Диалектика как философская теория развития шпора
понедельник, 23 июня 2008 г.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
1) Аристотель : трактует диалектику не только как метод умозрительного познания, но и исследования единичных вещей и предметов. Диалектика у Аристотеля дедуктивно-аксиоматическому размышлению, имеющего в качестве образца геометрическое доказательство. Благодаря Аристотелю диалектика стала основным методом философствования в средневековой европейской культуре, где она включала в себя логику и силлогистику как составные части философского метода.
Гераклит (наиболее яркий представитель) .: учения о мире - представление о преходящем, изменчивом хар. всего существующего. Все сущ. вещи возникли из материального первоначала. Однако первовещ. - это огонь. Мир нах. в постоянном процессе изменения, а из всех прир. вещей наиболе подвижен, изменчив огонь. Причина вечного изменения - борьба противоположностей. Д-ка – источник развития. А развитие – это взаимоотнош. противополож. сфер.
Платон: бытие заключ. в себе противоречие – оно едино и множественно, вечно и приходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие – необходимое условие для побужд. души к размышл. Это иск-во – иск-во диалектики.
Эпоха Возрожд: идеи совпад. противоположн. – Ник. Кузанский и Дж. Бруно; концепции конечного и бесконечного, единого и многого.
2) Действительность – не только предмет познания, но и предмет деят-ти.
Кант: ввел идею развития в познание природы. Д-ка разума – иллюзия, и она устраняется, как только мысль возвращается в свои пределы, огранич. познанием одних явлений. Наш мир – это продукт происхождения/развития из к-л простой субстанции. Принцип развития – исход. принцип познания.
Гегель: впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития; сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Диалектика основывается на идее беспрерывного движения, изменения и развития бытия, сущности и понятия, а также идее противоречия как единства взаимоисключающих и одновременно предполагающих друг друга противоположностей. Диалектический метод философствования ориентирован на выявление содержательного, а не формального развития исследуемого объекта, поэтому он характерен для критического и творческого мышления, без которого не может существовать подлинная философия. Процесс развития кас. не только органич. развития, но и культуры.
Немецкая философия – д-ка духа.
3) Западники-материалисты являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.
Герцен . Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее отпечаток.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси.
Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
4) Маркс и Энгельс созд. материальн. д-ку на осн. материалист. понимания истор. процесса и развитии познания, обобщ. реальн. процессов, происх. в природе, общ-ве и мышлении.
Энгельс : д-ка – наука о наиболее общих законах движ. природы и общества
Ленин: д-ка – учение о развитии, самое богатое, содерж. и всестор. учение о развитии
Материалистич. д. - метод изуч-я различ. явлений, раскрытия закономерностей, тенденций р-я и преобраз-я действит-сти. Материалистическая диалектика представляется в виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития. Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее общих законах всякого движения.
Существует объективная(первична) и субъективная(вторична) д., отражение объективной. Объективная д – д природы, вещей, общества, самого объективного мира. А субъективнаая д – д мышления, человеческого познания – средство которым постигается мир. Субъективная д отражает действительный мир в идеальной форме – в виде понятий, суждений, категорий. О и С д – являются противоположностями и между ними есть противоречия (различия ?), которые разрешаются в процессе человеческого познания и деятельности, здесь применяются законы диалектики.
Исходя их основных положений принципа универсального эволюционизма, которые становятся частью современного мировоззрения, возникает необходимость осмысления целостной теоретической модели динамически развивающегося мира. Попытки решить эту сложную методологическую задачу были предприняты более двух с половиной тысячелетий назад. На протяжении этого пути постепенно начала свое становление и развитие диалектика как учение об универсальных законах развития бытия. В рамках теории диалектики исследовались основные узловые философские вопросы: почему развивается мир и куда направленно его развитие, существует ли источник развития и каковы его механизмы, а также многие другие проблемы.
На протяжении тысячелетнего развития диалектика претерпела несколько исторических метаморфоз. В философской литературе выделяют три исторические формы диалектики.
Первая форма получила название – античная диалектика (древний Восток и Греция). Ярчайшими представителями античной диалектики были: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель. Создателем античной диалектики принято считать Гераклита, который понимал ее как учение о противоположностях Мира. Сократ рассматривал диалектику как искусство ведения спора (диалога), целью которого был поиск истины. Ученик Сократа идеалист Платон видел в диалектике, прежде всего метод анализа и синтеза понятий. Аристотель понимал диалектику как умение находить основания для доказательств, т.е. как составную часть логики. В целом диалектика древнегреческих мыслителей характеризовалась своей наивность и стихийностью, которые проистекали из самого характером непосредственного (прямого) созерцания бытия, результатом которых стало появление гениальных диалектических догадок.
Третья историческая форма диалектика была сформулирована в рамках философии марксизма и получила название материалистической диалектики. Основоположниками качественно новой теории диалектики были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. Критически переработав наследие идеалистической диалектики Г. Гегеля, взяв за основу ее рациональное зерно – идею диалектики марксисты дали ей материалистическое обоснование. В таком контексте материалистическая диалектика предстала как наука о всеобщей связи, законов развития природы, общества и мышления. В итоге философам марксистам удалось синтезировать диалектику и материализм и творчески преодолеть как односторонность ее предшествующих форм, так и крайность идеалистической системы мировоззрения.
Современная диалектика представлена как учение, которое состоит из трех основных разделов. Прежде всего, это – совокупность объективных законов, действующих в объективной реальности в ходе ее вечного движения и развития. Далее, диалектика представлена как процесс, изучаемый логикой. Затем и как всеобщий метод научного познания мира. В таком аспекте общепринятым определением диалектики является учение о наиболее общих законах развития природы общества, человека и мышления.
В структурном отношении диалектика представлена в виде системы, в которой объединены ее принципы, категории и законы.
Принцип означает совокупность основополагающих понятий или руководящих идей, на которых логически выстраиваются концептуальные положения, характеризующие понимание мира. К фундаментальным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным принципам можно отнести: принцип материального единства мира; принцип единства логического и исторического; принципы системности и причинности (детерминизма). Например, методологическая роль принципа развития в познании разнообразных явлений предписывает рассматривать их как результат строго направленных изменений и причины возникновения. Принцип всеобщей связи, требует всестороннего рассмотрения предметов, процессов и явлений с учетом всех их опосредованных связей и отношений; Принцип материального единства мира указывает на то, что мировые процессы определены (детерминированы) материальной субстанцией.
Фундаментальные и основные принципы диалектики не могут исчерпывать собой все существенные характеристики развития. Поэтому помимо них важную методологическую роль играют категории диалектики. Категории представляют собой особый тип наиболее общих понятий. В переводе с древнегреческого языка категория означает – указание или высказывание. Категории диалектики отражаются существенные стороны всеобщей связи и развития природы, общества, мышления. В них зафиксированы узловые моменты (ступени) познания бытия, в которых отражается взаимосвязь, взаимопереходы и противоречивость предметов и явлений природы, общества и мышления. Система категорий диалектики представлена следующими парами категорий: причина и следствие; явление и сущность; форма и содержание; возможность и действительность; количество и качество; часть и целое; общее и единичное. Отличительной особенностью категорий диалектики от других категорий философии является их парность, которая характеризуется полярностью или бинарностью. Это позволяет им адекватно отражать и фиксировать противоречивость бытия мира. Следующий компонент диалектики – закон. В понятии закона отражает такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, всеобщности и повторяемости. Законы делятся: на: универсальные или всеобщие, действие которых распространяется на материальную и идеальную сферы; на общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением; и частные законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (например, законы физики, экономические законы, законы логики и т. д.). Отличительной особенностью законов диалектики от других, действующих в объективной реальности закономерностей является их универсальность или всеобщность. Это выражается в их приложимости ко всем явлениям и процессам, происходящим в мире.
В структуре диалектики выделены три закона: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений и закон отрицания отрицания (двойного отрицания).
Сформулированный Гегелем закон единства и борьбы противоположностей - играет особую роль, так как раскрывает источник развития и движения. Поэтому В. И. Ленин называл его сутью, ядром диалектики. Таким источником являются внутренние противоречия, которые представлены как результат раздвоения единого на противоположности и борьбы между ними. Всякое развитие представляет собой разрешение противоречия и в то же время возникновение все новых противоположностей, новых противоречий. Такой взгляд в истории философии мы встречаем у Гераклита, Н. Кузанского Г. Гегеля и др. Важнейшими категориями закона являются: тождество, различие, противоположности, противоречия.
Для целостного рассмотрения развивающихся явлений и предметов недостаточно вскрыть только причину их развития. Необходимо показать саму динамику этих изменений, т.е. с чего начинаются изменения и во что выливается. Такую задачу решает второй закон диалектики – закон перехода количественных и качественных изменений. Этот закон раскрывает характер процесса развития, внутренний механизм движения, пути и формы перехода от старого к новому через категории "качество", "количество" и "мера". Переход количественных изменений в качественные сопровождается и обратным процессом, т. е. новое качество порождает новые количественные изменения. Потому мы говорим о взаимном переходе количественных изменений и изменений качественных. Сам переход от старого качества к новому в отличие от количественных изменений (непрерывности) осуществляется всегда в виде скачка, перерыва постепенности. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное методологическое значение. Он ориентирует познающего субъекта на описание явлений, в соответствии с четкой последовательностью: качество — количество — мера. Таким образом, развитие мира (природных, социальных явлений и мышления) осуществляется путем накопления количественных изменений и их перехода в качественные.
Синергетика возникла в ХХ веке как новый междисциплинарный подход, основанный на теории самоорганизации систем. Основаниями для развития синергетических идей стали новые реалии в организации и развитии материи. Это факты, которые свидетельствовали о том, что в мировой динамике, развитие имеет нелинейные, многовариантные, многопричинные характеристики, в которых чрезвычайную роль играет случайность. Основателями и разработчиками синергетики являются Г. Хакен, И. Пригожин (бельгийский ученый русского происхождения) и И. Стенгерс. Современные представление о системно-структурной, пространственно-временной и динамической организации мира указывают на то, что мир представлен в виде сложнейшей иерархии динамических системы. Такая система способна обмениваться с окружающей средой веществом, энергией и информацией и находиться в состоянии далеком от равновесия. Дальнейшая эволюция (развитие) открытой системы, как правило, проходит путем прогрессирующего усложнения последней. Эти представления были положены в основу понимания и интерпретации самоорганизации материальных систем.
Разработчики этого междисциплинарного подхода привели в качестве основных принципов синергетики следующие положения:
а) невозможность жесткой обусловленности (детерминации) тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;
б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;
в) сложные системы потенциально имеют многовекторный характер развития (альтернатива сценариев), осуществляя их в точках бифуркации (ветвления);
г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры;
д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой для стабильного и динамичного развития – именно такие системы более способны к самоорганизации.
Таким образом, методологическое значение синергетикизаключается в том, что ее научные положения обогащают теорию диалектики и углубляют наши представления о развитии и динамике универсума.Синергетическая картина мира дает новые, серьезные аргументы, укрепляющие позиции диалектического мировоззрения.
В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.
Исторически первой появляется диалектика как способ объяснения мира. Традиционно считается, что родоначальником диалектики является Гераклит. Мир, по Гераклиту – это нечто упорядоченное, подчиняющееся всеобщей закономерности (логосу). А основу логоса составляет всеобщая изменчивость, общая текучесть вещей и явлений природы. Постоянное движение мира опирается, по Гераклиту, на борьбу (войну) противоположных сторон и тенденций. На основе борьбы противоположностей устанавливается гармония мира.
Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир. В основе мира лежит, по Гегелю, абсолютная идея, а мир – это результата её саморазвития. В ходе саморазвития абсолютная идея проходит некоторые стадии, которые находятся в скрытом виде в ней самой, превращается в свою противоположность (материалистическую природу), чтобы затем снова обрести собственную сущность, но на более высоком качественном уровне. По Гегелю, источник развития заключён в саморазвитии понятия, то есть имеет духовную природу.
Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).
Диалектический тип мышления предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии.
6. Диалектика и синергетика
Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Согласно принципам диалектики, мир в целом и все его части постоянно находятся в состоянии развития, движения, усложнения. При этом все элементы мира находятся в состоянии взаимосвязи, изменения в одних сферах бытия тянут за собой изменения во всех иных сферах бытия.
Законы диалектики более конкретно объясняют процесс развития.
Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные описывает механизм развития. Качество – это внутренняя определённость предмета или явления, характеризующая предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства – способность предмета определённым образом соотносится с иными предметами. Количество – это внешняя определённость объекта, нечто относительно для него безразличное (например, независимо от размеров все собаки имеют одинаковые органы, выполняющие одни и те же функции). Мера – это единство качества и количества, показатель того, что одному качеству соответствует некоторый диапазон количественных характеристик. Границы меры – это предельные количественные значения, которые может принять данное качество.
Некоторый объект может изменяться количественно. Если эти изменения не превышают границы меры, то его качество остаётся прежним. Если же изменения выходят за границы меры, то изменяется качество объекта – количество переходит в новое качество. Это новое качество означает новую меру, то есть новый диапазон количественных изменений. Пример действия закона – изменения агрегатного состояния воды, когда при достижении определённой температуры вода превращается или в лёд, или в пар.
Переход от одного качества к другому есть всегда скачок – перерыв постепенного развития.
Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития. Причиной развития объявляется борьба противоположных сторон и тенденций того или иного явления или процесса.
Тождество – это категория, выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.
Диалектические противоположности находятся, с одной стороны, в состоянии единства, так как не могут существовать друг без друга (пример, полюса магнита), с другой – в состоянии борьбы, взаимоотрицания, взаимооталкивания.
Каждый объект существует первоначально как тождество самому себе, в котором существуют некоторые отличия. Вначале отличия носят несущественный характер, затем становятся существенными и, наконец, переходят в противоположности. Развитие противоположностей достигает стадии противоречия, которая характеризуется конфликтом, противостоянием сторон и тенденций и разрешается переходом противоположностей не только друг в друга, но и в более высокую форму развития объекта.
Закон отрицания отрицания показывает направленность процесса развития. Отрицание – это уничтожение старого качества новым. Диалектическое отрицание представляет собой единство трёх моментов: уничтожение старого, преемственность в развитии и утверждение нового. Отрицание отрицания содержит в себе эти моменты и характеризует цикличность развития. В процессе развития выделяется три стадии: 1) утверждение, положение, тезис; 2) отрицание, противоположение, антитезис; 3) отрицание отрицания, снятие противоположностей, синтез.
Согласно данному закону, в ходе развития постоянно происходят возвращения к прежнему состоянию, якобы к старому, но на более высоком качественном уровне. Поэтому процесс развития носит поступательный характер и графически может быть представлен в виде расширяющейся спирали.
Синергетика – теория саморазвития неравновесных, открытых систем, то есть систем, имеющих источники и стоки энергии, вещества и информации. Основные представители синергетики – это Г. Хакен, И. Пригожин, Б. Мандельброт и др.
Суть синергетики состоит в следующем. Открытые системы в ходе своего саморазвития часто оказываются в точках бифуркации (неравновесия), где их поведение описывается вероятностным образом, нелинейными уравнениями, куда переменные входят в степени не равной единице. Из точки бифуркации система попадает в одну из возможных историй своего развития, причём в какую именно зависит, во многом от нескольких случайностей. Здесь происходит самоорганизация, возникают устойчивые структуры (аттракторы), появляется отсутствовавший до этого порядок, к которому любая система тяготеет.
Согласно синергетике, все виды реальности содержат в себе возможность нового типа бытия. Способность к самоорганизации – органичная черта всего существующего.
Насчёт взаимосвязи диалектики и синергетики высказываются различные мнения. Некоторые философы рассматривают синергетику как частный случай диалектики. Другие – диалектику как часть синергетики. Третьи утверждают несовместимость диалектических и синергетических подходов.
В истории философии можно выделить два основных типа понимания диалектики: как способ нахождения истины и как теория развития мира. Оба они зародились в Древней Греции.
Вторым этапом развития диалектики как философской теории развития является идеалистическая диалектика Г. Гегеля. Гегель дал развёрнутый диалектический анализ важнейших категорий философии, сформулировал основные принципы и законы диалектики. Гегелевская система подчиняла диалектическому развитию весь мир.
Третий этап развития диалектики – материалистическая диалектика марксизма или диалектический материализм. Маркс впервые в истории соединил материализм и диалектический стиль мышления. Маркс выделил объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это процессы и явления природы и общественной жизни, имеющие диалектическую природу. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология, представляет собой отображение объективных диалектических процессов в мышлении субъекта.
Таким образом, в истории диалектики как теории развития мира выделяется три периода: диалектика древних (представитель – Гераклит), идеалистическая диалектика (представитель – Гегель), материалистическая диалектика (представитель – Маркс).
Диалектика – тип мышления, который предполагает рассмотрение мира во всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости его явлений и процессов, в постоянном развитии. Суть диалектики составляют принципы всеобщей связи и развития, а также три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания. Синергетика – междисциплинарное направление научного исследования, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем. В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики. Наиболее ранняя из них — стихийная диалектика древнегреческих философов, развивающаяся как на материалистической (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор), так и на идеалистической (Сократ, Платон) основе. Вторая наиболее влиятельная форма диалектики — идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Ге- тель). Третья — материалистическая диалектика основы которой заложили К. Маркс, Ф. Энгельс, В,И. Ленин.
Пространственно-временные
Характеристики бытия
Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими объяснениями сущности пространства и времени.
Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.
Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.
Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
четверг, 10 марта 2011 г.
Диалектика как термин используется в смысле отражение всеобщих законов движения и развития объективной действитдаьности.
Диалектикажак понятие употребляется в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность объективных диалектических закономерностей , процессов, действующих в мире независимо от: сознания человек!. Это диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительного процесса. Это объективная реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективной диалектики в сознании.
3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Материалистическая диалектика представляется в виде системы, в которой каждый закон, каждая категория занимают строго определённое место и находятся во взаимосвязи с другими законами и категориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержание всеобщих свойств и связей действительности ,всеобщих форм бытия, диалектических закономерностей движения и развития.
Субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому в результатах противоречия м/у ними быть не может.
Диалектика как теория развития. Гегель: истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания, длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Три закона диалектики:
Закон единства и борьба противоположностей,
закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,
закон отрицания отрицания.
Противоречивость бытия познается лучше тогда , когда Mig знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон , свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .
Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо исключающие и взаимопредпологающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).
Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.
Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ , благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции-словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.
Противоречие выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
3. Категории диалектики разнообразны, сложны по своей природе.
В процессе познания категорий, отражающих многообразие связей реального мира, можно выделить два категориальных ряда:
а) первый категориальный ряд выражает "устройство" и "организованность" бытия. К
этому ряду можно отнести следующие парные категории диалектики: "единичное и общее", "многое-единное", "сходство-различие", "качество-количество", "простое-сложное", "часть-целое","конечное-бесконечное","форма-содержание" и т.д.
б) Другой категориальный ряд выражает универсальные связи детерминации. К ним
относятся: "явление-сущность", "причина-след ствие", "случайность-необхо димость", "возможность-действительность" и д.р. Первый ряд категорий можно назвать "горизонтальными",а "второй"-"вертикальным".
Читайте также: