Рпц о корана вирусе
"Нужно было голову включать"
28.04.2020 в 13:56, просмотров: 71254
Мы поговорили с протодиаконом Андреем Кураевым о массовых заражениях и смертях от коронавируса священников, монахинь, настоятелей. Уж не наказание ли это за возвышенный самообман - мол, коронавирус православных не трогает? Отец Андрей привел примеры из истории, объясняющие, как вело себя священство на Руси при эпидемиях и объяснил высокую заболеваемость среди нынешнего духовенства.
Перекрытое полицией Дивеево. Десятки монахинь Серафимо-Дивеевского монастыря, заразившиеся COVID-19. Киево-Печерская Лавра, где около двухсот священнослужителей заболели коронавирусом. Трое - умерли.
Настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин и его протодиакон Евгений Трофимов, Епископ Железногорский и Льговский Вениамин - самые первые жертвы эпидемии среди представителей РПЦ.
- Андрей Вячеславович, заболели священники, заболела монастырская братия. В чем причина этого всплеска - неужели пасхальные праздники?
- Начнём с монастырей. В них сегодня происходит ровно то же самое, что и в любых других закрытых коллективах - военных, трудовых, учебных, религиозных, не важно. Заражение в Киево-Печерской Лавре имеет такую же природу, что и на американском авианосце или у кадетов Нахимовского морского училища, там, где люди живут в тесном закрытом пространстве, где у них общие столовые, классы, спальни и т.п., они вместе и болеют.
А вот священники инфицируются по разному. В том числе – при посещении больных. Хотя в Москве патриархия уже пояснила: при вызове на дом надо уточнить – есть ли подозрение на коронавирус. Если есть - следует отказаться и передать информацию наверх. При патриархии работает группа священников, которых специально обучили проводить таинства в подобных ситуациях, у них есть и одежда соответствующая, и средства безопасности.
- Но ведь ещё совсем недавно многие в РПЦ считали, что только вера спасёт от вируса?
- Печально, что период хвастовства в нашей среде растянулся на два месяца. Суеверия во время эпидемий опасны. Когда Глава миссионерского отдела РПЦ митрополит Иоанн публично заявляет, что колокольный звон убивает все вирусы - это никуда не годится. Когда же жителям столицы сказали, что в Москве посещать церкви нельзя, они тут же ломанули в соседние области и при этом, не исключено, разнесли инфекцию. Страна у нас большая, но 3/4 заболевших все же - Москва и Санкт-Петербург.
- Любые правила безопасности написаны чьими-то смертями. Первым от коронавируса умер настоятель Елоховского Собора отец Александр Агейкин, вслед за ним скончался протодиакон Тимофеев.
Есть и индивидуальные запрещения к служению. Знаю, например, что одному батюшке настоятель не разрешил появляться в храме, потому что у него пятеро маленьких детей. Стараются поберечь стариков и тех, у кого малыши. А в Оренбургской области местный епископ Ириней вообще всем семейным священникам запретил ходить к инфицированным больным. Сказал: я монах, вот сам и буду выезжать в опасные места.
- У нас любят повторять, что церковь за свою многовековую историю выработала методы борьбы с чем угодно. Это не так, плюс к тому многое действительно выработанное оказалось забытым.
- Живьём сжигать?! Зачем же он тогда на это соглашался, идти к чумному больному?
- То есть это враньё, что в средневековых чумных городах только в церкви люди находили спасение от заразы?
- И не заболел?
- Так бешенство от человека к человеку не передаётся. Но об этом рассказчики предпочитают умолчать. Манипуляций, умолчаний и интерпретаций чего угодно в свою пользу сейчас очень много, как и пафосной церковной риторики. Говорите, через причастие заразиться нельзя? Так посредством причастия людей даже убивали! Отравляли чашу с вином и все. И не только у католиков, но и в нашем православном мире. В 985 году грузинскому царю Давиду такую отраву поднёс архиепископ Иларион. Между прочим, на Пасху. А в 1451 г. так в Москве отравили князя Михаила Сигизмундовича.
- После месяца самоизоляции многие россияне в прямом смысле сходят с ума. Атеисты нуждаются в психоаналитиках, верующие - в покаянии. Возможно, хотя бы онлайн-исповеди временно разрешить, раз мы все равно в других аспектах уходим в виртуальный мир?
- Все утекшее в интернет, в нем и остается. Так что решайте сами.
- И все-таки такой беспрецедентный церковный карантин, как сейчас, он впервые в истории?
- Все уже было. И не раз. Например, интердикт - временное запрещение всех церковных действий и треб, налагался римским папой или епископом на отдельные города и даже государства по причинам не только эпидемиологическим, но и политическим, и религиозным. Было такое и у нас.
В 1363 году при 15-летнем князе Дмитрии Донском митрополит Алексий вмешался в вопрос о суздальском престолонаследии (два брата не могли поделить престол) – и его послы наложили интердикт на Нижний Новгород, повелев закрыть там все храмы (часто, но ошибочно послом святого Алексея в этом деле считается преподобный Сергий Радонежский).
- Сейчас в церковной среде развивается движение ковид-диссидентов, то есть тех, кто считает, что коронавируса не существует и эпидемию раздули специально.
- Есть точка зрения, что это происки новой церковной оппозиции, которая противостоит патриарху Кириллу, конкретно сегодня - по вопросам закрытия церквей и монастырей. Но что будет дальше?
- Я не прозорливый старец, чтобы предсказать, что будет и каковы чьи-то скрытые мотивы. Но противостояние действительно существует, и, когда Патриарх заявил, что нужно закрывать храмы, например, собрание монахов Троице-Сергиевой Лавры отказалось выполнять его требование.
- Интересно, что они думают теперь, узнав, что вся Киево-Печерская Лавра охвачена эпидемией - шутка ли, почти двести человек заражённых?
- Я уже сравнивал монастырь с военной казармой. Если в казарме заболели солдаты - они никак не виноваты.
Но казарма не есть точка притяжения других людей. Там нет очередей гражданских лиц, приехавших, чтобы поцеловать знамя полка. А сегодняшние монастыри, увы, это не место изоляции монахов от мира. Напротив, они всячески привечают и поощряют паломничество к ним. Да еще и рекламируют себя и свои святыни как панацею - лекарство от всех болезней. Причем эти лекарства действуют только контактным методом (поцеловать или съесть).
В этих условиях при первом известии о грядущем море нужно было сразу закрываться, включать голову, осознавать ответственность за жизнь не только свою, но и паломников. Верующие, которые к вам едут, могут искренне заблуждаться, будто опасность именно тут им не угрожает. Этот самообман полностью разоружает их перед болезнью, поскольку в храме они не настроены соблюдать даже элементарные меры предосторожности.
Призывающие приходить в храмы во время эпидемии священники сродни древним фарисеям. Как и они, нынешние вирусо-диссиденты как-то слишком бесстрашны. Ведь за их бахвальство Бог может познакомить их с болезнью, которой они якобы неподвластны. И когда, представ пред Творцом, они потребуют наград за свои принципиальность и веру, точно ли они услышат похвалу, а не порицание?
Чтобы осложнить им поиск ответ на этот вопрос, напомню им про неопротестантских пасторов, которые играли с ядовитыми змеями, веруя, что яд им не страшен.
Но дурное богословие этих пасторов угрожает лишь им самим. А эгоизм вирусодиссидентов угрожает множеству других людей. Это форма благочестивого эгоизма. "Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
Если кто расталкивает людей, спеша первым пролезть к Чаше – тому причастие вменится во грех. Но ведь есть опасения, что так же может стать и с теми, кто в условиях эпидемии гонит людей к Чаше.
- О том, что произошло в Киево-Печерской Лавре, теперь известно всему миру. Но ведь другие православные обители, на Украине, в России, не исключено, что не спешат сообщить о происходящем у них за закрытыми стенами.
- Да, в Лавре светская власть навязала тотальную проверку всей братии. В результате которой и выяснилось, что заражены поголовно. Но многие монастыри просто не пускают проверяющих, а сами заявляют, что у них все хорошо. Кстати, кладбища у них свои, а вскрытие тел монахов запрещено.
- Судя по тому, что творится в Москве, власти могут быть очень суровыми по отношению к тем, кто не желает соблюдать правила.
- На мой взгляд, пока это имитация суровости. В таких случаях церковь тут же вспоминает, что она отделена от государства. Иногда ее поддерживают на региональном уровне и договориться, увы, получается не всегда.
— Какие меры принимает РПЦ для борьбы с распространением коронавирусной инфекции?
— В РПЦ разработаны и приняты инструкции настоятелям приходов и подворий, игуменам и игуменьям в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Это всеобъемлющий документ, который содержит комплекс санитарно-эпидемиологических норм и требований, выполнение которых в приходах позволит всем людям, которые посещают богослужения, чувствовать себя в безопасности. Я хотел бы сказать, что самое главное и для верующих, и для неверующих — не поддаваться панике. Надо сохранять здравомыслие, спокойствие, соблюдать разумные требования и не доводить до абсурда реальность угрозы заражения этим заболеванием.
— Введены ли карантинные меры для священнослужителей, сотрудников храмов и прихожан?
— Наши рекомендации очень просты: если человек болеет, он должен подумать не только о себе самом, но и о безопасности окружающих его людей. При появлении симптомов любого инфекционного заболевания не стоит подвергать опасности заражения окружающих. Клирику или мирянину в таком случае лучше остаться дома ради любви к ближнему. У тех прихожан, кто заболел и нуждается в безотлагательном посещении священнослужителя, есть возможность пригласить священника домой. В этом случае угроза распространения любой инфекции, в том числе и коронавирусной, сведена на нет.
— Этой возможностью пользуются? Много ли людей, находящихся на карантине, зовут батюшку домой?
— Понятно, что прошло короткое время и статистика не обобщена, но, я думаю, это очень разумно и многие верующие такой возможностью воспользуются. Священнослужитель посещает дома и больных, и здоровых, соблюдает профилактические меры, которые предусмотрены. Существует также возможность причащения тех, кто находится в инфекционной больнице. По согласованию с администрацией больницы, это делается безопасным образом.
— Были ли уже такие случаи, когда граждане, у которых выявлен коронавирус и которые находятся в больнице, обращались к священникам?
— Мы такие случаи не регистрировали, но я могу со всей ответственностью заявить, что никакой священнослужитель не откажет человеку, находящемуся в инфекционной больнице, в возможности приобщиться к таинствам церкви. Так было всегда.
— Давайте поговорим о мерах предосторожности. Например, измеряют ли батюшкам и прихожанам температуру при входе в храм?
— В случае необходимости могут производиться замеры температуры. Например, в синодальном учреждении, где я работаю в отделе взаимодействия с обществом и СМИ, проводится замер температуры у сотрудников. Люди, которые чувствуют недомогание, остаются дома на больничном либо могут работать удалённо.
Думаю, возможность измерять температуру прихожанам существует. Любые меры требуют времени, чтобы они были введены в действие.
— В Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России введён запрет на проведение массовых мероприятий численностью более 50 человек. Коснётся ли данный запрет церковных мероприятий?
— Мне неизвестно о наложении запрета на проведение богослужений. Я думаю, что те меры, которые уже были приняты, достаточны для того, чтобы богослужения не становились дополнительным риском распространения инфекции. Более того, исторически церковь несла служение и при более серьёзных эпидемиях, которые приводили к многомиллионным жертвам. И даже в тех случаях, когда уровень санитарно-гигиенического благополучия и профилактики был намного ниже, церкви никогда не становились фактором массового заражения. В том числе и в советское время церкви не закрывались во время эпидемий.
— Выходит, что церковь не соблюдает распоряжения местных органов власти?
— Тот запрет, который я видел, касается досуговых мероприятий. Мне неизвестно про нормы, которые бы предполагали запрет богослужений, в том числе в храмах, где собираются более 50 человек.
— Многие пользователи соцсетей выражают недоумение тем, что, несмотря на карантинные меры, прихожане продолжают стоять в очередях к мощам, прикладываются к иконам и тем самым, возможно, способствуют распространению вируса. Как вы полагаете, имеет ли смысл введение запрета на подобные мероприятия? Действительно ли вы уверены, что обтирание спиртом после прикосновения к иконе спасает от коронавируса?
— Я думаю, что те меры, которые принимает церковь, научно обоснованны. Дезинфекция будет несомненно способствовать тому, чтобы не создавались дополнительные риски для распространения вируса. Хотел бы обратить внимание на то, что, например, в метро и в общественном транспорте концентрируется гораздо большее количество народу. Я бы хотел также подчеркнуть, что посещение церкви и участие в таинствах церкви — это для всех верующих людей вопрос их духовного состояния, вопрос, если хотите, их спасения. В ужесточении профилактических мер нет необходимости, поскольку нет понимания, что богослужение не является каким-то дополнительным фактором распространения инфекции.
— Вводились ли особые режимы богослужений в храмах РПЦ за рубежом — в странах, где был введён режим ЧП?
— Опыт разнообразный. Насколько мне известно, в Великобритании вообще не вводят никаких ограничений. Я знаю, что в любых странах, где есть приходы нашей церкви, максимально пытаются следовать разумным мерам, которые исходят от правительства этих государств. Меры очень серьёзные, беспрецедентные. Церковь всегда с вниманием относится к рационально обоснованным требованиям, касающимся всех сторон её жизни, начиная с санитарно-эпидемиологического благополучия и заканчивая пожарной безопасностью.
— К вопросу о других странах: как планируется проведение пасхальных мероприятий на территории Израиля?
— Все меры носят временный характер. Давайте дождёмся приближения Пасхи и тогда будем это обсуждать.
— Планирует ли РПЦ проводить богослужения и другие мероприятия для прихожан в онлайн-формате в случае ухудшения эпидемиологической обстановки, введения ЧП на территории России? Имеются ли наработки в данной области? Сможет ли церковь продолжить работу в режиме онлайн? Есть у РПЦ вообще такая возможность?
— У нас есть храмы, из которых транслируются богослужения — это ориентировано на людей, которые не могут лично посещать храмы, например из-за инвалидности. Однако я думаю, что большинство наших верующих предпочитают лично посещать храмы. Для них это часть их жизни и, учитывая, что меры безопасности являются достаточными, наши верующие предпочитают приходить в храм.
— Многие люди сегодня переведены на карантин. По приказу руководства они не могут посещать церковь, даже будучи здоровыми. Есть и вернувшиеся из Европы, которые также находятся на карантине. Целесообразно ли организовывать онлайн-трансляции мероприятий для этой категории людей?
— Для тех, кто находится в ситуации принудительного карантина, и так есть трансляции — их можно найти в интернете.
КП: Можно ли заразиться коронавирусом в храме?
Отец Владимир: Храм для каждого верующего человека - это дом Божий. Ну, вот есть таинство причащения — ты соединяешься с Христом. И тут же боишься заразиться какой-то болезнью. Эти вещи просто несовместимы. Но это не означает, что в храме никто не может заразиться. Потому что у нас все совершается с верующими людьми по их вере. К примеру, если неверующий человек выпьет причастие, это же не значит, что он соединится с Христом. Ведь у него нет в веры Бога. Таинство не совершается само по себе, это не таблетка, не аптечный препарат. Господь хочет что-то дать человеку всегда, а человек должен хотеть это принять искренне, всем сердцем. И вот тогда эта связь осуществляется между Богом и людьми, таинственная. И, конечно, представить себе, что во время таинства соединения человека с Богом может произойти заражение, это оскорбление разума верующего человека.
Точно знаю одно. Никаким образом присутствие человека в храме не повредит его душе. Когда мы какие-то таинственные, мистические вещи пытаемся описать простым языком науки (физики или биологии), это не работает. Я точно знаю, что если человек приходит в дом к любящему отцу, с ним там ничего плохого не случится, в это я верю.
КП: Что делать, если в церкви не соблюдают правила санитарной безопасности?
Отец Павел: Нужно человеку подойти к настоятелю храма за разъяснениями. Тогда, может, сам настоятель это прекратит. Если настоятель говорит, что он не поддерживает все эти введенные правильные нормы, тогда нужно об этом сообщить благочинному, то есть, главному священники в районе. И должно быть это прекращено, безусловно.
Священник, кандидат биологических наук Владимир Духович Фото: Олег РУКАВИЦЫН
КП: Нужно ли закрывать храмы, чтобы не допустить эпидемии?
Отец Владимир: Нет. Вот вам пример. Страны Италия , Испания , которые прекратили богослужения в первую очередь, как одну из первых мер по борьбе с распространением инфекции. Посмотрите там на цифры. Помогло им это? Люди отказались от Бога, они испугались, что Бог может принести им зло. Они сами себя поставили в ситуацию, когда они не верят в благодатную помощь Божью. Вот ее и нет. Не Бог тебя за это наказал, ты сам отказался от Него, закрыв дома его и запретив участие людям в соединении с ним.
КП: Если в храме есть больные, их нужно выгонять?
Отец Павел: Выгонять из храма не стоит. Можно человека настолько сильно обидеть, что он потом вообще никогда в храм не придет. Бывает, человек впервые в храм зашел, а бывает постоянный прихожанин. Священник должен с амвона взывать к людям и объяснять, что, когда человек болен, он должен оставаться дома. И приводить при этом убедительные доказательства из православного вероучения. Самые известные – это слова апостола Иакова – болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных и да молитву сотворят над ним, помазавшего елеем во Имя Господня. Когда ты заболел и остался дома, это не есть какая-то слабость или маловерие – в этом проявляется твоя любовь к ближнему.
Иерей Павел Островский Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети
КП: Что делать со стариками, которые приходят в церковь? Они же в зане риска из-за этой заразы.
Отец Павел: Бабушки и дедушки в зоне риска вообще с любым заболеванием. Это и обычный грипп, и пневмония. Любая болезнь для них опасна. Я против закрытия храмов, чтобы у нас не совершалось богослужение, но можно найти компромиссные варианты. Например, Служить на улице, с соблюдением определенных положенных расстояний между людьми. Сейчас наступает более-менее теплое время года.
КП: Почему не отправить людей молиться дома?
Отец Павел: Человек, далекий от церкви, не понимает, насколько для нас важно собраться на литургию. Про домашнюю молитву. Христианину вообще нужно молиться постоянно и неважно – где – дома ты молишься, по улице идешь молишься. Мы в храме собираемся не просто для молитвы. В храме мы собираемся именно для того, чтобы соединиться со Христом. И в таинстве святого причастия все это реализовывается. И без причастия христианин – это как рыба, на лед выброшенная. Если мы в храме собирались бы только бы для молитвы, тогда, конечно, можно было там ввести какой-то карантин, ничего страшного. Но мы собираемся для таинства. Наверное, и правильно, что в храме нужно ограничить какие-то службы церковные, но которые не связаны именно с причастием, чтобы осталось только самое необходимое.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Новые правила РПЦ: крест не целовать, святую воду менять, иконы дезинфицировать, батюшкам измерять температуру
Церковь начала борьбу с коронавирусом (подробности)
Молитвы от коронавируса будут читать во всех православных храмах
Текст молитвы утвердил Патриарх Кирилл (подробности)
РЕПОРТАЖ
Как в Москве живут храмы, мечети и синагоги в эпоху карантина
Наш корреспондент обошла места служения культа (подробности)
Пытаюсь разобраться (для собственного, что называется, использования) с самой животрепещущей и болезненной темой настоящего времени. И не могу не поделиться некоторыми мыслями, которые кажутся мне важными.
Думаю, что для всех, кто следит за ситуацией с распространением коронавируса в мире более или менее внимательно, очевидно, что Россию эта общая беда вряд ли каким-то чудом обойдет стороной. А если обойдет, то именно, что чудом, однако надеяться на него вряд ли стоит.
Карантин в стране, безусловно, введен, но он не носит тотальный характер — его действенность сама по себе, без соблюдения всего вышеуказанного, достаточно невысока. Например, в Сингапуре до сих пор РАБОТАЮТ ШКОЛЫ, хотя и с определенными изменениями в организации занятий, в частности, классы разделены на более мелкие группы.
НЕТ и ПОЛНОГО ЗАКРЫТИЯ ХРАМОВ различных конфессий, находящихся в стране. Введены меры ограничительного характера, но тем не менее их посещение возможно.
Можно четко видеть: УСЛОВИЯ СТРОГОГО КАРАНТИНА ОКАЗЫВАЮТСЯ РЕШИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМЫМИ ИМЕННО ТОГДА, КОГДА СОВЕРШАЮТСЯ ОШИБКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ распространения коронавируса и разрастание эпидемии приобретает неконтролируемый характер, угрожая коллапсом системе здравоохранения, унося сотни и тысячи жизней, разрушая экономику государства. Но и они в этот период сами по себе не становятся решением проблемы, принимаются исключительно вынужденным образом. А результативность борьбы с эпидемией в большей степени достигается теми же самыми способами, о которых говорилось выше и о которых напоминал не так давно в своем заявлении глава ВОЗ Гебрейесус.
Я думаю, что в любом случае с введением карантина мы обязательно столкнемся с необходимостью существенно ограничить посещение наших храмов прихожанами, особенно – пожилого возраста, у нас, скорее всего, не будет в этом отношении выбора, не говоря уже о том, что такое ограничение РАЗУМНО. Нам нужно будет продумывать, каким образом мы будем исповедовать и причащать в условиях этого ограниченного посещения людей в храме и на дому, как поддерживать связь с прихожанами посредством социальных сетей и просто – телефонного общения. И самое главное – как в этот трудный момент оставаться настоящими христианами или же – наконец становиться ими.
И это касается не только лишь необходимости не оставлять молитвенной жизни, оказавшись временно (частично или полностью) оторванными от храмового богослужения. Не только возможности посвящать в период карантина больше времени чтению духовных книг и тому же молитвенному деланию. Очень важно будет нам самим в эту пору избежать паники, уныния, но доверить себя Богу и принять от Него с верой в Его любовь все то, что будет Ему угодно попустить нам пережить, не ставя Ему никаких условий и не требуя от Него ничего. А просто – повторюсь – доверяя Его любви и премудрости.
Но так же важно будет избежать и смущения и ожесточения. Если оправдаются неблагоприятные прогнозы и мы тоже превратимся в зону бедствия, то обязательно начнется стихийный поиск и выявление виноватых. И, учитывая те настроения, которые прослеживаются уже сегодня, виноватой обязательно окажется и Церковь, и ее священноначалие и духовенство, и верующие люди, приступавшие к Таинствам и приходившие в храмы поклониться находящимся там святыням. Спрогнозировать это можно в настоящий момент, нельзя лишь сказать, каковы будут характер и масштабы этого явления. Главное другое – не отвечать на обвинения обвинениями, не приходить в растерянность и, опять же, не смущаться и не ожесточаться самим.
Испытанием станет и то разделение, которое мы наблюдаем собственно между верующими, в Церкви в настоящие дни. Поводом для него становятся самые разные вещи, но более всего – те нормы санитарно-гигиенического характера, которые мы стараемся соблюдать в храмах. Кому-то они кажутся решительно недостаточными, а кто-то, наоборот, обвиняет священноначалие в неверии и бездуховности из-за того, что они введены. Это не удивительно: болен мир, больно общество, и та его часть, которая составляет собой Церковь здесь, на земле, не является исключением. А болезни обостряются, когда наступает кризис. И нам надо постараться всеми силами этого разделения не допускать, это зависит от каждого из нас – быть терпимее и мягче, избегать вражды и озлобления, находить в себе силы прощать и принимать тех, кто думает в Церкви иначе, не так, как мы. Ведь если мы в это исключительно трудное время окажемся расколотыми на различные противоборствующие лагеря, то последствия этого будут для нас не менее катастрофичными, нежели последствия пандемии.
Мир испытывает шок, мир оказался тотально не готов к тому ужасу, которым стал для него COVID-19. Коронавирус выступил для мира своеобразным тестом на прочность и тут же со всей очевидностью выявилось, насколько он хрупок и несовершенен. Таким же тестом и такой же проверкой он послужит и для нас, христиан. Вне всякого сомнения, мы должны выполнять в этой ситуации все необходимое для того, чтобы минимизировать риск заражения, чтобы уберечь от него наших ближних, должны соблюдать все меры предосторожности, быть организованными и дисциплинированными. Должны исполнять имеющиеся у нас обязанности – настолько, насколько это возможно в новых условиях нашей жизни.
Но при всем этом мы еще обязательно должны верить. И помнить о том, что заботясь о временном, реализуя свою меру ответственности на земле, отдавая кесарево кесарю, мы все же в первую очередь призваны заботиться о вечной своей участи и отдавать Божие Богу. И, что бы ни происходило, с какими бы угрозами мы ни сталкивались, какой бы опасности ни подвергались, искать все же прежде всего Царствия Небесного. Именно это искание – Царствия Небесного прежде всего – и отличает христианина от не христианина и верующего человека от неверующего.
На фоне усилий властей по недопущению развития эпидемии COVID-19 лидеры общин основных традиционных религий России, за исключением РПЦ, объявили о прекращении коллективных молитв.
К гражданам России обратились и президент, и главы регионов за помощью в преодолении эпидемиологического кризиса, предложив вполне адекватные и выполнимые меры по ограничению контактов между людьми.
Коронаоборона Москвы
По мнению главврача московской больницы в Коммунарке Дениса Проценко, пик заболеваемости коронавирусом может прийтись на период с 30 марта по 5 апреля:
"Я думал, что он будет в конце этой недели. Пока прирост есть, теперь я думаю, что будет середина — конец следующей недели".
Главврач больницы, которая в настоящее время является столичным форпостом в противостоянии COVID-19, уверен, что не существует каких-либо избыточных мер в борьбе с коронавирусом:
"Чем больше заградительных и карантинных мер мы примем сами для себя, тем это будет более эффективно".
Принимая во внимание рекомендации специалистов, мэр Москвы Сергей Собянин в своем обращении призвал москвичей воздержаться в том числе и от посещения религиозных объектов.
Иудеи России
Федерация еврейских общин России (ФЕОР) рекомендовала закрыть синагоги во всех регионах страны, чтобы не допустить распространения коронавируса. Соответствующие обращения направили по городам и весям президент ФЕОР Александр Борода и главный раввин России Берл Лазар:
"В большинстве регионов России еще нет официально подтвержденных случаев заражения коронавирусом, тем не менее решение о закрытии синагог было принято в качестве превентивной меры".
Мусульмане России
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации (ДУМ РФ) Дамир Мухетдинов выступил с обращением к единоверцам с призывом принять деятельное участие в борьбе с распространением COVID-19. В указе ДУМ РФ, который вступил в силу 18 марта 2020 года, говорится:
В ДУМ РФ призвали мусульман страны строго придерживаться санитарно-гигиенических рекомендаций Минздрава России и Роспотребнадзора:
"Чем меньше прямых контактов, тем меньше у вируса шансов оседлать нас в своих интересах. Тем самым мы и сами убережемся от заражения, и защитим свои семьи, близких, да и все общество от опасной болезни. Для любого здравомыслящего и добродетельного человека подобное должно быть очевидным".
РПЦ против
В Русской православной церкви заявили, что не станут закрывать храмы в карантинную неделю, которую определил президент России как выходную. Просьбу мэра также проигнорировали. В рабочей группе РПЦ по коронавирусу, а есть и такая, рассказали о своих представлениях о санитарных мероприятиях:
"Пастырский долг духовенства будет в полном объеме исполняться по отношению ко всем тем верующим людям, которые находят для себя необходимым в нынешнее трудное время прийти в храм для молитвы о своих близких и о нашем народе".
Правовое управление Московской Патриархии вдруг озаботилось правами и свободами человека. Раскритиковало постановление правительства Санкт-Петербурга № 161 от 26 марта 2020 года, которое подразумевает запрет на посещение гражданами храмов.
Православные юристы сослались на Конституцию России и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", посчитав права своих единоверцев ущемленными.
Пожертвования COVID-19
Парадигма так называемого особого пути в этот раз завела РПЦ в прямой конфликт с властями Российской Федерации. Более того, с гражданами страны, чье желание избежать участи жителей государств, по которым вирусным Чингисханом в настоящее время проходит COVID-19, попросту игнорируется.
Предложенные меры по противодействию эпидемии оказались очевидными, разумными и приемлемыми для иудейской и мусульманской религиозных общин, но для номенклатуры РПЦ представляются нарушением прав и свобод.
Когда молитва не помогает справиться с собственными болячками, иерархи РПЦ охотно пользуются медицинской помощью как в России, так и за ее пределами. В праве же на жизнь и защиту здоровья своим прихожанам и их окружению, которое может быть заражено коронавирусом при массовых контактах в храмах, они почему-то отказывают.
Для кого-то коллективная молитва может стать фатальной. Правда, потом уже будет не важно, чем руководствовалось церковное начальство, когда приняло решение позволить коронавирусу чувствовать себя в православных храмах как дома.
Собственно, в Нагорной проповеди Христа (Евангелие от Матфея), которая является основой христианства, доступно изложено, как надобно молиться, и совсем необязательно это делать коллективно и тем более напоказ.
Индульгенция на пандемию
Когда правительство Греции трезво оценило перспективы эпидемии COVID-19, во время карантина оно категорически запретило проводить любые богослужения во всех местах религиозного поклонения. За нарушение запрета без колебаний был арестован митрополит Кифирский Серафим, и на него было заведено дело. И это в Греции, где православная церковь на особом привилегированном положении.
Представить себе, чтобы кто-то из представителей российской власти применил жесткие меры в отношении эгоистической позиции РПЦ, которая своими действиями угрожает жизни и здоровью граждан, в настоящее время просто невозможно.
Сложившийся политический альянс РПЦ и действующей власти вряд ли позволит даже в мыслях пожурить церковных иерархов за безответственное поведение. Потому только просят и уповают на человеческое сострадание к соотечественникам, надеясь, что в РПЦ не станут проводить службы до последнего здорового прихожанина.
Подножка православию
Поистине циничная реакция РПЦ на просьбы и требования властей не вписывается в сентенции о "дремучих" мусульманах или "эгоистичных" иудеях. Они-то как раз проявили себя не только как ответственные граждане, но и как адекватные и мудрые люди, для которых благополучие единоверцев и других соотечественников не пустой звук.
Самое печальное, что удар по репутации почувствуют и те священнослужители РПЦ, которые не разделяют санитарного и гуманитарного нигилизма своих больших начальников. Высказывания от имени всей Церкви ложатся и на плечи простых верующих, которым будет трудно объяснить логику поступков иерархов РПЦ в такое трагическое коронавирусное время.
Большого скандала, вероятно, не случится, но критика в адрес РПЦ неизбежна. В период испытаний для страны, вызванных эпидемией, проявляется сущность как отдельного человека, так и тех или иных сообществ. С этой точки зрения репутация РПЦ получила еще один жирный минус.
Как водится, позднее выступит пиарщик РПЦ и обвинит первых пришедших на ум в развязывании информационной войны. Расскажет про русофобию, затянет песню про все тот же особый путь. Может быть, что-нибудь поведает про фальсификацию истории или обвинит COVID-19 в ереси. А потом иерархи РПЦ расскажут пастве о любви к ближнему своему и милосердии.
Читайте также: