Французский материализм xviii в шпора
Одним из мощных направлений философии Просвещения XVIII столетия выступает так называемый французский материализм, который в нашей отечественной литературе получил название метафизического (антидиалектического), механистического. Французский материализм XVIII в. имеет много общего с философией Просвещения, но ему присущи и отличительные черты. Прежде всего его отличает единодушная материалистическая направленность во взглядах на природу. Этот материализм — вершина механицизма в философии, который возникает уже в английской философии XVII века и проходит красной нитью через философию Р. Декарта и Б. Спинозы.
Одним из первых по времени деятелей французского Просвещения был Шарль Монтескье. Уже его “Персидские письма” (1721 г.) и “Рассуждения о причинах величия и падения римлян”(1734 г.) с восторгом читались и перечитывались современниками. Его “Дух законов”(1748 г.) поставил Монтескье в ряд крупнейших политических и юридических умов не только Франции, но и всего мира. В “Рассуждениях” Монтескье идеализирует римский стоицизм. Понятие стоической доблести сочетается у Монтескье с идеалами старинного римского республиканизма, противоположного деспотизму власти императоров. За восхвалением консервативной суровой доблести римских землевладельческих родов проглядывает явное осуждение Монтескье французского абсолютизма, измельчания и развращения нравов французского общества. В “Духе законов” Монтескье развил общее учение о зависимости юридических норм государства и общежития от законов, определяемых типом государственного строя — республиканским, монархическим или деспотическим.
Исходные понятия “Духа законов” отличаются рационализмом и натурализмом. Таково понятие о законах как о необходимых отношениях, вытекающих из природы вещей. Однако в детальной разработке учения о законах общежития Монтескье не связывает себя целиком натуралистическими абстракциями. Его задача юридическая, и решается она на широкой основе сопоставлений политического строя и законодательства Англии и Франции с республиканским и императорским Римом. Монтескье — первый ученый, применивший сравнительный метод при изучении вопросов права и философии права.
Жюльен Офре де Ламетри
Начиная примерно с середины XVIII в. Во Франции появляется плеяда мыслителей-просветителей, многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма. Французский материализм XVIII в. — новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений. Французский материализм не просто продолжал традиции, порожденные общественно-историческим развитием Англии, Франции и Нидерландов, он развивал эти традиции дальше, выдвигал новые идеи. Для французских материалистов наряду с механикой, опорой становятся также медицина, физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов. И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер, какой они имели у писателей XVII века.
К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежат Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751), Гольбах (1723-1789), Клод Адриан Гельвеций (1715-1771), Дидро (1713-1784). Хотя их философские взгляды во многом отличались между собой, но в целом в их материализме было много общего.
Материя существует объективно, она связана с движением, указывал Ж. Ламетри. Природа представляет собой совокупность различных форм движения материальных частиц.
Согласно Гольбаху (1723-1789) существует движение материальных масс (атомов), а также энергетическое движение; материя существует в пространстве и времени. Надо обратить внимание на то, что материя понимается в чисто механическом плане, то есть как совокупность частиц вещества (атомов). Вместе с тем философы отрицают любую роль Бога в существовании и движении материи.
Основными представителями этой философии выступают Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие, которые уже пишут свои сочинения на национальном французском языке, что делает их понятными для третьего сословия. Они не только пишут трактаты, но и словари, энциклопедии, памфлеты, политические статьи и др. Во всех этих сочинениях научная мысль облекается в остроумную живую форму, к силе доказательства они присоединяют силу нравственного убеждения и публицистического гнева.
Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ. Провозглашенные Руссо политико-мировоззренческие положения в наши дни вполне очевидны и весьма привычны. В свое же время они были далеко не очевидными социально-философскими новациями. Руссо, как и Вольтер, проявил себя как мастер практического использования философии.
Особенно большое влияние на идейную жизнь Франции рассматриваемой эпохи оказал Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778 гг.). Чрезвычайно одаренный, Вольтер вошел в историю культуры как один из великих писателей Франции, как психолог, философ культуры и философ истории. Могучий полемист, сатирик, памфлетист, публицист, он поднял звание журналиста, литератора, ученого на высоту, еще неизвестную феодальному обществу. В течение всей своей долгой жизни он неутомимо боролся против церкви и клерикализма, против религиозной и всякой иной нетерпимости. Он ненавидел деспотизм и королей, и князей церкви. Уже в молодости Вольтер подвергся преследованиям и вынужден был провести три года в Англии. Вернувшись во Францию, он написал “Письма об Англии”, а в 1738 г. — “Основы философии Ньютона”. После непродолжительного пребывания в Берлине, при дворе прусского короля Фридриха II, Вольтер поселяется в имении на берегу Женевского озера. Здесь, в тишине и уединении, но в непрерывном литературном общении с культурным миром Франции, он остается до конца своей жизни. Здесь им был написан ряд философских произведении, в том числе “Кандид”, “Философский словарь” и др. Незадолго до смерти Вольтер приехал в Париж, где ему была устроена публикой триумфальная встреча. Волнения, вызванные этим триумфом, потрясли философа, и он вскоре умер.
Итоги
Особенности материализма французских мыслителей XVIII в. заключаются в том, что:
- он был механистическим, то есть все формы движения материи сводились к механической и объяснялись законами механики;
- он должен был иметь метафизический характер: предметы и явления рассматривались вне их внутренних связей и развития, без учета внутренних противоречий как источника самодвижения, без постижения непрерывности и линейности развития в их органическом единстве;
- в теории познания французские материалисты были сторонниками сенсуализма: чувство они считали исходным источником познания, но также придают значения труду ума (мышления), подчеркивают их взаимосвязь;
- большое внимание французские материалисты отдавали критике религии: анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведет человека к настоящим истинам, а вводит в заблуждение;
- в вопросе о возникновении общества французские материалисты склонялись к натурализму, то есть причину тех или иных общественных явлений искали в природе, окружающей среде и в биологической природе человека.
Таким образом, французские материалисты 18 века совместно с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, утверждении принципов гуманизма, решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.
В XVIII в. во Франции широко распространился и получил свое новое развитие материализм в философии. Этому послужило бурное развитие естествознания и духовная ситуация в целом, ориентированная на освобождение человеческого разума от религиозных догматов и спекулятивных рассуждений.
Французские материалисты были последовательными, активными борцами с религией, их атеистическое мировоззрение оказывало огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.
Философы-материалисты стремились доказать, что источниками религии являются невежество, рабство, деспотизм и обман масс священнослужителями. Священникам нет дела до просвещения народа, писали они, и чем масса менее просвещена, тем легче ее одурачить.
В. И. Ленин высоко ценил атеистов XVIII века, талантливо, остроумно и открыто нападавших на религию, на поповщину. Однако они не понимали социальной сущности религии, не могли указать правильных путей борьбы с ней. Французские материалисты считали, что просвещение ликвидирует все суеверия. Наука, искусство, ремесла дают людям новые силы, оказывают им помощь в познании законов природы, которое должно привести их к отказу от религии.
Религия требуется феодальному правительству для того, чтобы легче управлять народом, но правительству справедливому, просвещенному, добродетельному не нужны будут лживые басни. Поэтому нельзя допустить, чтобы духовенство управляло школами, не должно иметь место преподавание религии в школе, необходимо введение таких предметов, которые приводили бы учащихся к познанию законов природы. Целесообразно установление и такого предмета, который учил бы основам нравственных норм поведения в новом обществе, таким предметом должен был быть курс морали.
Согласно учению французских материалистов в мире есть лишь материя, находящаяся в непрестанном движении, материя — физическая реальность. Они признавали всеобщее взаимодействие в природе и движении как естественное свойство материи.
Французские материалисты признавали исходной точкой познания ощущения, получаемые из внешнего мира. По выражению Дидро, человек подобен музыкальному инструменту, клавишами которого являются органы чувств: когда природа нажимает на них, инструмент издает звуки — у человека появляются ощущения и понятия.
Наибольшее значение имели педагогические взгляды французских материалистов Гельвеция, Дидро и Гольбаха.
Таковы основные принципы правления государством по Дидро.
Клод Адриан Гельвеций — французский литератор и философ-материалист. Родился в семье придворного врача. Учился в иезуитском коллеже, готовясь стать финансовым служащим.
Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.
Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.
В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств.
Поль Анри Гольбах - французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.
Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными.
11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии.
Теория познания И. Канта.
Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
Кант родился в Кёнисберге в небогатой семье ремесленника. Закончил Кёнигсберский университет и начал работать домашним учителем. Долгое время он служил в Кёнигсберской дворцовой библиотеке и в возрасте 46 лет был назначен профессором логики и метафизики данного университета. В университете он преподавал такие дисциплины, как философские, физические и математические.
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей даже среди пунктуальных немцев и породила немало поговорок и анекдотов.
Теперь о его философских взглядах .
В своих главных работах Кант размышляет над новыми принципами философии разума. Прежде всего, он пытается разобраться в вопросе о том, как возможно человеческое познание?
По Канту:
Во - первых в нашем знании есть такая совокупность условий, которая не зависит от опыта. Эти условия задают наше знание и называются априорными. Они не зависят от опыта.
Во-вторых, опыт никогда не сможет придать нашим суждениям статус всеобщих. Все рассуждения на основе чувственного опыта по своей природе индивидуальны.
В-третьих, разбирая традиционное учение о суждении, Кант исключительное значение придаёт разнице между аналитическими и синтетическими суждениями. Познавательная ценность аналитических суждений минимальна (пример: равносторонний треугольник относится к треугольникам), тогда как синтетические суждения включают в себя элементы знания, несущие новую информацию о предмете, о понятии (например: кратчайшее расстояние между 2 точками на плоскости -это прямая линия). Это суждение несёт в себе новое понятие, новое знание.
Таким образом, синтетические суждения, наглядным примером которых является математическое высказывание, указывали на свою независимость от опыта.
Вместе с тем Кант не мог отрицать, что в основе синтетических суждений лежит способность чувственного созерцания, чувственная интуиция. Такие интуитивные способности нашего разума он назвал априорными формами чувственности.
Продолжая анализ условий возможности познания, Кант разъясняет природу пространственных и временных форм нашей чувственности. По Канту, пространство и время составляют всеобщие и необходимые условия нашего восприятия мира. Они как бы вмонтированы в чувственные основания конструкции нашего сознания. С их помощью человек упорядочивает разнообразный информационный материал познания.
К априорным формам познания Кант также относит и формы нашей рассудочной деятельности. Речь идёт об априорных категориях рассудка, с помощью которых мы определяем в познании количественные и качественные признаки явлений, их причинно-следственные связи и такие их признаки, как возможность , необходимость и др.
Таким образом, познание оформляется в виде суждений и заключает в себе соединение чувственности и рассудочности. То есть, процесс познания есть постоянное взаимодействие чувственных и логических механизмов.
Таким образом, получается, что Кант пытался объединить рационализм и эмпиризм. Он пытался свести познание к работе чувственных и логических механизмов.
Другое объяснение.
На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени.
Кант разделяет все предметы на две группы:
Кант разделяет знание на две части:
Априорное знание является исходным и врождённым, в то время как апостериорное – приобретается посредством опыта.
Рассудок. На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие.
На второй ступени познания согласно Канту, знание можно разделить на аналитическое и синтетическое.
Аналитическое знание дано исходно и всегда очевидно. Это либо факт наблюдения, либо аксиома. Аналитическое знание не заключает в себе ничего нового, выходящего за пределы своей исходной определённости и поэтому не представляет собой ценности для науки.
Синтетическое знание возвышается над аналитическим, поскольку несёт в себе нечто новое, скрытое за очевидностью аналитического знания. Притом синтетическое знание не вытекает из аналитического.
Разум. Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать сущность внешнего мира. Поэтому он доводит обобщение человеческого опыта до высшей степени и формулирует три идеи, объясняющие этот мир. Первая из них – космологическая – это идея о существовании внешнего мира. Вторая идея – психологическая – состоит в утверждении о существовании души. Наконец, третья, теологическая идея – это идея о существовании бога. Ни внешний мир, ни душа, ни бог согласно Канту не даны в чувственном опыте прямо и непосредственно. Поэтому вывод об их существовании – это результат сложного анализа наших знаний.
Философия Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — профессор Гейдельбергского, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Философия Гегеля заслуженно считается кульминацией развития немецкой философии.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
- теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
- диалектика как всеобщий философский метод.
Диалектика Гегеля противостоит метафизики Аристотеля. Аристотель сформировал законы мышления, познающего мир, Гегель – законы развития самого мира.
Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в состоянии беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития, а также сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключается в том, что в ней в систематической форме изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда, в идеалистической форме, законы и категории диалектики, категории качества и количества. Качество - это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики Гегеля:
1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Диалектическое отрицание: если сохраняется нечто от первого объекта, то происходит воспроизведение этого объекта, но в другом качестве.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие таится между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития — единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Диалектика - это наука о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания, и основанный на этом учении метод мышления и познания. (Диалектический метод мышления). Его сущность в том, что на использовании объективных законов диалектики вырабатывается субъективный метод познания окружающей действительности.
Основные принципы диалектики:
1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие (изменение не только количественное, но и качественное).
2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.
3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов. Главный источник движения - внутренние противоречия.
Все в мире содержит в себе противоположности, которые находятся в состоянии единства и борьбы. Единство и борьба противоположностей - основа существования и развития мира. Противоречия - не зло, а благо. Противоречия - движущая сила прогресса. Гегель создал систему категорий диалектики, открыл ее основные законы (закон противоречия, отрицания отрицания, закон перехода количества в качество и обратно).
В социально-экономическом отношении Просвещение – это время подъема и установления власти буржуазии, связанной с новыми идеями экономического рационализма и экономической свободы – частной собственности и свободного предпринимательства. Процесс расширения экономической свободы сопровождается появлением и разработкой идей классического либерализма: в качестве экономической теории он требует свободы хозяйственной деятельности в ремесле, промышленности (мануфактурной), сельском хозяйстве и торговле.
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789-1794 гг.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:
3) утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Деизм (не путать с дуализмом Декарта — взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма) — направление в философии, сторонники которого:
• отвергали идею личного Бога;
• не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом);
• видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более);
• отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-материалистическое.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789-1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Материализм(лат. materialis — вещественный) — философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия — материальное начало, материю.
Включая в собственную структуру в качестве самостоятельных версий натурализм, эмпиризм, ряд школ аналитической философии и др., европейский материализм восходит своими истоками еще к античному атомизму. Внеся значительный вклад в полемику с радикальными версиями философии идеализма, материализм достигает пикового значения своего позитивного воздействия на жизнь общества в эпоху Просвещения (Дидро, Гольбах и др.), осуществляя уничтожающую критику реакционно-религиозной идеологии католицизма эпохи буржуазных революций.
В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.
Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам других французских материалистов. Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию, — это не что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает как формы существования материи.
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:
2) освободили философию от многих религиозных предрассудков;
3) дали более реалистическое определение субстанции — материя;
4) выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;
6) обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);
7) выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц;
8) обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи;
9) обосновали идеи социальной справедливости;
10) идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Сам Вольтер был деистом. Деистом можно назвать того, кто верит в Бога, но не считает, что волю Бога можно познать или что Бог в настоящий момент сильно влияет на естественно протекающие процессы. Деизм рассматривает Бога как своего рода часовщика, а мир — как созданные им часы. Бог создал этот механизм и запустил его, и теперь он просто позволяет механизму работать самостоятельно.
Дата добавления: 2015-09-14 ; просмотров: 2716 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
В XVIII веке философами Нового времени было завершено создание и новой онтологии, которая приобрела последовательно материалистический и воинственно атеистический характер. Наибольший вклад в разработку учения о бытии внесли Ламетри, Дидро, Гельвеций и Гольбах.
Это свидетельствовало о том, что материализм Ламетри и других мыслителей Нового времени, носил ограниченный, метафизический характер. В данном случае метафизичность французских материалистов выражалась в понимании человека лишь как природного существа. Такой взгляд называется натурализмом. Между тем уже античные философы говорили о социальной сущности человека как более высокой и важной в сравнении с его природной сущностью.
Натурализм в понимании человека закономерно распространялся французскими мыслителями и на общество, причудливо переплетаясь с его идеалистическим пониманием. Ведь, с одной стороны, полагали философы Нового времени, если человек есть природное существо, то и общество, в которое люди договорились объединиться, тоже является природным по своей сути. С другой же стороны, если общество возникает как результат соглашения между людьми, значит определяющей, детерминирующей силой его возникновения и существования выступает воля, желание людей, т. е. нечто идеальное.
Опираясь на Ламетри и в то же время идя дальше него в понимании психофизической проблемы, Дени Дидро (1713-1784 гг.) характеризовал сознание человека как свойство присущей ему материальной организации. Материальный субстрат всех психических процессов он видел в органах чувств, нервной системе и головном мозге. Данная материальная структура, формирующаяся в ходе эмбрионального развития, обеспечивает не только физиологическое, но и психологическое единство организма. Она выступает основой мыслительных операций человека, делает возможной память. Обосновывая материалистический взгляд на природу, Дидро осознанно противопоставляет его воззрениям идеалистов, употребляя этот термин (идеализм) в контексте историко-философского обобщения.
Гольбах дал новое, отличное от античных материалистов, определение материи. Если античные мыслители отождествляли с тем или иным веществом, которое лежит в основе всех вещей (с первовеществом), то Гольбах опирался на научные достижения в познании вещей, на научное понимание свойств как наиболее фундаментальных характеристик вещей. И с этих позиций он утверждал, что материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Но в этом определении материи содержится не просто констатация свойств, которые оказывают воздействие на наши чувства. В отличие от материалистов XVII в., которые пытались дать законченный перечень свойств, которыми обладает материя (плотность, протяженность и т. д.), Гольбах в понимании свойств выходит на более обобщенный уровень, связывая их с человеческим восприятием. Таким образом, Гольбах шел по пути от онтологического (в рамках бытия) к гносеологическому (в связи с человеческим познанием) определению, материи, которое впоследствии было дано Марксом в XIX в.
Ламетри, Дидро, Гольбах и другие материалисты XVIII века, рассматривали материю в неразрывной связи с движением. Они пытались преодолеть механистический взгляд на движение как лишь перемещение в пространстве. Механическое движение, считали они, не есть единственная или фундаментальная его форма. По заявлению Дидро, движение есть как в перемещающемся теле, так и в покоящемся. Это положение он иллюстрировал примером с неподвижно лежащей на земле глыбой мрамора, которая со временем трескается и рассыпается в силу присущего ей внутреннего движения составляющих частиц. Включая в движение различные физико-химические и биологические процессы, Гольбах шел в направлении понимания движения в диалектическом смысле, как всякого изменения.
Гольбах и Дидро акцентировали внимание на силе как внутреннем источнике движения тел. Даже инерцию, которая ранее считалась проявлением косности материи, Гольбах трактовал как силу противодействия, выражающую внутреннюю активность тел. В относительном покое тел Гольбах усматривал результат взаимного уравновеышвания противоположно направленных сил.
Однако, в целом воззрения французских материалистов при всех их диалектических догадках оставались метафизическими, поскольку всеобщей, господствующей формой движения они признавали механическую, трактовали движение как лишь количественные изменения, а детерминизм сводили только к причинной обусловленности, отвергая всевозможные иные ее формы.
Учение французских материалистов XVIII века о бытии, а во многом и все творчество их проникнуто атеизмом. Каждый человек, по убеждению Гольбаха, который разумно рассуждает, скоро станет атеистом, ибо при помощи рассуждений он придет к тому, что теология является набором небылиц, что религия противоречит всем принципам здравого смысла.
Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 138 ; Нарушение авторских прав
Читайте также: