Истории рассказы села волчанка доволенского района
По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.
По моей просьбе Малахов Василий Филлипович опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан.
По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.
Долженко Иван Григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва была услышана Богом, и шел дождь.
Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.
Благодаря вмешательству Владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.
Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.
Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда.
В Парке с. Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанка в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.
А на место захоронения убиенных священнослужителей в с. Довольное стали приезжать паломники.
В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.
Повесть–хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.
До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 г. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.
Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Комарье) 1906—1932гг.
Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932—1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.
Среди них – священник с. Комарьинского Иван Хажий. К его личным документам приложены 2 удостоверения, выданные Архиепископом Новосибирским Никифором в декабре 1929 г. В одном из них благословение Архиепископа.
14 мая 2010 г. состоялась встреча, уже с участием Благочинного — протоиерея Василия Бирюкова. Получено благословение на строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. Такое решение было принято всеми участниками этой встречи.
В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в 20 веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться — все может повториться.
Вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с Доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.
По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.
По моей просьбе Малахов Василий Филлипович опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 г. исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Леонов Степан.
По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще на Ильин день.
Долженко Иван Григорьевич 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва была услышана Богом, и шел дождь.
Для того, чтобы убедиться, что нам указали верно место, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли мы обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились с просьбой к Владыке Тихону рассмотреть вопрос о перезахоронении.
Благодаря вмешательству Владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.
Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.
Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда.
В Парке с. Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в с. Волчанка в этот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.
Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершеных убийств, появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.
А на место захоронения убиенных священнослужителей в с. Довольное стали приезжать паломники.
Через советски настроенных людей волчанцы держали связь с Баклушами, Баклуши с Карасуком, а Карасук держал напрямую связь с Омском. . С восстанием в Волчанке кончилось сравнительное затишье в Барабе. … Основное ядро Волчанского районного штаба составлял отряд Королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. В него входили близлежащие села: Баклуши, Ильинка, Плеханова, Довольное, Суздалка, Комендантка, Шагалка, Утянка, Ярки, Травное.
В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.
Повесть–хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.
До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 г. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала 9 священников, потом еще 9. Арестовали больше, но некоторых – отпустили, и причина описана.
Но страницы истории церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая в с. Баклуши тоже не потерялись, и в 2008 г здесь был открыт приход.
Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (с. Комарье) 1906-1932гг.
Архив Доволенского района располагает документами, которые содержат подробные списки крестьян, раскулаченных и высланных из района. Имеется учет задержанных (Доволенским РУМ) в 1932-1933г., сбежавших с постоянного места расселения высланных крестьян–кулаков 2 категории.
Среди них – священник с. Комарьинского Иван Хажий. К его личным документам приложены 2 удостоверения, выданные Архиепископом Новосибирским Никифором в декабре 1929 г. В одном из них благословение Архиепископа.
14 мая 2010 г. состоялась встреча, уже с участием Благочинного - протоиерея Василия Бирюкова. Получено благословение на строительство церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Комарье, а началом послужит открытие прихода, оборудование помещения, которое уже ведется. Такое решение было принято всеми участниками этой встречи.
В Доволенском районе было 11 церквей. Они были все разрушены в 20 веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться - все может повториться.
Вопросов остается много, но исследовательская работа в этом направлении, совместно с Доволенским историко-краеведческим музеем, будет продолжена.
Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.
Иерей Андрей Гусев, настоятель храма во имя Преподобного Сергия Радонежского с. Довольное
Простой заслуженный тренер
В фойе стоит солидный мужчина, видно, что очень волнуется. Кого-то радостно приветствует, на кого-то внимательно смотрит, силясь вспомнить. Подхожу.
— Анисимов Владимир Семенович, — представляется он. — Проживал в Волчанке до 71-го года. Детство, школа, юность. Все здесь. И фундамент профессии — тоже здесь. У нынешнего главы сельсовета, а тогда учителя школы Владимира Михайловича Ермишкина начал заниматься спортом. Для нас он был всё, революцию в спорте на селе делал. После — в Довольном, у Николая Анатольевича Нюняева. Дальше — Омск, так и дорос до… заслуженного тренера России. Мне есть чем гордиться — моя воспитанница Яна Романова выступала в Ванкувере.
Учительница первая моя
— Ой, это вы? Дорогая вы моя, сколько же лет мы не виделись? — женщина рядом обхватила и закружила другую, немного опешившую от неожиданности. — Это же учительница моя первая, Галина Борисовна Федина, — делится с нами радостью Антонина Саханенко. — Я школу, восьмилетку, 40 лет назад окончила. В этом году юбилей. Как же мы давно не виделись. (Тут же к ним подошли еще одноклассницы.) Тома, Валя! — в порыве чувств радуется Антонина Алексеевна и тут же командует: — Никто никуда не разбегается, вечером соберемся узким кругом.
Галина Борисовна сегодня гость, она более тридцати лет назад уехала из Волчанки, живет в Здвинском районе. Поэтому встреча радостная и знаменательная. Свои первые трудовые шаги она сделала на волчанской земле.
— Я тоже волчанская, сейчас живу в Ордынском районе, — рассказывает Валентина Гричанова. — 32 года здесь прожила. Всё родное. Какой праздник сегодня замечательный, всех увидела, прошла по улицам села. Это же юность, молодость моя. Я так горжусь, что написана про наше маленькое село такая замечательная книга. И так рада, что она нас всех, спустя много лет, собрала вместе.
Всё в проведении такой грандиозной презентации продумано до мелочей, приглашают гостей в зал: самые почетные первые места — маленьким жителям Волчанки, на втором ряду старожилы, на третьем — руководители организаций, предприятий села разных лет, а дальше — члены землячества, местные жители и волчанцы со всех уголков страны, куда забросила их непростая судьба из маленького сибирского села.
Павел Алексеевич Труфанов. Носитель едва ли не самой распространенной в селе фамилии. Живет и работает в Новосибирске, возглавляет совет ветеранов Первомайского района. Это в свои 85 лет! Человек с трудной судьбой. И, как оказалось, именно он — главный герой праздника.
— Я уже на фронте вступил в партию и не изменяю идеалам до сих пор, — с гордостью произносит он. — Волчанка дала мне жизнь, силу. Эта книга — наш долг перед малой родиной.
Хлеб-соль земли волчанской такому человеку — благодарность за память и за веру, за внимание к Родине. За саму идею и кропотливый труд в создании книги.
Возвращайтесь домой, хотя бы в мыслях и мечтах…
Главным генератором идей, вдохновителем, автором-составителем книги и подготовки праздника стала Любовь Рощупкина. Для нее эта книга — дань памяти своему селу, благодарность своей семье, признание в любви землякам и, особо, ее маме:
По словам авторов, это только первая ласточка. Обязательно будет продолжение. И жители села пообещали оказать любую помощь при создании новой книги.
Секачи, Крестоловка, Заголяевка
Знаешь ли ты свое село? Вопросы, предложенные ведущими, позабавили гостей. И действительно, откуда такие забавные названия? Нашлись авторы трех-четырех версий. Все они связаны с забавными историческими случаями. Вот, например, Секачи. То ли по названию кабанов-секачей, которые забредали в село, то ли после случая, когда колчаковская полиция высекла братьев Агарковых, то ли название привезли переселенцы.
Какой деревенский праздник обходится без гармони?! Развернула меха своей гармошки Ирина Лукинова. И в конкурс частушек включились все желающие. А победила горожанка, много лет назад уехавшая из родного села, Раиса Никитична Агаркова. Помнит душа песни и слова! Закончился праздник за полночь. Фейерверк расцветил небо над Волчанкой, таким солидным и таким молодым селом. Раз есть такие люди, есть стремление сохранить историю села, дать ему новую жизнь, есть землячество, есть самое главное — любовь к Родине. Не исчезнет с карты название маленького, но самого лучшего для его жителей села на земле с названием Волчанка!
С этих волнующих сердце строк Н. Дмитриева я начинаю рассказ о судьбе маленькой глухой деревеньки с пугающим названием Волчанка, затерявшейся среди бескрайних сибирских просторов.
Сегодня, как и многие другие маленькие села России, Волчанка переживает не самые лучшие времена.
Что- то непонятное и губительное происходит с нашими селами. Душа впадает в отчаяние. Может быть, это внутреннее чутье и подстегивает людей не ради корысти, а по совести, удержать развал, сохранить в селе хотя бы остатки того добра, что создавали прадеды и деды, пришедшие в этот край кто откуда. Не думали они о бизнесе. Скорее, думали о нас. И просто хотели жить.
Массовое заселение данной территории происходило в 1870-х и в начале 1880 годов, после чего село получило название Волчанка. Эта территория была наиболее благоприятным местом для первых переселенцев. Здесь протекала река, в бесконечных лесах водилось много дичи, хватало земли и для пашни. Река Баган была в то время довольно крупной и считалась единственным путем сообщения с другими селами.
Первыми переселенцами были Гурьевы, Важенины, Субботины, Чебаковы, Нефедьевы, которые селились преимущественно на берегу реки.
Первые жители завозили скот и разводили его в большом количестве. Скот держали по 25-30 голов, у некоторых было по 12-13 коров, благо пастбищ хватало на всех! В то время на деньги, собранные с населения с. Волчанки и окружающих сел, здесь была построена приходская церковь. Население в основном было неграмотное, только несколько человек (церковнослужители, купцы, кулаки) имели небольшое образование (1-2 класса). Первая школа была открыта в 1911 году. Это была церковно – приходская 3-х классная начальная школа, учителя которой строго обходились с учениками и больше всего заботились о том, чтобы те хорошо знали молитвы и не пропускали церковных служб. Однако среди них был учитель Статейкин Александр Петрович, который знакомил ребятишек с географической картой, глобусом, старался дать им новые настоящие знания.
Часто в Волчанку приезжал брат сельского священника Павла Харизаменова, который тайно вел среди жителей беседы на антирелигиозные тайны.
ПЕРЕМЕНЫ В СИБИРИ
Революционные взгляды у отдельных волчанцев рождались под влиянием тех, кто служил в армии. Вернувшиеся солдаты разъясняли жителям программу РСДРП. Народ постепенно стал становиться на их сторону. Они объединились в группу большевиков, насчитывающую 32 человека. Среди них Токарев Е.И., Королев П.И., Учайкин Е.Д., Королев Н.И., Кобелев И.С., Чебакова С.Ф. и многие другие. После революции ими был поставлен вопрос о выборах Совета депутатов трудящихся (Совдепа). Его председателем был избран большевик Астапов Тихон Кириллович. Но просуществовал Совдеп недолго. Сибирь была захвачена Колчаком, и он был разогнан. Несмотря на это, большевики не прекращали работу среди населения. Летом 1918 в селе Черный Дол состоялось совещание большевиков, на котором принято решение готовить восстание.
В июле 1919 г. из с. Шагалки и с. Плеханово прибыл отряд партизан под руководством Игнатцова Я. и Кудрявцева П.И.. Был создан военно-революционный партизанский штаб, комиссаром которого назначен Токарев Е.И., начальником штаба – Королев П.И.. Затем в Волчанке был созван съезд всех командиров и комиссаров партизанских отрядов, для объединения партизанских сил. На нем было принято решение о создании военно-революционного девятого Каргатского партизанского полка со штабом в селе Волчанка. После этого штаб установил связь с подпольщиками города Новониколаевска. В ноябре колчаковцы были разбиты под Омском. При переезде по мосту через реку Баган в селе установлен памятник партизанам, погибшим в боях за восстановление Советской власти в с. Волчанке и других окружающих сел. В могиле похоронены: Учайкин Кузьма Дмитриевич (год рождения- 1891, командир партизанского отряда. Убит в бою под Кукуем 16.10.1919 года.); Данилин Тимофей Никитич (год рождения- 1879, начальник оперативного отряда военно-революционного штаба.); Леонов Максим Григорьевич (год рождения- 1898, заместитель начальника оперативного отряда. Данилин Т.Н. и Леонов М.Г. были убиты, 23.10.1919 года в штабе выстрелом из винтовки.); Сазонов Митрофан Никитич (партизан. Был расстрелян колчаковцами 26.10.1919 году.); Фамилию 5-го партизана, похороненного в братской могиле, не установили, (предполагают, что это житель с. Мохнатый Лог.) А после разгрома колчаковцев в Волчанке был избран волревком и комитет бедноты, председателем которых были выбраны Чебунин И.Н. и Ананьев Ф.В.. В январе 1921 года на собрании большевиков была создана партийная ячейка, в марте – комсомольская, состоящая из 8 комсомольцев.
ТОЗы, КОЛХОЗЫ, СОВХОЗЫ…
С 1936 года в с. Волчанка работала МТС (Машинно-Тракторная Станция). Первым её директором был Шишкин Е.И..
В зону действия этой МТС входили колхозы, расположенные на территории сел Волчанки, Плеханово, Шагалки, Баклушей, Ильинки, Суздалки.
Волчанцы с оптимизмом смотрели в будущее. Но вероломное нападение фашисткой Германии на нашу страну круто изменило жизнь в селе.
На зеленой лужайке, против конторы, народу собралось мало. Посередине стоял стол, покрытый красным полотном, с одной стороны его стояли несколько мужиков, совсем мало женщин да ребятишки.
К столу подошел председатель колхоза Сергей Крикунов, с ним незнакомый человек в зеленой гимнастерке под ремень из райцентра. Председатель открыл собрание, но назвал его не собранием, а митингом, и предоставил слово незнакомцу в зеленой гимнастерке.
- Товарищи! Сегодня ночью без объявления войны на Советский Союз напала фашистская Германия, но наша героическая Красная Армия даст решительный отпор агрессорам…
Началась мобилизация в армию, призвали всех молодых и здоровых мужиков, в деревне остались только мужики- инвалиды, старики, женщины и дети. Из колхоза по приказу из военкомата забрали лучших фондовых лошадей, брички, ходки, сбрую. Вскоре пошли похоронки.
Всего в годы Великой Отечественной войны погибло 309 жителей.
Пропало без вести – 166 человек.
В 1958 МТС была реорганизована в РТС, а в апреле 1959 года она была переведена из Волчанки в Довольное. Эта реорганизация и перевод отрицательно отразились на деревне, потому что повлекли за собой массовый отъезд из села специалистов ИТР, квалифицированных рабочих и их семей.
Но и на этом преобразования не закончились: в следующем 1960 году колхоз становится совхозом. В то время на территории с. Волчанки было создано 5-ое отделение Баклушевского совхоза, потому что в связи с укрупнением, это село стало относиться к Баклушевскому сельскому Совету. Управляющим был Данилов Н.Т.. Отделение имело хорошо развитый автомобильный и тракторный парк: 14 гусеничных, 13 колесных тракторов, 10 грузовых автомобилей, 5 бензовозов, 6 силосоуборочных машин, 10 хлебоуборочных комбайнов.
В эти годы активно развивалось производство сельскохозяйственных, строительных материалов (работал Кирпичный завод), строились новые дома, построены новая школа, Дом культуры, детский сад, животноводческие комплексы. Росла техническая оснащенность хозяйства тракторами, комбайнами, грузовыми автомобилями.
В период реформ (80-90-е годы) жизнь людей нашего села ухудшилась. Мы не были готовы к рыночным отношениям.
ЛЮДИ НАШЕГО СЕЛА
Во все времена славилось наше село тружениками, умельцами.
Районная газета писала о героическом труде животноводов, механизаторов:
- Хороших результатов добивались наши хлеборобы и комбайнеры:
Лукинов А.С.; Долженко И.Г.; Крикуненко А.С.; Малахов И.В..
- Лучшими доярками в нашем хозяйстве являлись:
Герт М.Н.; Арсенова Е.М.; Шустова Н.Ф.; Чебакова М.В.; Яшуткина Л.
- В сфере скотоводства лидировали:
Ермаков И.В.; Яшуткин П.Я.; Чмутов П.К..
Шокорев В.Е.; Ирыскин Н.С.
- Уважаемые учителя нашего села :
Губин П.А.; Губина Д.И.; Черныш Ф.Н.; Крикунова Т.Г.; Малахова А.Е.; Ермишкин В.М.
Гордимся мы нашим местным поэтом Якушенко А.С., который воссоздает историю родного края в своем литературном творчестве.
Конечно, сегодня тяжело моей Волчанке, но я уверена, пока живут в селе такие люди, не исчезнет моя малая Родина. И может быть, мы все вместе сумеем дописать её историю, сумеем уберечь и благоразумно распорядиться возделанной непосильным трудом землей, доставшейся нам в наследство.
И как молитву, я повторяю строки Н. Дмитриева:
Не исчезай, мое село, -
Прижмись стогами на лугу
и не забудь в осенней хмари:
В одном бесценном экземпляре.
Руководитель: Крикуненко Нина Николаевна, преподаватель
Сложными путями приходится пройти, чтобы люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда. Как удалось найти и достойно почтить место массовой казни священников, рассказывает клирик Карасукской епархии иерей Андрей Гусев.
По Милости Божией мы стали свидетелями возрождения церковной жизни в нашей стране. Открываются приходы, формируются общины, возводятся новые храмы. В нашу жизнь возвращается некогда утраченное сокровище – Вера Православная. Но вместе с тем открываются трагические страницы истории духовного помрачения и богоотступничества.
Особое место занимают расправы над священниками, которые совершались с особой жестокостью. Мы опирались на сохранившиеся документы, рукописи, дошедшие до нас воспоминания людей, которые не были участниками, но непосредственно общались с очевидцами тех событий. Убийства священников совершались неоднократно в 1919 – 1932 годах.
Многое нам рассказал старожил села Волчанка Василий Александрович Бовкун 1929 года рождения. Вот его рассказ:
Мы продолжали опрашивать местных жителей об обстоятельствах трагедии. Житель Волчанки Кобзев передал нам рассказ своей матери, ныне покойной; по ее словам, свозили священников из близлежащих районов по 2−3 человека. Ей запомнилось, что среди казненных был батюшка из Карасука. Священников содержали под стражей не более 2−3 дней, после чего выводили за деревню и убивали лопатами или колотушками в осиновых околках вдоль старой Ильинской дороги.
Ныне живущий в Волчанке Николай Назарович Капнинов сообщил нам, что его отец в те страшные годы был сельским пастухом и неоднократно рассказывал о том, что казнили священников; он показывал своему сыну место казни и запрещал тому на этом месте пасти скот. Николай Назарович хорошо знал эти пять углублений в земле, и именно он безошибочно указал нам, где покоятся убиенные священники.
По моей просьбе Василий Филлипович Малахов опрашивал старожилов с. Ильинка, которое расположено недалеко от Волчанки, и узнал от Ульяны Костенко, которой в 2007 году исполнилось 86 лет, что руководил волчанскими казнями в 30-е годы Степан Леонов.
Молитва у могил
По воспоминаниям местных жителей, сразу после казни священников в селе началась засуха. Люди восприняли это как гнев Божий и, несмотря на власти, с иконами пошли на место казни. Сразу, после горячей молитвы, совершенной на месте захоронения, хлынул дождь. Эти молебны на месте убиения совершались ежегодно, чаще всего на Ильин день.
Иван Григорьевич Долженко 1937 года рождения, ныне проживающий в Волчанке, рассказывал нам, что бабушка водила его, когда он был маленьким ребенком, молиться на могилу замученных священнослужителей. Как свидетельствует Иван Григорьевич, всякий раз молитва бывала услышана Богом, и шел дождь.
Для того, чтобы убедиться, что место нам указали верно, мы попробовали копать, и на глубине двадцати пяти сантиметров от поверхности земли обнаружили останки трех человек. Погребенные люди находились в самых неестественных позах, конечности и ребра сломаны, как бы перерублены, череп одного рассечен, на черепе другого на лбу оказался плотно закрепленный нательный медный крест. Это заставляет думать о том, что этот крест раскалили, и таким образом был запечатлен мученик за Христа. После того, как мы убедились в том, что слова и воспоминания людей подтверждены, мы обратились к владыке Тихону (митрополиту Новосибирскому и Бердскому – прим.) с просьбой рассмотреть вопрос о перезахоронении.
Благодаря вмешательству владыки это стало возможным и 16 сентября 2007 года в центральном парке райцентра Довольное состоялось торжественное перезахоронение невинно убиенных.
Перезахоронение возглавил благочинный Центрального областного благочиния протоиерей Василий Бирюков.
Люди узнали то, что, казалось, было скрыто временем навсегда. В парке села Довольное к могиле священников и поклонному кресту появилась тропинка, а в Волчанке в тот год открылся приход в честь Казанской иконы Божией Матери.
Таким трагическим и сложным путем пришлось пройти, чтобы на месте разрушенной в душах людей православной веры, на месте разрушенных святынь и совершенных убийств появились новые ростки православной веры. Волчанцы, после многих лет, прожитых в тяжких условиях безбожия, начинают восстанавливать историю своего родного села, своей церкви.
А на место захоронения убиенных священнослужителей в Довольное стали приезжать паломники.
Через советски настроенных людей волчанцы держали связь с Баклушами, Баклуши − с Карасуком, а Карасук держал напрямую связь с Омском. . С восстанием в Волчанке кончилось сравнительное затишье в Барабе. …Основное ядро Волчанского районного штаба составлял отряд Королева, в котором насчитывалось около полутора тысяч человек. В него входили близлежащие села: Баклуши, Ильинка, Плеханова, Довольное, Суздалка, Комендантка, Шагалка, Утянка, Ярки, Травное.
В этой документальной повести указано и то, как была организована работа по ликвидации священнослужителей и жителей района неугодных новой власти.
Повесть-хроника В. И. Дергая осталась неопубликованной и, видимо, поэтому не успела подвергнуться серьезной чистке.
До этого нам неизвестно было, когда произошло убийство священнослужителей. Здесь ответ дан: в 1919 году. Кто совершил и руководил этим? Здесь указаны фамилии этих людей. Есть и точное число убитых – сначала девять священников, потом еще девять. Арестовали больше, но некоторых отпустили, и причина описана.
Обнаруживаются все новые и новые факты и документы, отражающие трагические годы.
Следует отметить, что жительница села Баклуши Анна Михайловна Шевченко рассказывала, что она дочь убитого священника. Анна Михайловна умерла в 2011 году, в этом же году был найден документ, о котором идет речь. По ее воспоминаниям, когда приехали забирать отца на конной подводе, батюшки не было дома − он незадолго до этого ушел в соседнюю деревню. Когда вернулся домой и узнал, что за ним приезжали, то пошел пешком в Довольное, которое находилось в 45 км от села Баклуши, а оттуда уже не вернулся. Позже родственникам стало известно, что батюшку Михаила расстреляли. Подтверждающий документ был обнаружен за неделю до того, как со времени убийства исполнялось 79 лет.
Страницы истории церкви во имя святителя и чудотворца Николая в Баклушах тоже не потерялись, и в 2008 году здесь был открыт приход.
Восстановлены страницы истории церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Комарье за 1906− 1932годы.
В Доволенском районе было одиннадцать церквей. Они были все разрушены в XX веке. Сегодня их история восстанавливается, а вместе с этим открываются новые приходы. У каждого события − свое время и свой урок. Если забудем и не будем каяться, все может повториться.
Иерей Андрей ГУСЕВ,
настоятель Сергиевского храма с. Довольное
Читайте также: