Мечеть в москве коронавирус
ДУШАНБЕ, 18 мар — Sputnik. В Московской соборной мечети круглосуточно читаются аяты Корана в связи с распространением коронавируса, сообщает пресс-служба Совета муфтиев России.
Глава Духовного управления мусульман России распорядился читать Коран 24 часа в сутки, начиная с 17 марта.
"В эти дни чтение призвано стать формой нашего общего обращения к Всевышнему Аллаху в связи с распространением коронавируса во всем мире", - отмечается в сообщении.
Ранее в Духовном управлении мусульман также рекомендовали всем верующим - избегать рукопожатий и приветственных поцелуев и воздержаться от паломничества за границу.
Стоит отметить, что религиозные объединения в настоящее время принимают все меры, чтобы обеспечить безопасные условия для верующих.
В связи с распространением коронавируса во многих мусульманских странах, включая государства Центральной Азии, в мечетях приостановили коллективные намазы.
Это связано с тем, что недавно ВОЗ объявила пандемию коронавируса в мире, поскольку инфицированных насчитывается уже свыше 202,5 тысячи человек в 135 странах.
Изначально вспышка инфекции произошла в конце 2019 года в китайском городе Ухане, но впоследствии вирус быстро распространился за пределы КНР.
Некоторые эксперты считают помощь для мигрантов бессмысленной тратой, предательством интересов россиян в кризисной ситуации, но они неправы. Ведь речь идет об инвестициях на благо самих россиян. Ситуацию с миргантами в РФ объяснил доцент департамента политологии Финансового университета РФ Геворг Мирзаян для Sputnik Таджикистан.
В России продолжают обсуждать инициативу Агентства стратегических инициатив относительно помощи гастарбайтерам. Напомним: речь идет о выплате трудовым мигрантам, оставшимся в России без работы и средств к существованию, пособия – такого же, которое будет выплачиваться безработным российским гражданам. Все для того, чтобы поддержать оставшихся без заработка людей (которые по причине закрытого сообщения и отсутствия накоплений не могут уехать на Родину) и не допустить резкого всплеска криминогенной обстановки.
Депутат Госдумы Дмитрий Ионин тоже предлагает мигрантам искать помощи у себя на родине.
"По факту сегодня ситуация чрезвычайная, и в этой чрезвычайной ситуации помогать нужно гражданам России. Пусть гражданам Узбекистана помогает Узбекистан", - полагает народный избранник.
На первый взгляд, их аргументы не лишены смысла. Трудовые мигранты не являются гражданами Российской Федерации, а значит, не должны поддерживаться за счет средств российских налогоплательщиков. Россия должна их либо отправить на родину, либо возложить заботу о них на правительства их стран. Благородные жесты здесь не только приведут к серьезным расходам, но и вызовут гнев россиян, которые резонно спросят: "Если у государства есть лишние средства, то почему оно тратит их на поддержку иностранцев, а не на увеличение пособий гражданам России?"
Многие также уверены в том, что это не укрепит внешние позиции Москвы. Россия много раз в своей истории фактически занималась альтруизмом, поддерживала иностранных граждан, особенно соседей, – и не всегда получала за это благодарность.
Однако, если разбираться в ситуации глубже, все как раз наоборот. Москва обязательно должна помогать трудовым мигрантам пережить этот кризис.
Во-вторых, эта помощь является необходимой с точки зрения интересов российской внешней политики. Да, возможно, Москве не все скажут "спасибо". Однако гораздо важнее отношение населения национальных республик.
Несколько дней назад замминистра иностранных дел Сергей Рябков, отвечая на вопрос автора этой статьи о способах выиграть у США идейную конкуренцию, говорил о безусловном конкурентном преимуществе России на постсоветском пространстве.
"Мы считаем, что глубина исторических, культурных, человеческих, экономических, любых других связей между Россией и соседними государствами, входившими когда-то в одну страну, неизмеримо глубже, фундаментальнее и богаче, чем все то, что США - и при нынешней администрации, и при прежних администрациях - предлагают в качестве так называемой альтернативы", - пояснил дипломат.
Эта глубина взаимоотношений позволяет населению соседних стран до сих пор рассматривать Москву и россиян как своих. Но недостаточно лишь рассказывать об общей истории – нужно на деле показывать, что и россияне считают граждан постсоветского пространства своими. И не собираются бросать в сложных ситуациях.
Жители постсоветского пространства, работающие в России, должны понимать, что Москва – это не мачеха. А Российская Федерация – это многонациональный проект с гражданской нацией, оплот огромного Российского мира, частью которого и они являются. И российские власти должны – даже обязаны - поддерживать у них именно такое видение.
Понятно, что вопрос о финансовой поддержке мигрантов требует уточнений. Причем не на уровне экспертов, а на уровне властей.
"Мы считаем, что правительство внимательно должно эту инициативу рассмотреть, определить, кто конкретно должен получить такую поддержку. И если необходимо, мы внесем соответствующие изменения в законодательство о занятости", - заявил первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев.
Возможно, помощь нужно сделать возвратной – например, трудовой мигрант будет постепенно выплачивать государству назад эту сумму в рассрочку, например, через увеличение стоимости трудового патента (который в Москве, например, обходится в 5 с лишним тысяч рублей в месяц).
Конечно, есть вероятность, что мигрант сбежит от выплат домой – однако эта вероятность небольшая, ведь, к сожалению, у сотен тысяч граждан Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана нет альтернативных вариантов трудоустройства, кроме как работать в России.
В любом случае нужно понимать, что данная помощь – это не благотворительность, а инвестиция в будущее. Наше общее будущее.
В воскресенье, 22 марта, в большой церковный праздник "День сорока Севастийских мучеников", корреспондент КП отправилась посмотреть, как отреагировали на угрозу коронавируса места служения культа: храмы, мечети, синагоги.
С последними двумя дело оказалось просто. Они не работали.
Соборная мечеть на Проспекте мира сияла золотым куполом и выглядела непривычно опустевшей. Никаких толп народу, если не считать троих мужчин, расстеливших коврики прямо на асфальтовой площадке подле мечети.
- Куда , сестра? - остановил меня бородатый волонтер. - Молись дома. Мечеть закрыта. Не знаю, до какого, числа до десятого - двенадцатого, иншалла.
Немного помолчав, мужчина добавил:
- Чем меньше прямых контактов, тем меньше у вируса шансов оседлать нас в своих интересах.
ОСНАЩЕНЫ ДИСПЕНСЕРАМИ
В синагогу в Спасоглинищевском переулке я вошла вместе с семьей, состоящей из мужа, жены и мальчика лет восьми. Все они хотели попасть на экскурсию, но были вежливо развернуты охранником Павлом:
Между прочим, на закрытых дверях молельного зала я увидела диспенсер с обеззараживающим раствором и табличку с подробнейшей инструкцией, как правильно мыть руки.
- Можно воспользоваться? - поинтересовалась я у Павла.
- Нужно! - ответил охранник.
Обнаглев, я спросила, можно ли отлить себе немножко в баночку. И в этой просьбе мне тоже не оказали.
У входа в синагогу - диспенсер с антисептиком и подробные инструкции по обработке рук. Фото: Евгения КОРОБКОВА
А вот внутрь журналистку "КП" не пустили. Фото: Евгения КОРОБКОВА
МОЛИТВА ЗА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОРОДА
У дверей лютеранского собора Петра и Павла стоял симпатичного вида мужчина и вел подсчет желающих войти.
Меня посчитали под номером тридцать.
- Братья и сестры, посмотрите друг на друга, вот так выглядят пятьдесят человек, - поприветствовал пастор Константин (а мужчина у дверей был он) и взял в руки гитару.
Собравшиеся исполнили несколько песен религиозного содержания, трансляция которых велась онлайн. Происходящее сильно напоминало заседание в кружке бардовской песни.
После пения пастор Константин призвал помолиться за руководителей города, которым приходится нелегко. "Трудно принимать решения и с небольшой паствой, а что говорить о тех, кому нужно принимать решение за целый город".
Богослужение в стенах лютеранского собора Петра и Павла. Фото: Евгения КОРОБКОВА
По окончании мероприятия все стали пожимать друг другу руки и знакомиться.
- Помыть руки можно антисептиком в холле, - предупредил пастор в микрофон.
Я вышла в холл, но антисептика не нашла. Возможно, плохо искала.
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Запрет на мероприятия с числом участников более 50 человек не коснулся православных храмов, поэтому в воскресный день, да еще праздник, народу во всех церквях было огромное количество.
Накануне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден текст инструкции в связи с угрозой распространение коронавирусной инфекции. В частности, на время карантина было рекомендовано дезинфецировать лжицу (ложку) во время Причастия, заменить лобзание церковных святынь поклоном. Однако эти важные правила встретили со стороны некоторых мирян неприятие и даже упреки в маловерии. Можно себе представить, как непросто пришлось настоятелям, в задачу которых вошло не только подготовиться к обряду, но и вразумить верующих. Не всем это удалось одинаково эффективно.
Наблюдала собственными глазами, как, вопреки санитарно-гигиеническим рекомендациям, наш народ в очередь лобызал иконы и кресты, а некоторые пожилые прихожанки умудрялись, опершись руками на пол, облобызать еще и его. В условиях пандемии невольно приходили мысли о том, что после этого акта пожилая прихожанка пойдет в "Пятерочку", чтобы этими же руками выбирать помидоры.
Прихожанки православного храма исцеловали не только иконы, но и пол. Фото: Евгения КОРОБКОВА
Порой в толпе можно было слышать речи о том, что инфекция пришла с Запада , нам она не страшна, а причастие - главное лекарство, после которого православному человеку не страшно и умереть. Однако к чести ряда храмов в непростых условиях меры по дезинфекции были соблюдены, а прихожане - вразумлены.
Церкви на Китай-городе практически все оказались оснащены средствами для дезинфекции. Иконы протирались чаще, чем обычно. Одним из первых обзавелся диспенсером и одноразовыми стаканчиками для святой воды храм Святой Троицы в Хохлах. Настоятель Алексей Уминский, провел просветительскую работу с мирянами так, что служба прошла образцово-показательно, с учетом новых требований, особенно хорошо заметных по ритуалу причастия. Уста причащающихся вытирали не платом, а одноразовыми салфетками, которые после сжигались в алтарном колодце. Запивку подавали в одноразовых стаканчиках, по окончании литургии батюшка прикладывал крест не для поцелуя, а к покрытым головам прихожанок и макушкам прихожан "бесконтактным благословлением". По окончании службы храм был закрыт.
Очень ответственно подошел к процедуре небольшой храм иконы Божией Матери "Нечаянная радость" в Марьиной роще. Его оснастили пульверизаторами с надписью "Дезраствор", чистыми неткаными салфетками для пыли.
Радует и то, как быстро храмы реагируют на критику. После посещения храма Зосимы и Савватия в Гольяново я написала в соцсетях недоуменный пост по поводу странного объявления на дверях, рекомендующего в связи с пандемией в Европе "чаще исповедоваться и причащаться". В тот же вечер объявление заменили на другое, информирующее прихожан, что "лжица дезинфицируется спиртом", "уста отираются одноразовой салфеткой", а "антисептик находится у входа".
Объявления в храме Фото: Евгения КОРОБКОВА
Высшее духовенство Ирана отказывается закрывать мечети, несмотря на эпидемию коронавируса в стране
19 февраля власти Ирана сообщили, что обнаружены первые заболевшие коронавирусом. И в этот же день объявили о смерти двух человек. Появились предположения, что власти Ирана делали то же, что и Китай: скрывали информацию о коронавирусе, пока не поняли, что ситуация критическая. Но возможно, что Ирану просто не удалось выявить заболевших сразу и изолировать их.
Уже 21 февраля Иран вышел на третье место по смертности от коронавируса в мире после Китая. Количество новых заразившихся каждый день увеличивается в разы.
Вирус мог попасть в Иран через транзитных пассажиров из Китая. Прямое авиасообщение с Китаем Иран приостановил еще с начала февраля. Но иранская государственная авиакомпания Mahan Air продолжала транзитные полеты из Китая через Тегеран в другие страны. Власти Ирана предположили также, что вирус мог распространиться через китайских рабочих и студентов — их и сейчас много в городе Куме, который стал первой точкой вспышки инфекции в стране.
Иран вслед за Китаем быстро оказался в воздушной блокаде. Изоляция началась еще до появления вируса. Европейские страны прервали туристические поездки в Иран в январе — после того как 8 января украинский Boeing 737 разбился над Тегераном. Теперь авиасообщение с Ираном приостановили соседние страны. Пакистан, Армения, Турция закрыли границы. Таджикистан, Афганистан, ОАЭ запретили перелеты. Ирак приостановил выдачу туристических виз иранцам. Сейчас Иран пытается вывезти своих граждан из тех стран, с которыми прекратилось авиасообщение. Из Дубая был организован специальный рейс, на котором иранцы вернулись домой.
Представитель медицинской службы проводит санитарную обработку автомобиля такси в Тегеране. Фото: Reuters
МИД Азербайджана призвал своих граждан быть осторожными в Иране. Если Ирак и Азербайджан закроют границы с Ираном, это сделает их жителей очень уязвимыми.
Иран в своем регионе — центр медицинского туризма, сюда едут лечиться из соседних стран, особенно иракцы и азербайджанцы.
Россия ограничила воздушное сообщение с Ираном с 28 февраля, но до сих пор улететь из Москвы в Тегеран и вернуться обратно можно Аэрофлотом и Mahan Air. Россия также запретила выдавать транзитные и обычные визы гражданам из Ирана — кроме деловых и гуманитарных.
Особенность COVID-19 в Иране — им болеет высшее руководство страны. От коронавируса уже погибли член Совета по целесообразности (совещательный орган при высшем руководителе страны) Мохаммад Мирмохаммади и бывший посол Ирана в Ватикане и Египте Хади Хосроушахи.
Когда зараженных стали сотни, минздрав Ирана дал официальную рекомендацию закрыть гробницы для посещения — но высшее духовенство не подчиняется минздраву. Вход в святыни в Куме до сих пор открыт. Сообщают даже, что иранцы запустили флешмоб, в ходе которого лижут ограды мечетей и целуют ритуальные объекты, чтобы доказать превосходство веры над эпидемией. Однако, по словам Смагина, последнюю неделю очереди к святыням значительно уменьшились.
Санитарные меры коснулись всей страны. Все школы и университеты закрыты на месяц. Некоторые университеты перешли на онлайн-обучение. Перестал работать парламент: из 290 депутатов 23 заболели коронавирусом. А на прошлой неделе в Тегеране отменили даже пятничную молитву.
Фото: Reuters
— Катастрофы никогда не происходят из-за какого-то одного фактора, нужно, чтобы совпали несколько. Иран — авторитарная, религиозная страна с низким уровнем жизни, потому у них сразу много опасных факторов.
В бедных странах плохо налажена инфраструктура. Не хватает больниц, не хватает стационаров, чтобы изолировать больных. В Ухане на момент начала эпидемии госпиталей тоже было недостаточно, но Китай способен за семь дней построить больницу на 1000 койко-мест. Иран такое повторить не в состоянии.
Читайте также
Особенно плохо обстоят дела с палатами интенсивной терапии. В случае тяжелых пневмоний больным требуется специальное оборудование, чтобы обеспечивать организм кислородом. Соответственно, если в богатой стране человек заболел COVID-19 в тяжелой форме, его шансы выжить гораздо выше, потому что он получается него достаточную поддерживающую терапию. В Иране тот же самый человек, с высокой вероятностью, умрет.
Еще один причина — плохая подготовка персонала. Не только в части знаний и навыков собственно лечения. Чтобы не заболеть самим и не заразить других, медработники должны постоянно мыть руки. Но исследования показывают, что эту практику соблюдают только 40% персонала. В связке с плохими протоколами лечения такая небрежность может приводить к тяжелым последствиям.
Эпидемию проще предотвратить на раннем этапе, но, как мы видели, официальные лица в Иране долго не признавали наличие проблемы и отказывались верить в реальность коронавируса. Они упустили время, когда неконтролируемое распространение SARS-CoV-2 можно было задержать. Обычные граждане ведут себя похожим образом —
наверное, все видели кадры, как иранцы лижут решетки в мечетях, чтобы доказать, что вирус не опасен. Кроме того, жители Ирана доверяют аятоллам больше, чем врачам.
Еще одна проблема — недостаточная диагностика. Из-за этого соотношение числа заразившихся к числу умерших может выглядеть странно высоким.
В недемократических странах вроде Ирана обычно очень много народу сидит в тюрьмах. Медицинская помощь там еще хуже, чем на воле, а контакты между людьми очень тесные. То есть тюрьмы — рассадники любых инфекционных заболеваний, и большое количество заключенных — дополнительный фактор риска для таких стран.
По итогу, в бедных странах мы ожидаем больше смертей от коронавируса, чем в богатых. А также в авторитарных больше, чем в демократических.
Этот вирус обнажил экономические проблемы во всей мировой экономике. Страны, которые уже отрезаны от общемировой торговли, пострадают в меньшей степени.
Для Ирана самая большая проблема — это падение цен на нефть и продукты нефтепереработки.
Месторождения в Иране старые, им нужны новые технологии бурения, которые недоступны из-за санкций. У них устаревшая технология, структура добычи и транспортировки, которая пока не позволяет стать конкурентом ни России, ни Саудовской Аравии. Хотя запасы там большие.
То же самое с газом. У них есть крупнейшие месторождения, которые Иран делит с Катаром. И вот Иран и Катар как будто бы запустили две трубочки в один стакан с коктейлем и бьются лбами. Это тоже сложная ситуация для них.
Поскольку США быстро санкции не снимут, на Ближнем Востоке нестабильность будет продолжаться. А переизбыток нефти, который возник из-за того, что прекращены отчасти авиасообщение, транспортное сообщение, будет давить на нефтяные цены достаточно долго. Соответственно, Иран как экспортер будет страдать от этих цен.
Читайте также
Окончательные потери мировой экономики можно будет оценить только к лету. В некоторых странах рецессия будет длиться до конца года. Сейчас эти потери можно сравнить с последствиями торговой войны США и Китая, которые так же повлияли на международную торговлю и на потребление ресурсов и сырья. Сейчас то же самое, но развивающиеся страны будут страдать так же, как и развитые, потому что они являются местами сборки продукции для развитых стран и экспортерами ресурсов.
Спасибо, что прочли до конца
Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Что творится в храмах и мечетях Москвы из-за коронавируса
, Антон Скрипунов. Москвичи уходят в самоизоляцию. Однако миллионы верующих все равно устремляются в храмы и мечети. Там они хотят найти духовную поддержку в период пандемии и всеобщей паники, однако сталкиваются с новой для себя реальностью. О том, как самые многочисленные религиозные группы столицы восприняли беспрецедентные санитарные меры, - в репортаже РИА Новости.
"Здесь вы можете купить розы и гвоздики блаженной Матроне Московской", - зазывает магазинная вывеска у выхода из метро. Пожалуй, в столице у верующих нет более популярного места, чем Покровский монастырь, где хранятся останки Матронушки, как ласково называют ее православные. Потому ведущая к обители Таганская улица многолюдна. Этим пользуются торговцы.
Цветочница Галина делает запись в книге учета. Уже почти обед, а на странице всего четыре строки. Клиентов катастрофически мало.
"Скоро неделя, как людей почти нет. Из-за этого коронавируса никто не ходит к Матронушке. Продажи упали более чем наполовину!" - жалуется продавщица. Так же и в других цветочных магазинах по пути в Покровский монастырь.
Несладко и попрошайкам. Обычно на Таганской улице через каждые пять метров просят "подать Христа ради". Сейчас протянутых рук со стаканчиками из-под кофе - единицы.
Два бездомных у входа в Покровский монастырь пытаются выклянчить мелочь у прохожих. Они бы давно насобирали на "средство от любой заразы", как сами любят шутить. Но место нынче не хлебное.
"Маловато у вас сегодня людей", - говорю охраннику на пункте досмотра у монастырских ворот.
"Ну так радуйся!" - отвечает он.
А радоваться и вправду есть чему. Поток верующих к мощам Матроны настолько большой, что даже в будни отстоять в очереди меньше получаса - большая удача. Каждый день сотни паломников, а то и тысячи. Приложиться к святыне приезжают со всего постсоветского пространства.
Даже в условиях пандемии люди все равно идут к Матронушке. Кто-то надевает маски, а кто-то прикладывается к раке с мощами или большой иконе святой на стене храма - лбом, а не губами.
"Очередь маленькая - человек десять или пятнадцать. Все, наверное, испугались коронавируса, вот и не приходят. Обычно в Покровском храме, где мощи, не протолкнуться", - объясняет монастырская уборщица.
А вот соседняя церковь в обители, в честь Воскресения Словущего, забита полностью. На воскресной службе - несколько сотен человек. Запрет мероприятий более чем с 50 участниками не коснулся православных храмов.
Однако духовенство все же учитывает ситуацию. Это хорошо видно по ритуалу причастия. Священник выходит из алтаря с чашей в руках, рядом с ним два алтарника. Один держит плат, чтобы Святые Дары не упали на пол - обычно им еще обтирают уста верующих. Однако сейчас пользуются красными одноразовыми салфетками: вытерли губы - выкинули в специальный мешок рядом. Согласно принятой синодом Русской церкви инструкции, эти салфетки сжигаются в алтарном колодце.
Другой алтарник держит плат, пропитанный дезинфицирующей жидкостью. После каждого причастника им обтирают лжицу - ложку, которой священник берет из чаши частицы хлеба и вина, претворенные во время богослужения в Тело и Кровь Христовы, чтобы их вкусил прихожанин. Запивку (смесь воды с вином) теперь дают в одноразовых стаканчиках.
А по окончании литургии молящиеся устремляются к батюшке. Тот, произнеся короткую проповедь, прикладывает крест ко лбам верующих. Кто-то, правда, пытается машинально поцеловать его (ведь именно так полагалось делать до эпидемии), однако священник вовремя на это реагирует, отводя руку.
"Я хожу сюда больше пятнадцати лет, но такое вижу впервые. Не знаю, помогают эти меры или нет, но мы должны их принять. Уж лучше так, чем если бы вообще закрыли храмы и запретили причастие, которое очень важно особенно сейчас, в Великий пост. Этого я боюсь больше всего", - признается прихожанка монастыря Людмила.
А вот опасения мусульман сбылись. Они и так уже несколько лет жалуются на нехватку мечетей (всего четыре на многомиллионную столицу), а теперь их и вовсе закрыли - для противодействия распространению коронавируса.
Это случилось в середине прошлой недели, однако верующие все равно по привычке пошли на джума-намаз - обязательную для мусульман пятничную коллективную молитву.
В их числе и Арслан Гаджиев, который намеревался впервые в жизни помолиться в Соборной мечети на проспекте Мира. Уже на одноименной станции метро, куда он приехал с друзьями, Арслан понял, что мечте суждено сбыться в другой раз: по громкоговорителям повторяют объявление о том, что намаза не будет. Его товарищи, замешкавшись, переглядываются и разводят руками.
"Где теперь молиться - непонятно. Осталось пятнадцать минут до начала джума, мы не успеем домой", - обреченно произносит он.
От метро “ Проспект мира ” тянутся две вереницы людей. Одна быстро: торопятся к намазу. Однако повсюду их встречают волонтеры в зеленых жилетах и черных медицинских масках: в Духовном управлении мусульман Москвы подготовились к тому, что далеко не все верующие узнают заранее о закрытии мечетей. Каждому старательно объясняют, почему надо пойти домой. Но многие отказываются верить и продолжают путь, чтобы убедиться воочию.
А вторая вереница - от мечети - движется медленнее. Кто-то в растерянности останавливается, не зная, что делать дальше. Кто-то все же надеется успеть к началу молитвы домой. Другие обреченно шагают обратно к метро.
Лишь обилие волонтеров напоминает о чрезвычайных мерах. По всем улицам привычно стоят попрошайки, распространители рекламных листовок, торговцы различными восточными товарами. Они, как и в любой другой день соборной молитвы, призывают "подать во имя всемилостивого Аллаха", купить товары, зайти в кафе попробовать "лучший халяль в Москве".
Но в этот раз верующие не обращают на них внимания. Лишь продавец ковриков для намаза, вывесивший товар на дверях “ девятки ” , остался в плюсе: к нему очередь.
"А что еще делать - будем молиться дома. Вон, еще жене прикупил", - хвастается приобретением уроженец Душанбе Рустам Фархадов.
На джума он шел подготовленным: взял с собой антисептик и влажные салфетки, надел медицинскую маску. О том, что мечеть закрыта, не слышал. А когда узнал - не удивился.
"У нас в Таджикистане на 21 день закрывали все мечети. Только недавно они заработали в прежнем режиме. Здесь, как нам сказали волонтеры, все это продлится до 10 апреля. Надеюсь, паника вокруг коронавируса спадет. А то я намерен совершить в этом году в августе хадж (обязательное паломничество к святыням Мекки, которые сейчас закрыты из-за пандемии. - Прим. ред.)" , - говорит он.
Для Мекки такие меры - впервые в истории. Для Москвы, впрочем, тоже. Непривычную тишину Соборной мечети нарушают лишь переговоры операторов: для верующих, чтобы те молились исключительно дома или на работе, муфтият организовал онлайн-трансляцию джума-намаза и проповеди.
"Обычно в пятницу днем тут 15-17 тысяч человек: здание и прилегающая к нему территория забиты до предела. Сегодня же тут лишь муфтий Москвы, пара имамов и персонал", - рассказывает одна из сотрудниц мечети.
И все это - под пристальной охраной полиции и Росгвардии. Они тоже были готовы к тому, что сотни верующих придут и к закрытой мечети. Даже прилегающие улицы сотрудники правоохранительных органов перекрыли, как и в любую другую пятницу.
Прямо у входа собралась толпа. Кто-то, разгоряченный печальным известием, требует у волонтеров во что бы то ни стало пустить его помолиться. Единоверцы его успокаивают.
"Братья, давайте соблюдать порядок! Давайте не будем мешать горожанам проходить по этой улице! Предлагаю не впадать в уныние, а совершить краткий дуа (молитву. - Прим. ред.)", - обращается к верующим имам. Те послушно замирают, воздев руки к небу, молятся шепотом.
За происходящим наблюдают из здания напротив два молодых человека. Это официанты халяльного заведения возле мечети. И у них выдалась, пожалуй, первая пятница без работы.
"Обычно после джума-намаза у нас все столики заняты - и еще много людей ждут очереди на улице. Сегодня же больше половины мест свободны", - сетует один из них.
Впрочем, они не унывают. А меры по борьбе с коронавирусом считают необходимыми: раз уж такое творится в мире, то что теперь поделать.
"Несколько недель, Иншалла, как-то перебьемся, ничего страшного", - заключает молодой человек.
Читайте также: