Религия это лингвистический вирус
Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.
Вирус мозга?
Другая концепция происхождения религии, которой ученые тоже уделяют значительное внимание, предполагает, что религия (точнее, склонность человеческого мозга к генерации и восприятию религиозных идей) является, по сути дела, полезной адаптацией, развившейся в ходе эволюции наряду с другими полезными (адаптивными) свойствами мышления.
Эти два подхода вовсе не являются взаимоисключающими. Нередко побочный продукт какого-либо эволюционного изменения одновременно оказывается (или впоследствии становится) полезной адаптацией. Даже вирусные инфекции, обычно вредные, иногда могут в долгосрочной перспективе оказаться благом.
Побочный продукт?
Более того, бессознательные представления о свойствах божества удивительно схожи у самых разных культур, несмотря на кардинальные различия самих религий, то есть осознанных верований. Это сходство может проистекать из особенностей человеческой памяти. Эксперименты показали, что люди лучше всего запоминают те истории, в которых есть сочетание двух составляющих: естественной и реалистичной человеческой психологии (мыслей, намерений) и чудес, то есть нарушений физических законов (прохождение героев сквозь стену, левитация и т. п.). Очевидно, эта специфическая черта человеческой памяти могла способствовать успеху историй о богах.
Буайе подчеркивает, что современные научные данные вступают в резкое противоречие с одним из ключевых утверждений большинства религий — а именно с утверждением о том, что у истоков существующих религиозных систем лежали факты прямого вмешательства со стороны божества (явления народу, чудеса и пр.). Современные научные данные убедительно свидетельствуют, что для возникновения религий не нужно никаких чудес. Единственное, что необходимо для появления веры в сверхъестественные существа, — это нормальный человеческий мозг, обрабатывающий информацию самым естественным для себя образом.
Признание всех этих фактов, скорее всего, ничуть не поколеблет убежденность верующих в истинности их веры. По мнению Буайе, религиозное мышление — это наиболее удобная, естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей. Поэтому, по мнению Буайе, неверие — это не тот товар, который с легкостью найдет себе массового потребителя.
Полезная адаптация?
Действительно, большинство религиозных систем открыто поощряет просоциальное поведение. Поэтому мысль о том, что религия могла возникнуть как адаптация, повышающая приспособленность (репродуктивный успех) индивидов, живущих большими коллективами, кажется вполне правдоподобной. Однако до недавнего времени дискуссии на эту тему оставались чисто спекулятивными: реальных фактов было известно слишком мало.
В некоторых случаях эти и им подобные предсказания подтверждаются фактами. Например, социологические опросы показывают, что люди, которые часто молятся и регулярно посещают церковь, больше жертвуют на благотворительность, чем менее истовые последователи того же вероисповедания. Эта корреляция статистически достоверна и не зависит от уровня дохода, политических взглядов, семейного положения, образования, возраста и пола.
Однако у социологических опросов есть слабое место: они основаны на словах самих опрашиваемых, а ведь психологам хорошо известно, что в подобных ситуациях люди склонны преувеличивать свои заслуги, в том числе и бессознательно. Многочисленные эксперименты показали, что степень религиозности положительно коррелирует с тем, насколько сильно человек заботится о собственной репутации в глазах окружающих. Это ставит под сомнение достоверность результатов, основанных на самооценке опрашиваемых.
В ряде других экспериментов положительная корреляция между религиозностью и просоциальностью все-таки выявляется, но только при определенных условиях. Попутно в этих экспериментах решался вопрос: что движет добрыми поступками религиозных людей? Мотивы тут могут быть разные — как чисто альтруистические (сопереживание и желание облегчить страдания ближнего), так и эгоистические (боязнь испортить свою репутацию в глазах Бога, окружающих или своих собственных).
Во многих других экспериментах также было показано, что религиозные люди ведут себя более просоциально, чем неверующие, только в том случае, если за их поведением кто-то наблюдает. В анонимных экспериментах уровень альтруизма не зависел от религиозности.
Выживаемость 200 замкнутых общин, возникших в Америке в XIX веке. Рис. из обсуждаемой статьи Norenzayan, Shariff, 2008
Сравнительный анализ разных человеческих культур показал, что те культуры, в которых принято верить в Бога или богов, следящих за моралью, распространяются гораздо быстрее и охватывают большее число людей, чем те, в которых боги безразличны к морали.
В нескольких экспериментах было также показано, что люди испытывают большее доверие к незнакомому человеку, если знают, что незнакомец — верующий. Как и следовало ожидать, этот эффект проявляется особенно четко в том случае, если оба испытуемых принадлежат к одной и той же религии и знают об этом.
Все эти направления исследований находятся пока на начальных стадиях развития, и поэтому нерешенных вопросов осталось еще очень много. Однако уже сейчас более или менее ясно, что религиозность может способствовать просоциальному поведению и повышать жизнеспособность группы, хотя этот эффект проявляется не всегда и имеет ряд ограничений.
[1] Ara Norenzayan, Azim F. Shariff. The Origin and Evolution of Religious Prosociality // Science. 2008. V. 322. P. 58–62.
[2] Pascal Boyer. Religion: Bound to believe? // Nature. 2008. V. 455. P. 1038–1039.
Изучение феномена религии научными методами началось недавно, но некоторые интересные результаты уже получены. Многие особенности человеческого мышления, развившиеся в ходе эволюции для других целей, сделали людей чрезвычайно восприимчивыми к религиозным идеям независимо от их рациональности и полезности. В некоторых ситуациях религиозность может выступать в качестве полезной адаптации, способствуя сплоченности группы. Сложные обряды и системы ограничений могут играть роль трудно подделываемых сигналов лояльности и готовности к кооперации.
Другая концепция, которой ученые тоже уделяют значительное внимание, предполагает, что религия (точнее, склонность человеческого мозга к генерации и восприятию религиозных идей) является, по сути дела, полезной адаптацией, развившейся в ходе эволюции наряду с другими полезными (адаптивными) свойствами мышления.
Более того, бессознательные представления о свойствах божества удивительно схожи у самых разных культур, несмотря на кардинальные различия самих религий, то есть осознанных верований. Это сходство может проистекать из особенностей человеческой памяти. Эксперименты показали, что люди лучше всего запоминают те истории, в которых есть сочетание двух составляющих: естественной и реалистичной человеческой психологии (мыслей, намерений) и чудес, то есть нарушений физических законов (прохождение героев сквозь стену, левитация и т. п.). Очевидно, эта специфическая черта человеческой памяти могла способствовать успеху историй о богах.
Буайе подчеркивает, что современные научные данные вступают в резкое противоречие с одним из ключевых утверждений большинства религий — а именно с утверждением о том, что у истоков существующих религиозных систем лежали факты прямого вмешательства со стороны божества (явления народу, чудеса и пр.). Современные научные данные убедительно свидетельствуют, что для возникновения религий не нужно никаких чудес. Единственное, что необходимо для появления веры в сверхъестественные существа, — это нормальный человеческий мозг, обрабатывающий информацию самым естественным для себя образом.
Признание всех этих фактов, скорее всего, ничуть не поколеблет убежденность верующих в истинности их веры. По мнению Буайе, религиозное мышление — это наиболее удобная, естественная для человека форма мышления, не требующая от мыслящего индивида специальных усилий. Неверие в потусторонние силы, напротив, требует сознательной и упорной работы над собой, работы, которая направлена против наших естественных психических склонностей. Поэтому, по мнению Буайе, неверие — это не тот товар, который с легкостью найдет себе массового потребителя.
Действительно, большинство религиозных систем открыто поощряет просоциальное поведение. Поэтому мысль о том, что религия могла возникнуть как адаптация, повышающая приспособленность (репродуктивный успех) индивидов, живущих большими коллективами, кажется вполне правдоподобной. Однако до недавнего времени дискуссии на эту тему оставались чисто спекулятивными: реальных фактов было известно слишком мало.
В некоторых случаях эти и им подобные предсказания подтверждаются фактами. Например, социологические опросы показывают, что люди, которые часто молятся и регулярно посещают церковь, больше жертвуют на благотворительность, чем менее истовые последователи того же вероисповедания. Эта корреляция статистически достоверна и не зависит от уровня дохода, политических взглядов, семейного положения, образования, возраста и пола.
Однако у социологических опросов есть слабое место: они основаны на словах самих опрашиваемых, а ведь психологам хорошо известно, что в подобных ситуациях люди склонны преувеличивать свои заслуги, в том числе и бессознательно. Многочисленные эксперименты показали, что степень религиозности положительно коррелирует с тем, насколько сильно человек заботится о собственной репутации в глазах окружающих. Это ставит под сомнение достоверность результатов, основанных на самооценке опрашиваемых.
В ряде других экспериментов положительная корреляция между религиозностью и просоциальностью все-таки выявляется, но только при определенных условиях. Попутно в этих экспериментах решался вопрос: что движет добрыми поступками религиозных людей? Мотивы тут могут быть разные — как чисто альтруистические (сопереживание и желание облегчить страдания ближнего), так и эгоистические (боязнь испортить свою репутацию в глазах Бога, окружающих или своих собственных).
Во многих других экспериментах также было показано, что религиозные люди ведут себя более просоциально, чем неверующие, только в том случае, если за их поведением кто-то наблюдает. В анонимных экспериментах уровень альтруизма не зависел от религиозности.
Сравнительный анализ разных человеческих культур показал, что те культуры, в которых принято верить в Бога или богов, следящих за моралью, распространяются гораздо быстрее и охватывают большее число людей, чем те, в которых боги безразличны к морали.
В нескольких экспериментах было также показано, что люди испытывают большее доверие к незнакомому человеку, если знают, что незнакомец — верующий. Как и следовало ожидать, этот эффект проявляется особенно четко в том случае, если оба испытуемых принадлежат к одной и той же религии и знают об этом.
Все эти направления исследований находятся пока на начальных стадиях развития, и поэтому нерешенных вопросов осталось еще очень много. Однако уже сейчас более или менее ясно, что религиозность может способствовать просоциальному поведению и повышать жизнеспособность группы, хотя этот эффект проявляется не всегда и имеет ряд ограничений.
Источники:
1) Ara Norenzayan, Azim F. Shariff. The Origin and Evolution of Religious Prosociality // Science. 2008. V. 322. P. 58–62.
2) Pascal Boyer. Religion: Bound to believe? // Nature. 2008. V. 455. P. 1038–1039.
я вообще не поняла что там к чему
в религии. христианство настолько закрыто, чтопонять что там к чему невозможно
ааа не понял сразу о чем вы)))))))
я даже не поняла во что там надо верить
ну и я вам этого объяснить не смогу))) сам нечего не понимаю
С точностью до наоборот
ну может вы и правы)
но я не уверен в этом!
Вы уверены, что всё таки притупляется
религия - желание одной группы людей осознать свое существование во вселенной а другой - нажиться на этом
ну кому то и мозги пудрят
А может быть это и не плохо?
может, но это не для меня)
Дай Бог, чтобы у Вас не возникло таких ситуаций.
пасиб) вам того же !)
очень может быть
Притупляют и зомбируют
Слышал об этом буквально вчера. Полностью с ними согласен.
а обычно у людей бомбит от этого
"Ктулху схавал людям моск" ))))( Даже тут через одного сектанты сидят..
Ну. В смысле, каждый второй сектанутый зомбарь.
аааа))))))) ну тут я соглашусь, их тут много
ну вот видите))проснулся))
критическое? А при самости и гордости это возможно?
А разве это не то что мы сами и хотим
Религию придумали люди или она от Бога?
я не знаю точно, по тому не могу утверждать
В то время как ученые спорят о человеческой тяге к духовному, у большинства простых людей наличие духовной потребности не вызывает никаких сомнений. Не потому ли мы задаемся такими глобальными вопросами, как: для чего мы здесь? Чему посвятить свою жизнь? Несем ли мы ответственность перед Всевышним?
не знаю как то все сложно это
Некоторые психиатры считают гомосексуализм нормой жизни.
нет совсем не религиозен. я агностик не уверен не в том не в том.
Поясню свою позицию. Духовность и нравственность берут своё начало в религии.
может быть, вот только я не принимаю все эти религиозные догматы. как по мне если бог и есть то он редкостная мразь
Я не занимаюсь ни прозелитизмом, ни миссионерством, меня никто не благословлял на такое. Однако, я придерживаясь других взглядов, отличных от Ваших.
ну это вы меня не удивили))) то нормально. кстати горец отличный фильм
Или во всем виновата спорынья, которой был массово заражен хлеб.. Все возможно, главное, что проверить все равно нельзя..
да проверить нельзя ни как
Не только некоторые, все антропологи не приемлют религии
Все что делает человек, делает для себя..
Может быть. И у меня ощущение, что религия делает человека пассивным, с которым можно делать всё, что хочешь. Либо делает его, наоборот, слишком агрессивным человеконенавистником. В первом случае, хорошо управлять пассивным стадом, которому можно внушить, что президенты и олигархи - невинные создания, и на всё воля божъя. В этом же случае удобно извне управлять послушным стадом, которое не бросится бить агрессора, революционера-интервента, а подставит вторую щеку и будет молчать, как ягнёнрк, когда ему отрезают голову. В этом свете, задумываешься: кому может быть выгодно сделать в России побольше пассивных овец, а за её пределами, побольше агрессивных агрессоров. И приходишь к ужасающему выводу,, что, может быть, как в конце тридцатых годов 20 века, Европа - это лишь полигон, тренировочная база. И начинаешь понимать, что наплыв в русском интернете религиозных христианских троллей, может оказаться совсем не случайным.
вот знаете. вы чет пипец все усложнили. это даже не смешно. религиозные троли появились из за того религия нынче крайне модной стала и кто то просто смеется над этим. посмотрите на все популярные вещи у них у всех есть целая армия тролей. вот к примеру игра Покемон го ток вышла а уже популярно, и у нее столько тролей. вы же не думаете что их на нинтендо напустила сони к примеру или майкрасофт) абсурд
Ну, время покажет
да оно уже показало)))) Джордж Карлин всю свою жизнь тролил верующих и у него куча фанатов но однако люди как верили так и верят
Я с вами тоже маленько не согласен. Тролли могут появится просто так. От нечего делать. А есть проплаченные агитаторы, пропагандисты, популяризаторы. И эти пропагандисты появляются не потому, что религия популярна, а , как раз, для того, чтоб её популяризировать, нести пропаганду. Покемоны тоже появились не просто так. До парочки проплаченных объявлений в Новостях, что , якобы по Красной площади бегают покемоны. О них никто не знал и знать не собирался. Получается, что сначала объявили в новостях, а потом, стали появляться новости. Реклама и пропаганда. Не станете же вы отрицать роль пропаганды в развивающемся терроризме в Европе? Там явно работают чёткие инструкторы. Которых, конечно, не корректно называть троллями. Это уже инструкторы. А тролли и пропагандисты хороши на первой фазе, для возбуждения интереса. Конечно, я преувеличиваю и передёргиваю. В чём-то! Но опасность такая существует. Хотя наш народ стойко держится и плевать хотел на агитаторов. И это хорошо!
ну это скорей реально агитаторы)) троли как правило не к чему не призывают. просто людей достают, парят им мозг всякими мелочами
Всю жизнь я хотел быть ближе к Богу, а приблизился я только к тишине.
Достаточно заглянуть в глаза и там все написано. Каждый чем-то одержим, вы в курсе? Главное, не врать себе насчет того, что творится здесь [в голове], в запертой комнате.
Я полагаю, что человеческое сознание — огромная ошибка эволюции. Мы стали копаться в себе, и часть природы оказалась от неё изолирована. Мы — создания, которых, по законам природы, быть не должно. Мы — существа, поглощенные иллюзией индивидуальности, этим придатком сенсорного опыта и чувств. Мы запрограммированы, что каждый человек — это личность. Но на самом деле мы никто. Лучшее, что мы можем сделать, как биологический вид, — противостоять программированию. Отказаться от размножения. Взяться за руки и вымереть. Однажды, в полночь, дружно, по-братски отказаться жить.
Разочарование — это самая объективная правда.
У прошлого всегда трава зеленее.
Люди настолько наивны, что скорее бросят монетку в колодец желаний, чем купят себе еды.
Все знают, что с ними что-то не так, просто не знают, что именно. Все хотят исповедаться, все хотят достичь катарсиса, особенно виновные. Но виновны-то все.
Некоторые лингвисты-антропологи считают, что религия – это языковой вирус, который переписывает нервные окончания в мозгу, притупляет критическое мышление.
Есть такое внутри чувство. Ну вы его знаете наверняка. Чувство, что жизнь просочилась сквозь пальцы. Что будущее осталось в прошлом. Что оно всегда было в прошлом.
Как-то мне сказали, что время — это плоский круг. Всё, что мы сделали или сделаем, будет повторяться снова и снова по кругу. Этот парнишка и эта девочка будут оказываться в этой комнате без конца. Снова и снова. По кругу.
Те, кому чуждо угрызение совести, могут жить в своё удовольствие.
— Вы не знаете, что между ними произошло?
— А что обычно происходит между мужчиной и женщиной? Реальность.
— Хочешь сказать, мир не катится в пропасть? Я сегодня видел детей. Все в черном, тонна грима, на лице эта дрянь. Кругом один секс. Боже.
— Знаешь, я уверен, что каждый старик когда-то заявлял нечто подобное. Но старики умирают, а Земля еще вертится.
Каждый труп при жизни был уверен, что он нечто большее, чем кучка потребностей. Бесполезная работа утомленного разума. Столкновение желания и невежества. Люди. Я видел финал тысячи жизней. Молодые, старые. Все они были так уверены в своем существовании, в том что их сенсорный опыт делает их уникальными личностями. С целью, смыслом. Были так уверены в том, что они не биологические марионетки. Но правду не скрыть, и все все видят, когда наступает конец. Пелена спадает.
Будучи разумным куском мяса, каким бы иллюзорным не было наше самосознание, мы строим его, делая оценочные суждения. Все их делают. Постоянно. И если у тебя с этим проблемы, значит ты как-то неправильно живёшь.
Знаешь, в конце концов становишься тем, кем не собирался становиться. И так и не поймешь никогда, почему.
Что можно сказать о жизни, когда люди собираются выслушивать небылицы, идущие вразрез со всеми законами Вселенной, чтобы просто спокойно прожить день?
Когда люди дают советы, они говорят сами с собой.
В вечности, где время не существует, ничто не растет, не рождается, не меняется. Смерть создала время, чтобы вырастить то, что потом убьет. И мы рождаемся заново, но проживаем ту же жизнь, которую уже много раз проживали. Сколько раз мы вели уже эту беседу, господа? Кто знает. Мы не помним свои жизни, не можем изменить свои жизни, и в этом — весь ужас и все тайны самой жизни. Мы в ловушке. Мы в страшном сне, от которого не проснуться.
В нас всех таится такая житейская ловушка — непоколебимая уверенность, что все изменится. Что мы переедем в другой город и встретим друзей на всю оставшуюся жизнь. Что влюбимся, реализуем себя, чтобы это не значило. Что все будет хорошо. Это все как пустые сосуды для хранения сплошного потока дерьма. Никто себя не реализует. Разве что сдохнув. Тоже мне хорошо. Нет, нет, нет, ничего никогда не будет хорошо.
Что я сейчас думаю о дочке? Знаете что. судьба сжалилась над ней. Я иногда даже благодарен. Врачи сказали, что она ничего не почувствовала, сразу впала в кому. А потом из того мрака погрузилась в другой, еще более глубокий. Хорошая смерть, правда? Безболезненная. в счастливом детстве. Проблема более поздней смерти в том, что ты взрослый. Вред нанесен, уже слишком поздно. Сколько же нужно самолюбия, чтобы выдернуть душу из небытия сюда. Сделать мясом. Бросить жизнь в эту молотилку. Так что моя дочка, она. избавила меня от греха отцовства.
Если единственное, что удерживает человека в рамках приличия — это ожидание божественной награды, тогда этот человек кусок дерьма.
Онтологическое вранье о свете в конце тоннеля – вот что продают священники. И психиатры.
Раст мог бы подраться с небом, если бы ему не понравился оттенок.
Прощать никто не умеет. Просто у людей короткая память.
Когда-то была только тьма. А теперь, как мне кажется, свет побеждает.
Вот так и впадают в заблуждение — уменьшая значимость важных вещей.
Ну конечно я опасен. Я полицейский. Я могу делать ужасные вещи с людьми безнаказанно.
Растин Коул и Мартин Харт (диалоги)
- Люди, которые живут здесь, не знают, что есть другой мир. Отморозки.
- Мало ли на свете гетто?
- Да всё – сплошное гетто, трущобы в открытом космосе.
- Мы – создания, которых с точки зрения природы быть не должно. Мы – существа, поглощённые иллюзией индивидуальности. Этим придатком сенсорного опыта и чувств. Мы запрограммированы, что каждый человек – это личность, но на самом деле мы – никто. Лучшее, что мы можем сделать как биологический вид – противостоять программированию. Отказаться от размножения. Взяться за руки и вымереть. Однажды в полночь дружно по-братски отказаться жить.
- Зачем тогда вообще просыпаться по утрам?
- Убеждаю себя, что я – свидетель Бытия. А на самом деле просто так запрограммирован. Покончить с собой – кишка тонка.
- Выбрал, называется, денёк с тобой пообщаться. Три месяца от тебя ни слова – и вот.
- Сам спросил.
- Да, но теперь умоляю тебя заткнуться.
Некоторые люди предначертаны Судьбой, как пули или гвоздь на дороге.
Сколько же нужно самолюбия, чтобы выдернуть души из небытия сюда, сделать мясом, бросить жизнь в эту молотилку? Так что моя дочка избавила меня от греха отцовства…
- Если благопристойность человека обеспечивает лишь ожидание божественной награды, то такой человек – говна кусок. А когда говно лезет наружу – это всегда проще.
- Да уж, по говну ты у нас первый специалист.
Люди – такие чудаки. Лучше деньги на Благо пустят, чем купят себе ужин. Некоторые лингвисты-антропологи полагают, что религия – это языковой вирус, который изменяет связи в мозгу, притупляет критическое мышление.
Проповедник поощряет вашу способность заблуждаться, и говорит, что это, блин, добродетель. Ему с этого прямая выгода. Каждому отчаянно хочется считать себя пупом Земли: ну конечно это всё для меня, для меня, вот он я! Я же – центр Бытия! Права? А вот и хрен.
Синестезия – это несовпадение рецепторов и пусковых механизмов чувств. Цвета могут приобретать определённый вкус. Это разновидность гиперчувствительности: один орган чувств запускает другой. Иногда я вижу цвет и ощущаю его вкус во рту, и прикосновение, текстуру. Запах может наиграть в голове мелодию.
Семья – это граница. А граница – это хорошо.
Миру нужны плохие люди. Мы отпугиваем тех, кто хуже.
Мне как-то сказали, что время идёт по кругу. Всё, что мы делаем повторяется снова, и снова, и снова. Бесконечно.
- Вы знаете, что между ними случилось?
- Да то же, что и всегда случается. Жизнь случилась.
Вы что-нибудь слышали про М-теорию? Короче, в нашей Вселенной время движется как бы линейно, вперёд. Но за пределами нашей Вселенной, если говорить о четырёхмерном пространстве, времени не существует. И если бы мы туда попали, мы бы увидели, что пространство-время плоское, словно одномерная скульптура. Материя находится одновременно во всех точках в супер-позиции, а наше сознание просто носится по накатанной. И всё, что за пределами нашей Вселенной – это Вечность. Невзирающая на нас Вечность. Для нас это – сфера, но для НИХ это – круг.
В вечности ничто не меняется, не развивается. Смерть создала время, чтобы вырастить то, что потом убьёт. И мы рождаемся заново. Но проживаем ту же жизнь, которую много раз проживали. Мы не помним свои жизни. Не можем изменить свои жизни. И в этом ужас и вся тайна самой жизни. Мы в ловушке. Мы в страшном сне, от которого не проснуться.
Бог наделяет нас недостатками. И знаешь, что я поняла: Он – не считает это недостатками. Нет ничего плохого в том, какими Он нас создал. Вселенная прощает всё.
Ответственных людей вообще мало.
- Когда люди дают советы, они говорят сами с собой. Что ты делаешь?
- Некоторые везде видят только себя. Будь честен. Здесь и сейчас.
Дальнейшие исследования показали, что вирусы способны принимать и более сложные решения. Они могут жертвовать собой во время атаки на иммунную защиту клетки, чтобы обеспечить успех второй или третьей волны наступления. Они способны скоординированно передвигаться от клетки к клетке в транспортных пузырьках (везикулах), обмениваться генным материалом, помогать друг другу маскироваться от иммунитета, кооперироваться с другими штаммами, чтобы пользоваться их эволюционными преимуществами.
Велика вероятность, что даже эти удивительные примеры – лишь вершина айсберга, считает Ланьинь Цзэн, биофизик из Техасского университета. Изучить скрытую социальную жизнь вирусов должна новая наука – социовирусология. Речь не идет о том, что вирусы обладают сознанием, оговаривается один из ее создателей микробиолог Сэм Диас-Муньос. Но социальные связи, язык коммуникации, коллективные решения, координация действий, взаимопомощь и планирование – это признаки разумной жизни.
Сознание – более высокий уровень переработки информации. Тонони называет это интеграцией. Интегрированная информация – нечто, качественно превосходящее простую сумму собранных данных: не набор отдельных характеристик предмета типа желтого цвета, округлой формы и теплоты, а составленный из них образ горящей лампы.
У аниматов одно преимущество перед вирусами: они умеют самостоятельно передвигаться. Вирусам приходится перемещаться от носителя к носителю на пассажирских местах в слюне и других физиологических выделениях. Но шансов повысить уровень φ у них больше. Хотя бы потому что вирусные поколения сменяются быстрее. Оказавшись в живой клетке, вирус заставляет ее штамповать до 10 тысяч своих генетических копий в час. Правда, есть еще одно условие: чтобы интегрировать информацию до уровня сознания, нужна сложная система.
Насколько сложной системой можно назвать вирус? Посмотрим на примере нового коронавируса SARS-CoV-2 – виновника нынешней пандемии. По форме он похож на рогатую морскую мину. Снаружи – сферическая оболочка из липидов. Это жиры и жироподобные вещества, которые должны защищать его от механических, физических и химических повреждений; именно они разрушаются от мыла или санитайзера. На оболочке – давшая ему название корона, то есть шиповидные отростки из S-белков, с помощью которых вирус проникает в клетку. Под оболочкой – молекула РНК: короткая цепочка с 29 903 нуклеотидами. (Для сравнения: в нашей ДНК их больше трех миллиардов.) Довольно простая конструкция. Но вирусу и не нужно быть сложным. Главное – стать ключевым компонентом сложной системы.
Но зачем вообще вирусам это надо: жертвовать собой, помогать друг другу, совершенствовать процесс коммуникации? Какова их цель, если они не живые существа?
Как ни странно, ответ имеет прямое отношением к нам. По большому счету вирус – это ген. Первостепенная задача любого гена – максимально копировать себя, чтобы распространиться в пространстве и времени. Но в этом смысле вирус мало чем отличается от наших генов, которые тоже озабочены прежде всего сохранением и тиражированием записанной в них информации. На самом деле сходство даже больше. Мы сами немного вирусы. Примерно на 8%. Столько вирусных генов в составе нашего генома. Откуда они там взялись?
Что реликтовые вирусы делают сейчас? Одни никак себя не проявляют. Или нам так кажется. Другие работают: защищают человеческий эмбрион от инфекций; стимулируют синтез антител в ответ на появление в организме чужеродных молекул. Но в общем миссия вирусов гораздо значительнее.
Мы оказываем друг на друга эволюционное влияние не просто как факторы среды. Наши клетки непосредственно участвуют в сборке и модификации вирусных РНК. А вирусы напрямую контактируют с генами своих носителей, внедряя свой генетический код в их клетки. Вирус – это один из способов общения наших генов с миром. Иногда этот диалог дает неожиданные результаты.
История нашей жизни с вирусами рисуется бесконечной войной или гонкой вооружений, пишет антрополог Шарлотта Биве. Этот эпос строится по одной схеме: зарождение инфекции, ее распространения через глобальную сеть контактов и в итоге ее сдерживание или искоренение. Все его сюжеты связаны со смертями, страданиями и страхами. Но есть и другая история.
Например, история о том, как у нас появился нейронный ген Arc. Он необходим для синаптической пластичности — способности нервных клеток формировать и закреплять новые нервные связи. Мышь, у которой отключен этот ген, не способна к обучению и формированию долговременной памяти: отыскав сыр в лабиринте, она уже на следующий день забудет к нему дорогу.
Чтобы изучить происхождение этого гена, ученые выделили белки, которые он производит. Оказалось, что их молекулы самопроизвольно собираются в структуры, напоминающие вирусные капсиды ВИЧ: белковые оболочки, защищающие РНК вируса. Затем выделяются из нейрона в транспортных мембранных пузырьках, сливаются с другим нейроном и выпускают свое содержимое. Воспоминания передаются как вирусная инфекция.
350-400 миллионов лет назад в организм млекопитающего попал ретровирус, контакт с которым привел к формированию Arc. А теперь этот вирусоподобный ген помогает нашим нейронам осуществлять высшие мыслительные функции. Может, вирусы и не обретают сознание благодаря контакту с нашими клетками. Но в обратную сторону это работает. По крайней мере, сработало один раз. источник
Читайте также: