История сексологии. Истоки сексологии.

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 14.12.2024

Сексология — научная дисциплина, изучающая все проявления сексуальности человека, включая как попытки охарактеризовать нормальную сексуальность, так и изучение изменчивости сексуальных практик, включая и так называемые парафилии (или сексуальные девиации).

Современная сексология — мультидисциплинарное поле исследований, в котором используются методы ряда смежных дисциплин: биологии, медицины, психологии, статистики, эпидемиологии, педагогики, социологии, антропологии, а иногда и криминалистики. Она изучает развитие сексуальности и развитие сексуального контакта, включая технику половых сношений и расстройства половой сферы. Исследователи документируют сексуальность самых разных групп общества, таких как люди с ограниченными физическими возможностями, детей, пожилых людей, и случаи сексуальной патологии, такие как патологическую одержимость сексом или сексуальные домогательства по отношению к детям.

Следует отметить, что сексология — описывающая, а не предписывающая дисциплина. Она пытается документировать определенные аспекты реальности, а не предписывать, какое поведение будет уместным, этичным или нравственным. Сексология часто становилась предметом конфликтов между ее сторонниками, а также теми, кто полагают, что сексология посягает на сакральные основы человеческой жизни, или теми, кто оспаривают, с философской точки зрения, претензии сексологов на объективность и эмпирическую методологию.

Содержание

История

В литературе (К. Имелинский) выделяют четыре периода в истории развития знаний о половом поведении:

  1. Доисторический — имеются лишь отрывочные сведения о половом поведении доисторического человека. -XIX века — идёт первичное накопление информации, появляются донаучные исследования.
  2. Период досексологических знаний — научное изучение сексуальности ведётся в рамках отраслевых наук: медицины, философии, биологии.
  3. Период сексологических знаний — сексология выделяется в самостоятельную отрасль научных исследований.

Существует несколько древних наставлений по «искусству любви», включая такие, как Искусство любви (Ars Amatoria) Овидия, индийские трактаты Кама Сутра Ватсьяяны и Ананга Ранга или арабский Благоуханный сад чувственных наслаждений. Однако ни одна из этих книг не рассматривала сексуальность как предмет систематического научного или медицинского исследования.

Первопроходцем донаучной сексологии в источниках называют маркиза де Сада, обобщившего в своих произведениях сведения о всех видах отклоняющегося полового поведения и сексуальных извращениях и пропагандировавшего право человека на свободу сексуального поведения.

Одним из наиболее ранних исследователей сексуальности, работавших до наступлания XX века был Рихард Фрайхерр фон Крафт-Эбинг, книга которого Psychopathia Sexualis, опубликованная в 1866 году содержала описания поражающего воображение спектра сексуальных аномалий.

Первым исследователем, предложившем концепцию сексологии как самостоятельной науки, стал дерматовенеролог Иван Блох, который в работе «Сексуальная жизнь нашего времени и её связь с современной культурой», изданной в 1909 году, указал, что наука о поле должна быть комплексной, обобщая данные биологии, медицины, антропологии, философии, психологии, этнологии, истории литературы и искусства.

В конце XIX — начале XX веков Зигмунд Фрейд развил теорию сексуальности, основанную на исследованиях, которые он вел на своих пациентах. [1] .

В 1908 году Магнус Хиршфельд начал выпускать первый научный журнал, освещающий вопросы сексологии (Журнал сексологии), а в 1918 году основал первый Институт сексологии (нем. Institut für Sexualwissenschaft ) в Берлине. Хиршфельд занимался медицинскими, этическими и юридическими проблемами, связанными с половыми отношениями, в том числе вопросами гомосексуальности и контроля над рождаемостью. В 1921 году Хиршфельд проводит первый Международный конгресс сексуальных реформ в Берлине, а в 1928 году им была основана Всемирная лига сексуальных реформ. Когда нацисты пришли к власти, одной из первых проведенных ими акций был разгром института (6 мая 1933 года) и сожжение его библиотеки. В послевоенные годы центр тяжести в сексологических исследованиях сместился в США.

В 1947 году, Алфред Кинси основал свой Institute for Sex Research (Институт сексуальных исследований) в Индианском университете в Блумингтоне, который ныне носит его имя. Зоолог по образованию, Кинси был одним из первых, кто поставил изучение сексуальности на строгую позитивистскую основу. Среди его важных достижений были описание спектра сексуальных практик на основе массива биографических интервью и анкетных данных, а также концептуализация представлений о континуальном характере сексуальной ориентации (шкала Кинси). Кинси показал, что от так называемой сексуальной нормы, определяемой общественной моралью, постоянно отступает значительная часть населения, а время от времени допускает нарушения вообще большинство людей. Результаты его исследований вышли в виде двух томов, известных под названием Отчеты Кинси (1948 и 1953).

В конце 1960-х дальнейший прогресс в сексологии был отмечен выходом трудов Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон "Сексуальные реакции человека" (англ. Human Sexual Response , 1966) и "Сексуальная неполноценность человека" (англ. Human Sexual Inadequacy , 1970), ставших бестселлерами. В 1978 году они основали так называемый Masters & Johnson Institute. Мастерс и Джонсон явились пионерами экспериментальных методов исследований пола с привлечением добровольцев.

Фриц Клейн разработал матрицу сексуальной ориентации — многомерную систему для детального описания комплексной сексуальной ориентации, сходную с одномерной шкалой Кинси, но измеряющей семь различных векторов сексуальной ориентации и идентичности по отдельности и позволяющей описывать изменения во времени. В 1978 году Клейн опубликовал The Bisexual Option, новаторское психологическое исследование бисексуальности, а в 1998 году, он основал American Institute of Bisexuality (AIB) для поощрения, поддержки и помощи в изучении бисексуальности и просвещения по вопросам, связанным с бисексуальностью.

В России сексологические исследования производились в начале XX века вплоть до 1930-х годов, после чего исследования были свёрнуты. Возрождение советской сексологии в 1970-х годах связывается с именем Г. С. Васильченко, который организовал Всесоюзный научно-методический центр сексопатологии (в настоящее время Российский федеральный центр сексологии и сексопатологии), явился автором первых руководств для врачей "Общая сексопатология" (1977) и "Частная сексопатология" (1983).

В России известны своими популяризаторскими работами социолог и сексолог И. С. Кон, сексологи Ботнева И.Л., Маслов В.М, Кульгавчук Е.А., авторы ряда научных и научно-популярных работ по сексологии на русском языке, судебные психиатры А. О. Бухановский, А. А. Ткаченко.

Отрасли сексологии

Выделяется несколько относительно самостоятельных направлений исследований в рамках сексологии:

  • Нормальная сексология, изучающая биологические, анатомические, физиологические, психологические и социальные аспекты сексуального поведения человека, не являющегося отклонением от нормы с медицинской точки зрения.
  • Клиническая (медицинская) сексология, занимающаяся профилактикой, диагностикой и лечением расстройств здоровья, связанных с сексуальным поведением.
  • Этнокультуральная сексология, исследующая исторические и культурные различия в образе и стереотипах сексуального поведения, в других вопросах, связанных с различиями между полами, имеющиеся у разных народов в разные периоды времени.
  • Судебная и криминальная сексология, обобщающие те аспекты знаний о половом поведении, которые могут оказаться полезными при расследовании и профилактике половых преступлений и преступлений против общественной нравственности.
  • Фамилистика, изучающая половые взаимоотношения в рамках семьи, особенности выполнения родительских ролей в зависимости от пола и т. д.

Методы исследования

Наиболее часто в сексологии применяются такие методы исследования, как анонимные опросы, анкетирование, интервьюирование. К числу других методов, применяемых сексологами относятся:

Сексология/История сексологии

Существует несколько древних наставлений по «искусству любви», включая такие, как Искусство любви (Ars Amatoria) Овидия, индийские трактаты Кама Сутра Ватсьяяны и Ананга Ранга или арабский Благоуханный сад чувственных наслаждений. Однако ни одна из этих книг не рассматривала сексуальность как предмет систематического научного или медицинского исследования.

Одним из наиболее ранних исследователей сексуальности, работавших до наступлания XX века был Рихард Фрайхерр фон Крафт-Эбинг, книга которого Psychopathia Sexualis, опубликованная в 1866 году содержала описания поражающего воображение спектра сексуальных аномалий.

Первым исследователем, предложившем концепцию сексологии как самостоятельной науки, стал дерматовенеролог Иван Блох, который в работе «Сексуальная жизнь нашего времени и её связь с современной культурой», изданной в 1909 году, указал, что наука о поле должна быть комплексной, обобщая данные биологии, медицины, антропологии, философии, психологии, этнологии, истории литературы и искусства.

В конце XIX — начале XX веков Зигмунд Фрейд развил теорию сексуальности, основанную на исследованиях, которые он вел на своих пациентах.[1].

В 1908 году Магнус Хиршфельд начал выпускать первый научный журнал, освещающий вопросы сексологии (Журнал сексологии), а в 1918 году основал первый Институт сексологии (нем. Institut für Sexualwissenschaft) в Берлине. Хиршфельд занимался медицинскими, этическими и юридическими проблемами, связанными с половыми отношениями, в том числе вопросами гомосексуальности и контроля над рождаемостью. В 1921 году Хиршфельд проводит первый Международный конгресс сексуальных реформ в Берлине, а в 1928 году им была основана Всемирная лига сексуальных реформ. Когда нацисты пришли к власти, одной из первых проведенных ими акций был разгром института (6 мая 1933 года) и сожжение его библиотеки. В послевоенные годы центр тяжести в сексологических исследованиях сместился в США.

В 1947 году, Альфред Кинси основал свой Institute for Sex Research (Институт сексуальных исследований) в Индианском университете в Блумингтоне, который ныне носит его имя. Зоолог по образованию, Кинси был одним из первых, кто поставил изучение сексуальности на строгую позитивистскую основу. Среди его важных достижений были описание спектра сексуальных практик на основе массива биографических интервью и анкетных данных, а также концептуализация представлений о континуальном характере сексуальной ориентации (шкала Кинси). Кинси показал, что от так называемой сексуальной нормы, определяемой общественной моралью, постоянно отступает значительная часть населения, а время от времени допускает нарушения вообще большинство людей. Результаты его исследований вышли в виде двух томов, известных под названием Отчеты Кинси (1948 и 1953).

В конце 1960-х дальнейший прогресс в сексологии был отмечен выходом трудов Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон «Сексуальные реакции человека» (англ. Human Sexual Response, 1966) и «Сексуальная неполноценность человека» (англ. Human Sexual Inadequacy, 1970), ставших бестселлерами. В 1978 году они основали так называемый Masters & Johnson Institute. Мастерс и Джонсон явились пионерами экспериментальных методов исследований пола с привлечением добровольцев.

Фриц Клейн разработал матрицу сексуальной ориентации — многомерную систему для детального описания комплексной сексуальной ориентации, сходную с одномерной шкалой Кинси, но измеряющей семь различных векторов сексуальной ориентации и идентичности по отдельности и позволяющей описывать изменения во времени. В 1978 году Клейн опубликовал The Bisexual Option, новаторское психологическое исследование бисексуальности, а в 1998 году, он основал American Institute of Bisexuality (AIB) для поощрения, поддержки и помощи в изучении бисексуальности и просвещения по вопросам, связанным с бисексуальностью.

В России сексологические исследования производились в начале XX века вплоть до 1930-х годов, после чего исследования были свёрнуты. Возрождение советской сексологии в 1970-х годах связывается с именем Г. С. Васильченко, который организовал Всесоюзный научно-методический центр сексопатологии (в настоящее время Российский федеральный центр сексологии и сексопатологии), явился автором первых руководств для врачей «Общая сексопатология» (1977) и «Частная сексопатология» (1983).

В России известны своими популяризаторскими работами социолог и сексолог И. С. Кон, психиатр, психотерапевт и сексопатолог А. М. Свядощ, психиатр и литератор Д. Д. Еникеева, психиатр, сексопатолог и исследователь транссексуальности А. И. Белкин, судебные психиатры А. О. Бухановский, А. А. Ткаченко, журналист В. В. Шахиджанян.

ит.: Васильченко Г. С., Определение половой конституции мужчины, М., 1974; Ellis A., A barbanel A., The encyclopedia of sexual behavior, v. 1—2, [2ed.], N. Y., [1963]; Brecher Е. М., The sex researchers, L., [1972]; Kinsey A. C., Pomeroy W. B., Martin C. E., Sexual behavior in the human male, Phil, — L., 1948; Sexual behavior in the human female, Phil, — L., 1953: Sex and behavior, ed. by F. A. Beach, N. Y., [1965]; Masters W. H., Johnson V. E., Human sexual response, L., 1966; Human sexual behavior, ed. by D. S. Marshall, R. G. Suggs, N. Y., [1971]; Dörner G., Sexualhormonabhängige Gehirndifferenzierung und Sexualitat, Jena, 1972; Ergeb-nisse zur Sexualmedizin, hrsg. von V. Sigusch, Köln, 1972; Fisher S., The female orgasm, N. Y., 1973; Contemporary sexual behavior, ed. by J. Zubin, J. Money, Bait., 1973.

История сексологии

История сексологии отражает интерес человека к сексуальной стороне жизни, который, так или иначе, наблюдался в течение всей истории человечества, хотя отождествлять историю сексологии с эволюцией человека было бы некорректно. Широко распространенной является периодизация, выделяющая следующие условные этапы:

Первобытный или доисторический период с характерной мифологизацией и символичностью сексуальности. Характерно формирование представлений о природе мужского и женского начал, сексуальность понимается в достаточно широком смысле: как инструмент продолжения рода и как свидетельство социального статуса (например, наиболее важные фигуры в сценах охоты изображались с гипертрофированным пенисом).

Период наблюдений и донаучных описаний представлен широко известными древними трактатами («Камасутра», «Искусство спальни»), а также наследием античных философов (Солон, Платон, Аристотель, Аристипп, Эпикур, Гиппократ и др.). Последние предприняли небезуспешные попытки вписать сексуальность не только в этическую и культурную систему ценностей, но так же и в политико-правовые нормы общества. С развитием науки, а также под влиянием социо-политических воззрений оценка ценности их трудов изменялась в широком диапазоне. Тем не менее, выражения «Клятва Гиппократа», «Судьба человека зависит только от него самого» известны каждому обывателю. К данному периоду можно также отнести и время Средневековья, когда широко распространилось отношение к сексуальности, как тяжкому греху. При этом, хотя официальная мораль оставалась антисексуальной, в позднее Средневековье и Новое время были предприняты многочисленные попытки объективного изучения сексуальности, в первую очередь анатомии и физиологии, а также успешно излечивались некоторые сексуальные расстройства.

Период досексологических знаний представлен исследованиями разных аспектов сексуальности, представлявших интерес для развития других научных сфер: биологии (эмбриологии), медицины (гинекологии и патологии), социологии, этнографии, философии. Особый интерес в понимании сексуальности человека привлекает ослабление биологического детерминизма, доминирующего ранее. Значительную роль тут также сыграла художественная и мемуарная литература: в частности предложившая обозначения садизма и мазохизма по фамилиям небезызвестных авторов.

Этот период характерен активным проведением многочисленных массовых опросов и статистических исследований сексуального поведения человека. Накопленный материал продемонстрировал широкий диапазон индивидуальных проявлений человеческой сексуальности, стали более понятны возрастные и культурные особенности, обозначилась связь между сексуальными характеристиками и целым спектром социо-культурных факторов. Благодаря новаторским и дискуссионным трудам расширилось понимание сексуальной нормы.

С другой стороны, зарождение в XIX веке психиатрии и ее последующее активное развитие позволило углубить понимание роли сексуальности не только как физиологической функции, но источника мотивации социальной деятельности человека. В данном контексте стоит вспомнить шокирующее на то время открытие З. Фрейда, что сексуальные особенности и отклонения являются не столько патологией, сколько фиксацией соответствующих стадий нормального психосексуального развития человека, или же гипертрофией отдельных компонентов такого развития.

Исследования природы партнерского взаимодействия, влияния сексуальной жизни и сексуального режима на соматическое здоровье, воздействия психосоциальных обстоятельств на сексуальные реакции человека:

  • подтвердили, что невозможно рассматривать сексуальное здоровье человека сугубо в рамках физиологии;
  • психологические и социо-культурные особенности индивида могут обуславливать и менять физиологию его сексуальности.

Современный этап сексологических знаний характеризуется системностью и междисциплинарностью рассмотрения проблем сексуальности. Характерной чертой данного этапа и его достижением является акцентирование внимания на сексуальном здоровье и его качестве.

В. В. Кришталь и Б. Л. Гульман выделяют следующие качества сексуального здоровья: формирование первичных и вторичных половых признаков, половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная ориентация, сексуальные ощущения, сексуальные фантазии, сексуальные сценарии, любовь, мотивы полового акта, либидо, эрекция, эякуляция, оргазм, половая конституция, осведомленность в области психогигиены половой жизни, оценка проявлений сексуальности у себя и у партнера, психосексуальное удовлетворение. Интеграция и приоритетность данных качеств формирует тип мотивации сексуального контакта, сексуального поведения и сексуальной культуры, в целом влияет на оценку человеком ценности своей жизни.

Об истории сексологии

Исчерпывающий исторический очерк читатель найдет в книге И. С. Кона «Введение в сексологию», мы же коснемся лишь некоторых важных для дальнейшего рассмотрения моментов.

Многие вещи и понятия настолько привычны для современного человека, что ему может казаться, будто знание их возникло едва ли не с возникновением человечества. В действительности же пол стал предметом науки сравнительно недавно. Лишь в 1677 г. Датчем и Левенгук наблюдали под микроскопом сперматозоид. Пройдет еще полтора столетия, прежде чем фон Баеру в 1827 г. удастся увидеть под микроскопом яйцеклетку млекопитающих. Уже в нашем веке — в 1902 г. — в научный обиход вошло слово «гормон», а зоолог из Филадельфии Мак-Кланг описал полотипизирующие хромосомы Х и У. Лишь немногим больше 20 лет назад Уильям Мастерс и В Джонсон в книге «Человеческая сексуальная реакция» описали результаты проведенных ими лабораторных исследований человеческой сексуальности как функции взаимодействия пары, а не просто свойства мужчины или женщины.

Биологические открытия, с одной стороны, воспринимаются как приближение к «разгадке тайны пола» а с другой, благодаря своему объективному характеру выглядят как свидетельства «бесстрастной» науки. Однако дорога даже к биологическим открытиям в области пола и сексуальности далеко не всегда легка и безопасна, тем более в тех областях сексологии, где результаты исследований нельзя «потрогать» или «увидеть», но где выводы из них ставят людей перед необходимостью менять взгляды, убеждения, привычки, стиль отношений.

Проще всего было бы «осудить» и «заклеймить» антисексуальные установки и разгул моральной цензуры конца XIX — начала XX в. Однако если вспомнить, что их аргументация едва ли не дословно воспроизводится сегодняшними противниками психосексуальной демократизации (например, «Лолита» В. Набокова даже вполне просвещенными людьми нет-нет да и воспринимается как порнография), то полезнее задаться вопросом о причинах и движущих силах этих позиций. Люди чувствуют себя уверенно, когда стабильность и изменяемость жизни находятся в некоей оптимальной пропорции, когда можно двигаться по жизни, ориентируясь по стандартным приметам: мало изменений — возникают чувства от элементарной скуки до экзистенциального тупика, слишком много изменений — появляются тревога, страх, растерянность, паника. Мир психосексуальных переживаний, семьи и родительства — наиболее интимные и значимые сферы жизни каждого человека; в них оптимальность пропорций особо важна. Оптимальным же представляется человеческому сознанию чаще всего то, что выдержало испытание временем, подтвердило свою полезность и действенность, освящено традициями. Социальная и экономическая раздробленность, расшатывание, а то и разрушение вековых традиций ставили людей перед многими трудноразрешимыми конфликтами, часто неосознаваемыми и потому неподвластными «сильной воле», а связанное с ними эмоциональное напряжение фокусировалось в личностно наиболее значимых сферах интимной жизни, семейных устоев, преемственности поколений и т. д. Первыми, кто рискнул взяться за объективное, а не обслуживающее традиции изучение психосексуального мира человека, были врачи, имевшие дело с патологией, а потому вроде бы и не вторгавшиеся в мир переживаний обычного, здорового человека. К тому же норма — более трудный объект для изучения, чем болезнь, и многие стороны здоровой человеческой жизни начинали изучаться как раз с отклонений. В числе родоначальников сексологии назовем венского психиатра Р. Крафт-Эбинга (1840—1902), швейцарского психиатра, невропатолога и энтомолога А. Фореля (1848—1931), немецких психиатров А. Молля (1862—1939) и М. Хиршфельда (1868—1935), немецкого дерматолога и венеролога И. Блоха (1872—1922), основоположника психоанализа австрийца 3. Фрейда (1856—1939), английского врача и публициста Х. Эллиса (1859—1939).

Это были люди разных взглядов и убеждений, но общим в их судьбах было то агрессивное возмущение общественности, с которым встречались их заходящие «слишком далеко» научные труды. Р. Крафт-Эбинг по цензурным соображениям многие места своей вышедшей в 1886 г. книги о сексуальных психопатиях написал по-латыни, что не помешало окружающим обвинить его в смаковании грязных деталей и поставить вопрос о лишении его звания почетного члена Британской медико-психологической академии. И. Блох, которому принадлежит термин «сексология», преобладающую часть своих трудов вынужден был публиковать под псевдонимом. X. Эллис — автор семитомного исследования по психологии пола, сегодня признанного классическим, подвергался судебному преследованию за «непристойность» его работ, причем ни один авторитетный ученый не рискнул выступить с публичной его защитой. М. Хиршфельд основал первый в мире сексологический журнал и сексологический институт — впоследствии его разгромили нацисты.

Ниже мы сможем убедиться, что драматическая, а нередко и трагическая линия истории сексологии на этом не обрывается. В некоторых странах и сегодня заниматься сексологией — значит рисковать.

Основоположники сексологии были детьми своего времени и, даже опережая его, не могли стать свободными от свойственной ему идеологии или неизбежной научной ограниченности. Сколь чудесными ни были открытия биологии, одними только биологическими законами объяснить поведение человека было невозможно. Сколь яркие примеры ни поставляла исследователям клиника, она скорее ставила вопросы, чем объясняла поведение людей за ее стенами. К тому же единственный «естественный» смысл сексуальности виделся лишь в деторождении: прочее для религии было греховно, для науки — ненормально, а для широкой публики — то и другое вместе взятое. Возникала потребность в соотнесении биологических и клинических данных с культурой (такие попытки предпринимал уже И. Блох), с человеческой психологией (эта линия представлена энциклопедическими работами X. Эллиса). Последователем Эллиса был Ван де Вельде (1873—1937); в 1926 г. он выпустил книгу «Идеальный брак», которая в 1967 г. вышла 77-м изданием. В этой книге едва ли не впервые женщина представлена не просто с позиций ее роли в воспроизводстве и как объект сексуальной активности мужчины, но как его равноправный, паритетный партнер. Уже на начальных этапах развития сексологии возникает интерес к реальному сексуальному поведению людей: первые массовые анкетные опросы предпринял М. Хиршфельд, который в 1903 г. разослал анонимную анкету 3 тыс. студентов, а в 1904 г. — почти 6 тыс. берлинских рабочих.

Ключевое место в сексологической теории первой половины нашего века принадлежит психоанализу 3. Фрейда. Чтобы не поддерживать печальную традицию голословного шельмования самого 3. Фрейда и его теории, я отсылаю читателя к публикующимся сейчас у нас в стране его работам и серьезному рассмотрению психоанализа отечественными учеными (В. М. Лейбиным, И. С. Коном и др.). Читателю предстоит выработать собственное отношение к этой теории.

Отмечая слабые ее стороны, обычно называют: 1) трактовку пансексуализма с его неопределенно-расширительным понятием половое и пониманием либидо как особой глобальной сущности; 2) представление о том, что все пути реализации либидо связаны с конфликтом сексуальности и культуры; 3) биологизацию половых различий; 4) теорию детской сексуальности с ее якобы универсальными комплексами; 5) сведение сложного и многомерного процесса половой идентификации только лишь к отношениям «родители — ребенок», экстраполируемым на все развитие личности. Осознание этих слабых сторон привело к тому, что с 60-х гг. психоанализ начинает утрачивать ведущее значение в современной западной сексологии, а наиболее авторитетные сексологические работы последних десятилетий написаны с не- или антифрейдистских позиций.

Сказанное, однако, не должно исключать научных заслуг 3. Фрейда, который, даже ошибаясь в выводах, очень тонко и точно чувствовал и ставил основные сексологические проблемы. Его работы опровергли однозначное сведение сексуальности к функционированию половых органов, выявили связь индивидуального полового поведения с культурными нормами, помогли понять социальные и психологические предпосылки некоторых сексуальных нарушений, сексуальных символов и запретов. Чрезвычайно важным было осмысление роли и значения сексуальности в жизни человека, необходимости ее не только для воспроизводства, но и для нормального развития личности: сексуальность непостижима вне личности, как и личность непостижима вне сексуальных переживаний. Понимание так называемых половых извращений как следствия перипетий развития личности опровергало взгляд на них как на дегенерацию и открывало новые перспективы помощи и коррекции. Фрейдовские представления о фазности психосексуального развития оказались настолько глубокими, что, например, их используют в своей практике педагоги, не только далекие от фрейдизма, но и активно не принимающие его.

Следующий крупный шаг в развитии сексологии сделан американским исследователем А. Кинзи (1894—1956). В конце 30-х гг. он начал массовое социологическое исследование, направленное на изучение фактов сексуального поведения человека, а не искажаемых многими обстоятельствами мнений о нем. Исследование завершилось публикацией «Отчетов Кинзи» (1948, 1953), посвященных сексуальному поведению мужчин и женщин. В них обобщены результаты около 19 тыс. интервью, каждое из которых вместило от 350 до 520 пунктов информации. Эти два тома, содержащие более 1500 страниц преимущественно табличного материала, принесли А. Кинзи мировую славу. О значении этой работы говорит хотя бы то, что и спустя много лет ее результаты дают материал для новых выводов (например, в исследованиях Г. С. Васильченко), а в 1979 г. Институт им. А. Кинзи опубликовал новую версию данных интервью (1938—1963), созданную на основе компьютерных пересчетов. Судьба же самого А. Кинзи не была столь успешной. С первых шагов работы он вынужден был преодолевать яростное сопротивление реакционных кругов, чинивших препятствия в проведении и финансировании исследований. В 1954 г. он стал мишенью маккартистов; комиссия по расследованию антиамериканской деятельности постановила, что «исследования института ненаучны, их выводы оскорбляют население и продолжение его деятельности привело бы к ослаблению американской морали и способствовало бы коммунистическому перевороту». В 1956 г. А. Кинзи умер от сердечного приступа.

К этому времени сексология уже развивалась своими путями, формируясь как синтетическая междисциплинарная область знания, включающая изучение расширяющегося круга сторон человеческой жизни и поведения. Остановить ее развитие стало невозможно.

Среди пионеров сексологии — многие и наши отечественные ученые: И. Р. Тарханов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, М. А. Членов, М. Ф. Нестурх, П. П. Блонский, Е. А. Аркин, Л. С. Выготский и другие. Этнографы и филологи В. Г. Богораз, М. М. Бахтин, В. Я. Пропп и другие первые начали изучать половой символизм. Уже в начале XX в. М. А. Членов, Д. Н. Жбанков, В. В. Фавр производили представительные социологические опросы, посвященные сексуальному поведению и охватывавшие от 2 до 6 тыс. опрашиваемых. Но из 6 тыс. распространенных Д. Н. Жбанковым анкет удалось спасти чуть более трехсот — остальные были конфискованы полицией. В 20—30-х гг. проводились широкие социально-гигиенические обследования сексуального поведения и семьи. Это прежде всего опросы И. Г. Гельмана (1922), С. Я. Голосовкера (1923), Д. И. Ласса (1925), М. С. Бараша (1925), С. Е. Бурштына (1925), Ц. Ю. Ротштейна (1925), И. Г. Петренко (1925), Р. М. Тер-Захарова (1928), Г. А. Баткиса (1929), А. Д. Меньшова (1929), О. Н. Островского (1930) и других. Они охватывали от сотен до нескольких тысяч опрошенных разных возрастов, социальных групп в различных районах страны. В результате СССР с 20-х гг. занимал первое место в мире по социологическим опросам о сексуальном поведении. Нельзя не отметить и того, что параллельно с этим шло интенсивное изучение психосексуального развития детей (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Е. А. Аркин и др.). Однако начиная с 30-х гг. эти исследования «закрываются», как, впрочем, и исследования по множеству других научных направлений. Политизация науки в 30—50-х гг., Великая Отечественная война и послевоенное восстановление унесли многих талантливых исследователей, остановили развитие сексологии, возрождение которой начинается лишь в середине 60-х гг.

Предмет сексологии

Предмет сексологии Сексологию часто отождествляют с сексопатологией — разделом медицины, изучающим нарушения и отклонения сексуальных функций. На самом деле это не так. Сексология — одна из новейших наук. И предложивший в 1907 г. ее название немецкий венеролог Иван Блох,

Три истории

Три истории Начнем наш «разбор полетов» с реальных примеров из моей консультативной практики.Приходит жена с работы и говорит мужу: «Вася, ты представляешь: мне по секрету Марья Ивановна сказала, что наша соседка Верочка разводится!» На что Вася отвечает: «Я сейчас занят

Истории

Истории Если человек не помнит сновидения, то повторяющиеся истории тоже можно рассматривать как феномены, подобные сновидениям. Какие истории рассказывает и пересказывает человек о своей жизни? Такие истории остаются с нами надолго и содержат глубокие паттерны жизни.

Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии Аннотация

Коллектив авторов Теория и практика психологического консультирования в сексологии Аннотация Настоящий сборник создавался для слушателей курсов «Психологическое консультирование в сексологии». В нем собраны теоретические позиции и практические рекомендации

Методы и приемы психологического консультирования в сексологии

Методы и приемы психологического консультирования в сексологии Кащенко Е. А. Благодаря критическому отношению к фактам половой жизни и результатам сексуальной активности, психология сексуальности отличается от обыденных знаний о сексе, религиозных догм или

Обратитесь к истории

Обратитесь к истории Исторические анекдоты — всегда беспроигрышный финал. Пра-пра-пра-прадед Уинстона Черчилля Рейбен Мюррей был лейтенантом в Континентальной армии, которой командовал Джордж Вашингтон. Когда во время Второй мировой войны представитель союзного

Термины сексологии

Термины сексологии Для облегчения чтения данной книги, чтобы избавить читателя от необходимости рыться в словарях, приводим словарь терминов, использованных в книге.Адюльтер - измена, супружеская неверность.Андрогены - мужские половые гормоны.Аноргазмия - отсутствие

ИСТОРИИ И—1.ПРИНЦЕССА НУРАБ-АЛЬ-МАШДИ ВОРОТИЛА СВОЙ ПРЕЛЕСТНЫЙ НОСИК от каждого потенциального жениха. Казалось, мужчины не вызывали в ней никаких чувств, кроме легкого чувства отвращения. Дабы подкорректировать положение, отец отправил ее в Париж, дав ей в напарницы

Истории Вы уже подготовили свою речь. Она поучительна и заставляет слушателей думать, побуждая их к действию. Но в ней нет чувства, нет души, нет страсти, способных взволновать людей, то есть нет «стержня, на котором все держится» и благодаря которому - это знают все

Истории АлексМы встретились с Алексом в небольшом ресторане недалеко от университетских корпусов и лабораторий, где он проводит свои исследования и эксперименты. Мы хотим побольше узнать о том, как Алекс мечтает и как решает, какие мечты для него важнее всего.1. Как ты

Переход от легенды к истории или от одной истории к другой

Переход от легенды к истории или от одной истории к другой Если ты ни с того ни с сего начнешь рассказывать историю, тебя не поймут. Сам посуди: ты тут такой нарисовался, сообщил, что идешь на встречу, что вам с девушкой вроде бы по пути и что вместе идти веселей, и вдруг начал

Немного истории

2.2. Возникновение психологии сексуальности как направления сексологии

Генезис психосексуальной активности предполагает несколько временных вех, совпадающих с этапами развития сексологии (К. Имелинский, 1990), периодами сексологии (Л. Щеглов, 2010; Г. Дерягин, 2007) и становлением сексуальной культуры (Е. Кащенко, 2010).

Исторические этапы психологии сексуальности. Ретроспективный анализ позволяет вычленить основные этапы развития психологии сексуальности:

Этап наивных открытий сознания;

Этап пионерских знаний;

Современный этап объединения знаний о психологии сексуальности.

Каждый из них требует пристального внимания историков, но даже беглый взгляд позволяет оценить эволюционные события, подталкивающие к созданию психологической науки о сексуальности человека.

1.Этап наивных открытий сознания, или наивный период характеризуется свободным и лояльным отношением к сексуальным проявлениям каждого человека и, в то же время, широким спектром психосексуальной активности людей75. Удовлетворение половой потребности, по образному выражению И. Блоха, «производилось без всяких стеснений, как еда и питье», носило зоосоциальный характер и выступало как форма подчинения или вид конкуренции. До наших дней на островах Фиджи всякая женщина добровольно становится партнершей того, кто поймал ее во время состязаний в беге. Р. Тэннэхилл описывает племена, где существовал обычай, согласно которому все мужчины одинакового возраста женились в один и тот же день, причем каждый из них должен был поймать в темноте одну из девушек, которая и становилась его женой.76

Китайские летописи рассказывают, что «сначала люди ничем не отличались от животных, жили в лесах, женщины принадлежали всем мужчинам». В индийском эпосе «Махабхарата» говорится, что некогда «женщины были свободны и блуждали повсюду, по своему желанию, в полной независимости». Если они в своем невежестве покидали мужчин, им это не ставилось в вину. По Геродоту, агафиты - соседи скифов, - со своими женами живут сообща и потому они все братья; у массогетов женщины - общее достояние.

С течением времени половое чувство все более индивидуализировалось, но еще не было любви в ее современном понимании. В межполовом общении сначала появилась двухсторонняя избирательно-оценочная тенденция, предлагавшая, правда, известную вариативность выбора. Эросом77 или предлюбовью назвали новое чувство египтяне, шумеры, аккады, а потом и греки.78

От античного Эроса пролег путь к одухотворению плотских желаний возвышенным индивидуальным чувством. Об этом свидетельствует многообразие богов-покровителей любви. Один из них олицетворял начало и конец любви (у Амура была стрела, рождающая любовь и стрела, гасящая ее), другой - плотские вожделения (Гимэрот), третий - ответную любовь (Антэрот), четвертый - страстное желание (Поф), пятый - любовные уговоры (богиня Пейто), шестой - брак (Гименей), седьмой - роды (Илифия).

С тех времен зарождающаяся психология сексуальности донесла до наших дней все обилие форм эротической любви - именно так ее правильно называть, - которые на протяжении столетий подвергались гонениям или восхвалялись в зависимости от отношения к ним в обществе. Со временем сексуальные отношения между людьми стали активнее регулироваться в связи с установившимся неравноправием половых ролей мужчин и женщин. Жесткое влияние светских и религиозных установок на сексуальное поведение личности осуществлялось практически во всех мировых сообществах, заставляя мужчин и женщин, уходить от ответственности, находить пути гармонизации в паре, нарушать или соблюдать требования доминирующей половой морали. Не исключено, что этому способствовала развивающаяся психика человека, которая искала себе новые формы проявления и контроля над сексуальной активностью.

2. Религиозно-мистический этап. Следующий исторический период развития психологии сексуальности связан с обожествлением всеобъемлющей любви, как основы человеческого бытия.79 В этот период происходит снижение внимание к психологии сексуальности, так как каждому верующему спускается от церковнослужителей предписанные каноны - «калька интимного поведения». Репродуктивная цель сексуальной активности затмевает все остальные, так как именно она предписана всевышним: «Плодитесь и размножайтесь!». Чувственная любовь проявляется лишь в любовании красотой юности, эстетизации самого влечения любящих, и стоит в центре внимания выразителей христианской нравственности.

Любовь к ближнему, то есть к каждому человеку, стала главным принципом взаимодействия человека с Богом в Новом Завете. Необходимое условие и основная ступень на пути к Всевышнему, она стоит практически в центре внимания всех новозаветных заповедей. Любовь создает ореол объекту страсти, сообщая ему святость и внушая благоговение. Под эгидой божественного авторитета человек осознал себя значимым в этом мире, назвав любовь двигателем человеческих взаимоотношений80.

В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке острого интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля церкви. Любовь возвращает себе статус жизненной философской категории, правда, с определенным религиозным оттенком. Земное эротическое чувство мы видим в «Венере с Амуром» Рафаэля, в «Вакханалии» Тициана, «Декамероне» Боккаччо.

Половая любовь в эпоху Ренессанса приобрела вулканический характер, подчиняя себе все вокруг, она несла такой же героический оттенок, что и идеал физической красоты. Сонеты Петрарки, Шекспира пришли на смену рыцарским романам с культом прекрасной дамы, высший принцип которого гласил: истинная любовь не имеет решительно ничего общего с браком.81

С развитием культуры в периоды сентиментализма и сменившего его романтизма любовь называли мистической идеей и пытались превратить в новую систему миропонимания. В романтической любви, например, соединяется учение романтиков о даме и сущность жизни с мистическим познанием, в ней открывается бесконечная душа любимого, сливается земное и небесное, любовь становится самой сладкой земной радостью, но, в то же время, и небесным поклонением.

Понятие любви, особенно ее эротического содержания, видоизменялось на протяжении длительного времени в зависимости от того, на какой из многочисленных граней этого великого явления акцентирует внимание эпоха, возвышая или принижая ее составляющие: духовное и плотское.

В период с появления мировых религий до 18 века, особенно в Европе в эпоху Возрождения и Ренессанса, Конфирмации и Контрреформации взгляды на сексуальность менялись с невероятной частотой, но чаще на сексуальность накладывали строгое табу82. Рисунки гениталий или обнаженной натуры закрашивали или прятали под фиговыми листками. Одеваться было принято строго, демонстрация наготы осуждалась. Процветала двойная мораль, рядом существовала смеховая культура и жестокая Инквизиция.

Насаждение аскетизма и подавление плотских влечений, диктат церковных догм, жесткие официальные рамки во взаимоотношениях между мужчинами и женщинами, пренебрежительное отношение к женщине как человеку «второго сорта» и суровая кара за несоблюдение установленных правил - вот характерные черты этого времени. Только лишь в научных работах допускались изображения пениса и женских гениталии. Но и эти труды писались под неусыпным взором церкви и не демонстрировались широкой публике. Оправдание любых сексуальных деяний божественным или дьявольским влиянием постепенно уступало место научным изысканиям.

3.Этап пионерских знаний. Этот третий этап развития психологии сексуальности связан с принижением значения души в психологических знаниях и появлением пионеров научных знаний.83 Развитию психологического знания дал импульс Рене Декарт со своим учением (1596—1650 годы), где впервые был использован термин «сознание», как критерий, разделяющий тело и душу.84 На этом этапе развития психологии сексуальности главными источниками информации о сексуальных отношениях были не только наблюдения, интуиция и собственный опыт, но и произведения литературы, искусство, философские трактаты и размышления мыслителей, часть из которых сохранилась до наших дней. Среди них можно назвать таких авторов как Овидий, Катулл, Леонардо да Винчи, Анри де Мондевиль, Никола Венет, Антони Левенгук, Мартин Шуринг, Жорж Бюффон, Чарльз Дарвин, Эммануил Кант, маркиз де Сад, Леопольд Захер-Мазох, Евгений Дюринг, Артур Шопенгауэр и многие другие. Известны также первые памятники литературы по искусству любви «Кама сутра», «Искусство любви», «Книга попугая», «Сад благоуханный», «Ветви персика».

Ученые, литераторы, философы, поэты, практикующие врачи достаточно точно отразили «антисексуальную» направленность той эпохи. Мастурбацию называли источником нервных и мозговых травм, причиной безумия. Женщин рассматривали как низших по сравнению с мужчинами существ в плане, как физическом, так и интеллектуальном, а все формы сексуальности, не связанные с деторождением, определяли как безнравственные и противоестественные.

Методологическую основу проблемы пытались осветить представители русской философии эроса, но их труды отличались особым целомудрием и сдержанностью в вопросах сексуальности. Русская религиозная философия85 пыталась согласовать христианство с областью пола, разрешая противоречие между половым чувством, как началом греха, и его последствием - деторождением. Труды ученых отличались самобытностью, неординарностью мышления, характеризующего оригинальность подходов к проблеме.

Вопросы половой морали, регулирующие половое поведение, отталкивались от заповедей Моисея: седьмой - «не прелюбодействуй»; десятой - «не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни вола его, ни осла его, - ничего, что у ближнего твоего»; в новозаведенной - «люби ближнего твоего, как себя самого». (См.: «Новый Завет»).

Под воздействием социально-психологических механизмов, которые руководили огромными массами людей, вовлеченными в религию, постепенно родилось объяснение мнимобожественные постулатов, связанных с сексуальностью. Все новые и новые исследования, эксперименты, опыты ставили ученые, и вскоре выяснилось, что многие табуированные явления имеют под собой иную основу. В изучении психологии пола по-прежнему было не принято говорить о «сексуальности», её рассматривали преимущественно с репродуктивных позиций. Процветали асексуальные установки на половые отношения, которые со временем все больше и больше подвергались сомнению. Насаждалась двойственность в половых отношениях мужчины к женщине, но существовало стремление к разнообразию сексуального поведения, подсмотренному в путешествиях по разным экзотическим странам.

4. Психоаналитический этап. В начале рассматриваемого периода, исчисляемого с конца XIX века, сфера регулирования проблем, связанных с жизнью семьи и половыми отношениями, явилась полем боя, на котором схватились церковь, самодержавие и верхушка профессиональных групп в борьбе за установление основополагающих принципов жизни личности и общества.

Мы с благодарностью называем имена людей, стоявших у рождения науки: Рихард фон Краффт-Эбинг (1840—1902), Магнус Хиршфельд (1868—1935), Иван Блох (1872—1922), Хэвлок Эллис (1859—1939), Эдуард Фукс (1870—1940 гг.), Август Форель (1848—1931гг.). В России были известны в то время: Л. Штернберг, В. Богораз, И. Гельман, С. Голосковер, С. Бурштын, А. Залкинд.86

В ряде стран Западной Европы уже в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков начали выходить первые научные журналы и книги по проблемам сексопатологии, а затем и сексологии. Но, как серьезная наука, сексология развивалась только с двадцатого века.87 Человеческую сексуальность трудно понять вне конкретных социокультурных условий. Так же верно и обратное: знание сексуального поведения представителей социальных формирований помогает объективному познанию цивилизационного развития.88

Особое место на этом этапе занимает Зигмунд Фрейд (1856—1939), являющийся наиболее известной в широких массах фигурой. Ему более успешно, чем другим, удалось доказать важность половых отношений в жизни человека. Благодаря его учению - психоанализу, - многие существующие тогда школы и направления отошли на второй и третий план, дав дорогу психоаналитическим теориям и последователям З. Фрейда.89 Может быть, поэтому не только развитие психологии сексуальности, но и сексологии вообще было остановлено на много десятилетий. Особенно эти вопросы оказались далеки от советских ученых. Функцию психологической помощи человеку и паре - «ячейке общества» - взяли на себя партийная и комсомольская организация, парткомы и профкомы. Они пытались сублимировать «сексуальную энергию» трудящихся масс в борьбу с капитализмом, а с неугодными (после партийных взысканий, исключения из комсомола и из партии за аморальное поведение) попросту избавлялись. Церковь советского периода тихо пыталась помочь страждущим, но и её помощь пресекалась или была недейственна.

5.Современный этап объединения знаний о психологии сексуальности. Современная сексология немыслима без данных таких наук, как биология, антропология, этнология, философия, психология, медицина, социология, история, цитогенетика и нейрохимия, иммунология и этология, психофизика и прочие области знания, - число которых по оценке ряда исследователей доходит до сорока.

Подлинную революцию в исследованиях по проблемам пола произвел биолог по образованию американский ученый Альфред Кинзи (1894—1956 гг.), собрав с помощниками около 19 тысяч интервью, каждое из которых содержало от 350 до 520 пунктов информации.90 Продолжили работу А. Кинзи Уильям Х. Мастерс и Виржиния Э. Джонсон, изучив 296 супружеских пар, наблюдая 7500 законченных женских и 2500 мужских сексуальных циклов, впервые записав на специальной аппаратуре физиологические реакции и предметно изучив основные фазы копулятивного цикла. Именно они дали толчок к появлению на медицинском поле сексологии пары: врач и психолог, так как эта форма оптимально помогала лечению сексуальных расстройств.

В двадцатом веке работали: Джон Уильям Мани, основатель исследований половой идентичности, Хелен Каплан, которая разработала модификацию секс-терапии. Рей Теннехил, Казимеж Имелинский, Збигнев Лев-Старович и другие написали множество книг, в том числе, и связанные с психологией сексуальности. В России известны имена сексологов Н.В Иванова, П. Б. Посвянского, В. И. Здравомыслова, Г. С. Васильченко, С. С. Либиха, В. В. Кришталя, А. М. Свядоща, А. И. Белкина, Д. Н. Исаева, В. Е. Кагана, И. С. Кона, С. Т. Агаркова.

В МГУ в конце прошлого века усилиями ученых была сформулирована теория клинической психологии сексуальности, которая вошла в состав медицинской психологии и стала университетской специальностью. Это первое формальное признание психологии сексуальности, которое реально появилось в России. В начале XXI века в Санкт-Петербурге готовил психологов-сексологов первый институт сексологии и психологии (ректор - профессор Л. М. Щеглов). После закрытия института, эту работу в Москве продолжила кафедра междисциплинарной сексологии, которую возглавлял профессор Е. А. Кащенко.

За последние полвека на становление психологии сексуальности и выделение её в России как направления сексологии существенно повлияли следующие факторы:

выделение сексологии в самостоятельную область научных знаний на фоне формирования гуманитарных и естественных наук (60-е годы);

создание «российской» школы и оформление в самостоятельную специализацию «медицинской сексологии» (70-е - 80-е годы);

активизация полового просвещения и попытка организации школьного сексуального образования (80-е);

вовлечение в сексологию смежных дисциплин и активное распространением информации об интимной жизни в СМИ (90-е годы);

интеграция сексологических знаний с попыткой разнести так и не утвержденную государством науку по собственным отраслям через андрологию, урологию, психотерапию, историю, гинекологию, педагогику, психологию, фармацевтику, философию и проч. (90-е - 2000 годы);

заполнение соответствующей ниши различными СМИ в коммерческих и политических целях (2000-е годы);

востребованность нового специалиста - психолога-сексолога и необходимость выделения психология сексуальности как раздела междисциплинарных знаний в одно из направлений сексологии, где бы обобщались данные различных наук о всём том, что в психике человека обусловлено сексом или связано с ним (наши дни).

В начале двадцать первого века психологическая, психотерапевтическая, психоаналитическая и сексологическая общественность заговорила о возможности появления не только нормальной психологии сексуальности, но и выделении её в самостоятельную дисциплину, объединяющую под своим крылом множественные знания, связанные с вопросами психологии и секса.

Читайте также: