застроена и территория кладбища "Красный Крест", лишь единственное случайно уцелевшее надгробие еще виднеется в одном из частных дворов, и написано на нем: "Купцу Г.Н. Зайцеву, погибшему от бури на Волге июня 2-го дня 1846 г. Было ему 16 лет и 12 ден". Снесены обе церкви, часовни, утрачен прах губернатора А.Д. Панчулидзева и генерал-майора А.Н. Рылеева, героя наполеоновских войн, на средства которого была построена Иоанно-Предтеченская церковь.
В 1836 году городские власти выделили под новое кладбище большой участок земли за северо-западной окраиной города. В 1844 году богатый саратовский мещанин Алексей Пичугин на свои средства построил здесь кладбищенскую церковь во имя Воскресения Христова. На кладбище были построены дома для церковного причта. По фамилии жертвователя это кладбище стало называться Пичугинским, лишь позднее за ним укоренилось название Воскресенского, по престолу кладбищенской церкви.
Одной из памятных могил на этом кладбище была ныне утраченная могила Анны Рылеевой, дочери генерала А.Н. Рылеева, монахини Крестовоздвиженского монастыря, на свои средства открывшей при обители первую в Саратове школу для девочек.
Характерной принадлежностью кладбища были две богадельни - "Краснощековская" мужская и "Курбатовская" женская. Призреваемые в них подрабатывали милостыней, по мере сил брались ухаживать за могилами, "петь вечную память".
Одновременно с закрытием Ильинского кладбища было образовано лютеранское и римско-католическое кладбище у подножия Лысой горы, недалеко от Спасо-Преображенского монастыря, за линией железной дороги. Здесь стали хоронить немцев, поляков и др. лиц соответствующего вероисповедания. Здесь не было принято сажать деревья и кустарники, а надгробия выполнялись преимущественно в виде каменных плит с соответствующей надписью. Если умирала девица, то плита была из белого известняка. Для проведения похоронных обрядов на кладбище в 1867 году была построена каплица (часовня).
К 1960-м годам большинство надгробий этого кладбища было разрушено, лучшие плиты - растащены. В начале 70-х территория кладбища застроена домами частных жителей.
С давних времен существует в Саратове и Старообрядческое кладбище, расположенное за вокзалом, у подошвы Лысой горы. Время основания его неизвестно, но в 1841 году для отпевания умерших членами толка поморского согласия была возведена часовня, которая позднее, уже при Советской власти была перестроена и освящена как храм-часовня во имя Святой Троицы. Кладбище и храм сохранились до настоящего времени как действующие. Рядом с ними существует и Еврейское кладбище.
Еще в старые времена на Соколовой горе имелось Татарское (Магометанское) кладбище. В 1903 году его оконтурили, расширили и обозначили границы территории "между седловиной Соколовой горы и Маханным оврагом". Именно эта кладбищенская территория, по-видимому, и сохранилась до сего времени.
В 1811 году в городе сгорел Спасо-Преображенский монастырь. Три года спустя его перенесли за город, также к подножию Лысой горы, в район теперешней остановки "Стрелка" (ныне это Училище противохимической защиты). Полностью отстроен монастырь был в 1822 году, около этой даты возникло и монастырское кладбище. По крайней мере, в списке могил 1911 года числились два купеческих захоронения 1821 года.
Монастырский некрополь был сравнительно небольшим - не более 200 захоронений. Похороны стоили недешево, потому и погребены тут были люди особо знатные: настоятели -архимандриты монастыря, священники, купцы, семь действительных статских советников, в том числе бывший Тверской губернатор и камергер П.А. Слепцов, крупные чиновники, старшие офицеры, почетные граждане города. С 1864 года покоился здесь прах Афанасия Алексеевича Столыпина, героя 1812 года, бывшего саратовского предводителя дворянства, приходившегося родственником М.Ю. Лермонтову и П.А. Столыпину.
Была здесь могила Хрисанфа Ивановича Образцова, потомственного почетного гражданина, на пожертвования которого построена церковь Михаила Архангела и учреждено Хрисанфовское убежище для бедных. Был похоронен в монастыре и Павел Иванович Кокуев, коммерции советник и бывший городской голова, организатор Саратовской торговой биржи. Создатели русского стационарного цирка трое братьев Никитиных пожертвовали деньги на строительство монастырской колокольни с семейной усыпальницей в ее основании, где позднее и был похоронен один из братьев.
В 20-х годах XX столетия монастырь и кладбище при нем были разрушены, и почти все надгробия и останки умерших были утрачены навсегда.
Несправедливая участь постигла многие старые саратовские кладбища, надгробия, могилы и останки умерших, с которыми поступили вне человеческих законов, исторической памяти и традиций. Сходные попытки и намерения под предлогом реконструкции прозвучали в недавнее время и в отношении закрытого в 1976 году Воскресенского кладбища.
Для ритуальных услуг, кроме церквей с чином отпевания, в городе существовали пять контор по изготовлению памятников и надгробий, самой крупной из которых была фирма братьев Поповых на Московской улице, близ церкви Михаила Архангела. Провожали покойников до кладбища два бюро похоронных процессий, одно из которых занимало то же здание, что и теперешнее муниципальное предприятие "Ритуал" на бывшей Царицынской улице.
Каждое из погребальных депо имело по нескольку вычурно сделанных похоронных катафалков с шатровыми беседками на витых столбах, занавесками с бахромой и кистями, специальными ливреями на кучерах и других служителях. Особым образом оформлялось и убранство пары запряженных в катафалки лошадей - в одном бюро белых, в другом - вороных. Они имели длинные гривы и хвосты, наглазники, специальные попоны и некоторые другие особенности упряжки, гармонирующие с траурной обстановкой.
Читайте также: