Психотерапевтические ролевые игры - методика
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 14.12.2024
Ролевые игры можно использовать для развития навыка и преодоления комплексов, как при «тренинге ассертивности». Когда ролевая игра посвящена эмоционально значимой теме, обычно пробуждаются дисфункциональные когнитивные структуры. Они могут быть «проработаны» точно так же, как любые другие автоматические мысли.
В обратной ролевой игре психотерапевт может «моделировать» соответствующее поведение. Психотерапевт также может легче визуализировать точку зрения другого человека. Такая обратная ролевая игра — важнейший компонент обучения эмпатии.
Значение ролевых игр в формировании сценариев
Значение ролевых игр в формировании сценариев Так же как сказки, для формирования сценария важны и детские игры. Какие роли определяют окружающие ребенку в ролевых и спортивных играх. Какие роли он сам охотно выбирает и выполняет.Данные выборы и чувства, возникающие в
2. Иерархичность ролевых отношений
2. Иерархичность ролевых отношений Социальные отношения не есть некая особенная, взявшаяся сама по себе составляющая человеческого поведения. Она возникает на тех же основаниях и, в сущности, по тем же механизмам, что и все прочие содержательные аспекты поведения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМ После того, как меня представили и я собрал некоторую информацию о его любимом занятии (любит слушать музыку) и некоторых областях, в которых он чувствует себя компетентным (одной из них была работа по дереву), я был готов к работе. Я спросил его, не
Использование систем.
Использование систем. После того, как меня представили и я собрал некоторую информацию о его любимом занятии (любит слушать музыку) и некоторых областях, в которых он чувствует себя компетентным (одной из них была работа по дереву), я был готов к работе. Я спросил его, не
Использование изменений
Использование изменений В семье Клэтуорси терапевт сплетает такие мелкие моменты в связную тему. Семья состоит из матери-одиночки, которой немного за тридцать, и четверых детей: тринадцатилетней Миранды, двенадцатилетней Рюби и одиннадцатилетних близнецов Марка и
Использование тела
Использование тела Свершение физического акта оказывает на работу со снами магическое воздействие. Оно поднимает ваше понимание сна с чисто абстрактного уровня, придает ему конкретную реальность и представляет собой способ интегрировать сон в повседневную физическую
5.3. Использование духов
5.3. Использование духов Изначально духи появились в подражание запахам души. Человек в состоянии грации источает определенный аромат. Женщина на пике своего эротизма благоухает изысканным ароматом белого трюфеля.В момент истинной любви меняются все запахи, от женщины
Использование воображения
Использование воображения Использование воображения при лечении тревоги было подробно описано в другой работе (Beck et al., 1985). Те же самые методы могут быть использованы при лечении расстройств личности, чтобы позволить пациенту снова пережить травмирующие события из
Нетерапевтическое использование ЛСД
Нетерапевтическое использование ЛСД УЧЕБНЫЕ СЕССИИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ В СФЕРЕ ДУШЕВНОГО ЗДОРОВЬЯНеобыкновенная ценность ЛСД для образования психиатров и психологов стала очевидной уже на раннем этапе исследования препарата. В первой публикации на эту тему (1947) Стол
Ресурсы и их использование
Ресурсы и их использование Удивительным образом никто не говорит о таком важнейшем ресурсе, как трудоспособность и интеллект человека. Опыт свидетельствует, что природные ресурсы - дело важное, но не самое основное. Яркий пример - Зимбабве. Небольшой процент белых
Использование ВАК
Использование ВАК В каких случаях вы можете использовать свои знания о ВАК? Практически при любом общении с людьми.Установить раппорт будет намного легче, если вы поняли способ восприятия мира вашего собеседника - для этого нужно лишь использовать слова, которые он
Использование
Использование Читательница, одно дело - помочь мужчине выбрать галстук, и совсем другое дело, когда вы работаете за него, а он присваивает себе результаты вашего труда, получает с них прибыль и ею с вами не делится. Порядочный мужчина не будет делать карьеру за счет
Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии
Что может быть общего у психотерапии с театральным представлением и почему пациента, считающего себя Иисусом Христом, нужно окружить апостолами?
Во многих сферах человеческой деятельности — от тимбилдинга на предприятии до педагогики и семейной терапии — сегодня используются элементы психодрамы, считающейся первым в истории методом групповой психотерапии. Подобная практика представляет собой нечто среднее между приемом у психотерапевта, ролевой игрой и театральной постановкой. Основная идея классической психодрамы заключалась в том, что пациент не просто рассказывает специалисту о своих проблемах, но переживает заново на импровизированной сцене все тревоги, фобии и неврозы — и может благодаря этому скорее избавиться от них.
Концепцию психодрамы разработал румыно-американский психиатр Якоб Морено. Он родился в 1895 году в Будапеште в еврейской семье и вскоре переехал с родителями в Вену, ставшую к тому времени мировой столицей психоанализа, где изучал в местном университете медицину и философию.
В 1912 году он посещает лекцию Фрейда и заявляет создателю психоанализа, что пойдет дальше и преодолеет рубеж, где тот остановился. «Вы разрешили пациенту говорить, а я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, а я приведу его туда, где он живет, — в его семью и коллектив».
Молодого врача Морено решительно не устраивала традиционная форма психоанализа, когда человек, лежа на кушетке, пересказывает терапевту свои сновидения. Во-первых, он считал, что пациент гораздо ярче раскрывает себя в действии, чем в монологе, обращенном к специалисту, которого даже не видит. Во-вторых — что участие в психотерапевтической группе может оказаться намного эффективнее беседы один на один, поскольку человек — существо социальное.
Еще в студенческие годы, работая в обществах взаимопомощи для малолетних проституток, Морено обратил внимание на то, что группа представляет собой социальный организм, где у каждого есть собственная роль и паттерны поведения, и, не изучив структуру этого коллектива, трудно помочь отдельным его участникам.
Понятие роли — одно из ключевых в психотерапии Морено. Творчество Шекспира и особенно его тезис «весь мир — театр, и люди в нем актеры, предстающие в разных обличьях» оказали на автора концепции психодрамы настолько сильное влияние, что он даже называл свой метод «шекспировской психотерапией».
Личность всегда функционирует в ролях, и другие люди, когда мы с ними коммуницируем, предстают в тех или иных социальных амплуа. Поэтому и сам процесс психодрамы куда больше похож на театральное представление, чем на классическую психотерапию. В нем есть сцена, ведущий или режиссер, наблюдающий за ситуацией и стимулирующий действующих лиц (профессиональный психотерапевт), протагонист (пациент, он же главный герой) и его партнеры из числа других участников группы (их называют «вспомогательными эго»).
Чего в психодраме точно не будет, так это заранее написанного сценария. Такое театральное действо обязательно должно строиться на импровизации, которая, как считал Морено, позволяет бессознательному свободно выразить себя без постороннего вмешательства.
Каждое представление продолжается от полутора до двух часов и включает в себя три фазы: разогрев, действие и обсуждение. Задача психотерапевта — определить, какие процессы происходят в группе, «растормошить» ее участников, которые в начале психодрамы, как правило, еще не активны, и выбрать из их числа протагониста — главного героя сегодняшней пьесы.
Психотерапевтическая группа, как правило, состоит из шести — девяти человек и собирается на протяжении долгого времени. За это время в роли протагониста успевают выступить все ее участники.
В фазе разогрева могут использоваться следующие техники:
— «вспышка», когда, не беря долгую паузу на обдумывание, выступающий должен рассказать, что он чувствует и о чем думает в данный момент;
— косвенное представление — все участники разбиваются по парам и описывают остальным своего партнера;
— идентификация с частью — актер ставит себя на место какого-нибудь предмета, части тела или элемента одежды и говорит от его имени. Таким образом, пациент, например, может от лица своего мехового жакета рассказать, что он серый и бесцветный и хозяин надевает его, когда тому совсем ничего не хочется, разве что спрятаться в угол.
После того как психотерапевт выбрал из числа участников группы протагониста и роли для его партнеров, описал ситуацию, которая будет прорабатываться сегодня, и расставил на сцене реквизит, начинается сама игра.
Существуют десятки различных техник психодрамы, но ключевыми для понимания этого метода являются три: дублирование, «зеркало» и смена ролей.
Во время дублирования один из участников психотерапевтической группы становится позади протагониста и произносит то, что, как он считает, сам пациент не способен или не осмеливается высказать из-за стеснения, страха, чувства вины, вежливости и т. д. «Дублируемый» может не соглашаться с этими репликами и корректировать их.
Техника «зеркало» заключается в том, что психотерапевт или один из участников наблюдает за поведением протагониста, а затем тщательно воспроизводит его на сцене. Смотреть на себя со стороны, как правило, очень травматичное занятие, потому кто-то из группы должен в этот момент успокаивать протагониста. Наблюдая за своими поступками в качестве зрителя, пациент может понять, насколько некрасиво они выглядели (например, как мелочно он ругался с медицинской сестрой во время завтрака), и отказаться от такого поведения.
В процессе смены ролей протагониста и второго участника просят изобразить друг друга в некой ситуации. При этом следует максимально точно передать манеру речи, позы, поведение и эмоции своего партнера. Смена ролей часто оказывается очень эффективной в семейной психотерапии.
В статье «Обзор психодраматических техник» Зерка Морено, супруга и коллега создателя метода, рассказывает следующий случай из практики своего мужа. К нему обратилась женщина, маленький сын которой, Джонатан, панически боялся собак после того, как большой черный пес смертельно напугал его, неожиданно выскочив из-за кустов во время прогулки в парке. Психотерапевт предложил мальчику и матери поменяться ролями: теперь женщина делала вид, что она боится собак, а сын ее успокаивал. Скоро он уже совершенно по-взрослому объяснял маме, что в собаках нет ничего страшного, а затем исчезла и его собственная фобия.
Три описанные выше техники соответствуют трем стадиям развития ребенка. Отношения протагониста и его дубля должны в идеале напоминать взаимосвязь новорожденного с матерью в первые месяцы жизни, когда она инстинктивно угадывает потребности своего чада. Если дублю удается точно выразить переживания пациента, протагонист воспринимает его высказывания как продолжение собственного внутреннего монолога, а не как замечания, сделанные со стороны.
Название техники «зеркало» отсылает к следующей стадии онтогенеза, когда ребенок начинает узнавать себя в отражении и развивает чувство собственной идентичности благодаря этому открытию.
Смене ролей соответствует тот этап нашего детства, когда мы учимся представлять себя на месте других людей.
В конце действа его участники и протагонист делятся друг с другом эмоциями, которые пережили, исполняя свои роли, и историями из жизни, напоминающими то, что происходило на сцене. При этом категорически запрещено высказывать оценочные суждения по поводу разыгранной ситуации или давать протагонисту советы.
Сценарий психодрамы может быть основан как на реальных травматичных событиях, которые уже имели место в жизни пациента или ждут его в будущем, так и на плодах воображения: снах, мечтах и галлюцинациях.
Якоб Морено кардинально изменил практику работы психоаналитика со сновидениями: его пациенты не просто пересказывали свои сны, удобно расположившись на кушетке, а оживляли их, разыгрывали на импровизированной сцене. В таких психодрамах ведущий сначала просит участника лечь на кровать и войти в роль спящего, а затем воспроизвести сновидение, используя вспомогательные эго в качестве остальных персонажей. В процессе этого представления пациент может постичь смысл увиденного сна в результате мгновенного катарсиса или избавиться от мучащего его повторяющегося кошмара.
Во время галлюцинаторной психодрамы участник так же подвергает испытанию реальностью свои галлюцинации, чтобы они прекратились. Если пациент полностью погрузился в мир собственных фантазий, окружающее пространство перестраивается (опять-таки задействуются вспомогательные эго), чтобы ему соответствовать. Человека, считающего себя Иисусом Христом, на сцене психодрамы окружили бы апостолами; Гитлеру ассистировали бы Гиммлер, Геббельс и Гесс.
Зерка Морено рассказывает, как ее мужу удалось излечить страдавшую от галлюцинаций пациентку Лидию. Ей казалось, что она видит под потолком призраков, одетых в черные балахоны. Психиатр попросил троих участников группы изобразить на сцене этих жутких существ — девушка назвала их Духом ненависти, Духом страха и Духом смерти. В процессе беседы выяснилось, что последний олицетворял для нее боль, которую она причиняла покойной матери, доводя ее своими поступками до сердечных приступов. Два других охватывали девушку при мысли о лечении электрошоком, применявшемся в середине ХХ века в психиатрических больницах.
Морено объяснил Лидии, что здесь не собираются использовать этот варварский метод и никто не осуждает девушку за прежние поступки. Обряд медицинского экзорцизма оказался успешным: «духи» покинули девушку и никогда больше ее не беспокоили.
Одним из принципиальных отличий психодрамы от классического психоанализа была следующая установка: пациент — социальное существо, и работать с ним вне контекста его связей и окружения бессмысленно.
Мельчайший элемент этой структуры Морено называл «социальным атомом», который «окутывает» нас с рождения. Сначала он состоит из родственников, затем — из друзей и коллег, а с возрастом его элементы начинают утрачиваться безвозвратно, и с каждой такой потерей мир человека тускнеет, он переживает «социальную смерть». Психотерапевт не может работать на уровне мельче социального атома: обособленный индивид — это фикция.
В ходе такой практики протагонист «собирает» вокруг себя людей из ближайшего окружения, чьи роли исполняют остальные участники группы, в соответствии со своими представлениями об их отношениях.
Похожа на практику «социального атома» и разработанная Морено техника социометрического тестирования для анализа взаимоотношений в малых группах. Метод основан на предложенной им же теории изучения межличностных связей, которая находится на стыке психологии и социологии. В ходе социометрического тестирования испытуемому дают задание ранжировать остальных участников группы: кого он меньше или сильнее всего хотел бы видеть партнером в разных ситуациях — в работе над проектом, в совместной загородной поездке и т. д.? Совокупность этих симпатий и антипатий затем изображается графически в виде социограммы , которая позволяет судить об эмоциональных процессах, происходящих внутри коллектива.
Пациента можно попросить представить, что о нем думают окружающие, а уже затем предложить им пройти психометрический тест. Если человек психически здоров, полученные схемы, как правило, совпадают. У пациентов с нарушениями восприятие социальных связей очень искажено, и эти картины будут сильно различаться.
Разработанные Морено техники могут применяться не только для помощи конкретному пациенту, но и в групповой психотерапии — для решения проблем, существующих на уровне коллектива (семьи, небольшого предприятия или класса). Для этого используется практика под названием «социодрама». По содержанию процесса она не отличается от психодрамы почти ничем, за исключением того, что в ней нет главного героя (протагониста), в ходе представления прорабатывается проблема, волнующая весь коллектив, и иногда применяются особые техники — например, групповой обмен ролями .
Морено считал, что социодрама может использоваться как форма микросоциологии: исследуя маленький коллектив, терапевт обнаруживает в нем процессы, свойственные обществу в целом. Например, при работе с группой анонимных алкоголиков открываются причины, приводящие людей к зависимости от спиртного.
Появление психодрамы стало закономерным следствием обострившегося в начале ХХ века интереса к свободной импровизации и человеческому бессознательному.
Такие направления, как сюрреализм и театр абсурда, возникли в искусстве примерно в одно время с экспериментами Морено, и их цели были похожи — дать психическим процессам свободно воплощаться в творческом действии.
Идею человеческой деятельности как игры развил Йохан Хейзинга в знаменитом трактате «Человек играющий», опубликованном в 1938 году, а пристальное внимание к социальным связям пациента стало характерной чертой психотерапии 60-х. Хотя сейчас психодрама как самостоятельный метод широко не применяется, вклад Морено и его последователей в развитие групповой психотерапии переоценить сложно. Сегодня мы встречаем элементы психодрамы в разных ее формах — от работы с семейными проблемами до «программы 12 шагов» и лечения посттравматического расстройства.
Игровая терапия при работе с детьми
Игровая терапия - это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Сегодня мы поговорим о том, как она применяется при работе с детьми, но для начала немного общей информации.
Суть данной методики лежит в применении терапевтического воздействия игры для содействия человеку в преодолении социальных или психологических трудностей, которые создают преграды личностному росту и психоэмоциональному развитию.
Игровые ситуации дают возможность:
- показать способы решения конфликтных ситуаций
- изменить неблагоприятные черты характера
- рассеять проявления фобий
Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
В этой статье мы преимущественно будем рассказывать об играх, которые направлены на лечение психологических трудностей детей и подростков. Дети испытывают сложности с тем, чтобы описать терапевту свои мысли и чувства, но в игре они способны «показать» свои мысли, желания, переживания и страхи.
Содержание игры, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации - все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.
Подводим итог: игровая терапия - это тип лечения, где терапевты позволяют клиентам (которые часто, но не всегда дети) играть во время сеансов. Специалисты не просто сидят с клиентами и задают им вопросы об их проблемах. Игра же может быть как недирективной, когда клиент играет с игрушкой, чтобы снять стресс, так и директивной, когда пациент должен рассказать историю о своей семье при помощи кукол.
Идея игровой терапии заключается в том, чтобы позволить клиенту чувствовать себя более комфортно. При помощи человек больше склонен выражать себя, чем в традиционном сеансе терапии.
Техники и интервенции игровой терапии
Существует много упражнений в игровой терапии. Они делятся на следующие типы:
- недирективная терапия;
- директивная терапия;
- игры с куклами и другими игрушками;
- игры с эмоциональной составляющей;
- рисунки с эмоциональной составляющей;
- живопись с целью эмоционального выражения;
- метафоры и истории;
- ролевые игры;
- творческие игры;
- игры на воображение и фантазию.
Давайте рассмотрим некоторые из них.
Игрушки
Игра с мячом: в сеансе групповой терапии терапевт просит детей по очереди бросать мяч. Каждый, кто его ловит, должен рассказать о чем-то, что делает его счастливым.
Игра с плюшевой игрушкой: терапевт дает ребенку плюшевую игрушку, чтобы успокоить его во время сеанса.
Игра с куклами: терапевт может использовать детскую куклу для моделирования позитивных, воспитательных действий для ребенка или позволяет ему играть с куклой, чтобы увидеть, какие у него инстинкты.
Игрушечный телефон: терапевт дает ребенку один игрушечный телефон, второй оставляет у себя. Затем начинает задавать вопросы, связанные с терапией. Скорее всего, ребенку будет проще раскрываться при помощи косвенного метода общения. Если ему неловко, он может «повесить трубку».
Волшебная палочка: терапевт дает ребенку волшебную палочку и просит загадать три желания. Как правило, одно их желаний связано с реальной проблемой, с которой он сталкивается.
Кубики: терапевт выстраивает стену из кубиков и просит ребенка бросить в нее мяч. Это помогает ребенку сбросить напряжение и злость.
Метафоры и сторителлинг
Метафоры: терапевт кладет десятки игрушек перед ребенком и просит его выбрать те, которые соответствуют членам его семьи. Это помогает без слов выяснить, что он думает о них и что чувствует.
Техника черепашки: терапевт дает ребенку игрушку в виде черепашки и объясняет, что когда та расстроена из-за чего-то, она останавливается, забирается в свою раковину, закрывает глаза и делает три глубоких вдоха. Он просит повторить эти действия, что помогает ребенку обрести простой, но эффективный метод управления гневом.
Эмоциональный термометр: ребенок получает эмоциональный термометр, показывающий диапазон эмоций от 0 (с улыбающимся лицом) до 10 (с хмурым лицом). Терапевт просит его перечислить некоторые события из прошлого и указать, какой градус эмоций он испытывал. Вопросы могут быть такими: «Какие события позволяют тебе себя чувствовать, как это улыбающееся лицо? Как насчет хмурого лица? А как насчет середины?».
Сторителлинг: терапевт просит ребенка рассказать историю из своей жизни, которая начинается со слов «Когда-то давным-давно…». Эта история может показать некоторые страхи и надежды ребенка.
Экстернализация: ребенок и терапевт работают вместе, чтобы создать персонажа, представляющего одну из его проблем. Например, дракон может означать страх. Затем терапевт задает вопросы о проблеме, не обращаясь напрямую к страху ребенка, вытесняя ее к дракону.
Книготерапия: если проблема ясна, терапевт находит книгу или историю, которая ее представляет, и показывает решение. Читая ребенку эту историю, терапевт может периодически спрашивать: «Ты когда-нибудь испытывал нечто подобное?».
Ролевые игры
Ролевая игра: ребенок и терапевт обыгрывают ситуацию, которая представляется проблемной. Это, к примеру, может быть первый день в школе. После игры ребенок понимает, что беспокоиться ему не о чем.
Костюмированная игра: ребенок играет роль короля или королевы. Затем терапевт просит его сказать, что он хочет сделать со своей властью. Это показывает тайные желания.
Игра в маски: терапевт просит ребенка сделать два коллажа (маски) из журналов. Коллажи такие:
- первая маска («внешняя») - это то, как ребенок видит мир;
- вторая маска («внутренняя») - это то, как ребенок видит себя.
Супергерой: терапевт просит ребенка нарисовать супергероя с суперспособностями, которые он сам хотел бы иметь. Задача в том, чтобы объяснить, что сильные стороны ребенка столь же полезны.
Творческие игры
Раскрась свою жизнь: терапевт и ребенок сотрудничают для того, чтобы выяснить, какие цвета вызывают какие чувства или настроение. Например, синий - для грустного, красный - для сердитого, желтый - для счастливого. Затем терапевт может просить ребенка нарисовать шкалу своей жизни, используя цвета для представления чувств. Можно также разбить чувства на категории.
Глиняная игра: терапевт дает ребенку кусок глины и позволяет делать с ним все, что он захочет. Ребенок может использовать ее для снятия стресса или вылепить вещи, которые для него важны или беспокоят его.
Свободное рисование: терапевт дает ребенку лист бумаги и карандаши, просит нарисовать что угодно. Затем он задает открытые вопросы о рисунке.
Рисунки о травме: терапевт просит ребенка нарисовать событие из своего травматического опыта. Например, о землетрясении. После этого ребенок может скомкать лист бумаги, чтобы выбросить воспоминание из своей головы.
Мандала: это схематическое изображение, которое используется в буддистских и индуистских практиках. Терапевт дает ребенку шаблон, который нужно разукрасить. Цвет он может выбрать по своему усмотрению. Это способствует творчеству и расслаблению.
Нарисуй семью: терапевт просит ребенка нарисовать картину своей семьи. Как только все будет готово, можно попросить его поговорить с каждым членом семьи. Это укажет на наличие скрытых проблем.
Воображение и фантазия
Управляемое изображение: терапевт спрашивает, какие кошмары снятся ребенку. Задача здесь - объяснить ему, что можно изменить кошмар, если это не очень приятный опыт. Для этого терапевт должен придумать счастливый конец. Все это поможет ребенку понять, что можно управлять своим воображением, чтобы справляться со своими эмоциями.
Техника «Мир»: терапевт дает ребенку поднос, наполовину заполненный песком, и десятки игрушек, в том числе людей, фэнтезийные фигуры и декорации. Из всего этого ребенок может построить собственный мир. После того как «мир» готов, терапевт задает вопросы об этом мире. Идея состоит в том, что мир, созданный ребенком, может включать темы, с которыми он сталкивается в реальной жизни.
Кукольный домик: терапевт дает ребенку кукольный домик и несколько кукол, представляющих членов его семьи. Затем он просит ребенка смоделировать четыре разных повседневных сценария в своем реальном доме: время сна, обеда, игры и уборки, чтобы узнать больше о взаимоотношениях в семье.
Игр может быть множество, и описывать все нет особого смысла. Достаточно сделать вывод: поскольку игра считается языком детей, она может быть лучшим способом узнать о них и их тревогах, чем традиционная беседа. Словом, лучшего терапевтического метода не найти.
Поэтому если вы видите, что ваш ребенок испытывает определенные трудности или проблемы, обратитесь к специалисту по игровой терапии.
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ МЕТОД В СОВРЕМЕННОЙ ИНДУСТРИИ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова» г.Магнитогорск, Россия
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из важнейших феноменов человеческого существования выступает игра. Игра отличается от любой другой деятельности тем, что она не имеет цели, она совершается не ради счастливого будущего, она сама по себе есть некое совершенство. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Термин «ролевая игра» (РИ) в более широком значении понимается как особая технология работы с людьми. Понятие РИ применяется в педагогике и психотерапии приблизительно с 1970-ых гг. Однако, российские ролевики, которые начали с того, что в 1990 г. решили попробовать разыграть события любимой книги («Властелина колец» Толкина), самостоятельно стали разрабатывать возможности игры и значительно продвинулись в развитии этой технологии. В настоящее время, некоторые из них успешно применяют свой ролевой опыт для педагогических программ и психотерапевтических тренингов.
Обращаясь к определению понятия, следует отметить, ролевая игра - игра обучающего или развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия; вместе создают или следуют уже созданному сюжету.
Игра может длиться от нескольких часов до нескольких дней, гораздо больше времени занимает подготовка: от недели до нескольких лет. Основу (сюжет и механизм действия) придумывает группа так называемых мастеров, но сама игра - это результат совместного творчества мастеров и игроков.
Создаваемые игровые ситуации всегда привлекали участников разных возрастов. Основная концептуальная идея ролевых игр состоит в том, что ситуационно-ролевая игра решает коммуникативные задачи и дает возможность имитации предметно-практических действий, позволяет обеспечить два диалектически взаимосвязанных процесса развития личности: овладение субъектом ролевым поведением (социальная адаптация) и самореализация в рамках ролевых предписаний (индивидуализация). Кроме того, ролевая игра демонстрирует чередование и взаимопереход:
1) переживаний и размышлений;
2) ситуаций игровой деятельности и деятельности по поводу игры.
Ситуационно-ролевая игра позволяет реализовать идею социального закаливания - контрастных точечных прикосновений к личному и социальному опыту молодого человека с целью повышения его сопротивляемости негативному воздействию среды обитания, мобилизации потенциала для продуктивного решения жизненных трудностей, успешной адаптации в разнообразных ситуациях.
Участие в больших и малых формах ролевых игр позволяет детям и взрослым на собственном опыте пережить ситуации реализации или нарушения их прав. Эмоциональный опыт, приобретенный в ходе игры, пробуждает интерес к проблеме и побуждает проработать эту проблему более подробно.
Эффективность использования игровых технологий опирается на следующие аспекты возрастной психологии. Во-первых, человеку на протяжении всей жизни свойственно обыгрывать различные ситуации; во-вторых, в младшем, дошкольном возрасте игра является основной формой общения с окружающим миром; в-третьих, вырастая и приобретая навыки общения, подростки склонны воспринимать игру как наиболее привлекательную форму взаимного общения. Наиболее привлекательной и для взрослых, и для подростков является ролевая игра, так как именно в ней человек может попробовать себя в различных ролях, продемонстрировать умения и таланты, которые, по его мнению, никто не замечает.
Игра принимает для подростков социальную окраску, дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Становясь старше, подросток все больше времени проводит, просто общаясь со сверстниками. Постепенно большинство игр отходят на второй план, однако не исчезает потребность осваивать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в разных социальных ролях, добиваться признания окружающих. Но своими силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую его модель. Здесь-то на помощь и приходят ролевые игры.
Принципиально новым направлением в социально-культурной сфере является включение в обслуживание туристов, отдыхающих, посетителей театрализации и ролевых игр. Сюда же входит воссоздание историко-культурных ситуаций разного времени. При этом зрители имеют возможность стать непосредственными участниками интерактивного процесса. В последнее время получили развитие так называемые ролевые игры, которые проводятся как по произведениям в стиле «фэнтези», так и по конкретным историческим событиям. Это одно из инновационных направлений ролевых игр, которое получило распространение в сфере социально-культурного сервиса и туризма. Оно рассчитано на определенный круг людей. Участие в ролевых играх привлекает внимание, как детей, так и взрослых возможностью побывать в другой ситуации, попробовать себя в какой-нибудь роли. Следует отметить, что применение ролевых игр возможно в качестве составных частей экскурсионных мероприятий в сфере сервиса для старшеклассников и студентов. Среди примеров подобного типа ролевых игр, возможных к применению в социально-культурной сфере, имеющих исторический аспект, можно назвать такие, как «Гардемаринка», «Калевала», «Путь на Запад» и др. Представляется, что будущее в социально-культурной сфере сервиса и туризма - за его комплексностью, гибкостью, разнообразием, индивидуальным подходом к потребителю туристических услуг и, естественно постоянным внедрением новых форм и методов работы.
Участники ролевой игры могут воспринимать игровое время как полноценный отрезок жизни, насыщенный живыми чувствами и событиями, которые переживаются как реальные. Такому восприятию сопутствует явление, которое иногда называют «вролинг» - глубокое погружение в роль, субъективное отождествление игрока с персонажем. Только с учетом эффекта вролинга можно понять смысл происходящего в пространстве ролевой игры-импровизации. Не все игроки и мастера считают глубокий вролинг необходимым, существуют разные подходы к игре. Одни воспринимают происходящее как соревнование и стремятся достичь наибольшего успеха - победить врагов, добыть ценный артефакт, получить власть. Другие ценят красоту самого действа и подходят к игре скорее как к театру, третьи хотят, прежде всего, ощутить атмосферу созданного на игре мира и пожить в роли своего персонажа. Соответственно, разные игры рассчитаны на запросы той или иной группы игроков.
Впрочем, надо сказать, что при любом отношении мастеров и игроков вролинг мало поддается контролю со стороны и во многом завязан на личностные особенности самого игрока. Профессиональные психотерапевты, работающие с классической психодрамой, уверены, что связь игрока с персонажем формируется в любом случае. Если игрок остался в роли после игры, т.е. не разотождествился с персонажем, это может привести к неприятным последствиям. В лучшем случае это болезненное самостоятельное возвращение к привычной идентичности и окружению, в худшем - частичное отождествление игрока с персонажем, изменение самоидентификации, невротические симптомы. Поэтому важно четко отделить игровой мир от реального, для чего и в психодраме, и в РИ особое значение придают точкам начала и завершения игры. В РИ особая ритуализованная процедура начала игры (одна из её форм получила название вводная мистерия) призвана создать у участников нужное настроение, помочь им проникнуться духом создаваемого мира, войти в образ персонажа. Очень важен выход из игры, он обеспечивает разотождествление игрока и персонажа, помогает игроку вернуться в реальность. Один из распространенных в РИ ритуалов возвращения из игры - общая круговая чаша, где каждый произносит слова благодарности за игру и делится свежими впечатлениями.
За уже немалое время существования игр мастера и игроки разработали и другие способы предупреждения и преодоления психологических трудностей на играх и после них. Так, для проведения игры обычно выбирается уединенное место, где минимальна вероятность появления посторонних (отдаленный лесной уголок или городская квартира). Во время игры участники живут в особой игровой реальности, которую сами же и создают, и стараются, чтобы их костюмы и поведение были естественны для неё. Случайные свидетели действа из «внешнего» мира - местные жители, грибники, гопники, представители закона - воспринимают происходящее иначе и могут, к примеру, попытаться вмешаться и навести порядок, иногда агрессивно. К счастью, контакты с неигровой реальностью чаще сводятся к забавным недоразумениям, о которых с удовольствием рассказывают байки. Но, как уже говорилось, ролевая игра живого действия - предприятие куда более серьезное, чем может показаться. Играющие совместными усилиями моделируют игровую реальность и вживаются в неё. Непрошеные вторжения внешнего мира в игру отвлекают участников, выбивают их из роли, могут вынудить нелогично завершить начатый сюжет. Все это не только портит общее впечатление от игры, но и чревато болезненными последствиями для игроков. Впрочем, у ролевиков есть свои способы и для того, чтобы при необходимости временно выйти из игры или включить в игру внешние непредсказуемые обстоятельства.
Человеческому сознанию присуще воспринимать сконструированные в воображении образы и события как реальные, именно поэтому игровые события могут переживаться так же остро, как настоящие. На этом свойстве психики основан метод современной психотерапии, который получил название «изменение личностной истории». С помощью этого метода человек может сделать более радостным свое настоящее и будущее, мысленно изменив к лучшему травматичные переживания прошлого. На ролевой игре живого действия при глубоком вролинге личный опыт игрока дополняется опытом игрового персонажа, как прожитым во время игры, так и присутствующим в его вымышленной «предыгровой» биографии. Это точно также может привести к серьезным изменениям в жизни после игры. Игрок словно бы заимствует на время навыки, качества и личную историю персонажа и пробует их в максимально безопасных условиях игры, а дальше все может произойти, как в старинной сказке: актер нашел на дороге маску, надел ее, играл в ней, а потом не смог снять - она приросла к лицу. Вероятность, что игра принесет пользу, становится выше, если качественно продумать персонажа, грамотно поставить перед собой задачи. Очень важна способность игрока к анализу своих действий и переживаний во время игры.
Впрочем, положительные изменения происходят далеко не всегда, и поглощенность игровой реальностью может иметь и неблагоприятные последствия, вплоть до полного разрыва контакта с реальным миром. Мир игры кажется ярче, красивее, он более насыщен интересными событиями и возможностями и, что важно, более безопасен, чем реальность. По сравнению с ним реальный мир может показаться скучным и тусклым, и вполне естественно возникает желание снова попасть на игру и погрузиться в альтернативную реальность, но именно так может начаться игровая зависимость.
Подводя итог, обобщим, что ролевая игра содержит огромный потенциал для личного развития своих участников и, как всякий мощный инструмент, может принести как пользу, так и вред. Хотелось бы, чтобы игроки осознавали это и использовали игру себе на благо, избегая дурных последствий. Очарование ролевой игры кроется в том, что она позволяет людям попробовать себя в ином качестве и в иных условиях. Игра дает человеку свободу, столь дерзкую, что многие осмеливаются о ней только мечтать: выбрать по своему вкусу саму действительность, в которой жить.
Виды и методы психотерапии
- Арт-терапия
- Клиент-центрированная психотерапия
- Когнитивно-поведенческая терапия
- Телесная терапия
- Психоанализ
- Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
- Танцевально-двигательная терапия
- Семейная терапия
- Гештальт-терапия
- Гипноз
- Юнгианский анализ
- Психодрама
Если вы приняли решение посетить психотерапевта, то есть большая вероятность, что вскоре вы столкнетесь с разными видами и методами терапии и встанете перед выбором: какой из них предпочесть? Ведь методики ориентированы на разных людей, разные проблемы и имеют разные конечные задачи. Чтобы получить максимально возможный результат от психотерапии, стоит изучить ее виды.
Рассказываем все подробности о видах и методах психотерапии, чтобы помочь с непростым выбором как психологам, так и пациентам.
Для чего разбираться в видах психотерапии?
Термин «психотерапия» подразумевает гигантское количество направлений, подходов и методов, начиная с индивидуальных бесед и заканчивая играми, танцами и тестами. Все методики помогают исследовать человеческие эмоции и найти маршрут к улучшению жизни.
Сегодня многие обращаются за помощью к специалистам или хотя бы задумываются о таком шаге. Однако, выбрать не так-то просто: кто-то из терапевтов работает с парами, а кто-то с семьями или группами людей, кто-то - с детьми и подростками, а кто-то со взрослыми, а самих направлений такое множество, что несложно запутаться. Знакомые могут порекомендовать хорошего врача, излечившего их от депрессии, но ведь ваша ситуация, скорее всего, абсолютно другая. Сами же специалисты чаще всего предлагают использовать лишь те методы, которые практикуют. И люди задаются логичным вопросом: а что конкретно поможет именно мне?
Основные виды и методы психотерапии
Арт-терапия
Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество - это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые - и есть основная задача арт-терапевта.
- метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
- индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
- детям и взрослым с нарушениями речи;
- клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
- людям, пережившим травму;
- подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
- пациентам, испытывающим проблемы в общении;
- испытывающим трудности в учебе и образовании.
Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.
Клиент-центрированная психотерапия
Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.
- людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
- стремящимся исследовать свои мысли;
- подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
- желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
- в решении проблем развития ребенка.
Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.
Когнитивно-поведенческая терапия
Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.
Телесная терапия
- страдающим психосоматическими заболеваниями;
- при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
- для повышения уровня здоровья в целом;
- людям, имеющим пагубные привычки;
- подверженным паническим атакам.
Психоанализ
Родоначальник этого популярного учения - Зигмунд Фрейд - положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.
- желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
- при различных невротических состояниях;
- людям с заниженной самооценкой.
Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа - свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.
Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз
Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.
- неуверенным в себе людям;
- при посттравматическом стрессовом расстройстве;
- для избавления от последствий эмоциональной травмы;
- пациентам с низкой самооценкой;
- при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.
Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.
Танцевально-двигательная терапия
Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.
- людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
- стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
- подверженным депрессиям;
- страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.
Семейная терапия
- семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
- семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
- любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
- людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.
Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.
Гештальт-терапия
Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия - это эффективный подход в работе с детьми и подростками.
- стремящимся к полноценной жизни;
- при склонности к подавлению чувств и желаний;
- людям, испытывающим сложности в общении;
- при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
- желающим разобраться со своим прошлым;
- пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
- при неконтролируемой агрессии.
Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.
Гипноз
Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.
- при решении конкретной проблемы;
- тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
- для лечения болей;
- при стрессах, беспокойстве и тревоге;
- стремящимся избавиться от вредных привычек;
- людям, желающим развиваться.
Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.
Юнгианский анализ
Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.
- в достижении гармонии и целостности личности;
- в решении семейных и межличностных проблем;
- людям, переживающим кризисную ситуацию;
- людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
- маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
- для купирования психологической боли и страданий;
- при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.
Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову - запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству - выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.
Психодрама
Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.
- желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
- стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.
Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.
Какой вид психотерапии выбрать?
Мы рассказали лишь об основных терапевтических методиках, коих в практике действующих коррекционных специалистов великое множество.
Сразу ответим, что нет идеального вида психотерапии, который был бы лучше и эффективней всех остальных. Выбор должен зависеть от особенностей личности пациента, его поведения, взглядов и убеждений, от конкретной проблемы и от искреннего желания ее решить.
Изучите свои цели, посоветуйтесь со специалистом, прислушайтесь к своим внутренним ощущениям. Возможно, какой-то метод откликнется именно вам, и вы с энтузиазмом пожелаете испробовать его действие.
Важным будет полное понимание своих задач и их соответствие возможностям существующих методов психотерапии. К примеру, когнитивно-поведенческая терапия исследует, как мысли человека влияют на поведение; клиент-центрированный метод помогает самостоятельно разобраться в своих проблемах; экзистенциальный подход отвечает на главные жизненные вопросы и т.д.
На что еще обратить внимание при выборе психотерапевта?
Для достижения результата важен не только метод, который будет применяться терапевтом в процессе консультаций, но и ваша взаимная симпатия и понимание - насколько специалист внимательно слушает, принимает ваши проблемы и уважительно к вам относится.
Читайте также:
- Синдром Редера (Raeder)
- Боль в суставах: Несколько суставов
- Биопсия при раке кожи. Гистологическое исследование опухоли кожи.
- Астенический вариант невротического развития слепого. Обсессивно-фобическое (тревожно-мнительное) развитие слепого
- Опухоли полости рта. Осмотр ротовой полости на наличие опухолей