Скульптура молочница с разбитым кувшином
Урну с водой уронив,
об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит,
праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода,
изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей,
вечно печальна сидит.
А.Пушкин
1830.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой,
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.
А.Ахматова
1916.
Бог ведает о чём.
Но нас волнует
Боль её утраты.
И новый век придёт,
И волновать
Потомков наших
Будет эта грусть.
И не изменится по сути
Ничего.
И будут те же чувства
Так же святы.
И новые напишутся стихи.
И, может быть, я в ком-то
Отзовусь.
05.07.2019.
В гербы многих городов помещены изображения символов тех природных условий, которые послужили толчком для возникновения населенного пункта непосредственно на том месте, где они находятся. Например, Берлин построили там, где по преданию была медвежья берлога, и его герб украшен изображением медведя. Символ Рима — волчица, вскармливающая младенцев и т. д. Герб Царского Села, напротив, ничем не напоминает о том источнике, который буквально вдохнул жизнь в эту местность, где сегодня находится один из самых замечательных городов России.
После кончины Екатерины по её завещанию Царское Село перешло в собственность принцессы Елизаветы. Взойдя на престол, дочь Петра I, в отличие от отца, не любила заниматься государственными делами. Зато веселилась и развлекалась безмерно. По её указу в 1757 году была построена Катальная горка, которая располагалась на том месте, где сейчас находится Гранитная терраса.
Вникнув в проблему, Бетанкур, судя по его действиям, чётко разобрался с условиями залегания и продвижения воды в этом районе. Он определил, что подземная вода находится внутри горной породы (известняка), являющейся водоносным пластом. Водоупорным пластом была толща кембрийской глины, подстилающая эти породы на глубине трёх-четырёх метров. Водоупор имеет понижение рельефа к Большому пруду, и на склоне происходит естественный выход воды на поверхность.
Камеру, которая была построена для защиты природой созданного источника, Бетанкур переделал в каптажную (водозаборную), значительно расширив её и срезав водоносный пласт до водоупора. Еловый сруб камеры, перекрытый двойным накатом, разместил на водоупоре перед водоносным пластом, обложив глиной в качестве глиняного замка с трёх внешних сторон. Одновременно он переделал и всю водоподводящую систему между камерой и каналом, заключив её в чугунные трубы. Поскольку перепад между этими точками составлял почти два метра, Бетанкур предложил устроить фонтан.
Фонтан на камне получился необычный.
Император Александр I Павлович был женат нанемецкой принцессе Луизе-Марии-Августе Баден-Дурлахской, принявшей при переходе в православие имя Елизаветы Алексеевны. От этого брака в мае 1799 года у них родилась дочь Мария, но, прожив немногим более года, в июле 1800-го она умерла. Смерть дочери потрясла молодую мать. Её опечаленную фигуру можно было часто видеть на дорожках дворцовых парков.
Но вернёмся в Царское Село. Обсуждая проект фонтана с Императором, инженер Бетанкур, возможно, уже имел готовую модель будущего сооружения. Всё остальное было делом техники и исполнялось с невероятной быстротой. Менее года понадобилось, чтобы найти и обтесать соответствующий камень-пьедестал. (А может быть, он был уже для чего-то изготовлен). Придворному скульптору Павлу Соколову поручили скульптурные работы.
И Соколов — вольно или невольно — воплотил в своей работе образ той, кто была хозяйкой царскосельских парков, чья красота в ореоле царственности и романтической судьбы трогала сердце современных ей художников. Скульптор Соколов создал шедевр. У зрителя создается впечатление, что на камне только что сидела реальная женщина, которая превратилась в прекрасную статую. Поражает исключительное соответствие позы, в которой находится бронзовая девушка, с выступом камня, на котором она сидит.
- Лирика (1564)
- Кулинарная копилка (1300)
- Наше здоровье: красота души и тела (997)
- Шиповник (10)
- Вишневая нотка (7)
- Сиреневая нотка (6)
- Нотка куркумы (6)
- Лимонная нотка (6)
- Мандариновая нотка (6)
- Малиновая нотка (6)
- Лавровая нотка (6)
- Виноградная нотка (5)
- Розмариновая нотка (5)
- Лавандовая нотка (5)
- Облепиховая нотка (4)
- Луковая нотка (4)
- Морковная нотка (4)
- Апельсиновая нотка (4)
- Кабачковая нотка (3)
- Шалфейная нотка (3)
- Черничная нотка (3)
- Подорожник (3)
- Касторовое масло (3)
- Персиковая нотка (3)
- Яблоневая нотка (3)
- Амарантовая нотка (3)
- Кизиловая нотка (2)
- Миртовая нотка (2)
- Мумиё (2)
- Коричная нотка (1)
- Проза (630)
- Природа и путешествия (614)
- Все о кошках (431)
- Притчи и легенды (357)
- Интересное (271)
- Полезные советы (239)
- Музыка (201)
- Любовь и верность, честь и слава (194)
- Мой Питер (156)
- Модные штучки (124)
- Домашний кинотеатр (113)
- Новый Год (108)
- Любимое из детства (69)
- Шпаргалка по русскому (56)
- Искусство (50)
- Я помню, я горжусь (43)
- Чудеса света (20)
- Французский секрет (4)
Царскосельская статуя
Н.В.Н.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Октябрь 1916, Севастополь
Анна Ахматова
|
В 1808–1810 годах на месте бывшего павильона Катальной горки в Екатерининском парке Царского села по распоряжению Александра I соорудили Гранитную террасу, а внизу у Большого пруда — Большую гранитную пристань. По зеленому склону проложили новые дорожки, связавшие террасу и пруд. А устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были выведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном. И еще через шесть лет, летом 1816 года, здесь появилась бронзовая фигурка, которой суждено было стать символом Царского села…
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит.
Быть может, не традициям своего времени следовал скульптор, когда изображал героиню басни в облике античной девушки, а хотел запечатлеть божество, обитающее в Царскосельском парке. Вот уже два столетия оно хранит это место, вдохновляет поэтов и всех, чья душа открыта гармонии… И потому хочется вновь и вновь приходить к прекрасной печальной деве, смотрящей на воду, слушающей тихий говор незримого гения, живущего в источнике, — а вдруг и тебе он нашепчет что-нибудь чудесное.
И ее близняшки.
К сожалению, сейчас статуя находится в плачевном состоянии: нет пальцев (как раз там должна была находиться ручка от кувшина), разбито основание, образовались дыры.
Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского. Когда Прусская Принцесса Шарлотта стала Императрицей Александрой Фёдоровной, то сделала подарок родному брату Карлу. И в этом случае можно увидеть только копию, подаренную тогда же в 1989 году, т.к. первая, старинная копия, погибла во время войны.
"Milchmädchen" Schloß Britz
"Milchmädchen" Klein Glienicke
"Девушка с кувшином" Царское Село (г. Пушкин)
Процитировано 26 раз
Понравилось: 35 пользователям
Вдохновение великого мастера прошлого, умноженное на собственный талант и продолженное гениальным потомком. Романс-миниатюра "Царскосельская статуя" Кюи Цезаря Антоновича, исполнение которого длится всего одну минуту, можно назвать созданием трех муз искусств, общим результатом творческого союза поэтов, скульптора и композитора.
Баснописец
Жан де Лафонтен известен современному читателю, прежде всего как баснописец. В период с 1678 по 1694 годы было издано шесть книг цикла "Басни". Используя литературное наследие предшественников - Эзопа, Бидпая, Маро и других, Лафонтен рассказывает каждый раз свою историю. Традиционные сюжеты наполняются актуальным бытовым содержанием, звучат оригинальным живым языком. "Молочница или Кувшин молока" - жанровая зарисовка о мечтателях и фантазерах, чьи воздушные замки разбиваются безжалостной реальностью так же легко, как глиняный кувшин, упавший на придорожные камни.
Нас сладостный обман возносит к небесам.
. Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит.
И вот уже легкомысленная Перетта с отчаянием склонилась над черепками в молочной луже.
Скульптор
Образ мечтательницы Перетты неожиданно продолжился в самой романтичной и загадочной царскосельской статуе. Скульптор Павел Петрович Соколов, последователь школы русского классицизма, вспомнил о ней, работая над оформлением Екатерининского парка в Царском Селе. Именно так звучит официальная история создания скульптуры. Требованиями классицизма можно объяснить античный костюм и прическу французской молочницы.
Удивительное портретное сходство девушки с кувшином и Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I, осталось незамеченным современниками. Или им велено было не замечать. Императорская семья переживала непростой период. Многие сочувствовали императрице и, возможно, П. П.Соколов был в их числе.
В июне 1816 года бронзовая фигура "Молочница" украсила фонтан, построенный инженером А. Бетанкур. Пластичный образ, мягкость изгибов девичьего тела, неуловимо струящаяся ткань одежды. Более двухсот лет прекрасная девушка грустит, склонившись над разбитым кувшином своих надежд.
Нижегородская губерния, село Болдино. За девяносто дней, проведенных здесь в кольце холерного карантина, Александр Сергеевич Пушкин подарил человечеству уникальное литературное наследие.
Под впечатлением только что изданной "Илиады" в переводе Гнедича Пушкин обращается к античной поэзии. Пять антологических миниатюр, среди которых и "Царскосельская статуя", становятся примером идеальной стилизации. Воспроизводимый стиль, со всеми присущими ему обязательными чертами, предстает в обрамлении собственного, неповторимого стиля автора.
Изящная лаконичность стиха, возвышенность, грация формы воссоздавали дух античной лирической поэзии. Четверостишие Пушкина пропитано юношескими мечтами, прекрасными образами, памятью о времени, проведенном в Царском Селе. Классическая форма произведения удивительным образом созвучна формам скульптуры, созданной в стиле ампир. Печаль, застывшая в бронзе, замерла в четырех строчках. Поэтическое мгновение печали, отраженное в вечности.
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Композитор
Генерал, инженер, композитор, музыкальный критик. Редко кому удается добиться значимых успехов, стать профессионалом и экспертом в столь разных сферах деятельности. Может все дело в имени? Родители назвали его Цезарь.
Цезарь Антонович Кюи. Выпускник, а затем преподаватель Николаевской инженерной Академии. По его учебникам фортификации училось не одно поколение русских офицеров-артиллеристов.
Музыкальная одаренность мальчика была замечена в детстве, и домашнее музыкальное обучение сменилось занятиями с известным польским композитором Станиславом Монюшко. С четырнадцати лет юный Цезарь стал сочинять музыку. Творческое наследие композитора составляют: четырнадцать опер, в том числе детские, хоровые, оркестровые произведения. Наибольшее признание композитору принесли вокальные формы. Написано около двухсот пятидесяти романсов.
Более семисот статей - результат деятельности музыкального критика Цезаря Кюи. Большинство из них переводилось и издавалось за рубежом.
Деятельность и интересы Ц. А. Кюи никогда не делились на периоды и этапы. Все и сразу, с максимальной отдачей, с полным погружением.
Романс
С первых нот "Царскосельская статуя" Кюи переносит слушателей в созерцательный мир романтизма. Гибкая и выразительная кантилена идеально передает ритм стиха. Непрерывно льющаяся, прозрачная фортепианная партия создает состояние просветленного покоя, светлой печали от созерцания прекрасного образа, общего творения гения поэта и таланта скульптора. Квинтовый тон вокальной партии удерживает наше внимание на протяжении нескольких тактов.
Несомненно, это лучшее произведение пушкинского цикла Ц. А. Кюи. Камерно-вокальная лирика Кюи изучается и возрождается. Его романтические миниатюры присутствуют в репертуаре современных исполнителей. Ноты "Царскосельской статуи" и сейчас можно встретить в учебных папках вокалистов.
“Молочница с разбитым кувшином” П.П. Соколова в русской лирике ХIХ–ХХ веков
Вот уже почти два века зимой и летом, весной и осенью сидит она, подперев щёку рукой, и глядит отрешённо-задумчиво на разбитый кувшин, из горлышка которого тонкой струйкой течёт прозрачная и холодная вода. И совсем не обращает внимания на шелест деревьев и голоса посетителей Екатерининского парка, а посетители при виде её, конечно, вспоминают бессмертные строки, посвящённые ей поэтом, видевшим её рождение:
Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
Э ти строки написал Пушкин осенью 1830 года в Болдине. Почему он вспомнил о печальной царскосельской деве в нижегородской деревне?
Это было время перехода Пушкина в новое качество — мужа, отца семейства, время своеобразного подведения итогов предыдущей жизни, время воспоминаний о прожитом и виденном. И, наверное, Пушкин вспоминал и о прежних увлечениях, о “девах” своей юности. Кто знает, может быть, перебирая их в памяти, размышляя о превратностях любви, поэт припомнил и ту, бронзовую, которой не грозили ни старость, ни морщины. Яркости припоминания способствовала и поездка поэта в Царское Село в 1829 году, после девятилетнего перерыва 1 .
Наверное, вернувшись мысленно в дни беспечной юности, Пушкин зримо представил и то, как появилась бронзовая печальная дева на гранитном пьедестале в царскосельском парке в 1816 году.
Автором её был Павел Петрович Соколов (1764–1835), видный мастер декоративной скульптуры классицизма. Он украсил Петербург фигурами грифонов на Банковском мосту, львов — на Львином и сфинксов у бывшего Египетского моста через Фонтанку.
Его “Молочница с разбитым кувшином”* — это героиня одной из басен поэта-классициста Жана Лафонтена (1621–1695), с творчеством которого был хорошо знаком Пушкин. Вот текст этой басни, имеющей название “Молочница и кувшин с молоком”:
* Фонтан и скульптура не имеют одного, строго определённого названия. — Ред.
Перетта с кувшином молока на голове
Поверх платка
Спешила в город быстрым шагом.
Она нарочно была налегке —
Простая юбка, низкие башмаки;
А на ходу
Наша молочница прикидывала в мыслях,
Сколько дадут за молоко,
Как на эти деньги купит она сто яиц,
А это — целых три выводка.
“Если постараться, — рассуждала она, —
То будет совсем не так трудно
Развести курочек полон двор;
И даже самый хитрый лис
Тогда не помешает мне купить за них свинью;
А откормить свинью — ещё того легче;
Когда свинья разжиреет в самый раз,
Я и её продам за хорошие деньги;
И разве тогда по нынешним ценам
Я не заведу и коровку и телёнка?
То-то он будет скакать в стаде!”
И от радости Перетта подскочила сама,
Кувшин упал —
Прощайте и коровка, и свинка, и курочки!
Хозяйка стольких богатств
Печальным взглядом обводит свою прибыль
И бредёт объясняться к мужу,
Опасаясь, что быть ей битой.
Из этого рассказа был сделан фарс:
Он называется “Кувшин молока”.
Кто в мечтах не выигрывал битв?
Кто не строил воздушных замков?
Пикрохол, и Пирр, и наша молочница,
И безумцы, и мудрецы —
Все мы грезим наяву в своё удовольствие,
Всех нас обольщает утешный обман:
И целый мир у наших ног,
И все почести, и все красавицы;
Когда я один — никто против меня не устоит,
Я низлагаю падишаха,
Я царь, меня любит народ,
Венец горит на моём челе;
Но чуть что-то стряслось, и я пришёл в себя —
И я всё тот же Жан-бедняга.
Как и всякая басня, эта содержит мораль: все человеческие мечты, наши воздушные замки разрушает беспощадная действительность.
Именно эту мысль подчеркнул в своём стихотворении, посвящённом статуе Перетты в царскосельском саду, современник А.С. Пушкина Михаил Данилович Деларю (1811–1868), вступивший с ним в своеобразное творческое соревнование:
Что там вдали, сквозь кустов, над гранитным утёсом мелькает,
Там, где серебряный ключ с тихим журчаньем бежит.
Ты ль предо мною, Перетта? — Тебе изменила надежда,
И пред тобою лежит камнем пробитый сосуд.
Но молоко, пролиясь, превратилось в журчащий источник:
С ропотом льётся за край, струйки в долину несёт.
Снова здесь вижу тебя, животворный мой Гений, надежда!
Так из развалины благ бьёт возрождённый твой ток!
С.А. Кибальник в работе “Антологические эпиграммы Пушкина” пишет: “В отличие от Пушкина Деларю в большей степени опирался на сюжет лафонтеновской басни о молочнице. Превращение пролитого молока в животворный источник служит поэту аллегорией разрушенных и вновь возрождённых надежд” 2 .
П ушкинский стих отличается лаконичностью, “удивительной пластикой и гармонией” 3 . Впрочем, пластика и гармония свойственны и скульптурным шедеврам, относящимся к пластическим искусствам. Вспомним причудливые изгибы тела нашей героини, льющиеся по нему складки одежды.
У Пушкина эта скульптурная пластика выражена в плавности стиха, которая достигается повторением одних и тех же слов, которые как бы формуют словесное изображение:
. дева разбила.
Дева печально сидит.
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
Стих Пушкина как бы напоминает медленный ток воды в фонтане, которая “не сякнет” 4 . И повторы слов “вода”, “печально”, “урна” не создают монотонности, они не надоедают, как не надоедает нам долгое наблюдение за даже медленным движением воды.
В стихотворении А.С. Пушкина всего 25 слов, из них повторяющихся и однокоренных — 15. Такими малыми лексическими средствами создать шедевр мог, конечно, только Пушкин.
Пластика скульптуры подчёркнута и размером стиха, заимствованным из античной поэзии, — элегическим дистихом (чередованием гекзаметра и пентаметра). В пушкинском шедевре звучит “древний гомеровский ритм: медленный разбег каждого стиха, затем пауза, цезура посредине и плавный финал” 5 .
Стихотворение “Царскосельская статуя” входит в “Антологические эпиграммы” поэта, опубликованные в “Северных цветах” на 1832 год.
В этих произведениях каждая строка проникнута духом античности. Не случайно прозаическое слово “кувшин” (у Лафонтена) или нейтральное “сосуд” (у Деларю) у Пушкина превращается в “урну” 6 .
Урна во времена античности — сосуд для сбора и захоронения праха умерших. По происхождению своему слово “урна” связано со словом “кувшин”. Сведения об этом можно найти в “Этимологическом словаре русского языка” М.Фасмера, в “Историко-этимологическом словаре современного русского языка”.
Урна — не простой сосуд. В “Словаре сюжетов и символов в искусстве” Джеймс Холл пишет: “Урна — толстая круглая невысокая ваза с довольно широким горлом. Лежащая на боку, возможно, с выливающейся из неё водой, она является типичным атрибутом — как в античности, так и в эпоху Ренессанса и более позднее время — Бога, который, как считалось, обитал в реке”.
Именно такой сосуд, вероятно, увидел и описал чутко ощущавший не только своё время Пушкин. Одно слово изменило характер и содержание стихотворения: “. эпиграмма приобрела, помимо конкретного, также и универсальный смысл”, — отмечает С.А. Кибальник в своей работе “Антологические эпиграммы Пушкина”. — “Воплощая чудесное свойство скульптуры останавливать мгновение и делать его вечным, “Царскосельская статуя” в то же время представляет собой эпиграфическое стихотворение, утверждающее бессмертие искусства” 7 . Бессмертие искусства символизирует, на мой взгляд, неиссякаемый источник с его “вечной струёй” (мы говорим: “истоки творчества”, “творческая струя” и т.п.).
А почему же дева “печальна сидит”?
Творчество и человеческие чувства бессмертны (пока существует человечество), но каждый отдельный человек смертен. Потому-то дева так отрешённо-печально взирает на то, что, в отличие от человеческой жизни, вечно. Потому и пишет А.С. Пушкин: “Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит”.
“Вечная струя” противопоставлена “вечной печали” девы.
Только гению дарована вечность.
“Он победил и время и пространство”, — сказала о Пушкине Ахматова.
Юность Ахматовой прошла в освящённом пушкинским именем Царском Селе, где всё напоминало о том, что здесь сто лет назад
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
Много раз гуляла и она по аллеям парка в Царском Селе, видела то же, что когда-то юный Александр Пушкин.
Среди знакомых Анны Андреевны были люди, так или иначе связанные с Пушкиным. Николай Владимирович Недоброво (1882–1919), поэт, критик, автор первой большой статьи о творчестве поэтессы в “Русской мысли”, возводил свою родословную к Пушкину, и поэтому в разговорах его с Анной Ахматовой имя Пушкина упоминалось не раз. В 1916 году, в одну из совместных их прогулок по аллеям Екатерининского парка, и родилось стихотворение “Царскосельская статуя”, которое имело посвящение “Н.В.Н.” — Николаю Владимировичу Недоброво 8 .
Любимое время Пушкина — осень — предстаёт у Ахматовой во всей своей печальной красоте:
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины.
И среди этой идущей на убыль пред зимним замиранием природы — печальная девушка с разбитым кувшином:
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Ахматова пишет о своём восприятии этой скульптуры:
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Не перед ней, наверное, а перед непостижимым волшебством четырёх пушкинских строк.
Вполне объяснима и женская ревность живой женщины к вечной, бронзовой:
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюблённой.
Эти строки относятся, как считает В.Г. Маранцман, к Недоброво, спутнику Анны Андреевны, который вряд ли мог остаться равнодушным к прелестям “Молочницы с кувшином”. К нему же обращены и заключительные строчки стихотворения:
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнажённой.
Как мы с вами видим в каждом, даже самом дальнем родственнике Пушкина частицу его самого, так, наверное, и в Недоброво Ахматова видела что-то пушкинское.
В.Г. Маранцман пишет: “При всей близости к пушкинской традиции и искреннем стремлении приблизиться к светлому мироощущению поэта Ахматова в этом стихотворении оказывается в плену конкретной ситуации и финальной строфой отодвигает статую, любуясь ею почти отчуждённо, Ахматова смотрит на статую ровно через сто лет после того, как её впервые увидел Пушкин. И этот век русской жизни был углублением трагизма поэтического мировосприятия” 9.
Драматизмом проникнута и фотография 1925 года 10 . Уже шесть лет нет в живых Н.В. Недоброво: он умер от туберкулёза в Ялте в 1919 году. Как и Пушкину, ему было всего тридцать семь. Анна Ахматова среди голых тёмных деревьев у царскосельского фонтана одна, рядом — только бронзовая девушка. В них есть что-то общее, какая-то хрупкая беззащитность. Взгляд Ахматовой обращён к своему бронзовому двойнику.
Иногда мне кажется, что царскосельская молочница хранит мысли тех людей, что приходят к ней. Но она не выдаёт нам своей тайны.
Д ва поэтических века одной парковой скульптуры. Пролетел над ней век девятнадцатый с его гусарами, дуэлями, войнами, она пережила трагедии бурного двадцатого.
Царскосельская бронзовая девушка — символ вечности красоты, той самой, которая, несмотря на безумное сопротивление, обязательно спасёт мир от его собственного безумия.
Хрупкая бронзовая девушка на гранитном камне. Что бы ни случилось, зимой и летом, весной и осенью она будет сидеть, подперев щёку рукой, глядеть отрешённо-задумчиво на разбитый кувшин, из горлышка которого тонкой струйкой течёт прозрачная и холодная вода.
1 Руденская С.Д. Царскосельский Александровский лицей. СПб., 1999. С. 322.
2 Кибальник С.А. Антологические эпиграммы Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы, XII. Л., 1986. С. 159.
4 Это ощущение усиливается при слушании замечательного романса Ц.Кюи, положившего на музыку “Царскосельскую статую” Пушкина. Всего же известно более десятка музыкальных произведений композиторов, вдохновлённых на создание музыки пушкинским поэтическим шедевром.
5 Болдинская осень. М., 1982. С. 129, 130.
6 Якобсон Р.О. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице // Якобсон Р.О. Работы по поэтике. М., 1987. С. 184–185.
7 Кибальник С.А. Антологические эпиграммы Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы, XII. Л., 1986. С. 159.
8 Маранцман В.Г. “Царскосельская статуя” А.С. Пушкина и А.А. Ахматовой // Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. М., 1999. С. 274.
10 Фотография из собрания В.К. Лукницкой помещена в журнале “Наше наследие” (1989. № 3. С. 79).
DEPARTURE "Отправление (Отъезд) "
Парк Самсон, Инглвуд, Колорадо, США
Скульптор Джордж Ландин, 1984, бронза.
Памятник влюбленным (скульптура "Встреча") расположен в Омске в сквере у речного вокзала. Установлен в 2014 году.
На памятнике изображены сидящие за столом парень и девушка, которые смотрят друг на друга и ведут беседу за чашечкой чая. Скамейка и стол выполнены из чугуна, фигуры - из бронзы.
Скульпторы - Илья и Павел Мишанины (отец и сын). Заказчик - омский бизнесмен, живущий в Москве. Его имя неизвестно. Таким образом он решил сохранить память о дне и месте знакомства с будущей женой.
Появился летом 2006 года перед старым вокзалом, переделанным в музей истории железной дороги Урала. Скульптурная композиция отлично вписалась в атмосферу привокзальной площади, на которой стоят фигуры проводницы, начальника станции и путевых рабочих. Все герои - работы скульпторов Юрия Крылова и Александра Кокотеева.
Памятник пассажирам представляет собой бронзовый ансамбль из четырех скульптур. Одетая в стиле 60-х годов семья - мама, сын и папа - спешит на посадку. Женщина тянет ребенка за руку, мужчина, обремененный багажом, засматривается на незнакомку, лежащую на чемоданах. Памятник невероятно реалистичный: выражения лиц персонажей отлиты с такой точностью, что эмоции легко читаются. Композиция размещена на металлическом постаменте.
С 2007 года Ростов-на-Дону обогатился красивым бронзовым памятником. Его авторы- ростовские мастерские Тарасенко.
Памятник находится у входа в парк им. Горького с улицы Большая Садовая. Композиция, представляет собой девушку с корзинкой и цветком розы в руке. Правда, букетик в руке у девушки настолько мал, что некоторые называют ее "Девушка с мороженым".
Судя по отполированным до блеска участкам на плечах и талии "Цветочница" успела стать героиней не одной сотни фотографий, но изваяли вовсе не в натуральную величину - это обман зрения. Если затеете фотографироваться с ней в обнимку, учитывайте, что эта крошка чуть выше среднего мужского роста. Скорее всего, прообразом девушки послужила слепая продавщица цветов из старого кинофильма "Огни большого города" с Чарли Чаплином.
В 1808–1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда еще в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера А. Бетанкура. Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.
В августе 2012 года в Днепропетровске появился памятник Туфле. Материалом для него послужили кастрюли и крышки из нержавеющей стали. Высота памятника около 4 метров. Данная скульптурная композиция - копия памятника "Туфли Мэрлин", который был создан известной португальской художницей Джоанной Васконселос и установлен в музее Шато де Версаль. Днепропетровский памятник служит для привлечения посетителей в обувные магазины Днепропетровского ЦУМа.
В 2010 году, к началу курортного сезона в Геленджике на набережной установили скульптуру "Белой невесты" - символа города-курорта.
Авторы проекта - скульпторы Санкт-Петербургской Художественной мастерской Евгений Соколов и Андрей Поляков. Скульптура юной невесты выполнена из бронзы и покрыта специальным белым раствором. Ее более чем двухметровый рост позволяет видеть скульптуру издалека, даже со стороны моря.
Животные в работах португальского художника Bordalo II сделаны исключительно из мусорных отходов. О проблеме глобального загрязнения окружающей среды уже давно говорят во всеуслышание, но многие все равно не осознают всей серьезности сложившейся ситуации. Талантливый молодой художник решил привлечь внимание человечества к уничтожению редких видов животных своеобразным способом.
Каждый год лондонский художник Джерри Джуда создает большую скульптуру в честь культового автомобиля на Фестивале Скорости в Гудвуде. Это мероприятие, проводится ежегодно в Сассексе, Великобритания. В этом году Джуда установил высокую 26-метровую скульптуру с двумя гоночными автомобилями Мерседес - Mercedes-Benz W 25 Silver Arrow 1934 года и Mercedes AMG Petronas F1 W04 2013 года.
Автомобили словно пролетают друг мимо друга в воздушном пространстве, связанные 90-метровой стальной аркой. Скульптура чествует 120 лет наследия спортивного отдела Mersedes-Benz.
Читайте также: