Игровая деятельность детей дошкольного возраста шпоры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 43.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Д.Б. Эльконин утверждал, что игра – это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Известно, что все типы деятельности дошкольника носят моделирующий характер, а сущность моделирования – воссоздание объекта в другом, не натуральном материале.
Предметом игры является взрослый как носитель каких-либо общественных функций, вступающий в те или иные отношения с другими людьми, придерживающийся в своей деятельности определенных правил.
В игре формируется внутренний план действий. Происходит это следующим образом. Ребенок, играя, делает акцент на человеческих взаимоотношениях. Чтобы их отразить, ему надо внутренне проиграть не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий этих действий, а это возможно только при создании внутреннего плана действий.
Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Играя, ребенок не только развлекается, но и развивается. В это время происходит развитие познавательных, личностных и поведенческих процессов.
Дети играют большую часть времени. За период дошкольного детства игра проходит значительный путь развития.
Младшие дошкольники играют одни. Игра носит предметно-манипулятивный и конструктивный характер. Во время игры совершенствуются восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся действия взрослых, за которыми ребенок наблюдает. Примером для подражания служат родители и близкие знакомые.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры отличаются разнообразием тем, ролей, игровых действий, правил. Предметы могут носить условный характер, и игра превращается в символическую, т. е. кубик может представлять различные предметы: машину, людей, животных – все зависит от отведенной ему роли. В этом возрасте во время игры некоторые дети начинают проявлять организаторские способности, становятся лидерами в игре.
В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память. Если игра интересует ребенка, то он невольно сосредоточивается на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжете. Если же он отвлекается и неправильно выполняет отведенную ему роль, то может быть изгнан из игры. Но так как эмоциональное поощрение и общение со сверстниками для ребенка очень важны, то ему приходится быть внимательным и запоминать определенные игровые моменты.
В процессе игровой деятельности развиваются умственные способности. Ребенок учится действовать с предметом-заместителем, т. е. дает ему новое название и действует в соответствии с этим названием. Появление предмета-заместителя становится опорой для развития мышления. Если сначала при помощи предметов-заместителей ребенок учится мыслить о реальном предмете, то со временем действия с предметами-заместителями уменьшаются и ребенок научается действовать с реальными предметами. Происходит плавный переход к мышлению в плане представлений.
Игра влияет и на личностное развитие ребенка. В игре он отражает и примеряет на себе поведение и взаимоотношения значимых взрослых людей, которые в этот момент выступают в роли образца его собственного поведения. Формируются основные навыки общения со сверстниками, идет развитие чувств и волевой регуляции поведения.
Начинает развиваться рефлексивное мышление. Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. Игра способствует развитию рефлексии, потому что дает возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Например, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, исполняя роль пациента. Он получает от этого удовлетворение, поскольку считает, что хорошо исполнил роль.
Возникает интерес к рисованию и конструированию. Сначала данный интерес проявляется в игровой форме: ребенок, рисуя, разыгрывает определенный сюжет, например, нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут домой, ветер сдувает висящие на деревьях яблоки и т. д. Постепенно рисование переносится на результат действия, и рождается рисунок.
Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность. Элементы учебной деятельности не возникают в игре, их вводит взрослый. Ребенок начинает учиться, играя, и поэтому относится к учебной деятельности как к ролевой игре, а вскоре овладевает некоторыми учебными действиями.
Так как ребенок уделяет особое внимание сюжетно-ролевой игре, рассмотрим ее более подробно.
Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой ребенок выполняет выбранную им роль и совершает определенные действия. Сюжеты для игр дети обычно выбирают из жизни. Постепенно, с изменением действительности, приобретением новых знаний и жизненного опыта, меняются содержание и сюжеты ролевых игр.
Структура развернутой формы ролевой игры такова.
1. Единица, центр игры. Это роль, которую выбирает ребенок. В детской игре присутствует много профессий, семейных ситуаций, жизненных моментов, которые произвели на ребенка большое впечатление.
2. Игровые действия. Это действия со значениями, они носят изобразительный характер. В процессе игры происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация). Однако данный перенос ограничен возможностями показа действия, так как подчиняется определенному правилу: замещать предмет может только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия.
Большое значение приобретает символика игры. Д.Б. Эльконин говорил, что абстрагирование от операционно-технической стороны предметных действий дает возможность смоделировать систему отношений между людьми.
Так как в игре начинает моделироваться система человеческих отношений, то возникает необходимость наличия товарища. Одному добиться этой цели нельзя, иначе игра потеряет смысл.
В игре рождаются смыслы человеческих действий, линия развития действий идет следующим образом: от операционной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу.
3. Правила. Во время игры возникает новая форма удовольствия для ребенка – радость от того, что он действует так, как требуют правила. Играя в больницу, ребенок страдает как пациент и радуется как играющий, довольный исполнением своей роли.
Д.Б. Эльконин уделял игре большое внимание. Изучая игры детей 3–7 лет, он выделил и охарактеризовал четыре уровня ее развития.
2) роли определяются действием. Роли не называются, и дети в игре не используют друг относительно друга реальные отношения, существующие между взрослыми или между взрослым и ребенком;
3) действия состоят из повторяющихся операций, например, кормление с переходом от одного блюда к другому. Кроме этого действия, ничего не происходит: ребенок не проигрывает процесс приготовления пищи, мытье рук или посуды.
1) основное содержание игры – действие с предметом. Но здесь на первый план выходит соответствие игрового действия реальному;
2) роли детьми называются, и намечается разделение функций. Выполнение роли определяется реализацией действий, связанных с данной ролью;
3) логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности. Количество действий расширяется.
2) роли ясно очерчены и выделены. Они называются до игры, определяют и направляют поведение ребенка;
3) логика и характер действий определяются взятой на себя ролью. Действия становятся разнообразнее: приготовление пищи, мытье рук, кормление, чтение книги, укладывание спать и т. д. Присутствует специфическая речь: ребенок вживается в роль и говорит так, как требуется по роли. Иногда в процессе игры могут проявиться реально существующие отношения между детьми: начинают обзываться, ругаться, дразниться и т. д.;
1) основное содержание – выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети;
2) роли ясно очерчены и выделены. Во время игры ребенок придерживается определенной линии поведения. Ролевые функции детей взаимосвязанны. Речь носит четко ролевой характер;
3) действия происходят в последовательности, четко воссоздающей реальную логику. Они разнообразны и отражают богатство действий лица, изображаемого ребенком;
4) нарушение логики действий и правил отвергается. Ребенок не хочет нарушать правила, объясняя это тем, что так есть на самом деле, а также рациональностью правил.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
I. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.
2. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.
3. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.
4. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.
5. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.
Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.
Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.
Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие :з роли, сюжета и открытые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з выборе изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).
Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация кх затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)
А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.
Классы Виды Подвиды
Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспери-ментирования С природными объектами, с животными и людьми.
Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования
сюжетные са-модеятельные игры сюжетно-отобраэительные
Игры, связанные с исходной инициати-вой взрослого Обучающие игры Автодидактические предметные.
Досуговые игры Интеллектуальные
Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнаваль-ные Компьютерные
Игры народные, идущие от истори-ческих традиций, относа Обрядовые игры Культовые
Галина Ермакова
Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС
Этап дошкольного детства играет значительную роль в проявлении творческих возможностей малыша, пробуждении самостоятельности, станов-лении и развитии личности человека в целом. Решающим условием форми-рования индивидуальности ребёнка становится вхождение его в особое изме-рение детской деятельности. Ведущей моделью поведения и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра. Во время игры малыш знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, под-ражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что та-кое плохо. Какие же условия предписывает ФГОС при формировании совре-меннойигровой деятельности дошкольников.
Значение, цели и задачи игры
Игра — основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально-коммуникативной, речевой, познавательной, художе-ственно-эстетической и физической образовательных областях. Персональные психоэмоциональные особенности малыша, его возраст, способности и наклонности определят содержательный контекст игрового процесса.
ФГОС ДО указывает на конкретные особенности игрового процесса дошко-льникав зависимости от возрастной категории:
• младенческий этап (два месяца — один год) – предметная игра, зна-комство с предметным миром, приобретение элементарных навыков манипуляции с предметами, близкий эмоциональный контакт с родны-ми;
• раннее детство (один-три года) – игра с комбинированными и динами-ческими игрушками, общение и игры с другими детьми под наблюдение взрослых;
• дошкольный период (три — восемь лет) – более сложный сюжетно-ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблю-дением определённых правил.
Цели и задачи игры
Пункт 4.6 ФГОС ДО оговаривает важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка,а также в по-вышении эффективности образовательного процесса:
• Пробуждение интереса — процесс обучения в игровой форме развлека-ет, доставляет удовольствие и радость, нейтрализует стрессовое на-пряжение, превращает познание окружающего мира и освоение новых практических навыков в увлекательное путешествие.
• Самопознание и самореализация — малыш познаёт свой внутренний мир, учится проявлять инициативность, высказывать своё мнение в общении, опираться на самостоятельность в конструировании, делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
• Формирование культуры сотрудничества — совместная игра помогает развить психологические навыки солидарности, обучает коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и партнёров по игре, является прекрасным практическим тренингом по искусству разрешения конфликтов и умению находить компромисс, воспитывает уважение к другим людям, формирует чувство справедливости и соб-ственного достоинства;
• Развитие коммуникативных навыков — малыш осваивает такой инст-румент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи информации.
• Игровая терапия — помогает в преодолении трудностей, возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
• свободная форма деятельности ребёнка, исключающая принуждение, совершаемая ради получения положительных эмоций от самого про-цесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
• творческий характер, построенный на принципе инициативности, са-мобытной импровизации и неординарности;
• эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и конку-ренции;
• следование правилам, которые прямо или косвенно отражают логиче-скую последовательность и содержательный рисунок игры.
Типология игровой активности дошкольников
Игры, инициаторами которых становятся сами дети (самостоятельные игры):
Игры, рождающиеся по инициативе взрослых.Игры с ярко выраженным обучающим характером:
- дидактические игры с сюжетным рисунком;
- игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
- подвижные разного уровня интенсивности;
- дидактические игры с музыкальным сопровождением.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
- интеллектуальные головоломки и состязания;
- календарные и тематические праздники, карнавальные представления;
- народные игры и фольклорные традиции, пришедшие в современный мир из исторического прошлого.
В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир сюжетно-ролевой игры, осваивая азы ролевого перево-площения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Базовой основой такой игры является сюжет, в этом возрасте излюбленными становятся бытовые сцены из семейной жизни. Осваивая сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими заместителями, затем подражая социальным ролям взрослых, ребёнок совершенствует механизмы абстрактного мышления и проходит игровую практику изучения различных моделей поведения в обществе.
Сюжетно-отобразительная игра появляется с трёх лет и предваряет бо-лее сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что ребёнок играет один, игровые действия сосредотачивает на игрушке, но оду-хотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции радости или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение послушания или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но в игровых действиях по отношению к игрушке воспроизводит модель поведе-ния, свойственную конкретному человеку.
В возрасте четырёх-пяти лет в игре по-прежнему главными персонажа-ми остаются игрушки, но появляется более яркое эмоциональное воплощение в жестах и мимике, динамических позах самого ребёнка или предмета. Боль-шое значение начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, на-пример, машина для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка военного и т. д.
Режиссёрская игра наименее изученный феномен, она обладает исклю-чительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли ре-жиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно наблюдать как ребёнок, всецело поглощённый строительством дома или иг-рой с любимой куклой, разыгрывает сценки между вымышленными персо-нажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.
Виды режиссёрской театральной игры:
- настольный театр картинок или устойчивых игрушек;
- театр теней, когда изображения персонажей передаются с помощью подачи света на экран и тёмных фигурок;
- игры с пальчиковыми картинками, которые ребёнок надевает на кончики пальцев;
- импровизации с куклами бибабо, состоящими из головы и платья
- стенд-книжка с переворачивающимися иллюстрациями сюжета
На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра (напольные или куклы бибабо, может подключаться музыкальное сопрово-ждение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь взрослых. Такие игры учат детей читать настроение или эмоциональное состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно, выстраивать адекватное поведение. Кроме того, герои обычно являются сказочным во-площением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно, добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа добра привле-кает детей и становится основой жизненного оптимизма, стимулирует жела-ние подражать положительным персонажам, которые являются воплощением чести и благородства.
Классификация сюжетно-ролевых игр:
- игры на воспроизведение профессиональной деятельности людей -воспитатель, продавец, водитель, лётчик, магазин, школа и т. д. ;
- игры, сюжетом которых становится военная тематика исторического про-шлого;
- игры на тему популярных сюжетов литературных произведений, кинемато-графа или мультипликационных фильмов.
В начале игры нужно проявить изобретательность, придумав идею вокруг которой будут выстраиваться сюжетная канва игры с конкретными сценами и эпизодами. По мере обогащения жизненного опыта ребёнка замысел игры становится более сложным и самостоятельным, но поначалу дети младшего дошкольного возраста часто обращаются за помощью к взрослым.
Развитие в условиях ФГОС
Усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые навыки до уровня полной самостоятельности.
Богатая фантазия ребёнка и творческая импровизация сделают игру оригинальной и разнообразной по своему замыслу, следовательно, более ин-тересной и увлекательной. Для того чтобы игры были действительно инте-ресными и разнообразными требуется проведение серьёзной работы со сто-роны взрослых по вовлечению ребёнка в познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Эрудированный ребёнок с развитым для своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями, вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.
Средства педагогической поддержки самостоятельных игр в соответст-вии с возрастом детей:
• Первая младшая группа — предметная игра, построенная вокруг неза-мысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
• Вторая младшая группа — понимание условного характера игры, раз-витие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
• Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных дей-ствий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
• Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
• Подготовительная группа — построение детского коллектива на прин-ципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициа-тивности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой сре-ды.
Основные требования к эффективной организации и проведению игры Две модели поведения взрослого:
• взрослый является вдохновителем, организатором и координатором игры на основе заранее подготовленного сюжета и подручных средств;
• взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая рав-ную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздейст-вие на ход игры общими для всех способами. Он может предложить новый персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
Задачи руководства игровой деятельностью детей:
1. Стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной жизни, та-ким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения навыков их практического применения.
2. Помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры.
3. Обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек в про-цессе игры.
4. Побуждать использование символических предметов, подменяющих объек-ты из реальной жизни.
5. Придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами. 6. Формировать опыт замены некоторых игровых действий образами словес-ной формы выражения.
7. Пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игро-вой задачи, используя новые комбинации с предметами.
8. Развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных задач и целей игры.
9. Прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участ-ника на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков.
10. Стимулировать проявление живого интереса к играм сверстников. 11. Учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную другими.
12. Поощрять изобретение интересных и необычных игровых задумок. 13. Обучать умению договариваться.
Однако целенаправленно натаскивать детей на шаблонные игровые действия не желательно, поскольку это может губительно сказаться на про-явлении свободного творчества.
Ролевое поведение ребёнка должно наполняться высоким уровнем художест-венной выразительности, эмоциональными средствами которой будут жесты и мимика.
Организация игрового пространства на основе требований ФГОС ДО
П. 3.3 предусматривает:
• Для воспитанников младшей группы предметно-пространственную среду необходимо обустраивать с учётом сохранения большого сво-бодного пространства для удовлетворения потребности детей этого возраста в свободном, активном движении, таком как лазание, игра на полу.
• Предметное пространство средней и старшей группы должно напол-няться конструкторами, строительным материалом, зонами настольных игр (лото, шашки, домино, разнообразными развивающими макетами, поскольку пятилетки и шестилетки создают целые игровые миры, во-влекая в них своих сверстников, обретая совместный опыт коллектив-ного сотрудничества. Не стоит забывать, что организация пространства, в которой находится ребёнок, не должна лишать его права на уединение и спокойную сосредоточенную деятельность.
П. 3.3.5 разрешает образовательной организации самостоятельно оп-ределять игровое оборудование. Согласно требованиям ФГОС ДО на-бор игрушек должен пополняться постепенно, периодически меняться в соответствии с возрастом и жизненным опытом детей.
Роль воспитателя в развитии игровой деятельности детей.
Педагогические приёмы,которые применяет педагог для совершенство-вания сюжетно-ролевых умений детей:
- путём бесед, чтения художественной литературы, показа иллюстраций стремится расширить знания детей, которые помогут сделать игру интереснее;
- проявляет заинтересованность игровой деятельностью детей;
- предлагает новый поворот сюжета или новых персонажей;
- предоставляет необходимое оборудование для игры или проводил занятие по изготовлению его вручную;
- воспитатель может выполнять главную или второстепенную роль
Приёмы для развития отношений между детьми во время игры:
- умение заинтересовать и увлечь игрой робких, несмелых воспитанников;
- объединение детей для игры;
- поощрение самостоятельного распределения ролей или игрушек самими детьми;
- сглаживание или нейтрализация конфликтов между воспитанниками из-за нарушения правил или несправедливого распределения ролей.
Мастерство педагога красноречивее всего проявляется в его умении ор-ганизовать самостоятельную деятельность своих воспитанников. Воспитате-лю необходимо умело направить каждого малыша на занимательную, но, в то же время полезную игру, при этом важно опираться на инициативность, раз-вивать любознательность ребёнка. Внимательный и заботливый педагог пра-вильно распределит детей по игровым задачам так, чтобы они не мешали друг другу, проявит чуткость и справедливость в разрешении конфликтной ситуации, возникшей во время игры. Таким образом, от уровня профессио-нальной подготовки воспитателя зависит гармоничное творческое развитие детей.
Музыкально-эстетическое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС: деятельность музыкального руководителя Ни одно из искусств не обладает такой действенной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания человека. А дошкольный.
Игровая деятельность как средство воспитания В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средство воспитания. Основополагающим является положение о том,.
Игровая деятельность дошкольников как один из способов освоения социальных отношений Во всех учебниках по педагогике и психологии игру называют ведущим способом освоения мира у дошкольников. Так уж происходит процесс взросления.
Игровая деятельность в раннем возрасте 1. Теоретическая часть – игровая деятельность в раннем возрасте. 2. Практическая часть – личный опыт в организации игровой деятельности.
Самостоятельно-игровая деятельность дошколят Ход самостоятельной игровой деятельности. -Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице холодно, а в нашем зале тепло и весело. К нам в гости.
Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО Социо-игровая технология как средство развития дошкольника в условиях ФГОС ДО. "Главная забота воспитателей- не обучение, не развлечение,.
Социо-игровая технология как средство развития дошкольников в условиях ФГОС ДО Дошкольное детство –это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.
Читайте также: