Как нарисовать сломанную кость
Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека. Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.
Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников, которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.
Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.
Кости
Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей, обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.
Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.
Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.
Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.
Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.
Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.
Мышцы
Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:
- крупные поверхностные мышечные группы, которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
- гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица.
Это все скелетные мышцы. Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.
Мышца состоит из тысяч волокон, каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.
Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки. Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.
Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тела: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.
Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.
С чего начинается строительство дома? Конечно же с фундамента. Надёжный фундамент одна из гарантий долговечности строения. Наши кости внутри нас та основа, на которой держится всё наше тело. Без них не мыслим человек. Вот почему вопрос, как нарисовать скелет, далеко не риторический для художников, решивших изобразить себе подобных. Без этих знаний их решение обречено на провал. Как дом без фундамента, так и тело без скелета – долго не простоит. Давайте учиться разбирать себя по косточкам.
Немного о пластической анатомии
Очень давно художники поняли: чтобы рисовать правильно человека, надо знать из чего он состоит. Вслед за медиками они стали тщательно изучать внутреннее строение нашего тела. Многочисленные зарисовки с подробным описанием разных частей человека стали систематизироваться и обогащать науку под названием – пластическая анатомия.
Сегодня невозможно представить художественное учебное заведение, где этой науке не уделялось бы внимания. Без неё немыслимо ни живописное, ни графическое искусство. Хороший художник просто обязан знать все тонкости пластики тела человека. Скелет составляет своеобразный каркас любого тела. Все мышцы, связки, хрящи и кожа скрывают его от посторонних глаз. Но, как шило не утаить в мешке, так и многие косточки прекрасно видны в любых обстоятельствах. А то, что они очень прочные, помогает правильно строить тело и легко определять нужные пропорции и принципы построения изображения.
Рисуем скелет поэтапно
Давайте вспомним основные пропорции и поучимся рисовать скелет поэтапно. Для этого хорошо бы найти подходящий муляж. Если нет такой возможности, то раскапывать могилу бедного Йорика не стоит. Воспользуйтесь одной из схем скелета в интернете. Наша цель запомнить основные пропорции и последовательность построения тела с помощью его скелета.
- Проводим осевую линию. Мы будем рассматривать прямо стоящую фигуру, поэтому эта линия будет строго вертикальной. В других случаях делим её на участки: голова, позвоночник и ноги до колена и ниже.
- Определяем высоту черепа. Для мужской фигуры это восьмая часть всей высоты, для женской от восьмой до седьмой, для детской ещё больше (вплоть до четвёртой у младенца). Обозначаем его эллипсом.
- Определяем ширину плеч. У мужчин это до трёх величин ширины черепа, для женщин около двух. Намечаем оси ключиц.
- Намечаем оси и длину рук. Обычно они заканчиваются на середине берцовой кости ноги. Делим руку на кисть, предплечье и плечо. Кисть трижды должна помещаться в две равные между собой остальные части.
- Отмечаем расположение таза. Здесь трапециевидный четырёхугольник то что надо. Таз находится по центру всего скелета и имеет такую же ширину, как и плечи, только женские и мужские пропорции для плеч меняются местами для таза.
- Теперь можно нарисовать место нахождения грудной клетки. Локти и ключица ограничивают её высоту, а руки ширину.
- Теперь ноги. Трапеция таза определяет, откуда они растут. Проводим две оси делим их пополам, получим примерное расположение колена. Внизу обозначаем стопу.
- Схема готова. Начинаем прорисовку каждой косточки. Это отдельная песня - длинная, но интересная.
Выучив эту нехитрую схему построения, вы научитесь быстро строить любую фигуру. Такое умение станет хорошим подспорьем в вашем творчестве.
Где это может пригодиться
Схема нужна, согласитесь вы, но зачем знать где какая косточка находится, ведь их всё равно не видно. Мы не будем подробно разбирать разные сферы искусства, где используют, не одетых в кожу и мышцы, скелеты. Напомню только о прикольных изображениях скелетиков, которые всё чаще можно встретить на просторах интернета и прилавках магазинов.
Кроме этого знание анатомии сильно помогает в портретном жанре. Особенно при написании больших жанровых картин с многочисленными персонажами. Намного легче строить разные ракурсы человеческого тела, когда знаешь как оно устроено. Выходит, как не крути, а без анатомии успеха в изобразительном искусстве не найти. Давайте будем усердно изучать своё тело, чтобы наши нарисованные герои были похожи на людей, а не на воздушные шарики без твёрдого внутреннего содержания.
Ещё:
Синяки
Для начала, забудьте миф о том, что для изображения синяка достаточно нарисовать пятно фиолетовой краской, как советуют некоторые авторы. В зависимости от давности образования, синяк имеет разную окраску. В первые часы после возникновения он багрово-красный, к третьим суткам он становится сине-багровым (синие оттенки располагаются на периферии), далее появляется буро-зелёный оттенок. Приблизительно через неделю (в зависимости от степени повреждения) синяк становится трёхцветным: жёлтый по краям, зеленоватый в средней части, и багрово-синий в центре (точке соприкосновения с повреждающим предметом).
Изображая синяк, не растушёвывайте краски равномерно: наносите их крупнопористой губкой лёгкими, чуть скользящими прикосновениями. Не кладите сразу много краски, ведь всегда можно добавить ещё.
По несколько упрощённой схеме синяк изображается так:
Определив форму будущего синяка, положите в его центр голубую краску, и хорошо растушуйте её.
Пальцем нанесите по краям синяка жёлтую краску, стушёвывая её как внутрь синяка, так и наружу.
Добавьте немного бордовой краски в центр синяка, и смешайте её с голубой краской.
Смешивайте все цвета до тех пор, пока не найдёте синяк реалистичным.
Если вам нужен более тёмный синяк — насыщайте цвета чёрной краской.
Точечные кровоизлияния изображаются в центре синяка лёгкими прикосновениями губкой со смесью бордовой и алой красок.
Если вы имитируете исколотую руку наркомана, то не забудьте поставить красные точки от недавних уколов на месте вен.
Не рисуйте синяк после того, как положили общий тон, так как краски изменят цвет и насыщенность. Если поверх синяка вам нужна ранка — вылепите её из воска или гуммоза до того, как будете рисовать синяк. Поверхность налепки закрашивайте кистью, чтобы не нарушить фактуру. Небольшие царапины можно рисовать коллодием (тоже до самого синяка).
P. S.
Обратите внимание на область локтевого сгиба на этих фотографиях. На них запечатлены настоящие синяки и следы от уколов: довольно невзрачно, не правда ли?
Имитация крови
Чтобы раздобыть крови к Хэллоуину, современному вампиру совсем не обязательно обкрадывать местную станцию переливания крови, или уповать на удачу быть свидетелем автокатастрофы, чтобы собрать кровь погибших. Великолепную кровь можно сделать самому из вполне доступных компонентов. И пусть вас не смущает перспектива питаться целую вечность суррогатной кровью: некоторые её виды гораздо вкусней настоящей, и очень натурально выглядят.
В одном фильме ужасов мы видим сцену, в которой опрокидывается огромный автомобиль-цистерна, наполненный кровью (пусть даже и уменьшенный макет, но тем не менее). Не использовать же для этой цели дорогостоящие пищевые красители и глицерин в качестве основы?! Гораздо проще и дешевле заполнить эту бочку кровью на основе анилинового красителя и карбоксиметилцеллюлозы (обойный клей).
Для изготовления крови можно использовать почти весь спектр подходящих по цвету красителей. Вы можете взять гуашевые, акриловые, анилиновые, акварельные, масляные краски, пищевые красители, свекольный, клюквенный сок, минеральные строительные колеры и прочее. Всё зависит от того, что вы хотите получить, и для каких целей.
Больше всего непищевых имитаций крови, и как правило, они дешевле. Впрочем, существует немало и вполне съедобных рецептур.
Итак, самый дешёвый и довольно приятный на вкус рецепт:
Натрите на тёрке (или в соковыжималке) необходимое количество свеклы (желательно молодой). Положите её в кастрюлю и залейте таким количеством воды, чтобы всю массу скрыло на пару сантиметров. Помешивая, прокипятите эту кашицу и добавьте в неё немного сахара, водки и уксуса (он выступает в качестве консерванта и делает свекольный сок более кровавым, но с ним главное не переборщить: поэтому, в качестве дополнительного консерванта используется спирт). Добавлять водку нужно после того, как варево остынет, иначе он испарится. Также вы можете добавить немного какой-нибудь пищевкусовой добавки с ягодным вкусом и ароматизатор.
Остывающее содержимое кастрюльки процедите через несколько слоёв марли, а жмых снова залейте водой с уксусом и сахаром, и снова проварите. Вторично заваренную кровь можно использовать, например, чтобы полить место преступления — выглядит и течёт она, к сожалению, уже не так реалистично, как первичная.
При длительном нагревании свекольная кровь густеет и приобретает коричневый цвет. Степень густоты определят количество сахара, и подобное густое и коричневое свекольное варенье можно использовать для имитации сгустков. При введении в уже проваренный сок некоторого количества желатина, можно сделать чудесную застывающую кровь. Не забывайте, что желатин нельзя кипятить, иначе он утратит свои свойства!
Свекольную кровь нужно хранить в холодильнике, чтобы не заплесневела.
Свекольная кровь темнее, чем настоящая венозная, и может иметь разные оттенки, в зависимости от сорта свеклы, количества уксуса и длительности приготовления. Но большинство зрителей и гримёров считают её очень реалистичной.
В интернете я нашёл ещё один рецепт крови, заслуживающий внимания
Если у вас имеются в наличии пищевые красители амарант или роданит, и вы хотите сделать из них кровь — не торопитесь использовать в качестве основы глицерин. Краска будет легче отмываться, если развести её на прозрачном шампуне или геле для душа. На вкус такая кровь будет уже не сладкой, а горькой, но останется безопасной для здоровья.
Если нужно, чтобы кровь залила глаза, приготовьте её на основе сахарного сиропа и пищевого красителя Е122 (продаётся в наборах для окрашивания пасхальных яиц). Используйте для изготовления глазной крови только самые качественные ингредиенты и дистиллированную воду. Соблюдайте стерильность при приготовлении: конъюнктивит и прочие заболевания глаз — очень неприятные штуки! И обязательно тестируйте готовый продукт на себе!
У неё правдоподобный цвет и низкая стоимость. Готовить её можно прямо на месте в любых количествах, поскольку и клей и краситель легко разводятся даже в холодной воде. Очень легко регулировать не только густоту и насыщенность такой крови, но и цвет — добавляя анилиновые красители других цветов (синий, коричневый, желтый, чёрный). Но у крови, приготовленной с использованием анилиновых красителей есть существенный недостаток — следует избегать её длительного контакта с кожей и попадания внутрь.
Вместо покупного обойного клея при изготовлении крови можно использовать мучной или крахмальный клейстер (раньше обои клеили именно мучным клейстером). Подкрашивая клейстер разными цветами, можно получить великолепную слизь, инопланетную кровь, и прочие неприглядные мокроты.
В магазинах строительных товаров можно встретить подходящий по цвету минеральный колер для отделочных работ. Его можно смешать почти с любым растительным маслом (оливковым, подсолнечным, кукурузным…), если вам нужна незасыхающая кровь, или просто развести на обойном клее до нужной густоты (в этом случае, по составу, это почти гуашь).
Если вы делаете какой-нибудь муляж, и вам нужна незасыхающая и невпитывающаяся кровь — используйте художественные масляные краски, растопленные с парафином. Вместо красок можно с тем же успехом взять сухой минеральный пигмент.
Помимо всего вышесказанного, готовя кровь на мучном клейстере, вы испытаете ни с чем не сравнимые ощущения, если опустите свою руку в кастрюлю с остывающей кровью. Она густая, тёплая и такая же скользкая, как настоящая!
Никогда не используйте настоящую кровь!
Некоторые режиссёры-экстремалы настаивают на использовании в съёмочном процессе настоящей крови. Разумеется, для этого берут кровь животных, чаще всего бычью. В качестве консерванта в неё обычно добавляют уксусную кислоту — поэтому эта маринованная кровь жутко воняет. Настоящая кровь очень быстро портится, её использование негигиенично, и многие актёры просто брезгуют ею. Использование настоящей крови может привести к печальным последствиям: её попадание в самую незначительную царапину на теле актёра легко может спровоцировать заражение крови и гангрену. Такие случаи уже были — не повторяйте печальный опыт предшественников.
Проблема поиска подходящей имитации крови является камнем преткновения почти для всех занимающихся спецэффектами и гримом. Предлагаю вам уникальную возможность сравнить настоящую кровь с несколькими образцами имитированной, для чего я пожертвовал пятью миллилитрами своей венозной. Ориентируйтесь на цвет белой офисной бумаги, на фоне которой это всё было сфотографировано.
Так выглядит настоящая венозная кровь. Она ещё тёплая!
Так выглядит кровь на основе алой анилиновой краски для ткани, разведённой на обойном клее.
Так выглядит кровь на основе свекольного сока с добавлением небольшого количества алой анилиновой краски.
Так выглядит настоящая свернувшаяся кровь с высохшими пятнами на белой бумаге. С имитацией пятен засохшей крови вообще не должно быть никаких проблем: пятно не жидкость, и не течёт, да и цвет проще подобрать. Используйте обычные гуашевые или акварельные краски, и больше ничего не выдумывайте.
*****
Как видите, различия минимальны, и в большинстве случаев незначительны. Уверен, что всегда найдётся кто-нибудь, кто скажет, что кровь на ваших снимках выглядит ненатурально. Вывод: не расстраивайтесь, и покажите оппоненту настоящую кровь, можно даже его собственную.
P. S.: А кетчуп используйте только для еды.
Скелет на первый взгляд очень просто изобразить на бумаге. Отчасти это и так, ведь изобразить человеческие мощи проще, чем сотворить портрет, но все же без элементарных знаний анатомии рисунок получится не правдоподобным, а скорее карикатурным. Школьного запаса с курса биологии вполне достаточно, для того чтобы реберные кости и суставы были нанесены в соответствии с их месторасположением в организме человека.
На вопрос, как нарисовать скелета, ответы вы получите в этом уроке. С подсказками опытного художника творческий процесс будет легким и непринужденным. Приступим к пошаговому изображению скелета.
Этап №1. Чертеж каркаса и прорисовка черепа
Для полноты и реалистичного вида картинку рекомендуется рисовать на весь листок, какого бы он размера не был. Прежде чем начать основную работу, нужно тонкими пунктирами разметить зоны нанесения частей тела.
Следующим шагом начните вырисовывать скелетные части, начиная с черепа. Начертив 2 пересекающиеся прямые, сегментно разделите круг на 4 части. Спустите карандаш на 2 – 3 см ниже, и под нижней линией прорисуйте прямую линию еще раз, обозначающую зону рта. Нарисуйте анатомические составляющие лица скелета: глазные впадины, прорисуйте носовую впадину, и зубы. Обозначьте нижнюю часть черепа контурной линией как указано на примере.
Этап № 2. Продолжение каркаса: обозначение позвонка, верхних и нижних конечностей
Линию головы продолжайте рисовать вниз, создавая скелету основу. Наметьте линией область плеч, и параллельно к ней в тазобедренной области начертите еще 2 прямые параллели. Эти короткие линии визуально обозначат будущий таз.
Для полного завершения каркаса скелета от линии плеч и таза проведите наметки, обозначающие основу рук и ног.
Посередине линии позвоночника фрагментом синусоида обозначьте реберную дугу. На линиях рук кружочками обозначьте локтевые суставы, и овалами прорисуйте кисти. Такую же схему чертежа проведите на нижних конечностях, обозначая зоны коленей и стоп.
Во время работы внимательно смотрите на пример № 2, для уточнения деталей.
Этап № 3. Вырисовываем туловище
Начните с шеи, и зарисуйте пространство между черепом и основной линией плеч. Двумя овальными кружочками в этой области нарисуйте позвонки.
Следующими нарисуйте ключицы. Начерченные ранее линии рук обведите во всю длину овалами. На обеих конечностях нарисуйте верхнюю плечевую и нижнюю предплечную кость. Во время работы следите, чтобы нарисованные элементы были одинакового размера, и симметричны. Чтобы работа приобрела правдоподобного эффекта, выделите плечевую и предплечную суставную область. Секрет того, как нарисовать кость, не велик, нужно просто немного расширить костное окончание.
На примере № 3, четко показано, как правильно рисовать туловище скелета. Запомните, главная задача этого этапа – точно и четко симметрично нарисовать ребра. Так как ребра попарно соединены с грудными позвонками, разнобой в рисунке просто не допустим.
В процессе рисования скелета вовсе не обязательно изображать все 12 ребер, как правило, их рисуют не более 7, как и в нашем примере.
Этап № 4. Нижняя часть скелета
Прежде чем опускаться на нижние конечности, под грудной клеткой, ниже реберной дуги нарисуйте 4 позвонка. Под позвоночными овалами прорисуйте крестец, нанеся в области тазовых линий форму вытянутого конуса.
Переходя к рисованию тазовых костей, тщательно изучите пример, поскольку изображение тазового участка достаточно сложное. Если присмотреться, то вы увидите изображаемый малый таз в виде крыльев бабочки.
Тазовая линия берет свое начало у верхней части крестцовой линии, непрерывным мягким движением поднимайте ее к реберной дуге. Затем плавно под углом опускайте к основанию крестцовой кости, при этом мягко и чисто округляя линию таза.
Нарисовав мелкие детали нижней части туловища, приступайте к изображению костного основания нижних конечностей.
Обратите внимание на пример № 4. Верхняя (бедренная), и нижняя (берцовая) костные части нарисованы в небольшой асимметрии, это необходимо для соблюдения пропорциональности скелета. Поэтому, не совершите ошибку.
Колени, обозначенные кружками, приведите в более естественный вид, и своеобразными выступами в основании кости обозначьте сустав.
Этап № 5. Завершающий
Закончив с отдельными анатомическими частями, предайте рисунку естественности и сотрите ластиком все вспомогательные разметочные линии.
Для придания скелету правдивости, проработайте мелкие детали. К примеру, дорисуйте скулы на черепе, подробнее обрисуйте лучевые и локтевые кости рук, тщательно проработайте фаланги пальцев на руках и на ногах. Обрисуйте и выделите большеберцовые, и малоберцовые костные основания, акцентируя внимание на коленном суставе.
По завершению должен получиться скелет, как на примере № 1. Теперь вы мастер по рисованию скелетов.
Погрузитесь в атмосферу творчества и вдохновения, и уже через несколько дней рисование станет неотъемлемой частью Вашей жизни!
Подарите себе возможность созерцать рождение прекрасного!
Как нарисовать скелет человека? Это не так трудно, как кажется на первый взгляд. Используя данный алгоритм, даже начинающий художник справится с этой задачей. Для достижения успешного результата советуем шаг за шагом выполнять рекомендации опытного мастера.
Создаем каркас будущего скелета
Шаг 1. Теперь узнаем поподробнее, как нарисовать скелет карандашом. Сначала рисуем базовый каркас. Для этого необходимо начать с круга для черепа. Круг двумя пересекающимися под прямым углом линиями разделить на 4 сегмента, немного ниже под горизонтальной линией провести еще одну. Под кругом провести контур низа черепа. Нарисовать глазницы, отверстие носа и зубы как показано на рис. 1.
Вертикальную линию черепа продлить ниже - это основа скелета (позвоночник). Добавить линию плеч, параллельно этой линии ниже дорисовать 2 прямые покороче для обозначения основ таза. От плечевой и тазовой линий вниз дорисовать прямыми линиями основу для костей рук и ног соответственно.
Середину позвоночника отметить фрагментом синусоиды. Посередине прямых, обозначающих кости рук и ног, кружочками наметить локтевые суставы и колени. На концах этих прямых овалами отметить будущие кисти и стопы. Строя каркас, сверяйтесь с рисунком 1, который подскажет, как нарисовать скелет правильно.
Рисуем верхнюю часть скелета туловища
Шаг 2. Для начала расстояние между черепом и плечевой линией заполним двумя короткими плоскими овалами для создания видимости шейных позвонков.
Нарисуем ключицы, для чего удлиненными овалами обведем горизонтальные линии по всей длине справа и слева от шеи. Нарисуем одинаковыми по длине плечевую (верхнюю) кость и предплечье (нижнюю). При этом для правдоподобности следует обязательно выделить плечевые и локтевые суставы.
На рисунке 2 хорошо видно, как нарисовать скелет непосредственно грудной клетки. Главное - постараться правильно нарисовать ребра. Ребра - это кости, которые соединены попарно с грудными позвонками. Всего у человека имеется 12 пар ребер, но на рисунке, как правило, рисуют меньше (на нашем рисунке изображено 7 пар ребер).
Если все получилось, половина дела сделана. Переходим в следующему этапу.
Как нарисовать скелет нижней части туловища
Шаг 3. Под костью грудины схематически дорисовываем 4 позвонка. Под ними вытянутым вертикально конусом обозначим крестец.
Нарисовать тазовые кости будет немного сложнее. Если присмотреться к рисунку, контуром они напоминают крылья бабочки. Линия начинается от кости крестца, плавным полукругом поднимается к реберным костям и также плавно под углом опускается к низу крестцовой кости. Получилось то, что в анатомии называется областью малого таза.
Теперь рисуем бедренную (верхнюю) и берцовые (нижнюю) кости обеих ног. При этом обратите внимание, что верхняя кость для соблюдения пропорциональности скелета рисуется на несколько миллиметров длиннее, чем нижняя.
Между собой соединяются бедренная и берцовые кости в области коленной чашечки. На первом рисунке это место обозначалось кружком.
Завершающий этап
Шаг 4. Для придания рисунку естественности необходимо убрать ластиком все осевые (вспомогательные) линии. В конце желательно добавить деталей, чтобы сделать скелет максимально похожим на настоящий. Например, в черепе обязательно дорисовать скулы, более подробно обрисовать лучевые и локтевые кости рук, большеберцовые и малоберцовые кости ног, соединительные суставы, тщательно прорисовать фаланги пальцев кистей рук и ступней.
После завершающего этапа ваш рисунок должен напоминать этот. Если все получилось, то теперь вы знаете, как нарисовать скелет.
Читайте также: