История исторической мысли шпоры
ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XX ВЕКА
Цели и задачи курса .
История исторической мысли представляет собою особый тип историографического изучения, имеющий свои отличительные черты, сообщающие ей определенную содержательную целостность. Ее предметом является выяснение общих закономерностей и ведущих тенденций исторического познания как особой формы социальной активности человека. Вследствие этого история исторической мысли может быть охарактеризована как пограничная область историографии, где история исторической науки особенно тесно соприкасается с историей других наук, в особенности с философией и политической экономией, а также с историей общественно-политической мысли. Прорывы в этих дисциплинах, как впрочем и в естественных науках, оказывают значительное влияние на понимание окружающего мира, равно как и на возможности и способы его познания, стимулируя тем самым историческую мысль. Вот почему в сферу ее изучения наряду со взглядами профессиональных историков входят воззрения философов, экономистов и других мыслителей, существенно повлиявших на ее развитие. Важнейшей задачей истории исторической мысли является изучение характера и форм взаимоотношений истории и современности на. разных этапах развития исторической науки. В силу этого особенно рельефно высвечиваются социальные функции исторической науки, выражающие в своей совокупности ее место в жизни общества и, соответственно, ее социальный статус. Не будучи постоянной величиной, этот статус выступает результатом сложного взаимодействия разнообразных факторов как научного, так и вненаучного характера, изменяясь в зависимости от меры способности исторической науки отвечать своими специфическими средствами на запросы времени. Приходится признать, что в XX в. произошел явный сбой в отношениях между историей и обществом. В катастрофических потрясениях этого столетия, исторической наукой плохо предусмотренных, она лишилась своей былой роли "наставницы жизни", политического руководства к действию и пока не утвердилась прочно в иной, эквивалентной по своей значимости утраченной, роли. Рассматриваемая под таким углом зрения история исторической мысли XX в. выступает как история мучительных поисков этой новой роли. Генеральный вектор поисков может быть обозначен известным прогнозом Л. Февра: "В крови и муках рождается новое человечество. А стало быть, вот-вот должна родиться и новая история, новая историческая наука, сообразная с этими непредсказуемыми временами". Теоретико-методологическое обоснование этой новой истории, ее социальный статус - таков круг вопросов, привлекающий все более пристальное внимание истории исторической мысли XX столетия, в особенности его второй половины. Так определяются цель, задачи и структура курса. Его цель заключается в том, чтобы на репрезентативном историографическом материале раскрыть существенные закономерности развития исторической мысли XX в. в контексте совершавшихся в этом столетии радикальных перемен во всех сферах жизни общества. При этом главное внимание обращается на эволюцию представлений о характере исторического процесса, природе исторического познания, а также на трансформацию ее социального статуса. Для достижения этой цели рассматривается развитие исторической мысли на материале творчества крупнейших ее представителей, выбор которых определяется задачами курса. С одной стороны, это -ученые прошлого века, предвосхитившие некоторые существенные тенденции развития исторической мысли XX в., а с другой, - ученые, в творчестве которых эти тенденции проявились особенно ярко. Наряду с этим даются общие обзоры ее состояния в различные периоды. Исходной же является характеристика господствовавшей в XIX в. классической парадигмы истории, так как все дальнейшее развитие исторической науки шло под знаком крушения этой парадигмы и напряженных, не завершившихся и поныне, поисков новой, отвечающей современным научным и социальным реалиям. Одной из задач курса является прояснение изрядно запутанного в нашей литературе вопроса о кризисе исторической науки в XX в. Для этого выделяются и обосновываются два понятия кризиса: узкое /методологический кризис/ и широкое /общий кризис исторической науки, как кризис ее социальной функции/, а сам этот вопрос рассматривается в контексте растянувшейся на все столетие смены парадигмы истории. Курс рассчитан на четыре семестра и состоит из серии спецкурсов, каждый из которых представляет определенное смысловое и хронологическое единство
С О Д Е Р Ж А Н И Е К У Р С А
I. Вводная лекция . (4 часа)
Цели и задачи историографического изучения. Виды историографических исследований. Понятие "история исторической мысли". История и современность. Их взаимоотношения. Понятия "научная парадигма" и "парадигма истории". Парадигма истории XIX в. Ее характерные черты. Методологический кризис конца XIX - начала XX вв. Обоснование специфики исторического познания в немецкой философии /Г. Риккерт, В. Виндельбанд, В. Дильтей / и русской историографии / Н.И. Кареев, А.С. Лаппо-Данилевский /
II. В борьбе со своим временем: прорыв к новой парадигме истории (8 часов)
Фр. Ницше. Его жизненный и творческий путь. Ницше о "пользе и вреде истории". Критика "исторического" XIX в. Ницше о природе исторического познания. Критика "объективной истории". Ницше об историческом образовании. Н.Я. Данилевский и его книга "Россия и Европа". Критика идеи исторического прогресса. Против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой. Теория культурно-исторических типов. Законы их развития. Славянский культурно-исторический тип.
III. Историко-теоретические взгляды М. Вебера (6 часов)
Жизненный и творческий путь М. Вебера. Эволюция его политических взглядов. Вебер и Маркс. "Позитивное преодоление исторического материализма". Историко-социологическая теория М. Вебера. М. Вебер о европейском капитализме и его происхождении. М. Вебер о природе исторического познания. Развитие неокантианской методологии истории. Понятие "идеального типа" и его значение для становления современной эпистемологии. "Ренессанс" М. Вебера в современной исторической науке.
IV. Начало общего кризиса исторической науки (4 часа)
Первая мировая война, Октябрьская революция в России и историческая мысль. Крах классической парадигмы истории. Радикальное переосмысление места истории в обществе и природы исторического познания. Американский релятивизм /К. Беккер, Ч. Бирд /.
V. Война, революция и русская историко-философская мысль (8 часов)
Общая характеристика русской послереволюционной общественной мысли. Р.Ю. Виппер о кризисе исторической науки и путях его преодоления. Проблема революции в русской религиозной философии истории. Обоснование ее закономерности. Л.П. Карсавин о большевизме. Н.А. Бердяев. Его жизненный и творческий путь. Н.А. Бердяев о русской революции и ее ментальных основаниях. "Русская идея". Мессианство русской революции. Евразийство как особый феномен духовной жизни русского зарубежья. Историческая концепция евразийцев. Туранский элемент в русской истории. Россия как уникальная евразийская цивилизация. Критика романо-германской цивилизации.
VI. О. Шпенглер и "Закат Европы" (4 часа)
Жизненный и творческий путь О. Шпенглера. Его политические взгляды. О. Шпенглер и национал-социализм. "Историческая морфология" Шпенглера. Циклический характер исторического развития. Понятие культуры в концепции О. Шпенглера. Типология культур. Культура и цивилизация. Понятие судьбы.
VII. Культурно-историческая концепция Й. Хейзинги (4 часа)
Й. Хейзинга. Его "путь к истории". Понятие истории как духовной формы, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом. Гуманистическая основа мировоззрения и творчества И. Хейзинги. У истоков "истории ментальностей". "Осень средневековья". Понятие "культура в игре". "Человек играющий". Порча игры и ее социальная опасность. "В ожидании катастрофы". Хейзинга о кризисе европейской культуры и путях его преодоления. История и культура.
VIII. Историософия А.Дж. Тойнби (4 часа)
Начало научной деятельности А.Дж. Тойнби. Осознание кризисности своего времени. "Постижение истории". Цивилизационная теория Тойнби. Ее основные характеристики. Тойнби и Шпенглер. Принципиальное различие их концепций. Судьбы Западной цивилизации в концепции Тойнби. Эволюция идейно-теоретических взглядов Тойнби в 60-70-е годы. Кризис либерально-гуманистического мировоззрения ученого. Его переоценка христианства. Критика Западной цивилизации.
IX. Возникновение школы "Анналов" (4 часа)
Общая характеристика значения "Анналов" в развитии исторической мысли XX в. Основоположники школы. Жизненный путь и творчество М. Блока. Идейные истоки школы. "Анналы" и революция в естествознании. Концептуальные основы школы. Взаимосвязь изучения прошлого и настоящего. Гуманизация исторической науки. Междисциплинарный подход. Исторический синтез. "Понимающая история". Труды М. Блока и Л. Февра по истории средневековой Франции.
X. Историческая мысль после II мировой войны (6 часов)
Историческая наука и "холодная война". Ее политическая тенденциозность. "Консенсусная теория" американской истории. Обострение кризиса немарксистского историзма. Презентизм. Иррационализм. Падение научного и социального статуса исторической науки. "Зачем еще история?". "Анналы" в первое послевоенное десятилетие. Л. Февр. "Бои за историю". "Анналы" в системе высшего образования и организации научных исследований во Франции.
XI . "Глобальная история" Ф. Броделя (4 часа)
Второе поколение "Анналов". Его общая характеристика. Взаимоотношения с марксизмом. Рост междисциплинарных исследований. Броделевский этап в развитии "Анналов". Его сущность. Теория разных скоростей социально-исторического времени и ее воплощение в историографической практике Ф. Броделя. "Броделевская революция" в понимании истории. Основные работы Ф. Броделя. Опыт построения глобальной истории. Его сильные и слабые стороны. Противопоставления "событийной" и "структурной" истории.
XII. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии (8 часов)
"Методологическая революция" 60-70-х гг. в западной историографии. Ее социальные и научные предпосылки. Сциентизация истории. "Новая научная история". Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований. Новые исторические субдисциплины. Клиометрия. Моделирование в истории. Психоистория. История ментальностей. Гендерная история. Преодоление неокантианского идиографизма. Негативные последствия сциентизации истории. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Проблема верифицируемости исторического знания. Сциентизированная история и общественное сознание. Тенденция превращения ее в собрание эзотерических знаний. Продолжающееся падение социального и профессионального статуса истории. Постмодернизм и историческая наука. "Вызов риторического релятивизма". Х. Уайт. "Лингвистический поворот". Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии 70-90-х гг. Понятие прагматической истины. "По ту сторону объективизма и релятивизма". Проблема исторической истины в современной историографической практике. Н.З.Дэвис и ее книга "Возвращение Мартена Герра". Интерпретация главных персонажей "деревенской истории". Ее обоснование. Историческая истина как истина-версия. Вероятностный характер знания о прошлом. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости. "Возрождение нарратива". Роль исторической науки в формировании общественного сознания.
XIII. Постмарксистская российская историческая мысль (2 часа)
Крушение марксистской парадигмы истории. Ее последствия для российской историко-теоретической мысли. Дискуссии о природе кризиса российской историографии и путях его преодоления. От эпистемологических крайностей к методологическому плюрализму. Последние работы И.Д.Ковальченко /1991- 1995/. Изучение истории культуры. Его методологические основы. Человек в истории как центральная методологическая проблема. Ежегодник "Одиссей". А.Я.Гуревич и его труды по истории средневековой народной культуры. Переосмысление понятия "социальная история". Проблема исторического синтеза как сверхзадачи исторической науки.
ХIV. Третье поколение "Анналов" (4 часа)
Обращение к изучению повседневной жизни и духовного мира человека прошлого как основного направления изучения истории. От истории ментальностей к исторической антропологии. Ее социальная ориентированность. Жак Ле Гофф. Основные вехи его научной и научно-организационной деятельности. "Цивилизация средневекового Запада" и ее революционизирующая роль в изучении истории средних веков. Средневековая цивилизация. Ее материальные и духовные основания. Пространственные и временные структуры, формирующие средневековый образ мира. Ментальность и формы поведения средневекового человека. Цивилизационный и формационный подходы. Их соотношение в книге Ж.Ле Гоффа.
XV . Новейший опыт исторического синтеза. И. Валлерстайн (4 часа)
Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. История и теория. И.Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Валлерстайн и Бродель. Мир-империи и мир-системы. Мир -системный анализ. Современная мир-система. Ее структура. Ее прошлое, настоящее и будущее. И.Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России.
ХVI. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева (4 часа)
Жизненный и творческий путь Л.Н.Гумилева. Идейно-методологические истоки его теории этногенеза. "Последний евразиец". Гумилев и В.И.Вернадский. Понятие этноса. Идея пассионарного толчка и пассионарности. Стадии этногенеза. Детерминизм и свобода воли в концепции Л.Н.Гумилева. История России в свете теории этногенеза.
ХVII. Историческая наука на пороге XXI века (2 часа)
Основные итоги развития исторической науки в XX столетии. Переосмысление природы исторического познания. Изучение прошлого в системе диалога двух культур. Осознание "инаковости" человека прошлого как необходимое условие его понимания. Трасформация представлений о социальной функции истории. Историческая наука в современном мире. Общие контуры исторической науки XXI века.
Л И Т Е Р А Т У Р А
- Бердяев И.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
- Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М., 1973 /2-е изд. М., 1986/.
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм ХV-ХVIII вв. Т.I-III. М., 1986-1992.
- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
- Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань, 1921.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989.
- Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М., 1990.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
- Девис Н.З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.
- Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1990.
- Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
- Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
- Февр Л. Бои за историю. М., 1991.
- Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
- Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. М., 1992.
- Афанасьев Ю.Н. Историзм против эклектики. М., 1980.
- Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М., 1993.
- Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. М., 1977.
- К новому пониманию человека в истории. Томск, 1994.
- Кунина А.Е. США: Методологические проблемы историографии. М., 1988
- Могильницкий Б.Г., Николаева И.Ю., Гульбин Г.К. Американская буржуазная психоистория. Томск., 1985.
- Мучник В.М. В поисках утраченного смысла истории /генезис и эволюция исторических взглядов А.Дж.Тойнби/ Томск, 1986.
- Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М., 1992.
- Репина Л.П. "Новая историческая наука" и социальная история. М., 1998.
- Современная зарубежная немарксистская историография. М., 1989.
- Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. М., 1987.
- Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы "Анналов". М., 1993.
- Тишков В.А. История и историки в США. М., 1985.
- Шарифжанов И.И. Современная английская буржуазная историография. Проблемы теории и метода. М., 1984.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 21:51, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Историографии"
novye_shpory.doc
3. Задачи и принципы историографического анализа. Задачи историографии: изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ; анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке и выяснение закономерностей их смены и борьбы; исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введения в научный оборот ранее неизвестных источников, расширения круга доступных исторических памятников; изучение процесса изменения и совершенствования методов и приемов источниковедческого анализа; анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований; изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений; анализ процесса эволюции средств научной информации и распространения исторических знаний, их воздействия на общественное сознание; исследование воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских ученых; изучение объективных условий развития исторической науки, в т.ч. политики правительства в отношении исторической науки и образования. Предмет историографического анализа тот же, что и предмет всей историографии – концепции исследователей исторического процесса. Принципы же его сходны с принципами других исторических дисциплин. Важнейшим для историка исторической науки является принцип историзма, в соответствии с которым любое историографическое явление должно рассматриваться в развитии и в связи и обусловившими его факторами. При оценке той или иной концепции или взглядов историка необходимо учитывать уровень развития исторической науки на тот момент. Принцип целостности ориентирует исследователя на необходимость подходить к изучению каждого периода или направления в истории науки как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, обусловливающих их изменения. В качестве ведущего элемента исторических взглядов ученого выступает методология исторического познания. При изучении процесса развития исторической науки историографы руководствуются принципом ценностного подхода, особо выделяя те идеи, положения и явления в прошлом, которые имеют значение для современного этапа развития историко-научных знаний. В советское время основным принципом историографического познания считался принцип партийности, предполагавший необходимость выяснения классовой позиции того или иного историка. Сегодня он тоже отчасти актуален, т.к. при анализе исторических взглядов ученого нельзя совсем отрешиться от его общественно-политической позиции. Методы историографического анализа: 1) сравнительно-исторический – сравнение исторических концепций с целью выявления их общих черт, особенностей, самобытности и степени заимствования; 2) хронологический – анализ смены концепций, взглядов и идей в хронологической последовательности с целью изучения закономерностей накопления и углубления историографических знаний; 3) проблемно-хронологический – расчленение широкой темы на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности; 4) периодизация – выделение отдельных этапов в развитии исторической науки с целью обнаружения ведущих направлений научной мысли; 5) ретроспективный анализ – изучение процесса движения мысли историков от современности к прошлому с целью выявления элементов старого, сохранившегося в наши дни знания, проверить выводы прежних исторических исследований данными современной науки; 6)перспективный анализ – определение перспективных направлений, тем, проблем будущих исследований на основе анализа достигнутого современной наукой уровня при использовании закономерностей развития историографии.
4. Периодизация российской историографии: 1. Донаучный период развития исторических знаний (феодальная историография) – X-XVII вв.: а) историография эпохи феодальной раздробленности – X-XV вв.; б) историография эпохи становления централизованного государства – XVI – первая половина XVII в.; в) превращение исторических знаний в науку – конец XVII – начало XVIII в. 2. Историография XVIII века: утверждение дворянской историографии, зарождение буржуазной исторической науки, возникновение революционного понимания истории (Радищев). 3. Первая половина XIX в.: утверждение буржуазной историографии. 4. 60-80-е гг. XIX в.: народничество, революционно-демократическое направлении историографии. 5. Конец XIX – начало ХХ в.: начало марксистской историографии, социологический подход, новые исторические школы – московская и петербургская. 6. Становление советской историографии – 1917-1937. 7. Развитие советской историографии: материализм, марксизм, формационный подход – 1937-1956. 8. Оттепель – 1956-1964. 9. 1964-1985. Современный этап (с сер. 80-х гг.)
А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
istoria.doc
1. Предмет истории и ее место в системе наук. Методы и принципы исторического познания
А) Предмет науки истории и ее место в системе исторических наук
История — это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. История слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности — орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам — поселениям, могильникам, кладам.
Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования: хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография — рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика — исторические акты; нумизматика — монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология — систему мер; флаговедение — флаги; геральдика — гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика — печати; эпиграфия — надписи на камне, глине, металле; генеалогия — происхождение городов и фамилий; топонимика — происхождение географических названий; краеведение — историю местности, региона, края.
К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение, исследующее исторические источники, и историография, задача которой — описание и анализ взглядов, идей и концепций историков и изучение закономерностей в развитии исторической науки.
История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. На современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки — такие, как историческая география, историческая геология и др.
Б) функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций.
*Первая — познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
*Вторая функция — практически-политическая. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
*Третья функция — мировоззренческая. Изучение истории непосредственно влияет на формирование научного мировоззрения.
*История обладает огромным воспитательным воздействием. Это четвертая функция истории. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.
Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.
В) Источники и методы познания истории
В исторической науке существует четыре категории (типа) источников: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные) и фонические. Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Отыскать достоверную информацию и получить новое историческое знание позволяют методы изучения истории. Исторический метод — это путь, способ действия, с помощью которого исследователь приобретает новое историческое знание.К числу основных исторических методов научного исследования чаще относят четыре метода: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и историко-системный.
Кроме того, в истории вполне применимы и общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, описание, измерение, объяснение и др.
*Наиболее распространенным в исторических исследованиях, является историко-генетический метод. Он наиболее универсален, гибок и доступен историку. Его суть сводится к последовательному раскрытию свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изменения. При использовании этого метода познание идет от единичного к особенному, а далее - к общему и всеобщему.
*Историко-сравнительный метод так же, как историко-генетический, один из наиболее распространенных. Объективной основой для его использования служит то, что общественно-историческое развитие - это повторяющийся, внутренне обусловленный, закономерный процесс. Многие события, происходившие в разное время и разных масштабах, во многом сходны, во многом отличны друг от друга. Поэтому, сравнивая их, появляется возможность объяснить содержание рассматриваемых фактов и явлений.
*Право на существование в качестве самостоятельного метода имеет историко-типологический метод. Типологизация (классификация) служит для упорядочения исторических явлений, событий, объектов в виде качественно определенных типов (классов) на основе присущих им общих признаков и различий.
*В нынешних условиях, когда историческим исследованиям все чаще бывает свойственен целостный охват истории, все чаще используется историко-системный метод, то есть метод, при использовании которого изучается единство событий, явлений в общественно-историческом развитии.
Г) Принципы изучения исторических фактов
Объективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Основными научными принципами являются следующие:
*Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
*Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
*Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
*Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
2. Основные концепции исторического процесса
Существуют исторические концепции, которые классифицируются по направленности исторического процесса. В этом случае выделяют линейные и циклические концепции.
Сторонники линейной концепции (Карл Маркс, Гегель, Бердяев) рассматривают историю как поступательную, поэтапную организацию какой-либо идеи. В линейной концепции можно выделить: христианскую концепцию истории и рационалистическую концепцию истории.
Христианская концепция(IV-XVIIIвв) в рамках религиозных воззрений формирует основные проблемы и идеи исторической науки:
1. Вопрос о смысле и содержании истории
2. Вопрос о начале и конце истории
3. Вопрос о соотношении общества и природы
Рационалистическая концепция сформировалась в период Нового времени, когда религия не могла объяснить происходящие в обществе изменения.
Рационализм – влияние разума человека на его деятельность. Отправной точкой создания рациональной концепции истории является романтический культ великой личности (Шиллер, Вальтер – Скотт, Фихте), нашедший позднее философско-теоретическое обоснование в философии истории Гегеля и историческом материализме Маркса. И Гегель, и Маркс считали, что история универсальна и в ней действуют общие и объективные по характеру закономерности. История проходит несколько степеней: у Гегеля: восточный, греко-римский и германский. Маркс выдвинул идею движения истории через общественно-экономические формации:
1. Первобытнообщинный строй
2. Рабовладельческий строй
3. Феодальный строй
4. Капиталистический строй
5. Коммунистический строй.
Маркс считал, что главным в отношениях является развитие способа производства, включающий в себя развитие производительных сил и производственных отношений. По мнению Маркса в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, человек ценен настолько насколько он является товаром. Общество расслаивается, возникает социальное неравенство. Следствием социальной дифференциации и является государство.
Циклические или культурно-исторические концепции
В основу культурно-исторической концепции легла идея локальных цивилизаций. Ее суть заключается в том, что историческое пространство заполнено самобытными регионо-культурными
3. Исследователь и исторический источник
В исторической науке существует несколько видов источников:
1. Вещественные (могильники, орудия труда, одежда, украшения, предметы быта и т.д.)
2. Письменные (иероглифическое письмо, клинопись, летописи, берестяные грамоты)
3. Изобразительные (наскальная живопись, карты, схемы, архитектурные сооружения и т.д)
4. Этнографические (сохранившиеся обычаи и традиции)
5. Устное народное творчество или фольклор (легенды, мифы, сказания)
6. Фонический (речи Сталина, гитлера)
7. Кино, фотодокументы
Историческими источниками занимается такая наука как источниковедение. Вспомогательная дисциплина историография изучает взгляды, идеи и концепции историков, а также закономерности в развитии исторической науки.
Интерпретация – переход исторического факта в историческую науку.
Теория пассионарности Л.Н.Гумилева:
Каждого этноса есть свой пассионарный дух – это биопсихическая энергия в сочетании с географическими, климатическими, этническими и другими особенностями. Благодаря этой энергии этнос выходит из состояния равновесия с природой, ведет завоевательные войны, создает свое государство и культуру и по мере того, как пассионарный дух угасает, этнос слабеет и становится добычей более молодого этноса, но не исчезает. А превращается в супер этнос.
Пассионарный дух продолжается около 800-1500 лет.
4. От общинно-родового строя к эпохе классообразования
Варианты периодизации древнейшей истории
Первобытнообщинный строй занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 35 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). В древнейшей эпохе выделяются три периода:
1. каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.):
a. древнекаменный (палеолит)
b. среднекаменный век (мезолит)
c. новый каменный век (неолит)
d. переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит)
2. бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),
3. железный век (с 1 тыс. до н.э.).
Антропогенез (происхождение человека)
Процесс антропогенеза в своем развитии прошел 3 стадии:
1. появление антропогенных предков человека – австралопитеков (отличались использованием природных предметов в качестве орудий) – 4-2 млн.лет назад
2. появление древнейших и древних людей – ранние гоминиды: питекантропы и синантропы (изготовляли каменные орудия труда); возможно прародина человека находится в Африке и юго-восточной Азии (750-200 тыс лет назад)
3. появление человека современного типа – поздние гоминиды: неандертальцы и верхние палеолитические люди (250-40 тыс лет назад)
Человек современного физического типа – кроманьонец – появился на 3-ем этапе антропогенеза, это люди высокого роста с прямой походкой. На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез. Колоссальный ледник, появившийся около 100 тыс лет тому назад, делит историю первобытного общества на 3 периода:
Читайте также: