Процессы ощущения и восприятия в нервной системе
Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.
Что такое ощущение
Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.
Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:
- Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
- Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
- Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).
Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.
Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.
- Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
- Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
- Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.
Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.
Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.
Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.
Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?
Зачем и как тренировать ощущения?
Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:
- Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
- Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
- Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
- Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
- Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.
Что такое восприятие
Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.
Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.
Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.
Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.
К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.
Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.
Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.
Тренировка восприятия
Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:
- Насколько адекватно мое восприятие?
- Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
- Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
- Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
- Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
- Мое восприятие целостное?
- Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?
Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.
Разница между ощущением и восприятием
Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.
У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.
Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.
У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.
В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.
Ощущения являются наиболее простой формой психологической деятельности. Они представляют собой продукт переработки центральной нервной системой раздражителей, возникающих во внутренней и внешней среде.
Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой.
У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.
Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Это ступень чувственного отражения действительности, когда знание о мере непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.
Для ощущений характерно отражение отдельных свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Различают раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Это свидетельствует о тонкой специализации органов чувств.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, И.П.Павлов назвал анализатором, каждый анализатор состоит из 3-х частей:
I - периферического отдела или рецептора.
II - чувствительных нервов (афферентных или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора.
III - центр анализатора - специализированный участок коры мозга.
Благодаря обратной связи между рецепторами и центральным ядром анализатор мозг непрерывно регулирует деятельность внутренних органов и органов движения.
- По контакту с раздражителями, ощущения бывают:
а) Дистантные - слуховые, зрительные и обонятельные;
б) Контактные - кинестетические, тактильные, вкусовые, органические.
- По расположению рецептора:
а) Интероцептивные (органические) т.е. сигнализирующие о протекании обменных процессов внутри организма.
б) Проприорецептивные (кинестетические).
в) Экстерорецептивные - зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные т.е. находящихся на поверхности тела.
Общие свойства ощущений
- Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
- Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и их функциональным состоянием рецептора.
- Решительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью.
- Пространственная механизация раздражителей - пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.
Разные органы чувств могут быть более или менее чувствительны к внешним воздействиям. Чувствительность измеряется порогами. Высокой чувствительности соответствуют низкие пороги и наоборот. Различают два вида порогов: абсолютный и разностный. Абсолютная чувствительность характеризуется низками и верхними порогами.
Нижний абсолютный порог - это минимальная величина раздражителя, который может вызвать едва заметное ощущение.
Верхний - это максимальная величина раздражителя, при которой возникает ощущение.
Разностный порог - наименьшее различие между раздражителями, при котором возникает ощущение новой силы.
Различают 2 основные формы изменения чувствительности:
1) Адаптация - чувствительность изменяется в сторону понижения и в сторону повышения.
2) Сенсибилизация - чувствительность меняется только в сторону повышения.
- Как возникают ощущения, покажите физический, физиологический и психический процессы.
- Как классифицируются ощущения.
- Перечислите общие свойства ощущения и дайте их характеристику.
- Как Вы понимаете нижний, верхний и разностный пороги ощущений?
- Назовите основные формы изменения чувствительности.
Адаптация - приспособление к внешним условиям.
Интерорецепторы - рецепторы, расположенные на внутренних органах.
Кинестезические ощущения - ощущения движения органов своего тела.
Интерорецептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие о внутреннем состоянии человека.
Обоняние - способность к ощущению запахов.
Ощущения - простейшая форма психического отражения, обеспечивающая познание отдельных свойств и предметов.
Проприоцептивные ощущения - ощущения, сигнализирующие о положении различных частей тела и по движении.
Порог ощущений (абсолютный) - минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение - нижней поры, максимальная величина раздражителя, еще вызывающего ощущения - верхний поры.
Рецепторы - специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
Чувствительность - способность реагировать на сравнительно слабые или незначительно отличающиеся друг от друга воздействия.
Экстерорецептивные ощущения - сигнализирующие о различных характеристиках внешнего мира.
Восприятие - это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. В отличии от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов; зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие - результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов.
Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обуславливающих целостность и предметность отражаемых явлений.
Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а несколько анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Восприятие предлагает выделение из комплекса бездействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движение глаз, проговаривания и.т.д.). Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность.
- Предметность - свойство восприятия, которое выражается в получении сведений из внешнего мира, к этому миру.
- Структурность - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.
- Осмысленность - восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.
- Целостность - восприятие есть всегда целостный образ.
- Константность - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно сопоставленные по форме, цвету и величине и т.д.
- Избирательность - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих действий:
- выделение наиболее характерных его признаков;
- опознание объекта, т.е. отнесение его к определенной категории вещей или явлений.
В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека.
- Как зависит восприятие от направленности личности и других психических процессов?
- Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
- Наблюдение - это целенаправленное восприятие? Наблюдательность - качество личности, необходимое для успешной деятельности вообще, а для учебной особенно.
- Какие условия, по Вашему мнению, способствуют развитию наблюдательности?
Восприятие - форма целостного психического отражения предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
Избирательность - качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.
Наблюдательность - свойство личности, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали.
Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия.
Предметность восприятия - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.
Сенсорика - понятие, обобщающее ощущения и восприятия.
Целостность восприятия - особенность восприятия, занимающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств, целостность восприятия формируется в предметной деятельности.
Ощущения и восприятия
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Познавательные процессы разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое.
Ощущение - познавательный психический процесс отражения свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих па органы чувств в данный момент.
Для возникновения ощущений необходимо воздействие па органы чувств предметов и явлений реального мира, которые являются раздражителями, а воздействие - раздражением.
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение наиболее совершенных по своей организации систем нервных клеток при обязательном участии коры головного мозга приводит к появлению ощущения.
Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают, и вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные, вкусовые, обонятельные. Далеко не все ощущения осознаются, даже если они значимы для человека: ощущение равновесия, т. е. положение тела относительно направленности сил гравитации; проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий отдельных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют анализатором. Каждый анализатор состоит из четырех частей:
- • рецептор - орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
- • проводящие нервные пути, передающие нервные сигналы в мозг;
- • мозговой центр в коре;
- • акцептор обратной связи.
Каждый рецептор способен к приему специализированных воздействий (света, звука и др.), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.
Рецепторы могут находиться:
- • на поверхности тела (экстерорецепторы) - зрительный, вкусовой, кожный, слуховой, обонятельный;
- • во внутренних органах и тканях (интерорецепторы) - в органах пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системе, они реагируют на изменения внутри организма;
- • в мышцах и связках - служат для ощущения движения и положения тела и его частей в пространстве, участвуют в определении свойств, качеств объектов при осязании их рукой.
Ощущения объективны, так как в них всегда отражен внешний раздражитель, и одновременно субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей личности.
Классификация ощущений. В зависимости от места расположения рецепторов различают ощущения:
- • экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела;
- • интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения жажды, голода, боли и т. п.);
- • проприорецептивные, возникающие в мышцах и сухожилиях; с помощью которых мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела.
Экстерорецептивные ощущения подразделяются:
- • на дистантные - зрительные, слуховые (речевые, музыкальные, шумы), обонятельные;
- • контактные - осязательные, вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные).
Классифицировать ощущения можно по разным основаниям.
Наиболее распространена классификация по видам анализаторов, специализирующихся на приеме сигналов (стимулов) определенной природы, т. е. по так называемым модальностям (рис. 8).
Модальность - это свойство ощущений, отражающее природу вызывающих эти ощущения раздражителей и специализацию соответствующих анализаторов. Так, в зрительной модальности отражена световая природа раздражителя и способность зрительного анализатора преобразовывать энергию электромагнитных колебаний в соответствующие психические конструкции.
Субмодальность (качество) ощущения - это свойство ощущения, указывающее на его разновидность в пределах одной модальности. Например, для зрительных ощущений частоте электромагнитных колебаний светового потока (длина волн) соответствует ощущение цвета (цветового тона), амплитуде этих колебаний - ощущение яркости, а спектру - насыщенность цвета. Различиям в химическом составе пищи соответствуют различия в качестве вкусовых ощущений: ощущения сладкого, горького, кислого и соленого.
Рис. 8. Классификация ощущений по модальностям
Восприятие - это познавательный психический процесс субъективного отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т. д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых в свою очередь зависит от связей между качествами и свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а также всматривается и вслушивается. Он активен при восприятии, с другой стороны, активность обеспечивает предельно адекватное восприятие предметов. Восприятие у человека протекает не обособленно от других психических функций, а тесно связано с ними: с мышлением - осознаем и понимаем воздействующий предмет; с речью - называем его; с чувствами - каким-либо образом относимся к нему; с волей - организуем сам процесс восприятия вплоть до целенаправленного наблюдения.
В результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для восприятия человеком предмета необходимо совершить в отношении него какую-либо активность, направленную на его исследование, уточнение образа.
Предметность, целостность, константность и категориаль- ность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Предметность - это способность человека воспринимать мир в форме отделенных друг от друга предметов, которые обладают свойствами, вызывающими данные ощущения. Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется как бы на две неравные части: четко очерченный, замкнутый в целое, расположенный как будто на переднем плане предмет и более неопределенное, расположенное позади предмета неограниченное поле. Воспринимаемая реальность разделяется как бы на два слоя: фигуру и фон.
Фигура и фон динамичны (что было предметом может слиться с фоном, либо из фона может быть выделена иная фигура, иногда фигура и фон могут меняться местами). Все это зависит от переключения внимания с одного объекта на другой. Так, всматриваясь в рис. 9, поочередно можно увидеть то вазу, то два обращенных друг к другу профиля.
Рис. 9. Двойственное изображение
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемого предмета как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов (рис. 10).
Рис. 10. Целостность восприятия
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориалъностъ человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, а каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием и относим к определенному классу. В соответствии с этим классом подыскиваются и видятся признаки, свойственные всем предмета данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Зрительные иллюзии (обманы зрения) - ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны:
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Например, белые (вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 11, а).
Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рис. И, б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата.
Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 11, в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.
Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера-Лайэра прямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис. 11, г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом (рис. 11, д). Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.
Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цсльнсра, рис. 11, е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 11, ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггепдорфа).
6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 11, з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. Параллельные линии не кажутся параллельными, а круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 11, и).
Рис. 11. Зрительные иллюзии
Причины, вызывающие иллюзии, многообразны. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести
А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый, и, наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будет восприятие не одного шарика, а двух.
Восприятие требует объединения основных, существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает:
- • активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т. п.);
- • сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по созданию целостного образа.
Выделяют четыре операции (уровня) перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание.
Восприятие субъективно, т. е. одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т. п.
Виды восприятия. Восприятие движения окружающих нас предметов происходит благодаря тому, что перемещение осуществляется на каком-либо фоне. Это позволяет сетчатке глаза последовательно воспроизводить происходящие изменения в положении движущихся тел по отношению к тем элементам, перед которыми или позади которых предмет перемещается.
Параметрами движения объекта, отражаемыми в восприятии, являются скорость, ускорение и направление. Сведения о движении человек получает? непосредственно воспринимая происходящие изменения и на основании умозаключений.
Восприятие пространства основывается на восприятии величины и формы предметов с помощью синтеза зрительных, мышечных и осязательных ощущений, а также на восприятии объема и удаленности предметов, что обеспечивается бинокулярным зрением (видение двумя глазами).
Восприятие полифонических звуков (речевых, музыкальных, технико-синтетических, природных) - это процесс расшифровки и переработки аудиальными анализаторными системами сложных звуков, поступающих из внешней среды. Для слуховой и обонятельной модальностей опорой служат показатели величины силовых (интенсивностных) характеристик: соответственно громкости звука или силы запаха. Например, максимальный по силе звук клаксона автомобилей разных марок различен, а у некоторых моделей еще и может регулироваться по уровню громкости. Так что слабый звук автосигнала не всегда означает, что машина далеко: это может быть результатом регулировки клаксона, либо исходно - его слабого сигнала.
Читайте также: