Этика мораль нравственность шпоры
Таким образом, все три слова - этика, мораль, нравственность - означают одно и то же, их часто используют как синонимы. Например, дурной поступок можно назвать неэтичным, аморальным, безнравственным. Однако со времени античности в литературе утвердилась традиция рассматривать этику как теорию морали, нравственности. Дадим определение этики, морали и нравственности как научных категорий.
Этика - область философской науки, предметом изучения которой является мораль, нравственные отношения как специфическая форма общественного сознания и жизнедеятельности человека.
Мораль в самом простом определении - это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [2] . Требования морали фиксируются в общественном сознании в виде обычаев, традиций, общепринятых представлений.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами [3] .
Мораль представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Мораль регулирует поведение людей в обществе. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемых в длительном процессе исторического развития общества. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми. Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам. Таким образом, мораль рассматривают как: 1) особую форму общественного сознания (то есть нравственное сознание), 2) вид общественных отношений, 3) действующие в обществе нормы поведения, регулирующие нравственную деятельность человека.
Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы 10 .
Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу в целом и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет 10 Васильева Г. А. Профессиональная этика юриста. - Челябинск, 2005. - С. 31-33.
и характер нравственных санкций. Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах. Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).
Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности. К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как
- - гуманизм - признание человека высшей ценностью;
- - альтруизм - бескорыстное служение ближнему;
- - милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;
- - коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу.
Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположный ей формализм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.
Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.
Это произведение, предположительно, находится в статусе 'public domain'. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Автор книги: Коллектив Авторов
Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)
1. ЭТИКА КАК УЧЕНИЕ О МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ
Этика – наука, исследующая сущность морали в ее многообразных свойствах и проявлениях. Как область знания этику иногда называют моральной, или нравственной, философией и употребляют этот термин для обозначения моральных и нравственных явлений в различных общественных сферах – экономике, политике, религии и др.
Мораль – субъективное измерение и оценка поступков индивида. Она рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:
1) личностном, рассматривающем мораль как характеристику человека, совокупность его моральных качеств, добродетелей, среди которых можно выделить доброту, справедливость и правдивость;
2) межличностном, согласно которому мораль является характеристикой отношений между людьми, регулируемых совокупностью общепринятых норм, требований и правил.
Мораль проявляется, с одной стороны, в умении ограничивать себя, налагать запреты на свои природные желания, в ведении аскетического образа жизни; с другой – в способности к самопожертвованию ради других людей.
Нравственность – реальное осуществление поступков человека в обществе и семье. Нравственные ценности имеют общечеловеческий характер, и приобщение к ним делает человека более гуманным. Его нравственное возрождение становится условием прогрессивных общественных преобразований.
2. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ
Предметом изучения этики являются мораль и сфера моральных поступков. Мораль – совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Они выражают нравственное отношение людей друг к другу, к отдельным общественным объединениям и обществу в целом. Мораль включает в свою структуру следующие элементы: отношения и нормы поведения людей, имеющие устойчивый и общезначимый характер; оценки, ценности и идеалы; свойства и способности индивида. Они образуют основу традиций, нравов и обычаев общества, условием их развития является стремление человека освоить их и организовать свою жизнь в соответствии с ними. Люди в разной степени склонны принимать те или иные моральные ценности, но для всех безусловна необходимость придерживаться общепринятых норм и правил, которые являются условием совместного пребывания людей в обществе. В этой связи перед этикой ставятся задачи не только описания моральных норм и правил поведения людей, но и обоснования морали, нахождения общего основания моральных поступков, выявления сущности нравственного освоения действительности. Все это объединяется в системе следующих функций этики:
1) описательная – описание реальных моральных поступков, правил и норм их осуществления, помогает обучить моральному поведению на наглядных примерах;
2) критическая – основана на выявлении случаев, закономерностей и причин нарушения нравственности, с ее помощью удается правильно оценить нравственную ценность морального поведения и отделить нравственный поступок от безнравственного;
3) мировоззренческая – состоит в формировании моральных идеалов, ценностей и переживаний личности, обучает сознательному и рациональному отношению человека к нравственным проблемам и помогает ему сделать правильный моральный выбор;
4) преобразовательная – изучение действующей системы морально-нравственных ценностей в целях ее изменения в соответствии с нравственными требованиями современного общества. Этика выделяет те ценности, которые наиболее соответствуют духовному развитию современного общества и нравственному совершенствованию личности;
5) воспитательная – приобщение человека к всечеловеческим морально-нравственным идеалам и ценностям. Она обеспечивает вхождение человека в общество и помогает избежать нарушения общественных норм и правил поведения со стороны индивида.
Функции этики направлены на качественное изменение условий жизни человека в соответствии с его природой. Мораль обретает гуманистический характер в действиях, служащих на благо человека, но не во вред ему. В этом состоит гуманистическое значение этики как науки о морали и нравственности.
3. ЭТИКА КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Духовная жизнь – сфера надындивидуальной и нематериальной реальности, выраженная как неотъемлемая часть личности. Духовная сторона жизни личности коренится в отражении и воспроизведении ею объективной реальности, а также в способности к воображению. Воображение – творческое созидание идеальных, смысловых структур и образцов духовности. Поэтому духовная деятельность индивида состоит не только в его обучении ориентироваться в мире, но и в преобразовании его в соответствии со своим духовным миром.
Духовная деятельность имеет два независимых от человека основания:
1) предметная деятельность, осуществляемая не между осязаемыми реальными предметами, а с их идеальными заменителями – символами, знаками и образами;
2) продукты духовной деятельности – идеи, понятия, нормы, идеалы, которые возникают и обретают практическую значимость. Они сохраняются в социальной памяти человечества и являются основой духовного развития каждого индивида. Для того чтобы стать достоянием всех людей, они воплощаются в нечто предметное – знак, символ, изображение или звук.
Мораль – основа духовной жизни индивида и общества, образующаяся системой этических смыслов и ценностей и задающая им гуманистический характер. Она является началом познания индивидом своего призвания в мире и способом усовершенствования мира и человека, формирует общественные критерии и оценки духовного развития индивида и общества. С этой точки зрения мораль – это способ духовно-практического освоения человеком действительности. Поэтому она основывается на развитии морального сознания со всеми его структурными элементами – моральными ценностями, оценками, нормами и правилами.
Этика систематизирует и закрепляет общественно значимые моральные ценности и нормы. Они становятся основой регулирования общественных отношений и поведения личности. Благодаря морали она вырабатывает в процессе духовного производства духовные ценности, отражающие исторические особенности общественного развития и проявляющиеся в сознательной деятельности людей. Благодаря переживанию моральных чувств сострадания, справедливости и любви происходит духовный рост личности.
В обществе люди вступают в различные межличностные и общественные отношения по поводу достижения ими политических, правовых, экономических и духовных целей, которые субъективно окрашены и потому носят моральный смысл. Мораль определяет духовную зрелость личности, возрастающую по мере усвоения человеком ценностей свободы, долга, ответственности и справедливости. Морально-этическое развитие личности осуществляется только в отношениях с другими людьми и обществом.
4. ДОБРОДЕТЕЛЬ КАК ОСНОВА МОРАЛИ И ИСТОЧНИКИ ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Нравственные качества, составляющие основу морали, выражаются и закрепляются в различных видах добродетелей. Добродетель понимается двояко: 1) как выражение обобщенного свойства человека – соответствовать моральному идеалу личности; 2) как выражение отдельного морального качества. Добродетель – признак нравственного совершенства, который служит оценкой поступков личности со стороны других людей. Она является моральной установкой и намерением человека действовать на основе моральных принципов. Добродетельность как совершенство основывается на целостности личности и ее тождестве самой себе. Но вместе с тем мы становимся совершеннее в стремлении выйти за грани самих себя и проникнуться пониманием сущности других людей. Поэтому добродетель осуществляется через признание ценности сущности и существования другого человека. По мнению французского философа-экзистенциалиста Э. Левинаса, моральное развитие человека происходит на протяжении длительного времени и во взаимодействии с другими людьми. Началом морального совершенствования индивида должно стать признание ценности другого человека, к которому он проявляет свои моральные качества. Существование другого человека и его суверенной сущности является условием радикального морального изменения индивида.
В.С. Соловьев рассматривает в качестве источника добродетели чувство долга. По его мнению, добродетель – это должное отношение человека ко всему: к Богу, другим людям и миру в целом. Поскольку между Богом, миром и человеком не существует тождества, долженствование не сводимо к равенству.
5. ТИПОЛОГИЯ МОРАЛЬНЫХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ
Типология моральных добродетелей – это отнесение добродетелей к определенному виду в соответствии с их сущностью, направленностью, источником происхождения и целью формирования.
В зависимости от источника формирования и природы добродетелей Аристотель выделяет добродетели ума и добродетели характера: 1) разумные добродетели развиваются в человеке благодаря обучению. К ним относятся мудрость, сообразительность и рассудительность; 2) нравственные добродетели происходят в силу привычек-нравов. К ним относятся благоразумие, мужество и справедливость. Добродетели являются серединой между пороками чрезмерности и недостатка: 1) мужество – середина между отвагой и трусостью, оно символизирует отношение человека к опасности; 2) благоразумие – середина между распущенностью и бесчувственностью, показывает отношение человека к другим людям в соответствии с принципом добра; 3) щедрость – середина между расточительностью и скупостью, выражает отношение человека к материальным благам; 4) величавость – середина между высокомерием и приниженностью, указывает на отношение человека к чести и бесчестию; 5) ровность – середина между гневливостью и равнодушием, показывает особенности отношения человека к различным вещам; 6) правдивость – середина между хвастовством и притворством, указывает на степень искренности человека; 7) остроумие – середина между шутовством и неотесанностью, является свидетельством живости и гибкости ума; 8) дружелюбие – середина между двуличием и угодничеством, выражает степень искренности в отношениях между людьми; 9) стыдливость – середина между бессовестностью и робостью. Все перечисленные виды добродетелей составляют органическую целостность системы морали.
Д. Юм, полагал, что источником нравственности являются чувственные восприятия. Поэтому порок и добродетель могут сравниваться с восприятиями звука, цвета, тепла или холода. Добродетель – способность человека чувствовать особое удовольствие при восприятии действительности или получении знания. Иными словами, добродетель содержится в чувстве удовольствия, и все воспринимаемое таким образом расценивается как добродетельное. Д. Юм разделял добродетели по источнику происхождения на два основных вида:
1) естественные добродетели – нравственные качества, порожденные личной симпатией и единичными случаями проявления нравственности. Они совершаются ради блага одного человека и происходят из его чувств. К ним принадлежат человеколюбие и великодушие;
2) искусственные добродетели – нравственные качества или общественно принятые добродетели, которые содействуют общественному благу и интересу. Они проистекают из различных условий общественной жизни. К ним принадлежат: справедливость, любовь, мудрость, умеренность, воздержание, трудолюбие и предприимчивость.
6. ДОБРО И ЗЛО: ИХ ПРИРОДА И ВЗАИМООПРЕДЕЛЯЕМОСТЬ
Добро и зло – этические понятия, которые представляют собой основное мерило нравственности человеческой жизни, показывают полярность мыслей, чувств и поступков людей. Добро и зло связаны с духовным опытом человека, благодаря которому они и определяются в своем качестве. Эти категории стали основой развития морали и системы моральных ценностей. Добро – этическое понятие, которое выражает положительное значение явлений и событий в их отношении к идеалу как высшей ценности. Зло символизирует все то, что отдаляет от нравственного идеала и ведет к безнравственности.
В историческом развитии этических учений формировались разные подходы к рассмотрению проблемы абсолютности или относительности существования в мире добра и зла. Дуалистический подход к этой проблеме принадлежит манихейству, основанному персом Мани в III в. как соединение различных религиозных направлений. Манихейство – учение, которое рассматривает добро и зло как два самостоятельных и противоборствующих начала мира. В этой борьбе происходит постоянное смешение обоих начал. Поэтому в мире не существует абсолютного зла или абсолютного добра. Сила их действия равноценна. Но попытки определить эти категории через отношение к Божеству привели к их более точному значению.
Большинство религиозных учений, в том числе христианство, мусульманство и буддизм, придерживаются мнения об абсолютности в мире добра и относительности зла. Добро – абсолютное мировое начало, или Божество, к которому ведут добродетельные поступки людей. Зло – отпадение мира от Божества в результате порочных действий людей.
В.С. Соловьев полагает, что нравственное добро – все, что совершается по долгу и имеет всеобщий характер. В то же время добро – это все, что служит благом для индивида. В идеале добро и благо неразделимы. В действительности же они разделены: добро – теоретически обусловленное идеальное требование, а благо, отделенное от добра, превращается в благополучие. Зло и добро взаимоопределяются по следующим причинам:
1) познаются друг через друга;
2) противостояние злу невозможно без знания о добре;
3) они противоположны друг другу и утверждаются через отрицание своей противоположности.
7. СОВЕСТЬ И ДОЛГ КАК ОСНОВЫ МОРАЛЬНОГО ИМПЕРАТИВА
Совесть – способность человека критически оценивать свои мысли, поступки и желания. Критика исходит из их несоответствия должному. Совесть является принципом нравственного воспитания личности. Долг – осознание личностью безусловной необходимости исполнения моральных норм и ценностей, которые соответствуют моральному идеалу общества. Долг каждого человека состоит в следовании по пути добра, в совершении поступков на благо других людей и противостоянии злу. Долг осознается равно и как внутренняя потребность души, и как внешнее принуждение индивида упорядочивать свои поступки посредством культурных и общественных норм.
Совесть и долг не всегда согласуются с принципом гуманности и могут противоречить ему в том случае, если подавляют личную инициативу и творческий порыв. В этом противоречии немецко-американский философ, основоположник неомарксизма Э. Фромм видел основное различие между авторитарной и гуманистической совестью:
2) гуманистическая совесть – реакция личности на правильные поступки или пренебрежение ими. Действия человека признаются нравственными, если они ведут его к творческой реализации. Гуманистическая совесть выражает интересы целостной личности. Подавленность, ложная самоотверженность, уныние вступают в противоречие с ней.
В реальности человек обладает одновременно двумя видами совести, и от преобладания одной из них зависит его нравственное развитие. Совесть и долг – основа определения нравственного императива. Нравственный императив – всеобщий, моральный закон, происходящий из внутреннего чувства долга. Нравственные ценности, приравниваемые к моральному императиву, имеют характер повеления и воспринимаются как должные к исполнению. Нравственной ценностью признается то, что осознается индивидом в качестве императива. Нравственный императив соответствует должному, поэтому он неотделим от понимания долга и совести. Он является не внешним авторитетом, а правилом, которое сдерживает любые попытки утверждения авторитарной совести как господства одних людей над другими. Его всеобщий и объективный характер ставит его вне зависимости от субъективных предпочтений и внешних авторитетов.
8. СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ОСНОВЫ МОРАЛЬНОГО ВЫБОРА
Свобода – моральное качество человека, следующего в своих поступках собственной доброй воле и руководствующегося в своих решениях моральными принципами. Свобода обретает нравственный характер при условии ориентирования личности на добродетели.
Нравственная свобода – совершение самостоятельного и осознанного выбора должного и добродетели. В зависимости от степени самостоятельности совершаемого выбора Э. Фромм приходит к выводу о двух видах свободы:
Свобода связана со стремлением человека к самостоятельному проявлению воли. Поэтому связь свободы и воли человека неоднозначна. Нередко она отождествляется с суррогатными формами волеизъявления, такими, как:
1) самоволие – способность индивида к безотчетному проявлению собственной воли, желаний и чувств.
В этом видится реализация его личности, не ограниченная условиями других людей;
2) своеволие – способность не подчиняться порядку из чувства противоречия. Оно руководствуется эгоизмом и ведет к отмене законов, что в свою очередь оборачивается тиранией; произвол – разнузданность в самостоятельном волеизъявлении. Все эти характеристики не выражают подлинного значения свободы воли индивида, так как они не ориентированы на других людей. В итоге они приводят к разрушению целостности личности, в то время как свобода имеет глубокий личностный смысл.
Первые этические представления появляются в раннем периоде развития классового общества. Но только древнегреческим философам удалось сделать решающий шаг от мифологического к научному, логическому пониманию морали и человека. Научное знание - высшая форма знания, которое должно быть системным, истинным, доказательным, проверяемым.
Этика входит в состав философского знания. Этимология (гр. происхождение) этого термина связанная с древнегреческим словом ethos (этос).
Предметом этики по Аристотелю - сфера человеческой практики, основанной на выборе. Этическую добродетель Аристотель определял как середину между двумя ошибочными крайностями. Например: безрассудная отвага - мужество – трусливость. Распущенность – умеренность – аскетизм. Верная этическая оценка конкретных поступков людей предусматривает надлежащий уровень образования и достаточный жизненный опыт.
Попытки закрепить за словами разное содержание существуют только в академическом научном языке, а в общекультурной лексике все три слова нередко употребляются как синонимы и это потому, что между этикой как учением о морали и моралью как реальным явлением не существует незыблемой границы. Человек избирает образ поведения или манеру общения, сознательно руководствуясь этическими парадигмами, которые выработало конкретно-историческое общество, и ориентируясь на моральные требования, которые существуют в определенной сфере жизнедеятельности или общении.
Этика- область философского знания, которое изучает универсальные предпосылки и формы моральных отношений людей в системе их духовно-практической деятельности.
Мораль - это совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, которые реализуются в процессе их жизнедеятельности.
Все этические учения стремятся рационально обосновать мораль, выявить ее общее, сущностное значение, выраженное в системе норм, законов, ценностей, принципов, категорий. В этом смысле, этика в теоретической форме выступает как выражение высших моральных ценностей. Она формирует идеальные представления о морально должном. Мораль говорит не о том, что есть, а, опираясь на обобщение практики поведения людей, она говорит о том, что должно быть.
Мораль принадлежит только человеку. Она - атрибут его существования, показатель социальности. Она связывает людей воедино во всех других отношениях. Это единое возможное условие взаимного существования людей, то пространство, в пределах которого человеческое бытие разворачивается именно как человеческое. Уже первейшие этические учения рассматривают человека как единый и высший критерий морали. Именно мораль служит универсальным средством самопознания и самоусовершенствование личности. Она обеспечивает высшую общественную и личную целесообразность, поддерживает гармонию человека и общества, стойкость всех звеньев общественного бытия.
Мораль - уникальное социально-культурное и историческое явление, у которого нет аналогов ни в одной из сфер человеческой духовной деятельности. Любой элемент духовной жизни со стороны ее идеальных форм, предметно-деятельного воплощения, социальных носителей, опосредствованный моралью и подчиненный ей. В системе взаимодействия морали с другими формами духовно-практической жизни моральные ценности доминируют. Наиболее полно эта тенденция прослеживается в области политических, правовых и религиозных отношений. Они, включая мораль, выполняют роль наиболее важных социальных регуляторов жизни людей, служат необходимым фактором организации и упорядочения общественных отношений.
Отношения людей в обществе бесконечно разные и в то же время конкретные. Они всегда строятся по поводу чего-то. Мораль, в отличие от конкретных, предметно обусловленных действий, общая. Она универсальная общественная форма отношений людей, которая существует изначально и является условием возможности этих отношений. Иначе, мораль проявляет себя как общественное начало в человеке.
По природе своей этика призвана решать практические моральные проблемы. К ее задачам относят не только теоретическое описание и объяснение морали, но прежде всего обоснование моральных идеалов, образцовых моделей человеческих отношений и образов их реализации. Формализованные значения этих идеалов в виде системы моральных норм, заповедей, традиций, сословных и профессиональных моральных кодексов служат условием и инструментом морального воспитания, нормативной моральной регуляции отношений людей в обществе, оценки их поступков.
Этическое знание, выраженное в системе моральных норм и ценностей, существует не само по себе, а только во взаимосвязи с человеком, его сознанием и деятельностью. Этика наделяет человека статусом творца и носителем нравственности, определяет его как извечную ценность и конечную цель функционирования моральной системы.
Этика изучает поведение человека относительно ценностных ориентиров, оценивает его мотивы и результаты в категориях добра и зла. В этом смысле можно сказать, что этика исследует моральную жизньчеловека с точки зрения его соответствия моральным нормам. Моральную жизнь можно изучать и как совокупность эмпирических фактов, которые выражают характер определенного общества, которое опирается на принятые в нем оценки допустимости того или другого поведения. В таком случае моральная жизнь окажется предметом этнографического описания, которое позволяет установить, что в этом обществе в определенную историческую эпоху считается хорошим (допустимым) или глупым (неодобряемым). Такое описание не ставит цель определять, что есть добро, а что - зло,а также не исследует ни оснований подобного рода оценок, ни их соответствия действительной моральной ценности. Всем этим занимается этика как нормативная, а не описательная наука.
Этика возникает в лоне философии, поэтому она органически связана со всеми основными ее разделами: онтологией (учением о бытии), гносеологией (теорией познания), аксиологией (учением о ценностях), праксиологиею (учением о совокупности действий человека с точки зрения установления их эффективности). Выясняя смысл жизни, этика должна выйти на основополагающие проблемы бытия человека как личности. Этику как науку нормативную, такую, что определяет поведение человека в тех или других ситуациях, интересует, прежде всего, потенциальное бытие, мир надлежащего. Однако, она учитывает и реальные моральные отношения людей в повседневной жизни.
Именно эта деятельность и процесс интериоризации личностью морального требования в самотребовании (моральная обязанность), который предшествует этой деятельности, и составляет эпицентр этических учений. Этот сложный, противоречивый, продолжительный и нередко болезненный процесс можно описать только с помощью системы категорий этики.
Структура этики как учения включает семь основных содержательных блоков:
1.Эмпирическая, или описательная этика; 2. Общая теория морали (философские проблемы этики); 3. Нормативная этика (метаэтика); 4. Теория морального воспитания, или педагогическая этика; 5. Профессиональная (корпоративная) этика; 6. История этической мысли; 7. Этикет.
Структура предмета этики включает две основные части. Одна из них связанная с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития морали, а также с осмыслением разных форм и направлений этических учений. Другая - охватывает спектр проблем, которые представляют содержание этики как общей теории морали. Это систематизированное раскрытие содержания понятия морали, законов ее функционирования и развития, ее роль в жизни человека и общества.
Занимая определенную моральную позицию и обосновывая соответствующие ей ценности и требования, этика должная ответить на целый ряд вопросов, которые создают круг ее проблем. Таких как: вопрос о происхождении и природе морали; об источнике и содержании морально надлежащего; о содержании и критериях добра и зла, надлежащего и других моральных ценностей; о природе и сути человеческих добродетелей; о моральной свободе в мире общего детерминизма и господства причинно-следственных связей и отношений; о моральном выборе, его эффективности и целесообразности, соотношение в нем целей, средств и результатов; о критериях и факторах моральной оценки явлений человеческого жизни; о сути моральных конфликтов и образа их решение и предупреждение. Этика как философское учение призвана решать триединую задачу: описать мораль, объяснить мораль, научить морали.
| | следующая лекция ==> | |
Принципы и пути решения проблемы повышения энергетической эффективности потребителей | | | Происхождение, структура и функции морали |
Дата добавления: 2018-11-25 ; просмотров: 1243 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Читайте также: