Гуманистический подход в воспитании шпора
- 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ
- 2 ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 3 КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ПЕДАГОГИКИ
- 4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
- 5 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
- 6 МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА
- 7 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
- 8 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ
- 9 НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
- 10 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
- 11 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ИССЛЕДОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 12 СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ИССЛЕДОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
- 13 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
- 14 ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общие основы педагогики. Шпаргалка (Е. Г. Колычева) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
13 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип его гуманистической направленности. Данный принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности по отношению к интересам государства. Гума—нистичность, демократичность, нравственность свойственны подлинно педагогическому общению и выражаются в стремлении педагога видеть в учащемся индивидуальность, личность, обладающую чувством собственного достоинства, самолюбием, имеющую свои интересы, планы, намерения, свое окружение и образ жизни.
Педагог должен обладать следующими качествами личности: искренностью и неподдельностью, объективным отношением и оценкой личности, терпимостью, эмпатийностью (умением сопереживать).
Принцип гуманного подхода в организации воспитания и обучения предполагает постоянную любовь к ребенку, сочетание уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему. Песталоцци говорил, что воспитывающее влияние на людей прямопропорционально любви к ним. Доброжелательность, понимание, уважение, стремление помочь человеку – извечные ценности педагога, получившие новое развитие в идеях современного гуманизма. К человеку следует относиться как к личности, уважать его права и свободы, интересоваться его мнением, понимать его желание быть индивидуальностью, не увлекаться запретами, стараться не прибегать к принуждению, не унижать, постоянно искать взаимопонимание, находить способы влияния на его поведение через пробуждение интереса, увлечений.
При этом нельзя забывать о справедливой требовательности, соразмерной, индивидуально направленной, сочетающейся с тактом и этичностью. Гуманистическая педагогика отдает предпочтение демократическому стилю общения педагога и учащегося. При таком стиле общения учащийся выступает не как пассивный объект педагогического воздействия, а как полноправный, активный творческий субъект, обладающий знанием, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и внутренней нравственностью.
Учащийся лучше воспринимает педагога, если тот строит свои отношения с ним на основе искренней заинтересованности, стремления сделать жизнь интереснее, радостнее. В процессе педагогического общения время от времени возникают конфликтные ситуации, созданные в силу неумении педагога встать на позицию собеседника, отнестись к нему без предвзятости. Поэтому терпимость является очень важным качеством педагога.
Взаимоотношения педагога и учащихся, предполагающие совместную работу по эффективному достижению педагогических целей, носят название педагогики сотрудничества и обеспечивают субъект—субъектное взаимодействие. Такое взаимодействие зарождает и усиливает мотивацию учащихся к добросовестному учению и работе над собой, широко воздействует на личность, влияя на ее развитие.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Общие основы педагогики. Шпаргалка (Е. Г. Колычева) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Современное воспитание, как и образование, трудно представить без гуманистического подхода, ориентации на самого человека на уважение его человеческого достоинства, создания всех необходимых условий для его свободного развития.
Гуманистический подход в воспитании, прежде всего, отражает систему взглядов, согласно которым человек, воспитуемая личность представляет собой высшую ценность, имеющую право на существование, счастье, достойную Человека жизнь. Поэтому дня гуманной педагогики права и свободы ребенка, его свободное и творческое развитие и саморазвитие являются приоритетными.
Гуманизм должен стать универсальной человеческой ценностью, без опоры на которую трудно себе представить, как можно воспитать человека справедливого, свободного, открытого внешнему миру.
Итак, гуманистический подход в воспитании, с одной стороны опирается на гуманистическое мировоззрение, с другой - ориентирован на то, чтобы целенаправленно формировать у воспитанника гуманистическое мировоззрение. Данный подход в воспитании вместе с тем ориентирует педагога-воспитателя на формирование данных взаимоотношений воспитанников, их уважительное, справедливое и честное отношение друг к другу.
Гуманизм предполагает, и гуманное отношение к природе, которое наиболее продуктивно может реализоваться через экологическое образование и воспитание.
Гуманистическая парадигма ценностных ориентации требует анализа и глубокого осмысления таких диаметрально противопоставленных явлений, понятий, личностных качеств, как жизнь и смерть честность и лживость, доброжелательность и агрессивность, любовь и ненависть, и т.д.
В свете гуманистической парадигмы важно создать реальные педагогические условия образования и воспитания, чтобы маятник ценностей и ценностных ориентации и учителя, и учеников все более смещался в сторону истинно человеческих качеств, чтобы реальные педагогические ситуации создавали возможности их постижения, роста и саморазвития. А это в свою очередь требует, чтобы педагогические ценности смещались в сторону культуры педагогического общения, диалога, творческого самовыражения и учители, и учащихся. При этом речь идет не об отказе от традиционных форм и методов воспитательной деятельности учителя, а о смещении приоритетов, о качестве функционирования и саморазвития педагогической системы.
2. Познал себя как человека.
3.Проявлял свою истинную индивидуальность.
4.Находил общественный простор для развития своей истинной Природы.
5. Его интересы совпадали с общечеловеческими интересами.
Нам представляется, что сформулированные Ш. Амонашвили закономерности и принципы в своей основе отражают и интегрируют наиболее значимые стратегии современного гуманного подхода в воспитании.
Ведущиеся ныне поиски путей усовершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей
характеризуются усилением внимания к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. В конечном счете, это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии в рамках общекультурного процесса применительно к различным цивилизациям, в том числе и за пределами европейской.
На практике эта являющаяся основополагающей идея при обсуждении проблем современного педагогического образования зачастую мало принимается во внимание. Следствием же этого является далеко не адекватное понимание значения изучения истории педагогики будущими учителями и другими специалистами в области образования и воспитания.
Такая понятийная неопределенность отражается и в названиях трудов по истории педагогики, издаваемых в разных странах: история педагогики, история воспитания, история образования.
Однако, как бы ни назывались труды и учебные пособия
по истории педагогики, предмет их остается одним и тем же:
историческое развитие взглядов на воспитание, а потом и
собственно педагогики как науки; эволюция практики воспитания в различных формах: семейное воспитание, специально организованная воспитательно-образовательная работа различного рода учебных заведений; деятельность разнообразных общественных организаций, имеющая своей целью содействие умственному, нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи.
Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.
Сущность гуманистического воспитания
Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.
Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.
Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.
Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.
- Курсовая работа Воспитание в гуманистической педагогике 420 руб.
- Реферат Воспитание в гуманистической педагогике 280 руб.
- Контрольная работа Воспитание в гуманистической педагогике 220 руб.
Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.
Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:
- нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- умственное воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание.
Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.
Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.
Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.
Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.
Компоненты гуманистического воспитания
По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.
Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.
Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.
Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.
Основными компонентами гуманистического воспитания являются:
- Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
- Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
- Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
- Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
- Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.
Методы воспитания в гуманистической педагогике
Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.
Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.
Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:
- Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
- Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
- Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
- Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
- Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
- Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.
Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Гуманизм-термин, введенный древнеримским философом и оратором Цицероном и обозначающий человечность-мировоззрение, основанное на признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Подход-совокупность приёмов, методов в исследовании какой-либо педагогической проблем. Воспитание-в широком смысле-система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле- целенаправленная деятельность по формировании у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения Воспитание- относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Гуманизм-признание ценности человека как личности,его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Воспитание-в широком смысле-функция общества в подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемая всем социальным устройством .В узком смысле-социально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности. Гуманизм-совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права а свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.
Модель воспитания, в основе которой лежит направление гуманистической психологии, развивалась в 50—60-х гг. XX в. в США в трудах таких ученых, как А. Маслоу, С. Франк, К. Роджерс, Дж. Келли, А. Комбс и др.
Главными понятиями гуманистической педагогики являются "самоактуализация человека", "личностный рост", "развивающая помощь". Каждый человек представляет собой цельное образование, неповторимую личность. Поведение личности определяется не подкреплением, поступающим из внешней среды, как учит бихевиоризм, а врожденным стремлением человека к актуализации — развитию своих природных способностей, поиску своего смысла и жизненного пути. Личность понимается как сложная автономная система, отличающаяся направленностью, волей к положительной деятельности и сотрудничеству.
Самоактуализация— это реализация себя в деятельности, в отношениях с людьми, в полнокровной "хорошей" жизни на выбранном и изменяющемся жизненном пути. Это состояние означено у К. Роджерса понятием "полноценно функционирующий человек". В психотерапии и педагогике К. Роджерса психотерапевт и педагог должен возбудить собственные силы человека по решению его проблем, не решать за него. Не навязывать ему готового решения, а стимулировать его собственную работу по личностному изменению и росту, которые никогда не имеют пределов.
Целью обучения и воспитания должно быть не приобретение знаний как набора знаний фактов, теорий и пр., а изменение личности учащегося в результате самостоятельного учения. Задача школы и воспитания — дать возможность развития, саморазвития личности, способствовать поиску своей индивидуальности, помочь человеку идти к самоактуализации.
Учение, в котором заинтересован ученик, где есть не просто накопление фактов, а изменение ученика, его поведения, его "Я-концепции", К. Роджерс назвал "значимым для человека учением" и считал, что только такое оно и может быть. Он определял следующие условия, при которых оно может состояться.
1. Ученики решают в процессе учения проблемы, интересующие их и значимые для них.
2. Педагог чувствует себя по отношению к ученикам конгруэнтно. Иначе говоря, проявляет себя таким человеком, как он есть, выражая себя свободно.
3. Педагог проявляет безусловное положительное отношение к ученику, принимает его таким, как он есть.
4. Педагог проявляет эмпатию к ученику. Способность проникать в его внутренний мир, понимать его, смотреть его глазами, оставаясь при этом самим собой.
5. Педагог играет роль помощника и стимулятора значимого учения, должен создать психологический комфорт и свободу ученика, т.е. учение должно быть центрировано на ученике, а не на учебном предмете. Воспитатель в рамках гуманистической педагогики должен побудить учащихся к нравственному выбору, предоставив материал для анализа. Методами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение конфликтов. Для родителей и педагогов ученые гуманистической школы предлагают такие приемы в общении с ребенком: Я-высказывание, активное слушание, безусловная любовь к ребенку, положительное внимание к нему, контакт глаз, физический контакт.
Подходы к воспитанию
Личностный (индивидуальный) подход в воспитании — последователь-нос отношение педагога к воспитаннику как личности, как ответственному субъекту собственного развития. Он представляет собой базовую ценностную ориентацию педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал ребенка, которая и определяет стратегию взаимодействия. В основе личностного подхода лежит глубокое знание ребенка, его врожденных свойств и возможностей, способности к саморазвитию, знание того, как его воспринимают другие и как он воспринимает себя сам. В воспитательный процесс включаются специально рассчитанные на личность ребенка ситуации, помогающие ему реализовать себя в рамках школы.
Деятельностный подход в воспитании придает первостепенную роль тем видам деятельности, которые способствуют развитию личности. Он привел к разработке новой системы воспитания, основанной па идее единства сознания и деятельности.
Личностно-деятельностный подход к воспитанию означает, что школа должна обеспечить деятельность человека, становление личности.
Творческий подход ставит во главу угла творчество педагога и ребенка в процессе воспитания.
Отношенческий подход можно рассматривать как в рамках деятельностного, так и самостоятельно. Он связан с идеями корректировки возникающих в совместной деятельности и общении детей отношений, их гуманизации с помощью специально создаваемых ситуаций.
Событийный подход тоже следует рассматривать как один из аспектов деятельностного подхода. Смысл его в том, чтобы превратить то или иное планируемое мероприятие в увлекательное для всего коллектива дело, оставить яркий след в памяти его участников.
Дифференцированный подход в сфере воспитания — это учет индивидуальных интересов ребят, их "лидерских" возможностей, способностей к реализации организаторских функций в коллективе.
Ценностный (аксиологический) подход ставит главной задачей воспитания освоение ценностей общечеловеческой культуры — духовной и материальной.
Классовый подход, характерный для социалистического общества, ставит цели и принципы воспитания в зависимости от социальных классов — имущих или неимущих (отсюда и терминология "буржуазное воспитание", "советское воспитание").
Средовый подход проник в педагогику в последние годы. Его смысл -включение школы в среду с педагогически целесообразной позиции и включения среды в школу, освоение ее связи с реализацией поставленных целей. Средовый подход в воспитании — это интеграция влияний всех воспитательных инструментов общества в рамках окружающей среды, в результате чего может появиться региональная воспитательная система.
Выделяют методы социально-активного воспитания:
— создание учащимися различных материальных и духовных ценностей культуры;
— свободный выбор детьми способов и форм культурной жизнедеятельности, жизнетворчества;
— моральная деятельность, направленная на возрождение национальной культуры.
В соответствии с действующим законом об образовании педагог имеет теперь право:
— иметь авторскую воспитательную программу;
— использовать различные способы коррекции развития детей;
— помогать семье в разработке индивидуальной программы воспитания ребенка;
- с учетом интересов детей самостоятельно определять формы, методы и содержание воспитания.
В воспитании, построенном на основе гуманистического подхода, становятся доминирующими процессы самовоспитания, саморазвития, самоактуализации, самоопределения и т. д Понимание воспитания как процесса создания условий для самоактуализации личности отвечает требованиям новой социальной практики.
Признание себя личностью в собственной жизни является необходимым условием, обеспечивающим готовность человека к субъектной деятельности, к развитию стремления к осмысленным действиям, к сознательным экзистенциальным выборам и ответственности за них.
Гуманистическое воспитание несовместимо с попытками навязать личности извне определенные цели, образцы, стандарты, какими бы хорошими, с точки зрения государственных и педагогических структур, они не были.
Наиболее важной идеей гуманистического воспитания является признание самоценности детской жизни.
Детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь. Это утверждение отличается от негласного постулата авторитарной педагогики о приоритетной ценности взрослого по отношению к ребенку, который вследствие своей несоциализиро- ванности, непрофессионализированности (с позиции максимальной общественной полезности) в качестве самостоятельной ценности не рассматривается.
Идея гуманистической педагогики об абсолютной ценности детской жизни стала предпосылкой утверждения педагогики прав детей. Анализ наследия педагогов-гуманистов позволяет вскрыть систему прав, которыми обладают дети: социальная, физическая, личностная подсистемы прав.
Основными принципами воспитания гуманистической концепции являются следующие:
- принцип духовности (признание определяющего значения духовных, общечеловеческих ценностей);
- принцип личностно-центрированного подхода (признание личности центром собственного развития, определяющим цель, траекторию роста);
- принцип фасилитации (определение позиции педагога, как специалиста, содействующего личностному росту ребенка);
- принцип диалогичности (предполагающий создание равноправных межличностных отношений между всеми участниками воспитательного взаимодействия);
- принцип элективности воспитательного пространства (заключающийся в обеспечении возможности выбора ребенком индивидуального пути самореализации).
Гуманистический подход к воспитанию связан, прежде всего, с разрешением проблемы свободы ребенка в воспитательном процессе. Свобода — возможность, обеспечивающая ребенку реализацию собственных интересов (включающих в себя, в том числе, потребности в общении, самоутверждении, творческой деятельности и т. д.). Таким образом, мы рассматриваем свободу как возможность творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве школы, а мерой свободы — меру раскрытия человеческой природы. Ответственная свобода ребенка в воспитательном процессе предполагает соотнесение его потребностей
с интересами других людей и их свободой. Это означает осознание ребенком необходимости реализовать свои потребности и творческую индивидуальность с учетом реальностей жизни, природы, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в детском обществе.
В воспитательном процессе, основанном на идеях гуманистически- ориентированных педагогических теорий, определяются следующие факторы, обусловливающие личностную самореализацию:
- личности, участвующие в воспитательном взаимодействии;
- социальное, диалогическое взаимодействие воспитателя и воспитанника как равных партнеров;
- активная образовательная среда и разнообразные виды деятельности.
Раскрытие личностного потенциала воспитанника во многом детерминировано проявлением таких качеств, как: самоуважение, признание своей самоценности, самопознание посредством вовлечения в различные виды деятельности и общения, самоопределение, нахождение смысла жизни.
- наличие гуманистического мировоззрения, признающего в качестве главной ценности человеческую личность;
- обладание высокими профессиональными знаниями и основными педагогическими способностями ( коммуникативные, перцептивные, конструктивные, креативные, прогностические, саморегулирующие, научно-исследовательские и т.д.);
- владение основами педагогической техники (умение управлять собственным эмоционапьным состоянием, элементы ораторского и актерского мастерства, техника речи, владение мимикой и пантомимикой, техника контактного взаимодействия и т.д.);
- творчество как способность оказать помощь в развитии творческого потен- циата учащихся;
- толерантность по отношению к проявлению творческой активности со стороны других участников педагогического процесса;
- обладание личностными и педагогическими особенностями, способствую- щими созданию активной образовательной среды;
- способность к высокому уровню эмпатии и рефлексии.
Гуманизация воспитания касается не только структуры и содержания этого процесса, но и характера взаимоотношений воспитателей и воспитанников В связи с этим социальное взаимодействие воспитателя и воспитанника как равных партнеров строится на диалогических принципах. Диалог трактуется не в обыденном понимании (как разговор между двумя людьми), а в исходном (греч.
dia — сквозь + logos — слово, учение, отношение) — симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и понимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение.
С принципом диалогичности взаимосвязывается принцип элективности воспитательного пространства, реализация которого предполагает организацию и функционирование системы дополнительного образования, общественных детских организаций, развитие общешкольных традиций и так далее.
Во многом определяет процесс саморазвития разнообразная деятельность и активная воспитательная среда, которая помогает развивать ребенка как целостный организм через выбор личностно значимых видов деятельности, осознание своей роли и социальных прав в детском сообществе, благоприятные обстоятельства окружающей среды.
Гуманизацию воспитательного процесса можно представить как процесс поддержания оптимального для развития личности состояния среды через разрешение противоречий между личностью ребенка и детским сообществом, стремление к утверждению психического здоровья и равновесия, защищенности ребенка в системе межличностных отношений. Наиболее эффективной средой для самоопределения личности является детское сообщество.
Концепция воспитания содержит такое направление, как: организация и деятельность детских сообществ.
В гуманистическом воспитании выделяются следующие условия становления гуманистических отношений в детском сообществе:
- самореализация ребенка в разнообразной деятельности;
— самопознание детей-членов сообщества,
— наполнение деятельности детского сообщества гуманистическим содержанием;
— систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития;
— введение гласности в жизнь детского сообщества,
- формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата;
— обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку;
— организация жизни детского учреждения на законах равноправия.
Необходимым условием самореализации ребенка, воспитания его в духе взаимопомощи, взаимоуважения, ответственности и личного достоинства является открытие перед ним как можно более широкого спектра культурных, научных и иных общечеловеческих ценностей.
Основным методом, обеспечивающим гуманистические отношения в детской среде, является самоуправление, которое помогает строить межличностные отношения на основе сотрудничества и взаимной договоренности. При этом необходимо отметить, что самоуправление не должно быть навязано детям, а должно возникнуть естественным путем, вытекать из необходимости, которую осознали сами воспитанники. Органы самоуправления должны быть динамичными и изменяться в соответствии с потребностями детей и воспитательными задачами.
Важным средством гуманизации воспитания является организация активной жизнедеятельности детей, постепенное превращение их деятельности в самодеятельность, а дисциплины • в самодисциплину. Следует отмстить, что деятельность сама по себе не обеспечивает ни самореализацию ребенка, ни развитие личностного потенциала. Становление личности в большей степени зависит от характера межличностных отношений, складывающихся в процессе этой деятельности.
Для воспитательной практики несомненное значение могут иметь следующие педагогические условия организации жизнедеятельности детей:
— вовлечение ребенка в разнообразную деятельность, раздвигающую возможности его самоопределения и самоутверждения;
— наполнение деятельности гуманистическим содержанием: обеспечение личностного смысла деятельности, элективности для ребенка пространства деятельности и так далее;
— разумная и праксиологически организованная деятельность;
— эмоциональная насыщенность деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве условий реализации гуманистического воспитания выступают:
— постоянное и глубокое изучение поведенческих проявлений внутреннего мира, индивидуальных свойств и способностей детей; анализ и учет результатов диагностических исследований в организации воспитательного процесса
— соотношен !е позиций участников социального взаимодействия: позиции воспитателя и воспитанника максимально сближаются, становясь диалогичными, симметричными и равноценными;
— ведущая активность ребенка как субъекта самоактуализации (воспитатель здесь рассматривается как субъект фасилитации);
— модальность воспитательного процесса состоит в возникновении личностного смысла воспитания — самовоспитания, самостоятельного развития себя как личности, совершенствование гармонии своего внутреннего мира. Развитие у ребенка потребности и способности к самовоспитанию, саморазвитию рассматривается как главный результат гуманистического воспитания.
Читайте также: