Из за игры на гитаре болят суставы на пальце
В данном материале мы хотим коснуться анатомического аспекта игры на гитаре. Мы постараемся рассказать вам, какие травмы можно получить, играя на любимом инструменте и как их избежать, как сделать занятия максимально полезными и развить функциональность и координацию правой и левой руки.
Вместо вступления
Человеческая рука представляет собой очень сложную механическую систему, основная задача которой состоит в выполнении сложных и точных высокодифференциальных действий. Последовательность движений задается человеческим мозгом: программа формируется в моторной зоне коры головного мозга, после чего по нервным стволам передается в мышцы. А мышцы, которые безостановочно подпитываются питательными веществами и кислородом из кровеносных сосудов, в свою очередь приводят в движения кости и суставы.
Одним из самых важных и сложных отделов человеческой руки является кисть. В основе подвижности и точности движений кисти лежит сочетание нескольких десятков малых костей и мышц, а также наличие специальных слизистых сумок, которые действуют как смазка и делают движения безболезненными и максимально плавными.
Очевидно, что такое описание строения руки и кисти является очень упрощенным. Также очевидно, что игра на гитаре серьезно повышает нагрузку на кисти рук: при неправильном подходе эта нагрузка может привести к различным болезням, которые негативно влияют на строение и мобильность суставов и мышц. По статистике более 85% музыкантов старше 35 лет имеют определенные профессиональные болезни. В следующем пункте мы расскажем об основных из них.
Заболевания, связанные с игрой на гитаре
Пресловутый туннельный синдром (воспаление срединного нерва) – заболевание, возникающее при частом и очень длительном однообразном сгибании и разгибании кисти, сопровождающимся напряжением мышц. Очевидно, что данное заболевание чаще всего преследует барабанщиков, а также гитаристов, постоянно использующих переменный штрих – при этом очень важно отметить, что и те, и другие используют в целом неправильную технику, напрягая мышцы. Основа правильной и быстрой игры: расслабленность мышц.
Остеохондропатии отдельных костей в запястье – разрушение участков костной ткани в результате постоянной нагрузки. Проявляется достаточно редко и при наличии сопутствующих факторов развития (недостаток кальция, нездоровый образ жизни, малая подвижность в целом с частыми и серьезными нагрузками на отдельные зоны, в данном случае – кисти рук).
Профилактика: аналогично прошлому пункту, т.е. чередование периодов нагрузки с отдыхом по мере возникновения чувства усталости, раз в несколько месяцев полный отдых от игры на гитаре не менее 1 недели. Главный симптом остеохондропатии – перманентные боли (даже в период отдыха), сопровождающиеся покраснениями, отеками и неполной подвижностью суставов.
Деформирующий артроз – разрушение суставов вследствие сильных нагрузок. Самые яркие симптомы: изменение формы суставов, снижение их подвижности.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту.
Профилактика: аналогично предыдущему пункту + профилактика всех видов инфекционных заболеваний, а также отравлений организма, в том числе алкогольной интоксикации.
Болезнь Рейно – болезнь кровеносных сосудов, которая возникает из-за нарушения их тонуса. Сопровождается приступами онемения кистей рук, побледнением и снижением температуры пальцев рук с параллельным снижением их двигательной функциональности.
Профилактика: общее снижение стресса, переход к здоровому и подвижному образу жизни, сокращение эпизодов отравления организма (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Двигательный невроз – заболевание центральной нервной системы, возникающее на фоне частных монотонных и однообразных практических занятий. Симптомы: постепенная утрата возможности скоординироваться для осуществления отдельных сложных приемов игры.
Профилактика: избегание частых длительных монотонных практических занятий, умение чередовать различные приемы во время игры упражнений.
Также распространенными заболеваниями среди гитаристов являются стенозирующий лигаментит (образование рубцов на связках с ущемлением сосудов и нервных каналов), крепитирующий тендолагинит и плечелучевой бурсит (болезнислизистых сумок, приводящих к сбоям в образовании смазки) и другие: каждое из них сопровождается болевыми ощущениями в кисти, может появляться чувство онемения и покалывания, излишняя усталость кистей. Профилактика осуществляется по схожим с предыдущими заболеваниями направлениям: чередование отдыха и нагрузок, уход от монотонных практических занятий с переходом к занятиям с участием всех групп мышц кистей и рук.
ОДНО ПРОСТОЕ ПРАВИЛО: НЕ ПЕРЕТРУЖДАЙТЕСЬ!
Здесь и сейчас вы не станете играть так же быстро и чисто, как Ингви Мальмстин, поэтому в 4-часовой или более длительной пилёжке гамм, хроматик и длительной тренировке переменного штриха нет никакого смысла. Скорее всего вы через несколько месяцев или забросите гитару вовсе, так как из-за монотонности и перетренированности техника не просто не улучшиться – она может даже стать хуже. Самый плохой исход – попадете к врачу.
Полугодовая игра по 4 часа в день одинаковых гамм для развития скорости, чистоты и координации при игре переменным штрихом, потом еще полгодика оттачивания отдельных приемов (бенды, вибрато, легато, тэппинг и т.д.), потом еще 6 месяцев импровизации и т.д.
Занятия по 2-3 часа в день, в которые входит:
- 20-30 минут разминки;
- 30-40 минут тренировки правой руки: переменный штрих, гаммы, тремоло и т.д.;
- 30-40 минут тренировки левой руки: легато, растяжка, расширенные аккорды;
- 20-30 минут тренировки особых приемов игры: теппинг, свип и др.;
- 20-30 минут импровизации;
- Отдых на пару минут каждые 20-25 минут занятия.
Если вы все же почувствовали боль или дискомфорт в запястье во время занятий (сейчас мы не говорим о болях на подушечках пальцев у новичков), то дайте рукам отдых не менее 10 минут. Если спустя небольшой отрезок времени в 5-10 минут боль возвращается – перестаньте играть на 1-2 недели. Ваша техника не ухудшится, при этом руки отлично отдохнут.
И не забывайте, что лучше заниматься меньше по времени, но регулярно, чем два раза в неделю, но по 5-6 часов. Берегите себя!
- Классическая гитара, фламенко, семиструнная гитара - ФОРУМ
- >Гитарная жизнь
- >Разговоры на гитарную тему
- Правила форума
- Просмотр новых публикаций
- 3 Страниц
- 1
- 2
- 3
- →
- Вы не можете создать новую тему
- Вы не можете ответить в тему
Болезни суставов у музыкантов Оценка:
Если несложно опиши симптомы болезни
Началось у меня это года два-три назад. Стао намного сложнее играть, то есть, пальцами двигать стало намного сложнее, сложнее стало чувствовать с какой силой нужно нажимать на струну. Суставы ( или хрящи, точно не знаю что именно) увеличились, особенно когда держу руки в тепле, то заметно болше увеличиваются. Стали щёлкать суставы, даже во время игры. Очень быстро руки устают когда играю.
Опять же есть специальные гимнастики, позволяющие проблему решить
Да, я иногда кручу китайские шарики ( надеюсь, понимаете что за шарики. Которые ещё звенят. ) немного помогает.
И еще вопрос на какой руке проблема с суставами
- СуперЮзер
1. Это может быть из-за того, что играл закрепощёнными руками!
Руки нужно на гитару класть, а не хватать!
Это не из-за того, что переигрываешь, Сеговия - очень много играл!
2. Вполне вероятно что это просто СОЛИ!
3. Ни в коем случае не стоит щелкать суставами - это когда-нибудь скажется..
- Почти освоился
- Активист
Davic (Jul 2 2007, 21:36) писал:
Согласен, полностью соответствует истине .
- Активист
нет все - таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения - сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане
Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))
Derom (Jul 4 2007, 04:06) писал:
нет все - таки щелкать не рекомендуется, лучше разминать пальцы и кисти. Обычные движения - сжать в кулаки и разжать итд. Хотя я разминаюсь Аллегро Джулиане
Слава богу ничего покуда не хрустит. кроме ступни когда особо активно ей крутить на тренировках по борьбе приходится ))
Бумага стерпитъ
В общем, мне потребовалось больше 11 лет чтобы понять что как я, так и большинство людей играющих на гитаре - играют неправильно, неправильно учатся, пишут неправильные гитарные школы, неправильно учат по ним других и т.д., и т.п. Анекдот в том, что упирается всё в один маленький нюанс который усваивается каждым гитаристом в самом начале освоения гитары и дальше им воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Под гитарной игрой я подразумеваю попытки играть технично fingerstyle, funk, со всеми элементами типа slap, strumming, и т.п. В какой-то момент всё хочется объединять, ты сидишь и импровизируешь какую-то мелодию в которой фантазируется гармония (последовательность аккордов) и вплетается (или не вплетается) какое-то соло. В идеале степень смешения должна доходить до того чтобы у слушателя создавалась иллюзия параллельного звучания аккордов/соло или даже партий (например, басовой линии/ритм/арпеджиато). Что доступно немногим и умеют немногие. Некоторым даже непонятно, о чём это я здесь. )
Всё просто. Первое с чего начинает любой гитарист: узнаёт блатную последовательность аккордов Am, Dm, E. Конкретно их аппликатуру - как надо ставить пальчики. Дальше он узнаёт что если поставить или убрать один пальчик, то можно получить изменённый аккорд который будет называться и звучать по другому. Дальше он изучает из каких нот состоит аккорд, погружается (или не погружается) в музыкальную грамоту, разучивает кучку аккордов и/или учится строить любые, узнаёт про боксы, квинтовый круг, обращение аккордов, нот, лады, изменённые строи и т.д., и т.п. Всё это наслаивается, наслаивается, НАСЛАИВАЕТСЯ. Собака же была зарыта в САМОМ НАЧАЛЕ.
Когда гитарист учит свои первые аккорды, он учит как ставить пальцы: указательный, средний, безымянный. И только ПОТОМ, в более других аккордах иногда ставит мизинец если этого требует например септ-аккорд. Если мы откроем любую гитарную школу, то базар там начнётся с того что мизинец - самый слабый палец и при игре на гитаре практически не используется. То же самое передаётся изустно.
Да, исключение составляет игра соло. Здесь базар начнётся с того что для каждого пальчика - свой лад. Включая мизинец. Когда мы начинаем играть гаммы и далее сложные соло мизинец иногда используется более чем активно. Гитарист приучается буквально дотягиваться им до нужного лада и здесь особенно ценится гитарная "распальцовка" и длинные пальчики.
Когда гитарист начинает в своей игре объединять ритм на аккордах с соло/арпеджиато на аккордах (проще) или с соло привязанному к боксам/гаммам/ладам (сложнее) он занимается тем что оттачивает микродвижения пальцев и беготню пальчиками по грифу. Не все могут бегать пальчиками как Yngwie Malmsteen и это многих огорчает. Начинается: гитара не та, мензура не та, расстояние от струн не то, постановка рук не та и вообще плохому танцору многое мешает, а Malmsteen'ми быть дано не всем, также как не все могут подковать блоху.
Не отменяя всё вышесказанное, цель этого поста донести: ошибка была в самом начале. Когда мы учились ставить аккорды. Сейчас я Вас рассмешу, но для меня это действительно открытие: любой играемый аккорд надо начинать ставить с мизинца. Это не означает что обязательно должна звучать та струна на которой он стоит, её можно не трогать или после постановки аппликатуры убирать мизинец (если он мешает, хотя как правило нет). Но сначала надо ставить мизинец (на первую/вторую струну из "контекста") и только потом аппликатуру указательным, безымянным и средним.
Это на самом деле "страшная" тайна. Т.к. необходимо изменить всё что наработано до сих пор. Левой руке нужна опора на грифе, также как и правой руке для чёткого ритма/соло/арпеджиато нужна опора и желательно плавающая. Соло-гитарист как правило (я другого по крайней мере не видел) опирается на указательный палец левой руки. Это даёт возможность удобно упасть фалангой на гриф и быстро зажать сразу несколько струн, затем сыграть нечто и вернуться в исходное положение. Указательный палец левой руки - это опора гитариста, его чаще всего ставят в первую очередь, слайдируют им по грифу и т.д. Так делают все. Очень удобно? Не фига подобного.
Когда Вы чередуете игру ритма с игрой какой-то мелодики приходится метаться по грифу переходя из аппликатур на любимые ходы или просто чтобы кусок гаммы сыграть и возвращаться обратно. Ну примерно так (утрирую): Am - соло - Dm - соло - E - соло. Соло - это тот кусок где мы бросили аккорд, пробежались по струнам и перешли на другой аккорд, пробежались - перешли - пробежались - перешли. Момент перехода - это те миллисекунды которые гитарист пытается убить техникой игры для более связного воспроизведения (желательно вообще слитного). Это блин, настоящий камень преткновения. Недостаточно быстро. Всё ещё недостаточно быстро?
Всё дело в том, что начинать надо было с мизинца. Потому что при поставленном на первую/вторую струну мизинце у Вас остаются свободными целых 3 (три) пальца для того чтобы их куда-то поставить: хотите в аккорд, хотите - пробегите гамму. А опора на грифе уже есть! Рука держится не на аппликатуре, а на поставленном в первую очередь мизинце. Вы можете действительно плавно и без промежутков переходить от аккорда к гамме и максимум что придётся делать это бесшумный слайд мизинцем двигующий руку на грифе в нужную позицию, но активность этих перемещений падает как минимум в два раза! Возможно это кому-то самоочевидно (например г-ну Джимми Хендриксу явно), но для меня это оказалось открытием на которое ушло около 11 лет. Я его сделал просмотрев Marty Schwartz на You Tube.
Это не просто ещё одна техника игры, это совсем другая её постановка причём другая изначально. Не повторяйте моих ошибок и извините за многословность.
p.S. Недавно читал на баше про недоучившегося в универе человека. Цитирую:
xxx: Сперва говорили, что из меньшего большее вычитать нельзя - а потом рассказывали про отрицательные числа. Потом говорили, что 5 на 2 не делится. А потом рассказывали про дробные числа. Потом говорили, что корень из отрицательного числа не берется - только чтобы потом рассказать про комплексные числа. :D Я вот думаю. Может я зря на втором курсе отчислился - может и на ноль делить разрешили бы. "
Для начала давайте выясним, почему могут болеть пальцы.
Если подумать, то все просто: пальцы начинающего, неприспособленного музыканта никогда раньше не испытывали подобной нагрузки и болезненные ощущения – это знак того, что пальцы еще приспосабливаются к ней.
У большинства гитаристов болит как раз левая рука, а именно подушечки пальцев.
В первую очередь, рекомендуется поставить нейлоновые струны. Они звучат гораздо хуже и глуше, но пальцы будут болеть меньше.
Совет: Ставить такие струны рекомендуется только начинающим музыкантам до тех пор, пока у них не огрубеет кожа на пальцах. По этой причине с нейлоновыми струнами не стоит выступать на публике.
Также на начальных порах не рекомендуется уделять тренировкам все время. В день можно ограничиться и часом игры. Распределите занятия на гитаре по дням (необходимо после каждого раза делать перерыв минимум в один день).
Этим правилам необходимо следовать не более полутора месяца, так как к тому времени подушечки пальцев уже начнут грубеть:
Болит большой палец во время использования баррэ
Другая проблема, с которой зачастую сталкиваются не только начинающие, но и продвинутые музыканты – боль мышцы, которая противопоставляет большой палец кисти. Обычно, это связано с применением такого приема игры, как баррэ на гитаре.
Что же делать, если при игре на гитаре болит большой палец? Здесь круг возможных действий довольно узок. От гитариста требуется лишь более часто в игре использовать баррэ, мешая его с открытыми аккордами.
Дело в том, что это обычная мышечная боль. Такая же, как, например, после подтягиваний, приседаний и т.д. Лечится она временем.
Примечание: в некоторых случаях боль может быть связана с болезнями суставов и костей. Если же у вас имеются подобного рода недуги, то необходимо на время отказаться от игры на гитаре и обратиться к специалисту.
Болит кисть при игре на гитаре (и правая, и левая)
Выше мы уже уделяли достаточно внимания левой кисти. Стоит только добавить что для того, чтобы она не уставала, нужно найти гармонию при зажатии струн. То есть, не надо зажимать их слишком сильно. Но знайте границу, ведь мы уже не раз говорили с Вами о том, что если зажимать струны недостаточно сильно, то они вовсе не будут звучать. Короче, необходимо найти баланс.
В первую очередь, гитарист должен отрастить длинные ногти. Ниже приведены некоторые основания для того, чтобы сделать это:
- Ногтями намного удобнее играть, нежели подушечками пальцев (даже если кожа на них огрубеет, это будет совершенно бесполезно в игре);
- Ногтевое звукоизвлечение подчеркивает профессионализм музыканта;
- Больше всего отращивание ногтей пойдет на пользу любителям играть перебором;
- В игре появляются более богатые тембры (окраска звука), а также динамика.
Примечание: Для игры ногтями необходим определенный опыт, но за то это является преимуществом любого гитариста. К тому же, вместо ногтей, можно использовать медиатор. В этом случае звук тоже получается красивым.
Примечание: на левой же руке ногти будут только мешать. Их отращивать не надо.
Самая распространенная ошибка гитаристов, которая может вызвать неприятную боль в правой кисти – неправильная ее постановка относительно гитары.
Новички слишком сильно прижимают руку к гитаре или же сильно сгибают пальцы.
Ниже вы можете увидеть картинку, где изображена неправильная постановка руки:
Тут мы видим, что правая рука сильно напряжена. Кисть в правильном варианте должна находиться в привычном положении: расслабьте руку, и вы увидите, что пальцы слегка согнуты. Именно в таком состоянии кисть и должна находиться на гитаре.
Заключение
Как видим, проблемы с болями в руках при игре на гитаре довольно просто решить. На помощь придут либо отдых, либо тренировка, либо некоторые рекомендации к игре.
Мозоли от гитары. Общая информация
Когда куплен первый собственный инструмент, настроены струны и есть первая песня с аккордами, есть всё для покорения музыкальных вершин. Но юный рокер может столкнуться с чисто физиологическим моментом, который пошатнёт его веру в желание освоить шестиструнную лиру. Мозоли от гитары – бич начинающего гитариста. И чем больше желание разучить любимые песни и соло культовых групп, тем больше вероятность, что проблема будет преодолена.
Как уменьшить боль в пальцах от гитары, при этом, не бросая регулярные занятия. Основные советы:
Когда мотивационная речь завершена, перейдём к практическим советам. В первую очередь мозоли на пальцах от гитары появляются в результате интенсивного и долговременного механического воздействия на непривычные участки кожи. Наша задача – их наработать.
Не в обиду классикам конечно. Всё-таки большинство любителей покупают себе акустики со сталью. Если вы уже играете на металлических струнах, то не нужно менять их на нейлоновые. Зажимать аккорды будет конечно проще, но и играть придётся в разы больше. А когда вы вновь возьмёте свой дредноут, то с непривычки боль вполне может вернуться.
На моей первой гитаре из города Боброва струны были натянуты так высоко, что мама не горюй. Поэтому зажать какой-либо аккорд дальше третьего лада уже было подвигом. Но так закалялась сталь на кончиках пальцев. А горели они почти как в литейном цехе.
Найдите оптимальную степень нажатия, при которой нужная нота звучит, но пальцы не перенапрягаются. Нелишним будет ознакомиться с тем, как держать гитару .
Натруженным пальцам необходимо давать отдых. Это может происходить во время занятий (3-5 минут) и после игры (от суток и более).
Для скорейшего затвердевания новообразованных уплотнений пробуйте подсушить кожу спиртом.
Своеобразный тренажёр для гитариста должен быть всегда под рукой. Вы можете набивать сухие мозоли, скажем, потирая пальцы об карандаш или другой твёрдый шершавый предмет.
Это касается левой руки (у классиков для правой особая политика). Не стоит состригать их совсем под корень – так вы оголяете область соприкосновения струны с подушечкой.
Когда болят пальцы от гитары. Что, нежелательно делать, до того пока мозоли еще не сформировались
Не используйте суперклей, чтобы создать защитный слой
Это замедлит естественное ороговение кожи.
Не играйте на гитаре прямо после душа / мытья рук / купания
Распаренные и размягчённые подушечки становятся лёгкой добычей для жёстких стальных струн. Поэтому подождите примерно полчаса, когда пальцы подсохнут.
Не отрывайте, не кусайте, не стригите сухие мозоли
Мозоли от гитары – это защитный механизм организма. Он предотвращает дальнейшее разрушение кожи и повреждения уже мягких тканей. Поэтому дайте образоваться этому слою естественным путём и не удаляйте его. Кстати, от привычки кусать ногти/кожу на пальцах или вокруг ногтя придётся отказаться, иначе вы добавите себе неприятных ощущений и замедлите рост защитного слоя.
Не увлажняйте пальцы, без необходимости
Для образования мозолей кожа должна быть сухой. Можете протирать кончики спиртовыми салфетками или ватными шариками пару раз в день.
Не используйте колпачки для пальцев
Не используйте изоленту и пластыри для защиты
Во-первых, с ними очень неудобно играть. Во-вторых, если вам потребовалось залепить образовавшийся волдырь пластырем, то лучше будет дать коже передышку, а не мучать ранку дополнительным воздействием.
Этапы появления твердых мозолей от гитары
Уже будет заметен результат. На более тонких струнах боль уменьшится и перестанет быть жгуче-пульсирующей. Возможно, стоит больше времени уделить разучиванию аккордов на толстых струнах. Также пригодится растяжка пальцев. А соло или гармонии на верхних струнах можно чуть уменьшить.
Набившиеся мозоли станут отходить. Не следует их удалять. Это уже наработанный слой, который облегчит ваши занятия.
Частые вопросы и ответы на них
Первые мозоли образуются уже через 7-10 дней регулярных занятий. Более твёрдые – через месяц. Через 4-6 месяцев вы уже сможете делать перерывы по 1-2 недели и без проблем возвращаться к игре.
Если болят пальцы при игре на гитаре, то можно приложить к кончикам лёд из холодильника. Также может помочь мятная зубная паста или мази-анестетики.
Для новичка дорого и не особенно рационально. Стоят они не менее пары тысяч рублей. Скорее подойдут для концертирующих музыкантов, которым нужно поддерживать руки в рабочем состоянии на протяжении длительного времени.
Читайте также: