Головинова андрея юрьевича лечение артрита
Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться
Добрый день,
Уважаемое сообщество прошу пролить свет на это заболевание, более глубокое его понимание и возможности терапии средствами Аюрведы. Если такой возможности нет или нет интереса к обсуждению этой темы, тогда прошу направить на источники информации достойные внимания (может быть отсылка на шастры, стандартные протоколы лечения).
Заранее извиняюсь за большой объем текста и воспросов.
Вот что пока удалось для себя высветить:
Направления терапии амаваты:
Будет ли корректным при терапии амаваты направить свое внимание на следующие направления и насколько правильно соответствуют процедуры и препараты данным направлениям?:
0. Уменьшение воспаления суставов и утоление/уменьшение боли (абхьянга, препараты на основе гуггула, лепа)
1. Поддержка и усиление Агни (монодиета + пачана-дипана препараты/специи)
2. Стабилизация Ваты (Матра басти)
3. Приведение амы в движение, удаление ее из тела (абхьянга с последующим прогреванием, матра басти, препараты на основе гуггула, лепа)
4. Восстановление поврежденных тканей и оджаса (диета, предписанная для конституционального типа + специфические акценты)
Можно ли как вариант разнообразия использовать:
yavagu (утром): рисовую кашу: обжаренный рис приготовленный с дипана-пачана препаратом (в рецепте ½ чайной ложки специй: смесь изготовлена из сухого имбиря, семян кориандра, тмина и пиппали) с минимальным количеством соли и масла (можно ли вместо гхи использовать здесь сливочное масло)?
Просто машевый суп (например в обед)?
-Можно ли добавлять иногда зеленые листовые овощи?
- * Ни Панчакола чурнам, Хингувачади чурнам в ближайшем порубежье найти не удалось, есть Читракади бати фирм Вьяса, Байдьянатх, Пунарвасу.
Можно ли вместо панчакола чурна использовать читракади бати? Стоит ли бати превращать в порошок и добавлять в суп или можно просто использовать как таблетки?
Если нет, будет ли достаточно использовать в качестве пачана-дипана средства одного Сухой имбирь (шунти) (но у него, в отличие от Ардрака вроде бы нет выраженного св-ва дипанам) в виде отвара?
-Когда лучше принимать пачана-дипана средства непосредственно с едой/перед едой или на пустой желудок между приемами пищи? Можно ли как вариант использовать с едой читракади бати (или шунти), а в промежутках между едой на пустой желудок упаренный в 4 раза отвар шунти (1ч.л. 3 раза в день) или это будет уже слишком?
Как интересный вариант (с более ярко-выраженным действием по амавате чем шунти) упоминалось Андреем Юрьевичем еще одно растение из семейства имбирных – Альпиния Галанга/Калган истинный/Калган китайский,
но в наших краях как-то не удалось пока найти.
Также как пачана-дипана средство встречалось упоминание Вайшванара чурна – если можно осветите действие и применение этого препарата в этом направлении.
-Как долго нужно находиться на этой монодиете и по каким признакам стоит ее завершать?
Матрабасти (2,3 - удаления амы из кишечника и тканей и стабилизация Ватадоши)
-Можно ли обозначить чем характеризуется переход болезни в стадию нирамавастха?
-Матрабасти выполняется в любое время дня после еды? Можно ли в текущий сезонный период проводить матра басти вечером после ужина? Требует ли матра басти для лечения амаваты предварительного масляного массажа, последующего прогревания?
Выбор масла
Какое масло лучше использовать при амавате для матра басти:
• Дханвантарам тайла,
• Сахачаради тайла,
• Смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1?
Дозировка масла
-Какой должна быть дозировка? Для физически и психологически ослабленного болезнью человека насколько небольшие объемы нужно использовать – 50-75мл?
-При амавате (если не рассматриваем панчакарму) используются ли только матрабасти или возможны другие варианты басти (например очистительная Мадхутайлика басти)?
-Должны ли басти быть ежедневными?
Масляный массаж и прогревание (0,3)
-Можно ли делать масляный массаж и прогревание повторяющимися курсами если тяжело постоянное применение?
-Какое масла (и какого производителя) лучше использовать для абхьянги:
• Маханараяна тайла ( Аюрведа здесь, Сахул, Пунарвасу),
• Коттамчуккади тайла,
• Прабханджанам тайлу
• Смесь кунжутного и касторового масел (в пропорции 3:1?)?
-Если очень выражена суставная боль + мышечное жжение, что из масел лучше использовать?
-При промасливании на чем лучше сделать акцент: на втирании масла в пораженные суставы, или равномерно втирание во все тело?
-Нужно ли при амавате прогревать тело после абхьянги (для лучшего растворения и отделения амы), если да, то как это лучше сделать в домашних условиях?
-Каким должно быть прогревание: обязательно общим или можно локальным?
Припарки — лепа (0,3)
-Какие из трав лучше применять для приготовления лепы?
-Будет ли оптимальным для этого выбор трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, например: вача (аир болотный), шунти? Можно ли добавить еще травы с противовоспалительным действием, например: тысячелистник, фиалку, подмаренник цепкий, бузина черная, листья ч.смородины, сабельник, корень лопуха, соссюрею?
О соссюрее (горькуше) были хорошие отзывы при приеме внутрь, но возможно и наружное применение будет иметь хороший эффект. Но опять же к сожалению у нас пока не удалось найти эту траву.
-Стоит ли смешивать травы с тайлой (кунжутное + касторовое масла) или может быть с каким то другим проводником и усилителем их действия?
Также было упоминание о добавление саиндхавы и кислого молоко в лепу.
-Какова их роль в данной терапии?
-Если возможно использование саиндхавы, можно ли ее заменить обычной каменной солью?
-Можно ли описать тех.процесс приготовления лепы: если смешивать припарку с маслами (какова должна быть в данном случае пропорция кунжутного и касторового масла), в какой последовательности и как это должно происходить?
-Есть ли какие-то ограничения по использованию лепы, например в период обострения воспаления?
-Если вес тела понижен, но присутствует дополнительно к амавате миома можно ли применять препараты гуггула?
-Если можно, то что в этом случае будет лучшим выбором: Йогараджа/Симханада Гуггул?
[При приёме гуггулу и препаратов на его основе] для того чтобы получить правильный эффект [и не получить осложнений] необходимо избегать кислого, резкого и раздражающего, несварения, половых сношений, усталости, нахождения на солнце и перегревания, алкоголя, а также гнева. Кислое (полностью) исключается из рациона.
Специфические акценты диеты (после завершения курса монодиеты) (4)
- Если не затрагивать конституционные моменты, какие акценты должны присутствовать в питании после завершения монодиеты?
Стоит ли (после улучшения аппетита и прохождения терапии) полностью исключить тяжелую, сырую, холодную пищу (пшеницу, кукуруза и мука из них, сырые овощи, фрукты), а также рафинированную муку, продукты, вызывающие закупорки каналов и употреблять только легко усваиваемую пищу или достаточно будет придерживаться питания по конституциональному типу?
По поводу отдельных продуктов при РА:
Молоко, молочные продукты:
При РА аюрведа традиционно запрещает принимать молоко и практически все молочные продукты, яйца
.
-Есть ли в этом запрете какое-либо исключение, можно ли что-то из молочных продуктов принимать? Например, что насчет сливочного масла, гхи?
Растительные масла
-Какие также растительные масла можно использовать в пищу, можно ли кунжутное масло?
Соевые продукты
-Можно ли использовать соевые продукты, если по молочке есть жесткое ограничение?
Пасленовые
-Можно ли использовать пасленовые, если этого не исключает конституция человека (картофель, перцы, помидоры),
Соль
-Можно ли использовать при амавате каменную соль, если да, то в каких пропорциях? -Если добавляется сильное проявление отечности стоит ли минимизировать ее прием?
Вкусы
-Должно ли быть в питании более выраженное наличие горького и острого вкуса (Имбирь, асафетида), для стимуляции пищеварения и удаления амы?
При терапии амаваты корректным будет направить своё внимание на подходящую клинику, так как лечение в полном объёме возможно только в стационаре, необходимы постоянное наблюдение, высокая квалификация врачей / терапевтов и все необходимые условия - оборудование - медикаменты. Самодеятельность или самолечение (не знаю, что из этого задумано) при отсутствии должных условий, знаний, опыта и лекарств до добра не доведёт, это очень серьёзно и ответственно - решается вся дальнейшая судьба пациента.
Не советую браться за амавату без соответствующей подготовки. Можно наломать дров.
Внутреннее и внешнее промасливание, а также масляные прогревания КАТЕГОРИЧЕСКИ противопоказаны при амавате, пока болезнь не минует стадию ама-авастхи.
Строго говоря, амавата — это не всегда ревматоидный артрит. Бывает, что при развёрнутой симптоматике амаваты ревмопробы отрицательные.
Почитайте про амавата-чикитса-сутру для начала.
"Certain diseases by its nature are difficult to manage and among those is āmavāta."
amavata cikitsa sutra.pdf 246.69 КБ, загружен 1269 раз(а) с 20.03.15
О соссюрее (горькуше) были хорошие отзывы при приеме внутрь
А можно поподробней?
Спасибо всем ответившим.
Хотелось обсудить само заболевание, но Аюрведа характеризуется личностным подходом, поэтому перейдем к ним.
Серьезные заболевания несомненно лучше лечить у опытных практикующих докторов в стационаре. Это конечно было озвучено. Было предложено также пройти онлайн-консультацию у Андрея Юрьевича. Но обстоятельства человека (пока) не позволяют этого сделать, поэтому предпринимаются некоторые попытки и лечения (в том числе и самолечение) методами медицины как традиционной так и нет.
Тяжесть заболевания я понимаю и понимаю ответственность (некоторый опыт йога-терапии, йоги заставляет осознать всю важность этого) которую беру на себя когда даю какие либо рекомендации со своей стороны человеку.
Чего хотелось бы (с моей стороны) в данной ситуации:
Хотелось бы его немного ограничить, направить на путь причинения себе минимально ущерба, по возможности сдерживания болезни и если возможно небольших улучшений (некоторого контроля заболевания с улучшением качества жизни – снятия сильного болевого синдрома), пока у него не появится возможности пройти стационарное лечение.
Поэтому прошу вас дать те простые рекомендации которые возможны в данной ситуации в условиях нестационара исходя из той информации, которую сейчас подняли в этих сообщениях.
Что из терапевтических процедур человек уже применял:
Langhana – терапия производящая легкость в теле
Upavāsa - пост/голодание.
Было проведено 2 цикла РДТ – разгрузочно-диетической терапии, (даже в ней не удалось человека убедить пройти ее стационарно 1-й раз - считаю что это бы дало более выраженный позитивный эффект). 1 раз был более длительным, 2-й более коротким – на обоих этапах было достигнуто улучшение состояния (даже с учетом тех осложнений, которые были – касается корректного выхода из РДТ и введения соли в рацион, поэтому вопрос о приеме соли остается открытым).
-Насколько длительные циклы поста/голодания разрешаются в состоянии Амаваты?
dipana – разжигание аппетита, pāchana - ↑ пищеварение
Небольшой цикл (6дней) монодиеты на кичари, в качестве pāchana-dipana средства использовался шунти (как в отваре, так и в сам маш) дал незначительное утоление болевых ощущений, общее небольшое снятие отечности.
māruta, ātapa – водные и солнечные ванны. Солнечные ванны пока невозможны, а вот под водными ваннами подразумевается прием полной ванны или омовения теплой водой будет достаточно? Если да это также реализуется.
Pipāsā – придерживается приема теплой/горячей воды по состоянию жажды.
Моя попытка компиляции и выработки простого общего алгоритм действия из поднятого материала
Прошу поправить и прояснить ошибки сделанные мной.
Зеленым цветом отмечаю переводную информацию.
1-3 день: Langhana, ама-пачана-дипана, снехана-сведана
Режим начиная с первых трех дней langhana в виде пропуска приема пищи или легкой диеты рекомендуется.
Одновременно panchakola отвар в дозе 10 мл один раз в день дается и сухое пропотевание вовлеченных суставов может быть сделано после аккуратного нанесения vishagarbha Taila.
- Можно ли прояснить информацию по этому маслу: vishagarbha Taila?
Этот этап можно сказать, что сейчас реализуется, но растянут по времени. Единственное, что Рукша сведана не применялась.
Если я ошибся с переводом и интерпретацией прошу меня поправить: Рукша сведана – (локальное?) пропотевание с использованием горячего водяного мешка/мешка с песком.
Может быть использована по достижению состояния nirāma nādi sveda для потоотделения во множественных суставах стоп и рук.
-Заканчивается этот этап (Langhana) по достижению состояния nirāma и nirāma nādi sveda? Объясните пожалуйста чем эти состояния характеризуется?
Вышеназванные процедуры (горячие, сухие компоненты) могут сделать тело сухим.
Поэтому после достижения состояния nirāma или когда начинаются показываться симптомы сухости тела, снеха может быть добавлена.
Для внутренней Snehana лекарственное масло, такое как saindhvādi Taila может быть использованы.
Можно ли реализовать внутреннюю Снехану в домашних условия?
5-10 день: Guggulu, Патра-пинда Сведа, легкая диета
С 5 по 10-й день следует прием Rasna-saptaka kvātha, с добавлением godanti и pippalimula наряду с приемом Guggulu могут быть предоставлены. Одновременно Патра-пинда Сведа также может быть сделано. Во время всего этого периода легкая диета рекомендуется.
- Чем можно заменить прием Rasna-saptaka kvātha?
Из возможных вариантов (достпуные препараты) Сведаны - Churna Pinda Sveda с использованием Vachā, Shunthi.
Можно ли это реализовать в домашних условиях?
-По приему гуггулу также вопрос остался открытым. Прошу прояснить информацию по этому препарату по вопросам, которые я поднимал в сообщении выше.
11-17 день: Внутренняя виречана: Snehana с saindhavadi Taila(11-14), Рукша Снеха + vishagarbha Taila (15-16), классический Виречана (17)
Для Виречана внутренняя Snehana с saindhavadi Taila может быть сделана с 11 по 14-й день, а 15-16 дни могут быть пропущены. В эти дни легкая, жидкая и горячая диета должна даваться. В эти дни перерыва сухое пропотевание должно быть сделано после применения vishagarbha Taila (Рукша Снеха). На 17-й день классическая Виречана осуществляется и три дня samsarjana Крама может осуществляться путем приема Peya, vilepi, akrita и krita yusha.
- Можно прояснить что такое samsarjana Крама?
- samyaka snigdha lakshana – можно ли раскрыть это состояние?
Насколько возможно проведение дома внутренней Снеханы по достижению этого состояния?
-Классическую Виречана под вопросом. Можно ли как упрощенный вариант использовать мридуречану (мягкое послаблении) с послабляющим средством Авипатти чурнам (триврит), Трипхала.
Или лучше Rechana с касторовым маслом: Послабление с касторовым маслом очень полезны при лечении āmavāta. Это может применяться один или два раза в неделю или ежедневно. От 5 до 10 мл только касторового масла или с порошком Shunthi на пустой желудок. Это считается очень эффективным в обеспечении помощи пациенту. Т.к. это Sneha Виречана, то нет необходимости в предварительной Snehana.
-Если соединяется касторовое масла с порошком Shunthi как это лучше сделать?
-Кшара басти отпадает. Что возможно из более доступных вариантов (Мадхутайлика басти тоже не вариант корень клещевины не так просто найти) Niruha Басти?
-Прошу прояснить момент по возможности применения матрабасти – вопрос был в предыдущем сообщении.
Upanaha (Припарки без промасливания)
-По ним бы хотелось узнать следующую информацию, какие доступные препараты можно использовать и когда в рамках курса это лучше применять? В какой можно применять припарки с добавлением тайлы – прошу ответить на вопрос (по припарка) из предыдущего сообщения.
Pathya – чего придерживаться
Предпочтительными являются диета и лекарственные средства, имеющие горький и острый вкус. Баклажан, горькие-тыквы (karvellaka), ячмень, старый рис, конский горох/kulattha и суп из него, имбирь (сухой), чеснок, лук, горячая вода являются полезными.
-Во все периоды предписана легкая (иногда жидкая и горячая диета) диета. Насколько легкой она должна быть?
- Вопрос по поводу ячменя – насколько я помню он обладает сушащим действием. Почему он дан в рекомендациях? А из бобовых наилучшим будет применение куллатху? Старый рис – насколько старым он должен быть, как любое зерно – больше 1года? Горькие тыквы у нас к сожалению не растут, но может быть посоветуете что-то из похожего по действию.
Из однокомпонентых средств
Haridrā (Curcuma longa): Куркума. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.
Pippali (Пайпер лонгум): Длинный перец. от 3 до 5г порошка, делается паста, добавляя мед, принимается дважды в день.
- проясните пожалуйста какими качествами обладает пиппали.
Shunthi (Сухой имбирь. Доза: 5г порошка делается паста, добавляя мед, принимается на голодный желудок дважды день.
-Если я правильно понял для более сильного дипана-пачана действия лучше оставить прием хорошо выпаренного отвара шунти.
Насколько долго можно и нужно применять шунти (препараты дипана-пачана действия), только в период Langhana – терапии или можно принимать на постоянной основе с стандартной дозировкой?
Apathya – чего избегать
Молоко, творог/йогурт, рыба и мясо водных животных, неочищенный пальмовый сахар, черный горох (мАш), выпечка/кондитерские изделия, листья upodika, воздействие восточного ветра, viruddha и asātmya и тяжелые продовольственные товаров, вязких (picchila) овощей, vishamāshana (нерегулярная привычка питания), подавления естественных позывов, ночных пробуждения, дневной сон и загрязненная вода вредны для пациента ревматоидного артрита.
Прошу прояснить также вопросы по Специфическим акцентам диеты из прошлого сообщения. -И что здесь подпадает под категорию тяжелых продуктов и вязких овощей?
Событие
Описание
Здравствуйте, ценители Аюрведы!
В современной медицине ревматические болезни - это группа из более, чем двухсот заболеваний, протекающих преимущественно с системным или локальным поражением соединительной ткани. К ним относятся болезни с преобладающим поражением суставов; васкулиты и диффузные болезни соединительной ткани; ревматоидный артрит, анкилозирующий спондилоартрит, бурсит, фасциит, тендинит, миозит, ревмокардит и т.д. Тема причин и патогенеза ревматических заболеваний остаётся открытой среди патологов.
Аюрведа же даёт ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения, и добиться реальных результатов.
6-7 июня Андрей Юрьевич Головинов, практикующий врач аюрведы с более чем двадцатилетним стажем работы, впервые проведет единственный семинар в Москве по этой теме.
План семинара
1. Ама – обзор.
1.1 Ама-шабда-нирукти – происхождение и значение термина.
1.2 Определения термина из различных аюрведа-шастр (более десяти определений, раскрывающих различные аспекты понятия).
1.3 Ама, амадоша и амавиша.
1.4 Ама-нидана – причины образования амы.
1.5 Ама-сварупа – свойства, форма и действие амы.
1.6 Ама и аллергические заболевания.
1.7 Ама и аутоиммунные заболевания.
1.8 Ама и инфекционные заболевания.
2. Ревма – значение термина.
3. Āмавāта – значение термина.
4. Амавата-нидана – причины амаваты (прямые и косвенные).
5. Амавата-лакшана-сампрапти – симптомы и патогенез амаваты.
5.1 Пурва-рупа – продромальный признаки.
5.2 Саманья-лакшана – общие симптомы.
5.2.1 Семь основных общих симптомов.
5.2.2 Пять дополнительных общих симптомов.
5.3 Амавата-сампрапти-гхатака – патогенетический свод амаваты.
6. Дифференциальная диагностика с ватарактой и сандхиватой.
7. Спектр заболеваний, соответствующих амавате в современной нозологический классификации.
8. Амавата-чикитса-сутра и амавата-чикитса-крама – краткая суть терапии амаваты и последовательность терапевтических действий.
9. Препараты и группы препаратов, используемые в терапии амаваты и особенности их применения.
10. Патхья-апатхья – диетические и поведенческие рекомендации и запреты при амавате.
Данная тема будет полезна всем, кто использует Аюрведу в профессии и в ежедневной практике: врачам, диетологам, массажистам, консультантам по здоровому образу жизни, людям, находящимся в группе риска, любителям Аюрведы. Информация предназначена для широкого круга слушателей.
Продолжительность семинара: 16 академических часов.
Источники: "Мадхава-нидана", "Бхайшаджья-ратнавали", "Аштанга-хридая-самхита", "Чарака-самхита", "Сушрута-самхита".
Перевод: Андрей Юрьевич Головинов.
Автор и ведущий семинара: Андрей Юрьевич Головинов - практикующий доктор Аюрведы с 1994 г., имеющий обширную практику в Индии, России и Казахстане. Основной подход Андрея Юрьевича - проверять любую информацию по Аюрведе в источниках, чтобы не поддаться современным спекуляциям. Основа знаний - шастры, и наиболее эффективное изучение их возможно только в оригинале, на санскрите.
Даты и время проведения
6 июня (суббота) и 7 июня (воскресенье) 2015 с 10:00 до 17:00.
Каждый день предусмотрен перерыв на обед (1 час) и по 2 коротких перерыва на 10-15 минут.
За дополнительную плату будет организовано горячее вегетарианское питание (4 блюда). Только по предварительному заказу. Подробности у организаторов.
• 8000 рублей - по предоплате до 20 мая 2015 включительно
• 10000 рублей - по предоплате до 5 июня 2015 включительно
• 12000 рублей в день семинара
Способы оплаты уточняйте, пожалуйста, по контактным данным.
Контакты
Евгения
Координатор Ayurveda Parampara
+7 966 010 43 57 WhatsApp, Viber
Мария и Анастасия
Создатели Ayurveda Parampara
+ 7 966 060 22 11 WhatsApp, Viber
Москва, Новодевичий проезд, 10, 1-й этаж, вход с Новодевичьего проезда (10 минут пешком от м. Спортивная).
Парковка на улице 40 рулей / час.
Регистрация обязательна! Для записи необходимо сообщить ФИО, емейл и телефон любым удобным для вас способом. Количество мест ограничено размерами группы.
Публикация в журнале "Аюрведа - наука жизни" СПб, N 1(8) 2003
Для начала
Аюрведа учит нас жить полноценно. Она призвана избавлять людей от страданий, не только в виде болезней тела и ума, но и на более глубоком и тонком уровне. Лишь тот человек может считаться здоровым, который, не страдая никаким физическим и психическим недугом, полезен для общества и духовно счастлив. Интуитивно каждый из нас стремится к подобному состоянию. Но не каждый достигает его. И речь сейчас идет не об отсутствии физической боли или телесных изъянов. Каждый, кто однажды заболел, сразу задается вопросами. Почему именно я? За что?
Почему в реальной жизни мы так редко можем встретить здорового человека, глаза которого постоянно сияют от восхищения? Почему радость так мимолетна? Что мешает восторгу наполнить наше сердце и не никогда не покидать его, даже перед лицом горя, лицемерия и боли, которыми наполнился мир вокруг нас? Можете ли Вы ответить себе на вопрос о смысле Вашей жизни? Кто Вы? Для чего Вы пришли в этот мир?
Здоровье имеет множество составляющих и для того чтобы раскрыть основную тему нашей статьи, попробуем описать и проиллюстрировать их. Первый аспект здоровья в Аюрведе называется арогйа – состояние, при котором человек имеет здоровое и крепкое тело, без физических изъянов. Большинство людей искренне верят в то что, избавившись от физической боли и неудобств, связанных с телесной болезнью, они станут счастливы. Но надолго ли?
Трогательная история
Какая Вам разница, доктор?!
Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого пола и возраста человек, который зашел в мой кабинет. Ей оказалось около пятидесяти, хотя выглядела она старше. Грузное, бесформенное тело. Грубый, низкий и властный голос. И полные тревоги несчастные глаза. Она стала жаловаться на астматические приступы и повышенное давление, которые не давали ей покоя уже несколько месяцев. И буквально требовала помочь ей. Когда я начал задавать ей вопросы о том, удовлетворена ли она своей семейной жизнью и выполняемой работой, она недоумевала:
- Какая Вам разница, доктор?! У меня мало времени на бесполезные разговоры! Мне мешают удушье и страшные головные боли! Будьте добры, избавьте меня от них!
Она явно не хотела слышать ни о чем другом, хотя тонкие причины телесных проблем ей трудно было укрыть. Она упорно не хотела открываться. И я решил рискнуть.
- Хорошо! – согласился я. – Будем лечиться!
Я назначил ей курс процедур панчакармы и затем прием сборов из лекарственных трав, которые как я предполагал, помогут ей. Так и случилось. За несколько месяцев интенсивного лечения уравновесилось давление, а затем ушли и приступы удушья. Пациентка была вдохновлена. Ее глаза горели. И, отблагодарив наших сотрудников и меня, исчезла. А дальше случилось интересное событие.
Я чувствую, что мне чего-то не хватает…
В один прекрасный день она вновь появилась на пороге моего кабинета и опять с грустными глазами.
- У меня нет больше приступов астмы и гипертонии, - невесело сказала она. – А что дальше? Я чувствую, что мне чего-то не хватает, доктор. Помогите мне разобраться.
Я почувствовал, что теперь она готова к пониманию второго аспекта здоровья, который Аюрведа называет сукха. Все мы существа общественные и наше настроение и эмоции напрямую зависят от того, как мы общаемся с окружающим миром и близкими нам людьми. Сукха – это здоровье на эмоциональном и социальном уровне. Это состояние когда человек полностью удовлетворен своей семьей, выполняемой работой, местом в котором он живет и правителем этого места. Если подобного удовлетворения нет, человек очень скоро падет жертвой какой-либо телесной болезни.
- Вы очень вовремя! – начал я. – Если бы Вы не пришли сейчас, телесные страдания вновь вернулись бы к Вам. Так удовлетворены ли Вы семейной жизнью и любите ли Вы свой труд?
Неожиданно она открылась. Я был очень удивлен началу ее повествования.
- Стоп! – сказал я. – Это кто?!
- Стоп! – опять сказал я. – А зачем Вы вышли за него замуж?
- Любила. – слегка удивившись самой себе, произнесла пациентка.
- А возможно ли вернуть вашу любовь? – спросил я.
- Вы что смеетесь!? Это невозможно! – возмутилась она.
- Это невозможно! – не соглашалась она. – Как можно помочь безнадежному алкашу?
- А может ему не хватает Вашей любви? И он ищет ее. Пытается обратить на себя внимание. Помогая другим, забываешь о собственных проблемах. Вы все равно находитесь в абсурдной ситуации. Давайте будем действовать абсурдно. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Когда Вы последний раз готовили для мужа?
- И готовить для него я не буду! – завершила она свой монолог.
- Но кто-то же должен первым сделать шаг навстречу! Давайте попробуем! Это должно растопить его сердце!
И вдруг неожиданно она согласилась. Я был удивлен, но не растерялся и усугубил условия.
Через желудок к сердцу
Ей нужно было вставать каждое утро и искренне желать мужу благополучия. А затем готовить для него вкусную пищу, думая о нем как о самом замечательном и дорогом человеке на свете. Пища должна быть чистой. Только чистая пища может передать чувства без искажений. Чистая пища – вегетарианская пища. И поэтому я предложил ей посетить наш семинар по ведической кулинарии. Что она успешно и сделала. Мы научили ее искусству применения специй и их тайным свойствам. Рассказали о том, как с помощью вкусов пищи можно менять настроение. И она оказалась очень способной ученицей.
Но в какой-то момент чудо произошло. В один из вечеров он остался дома и со слезами на глазах стал говорить о том, что был не прав. Что на самом деле он любит ее…
Прошло около года. И как-то зимним вечером, накануне Рождества у меня дома раздался телефонный звонок.
- Доктор, мне нужно очень срочно с Вами встретиться.
Утром она пришла на прием. Внешне она выглядела прекрасно. Только глаза опять выдавали тревогу.
- Что-то случилось? – поинтересовался я.
- В том-то и дело, что ничего. Это меня и настораживает…
Она поведала мне о том, что теперь у нее появилось странное чувство, что чего-то самого главного опять недостает. Страх перед тем, что вся эта идиллия, которая ее теперь окружает, однажды рухнет. Опять боль. Боль на очень глубоком, необъяснимом уровне.
- Как же так? – говорила она. – Дело даже не в том, что я беспокоюсь о качестве взаимоотношений с близкими мне людьми или окружающим миром. Здесь у меня нынче вроде все нормально. Дело в том, что теперь я всерьез стала задумываться над тем, что счастье и страдания идут рука об руку. Что время неумолимо и нам рано или поздно придется расстаться. Я только начала жить. И вдруг потеряла основу и покой. Почва уходит из-под моих ног. Что же мне делать теперь, доктор? Я не хочу снова быть несчастной.
Мое сердце возрадовалось, хотя внешне я постарался сохранить невозмутимость. Не каждый день встречаешь пациента готового к глубинной работе. Подобные случаи – большая удача для врача. Здесь требуется переступить грань, разделяющую материальный и духовный аспекты жизни пациента. Врач должен быть способен не только ответить на подобные вопросы, но и практически помочь человеку. Пациент же должен быть способен понять, что теперь только все и начинается. Что все, что происходило до этого, было лишь началом пути, предварительной подготовкой к исцелению.
Звук распространяется через самый тонкий элемент – эфир. Он способен миновать многие грубые оболочки и проникнуть в самое сердце, воздействуя на сферу разума человека. Звук способен разрушать или созидать. Вопрос лишь в том какая информация заключена в нем. Абсолютный звук, шабдабрахман, несущий в себе Абсолютную Истину заключен в священных писаниях. А каноны Аюрведы как раз и являются таковыми. К ним мы и обратимся.
Здесь в нашей беседе назревает перелом. Пациентку, первая часть трогательной истории которой поведана выше, зовут Тамара Николаевна. Ее история продолжается и сейчас, и ей пришлось стать не только моим близким другом, но и настоящим философом. Иначе у нас не получилось бы перейти рубеж к пониманию духовных аспектов здоровья, описанных в канонах Аюрведы. То, о чем мы с ней теперь частенько беседуем, я постараюсь изложить ниже. А для того, чтобы нам с Вами, уважаемый читатель, продвигаться дальше, давайте хотя бы на время представим себя смиренными мудрецами, внимающими древним писаниям.
Если, конечно, Вы меня еще терпите…
Что может дать человеку истинную основу и прибежище? Какие слова Вы бы подобрали для того, чтобы утешить Тамару Николаевну? Все ведические писания говорят о том, что сукха – счастье, связанное с обладанием материальной энергией мимолетно. Оно рано или поздно, смениться духкха - страданиями. Это подобно смене зимы и лета, дня и ночи [1] и называется двайта – двойственность. Это очевидный факт, который совсем не нужно доказывать. Существует даже такое санскритское слово – сукхадухкха – объединяющее эти две противоположности. Даже самое лучшее, что есть в материальном мире, сначала рождается, затем развивается, созревает, существует, увядает и исчезает. Если есть рождение, придет и смерть. Белая полоса сменяется черной полосой. Успех сменяет неудача, победу – поражение. Качели раскачиваются все больше и больше. Начинает тошнить и кружиться голова, в прямом и переносном смысле. Где же выход? И есть ли он?
Почти всегда мы оцениваем людей как тела и их атрибуты, в виде социального и финансового положения, происхождения, телесной красоты или уродства, воспитанности или невоспитанности, образованности или необразованности. Аюрведа говорит, что такой взгляд на мир рано или поздно приведет к страданиям. Это взгляд с позиции двойственности. Одной из трех основных причин болезней ведическая медицина называет прагйа-апарадху – преступление против естественной мудрости, оскорбительное отношение к миру и Богу. Частью прагйа-апарадхи является джива-апарадха – преступление против души. Неспособность воспринимать всех и себя, в том числе, равными перед Богом. Опять теряется самйа – равновесие. И, как следствие, приходят болезни.
- Ну и что же? - скажете Вы. – При чем здесь мой артрит?
Каждый человек является уникальным существом. И есть что-то такое, что никто никогда не сможет сделать лучше, чем Вы. Поэтому Вам некому завидовать и не с кем конкурировать. Это дает удивительное состояние умиротворения. Талант есть у каждого. И надо приложить все усилия для того, чтобы найти его у себя и раскрыть для окружающих живых существ и Бога, не требуя ничего взамен. Просто так. Из любви.
Но доступ в это бесконечное пространство любви будет закрыт, пока мы не научимся действовать как душа. Понимая свою уникальность ничего из себя не мнить, и в то же время не заниматься самоуничижением, занимая свое естественное положение и оказывать почтение каждому. Научиться радоваться чужому успеху и переживать из-за чужих неудач. Открывать глубины своего сердца и уметь слушать откровения. Научиться работать не из корысти, а из любви. Быть терпеливыми, как дерево и смиренными как трава на дороге. И тогда нас наполнит безграничное счастье, и мы научимся естественному общению с Богом [7].
К сожалению, люди перестали доверять Богу. Типичное общество материалистов, которые не доверяют никому, даже самому себе. Всегда ждут подвоха и живут в страхе перед будущим. Люди потеряли одну из самых удивительных эмоций - адбхута-расу. Они не верят в чудо и не чувствуют волшебных эмоций. Мир превратился в золотую клетку.
Как и любая другая наука, ведическая медицина имеет философскую доктрину. Эта доктрина на санскрите звучит как свабхавопарамвада. Она предполагает, что стремление человека быть здоровым является интуитивным и неосознанным стремлением занять свое изначальное положение. Это стремление к духовной жизни. Стремление обрести ананду – бесконечное духовное блаженство. Роль врача, вайдьи состоит в том, чтобы, постепенно избавляя пациента от телесных страданий и недугов ума, бережно, внимательно и по возможности кратчайшим путем привести его к пониманию необходимости духовного исцеления.
Ведическая медицина, будучи живой и личностной наукой также имеет глубинную личностную природу - свабхаву, которая состоит в постепенном возвращении человека к его духовной уникальности, где недуги ума и тела исчезают сами собой и больше не возвращаются. Разумный человек, исполненный желанием жить полноценно и радостно, должен с величайшим вниманием обратиться к наставлениям Аюрведы [10].
1. Бхагавад-гита, 2.14
2. Брихад-аранйака-упанишад, 1.4.10
3. Бхагавад-гита, 2.20
4. Бхагавад-гита, 6.20-23
5. Чарака Самхита, Шарирастхана, 2.41
6. Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана, 12.23
7. Шри Шикшаштака, 3
8. Шри Ишопанишад, введение
9. Чарака Самхита, Сутрастхана 28.35-40
10. Аштанга Хридайам Самхита, Сутрастхана, 1.2
Читайте также: