Как наши предки лечили вирусы
Уникальную рукопись, написанную в 1534 году врачом Василия III, отца Ивана Грозного, расшифровала и перевела на современный русский язык сотрудница Государственной Российской библиотеки, кандидат филологических наук Татьяна Александровна ИСАЧЕНКО. Она рассказывает читательницам о том, как лечились в старину на Руси.
— Татьяна Александровна, в наше время люди страдают в основном от болезней сердца, от стрессов и снижения иммунитета. А какие недуги были самыми "актуальными" в ХVI веке?
— В первой медицинской энциклопедии на русском языке большое место отведено:
- болезни главной, то есть головной боли
- трясавице — лихорадке, появляющейся при простуде
- кашлю
- и очной болезни — заболеваниям глаз.
Много внимания уделил придворный лекарь Николай Любчанин, написавший эту книгу, "безсильству и сердечному биению".
Так что неполадки с сердцем беспокоили и наших далеких предков. А вот о снижении иммунитета, которое в первую очередь связывают с плохой экологией, вообще никто не помышлял.
Да и понятие "иммунитет" появилось через несколько веков. Стрессов в то время, конечно, было меньше, хотя царский врач дает советы о том, как преодолеть черную немощь, уныние, меланхолию, которые, наверное, появлялись не от хорошей жизни.
Лечение дарами вертограда
— И что же было в арсенале медицины того времени, чтобы побороть столь непростые недуги?
— На этот вопрос отчасти отвечает уже само название древней рукописи: "Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная от многих мудрецов, о различных врачевских вещах, ко здравию человеческому пристоящих". Вертоградом в старину называли сад. Что растет в саду? Это в первую очередь:
Поэтому лечебник содержит:
- описания лекарственных растений
- продуктов питания
- минералов
- советы по сохранению здоровья и гигиене.
— Многие считают, что в старину знания о лекарственных травах были более глубокими и целостными, что многие секреты нами утеряны?
— Отчасти это верно. Например, современные врачи советуют принимать полынную настойку, чтобы улучшить аппетит и активизировать пищеварение.
Николай Любчанин советует принимать полынный сок с медом или сахаром тем, кого "держит трясавица", то есть лихорадка. А чтобы улучшить состав крови, нужно сварить полынь в вине и принимать утром натощак.
Полынь годится и для того, чтобы устранить дурной запах изо рта — необходимо сварить ее в уксусе и использовать для полоскания.
Другой рецепт — для больных глаз и век:
сок полынный смешать с медом, "чтобы ни густо, ни жидко было, и тем помазуем веки, тогда светлость очам наводит". Если принимать это же лекарство внутрь, то, по мнению Николая Любчанина, оно способствует зачатию.
— Древнерусская медицина использовала те же травы, которые считаются целебными и сегодня?
— Не только. Не пренебрегали и обычными огородными растениями. Например, петрушку величали "петросильевой травой" и советовали употреблять ее свежей и сушеной при:
- мочекаменной болезни
- расстройствах менструального цикла
- для очистки печени и желудка.
Толченое семя петрушки прикладывали к "нечистоте телесной", чтобы кожа стала гладкой и красивой.
Есть и рецепт для любителей спиртного, желающих сохранить свою репутацию: "капуста варена с семенем капустным и в питии прията — никакой человек в тот день не напьется пьяным". Такой отвар также "сладостен сон наводит".
— Сегодня все в основном озабочены тем, чтобы снизить калорийность продуктов и не набрать лишнего веса. А что думали об этом в шестнадцатом веке?
— У наших предков этих проблем не было.
Полнота считалась достоинством, а не недостатком. Полный — значит, сытый, благополучный, богатый, а худой — синоним слова "бедный, малоимущий".
Поэтому те продукты, которые калорийны, питательны, были в особом почете. Николай Любчанин в главе о целебных свойствах сыра замечает, что этот продукт "тукость (тучность) наводит телу человеческому".
— Каждый продукт питания рассматривали не как часть рациона, а как средство, оказывающее определенное влияние на организм?
— Да, в каком-то смысле это и руководство по диетологии, содержащее немало полезных сведений. Вот, например, обычное молоко.
В старину употребляли для лечения молоко не только коровье, но и овечье, и козье, считая последнее особенно полезным оттого, что "молоко коровье и овечье естеством густо, а козье средне, ни густо, ни тонко".
Кроме того, козы едят горькие травы, поэтому козье молоко хорошо влияет на желудок. Согласитесь, совсем другой подход: более всеобъемлющий, более экологический, хотя слова "экология" в ту эпоху и не знали.
Нашлось место в лечебнике и коровьему маслу. Им нужно мазать больную поясницу, суставы, грудь при простуде и кашле — " тогда мокрость из груди выведет".
Детям, у которых режутся зубы, хорошо мазать топленым маслом десны.
Несколько глав книги посвящены мясу, ведь в старину не ограничивались говядиной — шло в ход:
- и козье мясо
- и баранина
- и оленина
- и медвежатина.
Не забывали и о "птицах, к лекарству угодных".
Любчанин советует есть мясо молодых кур, еще не несших яиц — это улучшает голос. Он считал, что куриные яйца полезнее есть слегка сваренные, поскольку "белок яичный холодит, а желток согревает".
Яйца — хорошее средство для преодоления импотенции, особенно если их есть с луком и репой. Современные диетологи могут с этим согласиться: в самом деле, яйца и лук относят к продуктам, повышающим сексуальность как мужчин, так и женщин.
Камни лечат
— В рукописи есть главы, посвященные лечебному действию драгоценных камней и металлов. Это только легенды или и в них есть рациональное зерно?
— Древние врачеватели неплохо разбирались в свойствах металлов и драгоценных камней, то есть им были известны и основы химии.
Например, Николай Любчанин совершенно справедливо пишет, что камень алмаз "в огне не сгорит и иными никакими вещми не может вредитися", а магнит "железо влечет к себе".
Но конечно, мы не можем читать без улыбки строки, где лекарь пишет, что магнит поможет мужу узнать, как к нему на самом деле относится его жена: нужно положить магнит ей под подушку, и если она верная, то тотчас во сне обнимет мужа, а если изменяет ему — мигом слетит с кровати, " как бы ее кто спихнул".
Николай Любчанин советовал принимать тертый жемчуг для:
- очистки крови
- укрепления сил
- от болезней зубов
Не этого ли пытаются добиться и сегодня, когда применяют с косметическими целями древнейшее китайское средство — жемчужины?
Не обходит вниманием современная медицина и золото, например, для лечения опухолей. И в старину прибегали к этому драгоценному металлу: "золото мелко терто и внутрь приято, прокажение из всего тела изгонит", писал лекарь Василия III.
— А чему мы могли бы поучиться у древнерусских врачевателей?
— Несмотря на глубокое знание медицины того времени, они никогда не забывали о том, что главный залог здоровья — душевная гармония человека.
В основе ее — внутренняя работа над собой, которая невозможна без помощи Божьей и примирения с людьми.
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Люди болели во все времена. Наши предки обладали знаниями, которые в определенных аспектах превосходили современную медицину или были наравне с ней. Но некоторые методы лечения были, мягко говоря, странными.
Уже в древности люди научились ставить зубные пломбы и изготавливать протезы. В Северной Италии группа археологов нашла при раскопках зуб человека с вылеченным кариесом. Возраст находки — около 14 тыс. лет.
Любопытно, что в древности во время родов женщина принимала не горизонтальную позу, как принято сегодня, а приседала или рожала стоя.
В Древней Индии умели перевернуть плод, если ребенок находился в неправильном положении, а в африканских племенах иногда знахари были способны сделать кесарево примитивными инструментами.
В Средние века акушерство развивалось плохо из-за влияния церкви. Древние знания были забыты. Часто женщины и дети гибли во время родов.
Наши предки со временем достигли успехов в хирургии, но что заменяло им современный наркоз? Тысячи лет назад в древней Месопотамии этим целям служил алкоголь или опиум.
В Египте для этого готовили экстракт из фруктов мандрагоры. В Индии и Китае в качестве анестезии при операции использовали ладан, каннабис и аконитум. Неизвестно, было ли эффективным такое обезболивание.
Во времена Гиппократа (460–370 год до н. э.) считалось, что эпилепсия вызвана божественной волей. Древний целитель был убежден, что эта болезнь возникает из-за ветра, холода и солнца. В Средние века считалось, что больные этим недугом одержимы демонами, и лечили несчастных молитвами и святой водой.
Лекари Античности и Средневековья лечили диабет физическими упражнениями и лекарственными травами, но это было малоэффективно, и пациенты умирали.
В Античности были задокументированы кожные заболевания вроде псориаза. Но их считали неизлечимыми. Поэтому в Средние века больным этим недугом вешали колокольчик, чтобы другие знали, что они приближаются.
На протяжении многих столетий кровопусканием лечили все болезни. Такой метод лечения был популярен в Индии и арабских странах, а первые письменные упоминания относятся к Древней Греции и Египту.
Как и чем лечились наши предки?
В древней Руси в селениях лечением занимались волхвы.
Вот например, что пишет об этих удивительных кудесниках и их уникальных способностях потомственный волхв О.Мамаев, который себя называет потомственным волхвом в книге "Путь к волхву":
"Само слово Волхв, вынужден огорчить ряд "исследователей", происходит не от "Велес" (или Волос), не от слова "вол" и не от слова "волосатый", хотя и о сути Влеса (Власа, Волоса, Велеса), надеюсь поговорим беседой отдельной. Волхв - от "волшба" (волшебство). Умеющий волшбу творить, т.е. делать то, что говоря современным языком, относится к чудесам, паранормальным способностям, развитым определенным системным тренингом по определенным традиционным методикам.
Говоря современными понятиями, волхв должен быть ученым-исследователем, сродни нынешним профессорам этнографии, истории, медицины, ветеринарии, естествознания, психологии, социологии и многих других, вместе взятых. Единая система обучения волховским искусствам управления - в первую очередь своим телом, психикой, разумом, развития паранормальных (магических) способностей именуется Ведарством или Живой.
Об объеме знаний, умений, навыков можно судить по известным современной исторической науке упоминаниям о некоторых волховских искусствах:
- Облакогонительство - умение воздействовать на погоду и стихии.
- Характерничество - умение, где-то сходное с объединенными современными социологией, психологией, психотерапией, экстрасенсорикой, гипновоздействиями.
- Мечетничество - более сложное иль высокое, чем характерничество, искусство, включающее умение воздействия на клеточном уровне, воздействие на ДНК и РНК, волновой резонанс и квантовые колебания.
- Наузничество (узольничество) - умение изготовлять наузы и обереги. Речь опять идет не о ширпотребных сувенирах современности, а об истинно действующих вещах.
- Кощунничество - знание кощун-сказов, легенд, Устоев своего племени, Веры. Можно провести какую-то аналогию с северными скальдами. Также невозможно это искусство без навыков педагогики, психологии и многого другого.
- Зелейничество - знание и умение приготовления целительных зелий, само собой подразумевающее знания о свойствах растений, минералов, животного сырья, сроках сбора и т.д. Согласитесь, без знаний, относящихся к современной ботанике, зоологии, химии, ритмологии, анатомии, физиологии, гигиене, медицине, обойтись в этом искусстве достаточно сложно.
- Кобничество - сие искусство иногда ряд исследователей-этнографов считают гаданием по полету птиц, на самом деле оно представляет собой умение разбираться в знаках, приметах, которые показывает окружающая природа. Это умение, в том числе по поведению птиц, насекомых предсказывать изменения погоды, урожай иль неурожай определенных культур и многое другое.
Разумеется большинство волхвов специализировались в каких-то искусствах в той или иной степени, исходя из своих индивидуальных особенностей, интересов, пристрастий, но знание основ перечисленных выше искусств и умений костоправства, лажения, как и прочего целительства, знание Поконов Сварги, владение своим телом и самокоррекцией организма, следование Роте - является присущим всем без исключения волхвам".
1. Покон соответствия и разумности: "Человече может жить лишь меж двух границ природы, ибо как сильный жар, так и великий холод действуют разрушающе на жизнь. Тако же и пищу человече принимает от природы лишь ту, что растет али живет с ним рядом".
2. Покон Воздуха: "Дыхание - одно из самых важных свойств нашего организма. Оно должно быть естественным, а не насильственным".
3. Покон Воды: "Жизнь невозможна без воды. Все организмы состоят в основном из воды. Для сохранения крови в хорошем состоянии нам надобна вода, особливо содержащаяся во фруктах и овощах, пронизанных Силой Солнца".
4. Покон Солнца: "Жизнь человеческая невозможна без Солнца. Сила его надобна для оживления воздуха, воды и земли".
5. Покон деятельности: "Дабы быть во здравии, человече должен быть деятельным. Движение - одна из величайших сущностей Жизни. Когда ваш Ум не упражняется, не работает, не тренирован - вы тупеете. То же и с телом происходит, когда отдыхает оно".
6. Покон мысли и Силы: "Степень совершенства организма зависит от степени развития его Ума. Мысль - источник знаний, Силы, Гармонии и Совершенства. Овладеть ей может только развитый Ум".
7. Покон Гармонии: "Слабое, недоразвитое - уродливо во всех проявлениях. Тако же уродливы развитые, но не гармоничные.
И Мир, и человече существуют на основе Покона Сварги: "Все части Рода (Вселенной) должны находиться в гармонии друг с другом и природой, иначе они погибают". Изгои не только не гармонируют со Вселенной, но входят и во внутреннее противоречие с самими собой. Они ломают законы природы, потворствуя своим желаниям. А отсутствие гармонии и есть то, что называют болезнью".
Другой термин, вызвавший у меня интерес это - "следование Роте". Оказывается, термин "Рота" у древних славян означал "клятва", "присяга" . Видимо, в данном случае речь идет о некоем "Кодексе Волхвов", регламетирующем их деятельность, т.е. что-то подобное "клятве Гиппократа" у врачей. Почему же мы о нем никогда не слышали?
Но ведь, это, как раз, и неудивительно. Только ставший врачом, дает "клятву Гиппократа", а это значит, что узнать "Кодекс Волхвов" может только тот, кто сам стал волхвом. Лично мне кажется, что это тоже какая-то клятва, которую дает волхв при посвящении. И именно эта клятва являлась с древнейших времен как бы аналогом "лицензии" на волховскую деятельность. Но, может быть, конечно, я и ошибаюсь.
Думаю, что в ближайшие годы нам будет открываться все больше знаний об этих удивительных людях - древнерусских волшебниках и их современных преемниках, сохранивших наследие древних традиций и знаний. И тогда мы сможем получить ответы на многие свои вопросы."
Знания, которые основывались на практическом опыте и магических ритуалах, передавали из поколения в поколение, записывали в лечебники и травники.
О народной лечебной практике историки узнают из древних лечебников, травников, сказаний и житий святых. В них описаны разные методы врачевания: лекари исцеляли язвы и болезни кожи, извлекали стрелы, проводили простые операции.
Эпидемия от отравленной росы и сердечная боль в желудке
Как Сатана и Бог болезни выпускали
Добрая аптека убавит века
Лекари-профессионалы появились, в основном, из среды волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов - этому способствовали природная наблюдательность, желание найти разгадку явлений природы, тайн человеческого организма.
Уважением к естествоведческим познаниям волхвов проникнуты многие ранние летописи.
Волхвы были знатоками "зелий, т.е. лекарственных растений. Волхвы успешно выступали в роли детских врачей, оказывали помощь женщинам при бесплодии, их приглашали в дома к больным, страдавшим заразными болезнями, к раненым и "язвенным больным.
В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий "волхв, "врачь, "лечець, "зелейник, "чародей. По древнерусскому представлению, волшебство - это высокое искусство, мастерство ("влъшебная хытрость), а волхв - есть "премудр, человек с большим опытом и знаниями.
Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, древнерусская литература присваивала им эпитеты "мудрых, "хитроков, "филозофов.
Медицина в Новгороде как пример медицины на Руси
Новгород по своей санитарной культуре и благоустройству стоял на первом месте среди крупнейших городов Северной Европы. Здесь раньше, чем в Париже и Лондоне на площадях и улицах появились деревянные мостовые, действовала разветвленная подземная дренажная сеть деревянных труб.
Новгородцы прежде киевлян (в конце IX - начале X вв.) приступили к строительству деревянных изб.
Баня в Древней Руси была распространена гораздо шире, чем в любой европейской стране. Новгородские врачеватели хорошо понимали целебную силу бань.
Мыло в ту пору ввозилось из-за границы и было доступно Красивая и удобная одежда - не только проявление вкусов и моды различных эпох, но и своеобразный индикатор санитарной культуры населения. Новгородцы в XI - XIII вв. одевались в одежду, хорошо сохраняющую тепло, и надежно предохраняющую кожу от механических повреждений, пыли, грязи, укусов насекомых, не сковывающую движения.
Для стирки одежды и мытья тела новгородцы использовали легкомылящиеся почвы, минералы, имевшие в своем составе жир и золу. Белье кипятили в бочках с зольной водой.
Новгородцы были сильными людьми. Физический труд, простая, здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию микроорганизмов.
Но жестокий бич голода, эпидемии уносили многие жизни. С середины XII до начала XVIII в. чума, оспа, сибирская язва, тиф - 17 раз становились причиной опустошительных эпидемий для Новгорода. Все, кто был способен, бежали из города, оставляя его на попечение светских и монастырских лекарей.
С постоянным риском для жизни они обходили дворы и улицы. Кормили больных, передавая им пищу через пламя костра. Отвозили умерших на дальние кладбища.
Первые больницы основывались, в основном, в монастырях. Деревянные здания больниц располагались обычно внутри четырехугольного пространства, образованного монастырскими стенами. В больших монастырях наряду с больницами строили бани и "свитошные (прачечные).
Начиная с XV в. очаги с дырой в потолке вместо дымохода выместили печи, на смену которым со временем пришла система внутристенных труб с циркулирующим по ним горячим воздухом. Окна закрывали пластины слюды. Больные спали на деревянных нарах. Вместо матрацев использовались сухой мох, солома, камыш.
Широкое использование лекарств растительного и животного происхождения дополнялось приемами из арсенала хирургического искусства.
Почетом в древнем Новгороде были окружены "резальники (хирурги). Используя экстракт красавки и настойку опия, они проводили довольно сложные операции по ампутации конечностей, трепанации черепа, чревосечению.
В некоторых летописях можно найти описание врачебных действий. Так, если судить по "Изборникам Святослава" (1073, 1076), то врач должен был, прежде всего, быть резалником (хирургом - М.М.), умеющим разрезать ткани, ампутировать конечности, производить лечебные прижигания раскаленным железом, т. е. упот¬ребляющим металл: "Железо не весть, что делает, но врач весть действо железное". В других летописях привлекают внимание своеобразные иллюстрации на медицинские темы. Так, "Лицевой летописный свод", охватывающий период от "сотво¬рения мира" до 1567 года, содержит рисунки древнерусских протезов, называвшихся "древяница" или "тояги". Они предназначались для людей с ампутированными конечностями. Костыли, тоже деревянные, иногда со сложными приспособлениями, употреблялись для опоры плеча, колена. В "Своде" была даже миниатюра, иллюстрирующая процесс изготовления в кузнице железного крепления на костыль.
Медицинские сведения в древнерусских летописях были чаще всего связаны с болезнями сильных мира сего. Так, в "Повести временных лет (1044) говорится о постоянной повязке на темя по поводу врожденной мозговой грыжи, сделанной князю Всеславу. В Ипатьевской летописи (1289) содержится документальное и красочное описание болезни князя Владимира Васильевича Волынского, благодаря которому современный медик может распознать заболевание, о котором идет речь: скорее всего, это был рак нижней губы. К сожалению, Ипатьевская летопись не сообщает, как лечили князя - может быть, еще и потому, что исход лечения оказался фатальным.
Гораздо подробнее и квалифицированнее освещает летописец болезнь Василия III (отца Ивана Грозного), приводит почти клиническое описание хода заболевания, которое было, по всей вероятности, гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит).
Запечатленные в летописях своеобразные "истории болезни руcских князей свидетельствуют об использовании и различных хирургических методов лечения Так, в Никоновской летописи описано, как в "лето 69491441 г.) долго болевшему князю Дмитрий Юрьевичу Красному во время причащения оказал квалифицированную медицинскую помощь его духовник врач-монах отец Осия: при сильном кровотечении он успешно использовал метод тампонады.
Древнерусские историки сообщали об использовании метода прижиганий (с помощью горящего трута). По свидетельству Никоновской летописи, в "лето 6970страдавшего "сухотной болезнью", был применен общепринятый тогда метод лечения - прижигания. К сожалению, примененный метод не помог.
Одно из немногих известных имен - легендарная Евпраксия (1108-1180), внучка Владимира Мономаха, дочь князя Мстислава. В 1122 году ее выдали замуж за сына императора Византии Алексея Комнена и при короновании назвали Зоей. В Византии она изучила греческий язык и "много занималась в излюбленной ею области врачевания, быть может перечитала доступные ей медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.) и в результате сама написала руководство по медицине.
Это руководство - один из древнейших русских лечебников "Мази ("Алимма): единственный уцелевший экземпляр этого руководства хранился во Флоренции, в библиотеке Лоренцо Медичи. В конце XIX века российский историк Х.М.Лопарев обнаружил во Флоренции этот труд и приобрел копию греческой рукописи "Алимма. В рукописи, состоявшей из пяти частей, были приведены в определенную систему различные разрозненные медицинские сведения, в частности, описаны "наружные болезни" и приведены рецепты различных лекарств, рекомендовавшихся при заболеваниях кожи и зубов, рассказывалось о болезнях сердца и желудка. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи были приведены всевозможные мази, почему, вероятно, и весь труд получил название "Алимма". Этот труд, обобщивший ряд медицинских наблюдений того времени и приписываемый Зое, был, очевидно, знаком и использовался лечцами Древней Руси. Каково было "врачебное сословие" Древней Руси?
В существовавших тогда монастырских и церковных больницах работали образованные врачи-монахи, профессионалы своего дела. Конечно, основным занятием ученых-монахов, представлявших тогда очень тонкий слой носителей интеллектуальной культуры, было, скорее всего, не исцеление болящих или изучение и переписка античной литературы, а богословие, поглощавшее главные интеллектуальные устремления духовного сословия. Но все-таки, как свидетельствуют исторические источники, немало было среди них и т.наз.монастырских врачей.
Помимо образованных (в той или иной мере) врачей-монахов, пользовавших своих пациентов в монастырях, в средневековой России действовали многочисленные мирские врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей. Среди них преобладали специалисты "терапевтического профиля - камчужные (по лечению ломоты, в современном понимании - ревматизма), очные (они занимались лечением болезней глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил отпорчи (предки современных психоневрологов) и др.
О том, что в средневековой России лечение у хирурга было обычным делом, можно говорить вполне определенно. эти методы использовались в практике. Медицинская, в т.ч. хирургическая, помощь простому народу, в частности лечение ран, в какой-то мере обеспечивалась законодательно
Были в числе мирских врачей и лечцы "хирургического профиля - резалники: среди них различались костоправы ("травматологи), камнесечцы (специалисты по лечению болезней мочевого пузыря), кильные мастера (занимались лечением килы, т.е. грыжи), чечуйные (лечили геморрой). Позднее, в ХУ-ХУ1 веках, в свидетельствах современников упоминаются также алхимисты, "лекари польской породы, ученики общелекарские и др.
Правда, об их делах, об их практике, об их методах лечения в древнерусских летописях говорится до крайности мало. Вероятно, причин этого было несколько, например, неосведомленность летописцев в медицине; но основной причиной, может быть, было изначально скептическое отношение церкви к этим лечцам, которые, наряду с методами античной и народной медицины, применяли и сурово преследовавшиеся православием способы волхования, пришедшие еще из языческих времен. Нельзя исключить, впрочем, и элемент своеобразной конкуренции с врачами-монахами, с монастырской медициной.
Фармакология на Руси
Так, заболевание, которое современные медики называют цингой, наши древние коллеги побеждали настоем шиповника, чесноком, луком. Кстати, лук считался уни¬версальным средством, о нем даже сложили поговорку: "Лук от семи недуг". Деготь выручал от кожных болез¬ней, морковь — от малокровия, семенами тыквы изгоняли глистов. Есть мнение, что существовал даже сложный отвар, в состав которого входила ртуть: его применяли при "прилипчивы" (венерических) заболеваниях. Применение некоторых лечебных средств должно было сопровождаться заговорами. С конца XVII века в лечебниках встречается чрезвхычайно много "врачебных" молитв и знахарских заговоров, заимствованных частью из народной эпической старины, частью из книг апокрифических: все эти молитвы и заговоры были, конечно же, своеобразными психотерапевтическими лекарствами и порой помогали больным.
Териак - ссылка на эту панацею от всех бед есть у каждого врача, оставившего след в истории, начиная от Галена, кончая Авиценной, и далее - вплоть до новейших времен. Териак включен и в арсенал тибетской медицины и шире -медицины всего Востока.
Историки и врачи пытаются в древних источниках информации найти рецепт этого снадобья, но пока безуспешно. А ведь интересно было бы узнать о нем подробнее и, быть может, (почему бы и нет?) возродить его к жизни. Есть подозрение, что териак и поныне в арсенале безотказных средств народной медицины.
В произведении "Вертоград" (1534г.) можно найти более ста названий веществ и лекарств, которыми торговала Русь. Так, лекари использовали мышьяк для лечения болезней кожи, которые сопровождаются разрастанием рогового слоя. Для лечения кожных болезней применяли также киноварь и ртуть. С помощью этих средств избавлялись от таких паразитов, как вши и блохи.
На Руси были известны и побочные эффекты применения ртути - стоматиты, а также способы их предупреждения. Древнерусские целители использовали и минералы для лечения болезней.
Лазурит использовался в качестве слабительного и для лечения перемежающейся лихорадки.
Алмаз применялся для смазывания краёв гнойных ран и язв, а также для лечения дёсен при цинге.
Применение агата упоминается ещё в "Изборнике Святослава". Из него в Древней Руси изготовляли сосуды для перевозки и хранения лекарств. Уже в те времена агат считался лекарственным средством. Его применяли в виде присыпки или мази при укушенных ранах. В лечебнике описана разновидность агата - оникс, который применялся для изготовления инструментов для кровопускания. На Руси высокор ценился аметист. Его применяли в качестве противоядия при алкогольных отравлениях.
В Древней Руси был широко распространён способ лечения болезней с помощью определённых органов, желчи, животных соков, птичьих яиц, вытяжек из тел насекомых. Сырьё для таких лекарств добывали и на Руси, и привозили из других стран. Много сырья привозилось из восточных стран.
Самым популярным средством при любых расстройствах желудка считался "камень безоар", который находили в кишечнике многих животных. Есть ещё одно средство животного происхождения, применявшееся на Руси, - секрет железы кабарги - источник мускуса. Его применяли при болезнях сердца, а также при болезнях эпилепсии, душевнобольных с депрессией, лечили им и запои.
Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые "оттирки - панты пятнистых оленей. На Руси пантовые "оттирки назначались при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, при параличах Больные пили их с вином и водой при сердечных болезнях.
Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: "любка, "зелие милое, "дар небес и так далее.
Но основное место в древнерусской медицине занимали лекарства растительного происхождения. В настоящее время они более изучены, и многие из них успешно применяются современными врачами. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и ревматические болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе на ночь.
Популярны были также мускатный орех, мускатный цвет, которые привозили из Индии. Они применялись как мочегонное средство и для возбуждения хронических больных.
В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др. В "Киево-Печерском патерике (16 в.) упоминаются сенна и ревень, которые употреблялись в качестве слабительных средств.
Однако непросто было сохранить лечебники и травники. Держать их у себя дома было небезопасно. На такого человека могли написать донос, судить, всё имущество забрать в казну, а человека сослать в какой-нибудь отдалённый монастырь. И таких случаев на Руси было немало.
Несмотря на это, лечебники и травники продолжали тайно хранить во многих домах, благодаря чему мы и имеем представление о многих элементах народной медицины Древней Руси.
В лечебниках русской медицины большое значение приобретают растения. Заготовка лекарственных растений выходит на первое место путем введения натуральной повинности, а также благодаря экспедициям травников аптекарского приказа. Особый "авторитет имело все семейство луковых, а в особенности чеснок и лук. В старинных травниках отмечалась их способность стимулировать регенерацию кожи при ожогах, ушибах, ранениях.
Хирургия Руси
В рукописных лечебниках раны различались "стреляные, "сеченые и "колотые, причем особое внимание обращалось не на "свежие раны, а на часто встречавшиеся осложнения - "старые, долго не заживавшие раны. Преобладали консервативные методы лечения, с использованием различных мазей. Для перевязки использовались или высушенные мицелии гриба, "губы дождевки, или "древесный мох, собранный преимущественно "с дерев благовонных: этот мох считался, кроме того, хорошим гемостатиком, Раны и язвы орошали разными целебными жидкостями. Использовали примочки и промывания. Применяли присыпки, окуривание ран дымом. Глубокие раны ("фистилы) подвергали спринцеванию. В большом ходу были "леваши - пластыри, а также непосредственное прикладывание к ранам различных частей свежих целебных растений. Вообще растительные лекарства, вместе с веществами химической природы (минералами, солями тяжелых металлов, некоторыми сложными органическими веществами), составляли тогда (да и потом тоже) основной арсенал использовавшихся средств лечения.
Так называемая "массовая хирургическая помощь в средневековой России тогда не намного отличалась от таковой в странах Европы. Например, ампутации конечностей ("оттирания), о которых в летописях упоминалось "попутно, мимоходом, - эти сложнейшие по тем временам операции хотя и нечасто, но все-таки производились русскими резалниками, об этом сохранились исторические свидетельства. Раз делали средневековые лечцы "сшивание ран - значит, использовали они и соответствующие инструменты и приспособления (иглы, нити и пр.). Операции производили "на лавке лекарской (операционном столе). Для транспортировки раненых с переломами конечностей и их лечения применяли шины из различных подручных предметов - об этом тоже упоминалось в летописях. Не было, правда, у нас тогда профессоров хирургии - так и в Западной Европе, несмотря на многовековое существование университетов, они насчитывались буквально единицами. Не было и "братств хирургов - только потому, что разделение медицины и хирургии было неведомо в России ни тогда, ни потом.
Чем не болели наши предки?
А ведь и в те времена был грипп, да только называли его как-то иначе. А вот как - неизвестно.
Обозначение болезней и симптомов преимущественно через славянскую лексику свидетельствует об очень древней основе частной патологии. Из внутренних болезней отмечены: златяница (желтуха), камчюг (артриты), усови (плеврит), вдушь (астма). К нервно - душевным относились точение пены, или падучая немочь (эпилепсия), расслабление (параличи). Прокажением именовали болезни типа волчанки, лепры и другие кожные невзгоды.
Из инфекционных хорошо знали сухотку (чахотку), огневую (сыпной тиф). Трясця (малярия) описана в форме вседневной, черездневной и "квартано" (четырехдневной). К группе гибельных моров причислялись утроба кровавая (дизентерия), чума легочная, мозолие (бубонная чума), возуглие, или прищ горющ (сибирская язва), жаба горляная и многие другие.
Читайте также: