Татьяна самойлова и туберкулез
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Люди из разных миров
В первый раз он женился сразу после армии. В семье подрастал сын, когда Эдуард Машкович встретил Татьяну Самойлову. К этому времени он уже стал почти своим в актёрской среде, его ценили за талант организатора, он чувствовал себя уверенно и спокойно. Однако Татьяна Самойлова была не похожа ни на одну актрису из тех, кого он знал раньше.
Самойлова скромно сидела в буфете Театра-студии и маленькими глотками пила кофе. В ней трудно было узнать ту актрису, которая произвела фурор на Каннском кинофестивале и даже смогла покорить своей красотой самого Пабло Пикассо. В жизни она почти не красилась, одевалась удобно и неброско, волосы просто высоко закалывала. Но совершенно завораживающий взгляд её красивых слегка раскосых глаз не мог никого оставить равнодушным.
Актёры часто заглядывали в кабинет Эдуарда Машковича просто так. Однажды прямо в Татьянин день оказалась в его владениях и Татьяна Самойлова. Именно в тот момент и набрался мужчина смелости, решительно пригласив актрису отпраздновать её именины в ресторане. К его удивлению, Татьяна сразу согласилась. После ресторана они отправились к Татьяне домой и с тех самых пор начался их стремительный роман.
Неравный брак
Зинаида Ильинична, имевшая на дочь большое влияние, выбор Татьяны откровенно не одобряла. Будущий зять казался ей недостойным красавицы-дочери. Впрочем, Татьяна была настроена решительно и планировала выйти замуж за Машковича, несмотря ни на что.
Они расписались, когда актриса уже носила под сердцем их сына, Митю. Свадьба была очень скромной, да молодожёны и не хотели никакого шумного празднества. После рождения сына семья переехала к родителям Татьяны Самойловой, где Зинаида Ильинична могла помочь ухаживать за внуком.
Надежды на то, что после родов актриса станет спокойнее и сдержаннее в проявлении эмоций, не оправдались. Она все так же бурно реагировала на раздражающие факторы, могла раскричаться или устроить истерику по любому поводу. К тому же Зинаида Ильинична была настолько деятельной бабушкой, что дочь почти не допускала к внуку, считая, будто та всё делает неправильно. Татьяна сына обожала, но под натиском матери часто сдавалась, передавая бразды правления по воспитания малыша в руки своей матери.
На осколках счастья
Эдуарду Машковичу часто приходилось несладко в отчем доме супруги. С его мнением и взглядами никто не собирался считаться. Да и в обществе его представляли не иначе, как мужа Татьяны Самойловой. Тем не менее, жену свою он любил.
Постепенно стало понятно, что Татьяне и Эдуарду вместе с сыном следует жить отдельно. Когда Мите исполнился годик, актриса получила квартиру в доме на Кутузовском проспекте, и супруги с радостью стали обустраивать своё собственное семейное гнёздышко. Но отдельное жильё ситуацию в семье не спасло. Актриса все меньше сдерживалась в проявлении эмоций, после с ней стали случаться настоящие приступы, когда она впадала в какое-то неистовство. Впрочем, и Зинаида Ильинична не оставляла семью дочери своим вниманием, посещая их настолько часто, что иногда складывалось впечатление, будто она так и продолжает жить вместе с ними.
Приступы ярости у Татьяны Самойловой становились всё чаще и супруг актрисы стал откровенно бояться за саму Татьяну и за их сына. Иногда ему приходила в голову мысль всё оставить и уйти из семьи. В итоге на его пути повстречалась другая женщина и он ушёл, даже не объяснив ничего своей законной жене. После они случайно встретились, и он поставил супругу в известность о своём окончательном уходе. Возможно, Машкович не хотел очередного выяснения отношений с криками и истерикой, а может, попросту испугался.
Впрочем, в интерпретации актрисы вся ситуация выглядела немного по-другому. В одном из интервью Татьяна Евгеньевна упомянула о том, что её супруг оказался неспособным обеспечивать семью и пытался возложить эту обязанность на неё. И призналась, что жалеет только о том браке, который был у неё первым, с Василием Лановым. Кажется, именно тогда она была безусловно счастлива. И зря рассталась со своей первой любовью.
Татьяна Самойлова – единственная из всех российских актрис, чья ладонь отпечатана на каннской набережной Круазетт. Именно в её честь названа в Париже аллея роз, прекрасный портрет Татьяны нарисовал сам Пикассо. Только она удостоилась приза за лучшую женскую роль в Каннах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В ночь на 5 мая скончалась народная артистка России Татьяна Самойлова. За несколько недель до этого трагического события журналистам удалось
встретиться с актрисой и взять у нее интервью, которое, к сожалению, стало последним
Я училась на втором курсе в Щукинском училище, когда меня пригласили сниматься в Одессу в фильме Мексиканец. Там же недалеко снималась картина 300 лет тому…, где играл Вася Лановой. Он к тому времени стал уже известным актером, звездой фильма Аттестат зрелости. А я только начинала и смотрела на Васю с восхищением какой красавец и какой актер! Это было первое чистое чувство, тем более что ни у меня, ни у него никого до этого не было. Мы знали друг друга еще по училищу, но по-настоящему познакомились в Одессе, на даче у друзей. Помню, как вдвоем наблюдали за петухами, и Вася сказал: Смотри, петух клюет курицу, потому что любит ее…
Довольно быстро мы решили пожениться прямо на съемках в Одессе. Никакого торжества не было. Мы просто зашли в загс и расписались. После чего купили друг другу подарки в магазине белья. Так мы стали мужем и женой и были очень счастливы в первые годы. У нас ведь имелось много общего. Мы одного возраста, оба помнили ужасы войны, оба запоем читали Пушкина, Шекспира. Мы постоянно что-то обсуждали!
У Ланового была очень маленькая квартира, в которой помимо родителей жили еще две сестры и племянница. А я единственная в семье, любимая папина и мамина дочка. Мой отец, Евгений Самойлов, был очень известным в то время актером. Хотя сам он происходил из простой семьи: папа рабочий, мама домохозяйка. Однажды приятель уговорил его пойти прослушиваться в художественную студию. Так отец заболел театром и через какое-то время оставил завод, полностью погрузившись в искусство. Настоящая слава пришла, когда отец начал сниматься в кино. Сыграв украинского Чапаева Щорса, папа даже был увековечен в памятнике, который до сих пор стоит в Киеве. Словом, наша семья жила в достатке.
И вот было решено, что мы с Васей поселимся у меня, на Песчаной улице. С деньгами папа нам помогал. Ведь Вася вынужден был все, что зарабатывает, отдавать своей матери. Плохо было то, что виделись мы мало только поздно вечером. Ведь у Васи в училище была большая общественная нагрузка: он занимал пост в комсомольской организации, да еще работал на радио, все время был занят. При этом он хотел, чтобы я больше внимания уделяла дому. Не раз предлагал: Давай я буду зарабатывать, а ты хозяйствуй. Но ведь у меня тоже были свои мечты! С самого начала у меня была такая установка в жизни: Кино это главное! Возможно, это у меня от отца я ведь с детства привыкла, что все в нашем доме подчиняется ритму его работы в кино и в театре. Да и разве может сравниться перспектива сидеть дома и хозяйствовать, например, со съемками в фильме Летят журавли у Калатозова и Урусевского?
Мою Веронику придумал Баталов
Однажды мне предложили прочесть пьесу Виктора Розова Вечно живые (именно по ней снят фильм Летят журавли). Режиссер Михаил Калатозов и оператор Сергей Урусевский искали на главные роли молодых актеров. Кандидатура Елены Добронравовой, на которой настаивал сценарист, им не очень нравилась на мое счастье. Ведь мне так хотелось сыграть Веронику! Это была абсолютно моя роль, моя тема. Мне повезло на пробах мы с Алексеем Баталовым совпали, хорошо смотрелись вместе. Ведь нужна была именно пара! И Леша до сих пор говорит, что его взяли в этот фильм только из-за меня. Урусевскому понравилась моя легкость, грациозность. Я же все детство провела у балетного станка, рассчитывая со временем танцевать, как Павлова или как Плисецкая.
С последней была знакома моя мама, и ей удалось договориться, чтобы меня посмотрели в Большом театре. Это было крушение надежд. Строгие педагоги придирчиво оглядели меня и нашли, что у меня тяжелые бедра, да и гибкость не та Стало ясно, что профессиональной балериной мне не стать. Помню, когда мы вышли в коридор, мама зарыдала А я не особенно переживала словно чувствовала, что меня ждет еще лучшая судьба стать актрисой и сыграть Веронику в фильме Летят журавли… Кстати, это Леша Баталов придумал образ Вероники. Мы с ним репетировали на даче, когда он взял две обуглившиеся спички и нарисовал ими стрелки мне на веках. Сказал: Вот Вероника! Ты должна так ее сыграть, чтобы все девушки захотели стать похожими на нее и рисовали себе такие же стрелки!
Урусевский и Калатозов давали нам полную свободу на съемках. А они занимались по большей части техникой, постоянно что-то мастерили, изобретали Эти гениальные кадры в первую очередь созданы мастерством оператора! Урусевский просто рисовал меня светом такой красивой, как в этом фильме, я в жизни никогда не была. Калатозов с Урусевским не жалели нас. Иногда на установку света уходили часы, а то и дни. Как и на репетиции.
Мы могли готовиться к съемке какого-то эпизода сутки, а потом режиссер смотрел на меня и говорил: Нет, ты еще не готова! Подумай еще Одну только фразу Я выйду замуж за Марка я произносила два часа подряд, и то ее потом вырезали, а оставили только мое молчание. А Баталов три дня падал в одну и ту же лужу со словами: Я не ранен я убит. Но нам и в голову бы не пришло жаловаться! Это ведь было счастьем сниматься в ТАКОМ фильме…
Во время съемок я узнала, что больна туберкулезом. Здоровье было подорвано еще с войны. В эвакуации я все время тяжело болела: то легкие, то сердце, то горло. Я лежала дни напролет. Лекарств не было, и мама делала мне какие-то отвары из трав. Ей пришлось так много прочесть об этом, что она стала врачом-самоучкой. И вот в 1957 году война мне аукнулась. Конечно, я скрыла свою болезнь от режиссера. Очень боялась, что меня снимут с картины. Знал только Леша Баталов, и он не проговорился. Но все обнаружилось, когда снимали момент, где я бегу по лестнице разбомбленного дома. Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы все, чтобы я только дотянула картину. Зато и вид у меня был вполне подходящий для изможденной войной героини я была худая, мрачная
Успех пришел не сразу. Наоборот, после того как на просмотре Хрущев обругал Веронику шлюхой, картина могла лечь на полку. Но каким-то сложным путем она попала за границу и получила призы в Канне. Вот тогда Летят журавли и стали крутить во всех кинотеатрах. Возникла мода на Веронику. Как и предсказывал Баталов, девушки стали делать такие же стрелки, такую же прическу… Но главное с этой картиной я побывала в Канне, а затем в Париже городе моей мечты!
Татьяна Самойлова
Татьяна Евгеньевна Самойлова. Родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) - умерла 4 мая 2014 года в Москве. Советская актриса, народная артистка РФ (1992).
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Мать - Зинаида Ильинична Левина (1914-1995), инженер, родом из семьи польских евреев (Ильи Львовича и Розалии Григорьевны (в девичестве Паперной) Левиных).
Младший брат - Алексей Самойлов, актер, 30 лет играл в Малом театре.
С 1937 года семья Самойловых проживала в Москве, в доме на улице Щусева.
В школьные годы Татьяна занималась балетом, окончила балетную студию при МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В некоторых источниках говорится, что якобы Майя Плисецкая приглашала ее учиться в балетную школу при Большом театре. На самом деле это не так: мама Татьяны очень хотела, чтобы она была балериной и договорилась о ее просмотре, но девочку забраковали. Впрочем, она была этому рада, т.к. мечтала об актерстве.
Примером для нее служило театральное и киношное творчество знаменитого отца. Воспитанная на его фильмах и спектаклях, Татьяна неизменно хотела стать актрисой.
Татьяна Самойлова и отец Евгений Самойлов
В 1953 году Татьяна Самойлова поступила в Театральное училище им. Б. Щукина, проучилась до 1956 года, после чего была отчислена из училища за нарушения дисциплины, по сути - за пропуски занятий в виду занятости в съемках.
Татьяна Самойлова в молодости
В 1959-1960 годах - актриса Театра им. Евг. Вахтангова.
Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли"
Фильм принес актрисе всесоюзную и мировую известность, стал её лучшей киноработой. Самойлову знали в лицо во всем мире. Ее лицо мелькало на обложках мировых журналов в одном ряду с самыми популярными знаменитостями. С ней мечтал сняться Жерар Филип. Великий художник Пабло Пикассо, с которым она познакомилась в Париже сулил ей всемирную славу. Триумф мог стать поворотным пунктом в ее судьбе: Самойлову были готовы снимать крупнейшие кинокомпании, на нее сыпались лестные предложения. Но официальные советские органы отклоняли любые западные контракты под предлогом занятости актрисы.
Татьяна Самойлова в Каннах
"И вот в 1957 году война мне аукнулась. Конечно, я скрыла свою болезнь от режиссера. Очень боялась, что меня снимут с картины. Знал только Леша Баталов, и он не проговорился. Но все обнаружилось, когда снимали момент, где я бегу по лестнице разбомбленного дома. Я упала в обморок, врачи осмотрели меня и поставили диагноз. Мне стали продувать легкие, делать уколы - все, чтобы я только дотянула картину. Зато и вид у меня был вполне подходящий для изможденной войной героини - я была худая, мрачная", - рассказывала актриса.
В 1957 году ей сделали операцию на легком и повредили плевру. Она в свои 23 года села на уколы пенициллина и боялась, что станет инвалидом. Но обошлось.
Татьяна Самойлова в фильме "Неотправленное письмо"
Татьяна Самойлова в фильме "Анна Каренина"
Позже актриса снималась мало, играла второплановые роли.
В 1990 году была почётным гостем 43-го Каннского кинофестиваля, где ей присудили специальную премию за творческий вклад в искусство кино.
Татьяна Самойлова в сериале "Московская сага"
В 2007-м ей был присужден Специальный приз МКФ в Москве - за выдающийся вклад в мировой кинематограф.
Имя Татьяны Самойловой внесено в список лучших актрис XX века.
Отпечаток ладони навечно запечатлён на звёздной набережной Круазет в Каннах. В Париже её именем названа аллея роз.
В последние годы жизни страдала рассеянным склерозом, у нее время от времени случались приступы помутнения сознания. Актриса неоднократно пропадала из поля зрения окружающих и ее искали с милицией.
C 2009 года была под патронажем организации Общество милосердия центрального округа. За ней постоянно наблюдала патронажная сестра.
16 июня 2009 года 75-летняя Самойлова ушла из дома, и через день нашлась в больнице № 83, в отделении пульмонологии.
В день своего 80-летнего юбилея, 4 мая 2014 года, актриса была госпитализирована в отделение реанимации Боткинской больницы в тяжёлом состоянии с ишемической болезнью сердца и гипертонией. Скончалась в тот же день в 23:30 по московскому времени.
Прощание с Татьяной Самойловой прошло 7 мая 2014 года в московском Доме кино, похоронили актрису в этот же день на Новодевичьем кладбище Москвы, (участок № 5).
Татьяна Самойлова в программе "Сегодня вечером"
Рост Татьяны Самойловой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Татьяны Самойловой:
Первый муж - Василий Лановой, известный советский и российский актер.
"Довольно быстро мы решили пожениться - прямо на съемках в Одессе. Никакого торжества не было. Мы просто зашли в загс и расписались. После чего купили друг другу подарки в магазине белья. Так мы стали мужем и женой и были очень счастливы в первые годы", - делилась Самойлова.
Позже брат актрисы Алексей Самойлов рассказал, что Татьяна Самойлова была беременна двойней от Василия Ланового, но решила сделать аборт. "У Тани была мощнейшая интуиция, как у папы. Она понимала, что брак когда-нибудь кончится, и просто не хотела оставаться одна. Даже с ребенком. Потому что Василий Семенович всегда был увлечен собственной профессией и отдавал ей 24 часа в сутки", - говорил брат актрисы. Спустя несколько месяцев после этой истории пара рассталась.
Татьяна Самойлова и Василий Лановой
Но их совместная жизнь долго не продлилась. Хотя официально развелись в 1968-м, фактически перед тем несколько лет жили каждый своей жизнью.
Валерий Осипов умер в 1985 году от рака мозга в возрасте 55 лет.
Валерий Осипов - второй муж Татьяны Самойловой
В 1964-1967 годах состояла в отношениях с Соломоном Ефимовичем Шульманом, журналистом и режиссёром.
Татьяна Самойлова и Соломон Шульман
Третий муж - Эдуард Самуилович Машкович, администратор и режиссёр Театра-студии киноактёра. Он был младше ее на 9 лет. Состояли в браке в 1968-1973 годах. В 1969 году у пары родился сын Дмитрий.
Эдуард Машкович - третий муж Татьяны Самойловой
Дмитрий Самойлов - врач-рентгенолог, живёт в США, имеет дочь, которую назвал в честь матери: Татьяна Самойлова (2005 г.р.).
Татьяна Самойлова и сын Дмитрий
Фильмография Татьяны Самойловой:
1955 - Мексиканец - Мариа
1957 - Летят журавли - Вероника (Вероника Алексеевна - "Белка")
1959 - Неотправленное письмо - Таня
1960 - Леон Гаррос ищет друга (20,000 Leagues Across the Land / Vingt mille lieues sur la terre) - Наташа, певица
1961 - Альба Регия (Alba Regia) - Альба
1964 - Они шли на Восток (Attack and Retreat / Italiani brava gente) - Соня, коллаборационистка
1967 - Анна Каренина - Анна Аркадьевна Каренина
1971 - Конкурс продолжается. Иоганн Себастьян Бах (фильм-спектакль) - Анна Магдалена
1972 - Нечаянные радости (не был завершен)
1972 - Длинная дорога в короткий день - Екатерина Золотаренко, жена Нерчина
1972 - Город на Кавказе (короткометражный) - Надежда
1973 - Океан - Маша, сестра Куклина
1973 - Возврата нет - Настюра Шевцова, донская казачка
1975 - Бриллианты для диктатуры пролетариата - Мария Николаевна Оленецкая, шифровальшица
1987 - Профессия - оператор (документальный)
1991 - Анна Карамазофф (Anna Karamazoff)
1999 - Мама - эпизод
2000 - 24 часа - Тамара Ивановна, мама братьев Шаламовых
2000 - Нет смерти для меня (документальный)
2004 - Московская сага - Татьяна Ивановна Плотникова, профессор
2004 - Марс - эпизод
2005 - Далеко от Сансет бульвара - Лидия Сергеевна Полякова в старости
2006 - Упавшие с небес (документальный)
2007 - Татьяна Самойлова. Пятьдесят лет одиночества (документальный)
2008 - Нирвана - Маргарита Ивановна
2009 - Острова. Татьяна (документальный) - интервью, фрагменты из фильмов
Она родилась в семье известного в середине прошлого века актера Евгения Самойлова и инженера польско-еврейского происхождения Зинаиды Левиной в Ленинграде. Когда малютке исполнилось три, семья переехала в Москву.
Ребенком Таню отдали в балет — в студию при МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко. Перспективную выпускницу заметила сама Майя Плисецкая и позвала в школу при Большом театре. Но Самойлова, воспитанная на папиных кинофильмах и спектаклях, уже грезила об актерском будущем.
Папа протестовал, объясняя дочери, что способности у нее есть, но здоровья для этой сложной профессии, требующей полной отдачи у Тани, ребенка войны, переболевшего страшными заболеваниями, не хватит!
Еще во время учебы красавица без памяти влюбилась в однокурсника Василия Ланового. Привела мужа домой — Татьяна была человеком возвышенным, никогда не умела заниматься бытом, вот и теперь просто предоставила своей маме заботиться теперь и о муже.
Об их высоких отношениях написано не мало. Актеры без конца упоминали друг друга в десятках интервью, каждый раз несколько видоизменяя историю и знакомства, и росписи, и расставания. Много неземной любви было отпущено их паре, много горьких слез беспомощности перед обстоятельствами.
Отправились на какую-то ярмарку, где Василий купил супруге майку, а она ему — трусы… Были по‑настоящему счастливыми и радостными, непрерывно смеялись.
Они подарили друг другу самый первый в жизни поцелуй, они лишили друг друга невинности и совершенно не хотели думать о земных проблемах и, конечно, забыли предохраняться.
Срок Самойловой был уже достаточным, чтобы врач, который делал ей аборт констатировал, что родиться должны были двойняшки. Она страшно рыдала, но беременность все же пришлось прервать: мало того, что из-за бытовых условий принести домой сразу двоих детей было невозможно, так еще и врачи к тому времени уже заподозрившие у актрисы туберкулез, сомневались в целесообразности беременности.
Ей сделали срочную операцию, которая не прошла хорошо — повредили важную часть легкого, что обязало самую знаменитую на тот момент актрису страны ежедневно терпеть невероятное количество болезненных уколов. Она драматизировала ситуацию, прося Ланового уходить, ссылаясь на то, что она теперь больная. Рыдали оба, но реабилитировать всесоюзную знаменитость все же удалось. Татьяна Евгеньевна вернулась в строй.
В общей сложности шесть лет продлился брак самой красивой пары СССР. Он как-то сам сошел на нет, о чем оба потом пожалели, много раз признаваясь себе: какие же мы были дураки, когда расстались! Но поезд ушел.
На последней встрече однокурсников Лановой и Самойлова смотрели в разные стороны и делали вид, что не знакомы. После этого она верно подметила, что люди, между которыми давно угасла любовь, так себя не ведут.
После страстного студенческого брака, в котором актриса пережила, казалось, все эмоции, отмеренные за жизнь, ей хотелось тихой гавани, ей хотелось заняться собственным образованием, снизить накал страстей и подойти к новым отношениям эмпирически.
Именно так и случилось. Она познакомилась с известным писателем Валерием Осиповым, который был счастлив заняться образованием своей супруги. Он будто вел ее за руку по миру литературного искусства, касаясь походя разных интересовавших его наук. В этом браке Самойловой было до крайности интересно.
Она сама расскажет в своем интервью, что после ссоры с мужем и уже подав на развод обнаружила на очередных съемках нарушение цикла и странное самочувствие. С детства переболевшая корью, дифтеритом, туберкулезом актриса не придала значения ухудшениям здоровья, и лишь спустя пару месяцев, вернувшись с очередных гастролей, пошла к доктору.
Скоро Татьяна вышла замуж за нового возлюбленного — администратора театра киноактера Эдуарда Машковича, и ее сын, Дмитрий Самойлов, родился в этом браке. Масса источников называет отцом Мити именно Машковича, но одно из интервью вкладывает актрисе в уста слова о том, что забеременеть Татьяне удалось все же от Осипова.
После родов не привыкшую к быту актрису снова, как и в первом браке, стала опекать ее мама. Она предложила переехать дочери с внуком в ее квартиру, а там стала потихонечку завладевать вниманием маленького Мити, постоянно критикуя Татьяну за то, что она совершенно не справляется с заботой о ребенке.
Самойлова злилась, нервничала, плакала, но постепенно доверила сына маме, тем более, что скоро молодоженам дали просторную квартиру на Кутузовском, и Татьяна с Эдуардом заехали туда уже без Мити.
Не в силах совладать с темпераментом, она закатывала дома истерики, рыдала и будто переживала страдания своей героини в реальной жизни. Входить в положение и понимать свою талантливую жену Машкович не собирался.
Однажды он ушел на вокзал — якобы встречать друзей из Питера, да так и не вернулся. Встретив его после этого в театре, Самойлова даже не стала утруждать себя выяснением отношений, просто подала на развод — до такой степени муж ей опостылел.
Последние дни Татьяна Евгеньевна прожила в своей квартире в Москве. Денег на ее ремонт у актрисы не было. Счастливой ее сделала одна из телепередач про интерьер, подарившая Самойловой ремонт в одной из комнат.
В канун своего восьмидесятилетия в 2014 году у актрисы прихватило сердце. В больницу увезли на скорой, но из палаты она отпросилась: в это время о Самойловой снимали фильм к юбилею, готовили вечер. Не могла профессиональная актриса подвести съемочную группу!
День рождения отпраздновали днем, а в ночь снова увезли Татьяну Евгеньевну в больницу. На этот раз приступ был сильнее Самойловой. Она ушла в свой день рождения.
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
- Пером и кистью. (2651)
- TV. Кино и Подмостки (1637)
- Обо всем (1459)
- Интересно (1001)
- Видео/Фото/Фильмы/Концерты. (823)
- Кумиры (822)
- Старый, добрый шлягер (766)
- Истории (701)
- Аудиоальбомы (691)
- Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели (670)
- Джаз,Рок,Блюз. (662)
- СуперStars (592)
- УЛЫБНЕМСЯ И МЫ (479)
- Суперхит XX века (441)
- Звезды в "Музыкальной гостиной" (359)
- "СССР" - ретро (357)
- Бельканто (Любимые голоса) (242)
- Русский шансон (231)
- Одесские истории (229)
- Музыка на века (218)
- Легенды русского шансона. (201)
- Опера, оперетта, классическая музыка, балет. (199)
- Лирика романса (170)
- Биографии (160)
- Маленький ретро концерт (158)
- Культура, искусство, история (155)
- История классики шансона (127)
- Музыка ретро (112)
- Песня.Романс (104)
- Мемориал (77)
- Звезды русской эмиграции (77)
- Петр Лещенко (50)
- шансон (39)
- Литературный раздел (8)
В Советском Союзе критика отнеслась к главной героине прохладно, Хрущев вообще обозвал Веронику шлюхой, а ректор “Щукинского” Борис Захава выгнал Самойлову из училища – студенты не имели права сниматься в кино во время учебы…
Она познала годы и даже десятилетия забвения. Наверное, судьба обошлась с ней слишком сурово…
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Её отцом был популярнейший актёр Евгений Самойлов, красавец-мужчина, игравший бравых офицеров. Мама работала инженером, но была творчески одарённой личностью, влюблённой в театр.
Девочка ещё не пошла в школу, как началась война. В эвакуации Таня переболела всеми существующими детскими болезнями – корью, тифом, дифтерией. Лекарств не хватало, и жизнь будущей актрисы не раз висела на волоске.
Татьяна с отцом, Евгением Самойловым, конец 50-х.
После войны семья перебралась в Москву. Несмотря на слабое здоровье, Таня великолепно танцевала, её даже звала в студию Большого театра Майя Плисецкая, но Самойлова предпочла пойти по стопам отца и поступила в Щукинское училище. Там бойкая весёлая девчушка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком в одночасье покорила самого статного и импозантного студента – Василия Ланового. Это был головокружительный роман, благородный и трогательный – до самой свадьбы суженые хранили целомудрие.
Татьяна Самойлова и Василий Лановой в фильме “Анна Каренина”
В 1956 году режиссёр Михаил Калатозов пригласил Самойлову на съёмки фильма "Летят журавли". Тогда же Татьяна узнала, что беременна. И решила, что детей они с мужем ещё народят, а пока что надо сосредоточиться на карьере. Лановой категорически возражал, но Самойлова всё-таки сделала подпольный аборт, причём выяснилось, что она ожидала двойню. Сразу же обострились хронические заболевания, а на съёмках "Журавлей" Татьяна вдобавок подхватила туберкулёз, и играть ей пришлось на уколах.
Но как она играла! Раскрепощено, вдохновенно, с азартом, с чертовщинкой, и – чувственно, глубоко, не по-юношески зрело, пропустив трагизм фильма через каждый свой нерв.
Годом позже лента вышла на экраны, и критики тотчас же разнесли её в пух и прах. Их возмущало, что у актрисы "несоветская" внешность, что комсомолка Вероника ходит босиком и с распущенными волосами, что она вульгарна и бесстыдна, что не дождавшись ушедшего на фронт жениха, выскочила замуж…
Наш тогдашний главный "искусствовед" Никита Хрущёв, посмотрев "Журавлей", обозвал героиню Самойловой шлюхой, а это означало приговор. Но фильм уже был заявлен в официальную программу Каннского фестиваля, и съёмочную группу, скрепя сердце, отпустили во Францию.
Канны потрясли Татьяну – фешенебельные отели, белоснежные яхты, дорогие лимузины, прилавки магазинов ломятся от диковинных товаров, элегантные актёры-мужчины норовят поцеловать ручку, ну а актрисы в изысканных туалетах – просто феи из волшебной сказки! Татьяна на удивление быстро освоилась в этом буржуазном раю и общалась с заморскими коллегами на равных.
Накануне дня подведения итогов Самойлова познакомилась с Пабло Пикассо. Прославленный мэтр, питавший слабость к русским женщинам, воскликнул: "Завтра вы станете знаменитой!". Так и случилось. Фильм "Летят журавли" получил три награды: "Золотую пальмовую ветвь", приз за лучшую операторскую работу и приз Татьяне Самойловой за лучшую женскую роль. Кстати, пока что это высшее достижение нашего кинематографа на самом престижном мировом киносмотре.
Западные продюсеры упрашивали Самойлову остаться, перед ней распахивались двери ведущих киностудий Европы и США, но, воспитанная в духе патриотизма, а может, просто испугавшись, актриса от столь заманчивых предложений решительно отказалась.
Возвращение на родину для Татьяны не стало триумфальным. Её следующий фильм "Неотправленное письмо", поставленный всё тем же Калатозовым, успеха не снискал. На какое-то время Самойлову сделали "экспортной актрисой" - она снималась в Италии и Венгрии, но до уровня "Журавлей" те международные проекты явно не дотягивали, хотя и принесли Татьяне немалые материальные дивиденды – она гоняла по Москве на новёхоньком "Опеле", что в те годы считалось сумасшедшей роскошью.
Но никакой "Опель" не мог заменить Самойловой личного счастья. От неё ушёл муж, любимый Вася. Родить от него ребёнка ей так и не удалось… Из тяжёлой депрессии актрису вытащил режиссёр Александр Зархи, предложив сыграть Анну Каренину. И Татьяна с жаром принялась репетировать.
Ещё до съёмок неугомонные критики опять начали намекать на "неправильную" внешность Самойловой, кто-то даже накляузничал, что она преклоняется перед иностранщиной. Как же можно доверить этой аморальной выскочке один из самых ярких и сложных женских образов русской литературы? Оказалось, можно и нужно – Каренину играли многие отечественные и зарубежные актрисы и до, и после Самойловой, но её Анна по праву считается эталонной.
Зрители по достоинству оценили горделивую поступь и аристократические манеры толстовской героини, её чарующие карие глаза, то бархатные и лучистые, то горящие безудержной страстью, то полные горечи и отчаяния.
Фильм стал одним из главных кинособытий 1967 года и собрал внушительную кассу по всему миру. О Самойловой вновь заговорили на Западе, но и на этот раз она предпочла жить и работать в Стране Советов - стране, которая в очередной раз её недооценила.
Помимо выдающейся режиссуры и блистательной игры Самойловой, в фильме крылась дополнительная интрига – роль Вронского исполнял не кто-нибудь, а Лановой. Актёры так убедительно выглядели в мелодраматических сценах, что зрители подумали: бывшие супруги решили воссоединиться.
Но нет – вне съёмочной площадки они не общались, да и сейчас, встречаясь у общих друзей, Самойлова и Лановой садятся на противоположные концы стола и отворачиваются друг от друга. Хотя… такая подчёркнутая холодность и индифферентность скорее говорит о том, что чувство не угасло. Во всяком случае, Самойлова со своей стороны не раз признавалась, что не хотела разрывать отношения с Лановым.
Вторым мужем Татьяны стал писатель и кинодраматург Валерий Осипов, но у супругов была несовместимость по группе крови – выкидыши происходили один за другим, а ведь Татьяна, чей возраст неумолимо приближался к зениту, торопилась стать матерью. Ребёнка ей подарил следующий муж, цирковой администратор Эдуард Мошкович – он был намного младше Самойловой и считал, что она обязана его содержать. Вскоре они расстались.
Больше интересных ролей у неё не было. С середины 70-х Самойлову перестали снимать, и она жила на сборы от гастрольных концертов. Вновь актрисе пришлось выбирать между профессией и личной жизнью, и вновь работа помешала семейному счастью – четвёртый брак тоже оказался неудачным, мужчины не выдерживали её постоянных отъездов, сына Митю даже пришлось на время пристроить в интернат. После распада СССР и краха советской киноиндустрии Самойлова пополнила список невостребованных ветеранов.
В новом столетии она снялась в нескольких фильмах и телесериалах (самый известный – "Московская сага"), но роли ей отводили столь крошечные и незначительные, что даже самые преданные поклонники не всегда её замечали.
Поползли слухи: одна из главных "звёзд" минувшей эпохи неизлечимо больна, спилась, помутилась рассудком, пыталась покончить с собой, прозябает в страшной нищете и одиночестве. Конечно, как и большинство пожилых людей, Татьяна Евгеньевна часто испытывает недомогание и обращается к врачам.
Актёрская пенсия ненамного выше среднестатистической, но в нашем царстве-государстве к людям, которые некогда прославили нацию на весь мир, принято относиться без должного почёта. Единственный сын Дмитрий, ныне преуспевающий хирург, эмигрировал в США и с матерью общается редко и неохотно. Но Самойлову не забывают – в 2007 году она приезжала в Канны на юбилей "Журавлей", а недавно гостила в телепрограмме Леонида Парфёнова "Какие наши годы".
Она сыграла две великие роли, но так и не сумела создать большую и крепкую семью. Через полвека она пронесла в сердце любовь к человеку, с которым так не хотела расставаться.
Но она, женщина сильная и волевая, с младых ногтей взяла за правило не жаловаться – никому, никогда, ни на что. Её жизнь, полная взлётов и падений, сложилась так, как сложилась…
И если очень-очень захотеть, то увидишь, как над Москвой, курлыча и увлекая за собой, пролетает журавлиный клин. А по предрассветной мостовой всегда будет кружиться в вальсе Белка-Вероника, босоногая девчонка с раскосыми глазами и вздёрнутым носиком, дерзкая, мечтательная, влюблённая…
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки |
Процитировано 65 раз
Понравилось: 72 пользователям
Читайте также: