Государство и церковь шпор на
В переводе с греческого церковь— дом Бога, дом Господний. В узком смысле под церковью понимают здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты. В широком смысле церковь— это особый тип религиозной организации, объединение последователей христианской религии на основе общности вероучения и культа.
К главным признакам церкви относят:
- • наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;
- • иерархический характер, централизацию управления;
- • разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов- государств, было три центра управления: городская община, дворец и храм.
Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:
- — наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
- — режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви кроме привилегий предполагает
тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус имела Русская православная церковь. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско- епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.
Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами.
- • За церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.п.
- • Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.
- • Она наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).
- • Церковь имеет право участвовать в политической жизни, в частности через свое представительство в государственных органах.
- • Она обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное преподавание религии.
Режим отделения церкви от государства (Россия, Франция, Германия, Португалия и др.) также имеет характерные черты.
- • Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.
- • Оно не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.
- • Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства, а занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.
- • Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания. Этот принцип предполагает: свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.
Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви означает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Статья 14 Конституции РФ гласит:
«1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться вдела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.
Секуляризация, т.е. освобождение от влияния религии (в узком смысле секуляризация означает процесс обращения церковной собственности в светскую), к XX в. стала универсальным принципом организации политической жизни. В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти.
С этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика тео-кратической государственности сохраняет актуальность в связи с теократизацией политических процессов в ряде стран.
В литературе под теократией понимают такую форму государства, в котором политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека — главы духовенства, признаваемого в качестве земного божества, первосвященника и т.д.
Традиционно к теократическим государствам настоящего времени относят Ватикан и Иран, где организация публичной власти возглавляется лидером духовенства. Вместе с тем в литературе имеется обоснованная точка зрения, что в выявлении теократических тенденций современного общества необходимо принимать во внимание весь комплекс взаимодействия государственной власти с социальными институтами, а не только структуру верховного управления (Е.Н. Салыгин).
Теократическая модель общественно-политического устройства имеет ряд отличительных черт.
Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.
ГлавнаяНовости Церковь и государство: принципы отношени.
В современной России идет активная творческая работа по выстраиванию правового поля, определяющего взаимоотношения Церкви и государства. Cтатус Русской Православной Церкви стараются учесть не только в политической и культурной жизни страны, но и найти его отражение в федеральных законах. В связи с развитием этой темы полезно будет обратиться к истории появления государства как такового и этапам развития отношений между светской властью и Церковью по книгам Священного Писания.
В древнем Израиле до конца правления судей существовала теократия. Но по мере того, как израильтяне все дальше удалялись от Бога и смотрели на устройство жизни соседних народов, они начали приходить к мысли о необходимости иметь земного царя. Сожалея о том, что израильтяне предпочли правления монарха правлению Господа через его пророков и судей, Господь принимает выбор людей и разрешает им иметь царя: И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними (1 Цар. 8:7,9). Целью же просьбы о даровании царя было создание единого государства, как у других народов. Иудеям того времени казалось, что земной правитель выведет на новый уровень существования государства.
В Римской империи государство было неразрывно связано с язычеством и подчинение римских граждан в деле культа было обязательным
Перед тем, как появилось христианство, во всех государствах, кроме Иудеи, господствовало язычество. Проблемы взаимодействия государства и религии не стояло, так как верховным жрецом был, как правило, сам глава государства. В Римской империи государство было неразрывно связано с язычеством и подчинение римских граждан в деле культа было обязательным[2].
Церковь как организация занимается вероучением, нравоучением, богопочитанием, внутренней церковной дисциплиной. Государство при этом отторгалось от решения данных вопросов. В результате возникла ситуация, которая была несвойственна для государства, так как появилась сфера, неконтролируемая государством. В связи с этим и появляется проблема взаимоотношений Церкви и государства.
Священное Писание говорит, что Церковью является собрание верующих во Христа, в которое Самим Господом, Который есть Глава и Основание Церкви, призван войти каждый: и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:22-23). Также и в другом послании святого апостола Павла: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3:11).
Господь отделил духовно-религиозные дела от гражданских, внутреннего, духовного человека от человека мирского, светского
При этом религиозное служение должно быть отделено от государственного, это ясно выразил Господь наш Иисус Христос в ответе искушавшим Его фарисеям: Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22.15-20). Господь создает особую церковную власть (Ин. 20.21-23; Еф. 4:11; Мф. 16:18; 18:18; 1 Кор. 12:18), которая должна заботится о созидании тела Христова и о нравственном усовершенствовании верующих: к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4.12-13).
Таким образом, Господь отделил духовно-религиозные дела от гражданских, внутреннего, духовного человека от человека мирского, светского. Потому духовная власть, с точки зрения императора-христианина, должна занять равночестное положение со властью светской. Согласно словам ап. Павла, всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13:1), только духовная власть заведует делами религии и совести, а светская власть заботится о внешнем благосостоянии человека. Будучи независимы друг от друга, но действуя на одного и того же человека, сферы ответственности обеих властей не могут не пересекаться в этом моменте, потому два богоустановленных института не могут обойтись без точного определения взаимных прав и отношений. Эти отношения, в случае столкновения обоих властей, апостолы определили в общих чертах так, чтобы дело Божие имело преимущество перед делом человеческим: Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян. 4:19). Потому государство, чтобы избегнуть борьбы с Церковью, должно в своих распоряжениях о временной пользе человека иметь в виду вечное его спасение конечную цель его бытия, должно руководствоваться законом высшей правды и истины. Но при этом апостолы, заповедуя предпочтение дела Божия пред делом человеческим, не только воспретили бунты против богоустановленной власти, но, более того, завещали полную покорность ей, терпение притеснений и гонений от нее, почтение к ней и постоянные молитвы о ней: Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:2). Здесь выражается принцип взаимоотношения Церкви и власти, христианина и государства.
Ветхий Завет регулирует огромное количество поведенческих ситуаций, откуда и возникает Талмуд ― попытка законодательно регулировать все такие ситуации
Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2:14-16). Апостол в этих словах показывает, что христианин должен подчиняться власти, выполняющей волю Божию, так как задача любой государственной власти наказывать злых, поощрять добрых.
Существует несколько подходов относительного определения плохих людей и хороших. Первый подход ― юридический: плох тот, кто совершил преступление, хорош тот, кто совершил подвиг. Другой подход опирается на общепринятую мораль. Хорошими считаются те, которые совершают то, что в обществе признается добрым делом, и наоборот.
Римское право не распространялось на эту сферу. Если человек вел себя неприлично, но не нарушает закон, он не может быть наказан в судебном порядке. Это приводило к тому, что в полиэтнической и поликультурной империи область морали регулировалась спонтанно и хаотично, в соответствии с самыми разными традициями или обычаями.
Христианские императоры создают двухуровневую систему. Они оставляют за собой только сферу уголовного права, но при этом за Церковью закрепляют сферу нравственных норм, которая опирается не на социальные (общественные) нормы, как в римском праве или современном обществе: нравственно то, что признано нравственным, безнравственно то, что признано безнравственным. Критерием является общественное мнение, которое в свою очередь управляется с помощью СМИ, кинематографа и других инструментов. В результате этого такие нормы нельзя считать постоянными: то, что раньше было неприлично, но было показано по телевизору, уже рассматривается зачастую как приличное, и это является санкцией на смену моральных норм. Церковное нравственное учение отличается тем, что оно не зависит от общественных вкусов, а потому стабильно, неизменно.
Христианство начинается с пересмотра общепризнанных представлений о добродетелях и пороках. Общество и закон обрекают блудницу на смерть, а Христос говорит: кто из вас без греха, первый брось в нее камень (Ин. 8:7). Это не значит, что Он призывает отменить Закон, но указывает на то, что нужно по-другому врачевать такого рода грехи. Если в тебе нет греха, ты можешь наказывать за грехи, если в тебе он есть, то это не наказание, а определенного рода игра: меня не поймали, и я праведный, ее поймали ― она грешница. Такая система, заповеданная Христом, является наиболее совершенной для воспитания человека. И ей следовали в христианской империи в течение многих веков.
Император наказывает за уголовные преступления, Церковь наказывает за все другие. При этом Церковь может взять на себя ходатайство за тех, кто наказан за уголовные преступления, и даже их ввести в свою сферу. Постепенно в идеале мыслится так, что область применения государственного законодательства будет уменьшаться, по мере роста христианского духа, христианской морали. Так, что со временем государство передаст полностью свою юридическую функцию Церкви: наказывать злодеев и поощрять добродетель будет только Церковь, но это исполнимо только в крайне отдаленной перспективе, когда будет общество святых. А пока, в силу тяжелых условий, в которых живет падшее человечество, государство стоит на страже социального мира.
Человек подчиняется власти не просто так, а в силу того, что это угодно Господу
Римское государство находилось на пике своей славы в момент пришествия Христова. Все учреждения его были связаны с языческим культом самым тесным образом. Императоры стояли во главе светской власти и являлись верховными первосвященниками, официальными хранителями культа[10]. Потому неудивительно, что проповедь о Христе, осуществляемая людьми незначительными и неучеными, показалась еллинам, ищущим мудрости, безумием: а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Кор. 1:23).
Опыт жесточайших трехвековых гонений на христиан показал, что римские императоры, как представители римского культа и государственности, не могли отнестись к христианству иначе[11]. Поэтому апостолы, исполняя завет Спасителя проповедовать Евангелие спасения всем языкам (Мф. 28:19), прежде всего, возвестили людям простым, низким по своему происхождению, незнатным и между ними нашли прозелитов: Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1 Кор. 1:26-28).
Таким образом, согласно христианскому учению, религиозное служение должно быть отделено от государственного. Будучи независимы друг от друга, но действуя на одного и того же человека, сферы ответственности обеих властей не могут не пересекаться: потому нельзя обойтись без точного определения взаимных прав и отношений. Эти отношения, в случае столкновения властей, апостолы определили в общих чертах так, чтобы дело Божие имело преимущество перед делом человеческим (Деян. 4:19).
Сергей Попов
Ключевые слова: Церковь, государство, религия, иерархия, власть, права и отношения, Священное Писание, закон, преступление
[2] Бердников И. С. Основные начала церковного права православной церкви. ― Казань, 1902. ― С. 79-80.
[3] Павлов А.С. Курс церковного права. ― СПб., 2002. ― С. 7.
[4] Суворов Н.С.Учебник церковного права. ― М., 2004. ― С.2.
[5]Чичерин Б. Курс государственной науки: Общее государственное право. ― М., 1894. ― С. 76; Чичерин Б. Н. Философия права. ― СПб., 1998. ― С.189.
[6]Цыпин В., прот. Церковное право. ― М., 1996. ― С. 5.
[8] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. ― СПб., 1992. ― С. 138.
[10] Курганов Ф. Отношения между Церковной и гражданской властью в Византийский империи. ― СПб., 2009. ― С. 8.
Сегодня часто говорят о том, что Церковь вмешивается в дела государства, что Церковь и государство срослись. Так ли это на самом деле? Какое правовое наполнение имеет положение об отделении Церкви от государства? Нарушает ли принцип светскости сотрудничество государства и Церкви в определенных областях? Каков опыт иных стран в выстраивании отношений между церквями и государством? Об этом рассуждает профессор Сретенской духовной семинарии Михаил Олегович Шахов.
Порознь, но в соработничестве
Нетрудно заметить, что сегодня церковно-государственные отношения совершенно иные. Они определяются Конституцией РФ и действующим законом о свободе совести.
Статья 14 Конституции РФ декларирует отделение религиозных объединений от государства. Это значит, что вопросы вероучения, богослужения, внутреннего управления в Церкви, в частности рукоположения священников и архиереев, перемещение с прихода на приход, с кафедры на кафедру, лежат вне компетенции государства. Государство их регулированием не занимается, в дела Церкви не вмешивается – и не имеет права вмешиваться.
Как нет и других составляющих системы государственной церковности:
– государственного бюджетного финансирования деятельности Церкви, в том числе выплаты заработной платы священнослужителям из бюджетных средств;
– прямого представительства Церкви в Федеральном Собрании. В странах, где произошло или сохраняется сращивание государства и Церкви, в той или иной форме есть прямое, закрепленное, как правило, законом, право Церкви делегировать своих представителей в законодательные органы власти, в иные государственные органы власти и управления.
Церковь в России не является частью государственного механизма и не наделена какими-либо властными функциями
Да, при обсуждении каких-либо законодательных инноваций, при принятии важных решений государственные органы прислушиваются к мнению Церкви, учитывают его; на стадии обсуждения какого-либо закона к Церкви могут обратиться за консультациями. Но Церковь не является частью государственного механизма и не наделена какими-то властными функциями.
Те, кто говорит о нарушении принципа отделения Церкви от государства, о сращивании Церкви и государства, указывают на определенные явления, которые, тем не менее, лежат в конституционных рамках и не противоречат принципу независимого существования Церкви и государства. Есть государственная материальная поддержка Церкви в сфере сохранения культурного наследия (реставрация храмов и монастырей, которые признаны объектами культурного наследия). Есть государственная поддержка социально значимой деятельности Церкви в области образования, просветительства, социального служения. Но эта форма сотрудничества и соработничества государства с Церковью признана во всем мире, в том числе и в тех странах, в которых, как и в нашем государстве, осуществлен принцип отделения Церкви от государства, разграничения их властных полномочий и сферы компетенции.
В вероисповедной политике нашего государства есть определенные приоритеты: учитывается, что роль Православия в истории нашей страны, в развитии ее культуры огромна, она несоизмерима с той ролью, которую играли иные вероисповедания; что православных среди населения нашей страны большинство. И конечно, формат диалога государства с Православной Церковью не может быть абсолютно таким же, как формат диалога между государством и какими-то религиозными новообразованиями, имеющими законное право на существование – но вовсе не на такое приоритетное внимание и заботу государства, как те религии, которые составляют основную часть исторического и культурного наследия народов нашей страны.
В Европе только два государства в Конституции определяют себя как светские: Франция и Турция
Размытость понятия “светское государство” приводит к манипулированию им
Проблема в том, что светский характер государства конституционно закреплен, но не разъяснен. Что и позволяет представителям антиклерикальных кругов тут и там усматривать нарушения принципа светскости государства, потому что очень легко обвинять в нарушении того, что не имеет конкретных границ.
Я вообще сомневаюсь в абсолютной необходимости декларировать конституционно принцип светскости. Мною была опубликована статья, где я предлагал поразмыслить об этом.
Напротив, принцип отделения Церкви от государства, по моему мнению, должен быть сохранен в российской Конституции. Государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви, Церковь должна оставаться внутренне свободной. И в этом смысле принцип отделения – это скорее благо, чем зло для Церкви. Хотя в России принцип отделения неизбежно вызывает ассоциации с Лениным, с его декретом об отделении Церкви от государства и с последующим антирелигиозным погромом. Но в современных условиях этот принцип имеет совершенно иное содержание, он соблюдается, и нет оснований говорить о его нарушении, о каком-то антиконституционном сращивании Церкви и государства.
А как в других странах?
Сравнение – лучший способ понимания каких-либо дефиниций. И потому, чтобы разобраться, что же такое государственная Церковь и что такое светское государство, обратимся к примеру других стран.
Замечу, что Франция – страна с очень противоречивым наследием в области государственно-конфессиональных отношений. С одной стороны, на протяжении многих веков эта страна традиционно католическая. Во времена средневековья она даже именовалась старшей дочерью Католической церкви, будучи одним из оплотов католицизма. Но с другой стороны, Франция – это свободомыслие, Просвещение, масонство, антиклерикализм, революция с ее антикатолическим погромом, атеизм и т.д.
Во Франции католические соборы, храмы, часовни – собственность местных властей (коммун) или государства
Положение о светском характере Французской республики в конституцию этой страны было внесено после Второй мировой войны. Но ранее, в 1905 году, был принят закон об отделении церквей от государства (кстати, он послужил примером нашим большевикам 13 лет спустя; правда, антиклерикальные идеи этого французского закона они углубили и развили). Закон 1905 года привел к конфликту с Католической церковью. В результате его последующего урегулирования получилось так, что примерно 40 тысяч католических соборов, храмов, часовен, построенных до 1905 года, оказались в собственности местных властей (коммун) или государства. При этом нельзя считать, как полагают некоторые, что эти храмы были национализированы. Национализация свершилась еще во время революции. Но до отделения католические приходы и епархии были на положении государственных религиозных организаций (с учетом условий заключенного Наполеоном I Конкордата с Папой), а после принятия Закона 1905 года Католическая церковь отказалась создать негосударственные религиозные объединения и принять в их собственность церковные здания. Они оказались на попечении государства, но юридический статус их иной, чем тот, какой возникает при национализации. Местные власти несут на себе бремя расходов по охране, ремонту, реставрации, содержанию этих 40 тысяч объектов, начиная от Нотр-Дам-де-Пари и кончая какими-нибудь небольшими часовнями в провинции. Католическая церковь, кстати, этой ситуацией весьма удовлетворена и отнюдь не горит желанием изменить положение.
Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии
Франция, несмотря на свою светскость, содержит военных капелланов в армии, обеспечивая тем самым свободу вероисповедания для военнослужащих. В государственных школах не преподают Закон Божий, но там есть курс основ знаний о религии. При этом не надо забывать, что во Франции существует очень мощная система негосударственных католических школ. Они дают образование очень высокого уровня и потому весьма популярны. Так что далеко не все французские дети получают светское религиозно нейтральное воспитание.
Совершенно другая система в Великобритании, где есть государственная церковь. Но особенность Великобритании в том, что это страна, состоящая из нескольких частей: собственно Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии, и Англиканская церковь – государственная в этой стране только в Англии в узком смысле слова. Она имеет государственный статус, англиканские епископы занимают по должности места в Палате лордов. У Англиканской церкви есть право регистрации браков, которая имеет юридическую силу. Церковное право церкви Англии входит в государственную правовую систему. Но в то же время мало кто знает, что государственная церковь Англии не является бюджетно финансируемой, то есть, несмотря на свой государственный статус, она содержится в основном на пожертвования своих прихожан, своих верующих, а не на средства бюджета.
В других частях Соединенного Королевства Англиканская церковь не является государственной. В Шотландии формальный статус государственной имеет Пресвитерианская церковь, но фактически она обладает большой автономией и мало зависима от государства.
Что касается образования, то для Великобритании характерна сильная доля негосударственного образования, в том числе религиозных школ, по преимуществу англиканских, хотя и католических немало. Так что в этой стране значительная часть детей получает образование и воспитание именно в негосударственном секторе, сопряженное с добровольным религиозным образованием.
В Германии сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях
Германскую систему иногда называют кооперационной, так как сотрудничество в социальной сфере является одним из ключевых моментов в государственно-конфессиональных отношениях. Церкви, имеющие статус публично-правовых корпораций, активно занимаются социальным служением. Тут и церковные больницы, медицина, работа с престарелыми, бездомными, сиротами и так далее. И в значительной мере эта социальная деятельность церквей получает сильную государственную поддержку и финансирование.
Статусом публично-правовых корпораций в разных землях Германии обладают более 100 различных конфессий и религиозных организаций
Что касается образования, то школа в Германии в основном государственная, и там преподается изучение религии без какого-либо конфессионального воспитания.
В Италии имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей
Иной опыт в Италии, где имеет место определенная иерархия в правовом положении церквей. В этой стране в рамках конкордата в наиболее привилегированном положении находится Католическая церковь. За ней следует 11 конфессий, которые подписали договор с государством и в силу этого обладают некоторыми расширенными полномочиями, в том числе правом на получение доли от подоходного налога. (Итальянские налогоплательщики вправе выбрать, направляют ли они небольшую (0,8%) долю подоходного налога на церковные нужды или же государству на социальные программы.) Далее идут зарегистрированные в качестве религиозных организации, не подписавшие договор с государством. И еще ниже те, кто действует на правах некоммерческих объединений, без признания их религиозными. То есть в Италии есть некая пирамида конфессий, и, в зависимости от положения на той или иной ступени этой пирамиды, конфессии имеют более или менее привилегированное положение.
Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше
Стран, где религия имеет статус государственной, становится всё меньше. Такими пока остаются Дания, Греция, в Конституции которой сказано, что господствующей религией в этой стране является Восточно-Православная Церковь Христова. Близкий к государственному статус имеют Лютеранская церковь и Православная Церковь в Финляндии.
Можно ли усмотреть какую-либо тенденцию в том, как в европейских странах сегодня изменяются отношения между церквями и государством? Да, прослеживается определенная линия. В тех странах, где ранее существовало привилегированное положение либо Римско-католической церкви, либо одной из протестантских церквей, происходит постепенный отказ от статуса государственной церкви и всё больше и больше нивелируются права доминирующей церкви – церкви большинства населения – и церквей религиозных меньшинств. Характерный пример – Швеция, где Церковь Швеции в 2000 году была лишена статуса государственной. Те государственные функции, которые ранее на нее возлагались, в том числе в части ведения регистрации актов гражданского состояния и соответствующих архивов, были переадресованы государству.
Эту тенденцию можно увидеть и в том, как изменялись в XX веке церковно-государственные отношения в Италии, современную систему которой я характеризовал выше. По конкордату 1929 года католицизм признавался единственной религией итальянского государства. В новом конкордате 1984 года от этого положения отказались, равно как и в таких католических странах, как Испания и Португалия, где предшествующие конкордаты закрепляли уникальное, особое положение Католической церкви.
Так что общая тенденция такова: отказ от особого статуса государственной церкви и от наделения ее какими-то особыми полномочиями, которые существенно отличали бы ее положение от положения других конфессий, религиозных меньшинств.
Михаил Шахов
Материал подготовлен сотрудниками редакции портала Православие.Ru
Читайте также: