Откуда взялся вирус в войне миров z
“Война миров Z” это классический голливудский долгострой, который будто бы специально создавался по канонам классических сюжетов Фабрики грез. Многообещающее начало сменилось тяжелыми съемками, пересъемками, переносом премьеры, неприятными слухами о качестве получившегося материала. Все это привело к тому что в какой-то момент многие уже списали проект со счетов. И вот наконец, если судить по первым цифрам кассовых сборов и разговорам о сиквеле, создатели получили свой стандартный голливудский хэппи-энд.
Первоначальная версия сценария была намного ближе к книге Макса Брукса и представляла собой нечто вроде политического триллера в мире пережившим эпидемию зомби. Сценарий на мой взгляд был вполне неплохим – про него достаточно подробно писалось в этой статье. Отмечу лишь, что его основным недостатком было отсутствие фактора опасности для главного героя и тот факт, что сюжет обыгрывал лишь первую половину книги, где рассказывалась как эпидемия поразила весь мир, но не вторую, где рассказывалось про то, как же живым удалось победить мертвых.
На мой взгляд, оба этих недостатка были вполне устранимы, но вместо этого продюсеры решили начать с нуля и наняли Мэтью Майкла Карнахана написать новый сценарий. С его рукописью фильм получил добро на съемки, и с ней же создатели испытали немыслимое количество проблем, венцом которых стал полный отказ от последней трети фильма, найм для написания новой концовки Дрю Годдарда, Дэймона Линделофа и Кристофера Маккуори и 7-недельные пересъемки.
И вот, после всех этих перипетий картина наконец добрался до больших экранов. Можно наверно по разному относится к творению Марка Фостера (рейтинг PG-13, то что лента не имеет к книге практически никакого отношения) - но честное слово, по сравнению с тем, каким фильм задумывался изначально, результат получившийся после пересъемок можно назвать шедевром.
Чтобы все могли в этом убедиться, я расскажу о том, какой изначально была последняя треть фильма, где Джерри попадал в Москву. Спойлеров можно не бояться – ибо все из этого было в итоге вырезано.
Итак, первые две трети ленты примерно соответствуют сценарию Карнахана, хотя создателям хватило ума при пересъемках изменить пару элементов. Например, по сценарию Джерри вызывался лететь в Корею абсолютно добровольно, и при этом всем было в сущности плевать на миссию вирусолога (им дали только самолет и один автомат). Зачем его герой отправлялся в Израиль тоже было абсолютно непонятно – объяснение из фильма может показаться натянутым, но поверьте, в сценарии не было даже такого.
Линия водораздела между оригинальным материалом и переснятым проходит в сцене, где Джерри и израильтянка Сеген, добираются до аэропорта в Иерусалиме. В фильме они садятся на рейс некой "Belarus airways" и улетают в Уэльс. По сценарию же герои садились на рейс Аэрофлота и в итоге попадали in Russia.
Думаю, не стоит объяснять что в России все как обычно очень плохо. Spetsnaz сгоняет всех людей с прибывающих самолетов, грабит, после чего из АК-47 расстреливает всех слабых и пожилых репатриантов. Красивых девушек отбирают и насилуют, а остальных (включая Джерри) сгоняют в московское метро с задачей вручную толкать вагоны и очищать подземелья от зомби.
За несколько месяцев проведенных под землей, Джерри мужает, обрастает бородой, становится лучшим истребителем зомби в Москве и собирает вооруженный пиками и самодельными щитами отряд с которым пробивается до Красной площади. Там понятное дело творится полный ад. С четырех сторон площадь атакуют зомби, от которых словно 300 спартанцев отбиваются ряды простых москвичей, которые поделены по религиозному признаку на 4 отряда (иудеи, мусульмане, христиане и атеисты), каждый из которых обороняет свою сторону “квадрата”.
Командует всем этим воинством какой-то дедуля в генеральских погонах. Время от времени участники битвы делают перерыв, пьют водку после чего возвращаются в строй. На вопрос Джерри, почему никого не пытаются спасти путем отрубания укушенной конечности, следует классический ответ - “Это Россия!”.
Оружие есть только у военных (которые понятное дело вместо сражений предпочитают мародерствовать и убегать с поля боя) и пары снайперов которые вместо того чтобы стрелять по зомби, отстреливают всех укушенных и просто подозрительных лиц. Они кстати чуть было не убивают Джерри, но в последний миг снайпер сидящий в башне храма Василия Блаженного разглядывает в оптический прицел на руке Джерри кольцо выпускника военной академии Вест-Пойнт (это то колечко, которое Джерри дал спецназовец из Кореи) и решает повременить.
В разгар эпической рукопашной битвы Джерри внезапно осознает то, что никто из остальных людей в Москве не понял за все эти месяцы - оказывается, на морозе зомби двигаются намного медленнее чем на жаре – и если затушить все костры, то с помощью Великой русской зимы (Джерри даже толкает пламенную речь на Красной площади, упоминая шведов, Наполеона и немецкую армию), vodka, какой-то матери и большого количества вооруженного пиками простого люда можно будет победить зомби.
Разумеется, так и происходит. Джерри становится русским героем, и наконец получает возможность позвонить жене по спутниковому телефону. Как выясняется, дела у его близких идут не очень хорошо – сразу же после его отлета военные сплавили авианосец и всю военную технику кубинцам, которые выслали всех беженцев в лагерь для интернированных. У дочки после пережитого началось нервное расстройство, из-за которого она пытается подражать повадкам зомби. Тьерри пытался помешать выселению его семьи и получил прикладом по голове, что в итоге привело к его смерти. Но что еще хуже, безымянный десантник спасший Джерри в начале фильма, воспылал необъяснимой страстью к его жене и склонил ее к сожительству с собой.
Взбешенный Джерри решает вернуться домой и навести там порядок. Вместе со своим войском он добирается до Владивостока, после чего собирает флотилию судов, переплывает океан, высаживается в Орегоне и начинает битву за освобождение Америки. Конец.
После прочтения этого сценария, лично у меня возник всего один вопрос – как этому дали зеленый свет? Ладно, продюсерам конечно же было плевать на все эти штампы, хотя накал идиотизма в финальной трети временами достигает такой силы, что я не представляю как можно было игнорировать это.
Но помимо этого, сценарий не мог предложить абсолютно никакой мотивации для героя и его перемещений по миру, не имел никаких персонажей которым хотелось бы хоть немного сопереживать, а его диалоги были будто бы собраны по кусочкам из совсем других сюжетов.
Конечно, можно порадоваться тому, что все это вырезали, пересняли и теперь если нам и суждено увидеть эти сцены, то только в качестве допов на blu-ray. Но все таки, неужели нельзя было сделать нужные выводы сразу, без траты лишних 50 миллионов долларов и переносов премьеры? Каждый раз, когда я думаю что Голливуд уже ничем не может удивить или шокировать, Фабрика грез умудряется переплюнуть саму себя и преподнести новый сюрприз. И случай с “Мировой войной Z” является отличным тому подтверждением.
Сам фильм начали снимать в августе 2011 года. В октябре съемочная группа приехала в Будапешт, который должен был в очередной раз изобразить Москву.
Но 10 октября и без того испытывающий серьезные сложности проект столкнулся с неожиданной, но весьма серьезной проблемой - венгерская полиция нагрянула с инспекцией на съемочную площадку фильма и обнаружила там 85 единиц боевого оружия. Началось судебное разбирательство, на время которого все съемки были приостановлены. В итоге, полиции так и не удалось найти виновного в ввозе боевого оружия в страну и в феврале 2012 года дело было закрыто.
Вполне вероятно, что эта пауза сыграла ключевую роль в судьбе проекта. Продюсеры внимательно отсмотрели отснятый материал и вместо того, чтобы вернуть съемочную группу в Будапешт и доснять до конца финал, они пошли на беспрецедентное решение отказаться от российского сегмента и полностью переснять финальную треть.
Но естественно, что такой большой вырезанный кусок, над которым работало очень много людей, не мог не оставить каких-то следов – несколько можно найти в самом фильме в финальной нарезке новостей, а сейчас, когда с момента выхода фильма прошел уже почти месяц, в сеть стали просачиваться и другие детали. Так, в сети уже появились раскадровки и концепт-арты первоначального российского финала.
Красная площадь. Зима. Снайперы. Мне кажется, или среди этой кучи танков есть Т-34?
Война миров Z В оригинале:World War Z | |
Показан | 20 июня 2013 года |
Бюджет | 190 000 000 $ |
Сборы | 540 007 876 $ |
Длительность | 96 мин |
Сценарий | Макс Брукс,Деймон Линделоф,Дж. Майкл Стражински |
Режиссёр | Марк Форстер |
В ролях: | |
Брэд Питт — Джеральд Лэйн Мирей Инос — Карин Лэйн | |
Также снимались: | |
Эбигейл Харгроув - Рейчел Лэйн Стерлинг Джеринс - Констанция Лэйн Даниэлла Кертес - Сеген Фана Мокоэна - Тьерри Умутони | |
Галерея фильма |
20 июня 2013 года фильм был показан в Москве как фильм открытия 35-го Московского международного кинофестиваля. Прокат начался 21 июня 2013 года. Рейтинг MPAA — PG-13, в России — 12+. Существует также расширенная (UNRATED) версия фильма, где добавлено много небольших, иногда жестоких кадров с заражёнными.
Сюжет Править
Бывший следователь ООН Джеральд Лейн со своей семьёй обычным утром дома не обращает внимания на телерепортаж о введении где-то военного положения и о каких-то новостях из Филадельфии, где они живут, ипандемия бешенства настигает их в автомобильной пробке. Чудом они уезжают на туристическом фургоне. Джерри замечает, что укушенные за 12 секунд сами превращаются в зомби, наделённых обычной человеческой силой и быстротой, но при этом безмерной агрессивностью. В Ньюарке машину у них угоняют, пока они грабят супермаркет, отстреливаясь от бандитов. Им удаётся переночевать в квартире семьи латино-американскихэмигрантов, случайно встреченных в многоэтажном доме.
Заместитель ген. секретаря ООН Тьерри Уматони посылает вертолёт за своим товарищем Джерри Лейном. После прибытия Тьерри говорит, что авиалинии были идеальным средством доставки зомби по всей планете, однако Джерри не запоминает этого. Командир корабля, на котором они укрылись вместе с уцелевшим сыном эмигрантов, предлагает ему войти в состав команды расследования причин эпидемии, чтобы Джерри с семьей не отправили обратно на берег (как в последствии выясняется в лагерь беженцев).
Джерри отправляется с командой на базу США в Южной Корее, так как именно оттуда до пандемии американцам пришло первое сообщение о зомби, на которое никто не обратил внимания. Гарнизон базы осаждён полчищами зомби. При высадке погибает почти вся команда в том числе случайно — молодойвирусолог Эндрю Фасбах. Военные сообщают Джерри о полностью подавленой несколько недель назад вспышке заболевания на базе. Их заражённые умирали гораздо дольше 9 секунд. Их нулевым (стартовым) пациентом был солдат, который отсутствовал целую неделю и мог заразиться от кого угодно. На базе находится полусумасшедший бывший оперативник ЦРУ Гюнтер Хаффнер, арестованный за продажу оружияСеверной Корее. Он рассказывает, как северокорейцы избежали пандемии, проведя за 24 часа массовое удаление зубов у всего населения (чему Джерри не верит), и что Израиль за несколько дней до пандемии закончил строить гигантскую стену вокруг Иерусалима.
Джерри вспоминает слова погибшего вирусолога и случаи, когда зомби не трогали некоторых людей, и предполагает, что они были заражены, но какой-то другой смертельной инфекцией, а зомби для передачи инфекции выбирают только здоровых людей. По просьбе Джерри Терри находит исследовательский центр ВОЗ в Кардиффе и просит пилотов лететь туда. Тем временем стюардесса по не знанию освобождает кем-то запертого в туалете самолёта зомби, и укушенные им пассажиры начинают атаковать незаражённых. Женщина-лейтенант ЦАХАЛа по прозвищу Сеген (буквально старший лейтенант) стреляет из пистолета по наступающим зомби, Джерри, пытаясь спасти себя и девушку-лейтенанта от надвигающейся угрозы, взрывает гранату прямо на борту. Разгерметизация вытягивает зомби наружу. Одного из них затягивает в одну из двух турбин самолёта, и двигатель ломается. Самолёт терпит крушение близ Кардиффа.
В конце фильма показывают кадры из разных точек планеты, которые показывают, что война продолжается. Русские, вооружённые подручным оружием, уничтожают зомби в битве за Москву, немецкие ополченцы научились натравливать собак на заражённых, а венгерские огнемётчики сжигают орды живых мертвецов, стоя на крыше многоэтажного дома.
Съёмки Править
В августе 2011 года Брайан Крэнстон появился в проекте для того, чтобы сыграть небольшую, но очень яркую роль, однако впоследствии был вынужден отказаться от неё. Кроме того, в августе были выбраны подходящие дороги для съёмок в Шотландии, решение было продиктовано протяжённостью дороги. Несколько дней спустя Paramount объявила о том, что фильм выйдет в прокат 21 декабря 2012 года. В августе же съёмки фильма вновь начались в Глазго, место было выбрано из-за схожести местной архитектуры, застройки района и дорог с Пенсильванией. Съёмки проходили на центральном вокзале Глазго. В октябре 2011 года Дэвид Морс был приглашён, чтобы сыграть узника заброшенной тюрьмы.
Съёмки в Будапеште начались 10 октября 2011 года. На следующий день венгерская полиция ворвалась на склад съёмочной группы и изъяла часть вооружения, которое предполагалось использовать на съёмках, среди него: 85 штурмовых винтовок, снайперские винтовки, пистолеты. По документам всё оружие являлось муляжами, но при проверке оказалось боевым; разумеется, у съёмочной группы не было документов на ввоз огнестрельного оружия в страну. 10 февраля 2012 года следствие по делу было прекращено, так как не было понятно, кому предъявлять обвинения.
После съёмок в России, в марте 2012 года премьеру сместили на июнь 2013-го. В мае 2012 года появилось сообщение о том, что в Будапеште пройдут финальные съёмки продолжительностью в семь недель. В следующем месяце сценарист Деймон Линделоф был нанят для того, чтобы переписать третий акт кинофильма для съёмок в сентябре — октябре 2012 года. По изначальному сценарию и книге пандемия должна была начаться в Китае, однако впоследствии студия Paramount вынуждена была изменить сюжетный ход, чтобы угодить цензорам страны, в которой проживают более миллиарда потенциальных зрителей. В результате фильм в Китае всё равно запретили, в первом ролике чёрной дырой была названа Россия, а в российской прокатной версии (после удаления из всех версий фильма непринятой фокус-группами российской концовки) первые заболевшие были из Индии, тоже миллиардной, но более бедной, чем Китай и Россия.
Вместе с появлением в Китае нового типа коронавируса CoViD-19 и распространением его по миру с той же скоростью стали возникать и расходиться конспирологические версии о том, что на самом деле болезнь не так страшна, а гораздо страшнее — нагнетаемая паника. Якобы с помощью неё что-то пытаются от нас скрыть. Собрали для вас несколько версий — что именно.
Сама ситуация со вспышкой эпидемии коронавируса в Китае всё больше напоминает голливудский фильм-катастрофу. Вспыхнув накануне наступления Нового года по григорианскому календарю, мутировавший вирус уже убил пять тысяч человек, парализовал экономику всего мира, отменил сотни важных мероприятий, улицы многих городов опустели, люди поддаются панике и пытаются любыми средствами защититься от заболевания. А тем временем.
"Пытаются протащить поправки в конституцию"
Это одна из главных версий, которая обсуждается в основном на просторах Сети. Люди записывают видео, боты раскидывают комментарии к новостям: мол, "кровавый режим настолько хитёр и жесток, что заразил целый мир, лишь бы удержать власть". По мнению таких диванных конспирологов, от процесса обсуждения и принятия поправок в Конституцию России власти пытаются отвлечь всеми силами, что чуть ли не сами придумали этот коронавирус. Более того, запрет в Москве на проведение массовых мероприятий численностью свыше 5000 человек и 1000 человек в Петербурге якобы ввели не для того, чтобы коронавирус не распространился, а чтобы люди протестовать не вышли.
Правда, в погоне за хайпом и лайками некоторые не учли, что при таком раскладе, если бы вовремя не были приняты меры, то и само голосование могло бы быть под угрозой. Да и насколько нужно быть всесильным, чтобы целый мир ради этого заразить.
Грядёт третья мировая
Такую гипотезу стали высказывать почти сразу после появления вируса. Представитель Народно-освободительной армии Китая, полковник Дай Ху заявил, что спецслужбы США ещё в 2003 году запустили к ним вирус H7N0. Америка тогда воевала с Ираком и боялась, что Китай воспользуется этим в своих целях. И вот для того, чтобы отвлечь китайское руководство, американцы применили биологическое оружие.
В этот раз, по мнению военных, кто-то использует коронавирус, чтобы провести таким образом разведку боем. Пока весь мир пытается побороть распространившуюся заразу, заинтересованная сторона наблюдает за действием войск химической и биологической обороны разных стран и делает выводы. И так, по одной из версий, происходит подготовка к третьей мировой войне. То есть коронавирус — не только оружие-приманка, но и способ отвлечь от подготовки к реальным боевым действиям.
Ещё одна обсуждаемая в местных чатах и комментариях ко многим статьям о коронавирусе версия — на этом зарабатывают фармакологические компании. Деньги в этой сфере вращаются огромные. Пока мы все с вами думаем, какое же средство эффективнее против вируса, лаборатории срывают куш на разработке действующей вакцины. Так, главврач московской Городской клинической больницы № 71 Александр Мясников напомнил, что первая вспышка острой вирусной инфекции, вызванной коронавирусом летучих мышей (SARS-CoV), произошла в Китае в 2002 году. По мнению многих вирусологов, тогда вспышку инфекции не победили, она просто сама сошла на нет. То есть кто-то переложил существенные государственные средства, полученные от налогоплательщиков, в карманы частных фармацевтических компаний.
Титанические усилия были проделаны и средства потрачены. То есть освоены. Повторюсь: 100 млрд долларов, по некоторым опубликованным данным. Мне продолжать мысль, или нашему человеку ничего дальше объяснять не надо?! За 18 лет 8092 заболели, 774 умерли. От гриппа ежегодно столько заболевает и умирает в любом миллионном городе. (Нет, от осложнений гриппа куда больше!) А тут почти 20 лет сидеть на таком финансировании!
Александр Мясников, главврач ГКБ № 71 г. Москвы
Грядёт финансовый апокалипсис
Ещё одна версия, связанная с деньгами: все знали, что на мировом рынке возникнет кризис, причём более серьёзный, чем все предыдущие, поэтому и решили разгонять тему с коронавирусом. И действительно, всё сходится: как только CoViD-19 стал выходить на пик заболеваемости, рухнули цены на нефть, а за ними и рубль. Но людям, конечно, куда там думать о мировой экономике, им бы о своём здоровье позаботиться. А пока цены растут.
А ведь Грета предупреждала
И ещё одна глобальная проблема, от которой пытаются отвлечь коронавирусом, — экологическая катастрофа. На самом деле, говорят конспирологи, экологическая фобия в современном мире распространяется куда быстрее, чем любая другая информация. Ведь Грета Тунберг в своём выступлении на форуме в Давосе напрямую сказала: "Я хочу, чтобы вы паниковали". А вот чтобы от паники экологической как-то людей отвлечь и заставить их, например, перестать пользоваться многоразовыми сумками при походе за продуктами, а брать пластиковые пакеты и поддерживать их производство, коронавирус и придумали. Самой шведской активистке даже пришлось отменить "забастовки школьников и студентов", придуманные ею в защиту окружающей среды.
School strike week 82. In a crisis we change our behaviour and adapt to the new circumstances for the greater good of society.
Подобных теорий о том, что коронавирусом нас на самом деле от чего-то отвлекают, ещё немало. Мы привели лишь основные. Но рождаются они и распространяются в Сети едва ли не быстрее самой болезни. Вот только с коронавирусом-то в конце концов справятся, а с тягой рождать фейки всё гораздо сложнее.
В разгар распространения нового заболевания в мировых масштабах и домашнего карантина, только и остается, что пересматривать ленты на тему эпидемий.
Зомби-апокалипсис – беспроигрышный вариант для киношников, а тема опасных и смертельных вирусов является благодатной почвой.
Описание на Кинопоиске:
Бывший сотрудник ООН Джерри Лэйн оказывается в эпицентре эпидемии неизвестного вируса, который за считанные секунды превращает людей в зомби. Пытаясь найти противоядие против вируса, Лэйн путешествует вместе со своей группой почти по всему миру, поражённому эпидемией. Теперь судьба всего мира висит на волоске, и Джерри — его единственная надежда.
Неизвестный вирус застал врасплох человечество, сообщение о надвигающейся пандемии оставляют без внимания, что приводит к массовому истреблению человечества. Зараза распространяется моментально, не оставляя шансов большинству людей на спасение.
В обыкновенный день ничто не предвещало беды. Мир, столкнувшийся со вспышкой вируса, никогда не будет прежним. Живые мертвецы перестают быть выдуманной страшилкой, они реально грозят гибелью всему живому на планете.
В центре сюжета Джерри Лейн (Бред Питт) бывший сотрудник ООН и его семья.
Герою Питта предстоит вернуться на службу в обмен на защиту своих родных. Возможно, что победить мертвого врага не удастся, но крохотный шанс все же есть. Актер выступает в образе супергероя, защитника от произвола и насилия тоталитарного зомбиобщества, с ролью своей справляется.
Первая половина ленты – динамична, персонажи приковывают к себе внимание, даже несмотря на некоторую шаблонность. Главный герой будет перемещаться по уголкам земного шара, а развитие сюжета напоминает игру бродилку, в которой несколько миссий в различных локациях, но все будет связано одной кампанией.
Вторая часть сбавляет градус накала, городские локации меняются на замкнутые коридоры с предсказуемыми сценарными ходами.
Ленте предрекали провал, который действительно случился, но не в фильме, а в обнажении человека, который перед лицом опасности показывает свою животную природу. За кадрами ленты можно узреть религиозный подтекст и некоторый символизм. Религия и политическое управление проносится красной нитью сквозь весь фильм. Вакцина и противоядие содержится в нас самих.
Моя оценка 7 из 10.
Для себя я составила небольшую инструкцию на случай зомби-апокалипсиса:
- Носите всегда с собой взрывчатку.
- Пользуйтесь велосипедами, откажитесь от автомобилей, которые являются источником шума.
- Исключите частое использование техники.
- Смотрите под ноги, если не хотите нелепо погибнуть.
- Не упускайте возможности поразвлечься и расслабиться: пойте, танцуйте. Вы ведь живете один раз, но при этом не теряйте надежду.
- Держитесь ближе Бреда Питта, он всегда знает что делать.
- Игра актеров.
- Рекламная компания ленты.
- Зрелищность.
- Супергеройский пафос.
- Некоторые нелогичные моменты, не стыковки и ляпы.
- Тем, кому интересна тема о борьбе с мертвецами.
- Тем, кому интересны кино-катастрофы.
- Тем, кто ищет фильмы о вирусах.
- Поклонникам Бреда Питта.
- Тем, кто читал бестселлер Макса Брукса.
Сегодня уже не нужно быть проницательным футурологом, чтобы понимать: мир находится в процессе взрывной технологической трансформации. В истории человечества революции в технологии всегда накапливались долго и постепенно, но рано или поздно некий триггер, спусковой крючок, запускал быструю перестройку и экономик, и общественных отношений. Правда, чаще всего эти поводы не были мирными: утверждение идеи всеобщего равенства потребовало 20 млн потерь в Первой мировой, а идея высшей ценности человеческой жизни утвердилась в результате Второй мировой с ее 50 млн погибших.
Пандемия коронавируса — ничто иное, как Третья мировая война в том единственном виде, в котором она возможна сегодня. По масштабу потерь и разрушений ее невозможно, разумеется, сравнивать с двумя предыдущими, но по эффекту, производимому на политику и экономику, общество и сознание, они вполне сопоставимы. И точно так же новейшие технологии, развивавшиеся по экспоненте последние два десятилетия, ждали лишь триггера для того, чтобы запустить новую грандиозную трансформацию общества. Технологическая платформа, инфраструктура, система коммуникаций, создававшиеся последние три десятилетия, стали полем боя в этой войне, а сами новейшие технологии — главным оружием. Они и позволят нам победить: ведь в этой войне, в отличие от предыдущих, все человечество выступает на одной стороне.
Сервис доставки, еще вчера занимавший пару процентов рынка ритейла, да и то лишь в мегаполисах развитых стран, испытывает взрывной рост, завоевывает малые города и вряд ли замедлит рост даже после отмены ограничений. Рынок удаленного образования, о пользе которого лениво спорили специалисты, на глазах начинает доминировать над традиционным университетом. В считанные недели появились новые онлайн-сервисы, о которых раньше говорили только самые смелые футурологи: Лувр удивляется росту потока посетителей — только не в залах, а на онлайн-площадке. Для крупных компаний участие в этой трансформации — единственный шанс выжить и не повторить печальный кейс Kodak, для новых игроков — возможность занять нишу, о которой раньше им и не мечталось.
Но впереди третья трансформация — самая важная и сложная для понимания. Это дисрапт бизнес-отношений, деловой среды и нематериальных факторов стоимости бизнеса. Старые связи разрушаются, на их место встают новые, — прежде всего эмоциональные.
В новой парадигме право сильного уйдет, его заменит право правого.
Когда-то стоимость предприятия измеряли материальными активами, затем к ним добавилось могущество бренда, чуть позже — репутация, нарабатываемая через социальную ответственность, экологические программы, благотворительность. Сегодня, когда люди во всем мире объединяются в сообщества и стремятся держаться вместе, в числе важнейших факторов стоимости бизнеса окажутся способность к партнерству, эмпатия, справедливость. В этом и будет заключаться сила бизнеса в XXI веке — и еще долго после того, как побежденный COVID-19 уйдет в историю.
Поменяются критерии силы: в феодализме ее олицетворял меч, в капитализме — денежный мешок, потом бренд. Завтра это будет нравственный облик (бизнесмены старой формации на этом месте упали в обморок). Соответственно, изменятся и инструменты силы: если когда-то договоренность с чиновником или судом обеспечивала успех в корпоративном споре, то теперь пост известного блогера о том, что он ударил женщину, резко сужает бизнес-возможности. Эта тенденция зародилась вчера, но завтра станет преобладающей.
Компании, много лет успешно работающие над разрешением споров между собственниками, урегулированием корпоративных конфликтов, должны оказаться на переднем крае этой трансформации бизнес-отношений. В новой парадигме право сильного уйдет, его заменит право правого. Мы можем быть первыми в России, кто встроится в этот неизбежный процесс. Победой в Третьей мировой станет установление норм справедливого бизнеса. И за это уж точно стоит воевать.
Читайте также: