Философия как мировоззрение и как наука шпора
3 гипотезы появления философии:
1. мифогенная – философия произошла от мифа. Сторонник А.Ф.Лосев. Миф и философия мыслят масштабно.
- интуиция (способность предвосхищения);
3. социогенная – упор на развитие общества:
- городская жизнь постоянно требует выбора;
- город показывает человеку его индивидуальную значимость, человек-индивид;
Критерии научности: объектиивность, рациональность, эссенциалистская направленность, системность знания, проверяемость. Эти критерии особенно применимы к таким частям фил. знания, как онтология (фил. природы), и методологии научного познания.
Аргументы, подтверждающие что ф. – это наука:
- ф. имеет единые с наукой принципы освоения действительности, важнейшими среди них являются объективность, системность, проблемность
- ф. как предельно общее знание интегрирует и обобщает научное знание
- ф. выполняет единые с наукой функции: познавательную, прогностическую, методологическу, мировоззренческую, воспитательную и др.
- ф. имеет свои законы (диалектики, развития общества и др.) и свой категориальный аппарат (материя, сознание, бытие, время, общество, человек и т.д)
- если допустить, что ф. не явл. наукой, то тогда наукой также не явл. все обществознание – история, этика, эстетика, социология и т.п.
Сегодня можно утверждать, что ф. – это научное мировоззрение, т.е. мировоззрение, основывающееся на рациональном знании. Философия – это обобщение знаний о мире, и является не только мировоззрением, но и всеобщей методологией. Ф. интегрирует рациональное знание науки и чувственное знание культуры, становясь рационально-эмоциональным мировоззрением.
В вопросе о предмете философии она рассматривается прежде всего как наука. Она изучает наиболее общие законы бытия и мышления.
Философия как наука:
- изучает предельно общие законы природы, общества и мышления.
- является всеобщей методологией, предельно общим способом, путем познания и преобразования действительности.
Но если считать, что философия – предельно общее знание, то это – мировоззрение, а мировоззрение не является наукой.
Философия – это вид мировоззрения. Мировоззрение– система взглядов, принципов и убеждений, определяющих действия человека и его отношения с другими людьми, система взглядов, связанных между собой. Убеждение – это то ,что человек вырабатывает сам. Любое мировоззрение прикреплено к реальной практике.
Мировоззрения: художественное, научное и т.д.
2. Онтологиечские проблемы философии. Бытие, материя, движение, пространство и время как предельные философские категории.
Онтология – раздел философии, учение о бытии, его наиболее общих свойствах, способах и формах существования.
Выделяют основные формы бытия:
- бытие вещей (тел) (бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком)
- бытие человека (бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие)
- бытие духовного (идеального) (индивидуализированное духовное и объективированное духовное)
- бытие социального (индивидуальное бытие и бытие в обществе)
Три уровня бытия:
- потенциальное бытие, существование в возможности
- актуальное бытие, реализовавшаяся возможность
- нисходящее бытие, идущее к гибели.
Три аспекта проблемы бытия:
1. Мир есть, постоянно наличествует. Это противоречивое единство непреходящего бытия природы и переходящего бытия вещей (отдельные вещи исчезают, а мир в целом существует).
2. Вопрос о всеобщем, общем для всего. Бытие мира есть предпосылка его единства.
3. Мир как совокупная реальность (для сознания и действия каждого человека)
Проблема бытия – это вопрос о предельных основаниях многообразного мира.
Материя– объективная реальность (досутпная человеку в опр. сфере его деятельности и на опр. этапе ист. развития). Материальными признаются не только телесные предметы, но и их свойства и отношения. (Бытие же охватывает и объективную, и субъективную реальность). При этом философское осмысление мира обычно начинается с разграничения материального и идеального. (марксизм как и дальше)
Движение– философская категория для обозначения любого изменения, начиная от простого перемещения и кончая мышлением. Весь мир находится в состоянии непрерывного движения. Мир – совокупность процессов. Основа соц. формы движения –целесообразная деятельность людей.
Пространство– протяженность и порядок сосуществования материальных объектов.
Время– длительность и последовательность событий и состояний материальных объектов (Аристотель, Кар, Ньютон, Эйнштейн).
При этом, по Эйнштейну, время можно считать только локальным, а не всеобщим.
М. Хайдеггре опираясь на Августина, выделяет:
Биологическое пространство – строение организмов.
Биологическое время, различное для различных организмов.
Социальное пространство– результат предшествующей деятельности людей.
Социальное время –движение от прошлого к будущему, настоящее не только отделяет прошлое и будущее, но и объединяет их.
##mirovozrenie
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология; • религия; • философия.
2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие
основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека; • объяснение природных явлений; • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; • вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются: • очеловечивание природы; • наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком; • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); • практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф: • происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека; • объяснение природных явлений;
• поступки, судьба человека; • нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются: • христианство; • ислам; • буддизм.
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: • синтоизм; • индуизм; • иудаизм.
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций: • объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); • нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре¬вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы). Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек; • общество.
2. В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия; происхождение бытия;материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа; природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последователь¬но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей. Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: • обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ; • статично (игнорируется факт постоянных изменений, само¬движения, развития); • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии. Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются: • материализм; • идеализм; • эмпиризм; • рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.) Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм — философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
Функции философии
1. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую;
• критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую
2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению мора¬ли, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Мировоззрение, его основные типы
Мировоззрение - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, верований, и убеждений, определяющих отношение к миру и выступающих в качестве ценностных ориентиров и регуляторов поведения человека
Мифология как мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения, имеет синкретически-образное, эмоциональное отражение мира, основанное на преданиях, легендах, сказаниях, иллюзорном представлении о мире.
Миф (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы. Возможны современные мифы о вождях, о коммунизме, о демократии, монетаризме, о возможностях рыночной системы и др.
Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
Тотемизм - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем — его род) — видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Фетишизм (от франц. fetiche — идол, талисман), культ неодушевленных предметов — фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты — вера в амулеты, обереги, талисманы. У современных фанатов проявляется в обладании вещами своих кумиров.
Обыденное мировоззрение – мировоззрение формируется под воздействием традиций и обычаев и стереотипов поведения, передающихся из поколения в поколение.
Обычаи стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Устаревшие обычаи сменяются в процессе исторического развития новыми.
Традиции (от лат. traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни
Основные формы материализма
Монизм – философское учение, признающее за основу всего существующего одно начало.
Деизм – специфическая форма непоследовательного материализма, признающая бога, но ограничивающая его функции до творения материи и первотолчка ее первоначального движения (Ф. Бэкон, М.В. Ломоносов, Вольтер).
Наивный материализм – представления о мире, природе и материи, разработанные древними атомистами (Фалес, Левкипп, Демокрит, Эпикур)
Механистический материализм – учение в основе которого лежит изучение природы, многообразие свойств которой сводятся к механической форме движения материи (Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ламетри, Гельвеций)
Диалектический материализм - учение, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (Маркс, Энгельс).
Вульгарный материализм – упрощенная трактовка материализма, отвергающая диалектику, сведение идеального к материальному, отождествление сознания с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
Основные разделы философии
История философии – наука о становлении, развитии и критическом анализе философских учений, их основных этапов, направлений и школ.
Онтология – учение о сущем, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия
Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знаний к реальности, предпосылки и логика познания.
Методология – раздел философии, учение о философских методах: диалектике и ее альтернативах
Философская антропология – раздел философии о природе (сущности) человека, который служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения.
Социальная философия – раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей (общественных идеалов), генезиса и развития (социальной истории).
Аксиология - раздел философии о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социально-культурными факторами и структурой личности.
Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, ее природа, внутренняя структура и место в системе общественных отношений.
Эстетика – философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей.
Культурология - гуманитарное исследование явлений и законов культуры. От культурологии следует отличать философию культуры, требующую выявления сверхопытных начал культуры (однако, четкого размежевания культурологии и философии культуры пока не произошло).
Исторические типы философии.
Философия Древнего мира – философия как система сформировалась под влиянием мифологии и зарождающихся естественных наук
Философия средневековья – философия развивалась в тесной взаимосвязи с религией, господствующей в тот исторический период.
Философия эпохи Возрождения – философия развивалась под сильным влиянием искусства и идей гуманизма.
Философия Нового времени – философия 17 в. ориентировалась на научное экспериментально-математическое естествознание.
Философия Просвещения – философия 18 в., критиковавшая религию и теологию, видевшая своей целью изменение нравов посредством науки и искусства.
Философия XIX века – философия, основными учениями которой были: философия Канта, философия духа Гегеля, позитивизм Конта, диалектический материализм Маркса и Энгельса, всеединство и экуменизм Вл. Соловьева.
Философия ХХ века – философия, сочетающая экзистенциализм, марксизм, неотомизм, постпозитивизм, герменевтику, постмодернизм и другие учения.
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
Ф. стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем . В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений. Необходимость философского познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.
Научно-прогностический потенциал Ф. обеспечивает ее методологические функции по отношению к различным видам инновационной деятельности . В научном познании, нацеленном на исследование все новых объектов, периодически возникают проблемы поиска категориальных структур, обеспечивающих понимание таких объектов. Так, при переходе к изучению сложных исторически развивающихся систем в науке 20 в. потребовалось по-новому определить категории части и целого, причинности, вещи и процесса, пространства и времени. Ф., разрабатывая категориальные модели возможных человеческих миров, помогает решению этих задач. Новые нестандартные категориальные смыслы, полученные Ф. и включенные в культуру, затем селективно заимствуются наукой, адаптируются к специальным научным проблемам и активно участвуют в порождении новых научных идей. Чем динамичнее общество, тем значимее для него становятся прогностические функции Ф. Реализуя их, общество как бы зондирует возможности своего будущего обновления и развития. Напротив, общества консервативные, закрытые, ориентированные на воспроизводство сложившегося образа жизни, ограничивают возможности творческого поиска в Ф. Жесткие традиции и контроль за свободной мыслью чаще всего приводят к канонизации отдельных философских учений, превращая их в своеобразные полурелигиозные системы (канонизация конфуцианства в традиционной китайской культуре, Ф. Аристотеля — в эпоху Средневековья, марксизма — в советский период).
Философское познание всегда социально детерминировано . Вырабатывая новые мировоззренческие идеи, оно так или иначе затрагивает интересы определенных классов и социальных сил. Проблематика человека и мира, субъекта и объекта, сознания и бытия является центральной в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему проводит границы между субъектом и объектом, сознанием и бытием. Поэтому данная проблематика, как и ряд других проблем, постоянно воспроизводится и по-новому формулируется на любом из этапов развития философской мысли.
Накопление философского знания о человеке и мире предполагает постоянную критику фундаментальных принципов философского исследования, переформулировку проблем, столкновение различных подходов. Разнообразие философских школ и стремление Ф. к осознанию своих собственных предпосылок является условием ее развития. В процессе этого развития изменяется структура философского знания. Вначале Ф. выступала единым и нерасчлененным теоретически знанием о мире, но затем от нее стали отделяться конкретные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика, и внутри Ф. формировались ее относительно самостоятельные и взаимодействующие друг с другом области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этика, эстетика, Ф. истории, социальная и политическая Ф., Ф. права, Ф. науки и техники, история Ф., Ф. религии и др. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивает все более глубокое постижение оснований человеческого бытия.
Ф. возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции. Последующее развитие Ф. было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была относительно слабо развитая рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерными для них ориентациями на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.
Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с других видами традиционных обществ. Здесь складывалась Ф., ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. В античной Ф. в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной Ф. Античность была начальным этапом этого развития.
Последующими основными этапами стали: Ф. европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения; Ф. Нового времени и эпохи Просвещения; Ф. 19 в., определившая переход от доминирования классических философских систем (немецкая классическая Ф. была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины 19- начала 20 вв. (марксизм, эмпириокритицизм, Ф. жизни, ранний фрейдизм); новейшая (современная) западная Ф. 20 в. сочетает неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, Ф. психоанализа, философская антропология, философская герменевтика и др.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.).
- 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 2. Философия как наука и мировоззрение
- 3. Основные проблемы философии. Структура философии
- 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
- 5. Философия Древней Индии
- 6. Философия Древнего Китая
- 7. Историко-культурные предпосылки формирования философии в Древней Греции
- 8. Философия досократовского периода
- 9. Милетская философская школа. Гераклит
- 10. Элейская философская школа
- 11. Пифагорейская философская школа
- 12. Классический период древнегреческой философии
- 13. Философские взгляды Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Философия как наука и мировоззрение
1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.
Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.
Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.
2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?
Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.
Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:
1) познавательным (дает целостную картину мира);
2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);
3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);
4) практическим (формирует определенное поведение).
В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.
Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.
3. Философия выполняет следующие основные функции:
мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;
методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;
мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;
гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);
роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;
аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции – выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;
социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог – совершенствование общества;
воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.
4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:
• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);
• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.
5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.
6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение – наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
- 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 2. Философия как наука и мировоззрение
- 3. Основные проблемы философии. Структура философии
- 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
- 5. Философия Древней Индии
- 6. Философия Древнего Китая
- 7. Историко-культурные предпосылки формирования философии в Древней Греции
- 8. Философия досократовского периода
- 9. Милетская философская школа. Гераклит
- 10. Элейская философская школа
- 11. Пифагорейская философская школа
- 12. Классический период древнегреческой философии
- 13. Философские взгляды Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс ( Коллектив авторов, 2016) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Читайте также: