Феодальное право стран западной европы шпора
Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения, и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является "правом-привилегией", закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европыбыл партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую"рецепцию" римского права.
"Рецепция" римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: 1) римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства;
2) короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами;
3) повышение интереса к римскому праву в силу широкого обращения эпохи Возрождения к античному творческому наследию.
Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школаглоссаторов - комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в ХШ в. юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV в. на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.
Особое развитие в изучаемый период получилогородское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так, северо-германский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.
Специфической системой права в средние века было каноническое право.Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.
Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и даже уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с "грехом". Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество. Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Особую известность получила"инквизиция", т.е. суды для расправы с еретиками и всяким инакомыслием.
Источники права.В северных районах Франции применялись нормы обычного права, королевские указы, распоряжения местных властей, а на юге преобладало реципированное писаное римское право. В отличие от обычного права государств континентальной Европы английское обычное право было в своей основе общим для всей страны. Многие из обычаев, которые отвечали интересам господствующих классов, включались в судебники (правды), изданные англосаксонскими королями (судебник Альфреда Великого, законы Этельстана и др.). Королевские судьи, отправляя правосудие, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвратившись в Лондон, они съезжались в Вестминстере (центральный район столицы), обсуждали нормы обычного права и оставляли в качестве действующих наиболее ценные из них. Кроме того, судьи, разрешая те или иные спорные, недостаточно точно регулируемые в законе правоотношения, могли исходить из доктрин, ими же созданных. Таким образом, установленный судьей принцип становился судебным обычаем (прецедентом), обязательным для всех других судов. Важное значение в выработке "общего права" в Англии сыграли предписания-приказы канцлера и решения его суда (право "высшей справедливости"). Образование парламента вызвало появление статутов и ордонансов. Статутами назывались постановления парламента, ордонансами - акты короля, изданные с согласия палаты лордов. Характерной чертой права феодальной Германии является партикуляризм. Почти в каждом княжестве и в крупных городах имелись свои сборники гражданского и уголовного права.
В XIII веке наблюдаются попытки кодификации права. Об этом свидетельствует появление Саксонского и Швабского зерцала. Их источниками стали нормы обычного и канонического (церковного) права, а также заимствования из кодекса Юстиниана. Вскоре после Великой крестьянской войны был разработан и в 1532 г. утвержден рейхстагом свод законов, названный в честь императора Каролиной. Из 219 статей Кодекса 142 посвящены уголовному процессу, остальные - уголовному праву. Составители Каролины руководствовались принципом устрашения. Процесс носил инквизиционный характер. Пытка считалась дозволенным способом получения признаний у обвиняемого. Жестокость наказаний была необычной даже для мрачной эпохи средневековья. В наказаниях преобладала квалифицированная казнь: колесование, четвертование, сожжение, утопление и др. Своеобразием правовой истории феодальной Германии является широкое использование римского права. Партикуляризм ленного, земского и городского права и отсутствие единого свода законов вынуждал судей все чаще обращаться к кодексу Юстиниана. Император Фридрих I (XII в.) объявил римское право "всемирным правом". Рецепцию (заимствование и усвоение) римского права можно объяснить, в первую очередь, тем, что оно содержало нормы, приспособленные почти для всех имущественных отношений, основанных на праве частной собственности.
Римское право в странах Западной Европы, в частности в Германии, применялось не механически, а с необходимыми изменениями и дополнениями. Римское право стали преподавать в университетах и комментировать. По сложным казусам судьи брали консультации у профессоров римского права, которое считалось общим правом Германской империи и действовало во многих княжествах почти до конца XIX века. Произошло чрезвычайно редкое в истории явление, когда право давно погибшей цивилизации стало применяться в совершенно иных социально-экономических условиях. Образцом германизированного римского права являлось Прусское земское уложение 1794 г., которое в то время называли "продуктом разума и идей просвещения". Уложение закрепляет феодальную собственность на недвижимость (землю), крепостные отношения и привилегии дворянства, самодержавие короля, полицейский режим. Но в нем уже высказаны типично буржуазные концепции. Например, собственность объявлялась в качестве важнейшего и безусловного имущественного права лиц, которые должны быть неприкосновенны. Многие имущественные и семейные отношения регулировались нормами канонического права. Промышленная и торговая деятельность осуществлялась на основе городского права. Нормы этого права касались организации городского самоуправления, местного хозяйства и т.д.
Гражданское право.Право земельной собственности являлось привилегией господствующего класса. Часть своей земли сеньор отдавал вассалам на условиях феодальной службы. Однако со временем он теряет право неограниченного распоряжения землей. Получает распространение приобретательская давность. Так, во Франции лицо, владеющее землей без перерыва в течение 10 лет, становилось его собственником. В Англии получил широкое распространение институт доверительной собственности. Одно лицо свое имущество передавало другому, последнее управляло этим имуществом в интересах собственника или третьих лиц по указаниям собственника. Со временем доверитель терял на него всякие права. Наследником феодала стал признаваться только старший сын, что предотвращало дробление земельной собственности. За пользование участком земли крестьяне платили оброк, несли разные повинности и были лично зависимы от феодала, находясь под его юрисдикцией и административной властью. Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Каноническое право запрещало феодалу взимать проценты с долга, не разрешало ему заниматься торговлей, физическим трудом. Ограничение гражданской правоспособности, сохранение сеньоральной собственности на землю, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции.
В XIV-XV вв. получает развитие мануфактурное производство. Капиталистическое накопление капитала сопровождается освобождением производителя (крестьянина) от основных средств производства (земли), получением последним личной свободы, возникновением наемных рабочих, поставками сельскохозяйственного сырья городским мануфактурам.
Широкое распространение получают торгово-ростовщические операции, а также банковская и вексельная практика. Платежи по векселям осуществлялись в бесспорном порядке, и всякая просрочка влекла за собой заточение в долговую тюрьму с конфискацией имущества. Процент по займовым операциям был очень высоким и составлял от 40 до 60 % годовых. В залоге кредитора находились движимое и недвижимое имущество должника. Происходит усложнение договорных отношений. Наряду с куплей-продажей, меной, дарением получили распространение договоры найма, подряда, поручения и т.д. По-прежнему сохраняется древний обычай: при переходе крестьянской земли от одного лица к другому призывали 12 свидетелей и 12 мальчиков. При этом каждому из мальчиков, наблюдавших ввод во владение, надирали уши и давали пощечины, чтобы они лучше запомнили происходящее и могли быть свидетелями в будущем. Но все большее значение для удовлетворения сделок приобретали документы.
Семейные отношения регулировались, в основном, каноническими законами. Католическая церковь смотрела на брак как на "божественное таинство", запрещая внебрачные связи, кровосмешение, разводы. Совершенный по правилам церкви брак считался в принципе нерасторжимым до смерти одного из супругов. Муж как глава семьи имел большую власть над женой и детьми, распоряжаясь общей собственностью семьи по своему усмотрению. Супруги должны были проживать совместно, при отказе применялась сила. Домовладыка мог наказывать физически членов своей семьи. Супружеская измена приравнивалась к преступлению. Жена считалась недееспособной и находилась под опекой мужа. В области наследственного права следует отметить различия, которые характерны для "страны обычного права" и для "страны писаного права". Так, на юге Франции под влиянием римского права было широко распространено наследование по завещанию. На севере свобода завещания ограничивалась, воспрещалось при наличии завещания устранять законных наследников. Исполнение завещаний осуществляла церковь.
Уголовное право и процесс.В период средневековья широкое распространение получило "кулачное право". Обычай разрешал феодалу для охраны имущественных и личных интересов применять оружие, разрешать спор на основе силы. Процветали внесудебные репрессии и судебный произвол. Строго преследовались неверность сеньору, государственная измена, преступления против светской власти и церкви. Богохульство, атеизм, ересь, колдовство чаще всего карались смертной казнью. Широко практиковалась квалифицированная смертная казнь (колесование, четвертование, распятие на кресте, закапывание живьем, вытягивание внутренностей из живого тела и т.п.). Казнь часто осуществлялась публично и нередко приобретала массовый характер. По наиболее тяжким преступлениям преследовались родственники, и даже опекуны виновного. Наказание сопровождалось конфискацией имущества. Среди других наказаний необходимо отметить ссылку на галеры, прогон через строй, каторжные работы, тюремное заключение. Нередко мужчины и женщины, взрослые и дети, новички и рецидивисты содержались в тюрьме вместе, закованные в кандалы или связанные цепью. Английские суды различали преступления (филонии) и проступки (мисдиминоры). Последние исторически вели свое происхождение из гражданских правонарушений. К мисдиминорам относились лжесвидетельство, подлог и т.д. В интересах нарождающегося класса буржуазии закон принуждал работника принимать навязываемые ему условия работы, преследовал бродяг. Последним предписывалось отрезать уши, а при рецидиве подвергать телесным наказаниям и смертной казни. В XII-XIII вв. в странах Западной Европы на смену состязательному процессу приходит инквизиционный. Частное возбуждение уголовных дел заменяется государственным преследованием. Инквизиционный розыскной процесс был тайным и с применением пыток. Оценка свидетельских показаний велась по теории формальных доказательств. Защита не допускалась. Признание обвиняемого считалось царицей доказательств.
Некоторые особенности были присущи английскому процессу. Например, от обвиняемого не требовали доказательств невиновности, ему не вручалась копия обвинительного акта и об инкриминированном ему преступлении он узнавал в ходе следствия. Предварительное следствие проводилось возбудившей дело стороной с помощью адвокатов. Присяжные производили оценку доказательств, которые представляли суду стороны. По окончании следствия судья резюмировал его результаты перед присяжными, которые затем в отдельной комнате выносили вердикт (виновен - не виновен). После этого судья выносил приговор. При определении наказания наблюдалась свобода судейского усмотрения. В английском уголовном праве доказанное намерение совершить преступление влекло за собой такое же наказание, как и совершение его. Судьи Англии руководствовались правилом: злой умысел равносилен злому делу.
Одновременно с формированием феодальной государственности шел процесс становления феодального права. Можно выделить следующие характерные черты феодального права.
Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие: римское право давало готовые формулы для юридического выражения производственных отношений развивающегося товарного хозяйства; короли, находя в римском праве государственно-правовые положения, обосновывающие их претензии на абсолютную и неограниченную власть, использовали их в борьбе с церковью и феодальными сеньорами; повышенный интерес к римскому праву в силу широкого обращения научной общественности в эпоху Возрождения к античному творческому наследию.
Изучение римского права начинается уже с XI в. Большую роль в этом сыграл Болонский университет, при котором была создана школа глоссаторов – комментаторов римского права. Итогом работы этой школы стало издание в XIII веке юристом Аккрусием сборника, обобщающего более 96 тысяч глосс (комментариев). С XIV века на первый план выходит школа постглоссаторов, очистившая и переработавшая римское право в соответствии с потребностями времени.
Особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились собственные городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах. Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом. В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика. Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, соответственно имели и более высокий уровень юридической разработанности правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города. Так, северогерманский город Любек имел более 100 дочерних в юридическом отношении городов. А влияние Магдебургского права (г. Магдебург) было распространено на значительную часть Восточной Европы и Лондон.
Специфической системой права в средние века было каноническое право. Римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями. Поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап, носившие название конституций, булл и энциклик.
Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний.
Можно выделить общие черты и особенности, свойственные Салической правде: бессистемная запись обычаев салических франков; сохранение пережитков первобытно-общинного строя; наличие символики, связь с религией; раскрытие процесса разложения общинно-родовой собственности и появление частной собственности; защита частной собственности и интересов имущих; казуистичность.
С распадением родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженному вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелии, на святых мощах, испытание крестом.
В IX – XI вв. во Франции устанавливается принцип территориального действия права, что способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.
В процессе объединения страны и усиления королевской власти предпринимаются меры по упорядочению кутюмного права. В результате во второй половине XV и в XVI вв. появились официальные утвержденные королем сборники кутюмов, среди которых наибольшим значением пользовались кутюмы Парижа. Но и за этими сборниками не была признана общеобязательная сила для всей страны.
Отношение французских королей к римскому праву на ранних этапах было двояким. С одной стороны, они использовали отдельные формулы римского публичного права для укрепления собственной власти, с другой – применение римского права могло быть истолковано, как признание верховенства римско-германской императорской власти. Поэтому римское право то запрещалось для преподавания в Парижском университете, то вновь разрешалось.
Постепенно по мере упадка местных обычаев на юге Франции, римское право стало признаваться в качестве общего права и все больше проникало в судебную практику. К XVI в. во Франции сложилась своя собственная школа римского права, которая получила название школы гуманистов.
Наряду с римским правом на развитие французского феодального права оказало известное влияние каноническое (церковное) право. Расцвет канонического права во Франции приходится на XII – XIII вв., когда значительно расширилась компетенция церковных трибуналов над светским населением. Каноническое право оказало влияние на развитие гражданского права, особенно в области семейных отношений. Кроме того, каноническое право способствовало внесению единства в разнообразные обычаи отдельных местностей.
В дальнейшем, по мере укрепления королевской власти сфера действия канонического права во Франции начинает сужаться. Королевский ордонанс 1539 г. вообще запретил церковным судам рассматривать дела, касающиеся светских лиц. Однако позднее к числу королевских полномочий было отнесено придание обязательной силы нормам канонического права.
В основу действия канонического права были положены следующие принципы: в отношении старого канонического права, которое было включено в свод канонического права (1582 г.), действовала презумпция, согласно которой оно молчаливо признается королевской властью. Все остальные нормы канонического права требовали специальной королевской санкции.
Немалое значение в период средневековья во Франции имело городское право, которое рассматривалось как своего рода обычное право. Оно отличалось значительным разнообразием, но были присущи и общие черты. Основным источником городского права на ранних периодах являлись городские хартии, которые имели нормативный характер и отражали компромисс городского населения Франции с королем или отдельными сеньорами. В хартиях содержались в основном важные права и свободы граждан, не защищенные обычным феодальным правом (право на жизнь, имущество и т.п.), а также регламентировалась торгово-ремесленная деятельность горожан.
Феодальному праву Англии, в отличие от других стран Западной Европы, была свойственна казуистичность, запутанность, громоздкость, что объяснялось наличием своего, особенного, пути развития права и, в частности, отсутствием влияния римской правовой мысли.
В раннефеодальных государствах Британии основным источником права был обычай. В некоторых из них были изданы сборники обычаев с включением норм, утвержденных государственной властью: Правда Этельберта (601-604 гг.), Правда Инэ (VII в.), Правда Альфреда (IX в.), Законы Кнута (XI в.). Во всех сборниках ярко прослеживается процесс социального расслоения англосаксонского общества и постепенная его феодализация.
Источником английского феодального права являлись также статуты, законодательные акты центральной власти. Совокупность актов короля и актов, принятых совместно королем и парламентом, получила название статутного права. Отличие парламентских актов от других источников права средневековой Англии состояло в том, что их законность не могла обсуждаться в судебном порядке. Понятие статут, приближенное к современному парламентскому праву, появилось лишь в 1327 г.
Роль канонического права и деятельность церковных судов в различные исторические периоды средневековой Англии постоянно менялась, что объяснялось сложными взаимоотношениями и непрекращающейся борьбой светских и церковных феодалов за расширение своей власти. Под юрисдикцию церковных судов попадали многочисленные дела, связанные с церковной собственностью, брачно-семейными отношениями, завещаниями и богохульством. Иерархи церкви пытались расширить юрисдикцию церковных судов, но королевская власть вела решительную борьбу с подобной практикой. Несмотря на это, вплоть до XVI в., до установления англиканской церкви, никто не отвергал законность папской юрисдикции в вышеперечисленных делах.
1. Источники феодального права
2. Юристы и применение права
3. Судоустройство и судопроизводство
4. Имущественные правоотношения
5. Семейное право
6. Уголовное право
Средними веками в Европе ученые называют период от падения Западной Римской империи (476 г.) к падению Восточной Римской империи или Византии (1453 г.). Это время существования особого общественного порядка, который пришел на смену рабовладельческому. Феодальное общество так же, как и рабовладельческое, было классовым, оно базировалось на эксплуатации человека человеком. Отличие состоит в том, что за феодализма трудящиеся были уже не рабами, а лишь лично зависимыми от своих господ, в ли худшем случае, крепостными представителей господствующего класса, который назывался классом феодалов. Феодализм как общественный порядок был неминуемой и необходимой стадией в истории развития человечества, но в сравнении с рабовладельческим порядком он выступает более прогрессивным явлением, хотя характеризуется еще слабым общественным разделением труда.
Феодализм был более прогрессивным в сравнении с рабовладельческой общественно-экономической формацией. Его экономической основой являлась собственность феодала на средства производства и неполная собственность на непосредственного производителя.
Известные два основных пути становления феодализма:
1) возникновения феодализма и, соответственно, феодального государства и права, непосредственно из первобытнообщинного порядка, минуя рабовладельческую общественно-экономическую формацию и рабовладельческое государство и право. Такой путь прошли германцы, славяне и много других народностей.
2) формирования феодальных отношений в недрах рабовладельческого порядка, преобразование рабовладельческого общества в феодальное, а рабовладельческого государства и права - в феодальное государство и право. Этот путь характерный, например, для Византии.
Феодализму был присущий более высокий уровень развития продуктивных сил. В новых экономических условиях господствующий класс не был заинтересован в эксплуатации рабской работы, она была невыгодной экономически.[9;112]
В период феодализма основной производитель, лишенный собственности на землю, все же имел средства производства, свое частное хозяйство, но был вынужден отдавать часть своей работы или ее плодов - феодалу.
Феодальное право франков, Франции, Англии, Германии и стран Центральной и Восточной Европы в полной мере отразило всю своеобразность феодального общества в отдельных европейских странах, а вместе с тем и общие закономерности, присущие развитию феодального права вообще.
По характеру источников права средневековая Франция распадалась на две большие области — север и юг.
На севере Франции преобладало неписаное, обычное право. В основе его лежали варварские правды V-VII веков, так или иначе приспособляемые к феодальным отношениям. К этому правовому материалу прибавились с течением времени обычаи, выросшие из судебных решений по конкретным делам, королевские "капитулярии", ордонансы и пр. На юге страны, где экономические отношения были более развиты, чем на севере, удержалось видоизмененное римское право (применявшееся со времен римского господства). Соответственно с тем юг называли "страной писаного права", а север — "страной обычного права".
Старые германские обычаи действовали и по всей Германии. На их основе развился так называемый феодальный кодекс — смесь обычаев, регулировавших отношения сюзеренитета-вассалитета, феодальной собственности и пр.
В отличие от обычного права государств континентальной Европы, английское обычное право было общим для всей страны. Этому способствовала деятельность высших судов. Важное значение имели также королевские "ассизы" — законы. Они изменяли и дополняли старинные правовые обычаи, восходившие к судебникам англосаксонских королей.
Переломными для истории европейского права были ХП-ХШ века. В это время появляются первые кодификации (сборники) права, начинается рецепция римского права, возникает городское право, все большее распространение получает право каноническое.
Самой ранней попыткой кодификации феодального права был составленный в ХІІ веке Ломбардский сборник. Он содержал в себе нормы права, выработанные в судах Милана и других североитальянских городов.
Ломбардский сборник послужил образцом для Франции. В течение ХІІІ столетия здесь появляется немалое число собственных правовых компиляций. Составлялись они частными лицами и потому имели главным образом справочный характер. Наиболее важной из этих компиляций были Великие кутюмы Нормандии (около 1275 г.).
Большую известность приобрела компиляция местного права, составленная профессиональным юристом (бейлифом и сенешалом) Бомануаром. Она выходит за пределы собственно округа Бове, толкуя о многих таких нормах, которые были приняты в других провинциях (о праве крестьян продать и заложить свой надел, купить землю, лежащую за пределами своей провинции и т. д. Бомануар же написал, что, если кредитор говорит, что он дал взаймы, но не получил долга, а должник утверждает, что он его возвратил (уплатил) и не будет представлено доказательств ни с той, ни с другой стороны, должно довериться должнику).
Сборники, фиксировавшие местные обычаи (кутюмы), давали им толкование, способствовали единообразному применению права.
В XV столетии во Франции насчитывалось около 60 больших сборников кутюмов и не менее 300 малых. Можно вполне понять Вольтера, писавшего: "Когда путешествуешь по Франции, то меняешь законы всякий раз, когда меняешь лошадей".
Большой известностью пользовались немецкие компиляции ХІІІ столетия, особенно Саксонское зерцало и Швабское зерцало.
Первое, написанное в 1230 году, принадлежит перу судьи Эйке фон Ребхофа. Первоначально оно было написано по-латыни, затем переведено на немецкий.
Саксонское зерцало состоит из двух частей. В первой излагается "земское право", северо-восточных областей Германии. К нему относились нормы государственного, гражданского, уголовного и процессуального права. Во второй части излагается "ленное право" — нормы, регулировавшие отношения между феодалами.
Кодекс проникнут идеями верховенства князей над императорами, независимости отдельных областей Германии. В этом смысле он достойный предшественник "Золотой буллы".
Появившееся позднее Швабское зерцало воспринимает некоторые принципы Саксонского зерцала, но ориентируется главным образом на право южногерманских областей.
По особому пути в том же ХIII столетии шло развитие английского права. С этого времени здесь стали записывать в особые книги — свитки тяжб — судебные решения, вступившие в законную силу.
Постепенно входит в жизнь правило, что судебные решения, вынесенные вышестоящим судом и занесенные должным образом в свитки тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они рассматривают аналогичное дело или сталкиваются с аналогичной ситуацией. На эти решения можно было ссылаться, как ссылаются на закон. Так возник и утвердился в Англии судебный прецедент — узаконенный пример для решения аналогичных дел. Совокупность прецедентов составила в своей основе общее право Англии.
Возникновение общего права не может считаться вопросом вполне выясненным. Полагают, что разъездные королевские судьи, отправляя правосудие на местах, руководствовались местными обычаями, о которых они узнавали через присяжных. Возвращаясь к себе в Вестминстер — резиденцию высших судов в Англии, — они отбирали "лучшее" в массе местных обычаев или попросту отдавали предпочтение тому или другому из известных им обычаев.
Это стремление вполне объяснимо, если иметь в виду, что Англииудалось избежать распадения на уделы и сохранить от времен нормандского завоевания весьма сильную центральную власть, а значит, и единую для всей страны администрацию. Разнообразие правовых обычаев было для нее нетерпимым явлением.
Постепенно стало считаться, что самой существенной частью прецедента является не столько само решение, сколько его обоснование, и таким образом судьи не были обязаны следовать буквальному тексту предшествующего решения.
В практике применения прецедентов старые англосаксонские обычаи стали дополняться и видоизменяться еще и под воздействием реципированного римского и канонического права, а еще больше в результате произвольного толкования обычая.
Наиболее важные решения стали издаваться в виде Ежегодников.
Что касается компиляций, то наибольшим авторитетом пользовался сборник известного юриста Гленвила (ХII в.). Нельзя не сказать и о судье Королевской скамьи Брактоне, авторе трактата "О законах и обычаях Англии" (сер. ХIII века).
Самым же значительным сборником английского феодального права следует считать так называемый Fleta, составленный неизвестным лицом в лондонской тюрьме (Флит) около 1290 года.
Общее право представляется обычно гибким, то есть легко приспособляющимся к новым обстоятельствам, но поначалу оно таким не было. Судьи тяготели к строгой формальности, к "отвердеванию" прецедента. Они выработали 39 так называемых приказов, под которые стремились подводить все возможные варианты исковых притязаний. А когда это не удавалось, отказывали в иске.
Но жизнь, в особенности экономическая, не терпит застывших форм регулирования. Стороны стали искать защиты у короля и его администрации. Они справедливо ссылались на ущерб, причиняемый им судами общего права, терявшимися, например, перед таким новым для них делом, как фрахт морских судов или что-нибудь в том же роде, чего не знали и не могли знать старинные обычаи англосаксов.
Тогда-то и возникают уже упоминавшиеся нами суды справедливости. Первым из них был суд лорда-канцлера, действовавший по поручению самого короля. Суд справедливости не был связан не только нормами общего права, но и никакими нормами права вообще: каждое его решение было правотворчеством в собственном смысле, и это считалось естественным, поскольку он действовал по прямому поручению короля.
Читайте также: