Духовная жизнь общества философия шпора
Духовная сфера общества.
1. Специфика духовной сферы общества.
2. Особенности духовного производства.
3. Наука как вид духовного производства.
4. Искусство как вид духовного производства.
5. Религия как вид духовного производства.
1.Духовная сфера общества – это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете). Духовная сфера – это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры – формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.
Элементы духовной сферы общества:
· духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия
· духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат
· духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений.
Виды духовного производства:
-
Наука как вид духовного производства. Наука 1) система знаний; 2) социальный институт.
Наука – систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.
Основные признаки научного познания:
- Систематичность и логичность
- Наличие идеализированных объектов
- Необходимость методов, методологии и средств научного познания
- Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания
- Наличие особого языка науки
- Строгость и объективность открываемых истин
- Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки
- Познавательная
- Объяснительная
- Практически-действенная (наука дает метод по преобразованию мира, а также служит внедрению технологий и созданию техники)
- Прогностическая (например, предвидение природных аномалий)
- Мировоззренческая
- Функция социальной памяти
Дифференциация и интеграция научного знания.
Дифференциация науки – процесс, связанный с возрастанием числа специальных наук, становлением новых научных дисциплин, формированием новых научных направлений, подходов, концепций, теорий. Если во времена Аристотеля наука едва ли делилась на 20 областей знаний, то сейчас это деление не знает границ. Этому во многом способствовало открытие микроскопа и телескопа. Физика разделилась на механику, оптику, электродинамику, статистическую механику, термодинамику, гидродинамику и т.д. Появляются и новые науки, например, генетика. Дифференциация приводит к прогрессирующей специализации научных работников, отсутствию взаимопонимания представителей различных научных направлений и дисциплин, что не способствует прогрессу науки.
Интеграция науки – процесс, связанный с объединением наук на основе единства различных уровней и фрагментов универсума. Многие науки, например, химия, физика, астрономия и пр. объединяются на основе изучения элементарных частиц. Интеграция проявляется как:
· Разработка теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (кибернетика, синергетика)
· Комплексный характер решения проблем
Дифференциация и интеграция – две взаимодополняющие тенденции в науке.
4. Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.
Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.
Другой пример социального характера искусства – тоталитарное искусство XX века. Ярким примером является направление соцреализма в СССР, которое считалось главной и единственно правильной формой искусства. Тоталитарное искусство становится орудием политики, власти, идеологии. Государство монополизирует и контролирует деятельность художников, все не признанные официальными стили искусства запрещаются.
Функции искусства:
1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.
2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.
3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.
5.Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства – форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.
Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:
1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию – систему религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа; б) религиозная психология – совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания.
2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. В качестве культа выступают обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, обряды, молитвы и пр. Главная функция религиозного культа – доведение до сознания верующих определенных религиозных идей, смыслов.
3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии и возникновение на этой основе общности верований и обрядов. Главной религиозной организацией выступает церковь – автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями (клиром). Религиозными организациями могут быть и секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению. В сектах, как правило, отсутствует жесткое деление на священнослужителей и мирян, активно ведется миссионерская деятельность.
Функции религии как социального института:
2. Регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.
3. Интегративная – через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.
4. Коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.
1 Нравственноесознание
Теоретическоепредставление общества, выраженное категорией бытия, дает ему слишкомабстрактную, хотя и необходимую характеристику. Реальная жизнь обществавключает в себя и духовную составляющую. Не случайно многие философы настаиваютна том, чтобы бытие рассматривалось как неразрывное единство материальной идуховной сторон. Однако не отрицая их взаимосвязи, на наш взгляд, важноанализировать общественную жизнь как с той, так и с другой стороны, завершаяисследование целостной картиной, в которой синтезируются результаты какпервого, так и второго подхода.
В любом случае требуетсядетальное рассмотрение духовной жизни общества во всем ее многообразии изначимости. В рамках учебника это трудновыполнимая задача. Здесь могут бытьпредставлены лишь основные принципы такого подхода и его перспективы.
Характеризуя духовнуюжизнь общества, мы с большей или меньшей полнотой должны представлять ее каксовокупность идей, теорий, предвидений и исторических воззрений, включающуюдаже ошибочные взгляды и заблуждения, но не упускать и эмоциональные аспектычеловеческого сознания, такие, как чувства, настроения, ценности, потребности ит.д. На первом плане рассмотрения в данном учебнике будут основные структурыдуховной жизни, такие, как наука, философия, право, политическая идеология,нравственное, эстетическое, религиозное сознание.
Важно дать, однако, невполне традиционное для нашей отечественной философии рассмотрение ихсодержания и взаимоотношения, соответствующее требованиям нового времени.Поскольку в предшествующих главах так или иначе характеризовались наука,философия, религия, политическая идеология, право как формы общественногосознания, сосредоточим далее внимание на нравственности и искусстве.
Принципиальным длярассмотрения духовной жизни будет для нас выявление противоречий в еесодержании и структуре. Духовный мир общества формируется душами отдельныхлюдей, но составляет особую целостность, обладающую собственными качествами,которые не сводятся к проявлениям ума, характера, чувств, верований и волевыхустремлений индивидуумов. Эти социальные качества духовной жизни в свою очередьи определяют своеобразие человека, его принципиальное отличие от животного.
Обретая нравственныепринципы (законы) как абстрактно общую форму должного (необходимого), человек,как ни странно, становится более свободным, он одерживает свою духовную победунад пассивной подчиненностью слепым силам природы. Однако при этом победительсам вынужден подчиниться образу бытия побежденного, принять его облик, ибовнутренняя свобода, преломляясь в существе человека, все же действует на негокак общая, обезличенная сила, налагающаяся на его волю и подчиняющая его черезобуздание индивидуальной жизни началом абстрактно-общим.
Для того чтобы разобратьсяв том, как это происходит, придется вернуться не просто к древнему обществу, аскорее даже к его предыстории, к тем истокам духовной жизни человека, которыеможно обнаружить благодаря современным научным данным. Эта предысторияначинается согласно доступным ныне научным источникам с эпохи первобытногочеловеческого стада, с появления целеполагающей орудийной деятельностидревнейших людей, называемых архантропами. Этот период — нижний палеолит —начинается примерно 2,6 млн лет назад и заканчивается около 100 тыс. лет назад.
Следующий этап — среднийпалеолит (так называемая мустьерская эпоха) начинается около 100 тыс. лет изаканчивается 45— 35 тыс. лет назад. Он характеризуется наличием искусственнопостроенных жилищ, признаками объединения людей в коллективы, т.е. появлениемзачатков родового строя. Период среднего палеолита до верхнего (или неолита)длится до 10—12 тыс. лет назад. В этом периоде формируются все признаки родовойобщины: упорядоченные формы социальной организации, а именно коллективизм в производствеи потреблении, общая собственность и уравнительное распределение добытого ипроизведенного продукта. Важно также и появление свободного времени, незанятого трудом. Оно заполняется общением между людьми, отправлением ритуалов,праздниками.
В верхнем палеолитеобнаруживается уже существование лунного календаря и арифметического счета, врамках нарождающейся родовой общины складывается, таким образом, духовная жизньлюдей, так называемый мифоритуальный комплекс, благодаря которому начинаетсярегламентация не только в производстве, но и в коллективном общении. Появлениенадбиологической памяти, первоначальные знания и навыки передаются из поколенияв поколение. Регламентации через мифоритуальный комплекс подвергаются каквнешнее поведение, т.е. отношения между людьми, так и внутренняядуховно-психологическая сфера. Таким образом, с возникновением родовой общиныобразуется целостный хозяйственный, социальный и духовный организм.Формирующееся самосознание человека вместе с осознанием коллективной общностиприводят к установлению кровнородственных отношений и связей.
Развитие мифоритуальногокомплекса, содержащего первоначальные знания и верования, магию, тотемизм,шаманизм, а также соответствующие изобразительные формы, санкционирует ирегулирует не только отношения людей в общине, но и первые запреты на брачныеотношения внутри рода (экзогамия).
Таким образом, какие бысовременные формы общественного сознания, духовной жизни мы ни рассматривали,будь то отношения власти, право, искусство, религия, мораль, философия и т.д.,мы находим их корни и даже едва проявляющуюся специфику в этом древнем, каксама человеческая цивилизация, ритуально-мифологическом комплексе.
На стадии позднеродовойобщины, связанной с первыми формами общественного разделения труда, такими, какскотоводство и земледелие, вытеснившими охоту и рыболовство, происходитдемографический взрыв, следствием которого становится расселение людей наобширных территориях. Расселение в свою очередь разрушало прежние родовыесвязи. Появившиеся межобщинное разделение труда и территориальное делениеприводят к смене матриархата патриархатом и к укоренению оседлого образа жизни.Прежняя родовая связь заменяется тотемной через символический образ общегопредка (тотема). Оставаясь в границах единого мифоритуального комплекса,духовная жизнь родового общества становится все более дифференцированной,помимо чисто нормативной и познавательной, она приобретает функции культурнойсоставляющей, хотя и сосредоточена по-прежнему вокруг жрецов и осуществляется всакральных формах. На смену тотемизму постепенно приходит антропоморфный культпредков на фоне формирующегося рефлексивного сознания, т.е. различения внешнегомира (оно), родоплеменной общности (Мы) и собственного внутреннего (Я).
Эта нормативностьнравственных категорий, однако, иногда рассматривается как нечто самодовлеющее,когда высшей и первичной категорией нравственности объявляется обязанность, ане право. Право рассматривается лишь как отражение обязанностей. Человеческоеповедение — индивидуальное или коллективное — определено не правом, аобязанностью, а именно обязанностью служить добру.
На смену этой концепциипришло христианское откровение избранности человеческой жизни, а вместе с ним ихристианское понимание сущности морали. В ней авторитетность моральных сужденийи лежащее в их основе понимание должного, равно как и внутреннего нравственногоидеала, выводится из сверхприродного, божественного начала в самом человеке.
Истина обладает, это всезамечают, притягательной силой. Она удовлетворяет человеческое любопытство,практически полезна и даже эстетически изящна. Именно поэтому истина обладает иавторитетом, статусом должного. Она заставляет одной лишь интеллектуальнойсилой следовать ей в процессе дальнейшего познания мира, практических действияхи в поступках человека вообще. Истина мобилизует человеческую волю и энергиючеловека, ради нее человек способен на подвиги и самопожертвования. Но может лиавторитет истины быть достаточным основанием должного в сфере нравственности?
В известном смысле — да!Для того чтобы поступать нравственно, человек должен следовать имеющемуся унего знанию о других людях, соседствующих с ним. Он должен знать, почему ему неследует убивать, грабить, насиловать, совершать другие поступки, несущие злодругим людям. Ему следует понимать, что, совершая их, он уничтожает своюличность, кроме того, обращает на себя зло со стороны окружающих его людей, ондолжен знать о последствиях своих поступков для себя самого и общества.Наконец, он должен знать о той боли и страданиях, которые его действияпричиняют жертвам, их родным и близким. Знание всего этого становитсядействительно тем внутренним судьей, который принуждает человека не совершатьзлодеяний.
Сфера нравственностикасается не только отношений между людьми, но и отношения человека к природе.Нанося ущерб природе, человек приносит зачастую вред другим людям, независимооттого, идет ли речь о современниках или о следующих поколениях. Мы должнызнать, что, загрязняя водные источники, мы лишаем себя и других возможностипользоваться чистой водой, любоваться красотой озера, ручья, реки.Высокопоставленный чиновник, причастный к распродаже невозобновимых минеральныхресурсов, безнравственен, ибо наносит непоправимый вред своему народу,государству ради кратковременной выгоды и сомнительного личного успеха.
Однако нравственность —развивающаяся система отношений. В начале века разбазаривание природныхресурсов не считалось таким уж безнравственным деянием, считалось если и злом,то небольшим. Сейчас укрепляется сознание того, что вред, наносимый живойприроде, сам по себе безнравственен уже потому, что и сам человек — всего лишьодна из форм жизни. Мы знаем также, что деятельность человека уже сейчасгубительно сказывается на флоре и фауне Земли. И следовательно, отношение ковсему живому, существующему на нашей планете, должно быть не менееблагоговейным, чем отношение к своим домашним питомцам. Основания для такойэволюции нравственности, безусловно, есть. Мы знаем, что в просторах Вселеннойхрупкий росток жизни, возникший на Земле,— не только чрезвычайно редкое, но,возможно, уникальное явление.
Итак, знаниедействительно является одним из оснований морали. Истина придаетавторитетность, долженствование категориям морали, которые без опоры на сейфундамент могут стать рычагами произвольного манипулирования и самимипринципами морали, и ее главным инструментом — общественным мнением. Вопрос втом, какие именно знания, какие истины могут стать фундаментом человеческойморали, если принять во внимание, что истина должна для этого стать идеей,овладевающей умами и душой каждого человека и к тому же обрести черты егоидеала.
Между тем во всехпопытках дать хотя бы более или менее удовлетворительный научный анализдуховной жизни общества всегда самой трудной проблемой были непреодолимыепротиворечия между идеями и идеалами, целями и основаниями, мотивами исредствами, разумом и человеческими страстями, намерениями и законами и т.д.
Задача философии и другихнаук состояла в том, чтобы выяснить суть объективных законов природы, обществаи мышления, чтобы на основе обретенной таким образом объективной истиныустановить соответствующие нормы морали, права, искусства и всех другихпроявлений человеческого духа.
Нет, стало быть,возражений против того, что знание служит опорой морали, цементируянравственность своим рационализированным авторитетом. Вопрос в том, каково этознание, как и чем оно наполнено на том или ином историческом этапе. Выражает лисама истина полноту реальной человеческой жизни. Можно определенно признать,что эта полнота знаний о человеке далеко не достигнута даже сейчас. Не говоряуже о времени зарождения марксизма.
2 Эстетическиеформы духовной жизни
Не меньшей значимостьюдля общества обладают эстетические формы духовной жизни, выражающие, с однойстороны, восприятие человеком красоты окружающего мира, а с другой — стремлениек прекрасному, заложенное в нем историей всего человечества. Естественнопоэтому, что понять природу столь сложного феномена, как искусство, можно лишь,выявляя множество противоречий в отношении человека к действительности и ксамому себе.
Красота окружает нас. Мывидим ее в восходах и закатах солнца, бушующих морских волнах, в первойвесенней зелени лесов, по видим также и то прекрасное, что создает человек, внем самом, во взгляде любимой женщины, в изяществе ее движений. Словом, красотаесть во всем. Казалось бы, все, что требуется от человека,— наслаждаться ею,беречь и умножать ее. Но почему ощущение красоты всегда вызывает одновременночувство тревоги и почему философы, поэты и даже математики так настойчивостремятся к ней, добиваются ее взаимности, мечтают остановить мгновениепрекрасного? Почему они видят в ней проблему для постоянных размышлений,дискуссий? Почему так важно знать каждому, что такое красота, приобщаться кней, причем даже иногда не имея возможности обладать ею? Почему она такантагонистична обладанию? Ведь человек, получивший в собственность предметсвоего эстетического наслаждения, как правило, быстро утрачивает чувствопрекрасного, освобождая место для чувства собственности. Почему первоевозвышается над вторым?
Прежде всего мы видим вкрасоте печать вечности, ибо проходят века, а человек продолжает восхищаться,например, совершенством скульптуры Венеры Милосской. Время обезобразило еемраморное изваяние, изменились и представления о красоте у современных людей,чьи вкусы формируются сейчас не просто массовой культурой, но и компьютернойграфикой и тиражируемой эротикой, СМИ, рекламой, помешавшейся на секс-символах.И все же до сих пор жива, нетленна красота Венеры, олицетворяющей не те илииные меняющиеся стандарты вкусов, а идеал эстетического восприятия мирачеловеком.
Понятие красоты сугубочеловечно. Если мы и говорим о красоте, растворенной в мире природы, людей ивещей, то только в силу того, что человек воспринимает ее и творит ее, пройдя усамой жизни школу мастерства живописи, музыки и танца. Не будем думать охудшем, когда исчезнет паша цивилизация,— подумаем о том, что было, когдачеловек еще не появился. Были, разумеется, рассветы и закаты, волны Мировогоокеана, были небесные светила. И все же красота появляется лишь с человеком.Значит ли это, что красота, прекрасное (так же, как безобразное иотталкивающее) сугубо субъективные понятия?
Почему, например,Ренессанс нашел для себя наиболее благоприятную почву именно в Италии, когдавнутренняя ситуация (раздробленность страны, постоянные междоусобные войны) ислабость небольших государств Апеннинского полуострова, казалось бы, нерасполагали к мощному культурному подъему? Те, кто искал или ищет ответы на этивопросы в экономическом базисе или политических факторах общества, какопределяющих духовную его жизнь, едва ли найдут правильные решения.
Общество последующихвеков в России и Германии, где переход к капитализму протекал медленнее, чем вдругих странах, даже при нестабильности в хозяйственной и политической сферахжизни, как ни странно, породило таких титанов в литературе и искусстве, как И.Шиллер и И. Гёте — в Германии, Л. Толстой, И. Тургенев, И. Левитан, П.Чайковский в России.
Духовная жизнь общества – это философская категория, в которой отражается реальный процесс жизнедеятельности людей, связанный с производством духовных ценностей в ходе духовного общения людей, направленного, в конечном счете, на удовлетворение ими духовных потребностей.
Вопрос. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ: ИХ СООТНОШЕНИЕ И СУЩНОСТЬ
Проблема духовности, проблема сознания, как уже говорилось, является и сегодня наиболее актуальной в современной философской мысли. Достаточно указать на такие работы:
Крымский А.Б. Контуры духовности: новые аспекты идентификации – Вопросы философии, 1992, № 12; Пролив В.Т. Духовность и бытие человека. Киев, 1992; Франк С. Духовные основы общества. М., 1992; Э. Фромм. Духовная сущность человека. – Философские науки, 1990, № 8,9; Афонов А.П., Социализация индивида как субъективно – объективный процесс – Донецк, 2001; В.А. Кутырев Проблема духовности… Вопросы философии, 2001, №8 и др.
Духовность в философской литературе определяется по разному: через ее противопоставление бездуховности, осмысление ее через систему моральных, нравственных ценностей, через сопоставление с культурой или эгоизмом и т.д.
При всем многообразии точек зрения по этому вопросу, все же следует обратить внимание на то, что духовность представляет собой сверхчувственную, сверхрациональную реальность, в которой специфически трансцендентным образом отражается мир, космос, душа, идеальное, их внутренняя и внешняя гармония. Именно в духовности, в духовном начале античные философы видели разгадку человеческого бытия и бытия мира. Именно в духовности они видели то истинно вечное, к познанию которого стремился, стремится и будет всегда стремиться человек.
Стремление к постижению философской мудрости – это устремленность к духовному постижению мира как к высшему этапу в индивидуально – личностном развитии человека, студента.
Очевидно, что приведенные точки зрения не отражают адекватно природу и сущность духовной жизни общества. Как мы определим это понятие?
В содержательном отношении в духовную жизнь общества входят духовное производство, духовное общение и духовные потребности.
а) Духовное производство – это особого рода деятельность людей, направленная на познание явлений природы и общества, на создание частных, общих и всеобщих представлений, идей, теорий о мире. Духовное производство – это всеохватный процесс, куда входит деятельность по созданию политических и правовых, философских и научных, эстетических и нравственных и т.д. идей, принципов, норм и правил. В системе духовного производства задействованы правовые и политические деятели, деятели литературы и искусства, ученые и философы, служители – [сановники] религиозно – духовного культа и.т.д. Одним словом, все те, кто связан с созданием идей, теорий, взглядов, концепций, т.е. духовного потенциала общества.
б) Духовное общение – это процесс коммуникативных связей между людьми в системе образования и воспитания, в системе производства и воспроизводства и передачи информации (радио, печать, телевидение, кино, театр и другие зрелищные мероприятия)
в) Духовные потребности – есть не что иное как мотивы человеческой деятельности, побуждающие к духовному процессу и творчеству, детерминируемые, в конечном счете, интересами людей.
Само же содержание интереса обусловлено, во-первых, самим характером потребностей, их природой и сущностью, и, во вторых, тем, насколько социальные условия жизни людей обеспечивают или не обеспечивают удовлетворение потребностей.
Сегодня перед нашим обществом стоит серьезная задача по формированию духовных потребностей и их реализации каждым человеком. Но, в конечном счете, они определяются достигнутым уровнем производства.
Таким образом, духовная жизнь общества – это жизнедеятельность людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей в процессе их производства и общения. Ее ядром и составной частью является общественное сознание.
Что представляет собой общественное сознание?
Либо оно есть всеобщее, вобравшее в себя деиндивидуализированное сознание конкретных его форм, либо нечто иное, не сводимое к сумме индивидуальных сознаний и не выводимое из них?
Анализ философской литературы показывает, что в разные времена, да и сегодня выделяются такие подходы, как гносеологический, социологический, онтологический, генетический и т.д. в осмыслении общественного сознания.
Общественное сознание есть особая, внутри себя организованная субъективно – социальная реальность, отражающая в себе объективно – всеобщие и универсальные взаимозависимости и механизмы социокультурной деятельности людей, В этом определении указано на 3 аспекта общественного сознания:
а) это особого рода субъективная реальность, имеющая право на существование;
б) в нем отражены различные аспекты общественного бытия;
в) она, эта реальность, детерминирована целым комплексом социокультурной деятельности людей.
В конечном итоге, общественное сознание является важнейшим компонентом и показателем общественно – исторического процесса всей цивилизации в целом, и каждой страны, в отдельности.
Будучи вторичным по отношению и общественному бытию, т.е. к материальной жизни общества, общественное сознание, вместе с тем, носит относительно самостоятельный характер. Чем это вызвано?
1. общественным разделением труда, которое детерменировало относительное обособление духовной жизни по отношению к материальной;
2. внутренними закономерностями развития и функционирования самого, собственно общественного сознания.
В чем же проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?
1. в отставании общественного сознания от общественного бытия, в его функционировании и развитии. Это обусловлено как самой их природой, так и сущностью в рамках основного вопроса философии. Кроме того, общественное сознание более консервативно, ибо люди не так быстро стремятся сменить и изменить свои взгляды на жизнь, на мир, на социальную жизнь
3. в преемственности развития общественного сознания в целом и его форм.
Дело в том, что новые общественные идеи и теории не возникают на пустом месте. Они разрабатываются на основе теоретического и методологического материала прошлых эпох. Только так образуется естественно – закономерная связь развития мировой истории через экономические подъемы и застои, прогресс и регресс, революции и эволюции и т.д.
4. активная роль общественного сознания по отношению к общественному бытию.
Кроме того, прогрессивная система общественных отношений способствует всецелой активности общественного сознания.
Какова же структура общественного сознания?
В ней можно выделить:
1. уровни общественного сознания (эмпирический и теоретический);
2. формы общественного сознания.
Эмпирический уровень общественного сознания – это уровень, основывающийся на человеческом опыте и практике, обусловленных повседневным трудом, деятельностью и жизнью людей.
Он включает в себя: а) эмпирические знания о мире, с помощью которых удовлетворяются самые разнообразные и необходимые житейские, будничные потребности человека (правила обработки земли, народная медицина и т.д.);
б) общественная психология, складывающаяся стихийно, на основе повседневных условий жизни (это - эмоции и чувства, переживания и сопереживания, настроения и привычки, иллюзии и предрассудки, традиции и черты характера у разных социальных групп и общностей людей).
Теоретический уровень, в котором фиксируется обобщенное и опосредованное отражение общественного бытия в форме законов. Основными элементами его являются наука и общественная идеология.
В литературе сложилось более 150 определений понятию науки. На мой взгляд, если их суммировать и обобщить, то можно дать такое определение: наука есть социально – организованная форма человеческой деятельности по производству и воспроизводству теоретических знаний, направленных на удовлетворение практики. Наука отражает бытие в логико – понятийной форме, т.е. средствами логического мышления. Будущее науки – в ее интеграции с производством на широкой теоретической и прикладной основе.
Несмотря на различие точек зрения по вопросу о сущности общественной идеологии, все же следует признать, что она есть форма осознания классами (обществом) своего отношения к социальной действительности, через призму коренных классовых интересов. Так или иначе, общественная идеология пронизывает собой все формы общественного сознания.
В конечном счете, содержание идеологии определяется:
1. характером и направленностью коренных интересов социальных субъектов (классов);
2. степенью совпадения или несовпадения коренных классовых интересов с объективными закономерностями, тенденциями общественного прогресса;
3. насколько решение конкретных социальных задач обеспечивает или не обеспечивает реализацию коренных интересов людей.
Помимо уровней общественного сознания, в его структуру входят формы, среди которых выделим: политическое и правовое сознание, научное и религиозное, философское и эстетическое, моральное сознание и др.
Будучи общественным, по своей природе, общественное сознание являет собой, в конечном счете, форму и продукт развития самого общественного производства.
| | следующая лекция ==> | |
Происхождение и сущность сознания как общественно – исторического явления. Проблема идеального | | | ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Читайте также: