Типы невротических личностей по к хорни
К. Хорни подразделила потребности на три разряда, выделив, таким образом, определенные специфические типы невротических личностей.
1.Уступчивый тип (движение к людям). Люди этого типа, по Хорни, отличаются выраженной потребностью в любви и одобрении и имеют особую потребность в "партнере", т.е. в друге, любовнике, жене или муже. Эти потребности у невротиков навязчивы, лишены избирательности, вызывают тревогу или подавленность в случае фрустрации. Свои потребности невротик стремится упорно реализовать, независимо от того, к каким людям они аппелирует, есть или нет у этих людей соответствующее чувство к нему. Главное здесь - любой ценой "кому - то принадлежать". Отсюда сверхуступчивость, предупредительность, сверхдоверчивость к другим, убеждение, что все они прекрасны и что он их всех любит. С этим связаны так же такие качества, как стремление уйти от ссор, недобрых взглядов, соперничества, избегание первых ролей, покладистость, доминирующее чувство слабости и беспомощности, ощущение своей неполноценности, оценка себя по мнению других, страх критики в свой адрес, мазохистские склонности и пр.
2.Агрессивный тип (движение против людей). У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. Иногда агрессивность маскируется внешней учтивостью, доброжелательностью. Для этих людей характерны потребность управлять другими, достижение власти, ощущения превосходства над другими, престиж, признание, жестокость, неуступчивость, отсутствие самокритичности, стремление к борьбе, к спору, к проявлению своих борцовских способностей. Эти люди отвергают внешние выражения любви, привязанности, чувствительности, сострадания и т.д.
3.Обособленный (отстраненный) тип. (движение от людей). Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечуствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности. Эти люди иногда могут проводить вечер с немногими друзьями, но не терпят широкого круга общения. Они стремятся к уединению, в том числе, есть, работать, спать в одиночку, уходят от соперничества и борьбы, озабочены достижением своей полной независимости, своего превосходства и своей уникальности. Позиция отстраненности у невротиков, по Хорни, "представляет собой наиболее радикальную и наиболее эффективную из защит".
Таким образом, для всех типов невротиков характерны ярко выраженная ригидность, негибкость в поведении, непреодолимое желание ("любой ценой") удовлетворить свои потребности. Эти формы психологической защиты позволяют невротикам в определенной мере снять базальное тревожное состояние, приспособиться к ситуации, но , по существу, это псевдоадаптация. В случае серьезных препятствий, делающих невозможным удовлетворение потребностей, тревога у невротиков усиливается вплоть до возникновения состояния паники.
Концепция личности Г. Олпорта.
Гордон Олпорт (1897-1967), один из наиболее почитаемых приверженцев диспозиционального направления, рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Он полагал, что личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. Он определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека.
В результате анализа более чем пятидесяти определений личности из различных сфер человековедения Г. Олпорт сделал вывод, что личность - это то, что лежит за конкретными поступками человека, внутри него самого. Личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью. Личность, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно находится в процессе развития.
Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было положение о том, что человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Г. Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, а взаимодействием, взаимообогащением.
Г. Олпорт резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Таким образом, с точки зрения Г. Олпорта, принципиальная особенность личности - ее проактивностъ (в противовес реактивности). Он категорически не соглашался с мнением психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, снятию напряжения. Люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Для Г. Олпорта человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - это признак нездоровья.
Личность, по мнению Г. Олпорта, представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Ключом к пониманию личности должны быть перспективные цели человека, его намерения. По Г. Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Наиболее ярким выражением понимания Г. Олпортом активности личности как сущностной ее характеристики служит введенный им принцип функциональной автономии мотивов. Он не спорит с психоаналитическим взглядом на истоки человеческой мотивации, но вводит принципиальное дополнение. В процессе развития происходит трансформация исходной инстинктивной энергии, формируются разные мотивы. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяются от них (это происходит путем их дифференциации и интеграции) и становятся функционально автономными, то есть независимыми от исходных базовых побуждений. Идея функциональной автономии мотивов объясняет, почему у взрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, наряду с тем, что базовые изначальные биологические потребности одинаковы. Мотивация всегда локализована в настоящем и направлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она уже функционально независима.
Согласно концепции Г. Олпорта, есть существенный разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высокоэффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются малополезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концепции младенчества или раннего детства, неадекватны для объяснения взрослого поведения.
Г. Олпорт также последовательно противостоит экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что исследовательские методы и теоретические модели, полезные в естественных науках, могут лишь уводить в сторону при объяснении сложного человеческого поведения.
Он одним из первых заговорил об уникальности каждого чело
века. Проблема уникальности личности и ее изучения в психологии оставалась для него главной в течение всей жизни. Он отмечал, что каждый человек сам по себе есть, по сути, особый закон природы. Закон уникальности является основным законом психологии личности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.
Г. Олпорт был первым, кто подверг подробному методологическому анализу проблему общего и индивидуального применительно к психологии личности. Он утверждал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти что-то общее. Наиболее полноценным выражением индивидуальной уникальности отдельного человека выступает сфера его экспрессивных, или выразительных, проявлений, по отношению к которой Г. Олпорт использует понятие стиля. Приводимые им экспериментальные данные показали, что испытуемым удавалось успешно идентифицировать разные формы экспрессивных проявлений - почерк, походку, лицо и др., принадлежащие одним и тем же людям. Человек более всего проявляет себя как индивидуальность не в том, что он делает, а в том, как он это делает.
Черта, по Г. Олпорту, - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для Г. Олпорта черта - не констатация наблюдаемого поведения, а определенная нейропсихологическая система, специфическая для данного индивида.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 556 ;
К.Хорни подразделила отмеченные потребности на три разряда, выделив, таким образом, определенные специфические типы невротических личностей.
1.Уступчивый тип (движение к людям). Люди этого типа, по Хорни, отличаются выраженной потребностью в любви и одобрении и имеют особую потребность в "партнере", т.е. в друге, любовнике, жене или муже. Эти потребности у невротиков навязчивы, лишены избирательности, вызывают тревогу или подавленность в случае фрустрации. Свои потребности невротик стремится упорно реализовать, независимо от того, к каким людям они аппелирует, есть или нет у этих людей соответствующее чувство к нему. Главное здесь - любой ценой "кому - то принадлежать". Отсюда сверхуступчивость, предупредительность, сверхдоверчивость к другим, убеждение, что все они прекрасны и что он их всех любит. С этим связаны так же такие качества, как стремление уйти от ссор, недобрых взглядов, соперничества, избегание первых ролей, покладистость, доминирующее чувство слабости и беспомощности, ощущение своей неполноценности, оценка себя по мнению других, страх критики в свой адрес, мазохистские склонности и пр.
2.Агрессивный тип (движение против людей). У людей этого типа доминируют агрессивные склонности. Если уступчивый тип склонен фанатично считать всех людей хорошими, то данный тип напротив, видит во всех своих знакомых недоброжелателей. Отсюда реальность воспринимается как борьба всех со всеми. Иногда агрессивность маскируется внешней учтивостью, доброжелательностью. Для этих людей характерны потребность управлять другими, достижение власти, ощущения превосходства над другими, престиж, признание, жестокость, неуступчивость, отсутствие самокритичности, стремление к борьбе, к спору, к проявлению своих борцовских способностей. Эти люди отвергают внешние выражения любви, привязанности, чувствительности, сострадания и т.д.
3.Обособленный (отстраненный) тип. (движение от людей). Для людей такого типа типичны стремления избегать общения с людьми, самоотчуждение (нечуствительность к эмоциональным внутренним переживаниям), потребность самодостаточности. Эти люди иногда могут проводить вечер с немногими друзьями, но не терпят широкого круга общения. Они стремятся к уединению, в том числе, есть, работать, спать в одиночку, уходят от соперничества и борьбы, озабочены достижением своей полной независимости, своего превосходства и своей уникальности. Позиция отстраненности у невротиков, по Хорни, "представляет собой наиболее радикальную и наиболее эффективную из защит".
Таким образом, для всех типов невротиков характерны ярко выраженная ригидность, негибкость в поведении, непреодолимое желание ("любой ценой") удовлетворить свои потребности. Эти формы психологической защиты позволяют невротикам в определенной мере снять базальное тревожное состояние, приспособиться к ситуации, но , по существу, это псевдоадаптация. В случае серьезных препятствий, делающих невозможным удовлетворение потребностей, тревога у невротиков усиливается вплоть до возникновения состояния паники.
Тип невроза обусловлен усилением одного из элементов базового "тревожного фона" - враждебности, покинутости, неподконтрольности ситуации.
Если человек направлен преимущественно "к людям" ("уступчивый тип"), то для него характерно стремление присоединиться к более влиятельной личности. Свои агрессивные устремления он подавляет. Несмотря на уступчивость такой человек не способен любить людей.
Если доминирует направленность "против людей", мы имеем дело с "агрессивным типом". Для него характерно представление о жизни, как борьбе всех против всех. Другие для него - враги. Главная цель каждого, по его мнению, - победа и контроль над другими. Никому нельзя до конца доверять. В агрессивном человеке могут быть привязанности и симпатии. Но он рассматривает их как "слабости" и вытесняет.
Направленность "от людей" формирует тип "разобщенной" личности. Человек испытывает потребность в "эмоциональной дистанции". Близкий контакт вызывает у него тревогу. Чтобы быть независимым, он готов ограничить свои потребности, подавить чувства, воздержаться от оценок, которые могут вызвать спор.
Рассмотренные невротические симптомы служат средством разрешения "базового конфликта". Первые две направленности - "к людям" и "против людей" выражают стремление подавить определенные стороны личности и дать преимущество противоположным: уступчивому или агрессивному поведению. Третий тип поведения - уход - имеет целью подавить как уступчивость, так и агрессивность. Часто это - безуспешная попытка, ибо она не уничтожает потребности в общении.
Невротический конфликт "разрывает" человека, причем невротик слеп в отношении того, что с ним происходит. Если ему сказать об этом, он станет уклоняться от объяснений и даже терять интерес к разговору. Его силы уходит на то, чтобы отвергнуть конфликт и создать искусственную гармонию. С этой целью выстраиваются защитные механизмы. Среди них - попытка "затмить" часть конфликта и придать больший вес противоположной тенденции.
Другой механизм - создание идеализированного образа себя. Вместо того чтобы уходить от других, можно уйти от себя. Реальное "я" становится несущественным. На его место выдвигается вымышленное представление о себе: "я совсем не такое ничтожество, за которые вы меня принимаете. Посмотрите, какие у меня идеалы, какая душа! Были бы только условия. " и т. д.
Под "идеализированным я" понимается ошибочное представление человека о себе. Человек верит, что он такой, каким себя придумал. Хорни приводит в пример карикатуру, на которой изображена полная, средних лет женщина, видящая себя в зеркале стройной и юной девушкой. За свое "идеализированное я" невротик цепляется всеми силами. Чем больше он стремится уподобиться своим идеалам, тем больше его разрыв с действительностью и тем сильнее подавляется его реальное "я". Таким образом, возникает почва для одного из самых распространенных в США неврозов.
Чем шире сфера свободы, выше идеалы культуры, тем больше число неудачников, которые их не достигают. Для них мир, общество, другие люди оказываются ответственными за их неудачи и просчеты. Поэтому они проникаются мстительным чувством. Хорни считает, что формирование идеализированного образа "я" - наиболее распространенный механизм невроза в Америке. Цель психоаналитической терапии в этом случае состоит в разрушении вымышленного образа, который сковывает человека, отгораживает его от мира и других людей. Одновременно терапевт старается нащупать основные черты реального "я", заставляет пациента вернуться к нему, придав ему моральную значимость.
Восстановление душевного здоровья должно идти по двум линиям. Первая - освобождение от тирании "идеализированного я", а вторая - самоанализ. Смена социальных ролей в семье, коллективе, общественной организации помогает приблизится к "реальному я". Терапия, по Хорни, не замыкается в стенах психоаналитического кабинета. Одна должна осуществляться в жизни самим пациентом, который, по совету врача, меняет профессию, образ жизни, перестраивает отношения с близкими людьми.
В соответствии со своей моделью социальных потребностей Хорни выделяет четыре распространенных невротических черты личности.
Первая - стремление завоевать любовь, одобрение других. Бессознательно человек руководствуется принципом: "Если вы любите меня, то вы не сделаете мне зла". Он любой ценой хочет заслужить одобрение, тратит массу усилий, чтобы нравиться, вызывать восхищение. Чувствителен к малейшим признакам невнимания. Обижается, если его не пригласили туда, куда он, в сущности, и не хотел идти, не упомянули в каком-то выступлении. Невротическое недоверие, враждебность к миру проявляются здесь в том, что человек требует любви и внимания от других, но сам внутренне пуст, не способен излучать тепло. Он лишь притворяется любящим и внимательным. Постепенно усиливается противоречие: чем больше человек старается привлечь к себе симпатии окружающих, тем он менее приятен в общении и тем больше им пренебрегают. Таким образом, естественное, в принципе, желание заслужить похвалу, превращается в невротическую зависимость от одобрения или неодобрения других.
Вторая невротическая черта - стремление к власти. Здесь бессознательный мотив такой: "если я сильнее вас, вы не сможете мне навредить". Стремление к власти может быть связано и с осознаваемыми мотивами. Но у невротика оно вырастает на основе страха, беспокойства, чувства неполноценности. Будучи неуверен в себе, он боится, чтобы другие не заметили его неуверенности. Поэтому он хочет быть правым во всем, превосходить всех конкурентов. Он подчеркивает свое право руководить. Даже в группе друзей он пытается навязать свое решение. Сексуальные отношения служат для него средством самоутверждения.
Третья черта - невротический уход. Человек стремится быть независим от других. Проявляет подчеркнутое безразличие к оценкам его поступков. Его принцип: "Если для меня неважно мнение других, то они для меня не опасны". Четвертая черта - невротическая уступчивость. Чувство неуверенности заставляет принимать чужие мнения. Человек готов выполнить любую работу, принять любой совет, уступить внешнему давлению. Он вступает в любовную связь, если другой на этом настаивает, покупает ненужный товар, не имея силы отказать продавцу. Принцип уступчивого невротика: "если я подчиняюсь другим, уступаю им, они не будут мне вредить".
Базовый конфликт, непреходящее беспокойство, являются, согласно Хорни, причиной неустанных поисков, самосовершенствования, но при неблагоприятных условиях превращаются в невротический страх.
Универсальным культурным ответом на базовый конфликт может быть религия. Снимая с человека часть ответственности, примиряя его с судьбой, она открывает в образе Бога устойчивую, твердую реальность. Не видя, однако, возможности для возрождения религии в научно-индустриальном обществе, Хорни считает более вероятной ситуацию, когда каждый человек будет предан душой своему делу и сможет реализовать в нем свои способности. Однако американская культура далеко не всегда создает для этого условия. Она культивирует индивидуализм, эгоцентризм, формирует в личности "идеализированное я", на поддержание и выражение которого уходят жизненные силы, тогда как "реальное я" остается неразвитым.
В соответствии с типами ориентации К. Хорни выделила три типа невротических личностей: уступчивый, обособленный и агрессивный.
1. Ориентация на людей: уступчивый тип.Для уступчивого типа характерен такой стиль взаимодействия, как зависимость, нерешительность и беспомощность. При этой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Такой человек проявляет заметную потребность в любви и одобрении, защите и руководстве. Он завязывает отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности.
Уступчивый тип нуждается в близости и тоскует по партнеру. Ему также необходимо, чтобы в нем нуждались. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальные отношения ценятся прежде всего как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и ведет себя в очень зависимой манере. Самооценка регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Однако за внешней покладистостью уступчивого человека может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.
Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию иоказать помощь.
2. Ориентация от людей: обособленный тип. Человек с ориентацией на обособление предпочитает держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность. Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь. Тенденция к подавлению чувств
и особая робость испытываются перед привязанностями, которые
угрожают стать необходимыми. В результате он утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям и бесстрастно идет по жизни. Соперничество,престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода принуждениям. Потребность чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные отношения для этого типа не заслуживают внимания: в лучшем случае он довольствуется преходящими связями.
В мягких формах обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению творческих способностей.
У людей этого типа враждебность часто прикрывается фасадом искренности, учтивой вежливости, беспристрастности и товарищества. Они могут также проявлять благосклонность, пока не стоит вопрос об их руководящей роли.
К. Хорни отмечала, что все эти способы поведения в межличностных отношениях находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых людей этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. Невротик же не в состоянии между ними сделать правильный выбор.
С точки зрения К. Хорни, невротический процесс - это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему во многих отношениях.
При благоприятных условиях энергия людей идет на осуществление их собственного потенциала, то есть на актуализацию всей совокупности возможностей, которые потенциально им присущи. Такое развитие далеко от единообразия, но предполагает личностный рост и внутреннюю гармонию.
Однако под действием внутреннего принуждения человек может начать отчуждаться от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда главная часть его сил и энергии смещается на выполнение одной задачи - компенсацию поглощающего чувства тревоги одним, зафиксированным еще в детстве способом. В этом заключается невротическое развитие личности.
Лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее осознавание и понимание себя. Самопознание в данном случае не является самоцелью, а служит средством освобождения сил спонтанного роста личности. Теряя невротическую одержимость собой, человек обретает свободу роста, освобождается для любви и заботы о других людях. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самоосуществлению.
Подход К. Хорни к проблеме личности представляет не только исторический интерес. Невротические расстройства — достаточно часто встречающееся явление в жизни психически нормальных людей. Объяснение психических явлений, отталкиваясь от нарушений психической функциональности, является своего рода традицией психоанализа. Концепция К. Хорни почти целиком основана на клинических наблюдениях, а ее объяснение неврозов как проявления нарушенных отношений личности считается наиболее значительным вкладом в теорию личности. В отличие от 3. Фрейда, в ее позициях отражается оптимистический взгляд на человечество, основанный на убеждении в том, что у каждого человека есть способности и возможности к позитивному личностному росту.
Таким образом, социокультурная ориентация неофрейдизма привела к перестройке психоанализа: центр тяжести переносится с внутрипсихических на межличностные отношения. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытались преодолеть (или смягчить) биологизм 3. Фрейда, делая акцент на значении социокультурных условий в объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. С точки зрения многих представителей этого направления, человек в процессе исторического развития утрачивает инстинктивные (естественные) связи с природой, что приводит к возникновению в его жизни не инстинктивных, а уже экзистенциальных и социальных противоречий. Положение о социальной обусловленности психики у них строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.
Основу сущности человека она усматривает во врожденном чувстве беспокойства. Младенец рождается с этим чувством. Выходя из чрева матери, он начинает чувствовать себя неуютно. Ребенок переживает чувство беспокойства с самых первых минут своей жизни на органическом уровне; оно окрашивает всю его дальнейшую жизнь, фиксируется и становится внутренним свойствам психической деятельности. С первых секунд существования человек начинает переживать чувство враждебности мира. Беспокойство порождает желание избавиться от него. Все, что человек делает, это трансформация чувства беспокойства. Оно является основной мотивацией его поступков. 1. Хорни называет его чувством , которая детерминирует поступки человека. Коренная тревога> заставляет человека стремиться к безопасности.
К. Хорни утверждает, что человеком управляют две тенденции: стремление к безопасности и стремление к удовлетворению своих желаний. Оба этих стремления часто противоречат друг другу, и тогда возникает невротический конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные способы ( ) поведения. Хорни выделила четыре типа поведения. Первый выражается в как средству обеспечения безопасности жизни: второй проявляется в , которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; третий тип стратегии поведения выражается в стремлении изолироваться от людей; четвертый тип проявляется в признании своей беспомощности ( ).
Позже Хорни делала попытки увеличить количество стратегий. Однако уже в 1945 г она останавливается только на трех типах: 1) стремление к людям; 2) стремление отдалиться от людей, стремление к независимости; 3) стремление действовать против людей (агрессия).Соответственно этим трем типам отношений выделяются три типа невротической личности: 1) устойчивый, 2) устраненный, 3) агрессивный.
Эти типы поведения свойственны здоровым людям. Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к ТОМУ, что . По мысли Хорни, у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают . же являются подлинной болезнью, так как в их основе лежит стойкий .Описанные типы стратегий выступают не .только как предпосылки для . Они могут выступить также в качестве защитных механизмов, например в виде . Человек не тольконе признает свою неспособность разрешить конфликтную ситуацию, но и выдвигает на первый план свои реальные или мнимые положительные качества; защитныймеханизм может проявиться и в переносе своих конфликтов на внешнююситуацию, на других людей, т. е. здесь выступает уже механизм проекции.
Таким образом, в теории Хорни осталось основное положение ортодоксального фрейдизма. Хотя она резко критиковала биологизаторскую сущность учения Фрейда, но в основном своем положении и она по существу недалеко уходит от Фрейда.
К. Хорни говорит о противоречиях между обществом и человеческими потребностями.
Но она рассматривает их не как явление, свойственное капиталистическому обществу, а как врожденное свойство людей. Иными словами, ее попытка социологизировать Фрейда - мнимая, ибо она представляет собой тенденцию к психологизации общественных явлений. В теории Хорни остаются основные положения фрейдизма: антагонизм природного и социального (принцип стремления к безопасности несовместим с удовлетворением человеческих желаний), фатальность врожденного механизма .И наконец, у Хорни звучит то положение, которое было особенно развито у Фромма, а именно: ведет к отчуждению человека от общества. Последнюю свою работу (1950)она посвящает именно проблеме самоотчуждения и самореализации. Тревожный ребенок не может приспособиться к людям, он нуждается в компенсации своей неуверенности: вследствие этого он чуждается других людей, у него потребность над ними. Справедливо замечает Флоренская, что постепенно идеализированный образ становится жизненной перспективой и критерием оценки себя. Человек перестает интересоваться реальностью, возникает пропасть между и реальными возможностями человека. Эти положения К. Хорни опровергаются данными советской психологии. Так, Л. И. Божович, Д, Б. Эльконин тоже утверждают, что в подростковом возрасте часто возникает стремление к расширению своего , своего жизненного горизонта; в этом стремлении к идеалу они видят залог развития человека, ибо он вырастает из реальных человеческих отношений с другими людьми, с миром. Подобное самовыражение является и механизмом, и фактором развития. У Хорни же это механизм и проявление невроза. Поэтому и выводы разные: если Л. И.Божович видит выход в нахождении подростком своего места в жизни, то для Хорни этот выход заключается в преодолении своего ,ибо стремление к безграничному идеальному усиливает . К. Хорни не усмотрела, что именно в умении развести и проявляется регуляция поведения (Хоппе, Братусь).У К. Хорни избавление от невроза состоит в освобождении от своего . Пациент, по Хорни,должен принять себя со всеми недостатками. Она не виделатого, что искажение личности происходит в действительности не из-за стремления к идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Идеал.-это синтез достижений человеческой культуры, истинный идеал содержит в себе общение и единение с людьми. Именно нарушение этого единения создает невротический эгоцентризм.
Дата публикования: 2015-02-03 ; Прочитано: 1671 | Нарушение авторского права страницы
Читайте также: