Профилактика профессиональных болезней танцоров и артистов балета. Реабилитация танцоров

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 14.12.2024

Культура, как вид экономической деятельности, представляющая социальные услуги населению, характеризуется немалым количеством фактов производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и, следовательно, условия труда в учреждениях культуры становятся опасными для жизни и здоровья работников.

Среди работников культуры часто встречаются профессиональные заболевания, которые невозможно предотвратить.

Профессиональные заболевания - это такое заболевание, которое развивалось под влиянием систематического и длительного вредного воздействия фактора, свойственного данной профессии, либо условий труда, характерных лишь для того или другого производства. Единой классификации профессиональных заболевания нет.

ВложениеРазмер
professionalnye_zabolevaniya_v_horeografii.docx 16.73 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональные заболевания в хореографии.

Автор статьи Вылегжанин

В процессе трудовой деятельности на работающего воздействуют факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут оказать негативное влияние на здоровье. Не представляет сомнений и тот факт, что полное исключение из производственной среды неблагоприятных факторов невозможно. Это практически невозможно даже в тех производствах, где внедрены передовая технология процесса, современное оборудование и для которых высокая культура производства, отличное медицинское обслуживание.

Как и у любого вида тренинга, у танцев имеются некоторые противопоказания. Если у вас есть проблемы с коленными суставами, будьте осторожны на занятиях. Современные танцы танцуются «до упада», в прямом смысле слова. Танцы прилично нагружают сердечнососудистую и дыхательную системы, развивает координацию движений и выносливость, нагружает различные мышцы тела.

Растяжка в танцевальном уроке играет немаловажную роль: во-первых, она помогает расслабить зажатые мышцы, которые в таком состоянии мешают нам делать плавные пластичные движения; во-вторых, растяжка помогает избежать нелепых травм, когда очертя голову бросаешься в танец. Так что будьте к себе внимательны. Танцы - не просто «дрыганье», а особая культура управления своим телом.

Любая интенсивная физическая деятельность сопряжена с угрозой травматизации.

Многие танцоры и учителя считают, что травма - Это своего рода замаскированная польза; улучшенное понимание потребностей тела, становящееся результатом травмы и посттравматической терапии терапии, зачастую открывает танцорам глаза на обязательность профилактики и грамотных тренировок.

Любой танцующий человек неизменно сталкивается с травмами. Они бывают совершенно разными по сложности и времени реабилитационного периода.

Перечень травм танцоров:

Встречается чаще, чем все остальное вместе взятое. Самый эффектный способ избавиться от этой боли - придти как можно скорее на занятие, чтобы разогреть мышцы, а потом их потянуть, чтобы снизить забитость ног и выгнать из них молочную кислоту.

Наиболее часто этой проблемой страдают балльники, которые танцуют в паре и мы, которые прыгаем в зале.

Синяки на теле бывают не только от падений, неудачных взлетов и приземлений, но и от большой любви к танцам.

Возникают при ударе о твердый тупой предмет или при ударах во время широких танцев при большой загруженности зала на любой части тела. Отек образуется вскоре после удара, а кровоподтек появляется через несколько часов при поверхностном ушибе или через 2-3 дня при травме глубоких тканей. При значительных повреждениях тканей отмечается небольшое повышение температуры.

Это происходит от неправильной постановки ноги на пол, что приводит к тому, что колено испытывает нагрузки в неестественных положениях.

Случается чаще всего из-за перегруженности. Когда сводит икроножную мышцу - стопу надо сильно напрячь и пальцы ноги потянуть на себя максимально и зафиксировать.

Появляются в результате неправильного положения позвоночника во время исполнения движений, в результате - усилие на излом позвоночника, что очень плохо на нем сказывается.

В основном происходят из-за неправильно выполненных резких движениях или попытке сесть на шпагат (или просто потянуться) на не разогретые мышцы. Сильно растянутая мышца может ощутимо болеть до 2х месяцев.

Одна из не частых травм. Типичные симптомы: боль в суставе, неправильное положение конечности и её онемение.

В основном это беда брейкеров. Ведь брейк в переводе с английского значит «ломать», «разбивать». Действительно, шишек и синяков любителям этого танца хватает. А если ты заядлый брейкев, без переломов точно не обойтись.

Наряду с занятиями спортом ведите здоровый образ жизни.

Выполнение требований охраны труда достигается слаженной работой всего персонала организации. Руководитель учреждения культуры обеспечивает весь комплекс мероприятий по безопасности и улучшению условий труда. Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охранные труда. Наряду с гарантированными правами он имеет и конкретные обязанности по соблюдению инструкций, норм и правил по охране труда.

Профессиональные болезни творческих людей. Обратная сторона жизни артиста

профессиональные болезни

Заболевания творческих людей могут привести к тому, что человеку придется оставить карьеру. А переквалифицироваться быстро и эффективно могут далеко не все. Сегодня мы расскажем, что такое обратная сторона жизни артиста. Для этого назовем расстройства, которые портят жизнь работникам сцены. Также отметим натуральные средства, которые помогут избежать профессиональных заболеваний.

Профессиональные болезни музыкантов

Существуют данные научных исследований, согласно которым во всем мире более половины музыкальных исполнителей страдают различными недугами. Естественно, что в первую очередь страдают руки. Итак, назовем основные профессиональные болезни музыкантов: бурситы, периартриты, эпикондилиты, ганглии, миозиты. Многих талантливых пианистов мучают тендовагиниты. Кстати, такое заболевание было у известного композитора начала 20 века С. Скрябина, который начинал свою карьеру как исполнитель.

Когда ему было 17 лет, он играл произведение Шумана в Москве. Во время концерта «переиграл» правую руку. По этой причине у юноши стали возникать мышечные спазмы, сопровождавшиеся сильной болью. В итоге к 20 годам пианист лишился возможности исполнять произведения, что угрожало едва начавшейся карьере. Вдобавок знаменитый врач Г.А. Захарьин сказал Скрябину, что его рука уже не восстановится.

Неудивительно, что из-за своего недуга гениальный музыкант сильно переживал и даже подумывал о самоубийстве. Данная ситуация заставила его пересмотреть свою жизнь. Несмотря на неутешительные прогнозы медиков, болезнь отступила, и музыкант смог закончить консерваторию.

Добавим, что от подобных расстройств страдали Р. Шуман, С. Рахманинов, С. Танеев и ряд других известных людей. В конце 19 века профессиональные болезни среди музыкантов стали настолько частым явлением, что возникла необходимость в изменении методики преподавания. Также были разработаны способы профилактики заболеваний творческих людей.

Нужно сказать и о таком виде расстройств, как профессиональная дискинезия, которую называют еще координаторным неврозом или писчим спазмом. Этот недуг чаще всего встречается у представителей тех профессий, где нужно выполнять высококоординированные движения в кисти. При этом выполняется большое количество стереотипных движений за смену. Это особый неврологический синдром, который сопровождается расстройством моторики руки. В частности, человеку с профессиональной дискинезией становится трудно писать и выполнять другую тонкую работу.

Обычным явлением среди музыкантов являются различные невралгии плечевого сплетения. Сюда же следует отнести невромиалгии, невромиозиты, невротендомиозиты.

У тех исполнителей, кто играет на духовых инструментах, развиваются другие патологии. В советское время проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что час игры на трубе равен по уровню нагрузки труду рабочего, который разгружает уголь. Не случайно, что в Государственной Думе подняли вопрос о том, чтобы приравнять вокалистов и духовиков к артистам цирка. Это даст им возможность получать звания заслуженных и народных раньше, чем это происходит сейчас.

Музыканты духовой секции часто сталкиваются с такой неприятной проблемой, как эмфизема легких. Также из-за длительного внутрибрюшного давления, которое возникает у трубачей, ухудшается отток крови из вен нижних конечностей. В свою очередь это может привести к варикозному расширению вен. Длительное стояние, которое является нормой для духовой секции, является дополнительным вредным фактором. В итоге после 40 лет у значительной части трубачей развиваются проблемы с венами.

Чтобы избежать профессиональных болезней, музыкантам рекомендуется в перерывах между выступлениями выполнять физические упражнения для лучшей циркуляции крови. Также полезно заниматься плаванием, которое прекрасно стимулирует сердечную деятельность, улучшает состояние нервной системы, позвоночника.

Помимо этого рекомендуется использовать натуральные биодобавки производства компании «Парафарм». В частности, при мышечных болях подойдут такие препараты: «Апитонус П», «Элтон П», «Элтон Форте», «Леветон П», «Леветон Форте». Добавим, что левзея сафлоровидная, которая содержится в двух последних препаратах, обладает способностью снижать вязкость крови. Таким образом, это отличное средство для профилактики как сердечных заболеваний, так и тромбофлебита.

При заболеваниях опорно-двигательного аппарата музыкантам нужно принимать такие биодобавки: «Остеомед», «Остеомед Форте», «Остео-Вит», «Одуванчик П». Отметим, что «Остеомед», содержащий цитрат кальция и трутневый расплод, способствует восстановлению костной ткани после переломов. А пищевая добавка «Одуванчик П» стимулирует рост хрящевой ткани, что заметно улучшает состояние суставов. Также для музыкантов незаменим «Дигидрокверцетин Плюс». Это сильный антиоксидант, который положительно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы, поскольку укрепляет сосуды и не дает образовываться тромбам. Помимо этого он стимулирует иммунную систему, улучшает питание клеток.

Профессиональные болезни певцов

Вокалистов подстерегает другая опасность - у них бывают частые простуды из-за чувствительности голосового аппарата к охлаждению. Рассмотрим основные профессиональные болезни певцов. Среди наиболее частых заболеваний этой категории творческих работников нужно выделить: фонастению, трахеиты, полипы, бронхиты, певческие узелки, ларингиты.

Особенно подвержены такие артисты простудным заболеваниям весной и осенью, когда театры не отапливаются. Также подобные проблемы часто возникают во время переездов из-за смены климатических условий. Дополнительная нагрузка на организм возникает, когда оперные певцы переодеваются в громоздкие костюмы, которые могут вызвать перегрев.

Добавим, что оперным певцам часто приходится переключаться с речитатива на пение, а это требует особой тренированности связок, легких, сердца. Также артисты оперы и оперетты по сюжету представления могут выступать сидя, лежа, что требует напряжения голосового аппарата. К тому же они должны помнить слова и следить за тем, чтобы вовремя вступить в действие. Это заставляет находиться длительное время в нервном напряжении.

Потеря голоса может поставить под угрозу не только отдельное представление, но и привести к преждевременному завершению карьеры. Известны случаи, когда из-за простуды артисты уходили со сцены в расцвете сил. Так произошло с известным певцом Большого театра А. Ворошило, который потерял голос из-за гриппа.

Все это требует от артиста соблюдать правила, помогающие не допускать переохлаждения организма. Добавим, что важно соблюдать гигиену голоса и распеваться перед каждым выступлением. Подобно легкоатлету, который разогревает мышцы перед стартом, вокалист обязан приводить в тонус свой голосовой аппарат.

Профессиональному певцу помогут избежать болезней натуральные витамины, произведенные из растений-адаптогенов и продуктов пчеловодства. Они поддержат организм осенью и весной, что позволит избежать простудных заболеваний.

В первую очередь в этой связи следует назвать такие препараты, как «Леветон П», «Леветон Форте», «Элтон П», «Элтон Форте». При нарушениях голосообразования и гортанно-глоточном рефлюксе полезно принимать такие добавки, как «Шалфей П», «Солодка П», «Календула П», «Девясил П». Также рекомендуется принимать цветки ромашки аптечной из серии «Кулясово-Мамадыш».

Профессиональные заболевания артистов балета

Не меньшую опасность для здоровья представляет труд балетного танцора. Дело в том, что его тело испытывает значительную нагрузку. В итоге это вызывает различные заболевания артистов балета. Особенно тяжело приходится стопе, которая выполняет движения, не свойственные ей от природы. Если быть точнее, балеринам и танцорам приходится стоять на пальцах ног. Неудивительно, что за 15-20 лет работы на сцене у танцоров развиваются физиологические изменения. Сюда относятся: поперечное плоскостопие, распластанность переднего отдела стопы. Так происходит, поскольку вес тела часто переносится на носки.

В итоге начинается расхождение крайних плюсневых костей и расширение переднего отдела стопы. Добавим, что первая плюсневая кость отклоняется внутрь, а мышцы большого пальца смещаются. Так образуется вальгусная, или наружная, деформация большого пальца.

Если танцор балета хочет избежать травм, он обязан следить за своим физическим состоянием. Его мышцы должны быть эластичными и податливыми, чтобы правильно выполнять движения. Особенного внимания заслуживают мышцы, которые окружают коленный сустав, поскольку от них зависит устойчивость артиста. Большинство падений происходят на сцене именно по вине слабости этой части тела.

Еще одна причина травм - это неразогретость мышц. После 30 лет у артистов начинает проявляться крепатура (забитость мышц), которая хорошо известна спортсменам. Помимо боли, это явление приводит к тому, что мышечная ткань становится твердой и неэластичной. Чтобы этого не случилось, рекомендуется чаще посещать баню, сауну и массажиста. Поможет и прием таких биодобавок, как «Леветон П», «Леветон Форте».

Чтобы не допустить заболеваний костей, а также для быстрого восстановления после травм артистам балета рекомендуется применять различные витаминные комплексы. Для профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата хорошо подойдут: «Остеомед», «Остеомед Форте», «Остео-Вит», «Одуванчик П», «Дигидрокверцетин Плюс», «Крапива П».

При наличии гинекологических проблем (менархе и нарушения менструального цикла) будут полезны: «Шалфей П», «Пустырник П», «Крапива П», «Солодка П», «Зверобой П», а также многие травы серии «Кулясово-Мамадыш».

Для профилактики нервных заболеваний артистам балета рекомендуется принимать такие биодобавки, как «Левзея П», «Элеутерококк П», «Эхинацея П». Отметим, что их нужно пить утром и днем. В итоге вы получите мощный прилив сил, что поможет хорошо выступить. А вечером и на ночь необходимо принимать «Валериану П», «Пустырник П», «Вечернее», «Нерво-Вит». Эти биодобавки помогут успокоиться и быстро заснуть.

Если правильно применять эти средства и сочетать их с регулярной физической нагрузкой, можно избежать заболеваний творческих людей. Тогда ничто не сможет вам помешать реализовать свой творческий потенциал.

Проблемы травматизма в процессе обучения хореографическому искусству


Авторами затрагивается вопрос специфики воспитания и обучения исполнителей в хореографической деятельности в контексте систематических физических и эмоциональных нагрузок. Особое внимание уделяется профессиональному взаимодействию педагога-хореографа и врача - травматолога с целью предупреждения травматизма, а также разработки программы реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: врачебно-балетный диспансер, диагностика повреждения, причины травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата исполнителей в хореографической деятельности, общая и профессиональная трудоспособность танцовщиков, лечебная гимнастика, комплекс профессиональных движений в плане реабилитационных мероприятий, психологический стимулятор выздоровления танцовщика.

Исполнительское мастерство всегда вызывает восхищение и порождает неизменный вопрос, каким путём достигается столь высокая степень профессионализма? Законы любого искусства, в том числе искусства танца, пластическая гармония и красота форм, образное воплощение произведений познаются и достигаются огромным и систематическим трудом, который связан с перегрузками и опасностью травматизма. Искусство хореографии имеет особую специфику обучения и взращивания будущего исполнителя, сопровождающуюся ежедневными занятиями танцевальными дисциплинами, регулярной работой над развитием «балетных» данных, активной концертной деятельностью, что требует от обучающегося и педагога полноценной физической, эмоциональной отдачи.

Многие представляют себе жизнь танцовщиков, как сплошной праздник: яркий свет рампы, занавес, цветы, аплодисменты, забывая или не зная о том, что в силу профессиональной обусловленности физический износ организма у артистов балета происходит к 36-40 годам, с чем и связан ранний выход на пенсию. Прославленный педагог и репетитор труппы Большого театра Марина Тимофеевна Семёнова, воспитавшая «Семёновский полк» - Наталью Бессмертнову, Нину Тимофееву, Надежду Павлову, Наталью Косаткину, Николая Цискаридзе и многих других звёзд советского балета, когда-то сказала: «Балет - это каторга в цветах». [9]

Уровень развития танцевальной техники в прошлом столетии вызвал к жизни потребность в педагогических кадрах не просто высокой профессиональной квалификации, а выявил необходимость в специалистах новой формации. Хореография от тех, кто служит ей профессионально, требует эрудиции в различных отраслях искусства, литературы, музыкальной культуры, изобразительного искусства, драматического театра, психологии, педагогики, научных знаний анатомии и физиологии, а также умений и навыков оказания первой медицинской помощи.

В спортивной практике контакт врача и тренера является неотъемлемой частью всей профилактической работы. Более 90% случаев спортивного травматизма являются относительно легко устранимыми, и ликвидация их зависит от знания своего дела и энергии преподавателя, тренера и врача. В больших балетных труппах и хореографических училищах, такой контакт между врачами и педагогами тоже есть. Организована работа врачебно-балетных диспансеров, в штате которых терапевт, травматолог - ортопед, физиолог, диетолог и т.д. Они осуществляют контроль за состоянием здоровья артистов балета и учащихся.

Также существует практика дежурства врача за кулисами во время балетного спектакля, когда приходится решать задачу правильной диагностики повреждения сразу на месте, от чего зависит в последующем состояние здоровья танцовщика и завершение спектакля. «Ведущий танцовщик на спектакле «Щелкунчик» получил ожог спины паром во время эффекта костра. Дублёра не оказалось на спектакле, и врач после оказания помощи, разрешил танцовщику продолжить спектакль. Для этого танцовщику ввели обезболивающее средство, смочили костюм в месте ожога спины новокаином со спиртом для обезболивающего действия, и солист успешно довёл спектакль до конца» [10]

Легенда советского балета Марис Лиепа описывает комичный случай из своей практики: на гастролях в Будапеште он танцевал спектакль «Корсар», в заключительном акте во время боя на саблях ему рассекли железным клинком два пальца на руке. «По ходу спектакля ко мне на шею бросается спасённая Медора в своём белоснежном хитоне, а рука моя истекает кровью. И вот, пока Медора перед последним любовным адажио танцует короткую вариацию, я, встав на колено и следя за нею влюблёнными глазами, протягиваю в кулису окровавленную руку и с радостью чувствую, что пальцы обхватывают тугие витки бинта». [8]

Нельзя покинуть танцевальную площадку - такова специфика сценического исполнительства. Нельзя показать зрителю, что во время театрального действия на сцене, кроме четко выстроенной сюжетной линии, параллельно происходит что-то ещё. Оба примера подтверждают, что своевременные, профессиональные действия, способны не только сохранить здоровье исполнителя, но и уберечь театральные представления от провала.

В практике работы педагогов колледжей культуры и институтов (университетов) культуры, искусства, как правило, нет ни балетных диспансеров, ни врачей за кулисами во время концертных выступлений, а проблемы с травматизмом и нехваткой знаний в области анатомических сведений применительно к хореографии есть. Этих знаний о причинах травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также об осложнениях после мелких травм не хватает и студентам - будущим педагогам. В идеале педагог - хореограф должен работать в тесном контакте с врачом, поскольку этот контакт обогащает педагога медицинскими знаниями, а врача - тайнами хореографического искусства.

Каждый педагог должен знать, как оказать первую доврачебную помощь, так как качество оказания первой помощи в значительной степени влияет на последующее течение патологического процесса и скорость восстановления профессиональной формы. Необходимо помнить - у танцовщиков общая трудоспособность восстанавливается значительно раньше профессиональной трудоспособности.

при повреждении, прежде всего, необходимо обезболить повреждённое место и предупредить развитие гематомы, приложить холод (лёд, холодная вода, снег);

наложить фиксирующую бинтовую повязку, иногда необходима шина для фиксации места предполагаемого перелома;

пострадавшего доставить в травматологическое учреждение, где для подтверждения диагноза нужно обязательно сделать рентген;

обсудить с врачом вопрос об амбулаторном или стационарном лечении;

«Все повреждения с нарушением функции суставов, нарушением анатомической оси кости при переломах, полном разрыве сухожилий, связок, мышц, отрывом заднего отростка таранной кости («ахилл») требуют специализированной помощи в стационаре. Другие, более лёгкие, повреждения можно успешно лечить в амбулаторных условиях. Следует отметить, что артистам балета, при необходимости проведения фиксации лучше накладывать гипсовые повязки, а не лангеты, так как сухая гипсовая повязка освобождает от костылей и позволяет пользоваться тростью и он сможет после острого периода посещать класс для занятий и по возможности проводить некоторые профессиональные движения» [2].

Полученная травма не должна стать препятствием к продолжению занятий. Не следует прекращать выполнение балетных движений во время болезни и, если позволяет физическое состояние, нужно делать их, даже лёжа в постели. Иван Валерьянович Баднин в своей статье «Форму следует поддерживать постоянно» даёт такие рекомендации: «Одним из мощных факторов восстановления двигательной активности является лечебная гимнастика. Она проводится в виде изометрических напряжений мышц как здоровой, так и больной конечности (даже если она находится в гипсовой повязке). Напряжение мышц способствует улучшению в них кровообращения, а значит - улучшению питания тканей, быстрому их заживлению. Поднимание конечности (даже лёжа) способствует напряжению мышц и поддержанию необходимого их тонуса, в том числе и силы. Такое движение, как большой батман, является хорошим элементом в комплексе лечебной гимнастики». [3]

Если двигаться, возможности нет, то следует осуществлять занятия мысленно, например: полностью вспоминать класс, концертный номер и т.д. «Мысленное протанцовывание» даёт положительные результаты не только в качестве части реабилитационной программы по восстановлению профессиональной трудоспособности исполнителя. Используя этот приём можно значительно повысить качество и скорость проучивания и усваивания движенческих дисциплин и концертных номеров. Исследования физиологов показали, что аутотренировка вызывает благоприятное воздействие на тренируемые отделы организма. [11, 12]

В подтверждение этому приведём интересный пример, описанный в педагогическом опыте А.В.Никифоровой. На последней репетиции перед выпускным экзаменом её ученица Любовь Горшунова, впоследствии гордость новосибирской сцены, получила серьёзную травму - она сломала несколько костей стопы. Приговор медиков был категоричным: «О танцах не может быть и речи!». Но педагог по классическому танцу А.В.Никифорова отказалась с этим смириться. Не дожидаясь, пока девочка встанет с постели, Никифорова применила приёмы аутогенной тренировки. Долгие месяцы «постельного режима» были включены в учебный процесс. Через год Горшунова успешно окончила хореографическое училище. На такой эксперимент Алису Васильевну подтолкнула статья пианистки Веры Лотар-Шевченко, которая, будучи репрессированной, в тюрьме каждодневными в мыслях упражнениями сохранила пианистическую технику настолько, что смогла после освобождения выступать с сольными концертами. [ 11 ]

Если проанализировать различные случаи травматизма исполнителей в хореографической деятельности и выделить причины, то можно сделать вывод, что травмы чаще всего возникают в результате действия не одного, а нескольких факторов. М.С. Миловзорова предложила градацию на педагогические; медико-санитарные; организационно-технические причины возникновения травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. На наш взгляд к этой группе имеет смысл добавить ещё один аспект это - психологическая обусловленность травматизма исполнителей в хореографической деятельности.

Готовя специалистов - хореографов современного уровня, стоит говорить о преподавании студентам СУЗов и ВУЗов специально разработанного курса с интегрированной программой, включающей в себя разделы: анатомии, психологии, методики преподавания хореографических дисциплин, охраны труда и здоровья. Многие из перечисленных предметов есть в образовательных стандартах и учебных планах, но зачастую они преподносятся как отдельные самостоятельные курсы и не рассматриваются педагогами с точки зрения специфики хореографического искусства.

Баднин И.А. Изменение стопы у артистов балета // Балет. - 1988. №2. - С.62-64

Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. - М.: Медицина, 1987. - 206с.

Баднин И.А. Форму следует поддерживать постоянно // Балет. - 1985. №6. - С.64.

Дергач А.А., Исаев А.А., Педагогическое мастерство тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 375с.

Ивашкин В.Т., Султанов В.К. Болезни суставов. Пропедевтика, дифференциальный диагноз, лечение. - М.: Литера, 2005.-544с.

Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: атлас.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 239с.: ил.

Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в балете. - М.: Мол.гвардия, 1982. - 190с.

Лиепа М.Э. Я хочу танцевать сто лет. - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 344с., 144 с. ил.

Максимова Е.С. Мадам «Нет». - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 344с., 52л. ил.

Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека. - М.: Медицина, 1972. - 230с.

Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. - СПб.: 2005. - 96с.

Хавилер Д.С. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. - ООО Издательство Новое слово, 2007. - 112с.

Основные термины (генерируются автоматически): хореографическая деятельность, лечебная гимнастика, артист балета, врач, напряжение мышц, опорно-двигательный аппарат, педагог, причина травм, психологический стимулятор выздоровления танцовщика, хореографическое искусство.

Похожие статьи

Соблюдение правил приёма при поступлении.

В своей работе «К проблеме отбора детей в хореографические учебные заведения в

Причин здесь может быть несколько: 1. Неопытность педагога.

4. Миронова З. С., Баднин И. А. Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у артистов балета.

Значимость методов физической подготовки артистов балета.

Форма хореографического рисунка базируется на концепции круга и кругового движения в отличие от балета, который, напротив, подчеркивает концепцию линии.

Развитие гибкости детей младшего школьного возраста на.

Это- поиск оптимальных путей оздоровления организма, в частности опорно-двигательного аппарата.

Распластанный шпагат — это непревзойденное по своей эффективности упражнение на растягивание мышц для скалолазов и артистов балета.Когда приобретены.

Влияние занятий хореографией на человека | Статья в журнале.

Данное исследование проводилась в пяти хореографических коллективах города Томска.

Тренинги танцевально-двигательной терапии не редко используется в работе с будущими педагогами, т. е. студентами

Кроме того, танцы укрепляют мышцы ног, рук, пресса и спины.

Использование тренажеров в лечебной физической культуре для.

тренажер, занятие, упражнение, нагрузка, опорно-двигательный аппарат, лечебная физическая культура, лечебная гимнастика, физическая нагрузка, использование тренажеров, гимнастический комплекс.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Несмотря на условность хореографического жанра, воздействие на зрителя возможно

Исполнительское творчество активно, танцовщик вкладывает в танец свое понимание

Когда и как будущий артист балета должен овладеть умением создавать психологический образ.

Горизонтальный пластический балет — технология.

Врачами — ортопедами было выявлено, что 96 % дошкольников с

Необходимо в практической деятельности определить как сохранные, так и нарушенные двигательные способности.

Они являются отличным средством развития и укрепления опорно-двигательного аппарата.

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат.

Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке.

Например, при патологических искривлениях позвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабость мышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца, ухудшается.

Психологическая подготовка спортсмена-стрелка из штатного.

В результате происходит двигательная активность не только пальца, нажимающего на курок, но и ряд других групп мышц.

Психорегуляция в спорте — одна из актуальных тем в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной деятельности.

Значимость методов физической подготовки артистов балета в практике подготовки артистов китайского классического танца


Китайский классический танец имеет не только глубокие исторические корни, но и активно приобретает черты современности. При обучении китайскому классическому танцу применение методов физической подготовки артистов балета играет очень важную роль.. Данная статья посвящена изучению значимости использования методов физической подготовки артистов балета в тренинге студентов факультетов китайского классического танца.

Ключевые слова: балет, китайский классический танец, физическая подготовка.

1. Основные элементы балета и китайского классического танца

Танец - это изобразительное искусство, художественным языком которого является комплекс движений танцовщика.. Танец представляет собой один из видов искусства, имеющих богатую историю, различные стили и средства художественного выражения. По художественному стилю танец может делиться на следующие виды: балет, китайский классический танец, современные танцы, национальные пляски и т. д.

Балет располагает богатой историей на европейском континенте, его вежливо называют «жемчужиной в короне» в хореографическом искусстве. Он имеет сложную выразительную форму, которая требует от исполнителя экспрессивного выражения содержания спектакля через сложившийся исторически строго определенный комплекс жестов, поз, прыжков и вращений.

Китайский классический танец в процессе развития, кроме сформировавшегося комплекса движений, поз и вращений, перенял немало элементов китайского ушу и национальной оперы, которые выразились в использования движений глаз и соответствующих темпах дыхания. Китайский классический танец обладает такими характеристиками как изобразительность и ритмичность, твёрдость и податливость, округлость и изгиб, которые являются типичными чертами восточной красоты.

Несмотря на различия в стилистике этих танцев, требования к исполнителю в квалифицированном использовании языка собственного тела они предъявляют достаточно высокие. Поэтому важно танцовщикам уделять особое внимание укреплению физических параметров своего тела. Различные методы тренажа артистов балета и исполнителей китайского классического танца, являясь вполне самостоятельными, одновременно могут быть взаимодополняющими. Целью физической подготовки танцовщиков является развитие физических навыков, закладывающих прочную основу на пути художественного воплощения содержания танца.

В физической подготовке артистов балета есть четыре основных умения — «раскрывать», «растягивать», «распрямлять» и «вертикально стоять». Умение «раскрывать» требует от танцора способности раскрывать наружу в параллельной линии бедра и плечи. «Растягивать» обозначает то, что танцору надо уделять внимание на растяжение и удлинение рук и ног.. «Распрямлять» и «вертикально стоять» означает способность стабильной и уверенной фиксации выпрямленного корпуса в вертикальном положении.

С одной стороны фиксированная вертикальная вытянутость тела повышает характерную выразительность танцора и дает зрителю яркое живое впечатление, в то время как сгорбленной образ может вызывать негативное ощущение. С другой стороны, с точки зрения танцевальной техники, вертикальное тело способствует танцору в управлении своим центром тяжести, помогает координировать движения для устойчивого выступления. И конечно, умение фиксировать тело в вертикальном положении и умение распрямлять корпус взаимосвязаны, демонстрируют растяжимость тела и максимально удлиняют его. В тренинге артистов балета большое внимание обращается на вытянутость и ровность ног и рук, оттянутый максимально носок ноги, высокий подъем головы, вертикальную удлиненность корпуса. Именно эти художественные факторы оставляют у зрителя вдохновенное впечатление.

Способов общей физической подготовки артистов балета несколько: упражнения на земле, упражнения без станка, упражнения со станком и т. д. Упражнения на земле включает в себя вытягивание подъёма, круговое движение лежа на земле, раскачивание лодыжки, взмах ног, протяжка ног лежа на спине. Занятия эти помогают открыть бедра, лодыжки и связки танцора, что увеличивает эластичность мышц и гибкость талии и ног танцора. Упражнения без станка в основном включает в себя промежуточные упражнения и сложные прыжковые упражнения Промежуточные упражнения существуют в основном двух видов: комбинация вращений и комбинация поворотов. А прыжковые упражнения содержат в себе большой прыжок, средний прыжок и маленький прыжок. При тренировке со станком танцор действует, опираясь на установленное устройство определённой высоты. Данная тренировка включает в себя круговое движение ногой, касание ногой земли, управление держать корпус вертикально и т.д все эти упражнения способствуют укреплению силы, гибкости и чувства координации. [2,с.17]

Классический китайский танец наравне с балетом является одним из самых сложных, выразительных и многогранных видов искусства в мире. В основе танца лежат три неразрывно связанных элемента: техническое мастерство, форма и духовная основа. Техническое мастерство в основном реализуется в таких движениях как повороты и перевороты с горизонтальным положением туловища, кувырки, боковые прыжки, скачки, вращение на месте и в круговом поступательном движении по сцене и т. д. В технический арсенал танцовщиков вошли также и некоторые движения традиционных боевых искусств: отражение и нанесение ударов, подкрадывание к врагу, замахи и отклонения от удара. Форма хореографического рисунка базируется на концепции круга и кругового движения в отличие от балета, который, напротив, подчеркивает концепцию линии. Ключевые элементы китайского танца: скручивание, округлость, опора, и изгиб. Духовная основа предполагает глубокое понимание артистами состояния персонажа и насыщенное интенсивное выражение эмоции для полноценного воплощения танцевального спектакля на сцене. Большой значение в выражении эмоции имеют движения глаз. Танец построен вокруг образа, идеи, и нет ни одного движения, которое выпало бы из этого образа. Исключена нарочитая демонстрация технического мастерства артистами, сложнейшие технические моменты всегда органично и естественно вписаны в канву танца

В тренировке исполнителей китайского классического танца основное внимание сосредоточено на развитии гибкости, упругости и эластичности талии, которая работает как ось в танцевальных движениях.. При исполнении китайского классического танца, сочетаясь с ритмом музыки, танцору нужно вращаться, прыгать, поворачиваться и кататься, чтобы показать красоту сочетания твёрдости и податливости, пластичности и устремленности. Систематическая тренировка исполнителей китайского классического танца включает в себя упражнения, способствующие освобождению каждой части тела и развитию умения постоянно двигаться, изгибаясь и вращаясь. Отсутствие фиксированных длительно поз — характерная черта этого танца.

В обучении исполнителей и китайского классического танца, и артистов балета должное внимание уделяется развитию чувства ритма танцора. Как в балете, так и в китайском классическом танце требования к точному ритму высоки. Поэтому при тренинге целенаправленно воспитывается чувство ритма танцора. Также в обучении будущих артистов балета и китайского классического танца важно развивать волю танцора, потому что на сцене танцору необходимо соединять волю и дух танца в своих движениях, чтобы идеально выразить содержание танцевального спектакля.

Отличаются эти виды танцевального искусства некоторыми техническими навыками. В балете больше движений ног и стоп, ценятся прыжок и вертикальное вращение на кончиках пальцев. Китайский классический танец требует системной координации всего тела для выполнения основных движений: прыжков, вращений, кувырков. В балете вращение должно быть вертикальным, а в китайском классическом танце большое внимание уделяется вращениям в наклонном положении корпуса

В балете наличествует уникальная техника — движение на пальцах ног.Балерина стоит на кончиках пальцев в специальных туфлях, пуантах, которые предохраняют стопу. В китайском классическом танце подобная специальная техника и обувь отсутствуют, но во времена эпохи династии Цин при дворце императора девушки танцевали в туфлях, в которых нога подъемом опиралась на широкую колодку. Называлась такая обувь «туфли цветочного горшка». Использование такой обуви требовало специальной техники, однако традицией это не стало.

Китайский танец по сравнению с балетом уделяет больше внимания сплавлению упругого ритма и пунктирной линии движения артиста.. Ритм движений классического китайского танца имеет характерные особенности, такие как точки, разделение на части, растяжение (замедление движения) на обоих концах музыкального периода с пиком (взрывным движением) в середине, медленное движение под быструю музыку, быстрое движение под медленную музыку и т. д.. В этой связи исполнителю необходимо полное слияние с определённым ритмом, умение органично сочетать твёрдость с податливостью, ускорение с замедлением, фиксированную на мгновение позу с энергичным безостановочным последующим движением.

Различия есть и в отношении танцевальных поз. Фиксация танцевальной позы в балете имеет большую протяженность, а в китайском классическом танце позы не фиксируются статично, а мягко изменяются в движении.. Например, такие движущиеся позы в китайском классическом танце имеют названия «вздымать тело к морю», «стрельба гусей», «наклон к морю», «отступить боком», «подсечка», «быстро повернуться», «вращение (горизонтальный поворот тела артиста в воздухе параллельно земле)» и «прыгать большим шагом». В этих символических позах внимание сосредоточено на упругости талии, гибкости и скрученности верхней части корпуса.

2. Роль методов физической подготовки артистов балета в подготовке исполнителей китайского классического танца

Общая физическая тренировка артистов балета представляет собой эффективные подходы к физическому развитию танцоров [1,с.49].Систематический тренинг артистов балета строится на основе научных исследований и исторически сложившейся системы правил.. В результате постоянных занятий танцор приобретает эстетически прекрасное положение тела, всесторонне развитые и сильные мышцы, гибкие связки и уверенное владение телом.

Как известно, танцевальное искусство построено на основе исторически сложившихся моделей движения, которые тесно связаны с характером, манерой, внешней формой и положением тела танцора, что в первую очередь непосредственно воздействует на зрителей. Именно в этой связи, качество и успешность исполнительства непосредственно зависят от тренированности тела исполнителя и красоты его движений. Физическая подготовка является важным шагом подготовки профессиональных исполнителей танца, поэтому использование современных методов тренинга повышают эффективность обучения артистов.

В китайском классическом танце существует сложившаяся система подготовки и тренажа артистов. Однако наметившаяся в конце 20 века тенденция использования методов общей физической подготовки артистов балета в тренинге артистов китайского классического танца, принесла, как отмечают некоторые исследователи, несомненную пользу [3,с.9]. Применение методов общефизической тренировки артистов балета позволяют совершенствовать обучение исполнителей китайского классического танца. Эти методы помогают исправлять природные недостатки фигуры, всесторонне развивают физическую подготовку танцора, обогащают выразительный язык его тела, содействуют совершенствованию координации, укрепляют профессиональные навыки.

Очевидно, что при подготовке исполнителей китайского классического танца использование методов физической подготовки артистов балета повысят эффективность обучения студентов хореографических факультетов. Концентрация внимания при подготовке артистов китайского классического танца на скручивании корпуса, гибкости талии, боковых движениях сложилась исторически в соответствии с идейными канонами танцевального спектакля и комплексом основных приемов и жестов. Однако введение в практику методов общей физической подготовки артистов балета будет стимулировать скорость и степень физического развития артистов китайского танца и выведет степень управления своим тело на новый уровень.

Способность к управлению телом является важной задачей в физической подготовке танцоров, однако способы успешного решения данной задачи различны. Тренинг ног по балетному методу обеспечивает, во-первых, совершенствование мышечной силы танцора для выполнения ряда традиционных движений. Во-вторых, целенаправленный тренинг спины и талии помогает не только уверенно фиксировать центр тяжести туловища, но и свободно двигать ногами в воздухе, что полезно для сознательного управления движениями. В-третьих, тренировка вертикального положения тела, параллельности плеч и бедер будет способствовать укреплению мышц корпуса. В-четвёртых, введение в практику тренинга танцоров изучения техники балетного прыжка будет совершенствовать технику мягкого приземления в последовательности от пальцев, через стопу к пятке, что позволит при выполнении прыжка увлекать зрителей элегантной легкостью своих движений.

При обучении китайскому классическому танцу применение методов физической подготовки артистов балета играет очень важную роль в настоящее время.. Органичное сочетание методов подготовки артистов этих видов танцев может способствовать китайскому классическому танцу в приобретении экспрессивности и эффективности.

Кроме того, общая физическая подготовка артистов балета способствует развитию художественного вкуса танцора, что полезно для выразительного сочетания языка тела с эмоцией. Таким образом, необходимо повсеместно вводить в учебную практику систематического тренинга будущих исполнителей китайского классического танца методы общей физической подготовки артистов балета. Это позволит заложить прочный фундамент в исполнительское мастерство артистов.

Литература:

1. Дон Хунь. Важная роль общей физической подготовки в обучении танцам. Культурно-просветительские данные. -Нанкин,2009.

2. Ли Веньвень. Место и роль общей физической подготовки балета в танцевальной специальности. Массовая литература и искусство.- Пекин, 2009.

3. Чжан Инь. Воздействие общей физической подготовки балета на формирование учебной системы китайского классического танца. — Гуанчжоу, 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): танец, артист балета, физическая подготовка артистов балета, движение, китайский танец, общая физическая подготовка, балет, упражнение, круговое движение, танцевальный спектакль.

Как предотвратить травмы во время занятий танцами?


Люди танцуют по разным причинам: для развлечения, отдыха, хорошего самочувствия. Танцы — отличный способ, чтобы стать более активным и развитым, улучшить свое психологическое и физическое здоровье. Среди огромного количества танцевальных стилей каждый может выбрать себе свой, относительно своих предпочтений и физической подготовки. Но даже самые несложные стили и упражнения могут вызвать травмы. Почему они случаются и как их избежать?

Советы, как уберечь тело от травм во время танца

Советы, как уберечь тело от травм во время танца

Чаще всего травмам в танцах подвержены новички. Их тело еще не привыкло к постоянным нагрузкам и сложным упражнениям. Неопытные танцоры нередко нарушают правила, забывая о разминке или не корректно выполняя па. Риск получения травм во время танца можно снизить, если прислушаться к следующим несложным советам:

  • Если у вас есть серьезное хроническое заболевание, избыточный вес или ваш возраст более 40 лет, обязательно обратитесь к врачу для обследования, перед тем как заниматься танцами.
  • Если у вас уже есть проблемы или травмы (особенно ног, лодыжек или нижней части спины), перед началом занятий танцами в обязательном порядке проконсультируйтесь с врачом.
  • Выберите стиль танца, который подходит для вас не только по душе, но и по здоровью. Важно иметь базовое понимание о состоянии собственного тела и личных возможностей. Например,танцы с прыжками и энергичными движениями не рекомендуются для людей с артритом.
  • Перед тем как приступать к основным па, обязательно тщательно разомнитесь и сделайте зарядку, в которую должны входить упражнения на растяжку. Это очень важно для подготовки тела к танцам.
  • И новичкам, и профессионалам рекомендуется делать перерывы между танцами, во время которых помимо отдыха полезно еще раз немного растянуть тело.
  • Пейте достаточное количество воды до, во время и после танцев.
  • Выбирайте подходящую, не сковывающую движения одежду. Остерегайтесь перегрева тела. Если вам в начале занятий немного прохладно накиньте на основной костюм удобную одежду, чтобы потом ее легко снять. Носите с собой полотенце, чтобы вовремя вытереть пот и не допустить переохлаждения.
  • Хорошие танцы не возможны без профессиональной, специально разработанной для них обуви, в соответствии с определенным танцевальным стилем. Такая обувь будет правильно распределять нагрузку на ногу, смягчать удары и поддерживать мышцы.
  • Не заставляйте себя заниматься танцами слишком долго или слишком быстро, особенно если вы новичок.
  • Сконцентрируйтесь на правильной осанке и танцевальной технике. Переход из одного танцевального движения в другое должен быть технически выверен, чтобы лишний раз не подвергать опасности мышцы и суставы.
  • Поговорите со своим инструктором, если танцы доставили вам физический дискомфорт, и вы ощущаете боли. Тренер может изменить план тренировок и упражнения, подкорректировав их относительно вашего здоровья, чтобы уменьшить факторы риска.
  • Полезно иногда просто посидеть и посмотреть, как танцуют другие участники занятий, чтобы лучше проанализировать свои ошибки.
  • Убедитесь, что вы достаточно отдыхаете между танцевальными занятиями, особенно если вы в танцах новичок или находитесь не в очень хорошей форме. Это поможет свести к минимуму боли в мышцах и травмы.

Факторы риска танцевальных травм

Некоторые из факторов, которые могут увеличить риск травмы во время танца, включают в себя:

Новички более уязвимы для травм, так как они не имеют навыков и опыта в выбранном ими стиле танца. Убедитесь, что вы четко следуете инструкциям своего тренера.

Слабые мышцы имеют больше шансов получить травму особенно во время упражнений, связанных с растяжкой или резкими движениями. Помимо танцев полезно выполнять регулярную зарядку или пробежку, чтобы держать тело в хорошей форме.

Нужно строго соблюдать технику выполнения па. Например, если ногой бить об пол с большей силой, чем это необходимо, то легко повредить мягкие ткани и даже кости нижних конечностей.

Слабые мышцы спины и живота увеличивают риск повреждения всех участков тела, включая позвоночник и ноги.

Уставший танцор — плохой танцор. Усталое тело быстро теряет свою физическую форму и защитную реакцию, поэтому неожиданные падения и травмы в таких случаях наиболее вероятны.

Причиной травм могут быть деформированный ковер, слишком жесткий или неровный пол, пролившаяся жидкость или раскиданные вещи на месте занятий. Важно перед началом танцев исключить все данные препятствия.

Танцы слишком длительное время или с чрезмерными нагрузками — еще один опасный пункт, который нужно исключить для предотвращения травм. Все хорошо в меру, особенно начинающим и тем, у кого уже есть травмы и проблемы со здоровьем.

Тренировки при плохом самочувствии (включая обычную простуду) или, что еще важнее, с не долеченной травмой должны быть под строгим запретом. Иначе состояние танцора может серьезно ухудшиться.

Общие танцевальные травмы

Общие танцевальные травмы

Во время танцев случаются разные травмы. Но есть среди них самые распространенные:

  • вывихи и растяжения — происходят, когда мышцы и связки перегружены или перетянуты;
  • удары, ушибы — они вызваны падением, столкновением с другими танцорами или с каким-либо предметом, реквизитом;
  • волдыри, кровоподтеки и вросшие ногти — бывают из-за плохо подобранной танцевальной обуви и могут повлечь за собой серьезные проблемы со здоровьем ног.

Действия при получении травмы во время танцев

Даже если вы внимательно слушаете инструктора и стараетесь выполнять все упражнения правильно, травмы все же могут произойти. Главное — не теряться, действовать слаженно и быстро. Вот несколько советов:

  • Если вы почувствовали боль, остановитесь. Продолжая танцевать, можно только ухудшить ситуацию.
  • Сообщите о случившемся инструктору.
  • В положении покоя внимательно осмотрите тело на предмет повреждения (ушибы, растяжения связок и деформации). При возможности приложите на поврежденный участок тела лед или что-нибудь холодное. Это поможет смягчить ощущение боли и снизит отек.
  • Даже при незначительном, на ваш взгляд, ушибе или ударе (особенно в области коленей, спины и связок) проконсультируйтесь с врачом как можно скорее. Правильный диагноз и лечение защитят вас от осложнений.
  • Не возобновляйте упражнения танцами, пока вы полностью не поправитесь. Иначе острая травма может перерасти в хроническую.

Упражнения для разминки перед танцами

Упражнения для разминки перед танцами

Непререкаемое правило для любого танцора — подготовительная разминка. Танцы без нее лучше не начинать. Вот простые упражнения для того, чтобы размяться перед танцевальными занятиями:

Плавно наклоните ее сначала вправо, влево, вперед и назад, а затем сделайте такие же не резкие круговые движения. Выполняйте в течение 2-3 минут.

Это защитит их от повреждения сухожилий. Нужно сжать кисти в кулак и плавно вращать их сначала по часовой, а потом против часовой стрелки примерно 10-15 раз.

Вспомните школьную физкультуру. Упражнения с плечевым поясом были на ней обязательными для выполнения. Поставив кисти рук на плечи, вращайте ими поочередно вперед и назад не менее 10 раз. Затем выполните махи с полностью раскрытыми руками, при которых одна рука поднимается вверх, а другая при этом уходит вниз также около 10 раз.

Тут нужны наклоны. С ними тоже все просто. Положив руки на пояс, около 2-3 минут выполняйте наклоны во все четыре стороны. Отличный ход — известное упражнение «Мельница», когда в положении наклона вперед нужно дотянуться правой рукой до левого носка ноги, а левая рука при этом полностью расправлена и направлена вверх. Затем левой рукой нужно достать до правого носка и так около 10 раз для каждой руки.

Они задействованы во всех танцевальных па, поэтому их разминка особенно важна. Как когда-то в детском саду сначала походите на внутренней, а потом на внешней сторонах стоп. Стоя на одной ноге или сидя на полу, вращайте каждую стопу не менее минуты.

К ней стоит переходить только после всех предыдущих упражнений, чтобы не навредить телу. Уровень сложности растяжки для каждого из танцоров нужно подбирать индивидуально. В этом вам поможет ваш инструктор.

Читайте также: